Меню

Основные принципы политика охраны здоровья граждан

Системы охраны здоровья граждан: понятие и основные принципы

Каждый гражданин нашей страны имеет право на бесплатную качественную медицинскую помощь. Так как каждый человек является потенциальным пациентом и периодически обращается за помощью медиков, он должен знать, какие законы защищают его право на эту помощь.

Законодательная база

Право граждан на медицинскую помощь прописано в законе «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 года.

Данный законодательный акт регулирует отношения, которые действуют в области здравоохранения. Он определяет правовые основы здравоохранения, права гражданина в области получения помощи и гарантии реализации существующих у него прав, а также полномочия органов государственной власти и самоуправления в сфере здравоохранения.

Законодательство в области охраны здоровья базируется на главном документе страны — Конституции РФ. Органы местного самоуправления имеют право издавать отдельные законодательные акты, регулирующие отношения в сфере здравоохранения, однако эти акты не должны противоречить Конституции и закону «Об основах охраны здоровья граждан в РФ».

ВАЖНО! Согласно действующему законодательству, приоритетными являются права пациента. Поэтому в случае, если ваши права по тем или иным причинам не соблюдаются, вы имеете право подавать жалобу в Минздрав или в Прокуратуру: закон будет на вашей стороне.

Концепция охраны здоровья в Российской Федерации

Главная цель Концепции охраны здоровья — улучшение здоровья населения и реализация мер, направленных на улучшение образа жизни граждан.

Согласно Концепции, главными задачами система здравоохранения должны быть:

  • улучшение качества медицинской помощи;
  • создание системы доступной медицинской помощи;
  • разработка и реализация программ, главной целью которую является санитарно-эпидемиологическое благополучие граждан;
  • минимизация факторов риска, оказывающих вредоносное влияние на здоровье население;
  • создание условий для вовлечения различных групп населения в занятия спортом и физической культурой;
  • — пропаганда здорового образа жизни.

ВАЖНО! Первоочередной задачей в современных условиях становится профилактика заболеваний: пропаганда здорового образа жизни и отказа от вредных привычек. Каждый человек должен понимать, что его здоровье зависит прежде всего от него самого.

Охрана здоровья: понятия и определение

Здоровье определяется как состояние социального, психологического и физического благополучия. Здоровым может быть только тот человек, у которого отсутствуют заболевания, негативно сказывающиеся на его адаптации.

Под охраной здоровья подразумевается комплекс мер (экономических, социальных и политических), которые осуществляются на федеральном и местном уровне с целью предотвращения заболеваний, улучшения здоровья граждан, а также для обеспечения всем гражданам доступа к качественной, бесплатной медицинской помощи.

Медицинская помощь — это мероприятия, которые необходимы для профилактики болезней и возвращения гражданину здоровья. Помощь эта представляет собой комплекс медицинских услуг и вмешательств, которые выполняются врачами, медсестрами, фельдшерами и другими специалистами, имеющими медицинское образование.

Важнейшими понятиями являются профилактика и диагностика. Профилактика представляет собой меры, которые направлены на укрепление здоровья и предотвращение развития заболеваний. Диагностика же — это комплекс вмешательств, которые необходимы для постановки правильного диагноза. Диагностика включает в себя сбор анамнеза, анализ жалоб пациента, а также инструментальные вмешательства (рентген, компьютерная томография, фиброгастродуоденоскопия, ультразвуковое исследование и т. д.).

Пациентом, согласно закону, является любой человек, который обратился в лечебно-профилактическое учреждения за помощью.

Государственная политика в области охраны здоровья граждан

Политика в области здравоохранения регулирует вопросы демографии, охрану здоровья граждан, а также развитие физической культуры.

Главная цель политики в области демографии — снижение смертности и создание условий для прироста населения. Кроме того, демографическая политика должна быть направлена на улучшение качества жизни населения и увеличение ее продолжительности.

Реализуется это путем укрепления института семьи, развития системы поддержки семьи после рождения детей или их усыновления, улучшения качества оказания медицинской помощи женщинам в период беременности и т. д.

Развитие физической культуры в России включает в себя создание организаций, где любой желающий может заниматься спортом, пропаганду здорового образа жизни, распространение знаний о пользе физической активности и ряд других мер.

Правовой механизм охраны здоровья граждан

Одна из основных задач государства — гарантия охраны здоровья каждого гражданина. При этом право на доступную медицинскую помощь регламентируется не только законами Российской Федерации, но и международными законами и договорами.

Согласно статье 7 Конституции РФ, Россия является социальным государством, первоочередной задачей политики которого является обеспечение каждому гражданину достойной жизни и условий для развития. Труд и здоровье человека, согласно этой статье, должны охраняться путем гарантированной минимальной оплаты труда, поддержки семьи, всевозможных мер, направленных на социальную защиту.

В статье 41 конституции прописано право граждан на доступную качественную медицинскую помощь, которая должна оказываться за счет страховок, федерального и регионального бюджетов. Также любой человек может обратиться за помощью в коммерческую частную организацию. Важно, что при первичном обращении за платной помощью гражданин должен быть проинформирован о том, что может получить аналогичные услуги на бесплатной основе (конечно, если это представляется возможным).

ВАЖНО! Согласно закону «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», основную ответственность за оказание качественной медицинской помощи и ее доступность несут региональные власти.

Управление в области охраны здоровья граждан

Согласно закону, каждый человек должен иметь право на медицинскую помощь, что обеспечивается следующими мерами:

  • помощь должна оказываться по принципу близости к месту проживания, работы или учебы;
  • в лечебно-профилактических учреждениях не должно быть дефицита кадров. Медики, оказывающие помощь, должны обладать достаточным уровнем квалификации;
  • человек может выбирать врача по собственному желанию. Так же можно выбирать учреждение, где будут проводиться диагностика и лечение;
  • гражданину не может быть отказано в оказании помощи. При этом экстренная помощь оказывается в срочном порядке и бесплатно.

ВАЖНО! За отказ в оказании срочной медицинской помощи организация несет серьезную ответственность. Экстренная помощь оказывается даже в том случае, если пациент из-за своего состояние не может дать информированное согласие и не имеет при себе документов, удостоверяющих его личность.

Содержание управление в области охраны здоровья граждан

В области здравоохранения должны соблюдаться права человека и гражданина. Государство гарантирует оказание помощи, а также регламентирует приоритет профилактических мер в сфере здравоохранения. В случае утраты здоровья и работоспособности гражданин должен получить все необходимые меры социальной поддержки.

Читайте также:  Презентация правильное питание залог крепкого здоровья

Система здравоохранения в России имеет несколько уровней управления:

  • федеральная система. Сюда относятся федеральные учреждения, в том числе и Академия медицинских наук, где разрабатываются основные меры по укреплению здоровья населения. В задачи федеральных учреждений входит проведение государственной политики в области охраны здоровья населения и разработка соответствующих программ, управление федеральной собственностью, которая используется в области здравоохранения, организация санитарно-эпидемиологического надзора, создание норм оказания помощи, которым должны следовать медицинские работники, и т. д. Кроме того, федеральные органы занимаются выдачей лицензий на услуги медицинского характера как организациям, так и частным лицам;
  • государственная система объединяет учреждения, которые находятся в собственности государства: больницы, госпитали, аптеки, органы санитарного и эпидемиологического надзора и т. д. Именно в этих организациях осуществляется охрана здоровья граждан, и здесь должны соблюдаться принципы, принимаемые на федеральном уровне;
  • муниципальная система включает муниципальные учреждения системы здравоохранения, а также организации, которые находятся в собственности юридических лиц. Такие организации финансируются как за счет ОМС, так и из других источников;
  • частная система. К частной системе относятся учреждения, которые находятся в частной собственности. Кроме того, она включает специалистов, имеющих частную медицинскую практику. Специфика частных организация состоит в том, что они не финансируются из бюджета и функционируют за счет других источников.

ВАЖНО! На законодательном уровне регулируется не только качество медицинской помощи, но и некоторые этические вопросы. Одним из них является принцип неразглашения врачебной тайна. Специалист, который разгласил врачебную тайну, согласно российским законам, несет административную и уголовную ответственность.

Охрана здоровья граждан — это множество мер, которые направлены на улучшение здоровья населения, улучшение качества жизни и увеличение ее продолжительности. Каждый человек имеет право на качественную медицинскую помощь, и право это гарантируется государством.

Источник

Глава 2. Основные принципы охраны здоровья

Статья 4. Основные принципы охраны здоровья

Основными принципами охраны здоровья являются:

1) соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;

2) приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи;

3) приоритет охраны здоровья детей;

4) социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;

5) ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья;

6) доступность и качество медицинской помощи;

7) недопустимость отказа в оказании медицинской помощи;

8) приоритет профилактики в сфере охраны здоровья;

9) соблюдение врачебной тайны.

Статья 5. Соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий

1. Мероприятия по охране здоровья должны проводиться на основе признания, соблюдения и защиты прав граждан и в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.

2. Государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, возраста, национальности, языка, наличия заболеваний, состояний, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и от других обстоятельств.

3. Государство гарантирует гражданам защиту от любых форм дискриминации, обусловленной наличием у них каких-либо заболеваний.

Статья 6. Приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи

1. Приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи реализуется путем:

1) соблюдения этических и моральных норм, а также уважительного и гуманного отношения со стороны медицинских работников и иных работников медицинской организации;

2) оказания медицинской помощи пациенту с учетом его физического состояния и с соблюдением по возможности культурных и религиозных традиций пациента;

3) обеспечения ухода при оказании медицинской помощи;

4) организации оказания медицинской помощи пациенту с учетом рационального использования его времени;

5) установления требований к проектированию и размещению медицинских организаций с учетом соблюдения санитарно-гигиенических норм и обеспечения комфортных условий пребывания пациентов в медицинских организациях;

6) создания условий, обеспечивающих возможность посещения пациента и пребывания родственников с ним в медицинской организации с учетом состояния пациента, соблюдения противоэпидемического режима и интересов иных лиц, работающих и (или) находящихся в медицинской организации.

Читайте также:  Приказ министерства здравоохранения определения тяжести вреда здоровью

2. В целях реализации принципа приоритета интересов пациента при оказании медицинской помощи органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, осуществляющие полномочия в сфере охраны здоровья, и медицинские организации в пределах своей компетенции взаимодействуют с общественными объединениями, иными некоммерческими организациями, осуществляющими свою деятельность в сфере охраны здоровья.

Статья 7. Приоритет охраны здоровья детей

1. Государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей.

2. Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи.

3. Медицинские организации, общественные объединения и иные организации обязаны признавать и соблюдать права детей в сфере охраны здоровья.

4. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в соответствии со своими полномочиями разрабатывают и реализуют программы, направленные на профилактику, раннее выявление и лечение заболеваний, снижение материнской и младенческой смертности, формирование у детей и их родителей мотивации к здоровому образу жизни, и принимают соответствующие меры по организации обеспечения детей лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями.

5. Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии со своими полномочиями создают и развивают медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь детям, с учетом обеспечения благоприятных условий для пребывания в них детей, в том числе детей-инвалидов, и возможности пребывания с ними родителей и (или) иных членов семьи, а также социальную инфраструктуру, ориентированную на организованный отдых, оздоровление детей и восстановление их здоровья.

Статья 8. Социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья

Социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья обеспечивается путем установления и реализации правовых, экономических, организационных, медико-социальных и других мер, гарантирующих социальное обеспечение, в том числе за счет средств обязательного социального страхования, определения потребности гражданина в социальной защите в соответствии с законодательством Российской Федерации, в реабилитации и уходе в случае заболевания (состояния), установления временной нетрудоспособности, инвалидности или в иных определенных законодательством Российской Федерации случаях.

Статья 9. Ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья

1. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, медицинские организации, организации социального обслуживания и иные организации осуществляют взаимодействие в целях обеспечения прав граждан в сфере охраны здоровья.

(в ред. Федерального закона от 06.03.2019 N 18-ФЗ)

2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица организаций несут в пределах своих полномочий ответственность за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации.

Статья 10. Доступность и качество медицинской помощи

Доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются:

1) организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения;

2) наличием необходимого количества медицинских работников и уровнем их квалификации;

3) возможностью выбора медицинской организации и врача в соответствии с настоящим Федеральным законом;

4) применением порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи;

5) предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;

6) установлением в соответствии с законодательством Российской Федерации требований к размещению медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения и иных объектов инфраструктуры в сфере здравоохранения исходя из потребностей населения;

7) транспортной доступностью медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения;

8) возможностью беспрепятственного и бесплатного использования медицинским работником средств связи или транспортных средств для перевозки пациента в ближайшую медицинскую организацию в случаях, угрожающих его жизни и здоровью;

9) оснащением медицинских организаций оборудованием для оказания медицинской помощи с учетом особых потребностей инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями здоровья;

(п. 9 введен Федеральным законом от 01.12.2014 N 419-ФЗ)

10) применением телемедицинских технологий.

(п. 10 введен Федеральным законом от 29.07.2017 N 242-ФЗ)

Статья 11. Недопустимость отказа в оказании медицинской помощи

1. Отказ в оказании медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и взимание платы за ее оказание медицинской организацией, участвующей в реализации этой программы, и медицинскими работниками такой медицинской организации не допускаются.

2. Медицинская помощь в экстренной форме оказывается медицинской организацией и медицинским работником гражданину безотлагательно и бесплатно. Отказ в ее оказании не допускается.

3. За нарушение предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи требований медицинские организации и медицинские работники несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Читайте также:  Числовые ряды для восстановления здоровья

Статья 12. Приоритет профилактики в сфере охраны здоровья

Приоритет профилактики в сфере охраны здоровья обеспечивается путем:

1) разработки и реализации программ формирования здорового образа жизни, в том числе программ снижения потребления алкоголя, потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции, предупреждения и борьбы с немедицинским потреблением наркотических средств и психотропных веществ;

(в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 303-ФЗ)

2) осуществления санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;

3) осуществления мероприятий по предупреждению и раннему выявлению заболеваний, в том числе предупреждению социально значимых заболеваний и борьбе с ними;

(в ред. Федерального закона от 22.10.2014 N 314-ФЗ)

4) проведения профилактических и иных медицинских осмотров, диспансеризации, диспансерного наблюдения в соответствии с законодательством Российской Федерации;

5) осуществления мероприятий по сохранению жизни и здоровья граждан в процессе их обучения и трудовой деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 13. Соблюдение врачебной тайны

1. Сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении, составляют врачебную тайну.

2. Не допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, в том числе после смерти человека, лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении трудовых, должностных, служебных и иных обязанностей, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 настоящей статьи.

3. С письменного согласия гражданина или его законного представителя допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, другим гражданам, в том числе должностным лицам, в целях медицинского обследования и лечения пациента, проведения научных исследований, их опубликования в научных изданиях, использования в учебном процессе и в иных целях.

4. Предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя допускается:

1) в целях проведения медицинского обследования и лечения гражданина, который в результате своего состояния не способен выразить свою волю, с учетом положений пункта 1 части 9 статьи 20 настоящего Федерального закона;

2) при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений;

3) по запросу органов дознания и следствия, суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством, по запросу органов прокуратуры в связи с осуществлением ими прокурорского надзора, по запросу органа уголовно-исполнительной системы в связи с исполнением уголовного наказания и осуществлением контроля за поведением условно осужденного, осужденного, в отношении которого отбывание наказания отсрочено, и лица, освобожденного условно-досрочно, а также в связи с исполнением осужденным обязанности пройти лечение от наркомании и медицинскую и (или) социальную реабилитацию;

(в ред. Федеральных законов от 23.07.2013 N 205-ФЗ, от 01.04.2020 N 93-ФЗ)

3.1) в целях осуществления уполномоченными федеральными органами исполнительной власти контроля за исполнением лицами, признанными больными наркоманией либо потребляющими наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо новые потенциально опасные психоактивные вещества, возложенной на них при назначении административного наказания судом обязанности пройти лечение от наркомании, диагностику, профилактические мероприятия и (или) медицинскую реабилитацию;

(п. 3.1 введен Федеральным законом от 13.07.2015 N 230-ФЗ)

4) в случае оказания медицинской помощи несовершеннолетнему в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 20 настоящего Федерального закона, а также несовершеннолетнему, не достигшему возраста, установленного частью 2 статьи 54 настоящего Федерального закона, для информирования одного из его родителей или иного законного представителя;

5) в целях информирования органов внутренних дел о поступлении пациента, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что вред его здоровью причинен в результате противоправных действий;

6) в целях проведения военно-врачебной экспертизы по запросам военных комиссариатов, кадровых служб и военно-врачебных (врачебно-летных) комиссий федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба;

(в ред. Федерального закона от 04.06.2014 N 145-ФЗ)

7) в целях расследования несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, а также несчастного случая с обучающимся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и в соответствии с частью 6 статьи 34.1 Федерального закона от 4 декабря 2007 года N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» несчастного случая с лицом, проходящим спортивную подготовку и не состоящим в трудовых отношениях с физкультурно-спортивной организацией, не осуществляющей спортивной подготовки и являющейся заказчиком услуг по спортивной подготовке, во время прохождения таким лицом спортивной подготовки в организации, осуществляющей спортивную подготовку, в том числе во время его участия в спортивных соревнованиях, предусмотренных реализуемыми программами спортивной подготовки;

(в ред. Федеральных законов от 25.11.2013 N 317-ФЗ, от 06.04.2015 N 78-ФЗ)

8) при обмене информацией медицинскими организациями, в том числе размещенной в медицинских информационных системах, в целях оказания медицинской помощи с учетом требований законодательства Российской Федерации о персональных данных;

9) в целях осуществления учета и контроля в системе обязательного социального страхования;

10) в целях осуществления контроля качества и безопасности медицинской деятельности в соответствии с настоящим Федеральным законом;

11) утратил силу. — Федеральный закон от 25.11.2013 N 317-ФЗ.

Источник

Adblock
detector