ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Физическое развитие — совокупность морфологических и функциональных признаков организма, позволяющих определить запас его физических сил, выносливость и работоспособность.
Физическое развитие является одним из показателей состояния здоровья населения (см.). Физическое развитие человека характеризуется весом и формой тела, состоянием нервной регуляции и утомляемостью. Размеры тела как конечный результат процесса роста (см.) тесно связаны со всем комплексом функциональных свойств: основным обменом (см.) и отдельными видами метаболизма (см. Обмен веществ и энергии), гормональными и нейротрофическими регуляторами (см. Гормональная регуляция, Трофика) и др. Вследствие этого морфологический тип имеет основное значение в характеристике Физического развития человека, а физиологические тесты характеризуют отдельные свойства организма. При высокой и положительной связи структурных и функциональных показателей организма морфол. характеристика позволяет дать непосредственную оценку запаса физических сил. Для определения морфологического (структурного) типа используют показатели основных размеров тела. Ф. р. детей и подростков отражает закономерность роста и развития, процесс созревания организма, а также его морфофункциональное состояние в каждом возрастном периоде. Ф. р. человека в онто- и филогенезе зависит как от биол. факторов (наследственность, изменчивость), так и от сложного комплекса социальных, экономических, гигиенических, климатогеографических и других условий окружающей среды (см.). Под влиянием неблагоприятных факторов оно снижается, улучшение условий способствует повышению уровня Ф. р. Зависимость Ф. р. от социальных факторов была установлена рядом отечественных и зарубежных ученых. В конце 19 века Ф. Ф. Эрисман, изучавший физическое развитие рабочих-текстилыциков разных профессий Глуховской мануфактуры и их детей, установил, что физическое развитие рабочих, и особенно их детей, в значительной степени зависит от социально-бытовых условий — чем хуже условия жизни, тем более низкими были показатели Ф. р. В Англии, по данным Дейли (W. A. Daley, 1944), дети рабочих имели меньшие вес тела и рост, чем дети из зажиточных семей. Рабочая молодежь Парижа имела более низкие показатели Ф. р., чем молодежь богатых районов.
В СССР в период Великой Отечественной войны с ухудшением условий быта и питания отмечалось снижение уровня Физического развития населения, особенно детей в прифронтовых районах и на временно оккупированных территориях. Специальные меры Советского государства по ликвидации санитарных последствий войны (см.) способствовали быстрому восстановлению уровня Ф. р. детского населения. Уже в 1946 г. выявились положительные сдвиги в показателях Ф. р. детей, а к началу 50-х гг. почти во всех возрастных группах детского населения было отмечено их соответствие показателям довоенного периода. К середине 50-х гг. почти повсеместно Ф. р. детей превзошло данные предвоенных лет и продолжало улучшаться. В последние 30 лет в СССР и других социалистических странах отмечается благоприятная динамика Ф. р. детей, этому способствует дальнейшее повышение жизненного уровня населения, рациональное питание (см.), благоприятные условия для воспитания и обучения подрастающего поколения, широкое развитие физической культуры и спорта (см.). Улучшение показателей Ф. р. детей всех возрастов происходит не только за счет благоприятной динамики процессов роста организма, но и за счет ускорения его развития (см. Акцелерация).
Взаимосвязь Ф. р. и состояния здоровья особенно проявляется в растущем организме. Наличие хрон. заболеваний отрицательно влияет на уровень Ф. р. детей, нарушаются сроки возрастного развития, отмечается дисгармоничность морфофункционального статуса.
При изучении Физического развития применяется унифицированная методика антропометрических исследований (см. Антропометрия). Из всего многообразия морфологических и функциональных признаков чаще всего определяются: длина тела (рост), вес тела (см.), окружность грудной клетки, жизненная емкость легких (см.), мышечная сила рук, становая сила (см. Мышечная работа); оцениваются особенности телосложения, состояние опорно-двигательного аппарата, форма позвоночника, грудной клетки, ног, осанка; определяются степень жироотложения и развития вторичных половых признаков. Программа исследования Ф. р. может меняться в зависимости от обследуемых контингентов и целей исследований. Индивидуальная оценка Ф. р. проводится путем сопоставления показателей отдельных признаков со стандартами или типовыми средними величинами. Для получения средних показателей Ф. р. проводится обследование больших групп практически здоровых людей в относительно короткий срок (генерализирующий метод). Результаты измерений обрабатываются методами вариационной статистики (см. Статистика санитарная). Полученные средние показатели являются стандартами Ф. р. соответствующих групп населения. Общепринятых стандартов Ф. р. не существует. Для каждой возрастно-половой группы населения данной территории рассчитываются шкалы регрессии Ф. р. (см. Корреляционный анализ), по к-рым проводится индивидуальная и групповая оценка Ф. р. населения.
Особую ценность представляет разработка так наз. зональных стандартов Ф. р. населения однотипных территорий, сходных по географическим, экономическим и экологическим условиям.
При изучении Ф. р. детей и подростков применяют также индивидуализирующий (продольный) метод, т. е. метод динамического наблюдения в течение ряда лет. Этот метод позволяет выявить особенности роста и развития каждого индивидуума, связанные с конкретными условиями жизни (характером питания, режима, перенесенными заболеваниями и др.). Стандарты Ф. р. и разработанные на их основе специальные оценочные таблицы (таблицы корреляции или шкалы регрессии по длине тела) широко используют в практике медицинских учреждений (особенно детских) для индивидуальной оценки Ф. р.
Для оценки Физического развития индивидуума раньше использовался метод индексов, основанный на сопоставлении двух и более антропометрических величин, исходя из существующих между ними связей. В последующем получил распространение метод оценки по величине сигмальных отклонений: антропометрические показатели Ф. р. индивидуума сравниваются со средними показателями возрастно-половой группы, полученную разницу делят на среднее квадратическое отклонение (сигму), по величине полученного результата судят о степени приближения данного признака к среднему (стандартному). Недостаток этого метода заключается в изолированной оценке каждого показателя физического развития, вне корреляционной связи с другими, поэтому предпочтительнее пользоваться шкалами регрессии. Однако их применение нежелательно при оценке Ф. р. лиц, с непропорциональным телосложением.
На основе шкал регрессии и стандартов физического развития разрабатываются графические сетки, диаграммы роста, график каналов и уровней Ф. р. Они наглядны и относительно удобны в работе. Более современным методом оценки Ф. р. является использование нелинейной регрессивной модели для оценки одновременно трех показателей основных размеров тела (вес, рост, окружность грудной клетки) — метод множественной корреляции или многомерный корреляционный анализ (см.). В последние годы предложен комплексный метод оценки Физического развития, позволяющий определять биологический уровень развития и гармоничность морфофункционального статуса организма человека.
Библиогр.: Апанасенко Г. Л. Оценка физического развития, Гиг. и сан., № 12, с. 51, 1988; Башкиров П. Н. Учение о физическом развитии человека, М., 1962, библиогр.; Куркин П. И., Статистика физического развития рабочего населения, М., 1925; Максимова Т. М. и др. Некоторые вопросы изучения статистического распределения основных признаков физического развития населения, Сов. здравоохр., № 4, с. 31, 1981; Материалы по физическому развитию детей и подростков городов и сельских местностей СССР, сост. А. Б. Ставицкая и др., в. 3, М., 1977; Физическое развитие современных школьников, под ред. Г. П. Сальниковой, М., 1977, библиогр.; Цейтлин А. Г. Физическое развитие детей и подростков, М., 1963.
Источник
Основными показателями физического развития человека являются показатели здоровья
Под физическим развитием следует понимать комплекс морфологических и функциональных расстройств организма, определяющих массу, плотность, форму тела, структурно-механические качества и выражающихся запасом его физических сил.
На уровень физического развития влияет комплекс социально-биологических, медико-социальных, организационных, природно-климатических факторов. Имеют место различия в физическом развитии населения, проживающего в различных экономико-географических зонах, лиц разных национальностей. Под влиянием длительно действующих неблагоприятных факторов уровень физического развития снижается, наоборот, улучшение условий, нормализация образа жизни способствуют повышению уровня физического развития.
Основными признаками физического развития являются:
1. Антропометрические , т.е. основанные на изменении размеров тела скелета человека и включающие:
а) соматометрические — размеры тела и его частей;
б) остеометрические — размеры скелета и его частей;
в) краниометрические — размеры черепа.
2. Антропоскопические , основанные на описании тела в целом и отдельных его частей.
К антропоскопическим признакам относятся: развитие жирового слоя, мускулатуры, форма грудной клетки, спины, живота, ног, пигментация, волосяной покров, вторичные половые признаки и т.д.
3. Физиометрические признаки, т. е. признаки, которые определяют физиологическое состояние, функциональные возможности организма. Обычно они измеряются с помощью специальных приборов. К ним относятся: жизненная емкость, легких (измеряется с помощью спирометра), мышечная сила кистей рук (измеряется с помощью динамометра) и т. д.
Оценка физического развития имеет важное значение для многих областей медицины.
Клинико-диагностическое значение оценки физического развития нашли свое место в так называемой конституциональной диагностике, т. е. определении конституциональной предрасположенности и конституциональных особенностей течения заболевания. Показатели физического развития используются для выявления антропометрических маркеров риска ряда заболеваний и патологических состояний.
Антропометрические показатели используются для контроля за физическим развитием детей и оценки эффективности проводимых оздоровительных мероприятий. Они необходимы для определения режима жизни и физической нагрузки ребенка.
Оценка биологического возраста важна для определения школьной зрелости, спортивных возможностей ребенка, используется в судебно-медицинской практике.
В статистике ряд антропометрических показателей являются важнейшими критериями для определения таких понятий, как «живорожденность», «мертворожденность», «недоношенность», «масса тела при рождении» и т. д.
Физическое развитие имеет важное медико-социальное значение. Уровень физического развития населения во многом говорит о социальном благополучии в обществе. Нарушения физического развития могут свидетельствовать о неблагоприятных условиях и образе жизни ребенка и должны являться одним из критериев для определения уровня социального риска семьи, выделения социального неблагополучия семей, требующих мер медико-социального воздействия.
Изучение физического развития включают в себя:
1) изучение физического развития и его закономерностей в различных возрастно-половых группах населения и сдвигов за определенные промежутки времени;
2) динамическое наблюдение за физическим развитием и здоровьем в одних и тех же коллективах;
3) разработку мер региональных возрастно-половых стандартов для индивидуальной и групповой оценки физического развития детей;
4) оценку эффективности оздоровительных мероприятий.
В зависимости от цели исследования программы оценки физического развития варьируют в широких пределах — от оценки массы, длины тела и окружности груди, до анализа 60 измерительных и описательных признаков.
Независимо от объема признаков для получения точных результатов необходимо соблюдать ряд стандартных условий, а именно: оценка должна проводиться в утреннее время, при оптимальном освещении, наличии исправного инструментария, использовании унифицированной методики и техники измерения.
Антропометрия проводится с помощью специальных инструментов: антропометра, ростомера, сантиметровой ленты, толстостных и скользящих циркулей, циркулей-калиперов и т. д. Для антропоскопии используются шкалы, муляжи, схемы. Физиометрию проводят на специальных приборах. Для оценки физического развития может быть использована фотография (т.е. метод стереофотограммометрии).
Наблюдение за физическим развитием детей должно начинаться с момента рождения и регулярно продолжаться в детских поликлиниках, детских дошкольных учреждениях, школах в сроки установленные специальными приказами. Результаты оценки вносятся в «Историю развития новорожденного» (ф. 097/у), «Медицинскую карту ребенка» (ф. 025/у).
У взрослого населения регулярной оценки физического развития не производится.
Для изучения, анализа и оценки физического развития применяются генерализирующий и индивидуализирующий методы наблюдения.
Генерализирующий метод представляет собой наблюдение за определенной, достаточно большой группой детей, в которой индивидуальные антропометрические данные суммируются и при обработке получают средние данные физического развития на определенный момент, характеризующие данную группу.
Индивидуализирующий метод представляет собой тип длительного наблюдения за развитием каждого отдельного ребенка.
Для получения средних показателей физического развития проводится обследование больших групп практически здоровых людей различного возраста и пола. Полученные средние показатели являются стандартами физического развития соответствующих групп населения.
Общепринятых стандартов физического развития не существует. Различные условия жизни в различных климато — географических зонах, в городах и сельской местности, этнографические различия обуславливают различный уровень физического развития населения. В соответствии с этим определяются местные или региональные стандарты физического развития.
Местные стандарты должны уточняться примерно через 5 лет в связи с постоянно меняющимися условиями и образом жизни.
Оценка физического развития индивидуума осуществляется путем сравнения его показателей со стандартами и определения степени отклонений от средних величин.
Антропометрические показатели, взятые в отдельности, не могут полно охарактеризовать уровень физического развития организма. Оценка физического развития должна осуществляться по совокупности всех морфологических и функциональных признаков с учетом других показателей здоровья.
Источник
Показатели физического развития человека.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГЕОЛОГОРАЗВЕДОЧНЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ имени СЕРГО ОРДЖОНИКИДЗЕ»
МГРИ-РГГУ
Реферат
Физическое развитие.
Понятие здоровья, его содержание и критерии. Принципы индивидуального здоровья
Выполнил: Мустафин Р.И.
Проверил зав кафедрой
1. Физическое развитие
1.1. Особенности физического развития
1.2. Показатели физического развития человека
1.3. Факторы, влияющие на физическое развитие
1.4. Оценка физического развития
2. Понятие здоровья, его содержание и критерии. Принципы индивидуального здоровья
2.1. Понятие здоровье
2.2. Критерии здоровья
2.3. Функциональные резервы организма
2.4. Принципы индивидуального здоровья
ВВЕДЕНИЕ
Жизнь человека — это непрерывный процесс развития, в котором последовательно проходят следующие этапы: созревание, зрелый возраст, старение. Рост и развитие — это две взаимосвязанные и взаимообусловленные стороны одного и того же процесса. Рост — это количественные изменения, связанные с увеличением размеров клеток, массы как отдельных органов и тканей, так и всего организма. Развитие — качественные изменения, дифференцировка тканей и органов и их функциональное совершенствование. Рост и развитие протекают неравномерно.
Физическое развитие организма подчиняется биологическим законам и отражает общие закономерности роста и развития. Подчиняясь биологическим закономерностям, физическое развитие зависит от большого количества факторов и отражает не только наследственную предрасположенность, но и влияние на организм всех средовых факторов.
Физическое развитие остается одним из важнейших показателей здоровья и возрастных норм совершенствования, поэтому практическое умение правильно оценить его, будет способствовать воспитанию здорового поколения.
Физическое развитие
Особенности физического развития.
Физическое развитие человека — это естественный процесс, при котором происходит развитие нашего организма. Оно имеет прямую зависимость от социального уровня жизни, наследственных факторов, занятий физической культурой, от условий обучения и воспитания.
Различают 3 уровня физического развития: низкий уровень, средний и высокий. Его определяют по параметрам: роста, веса, пропорциям отдельных частей тела, объёма грудной клетки, развития стопы.
Физическое развитие человека один из важных признаков в процессе становления и формирования организма, который берёт своё начало ещё с раннего возраста. Каждый возрастной период отличается характерными особенностями роста частей тела, созревания физиологических систем организма.
Соответствующие нормативы физического развития прослеживаются в медицинских учреждениях: детских поликлиниках, подростковых кабинетах, врачебно-физкультурных кабинетах.
Показатели физического развития человека.
В основе оценки физического развития лежат параметры роста, массы тела, пропорции развития отдельных частей тела, а также степень развития функциональных способностей его организма (жизненная емкость легких, мышечная сила кистей рук; развитие мускулатуры и мышечный тонус, состояние осанки, опорно-двигательного аппарата, развитие подкожного жирового слоя, тургор тканей), которые зависят от дифференцировки и зрелости клеточных элементов органов и тканей, функциональных способностей нервной системы и эндокринного аппарата. Исторически сложилось, что о физическом развитии судят главным образом по внешним морфологическим характеристикам. Однако, ценность таких данных неизмеримо возрастает в сочетании с данными о функциональных параметрах организма. Именно поэтому для объективной оценки физического развития, морфологические параметры следует рассматривать совместно с показателями функционального состояния.
1. Аэробная выносливость — способность длительно выполнять работу средней мощности и противостоять утомлению. Аэробная система использует кислород для превращения углеводов в источники энергии. При длительных занятиях в этот процесс вовлекаются также жиры и, частично, белки, что делает аэробную тренировку почти идеальной для потери жира.
2. Скоростная выносливость — способность противостоять утомлению в субмаксимальных по скорости нагрузках.
3. Силовая выносливость — способность противостоять утомлению при достаточно длительных нагрузках силового характера. Силовая выносливость показывает насколько мышцы могут создавать повторные усилия и в течение какого времени поддерживать такую активность.
4. Скоростно-силовая выносливость — способность к выполнению достаточно длительных по времени упражнений силового характера с максимальной скоростью.
5. Гибкость — способность человека выполнять движения с большой амплитудой за счет эластичности мышц, сухожилий и связок. Хорошая гибкость снижает риск травмы во время выполнения упражнений.
6. Быстрота — способность максимально быстро чередовать сокращение мышц и их расслабление.
7. Динамическая мышечная сила — способность к максимально быстрому (взрывному) проявлению усилий с большим отягощением или собственным весом тела. При этом происходит кратковременный выброс энергии, не требующий кислорода, как такового. Рост мышечной силы часто сопровождается увеличением объема и плотности мышц — «строительством» мышц. Помимо эстетического значения увеличенные мускулы менее подвержены повреждениям и способствуют контролю веса, так как мышечная ткань требует калорий больше, чем жировая, даже во время отдыха.
8. Ловкость — способность выполнять координационно-сложные двигательные действия.
9. Состав тела — соотношение жировой, костной и мышечной тканей тела. Это соотношение, отчасти, показывает состояние здоровья и физической подготовки в зависимости от веса и возраста. Избыточное содержание жировой ткани повышает риск развития болезней сердца, диабета, повышения артериального давления и т. д.
10. Рост весовые характеристики и пропорции тела — эти параметры характеризуют размеры, массу тела, распределение центров масс тела, телосложение. Эти параметры определяют эффективность определенных двигательных действий и «пригодность» использования тела спортсмена для определенных спортивных достижений.
11. Осанка — комплексная морфофункциональная характеристика опорно-двигательной системы, а также его здоровье объективным показателем которого являются положительные тенденции в выше перечисленных показателях.
Источник