Психологическая помощь людям с ограниченными возможностями
Основные аспекты оказания социальной и психологической помощи людям с ограниченными возможностями. Эмпирическое исследование специфических психологических проблем людей с ограниченными возможностями. Технология оказания психологической помощи людям.
Рубрика | Психология |
Вид | курсовая работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 04.04.2016 |
Размер файла | 78,9 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛОРУСЬ
УО «БРЕСТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра психологии развития
Курсовая работа на тему:
Психологическая помощь людям с ограниченными возможностями.
студентка 4-го курса
Глава 1. Принципы и подходы к оказанию помощи людям с ограниченными возможностями
1.1 Основные аспекты оказания социальной помощи людям с ограниченными возможностями
1.2 Основные аспекты оказания психологической помощи людям с ограниченными возможностями
Глава 2 Направления, формы и технологии оказания психологической помощи людям с ограниченными возможностями
2.1 Эмпирическое исследование специфических психологических проблем людей с ограниченными возможностями
2.2 Технология оказания психологической помощи людям с ограниченными возможностями
Список использованных источников
Приложение 1. Анкета для исследования специфических психологических проблем людей с ограниченными возможностями
Благополучие общества, достойный уровень и качество жизни граждан достигаются не вне, а в границах культурного поля общества.
На сегодняшний день в Беларуси — более 500 тысяч людей с инвалидностью.
Понимание того, что разные могут быть равными, переход от декларации гуманного отношения к инвалидам к конкретным практическим действиям, формирование цивилизованных взглядов на эту проблему в обществе происходит с трудом.
Беларусь идет по пути присоединения к Конвенции ООН «О правах инвалидов», принятой Генеральной ассамблеей ООН в 2006 году. На сегодняшний день наша страна — единственно европейское государство, которое не подписало и не ратифицировало этот документ.
Конвенция накладывает на страну серьезные обязательства, которые требуют нормативно-правовых изменений и финансовых вложений. Документ предполагает, что государством будут обеспечены условия, в которых лица с инвалидностью могли бы пользоваться своими правами наравне с другими гражданами — правом на образование, труд, независимое проживание. Документ устанавливает минимальные стандарты для защиты и обеспечения полного спектра гражданских, политических, социальных, экономических и культурных прав этих людей. Кроме того, документ напрямую запрещает дискриминацию людей с инвалидностью — у людей с ограниченными возможностями появляется возможность обращаться за международной защитой в случае нарушения их прав [6, с. 228].
Особенностью формирования отечественной модели социальной работы является отсутствие исторической преемственности, традиций в силу периодической смены политических режимов в стране, и, как следствие, смены парадигмы социальной помощи. В результате перед специалистами в области социальной работы стоит трудноразрешимая проблема: они вынуждены одновременно налаживать эффективную систему социальной защиты, параллельно занимаясь разработкой научной концепции, адекватной требованиям момента.
Среди проблем, которые требуют безотлагательного решения — повышение уровня и качества социально-психологической помощи людям с ограниченными возможностями. Необходимость выделения основных направлений этой помощи, создания ясной, эффективно действующей модели этой работы, разработки современных подходов социально-психологической деятельности, соответствующих международным стандартам, предопределили актуальность исследования.
Объект исследования: социально-психологическая деятельность.
Предмет исследования: принципы и формы психологической помощи взрослым людям с ограниченными возможностями.
Целью данной курсовой работы является изучение основных принципов и форм психологической помощи взрослым людям с ограниченными возможностями.
В соответствии с поставленной целью определяются следующие задачи исследования:
— раскрыть основные аспекты социально-психологической помощи людям с ограниченными возможностями;
— исследовать характер специфических психологических проблем людей с ограниченными возможностями;
— описать направления, формы и технологии оказания социально-психологической помощи людям с ограниченными возможностями.
Теоретико-методологическими основами исследования, позволившими рассмотреть роль и место семьи в социокультурной реальности, являются:
— общенаучные принципы и категории — принцип детерминизма, целостности и историзма, принципы системности, принципы объективности и конкретности;
— научные работы и методические разработки отечественных и зарубежных авторов, посвященные проблемам социально-психологической помощи.
Задачи работы решались посредством использования общенаучных методов исследования (анализ, синтез, аналогия, сравнение, классификация). В исследовании использованы социологические методы исследования: анализ и обобщение данных социологического исследования, методы выделения и наблюдения социальных фактов.
ГЛАВА 1. ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ К ОКАЗАНИЮ ПОМОЩИ ЛЮДЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
1.1 Основные аспекты оказания социальной помощи людям с ограниченными возможностями
Одним из основных направлений социальной политики государства является социальная защита населения. Система социальной защиты призвана обеспечивать условия для нормальной жизнедеятельности населения — удовлетворять потребности в финансовых ресурсах и источниках существования ряда категорий населения, в особенности не имеющих стабильных доходов, через социальное страхование, предоставление материальных благ [3, 21].
Основные задачи социальной защиты:
— реализация установленных законом социальных прав и минимальных социальных гарантий;
— адаптация системы социальной защиты к изменяющимся социально-экономическим условиям;
— дифференцированный подход к различным категориям населения [13, с. 42].
Система социальной защиты состоит из двух блоков:
— социальная поддержка лиц, имеющих доход не ниже прожиточного минимума, но нуждающихся в помощи в связи с трудными жизненными обстоятельствами. Такие формы помощи стимулируют активность человека, ставят его в ситуацию повышенной ответственности за свои действия (кредиты, страхование, предоставление различных услуг по льготным ценам), а также расширяют возможности самообеспечения (дополнительное обучение, переобучение, переквалификация, трудоустройство);
— социальная помощь лицам, доходы которых ниже прожиточного минимума. Реализуется в прямой натуральной (лекарства, одежда и обувь, предметы ухода и санитарии, специальные технические и транспортные средства для реабилитации инвалидов) и финансовой (пособия, пенсии, льготы, адресная социальная помощь) форме [8, с. 208].
1) адресность; 2) комплексность; 3) гуманность; 4) обеспечение прав и свобод личности [17, с. 245].
Оказание помощи людям с ограниченными возможностями происходит по трем основным направлениям:
Служба социально-бытовой помощи предусматривает расширение спектра предоставляемых инвалидам услуг, развитие и совершенствование системы обеспечения инвалидов специальными техническими и транспортными средствами для компенсации дефекта и облегчения быта.
Служба социальной реабилитации проводит социальную реабилитацию лиц, попавших в трудную жизненную ситуацию;
Служба психолого-педагогической помощи предусматривает создание психолого-педагогических консультаций, центров повышения психологической устойчивости, организацию службы доверия и службы знакомств, разработку и предложение социальных технологи преодоления различных психологических проблем, консультирование [7, с. 64].
Психотерапевтические, психологические и социальные службы выполняют также функции информационные (о порядке получения социальных льгот) и посреднические (установление контактов с органами социального обеспечения с целью получения пособий, оказание содействия в улучшении жилищных условий) [20, с. 106].
Субъектами социальной работы с инвалидами являются государство, осуществляющее социальную политику, благотворительные и общественные организации.
В понимание объекта социальной работы включаются
1. Люди, оказавшиеся в ситуации инвалидности и ограничения возможностей. Когда говорят о практической социальной работе, то в первую очередь имеют в виду оказание помощи, поддержки, социальную защищенность.
2. Различные сферы жизнедеятельности людей с ограниченными возможностями:
* сфера производства, производственной и социальной инфраструктуры;
* сфера образования — все виды и формы обучения, подготовки и переподготовки кадров, соответствующая инфраструктура;
* сфера бытового обслуживания [22, с. 132-134].
Следует особо отметить, что довольно часто субъект деятельности сам становится объектом. Это происходит, когда его активность направлена на самосовершенствование — самообразование, самовоспитание, саморазвитие.
В системе социальной работы используются организационно-распорядительные, психологические, педагогические и юридические (правовые) методы [24, с. 317-319].
Нормативно-правовой базой, которая обеспечивает функционирование социальных служб, является Закон Республики Беларусь «О социальном обслуживании» № 395-З от 22 мая 2000 г. (в редакции 427-З от 13 июля 2012 г.). Постановлением Совета Министров от 27 декабря 2012 года № 1218 утвержден перечень бесплатных и общедоступных социальных услуг государственных учреждений социального обслуживания с нормами и нормативами обеспеченности граждан этими услугами.
Вопросы социальной защиты инвалидов регулируются Законом «О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь» № 1224-XII от 11.11.1991 (в редакции № 418-З от 14.07.2000), Законом «О предупреждении инвалидности и реабилитации инвалидов» № 422-З от 23.07.2008 (в редакции № 48-З от 17.07. 2009), Указом Президента Республики Беларусь № 126 от 01.03.2010 «О государственной поддержке инвалидов». В настоящее время в Республике Беларусь осуществляются две государственные программы по улучшению положения инвалидов: Подпрограмма «Предупреждение инвалидности и реабилитация инвалидов» Комплексной программы развития социального обслуживания на 2011-2015 годы, и Государственная программа о безбарьерной среде жизнедеятельности физически ослабленных лиц на 2011-2015 годы.
Крупнейшая общественная организации инвалидов в Республике Беларусь — общественное объединение «Белорусское общество инвалидов», созданное 8 июля 1988 года. Его цели — реализация постоянного взаимодействия с органами государственной власти и общественными объединениями в решении проблем инвалидов; участие в разработке проектов и программ по социально-трудовой реабилитации инвалидов; создание рабочих мест и помощи в трудоустройстве инвалидов.
ОО «БелОИ» организует и проводит фестивали творчества инвалидов, спортивные мероприятия. Члены Общества достойно представляют Беларусь на международном уровне — Международных фестивалях творчества и Паралимпийских Играх.
В структуре ОО «БелОИ» работают три социально-реабилитационных учреждения.
Учреждение культуры и досуга инвалидов «Инвацентр» — создан в 1989 году с целью координации работы по творческой реабилитации инвалидов. При «Инвацентре» созданы и работают различные студии — художественная, театральная, фольклорная и др. Центр является единственным в стране учреждением, специализирующимся на разработке и реализации комплексных программ реабилитации инвалидов. Эти программы направлены на социальную интеграцию и реинтеграцию инвалидов в общество, улучшение качества жизни людей с инвалидностью, изменение общественного мнения о людях с недугом. Центр проводит постоянный мониторинг проблем и нужд людей с ограниченными возможностями, оказывает адресную социальную помощь инвалидам. В работе Центра активную роль играют социальные волонтеры (студенты ГИУСТа БГУ, БГПУ им. М.Танка, БГУФК), которые оказывают помощь в организации и проведении благотворительных и просветительных акций и культурных мероприятий
В рамках деятельности СУ «Иванцентр» проводится семейное и индивидуальное консультирование, заседания круглых столов, работает родительский клуб «Надежда» и клуб для молодых инвалидов «Вереск». Специалистами СУ «Ивацентр» разрабатываются рекомендации по работе с лицами с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями.
Большое внимание в СУ «Ивацентр» уделяется расширению социального партнерства.
Социальное партнерство способствует:
— совершенствованию содержания реабилитационного процесса, досуговой деятельности;
— расширению рамок реабилитационного пространства;
— повышению престижа СУ «Ивацентр», актуализации решения проблем инвалидов;
— совершенствованию процесса социализации инвалидов.
Отделение дневного пребывания уже несколько лет сотрудничает с церковью. Через проведение уроков духовности, молебнов, часов дружеского общения, прослушивание церковных песнопений у молодых инвалидов формируется правильное понимание добра и зла, усвоение закона Любви к людям, к окружающему миру, происходит процесс самосовершенствования.
Благодаря налаженным партнерским отношениям с библиотекой №1, широко используется метод библиотерапии — проходят литературные конкурсы, литературно-краеведческие путешествия, тематические просмотры литературы, встречи с поэтами, с интересными людьми, со здоровыми сверстниками. В содружестве с библиотечными работниками проводятся чтения классических произведений и беседы по прочитанному, сюжетно-ролевые игры и постановки. Сотрудничество СУ «Ивацентр» с библиотекой способствует социализации молодых инвалидов, их интеграции в пространство равных людей, способствует тому, чтобы общество относилось к инвалидам как к равным, чтобы у людей с ограниченными возможностями не было ограничений.
Проблемы, возникающие в работе с инвалидами:
— недостаточное количество помещений для квалифицированной социально-реабилитационной работы с инвалидами и комфортного пребывания специалистов;
— отсутствие специализированного транспорта для подвоза инвалидов;
— нет специально оборудованной дворовой территории для организации труда (растениеводство), отдыха, спортивно-оздоровительной работы на свежем воздухе;
— недостаточное финансирование отделения на организацию работы кружков, клубов;
— в отделении мало специалистов для выполнения поставленных задач по должной реабилитации лиц с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями.
Адаптационно-оздоровительное учреждение «Остров надежды» создано в 1996 году с целью реабилитации детей с множественными психофизическими отклонениями и другими заболеваниями нервной системы через оказание им специализированной медико-педагогической помощи.
Центр реабилитации и социальной поддержки инвалидов создан в 2000 году с целью информационно-методического обеспечения деятельности структур ОО «БелОИ» по организации социальной работы с инвалидами, развития спортивных и творческих направлений реабилитации инвалидов, оказания помощи в профессиональной ориентации.
1.2 Основные аспекты оказания психологической помощи людям с ограниченными возможностями
Оказание действенной помощи людям с ограниченными возможностями может быть реализовано только в комплексной системе медико-психолого-социальной помощи.
Трудная жизненная ситуация воспринимается человеком субъективно, как трудная лично для него или является объективно нарушающей его нормальную жизнедеятельность (неспособность к самообслуживанию, малообеспеченность, безработица, конфликты и жестокое отношение в семье, одиночество и т.п.). Основная психологическая проблема лиц с ограниченными возможностями — изоляция от общества за стенами своих квартир и домов-интернатов, отсутствие возможностей полноценного включения в социальную жизнь. Потеря трудоспособности, изменение привычного образа жизни вызывают психологический кризис, справиться с которым самостоятельно очень сложно [2, с. 82; 10].
Люди, имеющие инвалидность, помимо общих проблем, имеют еще специфические потребности для социально-психологической адаптации: в восстановлении или компенсации нарушенных функций; в общении; в свободном доступе к социально-бытовым и культурным объектам; в возможности получать информацию и образования; в трудоустройстве, комфортных бытовых условиях, материальной поддержке [27, с. 92].
В условиях рыночной экономики и регулярных социально-экономических кризисов возможность реализации этих потребностей, а, следовательно, полноценной социально-психологической адаптации, достаточно низкая. В результате у человека с ограниченными возможностями могут возникнуть различные психологические проблемы.
Часто в силу своих заболеваний такие люди не могут вести активный образ жизни. Существует большое количество людей (пожилые люди с травмами, люди, передвигающиеся на колясках, с параличом), которые просто не в состоянии покинуть стены своей квартиры и годами заперты в четырех стенах. Возникает ситуация рассогласованности между необходимостью осуществление нормальной жизнедеятельности человека и невозможностью ее полноценной реализации. Социальная депривация углубляется за счет длительного пребывания в специальных стационарах, санаториях, где ограничены социальные контакты и общение осуществляется в замкнутой среде людей с ограничениями. Вследствие этого деформируются социальные и коммуникативные навыки, формируется недостаточно адекватное представление об окружающем мире у больного человека. Таким людям необходима своевременная психологическая помощь, так как вероятность возникновения у них депрессии и других психологических проблем очень велика [11, с. 167, 19].
Тяжелые депрессии, проблемы одиночества и сенсорная депривация негативно сказываются на психике человека. Психологическая помощь специалистов помогает преодолеть все эти трудности и получить поддержку.
Традиционно выделяют три вида реабилитации лиц с ограниченными возможностями:
1) медицинская реабилитация — восстановление трудоспособности человека с помощью медицинских препаратов;
2) профессиональная реабилитация — помощь в профессиональном самоопределении, профориентации с последующим обучением и переобучением;
3) социальная реабилитация — адаптация индивида к условиям его общественной и семейной жизни, предотвращение его изоляции от общества. Это комплекс мер, направленных на восстановление статуса инвалида, обеспечение социализации личности. Вовлечение лиц с ограниченными возможностями в производственный процесс помогает развить активную жизненную позицию [5; 23, с. 45-47].
Психологические подходы к технологии социальной работы:
— психодинамическая теория — психоанализ З. Фрейда, аналитическая психология К. Юнга; индивидуальная психология А. Адлера, транзактный анализ Э. Берна. В психологической практике работы социального работника большую значимость играют основные идеи психодинамической теории — явление переноса и работа с сопротивлением. Перенос в большой степени определяет отношения между психологом и клиентом. Преодолеть сопротивление и изменить поведение клиента — основная задача психолога.
— поведенческая теория (бихевиористское направление). Основной задачей психолога является изменение дезадаптивного поведения клиента; помочь ему принимать эффективные решения; помочь ему решить проблемы, связанные с поведением, а также избежать проблем, связанных с поведением в будущем. Основные методы бихевиоризма — систематическая десенсибилизация, поведенческий контракт, социальное моделирование, тренинг ассертивности, различные технологии модификации поведения.
— экзистенциально-гуманистическая психология — иерархия потребностей и теория самоактуализации А.Маслоу, клиентцентрированная терапия К. Роджерса, поиск смысла В. Франкла. В основе этого подхода к клиенту лежит ориентация на его самоактуализацию, осознание им своего отношения к самому себе, к окружающему миру, своему поведению. Исходя из представлений, что человек способен сам решить свою проблему, но ограничен в знании о самих себе, психолог побуждает клиента к осознанию проблем и поиску их решений [4, с. 63-65; 9, с. 49-54].
При любом подходе в психологической работе необходимо придерживаться следующих принципов:
— принцип универсальности (отсутствие дискриминации);
— принцип охраны социальных прав;
— принцип социального реагирования;
— принцип профилактической направленности;
— принцип клиентоцентризма (приоритет прав клиента);
— принцип опоры на собственные силы;
— принцип максимизации социальных ресурсов;
— принцип толерантности [15, с. 67].
Ситуация инвалидности ставит человека в особые условия жизни, требующие мобилизации всех его психических и физических сил. Часто инвалид не может самостоятельно справиться с этим состоянием и у него развивается состояние психической дезадаптации — нарушение саморегуляции, эмоциональная неуравновешенность, повышенная тревожность, быстрая утомляемость, а также целый ряд психических проблем и формирование нежелательных стереотипных форм поведения [18, с. 153].
Специалисты выделяют следующие уровни проявлений дезадаптации:
— Сенсомоторная дезадаптация — снижение подвижности, ориентировки в пространстве и во времени, способности к самообслуживанию.
— Социально-психологическая дезадаптация — нарушение социальных контактов с окружающими, конфликтное или ограниченное общение, пассивная жизненная позиция, замкнутость, уход в свой внутренний мир.
— Личностная дезадаптация — неадекватное восприятие своего дефекта, что возникает в том случае, когда человек эмоционально не может принять себя как инвалида. Появляется вероятность развития депрессии, невроза и болезненной психической и физической симптоматики [1; 14, с. 111-112].
Объектами психосоциальной работы являются психологические формы реакций и стратегии поведения личности в трудной жизненной ситуации, в состоянии кризиса; социальная адаптация и дезадаптация лиц с ограниченными возможностями, возможности их ресоциализации и реадаптации, профилактика отклоняющегося поведения, работа по психологическому консультированию и проведению социально-психологических тренингов. Главной задачей психологической службы является диагностика людей с ограниченными возможностями и членов их семей, выявление основных психологических проблем, обучение навыкам психологической саморегуляции, и определение приоритетных целей и задач коррекционной и развивающей работы.
Для выработки индивидуальной коррекционной программы необходимы совместные усилия медиков, социальных работников, психологов. Тесное взаимодействие специалистов разного профиля позволяет посмотреть на проблему с разных сторон и найти оптимальные пути ее решения. Ключевым моментом и итогом взаимодействия всех специалистов должно быть составление индивидуальной программы реабилитации для каждого человека с ограниченными возможностями, в соответствии с которой будет проводиться реабилитация: медицинская, психологическая и социальная [26, с. 174].
Оказание помощи людям с ограниченными возможностями происходит по трем основным направлениям:
Служба социально-бытовой помощи предусматривает расширение спектра предоставляемых инвалидам услуг, развитие и совершенствование системы обеспечения инвалидов специальными техническими и транспортными средствами для компенсации дефекта и облегчения быта.
Служба социальной реабилитации проводит социальную реабилитацию лиц, попавших в трудную жизненную ситуацию;
Служба психолого-педагогической помощи предусматривает создание психолого-педагогических консультаций, центров повышения психологической устойчивости, организацию службы доверия и службы знакомств, разработку и предложение социальных технологи преодоления различных психологических проблем, консультирование.
Психологические подходы к технологии социальной работы:
— поведенческая теория (бихевиористское направление);
Объектами психосоциальной работы являются психологические формы реакций и стратегии поведения личности в трудной жизненной ситуации, в состоянии кризиса; социальная адаптация и дезадаптация лиц с ограниченными возможностями, возможности их ресоциализации и реадаптации, профилактика отклоняющегося поведения, работа по психологическому консультированию и проведению социально-психологических тренингов. Главной задачей психологической службы является диагностика людей с ограниченными возможностями и членов их семей, выявление основных психологических проблем, обучение навыкам психологической саморегуляции, и определение приоритетных целей и задач коррекционной и развивающей работы.
Для выработки индивидуальной коррекционной программы необходимы совместные усилия медиков, социальных работников, психологов. Тесное взаимодействие специалистов разного профиля позволяет посмотреть на проблему с разных сторон и найти оптимальные пути ее решения. Ключевым моментом и итогом взаимодействия всех специалистов должно быть составление индивидуальной программы реабилитации для каждого человека с ограниченными возможностями, в соответствии с которой будет проводиться реабилитация: медицинская, психологическая и социальная.
ГЛАВА 2. НАПРАВЛЕНИЯ, ФОРМЫ И ТЕХНОЛОГИИ ОКАЗАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ЛЮДЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
2.1 Эмпирическое исследование специфических психологических проблем людей с ограниченными возможностями
Исследование было проведено на базе социально-реабилитационного учреждения «Инвацентр» ОО «БелОИ». Основой для разработки анкеты, которая предлагалась людям с ограниченными возможностями, которые включены в сферу обслуживания центра, послужило исследование, проведенное в Беларуси по заказу Программы развития ООН (бланк анкеты — в приложении 1).
Характеристика выборки: 30 человек с ограниченными возможностями, в возрасте от 18 до 67 лет.
Источник