Меню

Основные уровни ценности здоровья

Статья на тему: «Процесс организации здорового образа жизни.»

Процесс организации здорового образа жизни.

От состояния здоровья человеческого организма во многом зависит жизнь человека. Все стороны деятельности личности — производственно-трудовая, семейная, бытовая, духовная, учебная и другие определяются уровнем здоровья. Организация здорового образа жизни человека — основной фактор, который влияет на уровень здоровья. «Здоровье», как понятие — это нормальное психосоматическое состояние человека. Оно отражает его физическое, психическое и социальное благополучие и обеспечивает полноценное выполнение трудовых, социальных и биологических функций.

По самой сути, здоровье — это естественная, абсолютная и непреходящая жизненная ценность. Она занимает верхнюю ступень иерархической лестнице ценностей и в системе таких категорий человеческой жизни, как интересны и идеалы, гармония, красота, смысл и счастье жизни, творчество, программа и ритм жизнедеятельности.

По мере того, как растет благосостояние населения, удовлетворение его естественных первичных потребностей растет и ценность здоровья.

Выделяют три уровня ценности здоровья: биологический, социальный, личностный.

· биологический — здоровье, которое изначально предполагает самостоятельную регуляцию организма в гармонии с физиологическими процессами;

· социальный — здоровье как мера социальной активности деятельного отношения индивида к миру;

· личностный (психологический) — здоровье как отрицание и преодоление болезни.

Кроме того ценностями выступают биологическое, психофизиологическое состояние человека его жизнь и здоровье, социальные и природные условия общественной жизни человека, в которых происходит формирование, развитие, удовлетворение человеческих потребностей, предметы и средства их реализации — продукты материального и духовного производства.

Ценностный подход требует учитывать мотивационное личностное отношение человека к здоровью, которое выражается не только в форме определенного практического поведения, но и в виде психологического контроля, мнений, суждений. Ценность здоровья не перестает быть таковой, даже если она не осознается человеком; она может быть и скрытой. На практике, почти все люди ценность здоровья осознают только тогда, когда оно находится под серьезной угрозой или совсем утрачено.

В иерархии потребностей здоровье занимает ведущие позиции. Будучи качественной характеристикой личности, здоровье способствует достижению многих других потребностей и целей. Выявлено, что ценность здоровья как средства достижения других жизненных целей для людей важнее, чем ценность здоровья как средства прожить наиболее продолжительную и полноценную жизнь на всех этапах. Эти две характеристики здоровья как социальной ценности находятся в противоречии друг с другом.

Для многих студентов содержание здорового образа жизни отражает результат распространения индивидуального или группового стиля поведения, общения, организации жизнедеятельности, закрепленных в виде образцов до уровня традиционного.

К основным элементам, составляющим здоровый образ жизни относят:

· режим труда и отдыха;

· организацию двигательной активности;

· профилактику вредных привычек.

Человек, который соблюдает устоявшийся режим труда и отдыха, лучше приспосабливается к течению важнейших физиологических процессов. В случае, если резервы адаптации исчерпаны, человек испытывает дискомфорт, утомляемость. Поэтому, необходимо вести хорошо организованный образ жизни, соблюдать режим в учебе, отдыхе, питании, сне и заниматься физическими упражнениями. При ежедневном повторении обычного уклада жизни очень быстро между этими процессами устанавливается взаимосвязь, которая закрепляется цепью условных рефлексов.

Благодаря этому физиологическому свойству, предыдущая деятельность является как бы толчком к последующей, подготавливая организм к легкому и быстрому переключению на новый вид деятельности, что обеспечивают ее лучшее выполнение.

Режим дня — основа жизнедеятельности для всех студентов. У каждого он индивидуальный, соответствует состоянию здоровья, физическому состоянию, интересам и ценностным ориентациям личности. Необходимо обеспечить постоянство того или иного вида деятельности в пределах суток, не допуская значительных отклонений от заданной нормы.

Читайте также:  Лучших кремов для лица здоровье

Сон — обязательная и наиболее полноценная форма отдыха. Обычная норма сна для студентов — 8 часов, необходимо учитывать то обстоятельство, что напряженную умственную деятельность надо прекращать за 1,5 часа до отхода ко сну, так как это затрудняет засыпание, приводит к вялости и плохому самочувствию после пробуждения.

Питание — одним из показателей здорового образа жизни. Каждый студент должен знать принципы правильного питания. Правильное питание — это физиологически полноценный прием пищи с учетом пола, возраста, характера труда и других факторов. Основные принципы ПП: достижение энергетического баланса; установления правильного соотношения между белками, жирами, углеводами; сбалансированность минеральных веществ и витаминов; ритмичность приема пищи.

Режим питания — это главный аспект культуры питания и распределения калорийности пищи в течение суток. К режиму питания следует подходить строго индивидуально. Главное правило — полноценно питаться не менее 3-4 раз в день. Нарушения режима питания (еда в сухомятку, редкие или обильные, беспорядочные приемы пищи) ухудшают обмен веществ и способствуют возникновению заболеваний органов пищеварения, гастритов, холециститов.

У большинства людей, занятых в сфере интеллектуального труда, двигательная активность значительно ограничена. Это присуще и студентам. Негативным последствием этого является гиподинамия и гипокинезия, которые являются причиной многих болезней. Поэтому возникает важнейшая социально-педагогическая задача — определение оптимальных, а также минимально и максимально возможных режимов двигательной активности.

Минимальный объем двигательной активности должен обеспечивать нормальный уровень функционирования организма. Характеризуется он как оздоровительно-профилактический. Оптимальные границы определяют тот уровень физической активности, при котором достигается наилучшее функциональное состояние организма, высокий уровень учебной и другой деятельности. Максимальные границы должны обеспечивать от чрезмерно высокого уровня физических нагрузок, которые могут привести к переутомлению, перетренировке, к снижению эффективности учебной деятельности.

Как уже отмечалось выше, основной формой физического воспитания в вузе являются обязательные учебные занятия в объеме не менее 4-х часов в неделю. Однако, этой формой менее чем на 50% реализуется недельная потребность в двигательной активности. Поэтому не учебные формы занятий именно те, за счет которых реализуется данная потребность.

Профилактика вредных привычек.

Вредные привычки — курение, употребление алкоголя и наркотиков — оказывают пагубное влияние на организм человека, снижают умственную работоспособность. Они не совместимы с занятиями физическими упражнениями, здоровым образом жизни.

Курение — вредная и опасная привычка, которая развивается по принципу условного рефлекса. При курении вместе с табачным дымом поступают многие ядовитые продукты. В основном это никотин и смолистые вещества. Систематическое курение оказывает отрицательное влияние на центральную нервную систему и на организм в целом. Смертельная доза никотина для человека — 50 мг (при выкуривании 1 сигареты в организм поступает около 1 мг никотина). У курильщиков часто отмечаются головные боли, нарушение сна, понижение умственной работоспособности. Курение также вызывает различные заболевания сердечнососудистой и дыхательной систем.

Употребление алкогольных напитков, как и курение, ведет к резким нарушениям здоровья. Установлено, что даже малые дозы алкоголя угнетают тормозные процессы в центральной нервной системе, что нарушает необходимый баланс между тормозными и возбудительными процессами в пользу последних. При этом у человека резко снижаются умственные способности. Он не может быстро и точно мыслить, становится несконцентрированным, нарушается физическая работоспособность, уменьшается скорость двигательных реакций, снижается сила, ухудшается точность движений.

Читайте также:  Наиболее эффективными факторами укрепляющими здоровье являются

Следует особо подчеркнуть социальные негативные последствия алкоголизма. Употребление алкоголя зачастую является причиной уголовных преступлений, травматизма и несчастных случаев. Полный отказ от алкогольных напитков — залог хорошего здоровья, успешной учебы и успеха в жизни.

К числу вредных привычек относится употребление наркотиков. Их основное свойство — способность вызывать состояние эйфории. Приобщение к наркотическим веществам связано с процессом стойкого привыкания к ним. Со временем формируется психическая, а затем и физическая зависимость от наркотиков. При передозировке наркотиков нередки случаи смерти. При привыкании к препарату отказ от него вызывает состояние абстиненции, которое сопровождается спазмами и болями мышц, в пояснице.

Систематическое употребление наркотиков приводит к резкому истощению организма, изменению обмена веществ, психическим расстройствам, ухудшению памяти, появлению стойких бредовых идей, к проявлениям, схожими с шизофренией, деградации личности. Общая деградация наступает в 15-20 раз быстрее, чем при злоупотреблении алкоголем.

Процесс организации здорового образа жизни — это непосредственная обязанность каждого человека, он не вправе перекладывать ее на окружающих. Ведь нередко бывает и так, что человек неправильным образом жизни, вредными привычками, гиподинамией, перееданием уже к 20-30 годам доводит себя до катастрофического состояния и лишь тогда вспоминает о медицине.

Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней. Человек — сам творец своего здоровья, за которое надо бороться. С раннего возраста необходимо вести активный, здороый образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья. здоровье человек отдых

Здоровье — это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь — это важное слагаемое человеческого фактора.

Источник

38. Здоровье (компоненты, уровни ценности). Здоровый образ жизни.

Здоровье является основополагающей ценностью, без которой невозможна полноценная реализация личности. Выделяются три уровня ценности здоровья:

1)биологический (физический) — здоровье как саморегулирующаяся адаптирующая система организма;

2)социальный — здоровье как мера социальной активности индивида;

3)психический — здоровье не как отсутствие болезни, а как стратегия ее преодоления.

Для здоровья необходима эмоциональная устойчивость — умение управлять своими чувствами и эмоциями, успешно осуществлять необходимую деятельность в условиях, вызывающих переживания отрицательных эмоций. Здоровый стиль жизни — это личностно преломленный, творчески переработанный, адаптированный к требованиям саморазвития и воплощенный в жизнь здоровый образ жизни.

39. Факторы, определяющие формирование ценностного отношения к здоровью и физической культуре.

Материально-бытовой фактор отражает удовлетворенность студентов условиями жизнедеятельности, социальным обеспечением, материально-технической оснащенностью.

Социально-демографический фактор раскрывает влияние возраста, пола, семьи, национально-культурных традиций на формирование отношения студентов к здоровью.

Организационно-методический фактор определяет методическое обеспечение, овладение студентами необходимым инструментарием для ведения здорового образа жизни и физкультурно-спортивной деятельности.

Психолого-педагогический фактор определяет качественное психолого-педагогическое обеспечение образовательного процесса, его индивидуализацию на основе личностных особенностей студента, активизацию процессов физического самовоспитания и самосовершенствования.

Личностно-духовный фактор характеризует личностные качества студента и его мотивационно-ценностную направленность на ценности здоровья и физической культуры, саморазвитие и самообразование.

40. Принципы формирования ценностного отношения к здоровью и физической культуре.

Принципы формирования в образовательном процессе — это основные положения, в соответствии с которыми строится целенаправленная, логически последовательная, результативная педагогическая деятельность. Формирование ценностного отношения студентов к здоровью определяет соотношение принципов:

Читайте также:  Сколько времени нужно бегать для здоровья

-единства образовательного, методического учебного процесса;

-непрерывности и преемственности;

-индивидуализации и дифференциации в процессе группового обучения;

-целенаправленности и доступности;

-закономерностей физкультурно-спортивной деятельности;

41. Этапы формирования ценностного отношения к здоровью и физической культуре.

Выделяют три этапа:

1. Подготовительный этап направлен на выявление уровня сформированности ценностного отношения студентов к здоровью и физической культуре, их субъектного опыта в сфере здорового образа жизни и физкультурно-спортивной деятельности.

2. Формирующий этап направлен на деятельное формирование компонентов ценностного отношения к здоровью: мотивационно-ценностного, операционального, эмоционально-волевого, практико-деятельностного.

3. Заключительный этап определяет сравнение результатов диагностики начального и конечного уровней сформированности ценностного отношения студентов к здоровью и физической культуре, постановку целей дальнейшего личностного развития.

42. организация выступает как социальный институт с известным статусом и рассматривается как стационарный объект. В таком значении слово «организация» относится, например, к предприятию, учебному заведению, органу власти, добровольному союзу и т.д.

Здесь организация — это процесс, связанный с сознательным воздействием на объект и, значит, с присутствием фигуры организатора и контингента организуемых.

упорядоченность какого-то объекта. Тогда под организацией понимаются определенные структуры, строение и тип связей как способ соединения частей в целое, специфический для каждого рода объектов. В этом смысле организация выступает как свойство, атрибут объекта.

Руководство — это личное, персональное воздействие одного работника на трудовое поведение других, закрепленное административно-правовыми средствами. В таком смысле руководство имеет ряд особенностей.

Отношения руководства в педагогических организациях строятся на принципе единоначалия, согласно которому одному должностному лицу предоставляется право решения.

Руководство выступает как отношения между разными статусами, уровнями административной структуры, имеющие под собой правовую основу и проявляющиеся в виде односторонней зависимости одного работника (должности) от другого. Руководство — это также отношения между отдельными рабочими функциями общего трудового процесса: одной — более «общей», другой — более «конкретной». В нем объединяются, с одной стороны, функция организации, с другой — исполнение. Наконец, руководство представляет собой отношения между личностями как специфический тип общения. В этом случае рассматривается их социально-психологическое содержание — взаимное признание, влияние, мотивы, стиль, интересы и т.д.

Целью является воздействие руководителя на подчиненных, побуждение их к определенному трудовому поведению как в соответствии с требованиями педагогической системы, так и согласно собственным представлениям. Возможны два основных способа воздействия: прямой (приказ, задание) и опосредованный (через стимулы).

Управление — это процесс влияния на деятельность отдельного работника, группы или организации в целом с целью достижения максимально хорошего результата.

Управление — это очень сложный процесс, поэтому мы постараемся рассмотреть его следующие аспекты: управление деятельностью и управление людьми.

Управление деятельностью можно представить как официальную иерархию организации, оформление должностных инструкций, распорядок трудовой деятельности, выраженные в уставе организации, штатном расписании, правилах и прочих официально — безличностных структурах.

Управление людьми — более сложный процесс, связанный с формированием управленческой команды, организационной или корпоративной культуры, традиций, обычаев, мотивации и ценностной ориентации работников, сплоченности и командного духа в образовательном учреждении и его отдельных подразделениях. Данный процесс сложен и противоречив, требует учета множества иногда диаметрально противоположных факторов.

Управление деятельностью и управление людьми не взаимоисключающие явления: они тесно взаимосвязаны, взаимозависимы и дополняют друг друга.

Мотивация и ценностная ориентация работников

Формирование внутренней среды в организации (корпоративной культуры, эмоционального фона, микроклимата в организации)

Источник

Adblock
detector