Меню

Основные принципы здоровья студентов

Основные принципы здоровья студентов

Конференция: Здоровьесберегающие технологий по ФГОС

Автор: Зотин Виталий Владимирович

Организация: СибГУ им. М.Ф. Решетнева

Населенный пункт: г. Красноярск

Аннотация. В докладе рассматриваются основные требования к организации здорового образа жизни студента, выявляются ценностные ориентации студентов на здоровый образ жизни и их отражение в жизнедеятельности.

Ключевые слова: здоровье, здоровье психическое, здоровый образ жизни, здоровый стиль жизни, физическое самовоспитание и самосовершенствование.

Жизнь человека зависит от состояния здоровья организма и масштабов его психофизиологического потенциала. Все стороны человеческой жизни в широком диапазоне социального бытия определяются уровнем здоровья.

Здоровье – один из важнейших компонентов человеческого счастья, одно из неотъемлемых прав человеческой личности, одно из условий успешного социального и экономического развития. Каждому из нас присуще желание быть сильным и здоровым, сохранить как можно дольше подвижность, бодрость, энергию и достичь долголетия.

Каждый должен быть здоровым человеком, знать и уметь, какими методами, секретами можно продлить своё благосостояние, как преодолеть профессиональные и бытовые трудности и вести активный образ жизни. У студента должна быть высокая жизненная позиция, направленная на хорошее состояние здоровья. А нормальная полноценная жизнь немыслима без достаточно хорошего здоровья.

«Народ здоров, если здорово общество», – так, по выражению академика Н.А. Амосова, подчёркивается важность главного – здоровья человека.

Здоровье – это нормальное психосоматическое состояние человека, отражающее его полное физическое, психическое и социальное благополучие и обеспечивающее полноценное выполнение трудовых, социальных и биологических функций.

Образ жизни – это привычки, режим, темп и ритм жизни, особенности работы и общения.

Здоровый образ жизни – совокупность форм и способов жизнедеятельности личности, основанная на нормах, ценностях деятельности и укрепляющая адаптивные возможности организма.

Охрана и укрепление здоровья студенчества в основном определяется образом жизни. Повышенное внимание к нему проявляется на уровне общественного сознания, в сфере культуры, образования, воспитания.

Анализ фактических материалов о жизнедеятельности студентов свидетельствует о её неупорядоченности и хаотичной организации. Это отражается в таких важнейших компонентах, как несвоевременный приём пищи, систематическое недосыпание, малое пребывание на свежем воздухе, недостаточная двигательная активность, отсутствие закаливающих процедур, выполнение самостоятельной учебной работы во время, предназначенное для сна, курение и др. Накапливаясь в течение учебного года, негативные последствия такой организации жизнедеятельности наиболее ярко проявляются ко времени его окончания (увеличивается число заболеваний). А так как эти процессы наблюдаются в течение 5—6 лет обучения, то они оказывают существенное влияние на состояние здоровья студентов.

Эти факты позволяют сделать вывод, что практические занятия по физическому воспитанию в вузе не гарантируют автоматически сохранение и укрепление здоровья студентов. Его обеспечивают многие составляющие образа жизни, среди которых большое место принадлежит регулярным занятиям физическими упражнениями, спортом, а также оздоровительным факторам.

К основным составляющим здорового образа жизни относят режим труда и отдыха, организацию сна, режим питания, организацию двигательной активности, выполнение требований санитарии, гигиены, закаливания, профилактику вредных привычек, культуру межличностного общения.

Понимание важности хорошо организованного режима труда и отдыха основано на закономерностях протекания биологических процессов в организме. Человек, соблюдая устоявшийся и наиболее целесообразный режим жизнедеятельности, лучше приспосабливается к течению важнейших физиологических процессов. В том случае, если резервы нашей адаптации исчерпываются, мы начинаем испытывать дискомфорт, утомляемость, а то и заболеваем. Следовательно, необходимо вести чётко организованный образ жизни, соблюдать постоянный режим в учебном труде, отдыхе, питании, сне и заниматься физическими упражнениями. При ежедневном повторении обычного уклада жизни, довольно быстро между этими процессами устанавливается взаимосвязь, закрепленная цепью условных рефлексов. Благодаря этому физиологическому свойству предыдущая деятельность является как бы толчком к последующей, подготавливая организм к лёгкому и быстрому переключению на новый вид деятельности, что обеспечивает ее лучшее выполнение.

Сон — обязательная и наиболее полноценная форма ежедневного отдыха. Для студента необходимо считать обычной нормой ночного монофазного сна 7,5—8 ч. Часы, предназначенные для сна, нельзя рассматривать как некий резерв времени, который можно часто и безнаказанно использовать для других целей. Это, как правило, отражается на продуктивности умственного труда и психоэмоциональном состоянии. Беспорядочный сон может привести к бессоннице, другим нервным расстройствам.

Читайте также:  Препарат для улучшения мужского здоровья

Культура питания играет значительную роль в формировании здорового образа жизни студентов. Каждый студент может и должен знать принципы рационального питания, регулировать нормальную массу своего тела. Рациональное питание — это физиологически полноценный приём пищи людьми с учетом пола, возраста, характера труда и других факторов. Питание строится на следующих принципах: достижения энергетического баланса; установления правильного соотношения между основными пищевыми веществами — белками, жирами, углеводами, между растительными и животными белками и жирами, простыми и сложными углеводами; сбалансированности минеральных веществ и витаминов; ритмичности приема пищи.

Важным аспектом культуры питания является режим питания, и распределение калорийности пищи в течение суток. К режиму питания следует подходить строго индивидуально. При занятиях физическими упражнениями, спортом принимать пищу следует за 2—2,5 ч до и спустя 30—40 мин после их завершения. При двигательной деятельности, связанной с интенсивным потоотделением, следует увеличить суточную норму потребления поваренной соли с 15 до 20—25 г. Полезно употреблять минеральную или слегка подсоленную воду.

Один из обязательных факторов здорового образа жизни студентов — систематическое, соответствующее полу, возрасту, состоянию здоровья использование физических нагрузок. Они представляют собой сочетание разнообразных двигательных действий, выполняемых в повседневной жизни, в организованных и самостоятельных занятиях физическими упражнениями и спортом, объединенных термином «двигательная активность». У большого числа людей, занятых в сфере интеллектуального труда, двигательная активность ограничена. Это присуще и студентам. Важный фактор оптимизации двигательной активности — самостоятельные занятия студентов физическими упражнениями (утренняя гимнастика, микропаузы в учебном труде с использованием упражнений специальной направленности, ежедневные прогулки, походы выходного дня и т.д.). Необходимые условия самостоятельных занятий — свободный выбор средств и методов их использования, высокая мотивация и положительный эмоциональный и функциональный эффект от затраченных физических, волевых, эмоциональных усилий.

Знание правил и требований личной гигиены обязательно для каждого культурного человека. Гигиена тела предъявляет особые требования к состоянию кожных покровов, выполняющих следующие функции: защита внутренней среды организма, выделение из организма продуктов обмена веществ, теплорегуляция и др. Гигиена одежды требует, чтобы при ее выборе руководствовались не мотивами престижности, а её гигиеническим назначением в соответствии с условиями и деятельностью, в которых она используется. К спортивной одежде предъявляются специальные требования, обусловленные характером занятий и правилами соревнований по видам спорта. Она должна быть по возможности легкой и не стеснять движений. Поэтому спортивная одежда изготавливается из эластичных хлопчатобумажных и шерстяных тканей с высокой воздухопроницаемостью, хорошо впитывающих пот и способствующих его быстрому испарению. Закаливание — важное средство профилактики негативных последствий охлаждения организма или действия высоких температур. Систематическое применение закаливающих процедур уменьшает число простудных заболеваний в 2—5 раз, а в отдельных случаях почти полностью исключает их.

Здоровый образ жизни несовместим с вредными привычками. Употребление алкоголя, наркотических веществ, табака входит в число важнейших факторов риска многих заболеваний, негативно отражающихся на здоровье студентов.

Общение, эффективность которого определяется, развитостью коммуникативной культуры его участников, — ведущий вид взаимодействия людей между собой и один из компонентов здорового образа жизни. Культура межличностного общения включает систему знаний, норм, ценностей и образцов поведения, принятых в обществе, где живет индивид, которые органично и непринужденно реализуются им в деловом и эмоциональном общении. Коммуникативная культура предполагает наличие таких социальных установок, которые утверждают общение как диалог, требующий умения слушать, проявлять терпимость к идеям и недостаткам партнера, учитывать, что надо не только что-то получить самому, но и возможно больше отдавать другим. Развитию коммуникативной культуры, бесспорно, содействует разнообразная и разносторонняя физкультурно-спортивная деятельность с её многочисленными межличностными контактами гуманистического характера.

Физическое самовоспитание и самосовершенствование — условие здорового образа жизни. Физическое самовоспитание понимается как процесс целенаправленной, сознательной, планомерной работы над собой и ориентированный на формирование физической культуры личности. Для самовоспитания нужна воля, хотя она сама формируется и закрепляется в работе, преодолении трудностей, стоящих на пути к цели.

Читайте также:  Памятка для родителей по работе с детьми имеющими ограниченные возможности здоровья

Итак, здоровый образ жизни даёт студенту как хорошее самочувствие, способность успешно переносить большие нагрузки, так и уверенность в своих силах.

Использованные источники:

  1. Барчуков И.С. Физическая культура. – М., 2011. – 255 с.
  2. Виленский М.Я. Физическая культура в научной организации учебного труда студентов. – М., 2002.
  3. Научные основы физической культуры и здорового образа жизни: Учебное пособие/ Под общ. ред. Д.Н. Давиденко, СПбГТУ, БПА. СПб., 2001. – 348 с.
  4. Реабилитация здоровья студентов средствами физической культуры: Учебное пособие / Волков В.Ю., Волкова Л.М. – СПбГТУ, СПб., 1998.
  5. Физическая культура студента. Учебник для студентов вузов/ Под общ. ред. В.И. Ильинича. – М., 2013. – 448 с.
  6. Физическое воспитание: Учебник / Под ред. В. А. Головина, В. А. Маслякова, А. В. Коробкова и др. – М., 2014. — 391с.

Источник

Основные составляющие здорового образа жизни студента

Рубрика: Физическая культура и спорт

Дата публикации: 06.04.2021 2021-04-06

Статья просмотрена: 107 раз

Библиографическое описание:

Масягин, С. С. Основные составляющие здорового образа жизни студента / С. С. Масягин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 15 (357). — С. 368-371. — URL: https://moluch.ru/archive/357/79777/ (дата обращения: 09.06.2021).

Здоровье — это одна из важнейших составляющих жизни каждого человека. Именно здоровье является показателем эффективной трудовой деятельности и активности человека. Без него невозможно достижение высот в карьере и учебе, преодоление трудностей на жизненном пути. При укреплении и поддержании здоровья на хорошем уровне оно подарит человеку долгую и счастливую жизнь.

Ключевые слова: здоровый образ жизни, правильное питание, студент, полноценный сон, физическая культура, образ жизни, здоровье, привычка.

Здоровый образ жизни особенно важен и имеет большое значение в студенческой жизни, так как молодежь — будущее страны. Но именно молодежь пребывает в зоне риска, она восприимчива влиянию негативных факторов на здоровье. Примером таких факторов являются вредные привычки (сигареты, алкоголь), неправильное питание (фаст-фуд), неправильный режим дня, которые широко распространены у молодежи. Также студентам зачастую не хватает средств, времени, мотивации для ведения здорового образа жизни.

Анализ научной литературы показал следующее: для людей личное здоровье и здоровье своих детей ценно не само по себе, а как средство достижения жизненных целей, т. е. инструментально. Представляется, соответственно, что физическое и психическое здоровье современного студента важно не само по себе, а как средство для достижения успехов в учебе, приобретения более высокого рейтинга в вузе. Данные исследований студентов показывают, что состояние здоровья опрошенных находится на низком уровне.

Был проведен анализ составляющих здорового образа жизни. В процессе исследований изучался вопрос об уровне знаний о здоровом образе жизни. Были опрошены 213 студентов Поволжского Государственного Университета телекоммуникаций и информатики. Из проведенных исследований стало ясно, что компетенции, формирующие здоровье у студентов университета, еще недостаточно развиты, что показывает недостаточную оздоровительную и спортивно-массовую работу. Из этого вытекает, что необходимо активное вовлечение студенческой молодежи в физическую культуру и спорт.

Основные причины, мешающие студентам, придерживаться здорового образа жизни, как правило, являются нехватка времени и отсутствие силы воли, так как на сегодняшний день многие студенты совмещают учебу с работой.

На данный момент в социально-культурной сфере существуют большие возможности организации досуга студентов. Но большинство студентов вместо занятий, способствующих социокультурному развитию, выбирают времяпрепровождение, останавливающее или даже разрушающее это развитие.

Одним из самых результативных способов искоренения подобных негативных факторов является формирование основ здорового образа жизни (ЗОЖ). Сегодня, когда стало понятно, что усилий одной медицины в противостоянии данным негативным явлениям недостаточно, возрастает нужда в специалистах в процессах формирования и пропаганде здорового образа жизни среди молодежи.

К основным составляющим здорового образа жизни относится режим отдыха и труда, распорядок дня, режим сна, правильное питание, а также отказ от вредных привычек и закаливание.

Режим каждого студента должен содержать в себе время для учебы, занятия спортом, отдыха, еды, сна. При соблюдении режима дня у студента вырабатывается оптимальный ритм работы организма, который создает необходимые условия для отдыха и работы и способствует повышению иммунитета, повышению и улучшению производительности труда.

Читайте также:  Здоровья вашей семье здоровья открытка

Правильно организованный процесс труда основан на здоровом образе жизни. Умственный и физический труд полезен для организма. Систематическая, посильная и хорошо сформированная трудовая деятельность оказывает положительное влияние на нервную, сердечно-сосудистую, костно-мышечную системы. Во многих случаях переутомление и перенапряжение находят свою причину не в труде, а в его неправильном ритме.

Рациональный, размеренный труд продуктивен и оказывает благотворное влияние на здоровье человека.

Здоровый образ жизни основывается на правильном питании. В процессе организации правильного питания, необходимо строго следовать определенным законам, не соблюдение которых грозит серьезными последствиями для организма.

Закон первый — баланс получаемой и потребляемой энергии. Если организм человека получает энергии больше, чем расходует, то есть употребляет больше пищи чем ему необходимо, то это в большинстве случаев приводит к лишнему весу. На данный момент более 30 % населения России, включая подростков, имеют проблемы с избыточным весом.

Закон второй заключается в разнообразии рациона. Ежедневно человек должен употреблять в оптимальном количестве белки, жиры, углеводы в соотношении 1:1.6:5.6, а также минеральные вещества и витамины.

Для поддержания правильного функционирования нервной системы и организма у человека существует необходимость в полноценном сне. Русский физиолог И. П. Павлов утверждал, что именно сон является неким торможением, защищающим нервную систему человека от чрезмерного переутомления. Для восстановления сил сон должен быть длительным и полноценным, а также необходимо исключить любые раздражители для более спокойного сна. Перед тем как ложиться спать, комнату необходимо хорошо проветрить. Рекомендуется ложится спать до 23:00. Недостаток сна приведет к раздражению и головной боли. Но оптимальная продолжительность сна у каждого человека индивидуальна. Многолетние исследования ученых показали, что средняя норма полноценного сна составляет около восьми часов. При этом некоторые используют время, отведенное для сна, на выполнения различных дел, несмотря на то, что систематическое недосыпание приводит к снижению работоспособности и развитию хронической усталости.

Следующее составляющее формирования здорового образа жизни — отказ от всех вредных привычек. К таким относится употребление наркотиков, алкоголя, курение. Вредные привычки сильно подрывают здоровье, уменьшают продолжительность жизни, негативно сказываются на работоспособности и здоровье будущих детей. Приобщаться к здоровому образу жизни, как правило, начинают именно с отказа от вредных привычек, в частности, от курения.

Особенно негативное влияние на организм студента, его физическое состояние оказывает алкоголь. Употребление алкогольных напитков всегда сопровождается и социальными последствиями, которые приносят вред окружающим, как близким людям, так и обществу в целом.

Польза закаливания доказана многолетними практическими исследованиями. На данный момент известно большое количество водных, солнечных и воздушных закаливающих процедур.

Оптимальный двигательный режим — это важнейшее условие поддержания здорового образа жизни. Он основан на систематических занятиях физическими упражнениями и спортом. Физическая культура и спорт являются важным средством воспитания подрастающего поколения. Для эффективной профилактики заболеваний следует развивать одно из наиболее важных качеств здорового организма — выносливость в сочетании с закаливанием и другими компонентами здорового образа жизни.

Если проследить за тем как образ жизни влияет на саму нашу жизнь, можно сделать единственно правильный вывод, что здоровый образ жизни — необходимость каждого человека. Ведь именно он помогает нам по всех сферах деятельности. Каждый студент, придерживающийся такого образа жизни, не будет иметь проблем со здоровьем, будет полон сил и энергии, что в свою очередь неизбежно приведет к успехам в учебе.

  1. «Зачем мы спим» Matthew Walker, 2017 Феоклистова В. М., перевод на русский язык, 2018. Издание на русском языке, оформление. ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус», 2018 КоЛибри.
  2. «Магия утра» Хел Элрод, Москва, год выпуска: 2016, ISBN: 978–5-00100–066–2, издательство: Манн, Иванов и Фербер.
  3. «Правильное питание как основа здорового образа жизни» Берсенева. Е. С 2016 г., г. Екатеринбург Рос. гос. проф.-пед. ун-т. — Екатеринбург
  4. «Основы здорового образа жизни» Б.Чумаков, 2009г. Педагогическое общество России.

Источник

Adblock
detector