Меню

Основные требования организации зож

Основные требования к организации здорового образа жизни

Это первый общий закон, относящийся к любым тренировкам организма: развитию мускулатуры и выносливости, воспитанию прямой осанки и закаливанию, усвоению учебного материала и овладению ремеслом. Небрежение этим законом приводит к печальному итогу.

В старину у силачей была своеобразная тренировка. Они начинали с того, что поднимали и несли новорожденного бычка. Бычок рос, вес его увеличивался, постепенно день за днем увеличивалась и нагрузка атлета.

Древний мудрец говорил: «познай самого себя». Для третьего закона можно повторить: Познай особенности своего организма, его сильные и слабые стороны, постарайся укрепить своё тело, свою волю. Человек в состоянии сделать сам для себя очень многое, резервы нашего организма удивительны.

Конечно, жизнь людей складывается по-разному, каждый человек – его организм – имеет свои особенности, но много есть и общих закономерностей, знать которые необходимо.

К каким закономерностям относятся ритмичность.

Ещё в начале XVIII века стало известно, что для всех живых организмов важнейшей особенностью их деятельности является ритмичность. Ученые установили, что у человека более сорока разных процессов подчинены суточным ритмам. Активнее всего процессы протекают в дневное время. Вот почему сама природа указала нам выполнять работу (учиться) в дневное время, а ночью отдыхать.

Для переваривания пищи требуется примерно три часа, поэтому рекомендуют есть через три-четыре часа, лучше всего четыре раза в день. Заниматься тоже следует ритмично: 45 минут работа, 10-15 минут отдых.

И всю свою жизнь, весь свой режим подчинять определенному ритму, ибо ритмичность есть общебиологическая закономерность, и если мы ей будем следовать, то нашему организму легче станет работать, значит, мы лучше и больше будем успевать.

А теперь подошёл черед и последнего закона. Заключается он в том, что, добиваясь поставленной перед собой цели, нужно одновременно соблюдать постепенность и систематичность, учитывая и свои индивидуальные особенности, и общие биологические закономерности.

Заключение

Охрана собственного здоровья — это непосредственная обязанность каждого, он не вправе перекладывать ее на окружающих. Ведь нередко бывает и так, что человек неправильным образом жизни, вредными привычками, гиподинамией, перееданием уже к 20-30 годам доводит себя до катастрофического состояния и лишь тогда вспоминает о медицине.

Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней. Человек — сам творец своего здоровья, за которое надо бороться. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены, — словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.

Целостность человеческой личности проявляется, прежде всего, во взаимосвязи и взаимодействии психических и физических сил организма. Гармония психофизических сил организма повышает резервы здоровья, создает условия для творческого самовыражения в различных областях нашей жизни. Активный и здоровый человек надолго сохраняет молодость, продолжая созидательную деятельность.

Здоровый образ жизни включает в себя следующие основные элементы: плодотворный труд, рациональный режим труда и отдыха, искоренение вредных привычек, оптимальный двигательный режим, личную гигиену, закаливание, рациональное питание и т.п.

Здоровье — это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Поэтому значение двигательной активности в жизнедеятельности людей играет значимую роль.

Список использованной литературы

1. Агаджанян Н.А. (ред.). Здоровье студентов. — М.: Россия, 1997. — 300 с.

2. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. — М.: ФиС, 1988. — 208 с

3. Гриненко М.Ф., Ефимова Т.Я. Сколько же надо двигаться? — М.: Знание. Сер.: Физкультура и здоровье, № 2, 1985. — 63 с.

Источник

10. Основные требования к организации здорового образа жизни.

Основными элементами здорового образа жизни выступают:

* соблюдение режима труда и отдыха;

* соблюдение режима питания и сна;

* соблюдение гигиенических требований;

* организация индивидуального целесообразного режима двигательной активности;

* отказ от вредных привычек;

* культура межличностного общения;

Организуя свою жизнедеятельность, личность вносит в нее упорядоченность, используя некоторые устойчивые структурные компоненты. Это может быть определенный режим, когда студент, например, регулярно в одно и то же время питается, ложится спать, занимается физическими упражнениями, выполняет закаливающие процедуры. Устойчивой может быть и последовательность форм жизнедеятельности.

Здоровый образ жизни характеризуется направленностью, которая объективно выражается в том, какие ценности им производятся, какие общественные потребности им удовлетворяются, что он дает для развития самой личности.

11. Физическое самовоспитание и самосовершенствование в здоровом образе жизни.

Физическое самовоспитание понимается как процесс целенаправленной, сознательной, планомерной работы над собой и ориентированный на формирование физической культуры личности. Он включает совокупность приемов и видов деятельности, определяющих и регулирующих эмоционально окрашенную, действенную позицию личности в отношении своего здоровья, психофизического состояния, физического совершенствования и образования.

Физическое воспитание и образование не дадут долговременных положительных результатов, если они не активизируют стремление студента к самовоспитанию и самосовершенствованию. Самовоспитание интенсифицирует процесс физического воспитания, закрепляет, расширяет и совершенствует практические умения и навыки, приобретаемые в физическом воспитании. Для самовоспитания нужна воля, хотя она сама формируется и закрепляется в работе, преодолении трудностей, стоящих на пути к цели. Оно может быть сопряжено с другими видами самовоспитания — нравственным, интеллектуальным, трудовым, эстетическим и др.

Основными мотивами физического самовоспитания выступают: требования социальной жизни и культуры; притязание на признание в коллективе; соревнование, осознание несоответствия собственных сил требованиям социально-профессиональной деятельности. В качестве мотивов могут выступать критика и самокритика, помогающие осознать собственные недостатки.

12. Критерии эффективности здорового образа жизни.

Здоровый образ жизни обладает широким позитивным спектром воздействия на различные стороны проявлений организма и личности человека. В поведении это проявляется в большей жизненной энергии, собранности, хорошей коммуникабельности; ощущении своей физической и психо-эмоциональной привлекательности, оптимистическом настрое, умении обеспечить свой полноценный и приятный отдых, целостную культуру жизнедеятельности. В психологическом аспекте достоинства здорового образа жизни обнаруживаются в качестве психического здоровья, хорошем самочувствии, в нервно-психической устойчивости, способности успешно переносить последствия психических стрессов; в хорошо выраженной волевой организации (самообладании, целеустремленности, настойчивости в достижении поставленной цели, решительности), уверенности в своих силах, меньшей подверженности депрессии, ипохондрии, мнительности. В функциональном проявлении можно отметить: более высокое качество здоровья, улучшение адаптационных процессов, повышение работоспособности и тренированности; снижение заболеваемости и болезненных ощущений; более быстрое и полноценное течение процессов восстановления после физической и умственной деятельности; усиление иммунных механизмов защиты организма; активность обменных процессов в организме; усиление половой потенции, нормализация соотношения массы тела и роста; хорошую осанку и легкость походки. Приведенное содержание критериев может быть расширено и детализировано в зависимости от потребностей личности.

Читайте также:  Формировании зож роль фельдшера

Источник

Основные требовании к организации ЗОЖ

Тема

“Основы здорового образа жизни студентов».

Современный человек становится все более активной и все более мощной силой не только планетарной, но и космической. Но, обратив главный свой интерес и свою деятельность на внешний мир, человек упустил из виду самого себя. Изменяя окружающую среду столь кардинально, мы не имеем инстинкта для уверенных безошибочных действий, касающихся вопросов сохранения здоровья.

Проблема здоровья неотделима от проблемы человека, она возникает вместе с человеком и видоизменяется соответственно движению человеческой культуры.

Человек является предметом изучения многих естественных (биология, антропология, медицина) и общественных (социология, психология, история, философия и др.) наук. Но фактически человек в большей степени монополизирован одной наукой — медициной, которая практически представляет собой науку о болезнях. Изучению подлежат и вопросы укрепления и сохранения здоровья. Этим занимается валеология — наука о здоровье. Здоровье есть не отсутствие болезней, а физическая, социальная, психологическая гармония человека, доброжелательные, спокойные отношения с людьми, с природой и с самим собой. Здоровье является наивысшим благом.

Здоровье мы оцениваем по следующим критериям: продолжительность жизни, умственной и физической работоспособности, воспроизводству здорового потомства.

В глобальном плане здоровье человечества определяют следующие факторы:

1. Технико-экономический, связанный с истощением природных ресурсов и влиянием промышленных предприятий на биосферу;

2. Экологический, связанный с экологическим равновесием человека и живой природы при глобальном загрязнении окружающей среды;

4. Медико-генетический, включающий вопросы здоровья, наследственности, обнаружения, профилактики и лечения болезней.

5. Социально-психологические, затрагивающие вопросы взаимоотношений, психофизического комфорта жизни.

Удельный вес факторов, определяющих риск для здоровья:

Сферы Значение для здоровья %
Образ жизни 49 — 53 Вредные условия труда, плохие материально-бытовые условия, стрессовые ситуации, гиподинамия, непрочность семей, одиночество, низкий образовательный и культурный уровень, чрезмерно высокий уровень урбанизации, несбалансированное, неритмичное питание, курение, злоупотребление алкоголем и лекарствами и др.
Генетика, биология человека 18 – 22 Предрасположенность к наследственным и дегенеративным болезням.
Внешняя среда, природно-климатические условия 17 – 20 Загрязнение воздуха и воды канцерогенами, другие загрязнения воздуха, воды и почвы, резкая смена атмосферных явлений, повышенные гелиокосмические, магнитные и другие излучения.
Здравоохранение, медицинская активность 8 – 10 Неэффективность личных гигиенических и общественных профилактических мероприятий, низкое качество медицинской помощи, несвоевременность ее оказания.

Жизнь человека зависит от состояния здоровья и степени использования его психофизиологического потенциала. Человечество, каждый индивид в отдельности стремились и стремятся не только к возможно большей продолжительности жизни, но и к более богатому, качественному ее содержанию. Важнейшим условием самореализации человека во всех сферах деятельности является высокий уровень его психосоматической организации. Все стороны жизни человека — производственно-трудовая, учебная, социально-экономическая, политическая, семейно-бытовая, духовная, проведение досуга, получение образования — в конечном счете определяются уровнем здоровья.

Физическое и психическое здоровье необходимо рассматривать в динамике как процесс, изменяющийся на протяжении жизни человека. При достаточно длительном эмоциональном и интеллектуальном напряжении некоторые физиологические показатели (АД, ЧСС и т.д.) могут в умеренных пределах выходить за границы условий нормы и долго сохраняться на этом уровне без каких-либо серьезных отрицательных последствий для самочувствия и состояния здоровья. В то же время ярко выраженные отклонения, от нормы, связанные с переживаниями неопределенной тревоги или беспомощности, могут быть начальными, признаками заболевания.

Чрезвычайно важен при оценке здоровья и психогигиенический аспект, определяющий способность к целостному и приспособленному с учетом требований социальной среды и личных потребностей, не сопровождающиеся неразрешимыми внутренними конфликтами. Способность к такому поведению исключает психоз и психопатические формы поведения.

Благодаря уменьшению числа конфликтов и их более спокойному протеканию, отсутствию столкновений с общественными нормами и принятой моралью у человека создается меньше психотравмирующих ситуаций, что, казалось бы, должно способствовать сохранению психического и физического здоровья. Однако постоянный контроль за своим поведением, невозможность непосредственно отреагировать на неприемлемую ситуацию нередко приводят к хроническому эмоциональному напряжению, которое лежит в основе неврозов и психосоматических расстройств. Существует даже представление о так называемом психосоматическом коромысле: чем больше выражены у человека проявления невроза, тем меньше у него объективных признаков поражения внутренних органов.

При определении здоровья человека необходимо учитывать активность его поведения при постоянном изменении условий жизнедеятельности и самого человека в течение жизни.

Остановка человека в своем саморазвитии отрицательно сказывается на состоянии его здоровья, делает организм уязвимым к любым неблагоприятным факторам, и может быть неспецифической предпосылкой к возникновению тяжелых психосоматических расстройств и заболеваний.

Имеющиеся подходы к определению понятия «здоровье» можно классифицировать следующим образом:

1. Здоровье — это отсутствие болезней.

2. «Здоровье» и «норма» — понятия тождественные.

3. Здоровье как единство морфологических, психоэмоциональных и социально-экономических констант.

Здоровье — является состоянием организма человека, при котором функции всех его органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют болезненные изменения.

Определение, принятое Всемирной организацией здравоохранения, гласит: «Здоровье — это состояние полного физического психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков».

Заслуживает внимание высказывание, что «Здоровье определяет процесс адаптации и создает возможность адаптироваться к изменяющейся внешней среде, к росту и старению, к лечению при нарушениях, страданиями и мирному ожиданию смерти»

Представление о здоровье человека чаще всего связывается главным образом с энергетическими показателями силы и выносливости. Современная научно-техническая революция расширяет применение интеллектуально труда, к глубине знаний, и на очереди — эмоциональные качества.

Оригинально определение, что «здоровье — такое состояние организма, которое дает возможность сохранять здоровье, т.е. сохранять способность к восстановлению после химических, физических, инфекционных, психологических или социальных воздействий».

Функциональный подход к понятию здоровья, основан на способности индивида осуществлять биологические и социальные функции, в частности выполнять общественно-полезную трудовую, производственную деятельность.

Здоровье, а также болезнь являются формами жизни со всем присущим им многообразием. По известному определению К. Маркса «болезнь — все та же жизнь, но ограниченная в своей свободе. Болезнь не отменяет, не устраняет здоровья; очень часто имеет место не болезнь, а недостаток здоровья. С позиций общей патологии болезнь — это реакция организма на действие вредных для него факторов характеризующаяся ограничением приспособляемости и жизнедеятельности. Болезнь максимально мобилизует защитные и приспособительные реакции организма.

Главная задача науки и практики — диагностика, сохранение и восстановление здоровья не только больных, но и обладающих неполным здоровьем Архимедов рычаг медицины и здравоохранения не в воздействии на болезни, а в воспроизводстве здоровья, в осуществлении прямого пути к нему через профилактику и диагностику.

Читайте также:  Основы зож факторы разрушающие репродуктивное здоровье

Есть два способа предупреждения болезней: удаление внешних причин (физических, химических, биологических, элементарных, психических, социальных) и внутренних, через оздоровление и укрепление организма.

В связи с функциональным подходом к здоровью возникло понятие «практически здоровый человек» с переходным состоянием между здоровьем и болезнью именуемым «третьим состоянием». В нем находятся истоки большинства предболезненных состояний и болезней.

Самый большой отряд людей «третьего» состояния набирается в результате неправильного питания, систематического употребления алкоголя, курения, малоподвижного и антигигиенического образа жизни. В «третьем» состоянии люди могут находиться годами или всю жизнь, при этом имея ограниченный выбор в социальной профессиональной деятельности, пониженный показатель качества жизни.

За последние 15 лет активизировалось внимание к здоровому образу жизни студентов, что отражает озабоченность общества здоровьем специалистов, выпускаемых высшей школой, снижением их дееспособности в трудовой сфере.

Здоровый образ жизни отражает процессы самоорганизации и самодисциплины, саморегуляции и саморазвития, направленных на полноценную реализацию своих сущностных сил, дарований и способностей.

В условиях здорового образа жизни ответственность за свое здоровье формируется у студента как часть общекультурного развития с присущими ему творческой самоотдачей, работоспособностью, трудовой и общественной активностью, психологическим комфортом.

Содержание здорового образа жизни студентов является результатом распространения индивидуального или группового стиля поведения, общения, организации жизнедеятельности, закрепленных в виде образцов, до уровня традиционного.

Основные элементы здорового образа жизни (ЗОЖ):

· Соблюдение режима труда и отдыха, питания и сна;

· Соблюдение гигиенических требований;

· Организация индивидуального целесообразного режима двигательной активности;

· Отказ от вредных привычек;

· Культура межличностного общения и поведения в коллективе;

· Культура сексуального поведения;

· Содержательный досуг, развивающий личность.

Эти элементы тесно связаны между собой и, влияя друг на друга, усиливают оздоровительный эффект образа жизни. Они проецируют на личность студента, его жизненные планы, цели, запросы, поведение

Используя устойчивые структурные компоненты, личность делает свою жизнедеятельность упорядоченной: например, студент регулярно своевременно питается, вовремя ложиться спать, занимается физическими упражнениями, использует закаливающий процедуры и т.д.

Эти характеристики здорового образа жизни устойчивы по отношению к многочисленным воздействиям окружающей среды. Они образуют своего рода барьеры, ограждающие личность от необходимости постоянно реагировать на многообразие мнений, требований и дают возможность формировать свой стиль поведения.

Здоровый образ жизни во многом зависит от целостных ориентаций и мировоззрения, социального и нравственного опыта.

Сохранение и воспроизводство здоровья находятся в прямой зависимости от уровня культуры. Культура отражает меру осознания и отношения человека к самому себе.

Культура подразумевает не только наличие определенной системы знаний о здоровье, но и соответствующее поведение по его сохранению и укреплению, основанное на нравственных началах.

В деле охраны и укрепления здоровья студентов основная роль отводиться образу жизни. Термин «образ жизни» был введен Гиппократом. Идея о влиянии образа жизни на состояние здоровья содержалась в работах Ибн Сины.

В жизнедеятельности студентов условно можно выделить несколько организационных уровней, тесно взаимосвязанных:

1. Организация материальных и социальных основ жизнедеятельности (организация своего быта в общежитии или дома, стипендиальное обеспечение, материальная помощь родителей).

2. Трудовая деятельность и соответствующие ей приобретенные товары и востребованные услуги.

3. Личностное развитие, охватывающее профессиональную учебную деятельность и самообразование, научно-исследовательскую деятельность.

4. Любительские занятия (увлечения, спорт, художественное творчество, участие в самодеятельности).

5. Профессиональное, дружеское и семейное общение.

6. Восстановление энергетических затрат, связанное с потреблением пищи, соблюдением личной гигиены, пассивным отдыхом, сном.

Осуществляя различные виды жизнедеятельности, студенты расходуют свои жизненные ресурсы, но у каждого это происходит по-разному, что обусловлено как социальным фактором, так и личным выбором. Одни студенты используют свободное время больше для чтения, другие — для занятий спортом, третьи — для общения.

Учитывая затраты времени и сил на общение, студенты, более активно включаются в процессы взаимодействия, где происходит усвоение знаний, навыков, образов поведения, культурная жизнь наполняется новым содержанием. Уделяя больше внимания учебной или любительской деятельности, размышлениям о жизни, о себе, студент как бы обособляется, что помогает ему направить в правильное русло творческую деятельность, сопоставить происходящие в жизни события, разрешить личные и социально значимые проблемы.

Образ жизни нельзя навязать студенту извне. Обладая определенной автономностью и ценностью, каждая личность формирует свой образ действий и мышления. Она способна оказать влияние на содержание и характер образа жизни коллектива, в котором находиться. Взаимосвязь условий жизни, социальной среды и образа жизни имеет гибкий, подвижный характер. Можно говорить о стратегическом и тактическом способах регуляции образа жизни студента. Стратегическая регуляция предполагает высокую согласованность личного отношения, реальной деятельности и поведения личности. Тактический способ – скорее обстоятельственный, без осознания студентом целостности своего образа жизни, происходящий как результат внешних жизненных обстоятельств.

Саморегуляция жизнедеятельности личности выражается в стиле жизни. Это поведенческая система, характеризующаяся определенным постоянством её компонентов и обеспечивающая достижение намеченных целей с наименьшими физическими, психическими и энергетическими затратами. Становясь привычкой, стиль жизни приобретает некоторую свободу от сознательного контроля.

В целом: жизнедеятельность студентов характеризуется неупорядоченной, хаотической организацией: несвоевременный прием пищи, систематическое недосыпание, малое пребывание на свежем воздухе, недостаточная двигательная активность, отсутствие закаливающих процедур, самостоятельной учебной работы ночью, курение и др. Накапливаясь в течение, учебного года, негативные последствия такой организации жизнедеятельности наиболее ярко проявляются ближе к его окончанию. За 5-6 лет обучения эти процессы существенно влияют на состояние здоровья студентов. При условной оценке за 100% состояния здоровья на I курсе, он соответственно снижается до 92% на 2 курсе, 83% на 3 курсе и до 75% на 4 курсе. Основными приобретенными заболеваниями студентов становятся неврастения, вегетоневроз, гипертоническая болезнь и другие.

Здоровье — это естественная, абсолютная и не проходящая жизненная ценность, занимающая самую верхнюю ступень на иерархической лестнице ценностей а также в системе таких ценностей как интересы, идеалы, гармония, красота, смысл и счастье жизни, труд, программа и ритм жизни. По мере роста благосостояния, удовлетворения его естественных потребностей в пище, жилье и других благах относительная ценность здоровья все больше будет возрастать.

Можно выделить три уровня ценности здоровья:

1. Биологический — изначальное здоровье, предполагающее совершенную саморегуляции организма, гармонию физиологических процессов и высокий уровень адаптации;

2. Социальный — здоровье как мера социальной активности, деятельного отношения к миру;

3. Психологический (личностный) — здоровье, как отрицание болезни.

Ценностями могут выступать биологическое, психофизическое состояние человека (жизнь, здоровье, норма и т.д.), условия общественной жизни (социальные и природные), в которых происходит формирование, развитие, удовлетворение потребностей. Ценность здоровья не перестает быть таковой, даже если она не осознается человеком. Как показывает практика, большинство людей ценность здоровья осознают только тогда, когда оно находится под серьезной угрозой и почти утрачено.

Читайте также:  Всероссийский образовательный портал молодежное движение за зож

Здоровье в иерархии ценностей занимает у человека ведущие позиции. Так, при обследовании 1700 студентов 1-4 курсов здоровье как общечеловеческая, фундаментальная ценность получило высокую оценку у 82,5% девушек и у 71,2% юношей. При этом здоровье соотносится с другими общечеловеческими ценностями: удачной семейной жизнью, всесторонним и гармоничным развитием, интеллектуальными способностями, порядочностью и др. По данным исследований 54,2% считают, что «здоровье — самое главное в жизни», 35,7% — «здоровье — необходимое условие полноценной жизнедеятельности». По мнению 3% существуют ценности ради которых можно «поступиться здоровьем». 5% опрошенных предпочитают жить не думая о здоровье. Удельный вес первой позиции – «Здоровье самое главное в жизни» — пропорционально возрастает по мере увеличения возраста и уменьшается с повышение уровня образования.

Здоровье способствует достижению многих других потребностей и целей. Использование своего здоровья как единственного средства для достижения жизненных целей, да еще в условиях эмоционального кризиса, приведет к его растрате, в то время как его сохранение и укрепление предполагают активную заботу человека о своем физическом и: психическом благополучии. Противоречие между двумя жизненно важными ценностями: достижение материального благополучия и необходимостью быть здоровым — полностью разрешено на пути совершенствования условий и качества жизни людей.

Отношение к здоровью обусловлено воспитанием и обучением, окружающей личность средой общения и преобладающими в ней ценностями.

Можно выделить два диаметрально противоположных типа поведения по отношению к здоровью: разумный и беспечный. Хотя не практике, в реальной жизни такая полярность практически исключена, и мера адекватности отношения к здоровью определяется:

1. Поведением, характеризующимся соответствием действий и поступков человека требованиям здорового образа жизни, а также нормативным требованиям медицины, санитарии, гигиены.

2. .Высказанными мнениями и суждениями, показывающими осведомленность и компетентность индивида.

3. Самооценкой человека своего физического и психического состояния, являющейся своего рода индикатором и регулятором его поведения.

Каждый человек не хочет быть больным. Однако даже во время болезни люди нередко ведут себя неадекватно своему состоянию, не говоря о том, что при отсутствии болезней они далеко не всегда выполняют санитарно-гигиенический требования.

Очевидно, причина несоответствия между потребностью в здоровье и её действительной повседневной реализацией человеком заключается в том, что здоровье обычно воспринимается людьми как нечто безусловно данное, как само собой разумеющийся факт, потребность в котором хотя и осознается, но, подобно кислороду, ощущается нами лишь в ситуации его дефицита.

Иными словами, в состоянии физического и психического благополучия потребность в здоровье как бы не замечается человеком, выпадает из его поля зрения. Но она приобретает характер актуальной жизненной необходимости, особую остроту и значимость в случае его потери или по мере утраты. Чем адекватнее отношение человека к здоровью, тем интенсивнее забота о нем. К сожалению, в обыденном сознании забота о здоровье ассоциируется, прежде всего, с медициной, лечебными учреждениями и врачебной помощью. В этой связи имеет смысл говорить о двух основных типах ориентации по отношению к здоровью.

Первый ориентирован, прежде всего, на усилия самого человека, «на себя», и к нему относятся лица с хорошей самооценкой здоровья – интериалы, склонные приписывать ответственность за результаты своей деятельности собственным усилиям и способностям. Второй — преимущественно «во вне», когда усилиям отводится второстепенная роль, присущ людям с плохой и удовлетворительной самооценкой здоровья — (экстериалы), приписывающим ответственность внешним силам и обстоятельствам.

Изучение ценностных ориентации студентов на здоровый образ жизни (В.М. Лабскир) позволяет условно выделить четыре группы.

Первая группа включает в себя абсолютные общечеловеческие ценности: удачную семейную жизнь, здоровье, всестороннее развитие личности:, интеллектуальные способности, силу воли и собранность, умение общаться, обладание красотой и выразительностью движений.

Вторая группа «преимущественных ценностей» включающая в себя хорошее телосложение и физическое состояние, авторитет среди окружающих.

Третья получила название «противоречивых» за то, что в них одновременно представлены признаки большого и небольшого значения: наличие материальных блат, успехи в работе, удовлетворенность учебой, занятия физическими упражнениями и спортом, хороший уровень развития физических качеств, интересный отдых.

Четвертая группа — «частные» ценности: знания о функционировании человеческого организма, физическая подготовленность к избранной профессии, общественная активность.

Поэтому, пользуясь результатами приведенных в различной литературе исследований, выделяются две важнейшие цели поддержания студентами своего физического состояния:

Уверенно чувствовать себя среди других людей, больше нравиться им, вызывать у них уважение (68% опрошенных) и получать удовольствие от двигательной деятельности, ощущать радость и красоту движений собственного тела, испытывать «мышечную радость», чувствовать высокий мышечный тонус (45% ответов). И, к сожалению, упущена большая значимость физической культуры как средства поддержания работоспособности в учебной деятельности и .повседневной жизни.

Забота женщин о своем физическом состоянии направлена на поддержание «внешних» форм и пропорций телосложения 27 %, соотношение роста и веса тела 54 %; у мужчин забота о развитии, мускулатуры — 61 %, пропорций телосложения и физических качеств — 32 %.

Многообразие сочетаний индивидуального использования оздоровительных средств студентами позволяет условно выделить среди них следующие типы:

Наиболее многочисленную группу студентов можно отнести к «индифферентному типу» отношения к собственному здоровью. У них отсутствует целенаправленное регулирование двигательной активности, занятие физическими упражнениями выполняются от случая к случаю; столь же редко используются закаливание, самомассаж, аутогенная тренировка. Они часто обращаются к обычным, лекарствам при ухудшении, самочувствия. Наряду с этим для них не характерно использование негативных средств. Однако напряженный характер учебной деятельности, неорганизованность в питании, сне, неправильное поведение в коллективе, неудовлетворенность учебой и жизнью в целом может преобразовать «индифферентный стиль» поддержания здоровья в фактор риска.

Для другой группы характерен «избирательный тип» использования компонентов здорового образа жизни — 10-30 % студентов. У них преобладает двигательная деятельность, питание, закаливание.

Третья группа ориентирована лишь на использование регулируемого питания и прием лекарств — «пассивно-ограниченный тип». Как правило, у студентов этой группы отсутствует целенаправленная двигательная активность и другие важнейшие средства организации здорового образа жизни.

Четвертая группа охватывает студентов, избравших «комплексный тип» использования элементов здорового образа жизни, с его весьма подвижным сочетанием разнообразных компонентов оздоровительной деятельности.

Основные требовании к организации ЗОЖ.

Источник

Adblock
detector