7.2. Индивидуальное здоровье человека, его физическая, духовная и социальная сущность
Индивидуальное здоровье — это здоровье каждого члена общества. В понятие здоровья в настоящее время вкладывается более широкий смысл, чем отсутствие болезней, оно включает в себя дея-тельностные возможности человека, которые позволяют ему улучшить свою жизнь, сделать ее более благополучной, достичь более высокой степени самореализации.
Отметим, что благополучие касается всех сторон жизни человека, а не только его физического состояния. Духовное благополучие соотносится с разумом человека, его интеллектом, эмоциями. Социальное благополучие отражает возможности человека жить безопасно в реальной окружающей среде (природной, техногенной, социальной). Физическое благополучие связано с физическими возможностями человека, с совершенством его тела и продолжительностью жизни.
Таким образом, благополучие человека является определяющим понятием его здоровья. Благополучие человека зависит от его физического, духовного и социального здоровья. Нельзя получить цельного представления о здоровье человека, не принимая во внимание степень влияния на него психических, биологических и социальных процессов, происходящих в повседневной жизни, и его способности приспосабливаться к ним. Ни одна болезнь не ограничена только телом или только психикой. Человек в отличие от остального животного мира наделен творческим разумом и является существом социальным, а значит, обладает биологическим (физическим), духовным и социальным здоровьем. При этом основой здоровья все больше выступает духовная его составляющая.
Это интересно
В доказательство последней мысли обратимся к высказываниям древнеримского оратора Марка Туллия Цицерона. Вот что он написал в своем трактате «Об обязанностях»: «Прежде всего каждому виду живых существ природа даровала стремление защищаться, защищать свою жизнь, т. е. свое тело, избегать всего того, что кажется вредоносным, приобретать и добывать себе все необходимое для жизни: пропитание, пристанище и так далее. Общее всем живым существам стремление соединиться ради того, чтобы производить на свет потомство, и забота об этом потомстве. Но наибольшее различие между человеком и зверем состоит в том, что зверь передвигается настолько, насколько им движут его чувства, и приспосабливается только к окружающим его условиям, мало думая о прошлом и о будущем. Напротив, человек, наделенный разумом, благодаря которому он усматривает последовательность между событиями, видит их причины, причем предшествующие события и предметы не ускользают от него, он сравнивает сходные явления и с настоящим тесно связывает будущее, с легкостью видит все течение своей жизни и подготавливает себе все необходимое, чтобы прожить. Человеку свойственна прежде всего склонность изучать и исследовать истину».
Духовное, физическое и социальное здоровье — это три неотъемлемые составляющие здоровья, которые должны находиться в гармоничном единстве, что и обеспечивает высокий уровень здоровья человека и его благополучие.
Физическое здоровье влияет на духовную жизнь, а духовный контроль обеспечивает необходимую дисциплину для поддержания физического здоровья, а вместе они влияют на социальное здоровье и обеспечивают социальное благополучие.
В спортивной семье растут здоровые дети
Физическое здоровье обеспечивается двигательной активностью, рациональным питанием, закаливанием и очищением организма, рациональным сочетанием умственного и физического труда, временем и умением отдыхать, исключением из употребления алкоголя, табака и наркотиков.
Духовное здоровье обеспечивается процессом мышления, познанием окружающего мира и ориентацией в нем. Достигается духовное здоровье умением жить в согласии с собой, с родными, друзьями и обществом, умением прогнозировать и моделировать события, формировать стиль своего поведения.
Социальное здоровье — это способность человека адаптироваться в природной, техногенной и социальной средах обитания. Достигается оно умением предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций, оценивать их возможные последствия, принимать обоснованное решение и действовать в конкретной опасной или чрезвычайной ситуации, сообразуясь со своими возможностями.
На здоровье и благополучие человека оказывает влияние ряд факторов. Среди них ведущее место занимают физические, социальные и духовные.
Среди физических факторов наиболее важным является фактор наследственности. Исследования свидетельствуют о влиянии наследственности практически на все стороны нашего физического здоровья. Это предрасположенность человека к определенным заболеваниям или наличие врожденных физических дефектов. Степень влияния наследственности на здоровье может составлять до 20%.
Среди социальных факторов необходимо выделить состояние окружающей среды, влияние различных опасных и чрезвычайных ситуаций и организацию защиты населения от их последствий, а также доступный уровень медицинского обслуживания. В сумме они составляют 30%.
Духовный фактор является наиболее важным компонентом здоровья и благополучия. Он включает понимание здоровья как способности к созиданию добра, самосовершенствованию, милосердию и бескорыстной взаимопомощи, создание установки на здоровый образ жизни. Необходимо отметить, что побудить людей вести здоровый образ жизни — трудная задача. Знать, что такое здоровый образ жизни, — это одно, а вести его — совсем другое. Человек склонен повторять те виды поведения, которые приносят удовольствие. При этом зачастую вредные для здоровья действия могут дать на короткое время довольно приятные ощущения. Выбор в пользу здорового образа жизни требует высокого уровня понимания и заинтересованности. Таким образом, духовный фактор во многом зависит от индивидуальности образа жизни. Степень его влияния на здоровье составляет 50%.
В заключение отметим, что каждый человек ответственен за свое здоровье и благополучие. Достижение хорошего уровня здоровья и благополучия — это непрерывный процесс в жизни человека, при котором подразумевается определенная жизненная позиция и повседневное поведение. Для достижения высокого уровня индивидуального здоровья каждый должен стремиться выработать в себе ряд наиболее необходимых качеств, которые способствуют сохранению и укреплению здоровья. Это прежде всего осознанное стремление к соблюдению норм здорового образа жизни, постоянное совершенствование своих физических и духовных качеств, бережное отношение к окружающей природной среде и ее сохранение в силу своих возможностей, воспитание в себе убежденности, что здоровье каждого человека зависит от здоровья окружающей природной среды.
Необходимо переосмыслить свое отношение к личному здоровью и понимать здоровье как личную, так и общественную ценность.
Здоровье человека зависит от внешней окружающей среды (природной, техногенной и социальной) и от умения человека безопасно вести себя в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Значит, для сохранения и укрепления здоровья необходимо постоянно учиться предвидеть опасности, оценивать обстановку и уметь действовать адекватно в складывающейся обстановке для снижения фактора риска для жизни и здоровья, формировать свою индивидуальную систему здорового образа жизни, обеспечивающую духовное, физическое и социальное благополучие.
Вопросы
- Какие составляющие определяют общее состояние здоровья человека?
- Какие основные факторы оказывают влияние на состояние здоровья человека?
- Какова роль физических факторов на здоровье человека?
- Какова роль социальных факторов на состояние здоровья человека?
- Какова роль духовных факторов на состояние здоровья человека?
Задание
Кратко сформулируйте свое понимание индивидуального здоровья человека и покажите влияние на него физических, социальных и духовных факторов.
Источник
Основы индивидуального здоровья человека
Проблема здоровья населения, наряду с проблемами образования, науки и культуры, прочно занимает высшие ранги значимости среди приоритетов любого государства.
В последнее время обоснованную тревогу вызывает состояние здоровья школьников как наиболее массового контингента детей и подростков. Растущая учебная нагрузка, гиподинамия, общий психологический и социальный дискомфорт, антипедагогический и антикультурный характер окружающей среды – все это отрицательно сказывается на здоровье подрастающего поколения, все это необходимо изменить.
В связи с этим одной из приоритетных задач нового этапа реформы системы образования становится сохранение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценностей здоровья и здорового образа жизни. В разработке новой стратегии здоровья должно быть предусмотрено профилактическое направление, включающее преодоление факторов “риска” и активное воспитание человека в гигиеническом режиме с момента рождения. Поскольку установлена зависимость здоровья человека от образа жизни и экологической ситуации, этим направлениям необходимо уделять особое внимание в повседневной жизни.
Насущной психолого-физиологической и педагогической проблемой является восстановление статуса образовательных учреждений как учреждений, призванных растить психически и физически здоровых граждан, формировать у учащихся потребность в хорошем здоровье, учить ответственно относиться, не только к собственному здоровью, но и здоровью других людей, а также к сохранению среды обитания. В процессе личностно-ориентированного обучения наиболее значимой становится комплексная, индивидуальная психофизиологическая и функциональная диагностика, используемая для нацеливания образования на поддержку и развитие самых разных возможностей ученика через процесс сотрудничества со сверстниками и взрослыми. Формирование устойчивой мотивации на потребность в здоровье следует осуществлять через содержание всего общего образования, через коррекционные и оздоровительные средства режима дня, через прикладные элементы и дополнительное образование.
Предложенный курс рассчитан на тесное сотрудничество учащихся и учителей образовательных учреждений, преподающих биологию и физическую культуру, медицинских работников, педагогов-психологов и валеологов.
В результате изученного курса обучающиеся будут знать, как повседневный образ жизни и окружающая среда влияют на состояние здоровья человека.
Будут уметь сознательно управлять мышечными сокращениями в двигательной и дыхательной системах. Владеть теоретическими знаниями и практическими умениями по организации двигательного режима дня.
Владеть теоретическими знаниями и практическими умениями по организации двигательного режима дня.
Программа рекомендована для учащихся 9-х классов. В соответствии с этим, целью прохождения настоящего курса является:
- содействие формированию здорового образа жизни;
- ознакомление с возрастными и индивидуальными особенностями человека;
- создание условий, при которых каждый обучающийся мог систематически и самостоятельно заниматься физической культурой и спортом без вреда для своего здоровья.
Курс рассчитан на 10 часов, предусматривает проведение лекций и практических занятий, и завершается оформлением стенгазеты (плаката) на тему здорового образа жизни.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
программы курсов по выбору для учащихся 9-х классов
ОСНОВЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА
№ п/п | Тема | Всего часов | Теоретические занятия | Практические занятия |
1 | Здоровье как состояние и свойство организма:
| 1 | 1 | – |
2 | Возрастные и индивидуальные особенности адаптации к факторам воспитательно-образовательной среды:
| 2 | 2 | – |
3 | Школьная дезадаптация и состояние нервно-психического здоровья учащихся:
| 1 | 1 | – |
4 | Психологические и педагогические технологии:
| 2 | 2 | – |
5 | Практические занятия:
| 2 | – | 2 |
6 | Контроль:
| 2 | – | 2 |
5 | Итого: | 10 | 6 | 4 |
Содержание программы курсов по выбору
ОСНОВЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА
1. Здоровье как состояние и свойство организма
- Состояние здоровья населения России, здоровье и болезнь, воспроизводство здоровья, формирование здоровья, потребление здоровья, восстановление здоровья, социальное здоровье, физическое здоровье, психическое здоровье.
- Генетический фактор здоровья, хромосомные и генные болезни, наследственные болезни, наследственная предрасположенность.
- Окружающая среда и здоровье, влияние на организм человека энергетических воздействий, динамических и химических характеров атмосферы, водного компонента, физических, химических и механических характеристик поверхности Земли, влияние биосистем местности и ландшафтных сочетаний, влияние климата и т. д.
- Медико-физиологические и психологические аспекты обеспечения здоровья, различные способы диагностики состояния здоровья школьника, возможность применения профилактических мер. Комплекс утренней гигиенической гимнастики. Физкультурные минутки различной направленности.
- Образ жизни и состояние здоровья субъектов образовательного процесса, культурологический аспект образа жизни, личностный компонент, биосоциальный компонент, культура питания, культура движения, культура эмоций, оптимальный двигательный режим.
2. Возрастные и индивидуальные особенности адаптации к факторам воспитательно-образовательной среды
- Особенности возрастных периодов становления человека, факторы, определяющие приспособительные возможности человеческого организма, формирование этих факторов, этапы и уровни развития факторов.
- Роль психовегетативного статуса школьника в адаптации к учебной деятельности, школьная адаптация, особенности адаптации учащихся с различным типом психовегетативной организации.
- Адаптация старшеклассников в процессе профессионального самоопределения, психофизиологические критерии готовности учащихся к профильному обучению, степень психофизиологической готовности учащихся к обучению на повышенном образовательном уровне.
- Профессиональная адаптация, формирование необходимых компонентов – уровень физического развития, здоровье, образование, культура, способности, квалификация, профессиональные знания для работы в сфере общественно полезной деятельности.
3. Школьная дезадаптация и состояние нервно-психического здоровья учащихся
- Факторы и критерии, совокупность признаков, свидетельствующих о несоответствии социо- и психологического и психофизиологического статуса индивида требованиям ситуации школьного обучения. Неуспешность в обучении, систематическое нарушения поведения, нарушения личностного характера, нарушения психосоматического здоровья.
- Степень нарушения здоровья, повышенный и высокий уровень тревожности и страха, низкие показатели умственной работоспособности и интеллектуальной продуктивности, нарушения психоэмоционального статуса, низкая успеваемость, гиперактивность и нарушение внимания.
- Неадекватное поведение.
4. Психологические и педагогические технологии
- Четкое разделение показателей продуктивности и цены определенных затруднений, уровень развития и тренированности врожденных психофизиологических механизмов, сознательное управление мышечными сокращениями в двигательной и дыхательной системах.
- Биоуправление и оптимизация работоспособности школьников, тренинг, направленный на изменение физиологических функций организма, повышение стрессоустойчивости, переутомление. Комплекс технологий, способствующий повышению работоспособности учащихся.
- Влияние физических нагрузок на организм школьника, гиподинамия, физические нагрузки, лечебная и физкультурно-оздоровительная работа.
- Двигательная активность в подростковом возрасте и ее влияние на развитие всех систем организма.
- Познавательно-развивающая технология физического воспитания.
- Процессразвития личности, процесс формирования здоровья, процесс физического воспитания, развитие способностей, двигательная деятельность.
- Система непрерывного физического воспитания, урочные и внеурочные формы физического воспитания, двигательный режим дня, система дополнительного образования.
5. Практические занятия
- комплекс утренней гигиенической гимнастики,
- комплексы физкультурных минуток различного направления,
- соревнования по спортивным играм (баскетбол, волейбол, настольный теннис) среди слушателей курса.
6. Контроль
- Оформление наглядной агитации на тему “Здоровый образ жизни в нашем образовательном учреждении” (стенгазета, плакат и т.д.).
Приложение № 1
Комплекс утренней гигиенической гимнастики
1 — руки через стороны поднять вверх, подняться на носки, потянуться, вдох.
Повторить 7 — 8 раз.
2. И.п. — стойка, руки на пояс, ноги врозь.
Источник