Основные ресурсы социального здоровья
Социальные ресурсы общественного здоровья и здравоохранения
ГОУ СПО «Ржевское медицинское училище»
«Русский крест» рождаемости и смертности, здоровья и нездоровья нации в биологическом регрессе. Социальные ресурсы общественного здоровья востребованы сегодня в комплексе. В наших исследованиях по прогнозируемой модели медицины III тысячелетия [2] мы установили, если медицина III тысячелетия в России будет развиваться по пути медицины профилактической на основе стандартного медицинского обеспечения, внедрения передовых медицинских технологий на семейном, местном, региональном и государственном уровнях, то здравоохранению удастся, базируясь на активном самосознании человека, восстановить генофонд нации через превентивную медицину и диспансеризацию; сохранить репродуктивное здоровье населения. Прогнозируемая модель влияет на физическое, духовное здоровье, на восстановление генофонда; определяет факторы своей реализации: социальные, политические, экономические, экологические; высвечивает актуальные потребности человека: духовные, творческие, интеллектуальные, социальные, эмоциональные, безопасности и признания.
Прорабатывая вышеназванную модель, акценты сделаны на детях, подростках, молодежи, так как государственные программы оздоровления целесообразно начинать с планомерного укрепления здоровья детского населения, чтобы в будущем здоровые родители начали рожать здоровых детей. Первичная профилактика с ее возможностями позволит существенно улучшить здоровье нации. Нужно развивать системы профессиональной медицинской помощи семье, начиная с пренатальной профилактики. Целесообразна организация мобильной медико-психологической помощи детям, подросткам, родителям, учителям и воспитателям с консультациями по обучению здоровому образу жизни в семье. Необходимо возродить и сделать доступными учреждения спортивно-оздоровительного профиля.
Рекомендуя прогнозируемую профилактическую модель медицины III тысячелетия в практику здравоохранения с целью улучшения генофонда нации, через улучшение состояния репродуктивного здоровья подрастающего поколения, мы исходим из принципа – забота о здоровье народа начинается с малой Родины.
Результаты исследования проблемы «Образ жизни и здоровье студентов Ржевского медицинского училища» [5] выявили проблемы студенческой молодежи в связи с нездоровым образом жизни, неполноценным питанием. Именно отсюда у студентов жалобы на головокружения, сердцебиение, изменение ногтей. Прилавки магазинов переполнены продуктами питания с содержанием синтетических консервантов, ароматизаторов. Господствует индустрия нездорового питания, ее реклама в средствах массовой информации. А статистика заболеваемости студенчества в г. Ржеве и по стране недостаточна.
Мы установили завимисимость экологического районирования г. Ржева от расположения промышленных предприятий и выявили превышение предельно допустимых концентраций отдельных микроэлементов во внешней среде. На примере нашего города, по данным исследования, состояние здоровья населения близко к критическим пределам. Приоритеты в социально-экономической политике муниципалитетов и других административных структур пора отдать защите здоровья населения, особенно в репродуктивном возрасте.
Исследования в динамике 2003–2009 г.г. показывают рост социально-обусловленных заболеваний по риску употребления психотропных препаратов [3, 6, 7] в силу деформации духовных ценностей. Растут алкогольная и никотиновая зависимость среди подростков и студенческой молодежи г. Ржева. Значительна часть инфекционных форм наркомании.
В школьной и студенческой среде пиво, винно-водочные напитки пьют литрами, что существенным образом сказывается на цифрах заболевания алкоголизмом жителей г. Ржева и Ржевского района. Наблюдается тенденция увеличения числа заболеваний ишемической болезнью сердца, гипертонией. Налицо повышенный уровень болезненности населения города. Сегодня молодежь ведет нездоровый образ жизни, начиная с питания и вредных привычек. Лишь 14 % респондентов задумываются о пользе продуктов для здоровья, больше 50 % опрошенных считают, что главное – быстро поесть, даже студенты-медики. Анализируя ряд факторов, что ведут к нездоровью молодежи, убедились и в возникновении проблем репродуктивности.
Поэтому мы совместно с Тверской государственной медицинской академией стали инициаторами и организаторами первой городской конференции «Здоровье малой Родины» (2007 г.) при поддержке администрации г. Ржева, Тверской области, Тверской епархии Русской Православной Церкви, Тверского фонда «Социальная реклама и здоровье». На конференции общими усилиями постарались ответить на вопрос: «Как противостоять отрицательным факторам современной жизни, агрессивности рекламы?». Ответ был один — всеобщими усилиями необходимо построить в Ржеве, а затем и в других городах, индустрию по пропаганде здорового образа жизни (профессор Кириленко Н. П.). Сделать это можно, объединив усилия государственных структур, медицинских учреждений, финансовых возможностей бизнеса, Русской Православной Церкви, учебных учреждений.
В резолюции конференции [7] отмечена необходимость создания фонда «Здоровье малой Родины», который призван разработать мероприятия по первичной профилактике заболеваний. Решение конференции активизирует объединение усилий местного самоуправления, бизнес-сообщества, Русской Православной Церкви по утверждению трезвого здорового образа жизни населения, снижению общей болезненности населения города и района, обусловленных поведенческими факторами риска (алкоголь, наркотики) и нездоровым образом жизни.
Фонд «Здоровье малой Родины» — перспектива, в силу затруднений с благотворительным финансированием. Но объединение усилий уже реальность. Вопросы пролонгированы на городской конференции «Здоровая школа – здоровое поколение» (2009 г.); на «круглом столе» Администрации г. Ржева «Проблема алкоголизма, наркомании как медицинская, социальная, педагогическая. Пути решения» (2010 г.). На данных мероприятиях нами поставлен главный вопрос – что делать?, с конкретным ответом – интегрировать общие усилия города, района и областных структур. Большое внимание необходимо отвести волонтерскому движению наших студентов-медиков в учебных заведениях города. Презентации студентов по результатам научно-исследовательских работ охотно слушают старшеклассники, доверяют своим ровесникам-студентам. Мы через студентов-волонтеров ведем пропаганду здорового образа жизни в техникумах, колледжах, училищах, школах, лицеях и других учреждениях города, района, при выезде на стажировку. Начинают ребята с себя, своих родных и близких.
Максимальная продуктивность — в продолжении сотрудничества с Тверской государственной медицинской академией по всем вышеуказанным направлениям (Кириленко Н. П., Боголюбов С. В., Бармин А. Ф.). В социальных ресурсах общественного здоровья немаловажен и международный опыт повсеместных оздоровительных центров семейного типа в маленьких городах. Пора, наконец, от слов перейти к конкретным делам, обеспечив жесткий контроль и должное финансирование всех федеральных, региональных и муниципальных программ по развитию и реализации ресурсов общественного здоровья.
Кириленко Н. П. и др. Ржаное лекарство – Тверь: ООО «Издательство» Триада», 2006 г. – 32 с.
Михайлов Р. А. и др. Прогнозируемая модель медицины III тысячелетия (научные руководители Покровская М. В., Канаева Н. А., Серебрянникова Н. Н.): сб. XLIX Межвузовская научная студенческая конференция. Тезисы докладов / Твер. гос. мед. акад; под ред. В. А. Соловьева – Тверь, 2003, — 109 с.
Покровская М. В. Содружество преподавателей и студентов ТГМА и РМУ в решении проблемы образа жизни и здоровья студенческой молодежи: Инновации и информационные технологии в диагностической, лечебно-профилактической и учебной работе клиник: мтериалы научно-практической конференции Центрального федерального округа Рос. Федерации с международным участием, г. Тверь (10 – 11 декабря 2009 г.) / Твер. гос. мед. акад.; под ред. М. Н. Калинкина, Б. Н. Давыдова, И. А. Жмакина – Тверь: ООО «Издательство» Триада», 2006 г. – 173 с.
Покровская М. В. Роль научно-исследовательской работы студентов современной системы организационных форм обучения в совершенствовании личности студента: Через инновации в образовании к экономическому росту региона: сб. научных трудов и материалов VI Международной научно-практической конференции, Тверь (20 декабря 2007 г.) / Моск. гос. университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ), Тверской филиал; под ред Н. В. Буянова, И. М. Русанова, И. В. Третьякова – Тверь, Тверской филиал МЭСИ, 2008 – 109 с.
5. Покровская М. В. и др. «Образ жизни и здоровье студентов Ржевского медицинского училища»: книга-сборник лучших научных докладов Всероссийского заочного конкурса научно-исследовательских и творческих работ «Национальное Достояние России» — М. 2009 г. – 1442 с.
6. Плаксива И. В. и др. Наркомания – беда общества (научные руководители Покровская М. В., Канаева Н. А.): сб. XLIX Межвузовская научная студенческая конференция. Тезисы докладов / Твер. гос. мед. акад.; под ред. В. А. Соловьева – Тверь, 2003, — 103 с.
7. Резолюция Первой городской конференции «Здоровье малой Родины» — Ржев, 10.04.2007 г.
Источник
Ресурсы здоровья
Попробуем мысленно разобрать ресурсы здоровья на основные категории, которые поддаются измерению и оценке. Модель, которую мы получим в результате, будет несколько упрощенной, зато максимально наглядной и удобной для прикладного применения.
Питание: исходный ресурс, вещество и энергия, которые и позволяют организму существовать и функционировать. Оценить нутрицевтический статус (пищевой дневник, анализы) и адекватность затратам (ИМТ, процент жира, анализы) в большинстве случаев большого труда не составляет.
Выносливость: один из первых физических параметров, убедительно связанных с уровнем здоровья, во многом благодаря создателю теста имени себя, товарищу Куперу. Измерить выносливость (МПК, VO2 max) также несложно, например, все тем же тестом Купера или альтернативными аналогами.
Сила: в последние годы копится все больше доказательств, что силовые показатели также довольно плотно связаны с продолжительностью жизни и ее качеством.
Подвижность: можно сказать, что это ресурс, позволяющий эффективно и безопасно применять силу и выносливость, за счет способности безопасно выполнять движения с достаточно большой амплитудой. Термин подвижность вместо гибкости (суммарная подвижность в суставах всего тела) я выбрал сознательно, т.к. в этом вопросе суммарная цепь не всегда позволяет заметить слабое звено. Измеряется при помощи специальных тестов.
Привычки: ресурс автоматизации. Могут быть как положительными или полезными (способствующими экономии ресурсов и повышению безопасности — гигиенические привычки; рациональный режим дня, труда и отдыха), так и отрицательными или вредными (которые приводят к избыточным тратам ресурсов и просто наносят прямой вред — думаю, в представлении не нуждаются). На мой взгляд, именно в эту группу можно отнести и достаточное количество сна. Измерить можно при помощи подробного чек-листа с взвешенной оценкой для разных привычек.
Психологический ресурс: все те характеристики психики, которые обеспечивают адаптивность человека и даже некоторый ее избыток, то самое ВОЗовское благополучие из определения «здоровья». Измеряется при помощи различных психологических тестов и опросников, а также при помощи объективных исследований, например, состояния вегетативной нервной системы, что косвенно свидетельствует и о положении дел в высшей нервной деятельности.
Карта ресурсов
Если перечисленные категории объединить в единую диаграмму, можно получить карту ресурсов здоровья:
Каждый из ресурсов может быть оценен, скажем, по десятибальной шкале (и баллы эти будут отличаться, скажем, для спортсмена и работника умственного труда, оценивать необходимо в масштабе), а суммарное представление покажет нам общий уровень здоровья человека и слабые звенья, в первую очередь требующие коррекции.
Например, так будет выглядеть карта ресурсов детренированного человека с низкой работоспособностью и плохим самочувствием (назовем условно такую картинку «пенсионер», большинство людей старшего возраста обладают примерно такими показателями здоровья даже с учетом возрастной группы):
Обладая низкими ресурсами здоровья, человек будет подвержен повышенному риску развитию любых заболеваний, как инфекционных (то, что называют «слабый иммунитет»), так и неинфекционных — сердечно-сосудистых, метаболических нарушений, болезней опорно-двигательного аппарата и т.д. А если болезни уже есть, то шансы выкарабкаться из них будет невысоким, пока внимание будет уделяться только лечению болезней, без укрепления здоровья.
Средний уровень ресурсов здоровья обеспечивает в общем-то сносное существование, но в условиях перегрузок велик шанс на запуск патологического процесса (пойдет под кодовым названием «офисный планктон»):
А целью оздоровительных мероприятий будет подтягивание всех ресурсных линий до хорошего или отличного уровня. Это не гарантирует отсутствие болезней, но существенно повышает шансы на быстрое от них избавление («физкультурник»):
Эволюционно-мотивационное отступление
На этом этапе может возникнуть вопрос: почему так много внимания уделено физическим ресурсам (четыре категории из шести), и меньше психическим, ради которых, по большому счету, все и затевается?
К сожалению, существенно «прокачать» отдельно психику, не трогая физическое тело, не получится.
Причина в том, что человек, как и любой плод эволюции, с одной стороны выглядит как удивительное с точки зрения доступной функциональности творение, а с другой — как система в стиле «костыль на костыле», или по выражению Р. Докинза, «лоскутное одеяло» из доработок и компромиссов.
Возьмите, для примера, глаз, где светочувствительные клетки обращены в обратную от источника света сторону, а прямо посреди сетчатки организован выход зрительного нерва, по причине чего есть довольно большое слепое пятно, а мозг постоянно «дорисовывает» недостающее изображение.
Или тот же мозг — эволюционное нагромождение отделов, между которыми даже толковых интерфейсов не построено (попробуйте замедлить волевым усилием пульс, например, или вызвать искреннюю эмоцию радости).
Откуда эти «костыли» взялись?
Этапность развития живых организмов не позволяет взять и переписать все с чистого листа, учесть все ошибки и выдать чистовой вариант. Все критичные для жизни и размножения технические решения вынуждены оставаться с нами навсегда, даже если они хромают с точки зрения качества.
Поэтому плод человека вынужден повторять эволюционные стадии, любое вмешательство на этом этапе приводило к выкидышу; а человек вынужден смотреть, постоянно «подрисовывая» слепое пятно при помощи видеографики, потому что ранние хордовые были мелкие, полупрозрачные и им было все равно, где появятся фоточувствительные клетки, а потом уже переделать было ничего нельзя, прогресс шел дальше, вернуться назад и решить возникшие проблемы с видео не было никакой возможности.
Так вот, только часть психологических ресурсов и благополучия базируется собственно в нервной системе и ее «программном обеспечении» — психике. При помощи гормонов, медиаторов, вегетативной нервной системы, кровеносной системы и т.д. нервная система крепко привязана к нашему бренному телу, поэтому рассчитывать на хорошее состояние психики (высокую работоспособность и положительный эмоциональный фон) при плохом состоянии физики — не приходится.
Как повысить психическую работоспособность? Как ни странно, но в первую очередь через физическую работоспособность. А через систему тех самых физиологических «костылей» дойдет и до мозга.
Еще один понятный пример — психостимуляторы, при помощи которых можно кратковременно повысить умственную работоспособность, но при длительном применении это ведет к истощению и депрессии, т.к. истощаются физиологические ресурсы организма в целом, их недостаточно для постоянно накрученной нервной системы.
Слабое звено
Согласно Теории ограничения систем, суммарная прочность системы определяется ее самым слабым звеном. Карта ресурсов позволяет выявить слабое звено и направить усилия на его укрепление, что и дает наибольшую результативность.
В качестве умозрительного примера можно рассмотреть как может выглядеть карта ресурсов у человека, увлекающегося бегом и ведущего в целом здоровый образ жизни, но упускающего из виду, например, необходимость развития достаточной силы:
Дисбаланс по оси подвижность-сила повышает риски травм и заболеваний опорно-двигательного аппарата.
Или зеркальный пример, увлеченный фитнесом человек, который также старается вести здоровый образ жизни по всем фронтам, но упускает из внимание дефицит выносливости и подвижности:
Следствием таких упущений также могут быть повышенные риски со стороны опорно-двигательного аппарата, а также определенные риски для здоровья сердечно-сосудистой системы.
Седьмой ресурс
Есть еще один ресурс здоровья, причем крайне значимый. Это социальное окружение (недаром в определении ВОЗ фигурирует не только физическое, психическое, но и социальное благополучие).
Наше окружение существенно влияет на наши привычки, риски, а также является в прямом смысле ресурсом, который в некоторых ситуациях явно используется для поддержания здоровья (от психологической поддержки в трудных ситуациях до возможности получить материальную помощь в случае рисков для здоровья или проявлений болезни).
Любые мероприятия и планы по укреплению здоровья могут быть рассмотрены через призму этих семи ресурсов с обязательным выделением слабого звена, чтобы действия приносили действительно ощутимый результат и строились на надежном фундаменте.
Отбираем интересное, важное и полезное из потока информации о здоровье. Пакуем вместе с комментариями к статьям и тем, что в них не попало, и отправляем в формате еженедельной субботней редакторской рассылки.
Мы не рассылаем спам, никому не передадим вашу почту, и вы всегда можете отписаться в один клик.
Источник