Меню

Основные принципы педагогики здоровья

Кратко охарактеризуйте основные принципы педагогики здоровья

Принцип не навреди – одинаково первостепенен и для медиков, и для педагогов, и для

родителей. На его соблюдении строятся профессиональная этика любой человеческой профессии,

основы педагогики и дидактики.

Принцип приоритета действенной заботы о здоровье учащихся и педагогов предполагает,

что все происходящее в ОУ – от разработки планов, программ до проверки их выполнения, включая

проведение уроков, перемен, организацию внеурочной деятельности – должно оцениваться с позиции

влияния на психофизическое состояние и здоровье учащихся и учителей.

Принцип триединого представления о здоровье обуславливает необходимость подходить к категории здоровья в соответствии с определением Всемирной организации здравоохранения, как единству физического, психического и духовно-нравственного здоровья.

По мнению Всемирной организации здравоохранения здоровье это:

 физическое здоровье (органы, функции);

 нравственное (интересы, помыслы, увлечения);

 психическое (адекватное отношение к ситуации)

Состояние здоровья это – интегральная характеристика, которая во многом определяется условием жизни.

Принцип непрерывности и преемственности определяет необходимость проведения здоровьесберегающей работы ежедневно и на каждом уроке.

Принцип субъект- субъектного взаимоотношения с учащимися. Одно из условий реализации этого принципа – индивидуальный подход к учащимся. Важна заинтересованность и ответственность учащегося, как субъекта образовательного процесса, его задача состоит в обретении компетенций грамотной заботы о своем здоровье. Задача учителя максимальное содействие ему в этом стремлении.

Принцип соответствия содержание и организации обучения. Речь идет об уровне и содержании

программ, технологии, решаемых задачах, формах и методах преподавания. Традиционна для педагогики проблема: что и как преподавать, чтобы с одной стороны, учебный материал не был слишком сложен для учащихся, а с другой стороны – способствовал бы их развитию. Основное внимание в аспекте охраны здоровья необходимо обратить на риск перегрузок, развитие состояния утомления от сложности изучаемого материала и слишком высокий темп учебной работы, на формирование дистресса, постоянного ощущения неуспеха.

Принцип гармоничного сочетания обучающих, воспитывающих и развивающих педагогических воздействий конкретизируется в практике здоровьесберегающей педагогики: а) обучение здоровью, б)воспитания культуры здоровья, в) формирования здоровья, г) укрепления здоровья.

Приоритет позитивных воздействий (подкреплений) над негативными (запретами,

порицаниями). Привычка учителя, родителя фиксировать внимание ребенка преимущественно на недостатках, ошибках, формирует личность с заниженной самооценкой, комплексом неполноценности, не способную ставить цели и добиваться их достижения. По результатам психологических исследований именно такие педагогические воздействия преобладают в школе.

Приоритет активных методов обучения влияет на процесс здоровьесбережения тем, что достигается снижения риска появления у школьников переутомления в результате беспощадной эксплуатации резервов механической памяти в сочетании с гиподинамией и хроническим дистрессом.

Кроме того, более гармоничное развитие личности происходит в условиях активного включения в процесс социального взаимодействия

1. Принцип не нанесения вреда

2. Принцип приоритета действенной заботы о здоровье учащихся

3. Принцип триединого представления о здоровье

4. Принцип непрерывности и преемственности

5. Принцип субъект-субъектного взаимоотношения с учащимися

6. Принцип соответствия содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся

7. Комплексный, междисциплинарный подход

8. Принцип медико-психологической компетентности учителя

9. Принцип гармоничного сочетания обучающих, воспитывающих и развивающих педагогических воздействий

10. Приоритет позитивных воздействий (подкреплений) над негативными (запретами, порицаниями)

11. Приоритет активных методов обучения

12. Принцип сочетания охранительной и тренирующей стратегий

13. Принцип формирования ответственности учащихся за свое здоровье

14. Принцип отсроченного результата

15. Принцип контроля за результатами

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Источник

Основные принципы здоровьесберегающей педагогики
методическая разработка на тему

В статье приведен пример педагогического совета по здоровьесберегающим технологиям

Скачать:

Вложение Размер
osnovnye_printsipy_zdorovesberegayushchey_pedagogiki.doc 61 КБ

Предварительный просмотр:

Основные принципы здоровьесберегающей педагогики

– Принцип не нанесения вреда – одинаково первостепенен и для медиков, и для педагогов, и для родителей. На его соблюдении строятся профессиональная этика любой человеческой профессии, основы педагогики и дидактики. Принцип не навреди.

Принцип приоритета действенной заботы о здоровье учащихся и педагогов предполагает, что все происходящее в ОУ – от разработки планов, программ до проверки их выполнения, включая проведение уроков, перемен, организацию внеурочной деятельности – должно оцениваться с позиции влияния на психофизическое состояние и здоровье учащихся и учителей.

Принцип триединого представления о здоровье обуславливает необходимость подходить к категории здоровья в соответствии с определением Всемирной организации здравоохранения, как единству физического, психического и духовно-нравственного здоровья.

По мнению Всемирной организации здравоохранения здоровье это

– физическое здоровье (органы, функции)

– нравственное (интересы, помыслы, увлечения)

– психическое (адекватное отношение к ситуации)

Состояние здоровья это – интегральная характеристика, которая во многом определяется условием жизни.

Принцип непрерывности и преемственности определяет необходимость проведения здоровьесберегающей работы ежедневно и на каждом уроке.

Принцип суъек-субьектоного взаимоотношения с учащимися. Одно из условий реализации этого принципа – индивидуальный подход к учащимся. Важна заинтересованность и ответственность учащегося, как субъекта образовательного процесса, его задача состоит в обретении компетенций грамотной заботы о своем здоровье. Задача учителя максимальное содействие ему в этом стремлении.

Принцип соответствия содержание и организации обучения . Речь идет об уровне и содержании программ, технологии, решаемых задачах, формах и методах преподавания. Традиционна для педагогики проблема: что и как преподавать, чтобы с одной стороны, учебный материал не был слишком сложен для учащихся, а с другой стороны – способствовал бы их развитию. Основное внимание в аспекте охраны здоровья необходимо обратить на риск перегрузок, развитие состояния утомления от сложности изучаемого материала и слишком высокий темп учебной работы, на формирование дистресса, постоянного ощущения неуспеха.

Принцип гармоничного сочетания обучающих, воспитывающих и развивающих педагогических воздействий конкретизируется в практике здоровьесберегающей педагогики: а) обучение здоровью, б) воспитания культуры здоровья, в) формирования здоровья, г) укрепления здоровья.

Приоритет позитивных воздействий (подкреплений) над негативными (запретами, порицаниями). Привычка учителя, родителя фиксировать внимание ребенка преимущественно на недостатках, ошибках, формирует личность с заниженной самооценкой, комплексом неполноценности, не способную ставить цели и добиваться их достижения. По результатам психологических исследований именно такие педагогические воздействия преобладают в школе.

Приоритет активных методов обучения влияет на процесс здоровьесбережения тем, что достигается снижения риска появления у школьников переутомления в результате беспощадной эксплуатации резервов механической памяти в сочетании с гиподинамией и хроническим дистрессом. Кроме того, более гармоничное развитие личности происходит в условиях активного включения в процесс социального взаимодействия.

Всем нам необходимо представлять в целом круг актуальных проблем гимназии и подходы к их решению. Рассмотрим проблемное поле, связанное с охраной здоровья учащихся с нескольких уровней: уровень учителя, уровень администрации гимназии, уровень родителей

Педагоги делятся на группы и предлагают пути решения следующих проблем по каждому уровню:

– Проблема учебных перегрузок школьников, приводящая к состоянию переутомления

– Проблема организации физической активности учащихся, профилактика гиподинамии

– Проблема питания школьников

– Проблема охраны и укрепления психологического здоровья учащихся (предупреждение школьных стрессов, распространения среди учащихся вредных привычек).

– Проблема формирования культуры здоровья учащихся и компетентности педагогов в вопросах здоровья и здоровьесберегающих технологий.

– Проблема организации сотрудничества с родителями учащихся по вопросам сохранения и укрепления здоровья.

Достаточно много доступных и реальных путей предложено для решения проблем охраны и укрепления здоровья детей. Я думаю, что решать эти проблемы мы будем вместе.

Проводится анализ анкет учащихся (которые были проведены и обработаны заранее) по следующим вопросам:

1. Всегда ли в классе вы занимаетесь в благоприятных климатических условиях?

2. Устаете ли вы от однообразной работы на уроке?

3. Часто ли на уроках применяются ТСО?

4. Проводятся ли физминутки, минутки отдыха, эмоциональные паузы?

5. Чувствуете ли вы доброжелательное отношение учителей?

6. Чувствуете ли утомление уже в середине урока?

Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ)– это качественная характеристика любой образовательной технологии, совокупность принципов, приемов и методов педагогической работы, которые дополняют традиционные технологии обучения, воспитания, развития задачами здоровьесбережения.

Цель любой образовательной технологии – достижение заданного образовательного результата в обучении, воспитании, развитии. Прилагательное здоровьесберегающая относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей насколько при реализации данной технологии решается задача сохранения здоровья основных субъектов образовательного процесса – учащихся и педагогов.

Стратегия реализации здоровьесберегающих образовательных технологий – такая организация образовательного процесса на всех его уровнях, при которой качественное обучение, развитие и воспитание учащихся происходит без нанесения ущерба их здоровью.

В 2005-2006 учебном году мы проводили педсоветы на темы: “Стимулирование познавательной деятельности как средство самореализации и саморазвития учащихся”, “Развивающий стиль руководства учебной группой как основа результативного обучения”. Решениями этих педсоветов были следующие:

– применять дифференцированное обучение как фактор развития познавательных интересов;

– формировать устойчивые мотивы учения;

– спланировать пути профессионального самосовершенствования педагогов для достижения развивающего стиля руководства учебной группой.

Эти решения как раз направляют вектор применения образовательных технологий в сторону здоровьесберегающей педагогики.

Обозначим основные факторы, влияющие на формирование здоровья школьников.

1. Гигиенические (шум, освещенность, размер помещений, дизайн)

2. Мебель ( размеры, размещение)

3.Технические средства (использование ТСО с одной стороны повышает наглядность обучения и создает условия для сохранения работоспособности, с другой стороны увеличивают объем информации, возросший объем информации увеличивает напряжение, темп работы, высокая плотность подачи материала затрудняет процесс восприятия. Длительность применения аудиовизуальных средств начальная школа не более 15-20 минут, средняя 20-25 минут, старшая не более 30 минут)

4. Пищеблок (ассортимент, качество пищи, качество питьевой воды)

Факторы, связанные с образовательным процессом

1. Объем учебной нагрузки (должен соответствовать возрастным и индивидуальным возможностям школьников)

2. Расписание уроков, распределение нагрузки по дням. Расписание уроков должно быть максимально приближено к санитарно-гигиеническим нормам, удобно для детей. ( Так как в силу объективных обстоятельств на 100% невозможно выполнить все нормы, учителю необходимо учитывать физиологические особенности обучающихся, для получения качественных результатов обучения.

Недельная динамика работоспособности выглядит следующим образом: В понедельник происходит врабатывание в учебный процесс. Вторник и четверг для 1-5 классов, а среда и четверг для 8-11 классов – дни оптимальной работоспособности. Наиболее низкий уровень работоспособности в пятницу и субботу.

Дневная динамика работоспособности: У школьников младших классов на первом уроке работоспособность довольно низкая. Так как происходит врабатывание в учебный процесс. Период относительного устойчивого состояния работоспособности наблюдается у учащихся на 2 и 3 уроках. С четвертого урока у большинства учащихся наблюдается снижение работоспособности. Самый низкий уровень работоспособности наблюдается на последних уроках. В старших классах на пятом уроке, благодаря включению компенсаторных механизмов, возможно повышение работоспособности, а к шестому уроку резко падает.

3. Организационно-педагогические условия проведения урока.

Как рационально организовать урок с учетом работоспособности учащихся?

1) Рациональность урока должна быть не менее 60% не более 80% (это время ученик занят учебной деятельностью, минимум 27 минут)

2) Количество видов учебной деятельности на уроке должно быть от 4 до 7 (письмо, чтение, слушание, рассказ, ответ на вопрос, решение примеров)

3) Продолжительность видов деятельности не более 10 минут, а в первой ступени 5 минут

4) Число видов преподавания не менее 3 (Словесный, наглядный, аудиовизуальный)

5) Наличие физической или эмоциональной разрядки, минимум 2

6) Чередование позы ученика

Оптимальное распределение нагрузки во время урока:

Источник

Принципы здоровьесберегающей педагогики

Тема 5.2. Здоровьесберегающие технологии педагогического (образовательного) процесса

План:

1. Понятие о физическом и психологическом здоровье.

2. Принципы здоровьесберегающей педагогики.

3. Понятие и элементы и компоненты здоровьесберегающих технологий.

4. Функции здоровье сберегающих технологий.

5. Типы технологий и классификация здоровьесберегающих технологий.

6. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ.

Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства. Жданова Л.Е.

По мнению Всемирной организации здравоохранения здоровье это

– физическое здоровье (органы, функции)

– нравственное (интересы, помыслы, увлечения)

– психическое (адекватное отношение к ситуации)

Состояние здоровья это – интегральная характеристика, которая во многом определяется условием жизни.

Основные причины ухудшения здоровья детей в современном обществе:

1). Интенсификация обучения:

– объем учебных программ, их информационное насыщение часто не соразмерны с возрастными и функциональными возможностями школьников.

– До 80 % учащихся постоянно или частично испытывают учебный стресс, который снижает иммунную систему и способствует заболеваемости детей

– существенное увеличение учебной нагрузки и приготовлением домашнего задания достигает в основной школе до 10-12 часов, в старшей до 13-15 часов в сутки, в следствии чего наблюдается большая утомляемость, особенно к концу недели, нервно-психические нарушения, снижение сопротивляемости организма болезням.

2). Ухудшение питания

3). Факторы социального риска (ежегодно около 500 тыс. детей из-за распада семей лишаются одного из родителей)

4). Факторы экологического риска

Близкими к ЗОТ являются медицинские технологии профилактической работы, проводимой в образовательных учреждениях.

Примерами такой работы служит вакцинация учащихся, контроль за сроками прививок, выделение групп медицинского риска и т.п. Эта деятельность также направлена на сохранение здоровья школьников, профилактику инфекционных и других заболеваний, но уже не с помощью образовательных технологий.

Существует немало возможностей конструктивного взаимодействия педагогов и медиков в их совместной работе по сохранению и укреплению здоровья учащихся. Так, в примере с реализацией медицинских мероприятий по вакцинации, педагогический коллектив школы может обеспечить психолого-педагогическое сопровождение этих, не самых любимых детьми процедур.

Принцип не нанесения вреда – одинаково первостепенен и для медиков, и для педагогов, и для родителей. На его соблюдении строятся профессиональная этика любой человеческой профессии, основы педагогики и дидактики. Принцип не навреди.

Принцип приоритета действенной заботы о здоровье учащихся и педагогов предполагает, что все происходящее в ОУ – от разработки планов, программ до проверки их выполнения, включая проведение уроков, перемен, организацию внеурочной деятельности – должно оцениваться с позиции влияния на психофизическое состояние и здоровье учащихся и учителей.

Принцип триединого представления о здоровье обуславливает необходимость подходить к категории здоровья в соответствии с определением Всемирной организации здравоохранения, как единству физического, психического и духовно-нравственного здоровья.

Принцип непрерывности и преемственности определяет необходимость проведения здоровьесберегающей работы ежедневно и на каждом уроке.

Принцип суъек-субьектоного взаимоотношения с учащимися. Одно из условий реализации этого принципа – индивидуальный подход к учащимся. Важна заинтересованность и ответственность учащегося, как субъекта образовательного процесса, его задача состоит в обретении компетенций грамотной заботы о своем здоровье. Задача учителя максимальное содействие ему в этом стремлении.

Принцип соответствия содержание и организации обучения. Речь идет об уровне и содержании программ, технологии, решаемых задачах, формах и методах преподавания. Традиционна для педагогики проблема: что и как преподавать, чтобы с одной стороны, учебный материал не был слишком сложен для учащихся, а с другой стороны – способствовал бы их развитию. Основное внимание в аспекте охраны здоровья необходимо обратить на риск перегрузок, развитие состояния утомления от сложности изучаемого материала и слишком высокий темп учебной работы, на формирование дистресса, постоянного ощущения неуспеха.

Принцип гармоничного сочетания обучающих, воспитывающих и развивающих педагогических воздействий конкретизируется в практике здоровьесберегающей педагогики: а) обучение здоровью, б) воспитания культуры здоровья, в) формирования здоровья, г) укрепления здоровья.

Приоритет позитивных воздействий (подкреплений) над негативными (запретами, порицаниями). Привычка учителя, родителя фиксировать внимание ребенка преимущественно на недостатках, ошибках, формирует личность с заниженной самооценкой, комплексом неполноценности, не способную ставить цели и добиваться их достижения. По результатам психологических исследований именно такие педагогические воздействия преобладают в школе.

Приоритет активных методов обучения влияет на процесс здоровьесбережения тем, что достигается снижения риска появления у школьников переутомления в результате беспощадной эксплуатации резервов механической памяти в сочетании с гиподинамией и хроническим дистрессом. Кроме того, более гармоничное развитие личности происходит в условиях активного включения в процесс социального взаимодействия.

Здоровьесберегающая образовательная технология представляется как функциональная система организационных способов управления учебно-познавательной и практической деятельностью учащихся, научно и инструментально обеспечивающая сохранение и укрепление их здоровья.

«Здоровьеформирующие образовательные технологии»,по определению Н.К. Смирнова, — это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

Здоровьесберегающая технология,по мнению В.Д. Сонькина, — это:

• условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность
требований, адекватность методик обучения и воспитания);

• рациональная организация учебного процесса (в соответствии с
возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и
гигиеническими требованиями);

• соответствие учебной и физической нагрузки возрастным
возможностям ребенка;

• необходимый, достаточный и рационально организованный
двигательный режим.

Известно, что система подразумевает наличие структуры, элементов, ее составляющих, их взаимосвязь и подчиненность единой цели.

В совокупность основных элементов здоровьесберегающей технологии включены следующие составляющие:

1. Информационная – отвечает на вопрос: что?

Это концепция, ее содержание и принципы, обеспечивающие реализацию цели и задач.

2. Инструментальная – отвечает на вопрос: чем?

К ней относится материальная база (помещения, классы, лаборатории, кабинеты, спортивные залы, площадки и т.д.) и ее гигиеническое состояние (освещение, вентиляция и пр.). Инструментальная составляющая технологии включает также оборудование, инвентарь, технические средства, а также учебно-методическое обеспечение.

3. Социальная (кадры) – кто?

Это преподавательский и учебно-вспомогательный состав.

Его компетентность, готовность и устремленность к реализации здоровьесберегающей технологии в образовании.

4. Финансовая – отвечает на вопросы: сколько? За счет каких средств?

Бюджетные и внебюджетные поступления, их соотношение.

5. Нормативно-правовое обеспечение – использование государственных нормативных актов (федерального, регионального и муниципального уровней, собственных средств). Ведение делопроизводства по данному направлению.

Основными компонентами здоровьесберегающей технологии выступают:

· аксиологический,проявляющийся в осознании учащимися высшей ценности своего здоровья, убежденности в необходимости вести здоровый образ жизни, который позволяет наиболее полно осуществить намеченные цели, использовать свои умственные и физические возможности. Осуществление аксиологического компонента происходит на основе формирования мировоззрения, внутренних убеждений человека, определяющих рефлексию и присвоение определенной системы духовных, витальных, медицинских, социальных и философских знаний, соответствующих физиологическим и нейропсихологическим особенностям возраста; познание законов психического развития человека, его взаимоотношений с самим собой, природой, окружающим миром. Таким образом, воспитание как педагогический процесс направляется на формирование ценностно-ориентированных установок на здоровье, здоровьесбережение и здравотворчество, построенных как неотъемлемая часть жизненных ценностей и мировоззрения. В этом процессе у человека развива­ется эмоциональное и вместе с тем осознанное отношение к здоровью, основанное на положительных интересах и потребностях.

· гносеологический,связанный с приобретением необходимых для процесса здоровьесбережения знаний и умений, познанием себя, своих потенциальных способностей и возможностей, интересом к вопросам собственного здоровья, к изучению литературы по данному вопросу, различных методик по оздоровлению и укреплению организма. Это происходит благодаря процессу формирования знаний о закономерностях становления, сохранения и развития здоровья человека, овладению умениями сохранять и совершенствовать личное здоровье, оценке формирующих его факторов, усвоению знаний о здоровом образе жизни и умений его построения. Этот процесс направлен на формирование системы научных и практических знаний, умений и навыков поведения в повседневной деятельности обеспечивающих ценностное отношение к личному здоровью и здоровью окружающих людей. Все это ориентирует школьника на развитие знаний, которые включают факты, сведения, выводы, обобщения об основных направлениях взаимодействия человека с самим собой, с другими людьми и окружающим миром. Они побуждают человека заботиться о своем здоровье, вести здоровый образ жизни, заранее предусматривать и предотвращать возможные отрицательные последствия для собственного организма и образа жизни.

· здоровьесберегающий,включающий систему ценностей и установок, которые формируют систему гигиенических навыков и умений, необходимых для нормального функционирования организма, а также систему упражнений, направленных на совершенствование навыков и умений по уходу за самим собой, одеждой, местом проживания, окружающей средой. Особая роль в этом компоненте отводится соблюдению режима дня, режима питания, чередования труда и отдыха, что способствует предупреждению образования вредных привычек, функциональных нарушений заболеваний, включает в себя психогигиену и психопрофилактику учебно-воспитательного процесса, использование оздоровительных факторов окружающей среды и ряд специфических спо­собов оздоровления ослабленных.

· эмоционально-волевой,который включает в себя проявление психологических механизмов — эмоциональных и волевых. Необходимым условием сохранения здоровья являются положительные эмоции; переживания, благодаря которым у человека закрепляется желание вести здоровый образ жизни. Воля — психический процесс сознательного управления деятельностью, проявляющийся в преодолении трудностей и препятствий на пути к поставленной цели. Личность с помощью воли может осуществлять регуляцию и саморегуляцию своего здоровья. Воля является чрезвычайно важным компонентом, особенно в начале оздоровительной деятельности, когда здоровый образ жизни еще не стал внутренней потребностью личности, а качественные и количественные показатели здоровья еще рельефно не выражаются. Он направлен на формирование опыта взаимоотношений личности и общества. В этом аспекте эмоционально-волевой компонент формирует такие качества личности, как организованность, дисциплинированность, долг, честь, достоинство. Эти ка­чества обеспечивают функционирование личности в обществе, сохраняют здоровье, как отдельного человека, так и всего коллектива.

· экологический,учитывающий то, что человек как биологический вид существует в природной среде, которая обеспечивает человеческую личность определёнными биологическими, экономическими и производственными ресурсами. Кроме того, она обеспечивает ее физическое здоровье и духовное развитие. Осознание бытия человеческой личности в единстве с биосферой раскрывает зависимость физического и психического здоровья от экологиче­ских условий. Рассмотрение природной среды как предпосылки здоровья личности позволяет нам внести в содержание здравотворческого воспитания формирование умений и навыков адаптации к экологическим факторам. К сожалению, экологическая среда образовательных учреждений не всегда благо­приятна для здоровья учащихся. Общение с миром природы способствует выработке гуманистических форм и правил поведения в природной среде, микро- и макросоциуме. В то же время природная среда, окружающая школу, является мощным оздоровительным фактором.

· физкультурно-оздоровительный компонент предполагает владение способами деятельности, направленными на повышение двигательной активности, предупреждение гиподинамии. Кроме того, этот компонент содержания воспитания обеспечивает закаливание организма, высокие адаптивные возможности. Физкультурно-оздоровительный компонент направлен на освоение личностно-важных жизненных качеств, повышающих общую работоспособность, а также навыков личной и общественной гигиены.

Функцииздоровьесберегающей технологии:

формирующая:осуществляется на основе биологических и со­циальных закономерностей становления личности. В основе формирования личности лежат наследственные качества, предопределяющие индивидуаль­ные физические и психические свойства. Дополняют формирующее воздействие на личность социальные факторы, обстановка в семье, классном коллективе, установки на сбережение и умножение здоровья как базы функционирования личности в обществе, учебной деятельности, природной среде;

информативно-коммуникативная:обеспечивает трансляцию опыта ведения здорового образа жизни, преемственность традиций, ценностных ориентации, формирующих бережное отношение к индивидуальному здоровью, ценности каждой человеческой жизни;

диагностическая:заключается в мониторинге развития учащихся на основе прогностического контроля, что позволяет соизмерить усилия и на­правленность действий педагога в соответствии с природными возможностя­ми ребенка, обеспечивает инструментально выверенный анализ предпосылок и факторов перспективного развития педагогического процесса, индивиду­альное прохождение образовательного маршрута каждым ребенком;

адаптивная:воспитание у учащихся направленности на
здравотворчество, здоровый образ жизни, оптимизировать состояние
собственного организма и повысить устойчивость к различного рода
стрессогенным факторам природной и социальной среды. Она обеспечивает
адаптацию школьников к социально-значимой деятельности.

Рефлексивная:заключается в переосмыслении предшествующего личностного опыта, в сохранении и приумножении здоровья, что позволяет соизмерить реально достигнутые результаты с перспективами.

Интегративная:объединяет народный опыт, различные научные
концепции и системы воспитания, направляя их по пути сохранения здоровья
подрастающего поколения.

В литературе выделяют следующиетипы технологий:

§ Здоровьесберегающие (профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания)

§ Оздоровительные(физическая подготовка, физиотерапия, аромотерапия, закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия, арттерапия)

§ Технологии обучения здоровью (включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла)

§ Воспитание культуры здоровья (факультативные занятия по развитию личности учащихся, внеклассные и внешкольные мероприятия, фестивали, конкурсы и т.д.)

Выделенные технологии могут быть представлены в иерархическом порядке по критерию субъектной включенности учащегося в образовательный процесс:

Внесубъектные технологии рациональной организации
образовательного процесса, технологии формирования
здоровьесберегающей образовательной среды, организация здорового
питания (включая диетическое) и т.п.

Предполагающие пассивную позицию учащегося: фитотерапия, массаж, офтальмотренажеры и т.п.

Предполагающие активнуюсубъектную позицию учащегося
различные виды гимнастки, технологии обучения здоровью,
воспитание культуры здоровья.

Классификация здоровьесберегающнх технологий.

По характеру деятельностиздоровьесберегающие технологии могут быть как частные (узкоспециализированные), так и комплексные (интегрированные).

По направлению деятельности среди частных здоровьесберегающих технологий выделяют: медицинские (технологии профилактики заболеваний;
коррекции и реабилитации соматического здоровья; санитаоно-
гигиенической деятельности); образовательные, содействующие здоровью
(информационно-обучающие и воспитательные); социальные (технологии
организации здорового и безопасного образа жизни; профилактики и
коррекции девиантного поведения); психологические (технологии профилактики и психокоррекции психических отклонений личностного и интеллектуального развития).

К комплексным здоровьесберегающим технологиямотносят: технологии комплексной профилактики заболеваний, коррекции и реабилитации здоровья (физкультурно-оздоровительные и валеологические); педагогические технологии, содействующие здоровью; технологии, формирующие ЗОЖ.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Читайте также:  Физическая культура психология здоровье
Adblock
detector