Основные принципы охраны здоровья
Основные идеи
Согласно действующему законодательству, для поддержания состояния физического, психического, а также социального благополучия, гражданам требуется как самостоятельно следить за собственным здоровьем (ведение здорового образа жизни — неотъемлемая часть которого отказ от злоупотребления алкогольными напитками, табаком и наркотическими веществами), так и осуществление целого комплекса мер в рамках системы охраны здоровья граждан.
Для этих целей законодатель разработал ряд принципов — т.е. основных идей, предазначенных для регулирования отношений в сфере охраны здоровья людей. Принципы охраны здоровья граждан РФ содержатся в ФЗ №323 от 21 ноября 2011 года. Подробнее принципы охраны здоровья населения будут рассмотрены ниже.
Соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий
Согласно действующему законодательству, государство обязано обеспечивать людям, проживающим на его территории, охрану их здоровья. При этом не имеет значение их пол, возраст, социальное положение, религиозные взгляды и иные факторы. При наличии у гражданина какого-либо заболевания, государство обязано гарантировать ему защиту от любых дискриминаций — в противном случае виновные лица могут быть подвергнуты как административной, так и уголовной ответственности (в зависимости от обстоятельств). Если говорить о лицах, страдающих различными психическими заболеваниями и признанными недееспособными, то к дискриминации это ни коим образом не относится — в первую очередь данная мера введена для защиты самого больного.
Кроме того, в мероприятия по охране здоровья населения должно включаться решение следующих вопросов:
- снижение мертворождаемости и детских смертей;
- обеспечение здорового и полноценного развития детей;
- улучшение гигиены внешней среды и санитарно-гигиенической обстановки на производстве;
- предупреждение различных болезней и борьбы с ними;
- создание специальных условий, при которых возможно надлежащее обеспечение необходимой медицинской помощью и уходом.
Приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи
При оказании данного вида помощи лицу — его интересы должны быть приоритетны, также:
- к нему обязаны относиться вежливо и гуманно, соблюдая этические и моральные нормы;
- при оказании медицинской помощи должно учитываться состояние больного и его физические особенности;
- по возможности необходимо соблюдать культурные и религиозные традиции гражданина, которому предоставляется медицинская помощь (но, учитывая то, что РФ — многонациональная страна и традиции у разных народов отличаются, а, порой, могут и навредить — это не является обязательным условием — все зависит от конкретной ситуации);
- обеспечение надлежащего ухода (ведь достаточно часто от качественного ухода зависит выздоровление);
- при нахождении лица в медицинском учреждении, его пребывание должно быть комфортным;
- медицинские организации должны быть оборудованы с учетом действующих санитарно-гигиенических норм;
- в зависимости от состояния больного, должны быть созданы условия, которые бы давали возможность посещать его родным и близким, но, одновременно с этим, это не должно отражаться на сотрудниках больницы и других пациентах.
Приоритет охраны здоровья детей
Забота о детях (лиц, не достигших 18-летнего возраста), в том числе их психическом, физическом, а также социальном благополучии, обязанность не только государства, но и общества. Это связано с тем, что организм ребенка только формируется и упущения в этой области (как психические, так и физические) могут нанести непоправимый вред его здоровью и, как следствие, отразиться на его дальнейшей судьбе. В частности, данные положения закреплены в Конвенции о правах ребенка.
С целью сохранения здоровья ребенка уполномоченными органами разрабатываются и внедряются специализированные программы, включающие в себя ряд мероприятий, направленных на выявление, лечение и профилактику различных заболеваний у детского населения. В данные программы входит — обеспечение необходимыми лекарственными препаратами и медицинским изделиями.
Для охраны здоровья ребенка, государством создаются специализированные лечебные учреждения — поликлиники, санатории и т. д.
Социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья
В случае, если гражданин по тем или иным причинам утратил здоровье, государство обязано оказать лицу поддержку для его восстановления. Для этих целей государством создаются специальные службы, оказывающие помощь в реабилитации.
Кроме того, лицо, утратившее здоровье, имеет право получать пособие, которое может быть временным либо постоянным — в зависимости от того, какое заболевание у него было выявлено.
В качестве примера можно привести назначение пособия по беременности и родам, когда потеря трудоспособности является временной.
Ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья
Государственные органы (естественно только в пределах своей компетенции) несут ответственность за надлежащее обеспечение гарантий в области охраны здоровья людей. В случае выявления нарушений, виновные (это могут быть должностные лица либо уполномоченные органы) привлекаются к ответственности — она может быть, как гражданская и уголовная, так и административная. Если в результате действий (либо, напротив, бездействий), гражданину был причинен вред, то он в полном объеме подлежит возмещению. Но, даже если вред был возмещен, это не освобождает виновных от привлечения их к ответственности.
- за причинение смерти по неосторожности (либо причинение здоровью пациента тяжкого вреда);
- заражение инфекциями;
- отказ от оказания помощи (неоказание);
- халатность.
В этом случае, возбуждается уголовное дело, а объем наказания определяет суд, с учетом всех обстоятельств. Максимальный размер наказания — 5 лет лишения свободы. Кроме того, виновное лицо может быть лишено права осуществлять некоторые виды деятельности либо занимать определенные должности.
Важно знать, что существуют специальные организации, предоставляющие юридическую помощь на безвозмездной основе определенным категориям лиц (перечень которых также установлен законодательно, к ним относятся — инвалид 1 и 2 группы, ветераны войны, малоимущие, дети-инвалиды, дети-сироты, пенсионеры по возрасту, недееспособные лица и их представители). В каждом городе находится такая государственная консультация, юрист которой оказывает помощь вышеперечисленным категориям.
Доступность и качество медицинской помощи
Медицинская помощь должна быть доступна — это связано с тем, что она может потребоваться гражданину в любой момент, а также с тем, что существуют люди, обладающие ограниченными возможностями, которым достаточно проблематично добираться до медицинского учреждения без посторонней помощи. С целью обеспечения доступности, законодательством разработан ряд правил, к которым относятся:
- возможность выбора медицинского учреждения, которое будет оказывать помощь (важно знать, что закон дает возможность не только выбрать учреждение, но и лечащего врача);
- стандарты медицинской помощи, разрабатываемые Минздравом России по т.н. нозологическим формам (определенным болезням). В случае, если сотрудниками медицинской организации они не соблюдаются, то контролирующая организация (Росздравнадзор, страховая медицинская компания), уполномочена привлечь виновных к ответственности.
Помимо доступности, медицинская помощь должна быть оказана качественно. С этой целью установлены требования к квалификации работников медицинских учреждений. Штат сотрудников учреждения также должен быть сформирован с учетом количества лиц, в них обращающихся.
Недопустимость отказа в оказании медицинской помощи
Как уже было сказано, правом на получение медицинской помощи обладают все категории граждан нашей страны. Отказ в предоставлении необходимой человеку помощи либо взимание платы за услуги, которые должны быть бесплатными, не допускается.
В связи с тем, что отказ в помощи может не только нанести непоправимый вред здоровью, но и повлечь смерть лица, законодательство предусматривает привлечение виновных лиц к уголовной ответственности по ст. 124 УК РФ. Если неоказание мед. помощи уполномоченными лицами повлекло за собой вред здоровью средней тяжести, то виновным грозит наказание в виде — штрафа, обязательных работ, исправительных работ, ареста. В случае, когда отказ в предоставлении помощи повлек тяжкий вред здоровью или смерть, то в качестве наказания обвиняемый может получить — принудительные работы либо лишение свободы. При назначении наказания судом учитываются все обстоятельства дела, а также наличие судимостей у виновного. Также возможно привлечение к гражданской ответственности (одно не исключает другое).
Необходимо знать, что граждане, в рамках специализированной программы, вправе получить следующие виды бесплатной медицинской помощи:
Приоритет профилактики в сфере охраны здоровья
Благодаря профилактике можно предотвратить появление множества заболеваний. Именно поэтому профилактике уделяется немаловажная роль. С целью профилактики, проводятся следующие мероприятия:
- разработка и внедрение программ, направленных на формирование здорового образа жизни у людей (в т. ч. программ, направленных на снижение употребления гражданами табачных изделий и алкоголя, чрезмерное употребление которых может повлечь за собой ряд негативных последствий не только для физического, но и для психического здоровья);
- проведение профилактических мероприятий;
В качестве примера таких мероприятий можно привести — прививки и карантин.
· проведение мед. осмотров и диспансеризаций.
Для прохождения диспансеризации гражданин может обратиться в медицинское учреждение, в котором он обслуживается. Как правило, на диспансеризации пациент проходит осмотр у врачей (терапевт, гинеколог, офтальмолог, ЛОР, невролог, хирург) и сдает анализы.
Соблюдение врачебной тайны
Важным вопросом при обращении в медицинское учреждение является соблюдение тайны, т.е. неразглашение сведений не только о факте обращения к врачу, но и информации о заболеваниях, а также другой, полученной в больнице (к примеру, персональные данные — контакты больного). Разглашение подобных сведений о гражданине может негативно отразиться на нем — именно поэтому эта информация строго охраняется законодательством (даже если это данные о наличии у лица венерических заболеваний. Но, если лицо, воспользовавшись тем, что данные сведения не подлежат разглашению заразило другое лицо венерическим заболеванием, то уже оно будет привлечено к уголовной ответственности).
Но в некоторых случаях врачебная тайна может быть разглашена, в частности:
- если гражданин сам даст на это свое письменное разрешение (для обследования, научных исследований, публикации в научных журналах, учебного процесса);
- в иных, предусмотренных законом случаях.
К иным случаям относятся:
- случай, когда требуется осуществить обследование и/или лечение лица, которое не может, в силу своего состояния, изъявить волю;
- если существует угроза распространения инфекций либо отравлений, имеющих массовый характер;
- когда эти сведения запрашивают следственные органы в связи с расследованием уголовного дела;
- при оказании помощи лицу, не достигшему совершеннолетия;
- когда лицо обращается в лечебное учреждение с травмами, которые могли быть получены в результате противоправных действий;
- если данную информацию запрашивает военкомат;
- при расследовании несчастных случаев;
- для отчета по обязательному соц. страхованию;
- для проведения контроля в отношении качества, а также безопасности медицинской деятельности.
В остальных случаях разглашение сведений считается незаконным и виновные привлекаются к ответственности (дисциплинарной, административной, гражданско-правовой либо уголовной).
Вышеперечисленные принципы важно знать не только медицинским работникам, работающим в данной сфере, но и гражданам, которые, в случае их несоблюдения, вправе направить соответствующую жалобу в контрольно-надзорный орган.
Источник
Повышение оригинальности
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
Информация:
Описание (план):
Введение
1. Общие положения организации охраны здоровья граждан в РФ
2. Основные принципы охраны здоровья граждан
Заключение
Литература
Проблема охраны здоровья населения России тревожна и требует пристального внимания государства и различных его ведомств.
Что же следует понимать под охраной здоровья граждан? Это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.
Следует обратить внимание, что охрана здоровья и медицинская помощь не одно и то же и недаром в статье 41 Конституции РФ обозначены отдельно. Если охрана здоровья широкое многогранное понятие, что видно из приведенного определения, то медицинская помощь представляет индивидуальный подход и оказывается системой здравоохранения, которая является небольшой частью системы охраны здоровья. Эти две системы дополняют друг друга, но имеют разные направления. Предполагается, что от здоровья населения мы придем к здоровью отдельного человека, а вернее было бы — обеспечив индивидуальный подход и, оздоровив отдельного человека, придти к здоровью всего населения.
Рассмотрим в данной работе основные принципы охраны здоровья граждан РФ.
1. Общие положения организации охраны здоровья граждан в РФ
В соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации признавая основополагающую роль охраны здоровья граждан как неотъемлемого условия жизни общества и подтверждая ответственность государства за сохранение и укрепление здоровья граждан Российской Федерации, стремясь к совершенствованию правового регулирования и закрепляя приоритет прав и свобод человека и гражданина в области охраны здоровья, Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан устанавливают правовые, организационные и экономические принципы в области охраны здоровья граждан. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ).
Легальное определение категории охрана здоровья граждан дается в ст.1 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, — это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.
Как определить категорию «здоровье»?
Одной из характеристик состояния здоровья является понятие «общественное здоровье». Общественное здоровье отражает совокупное здоровье индивидуумов, из которых состоит общество.
На международном уровне категорию здоровья определяли по-разному: «здоровье как отсутствие болезни» или «возможность существовать в обществе» и «абсолютные» («здоровье — это позитивное качество» или «здоровье — это общее благополучие»).
Конституция Всемирной организации здравоохранения определяет здоровье следующим образом — это динамическое состояние полного физического, душевного и социального благополучия, не определяющееся одним лишь отсутствием болезни или немощью.
В Российской Федерации используется следующее определение здоровья, вобравшее в себя международные положения и принципы:
«Здоровье» — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.
Общественное здоровье — это такое состояние, такое качество общества, которое обеспечивает условия для социально активного продуктивного образа жизни.
В соответствии с новой социальной стратегией развития государства и общества российское законодательство о здравоохранении претерпело за годы реформ существенные изменения. Впервые законодательно предусмотрено функционирование наряду с государственной системой здравоохранения также муниципальной и частной, использование механизма медицинского страхования граждан, представление им платных медицинских услуг за пределами программы государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью и на договорной основе. В законодательстве вместе с новациями содержательного характера трансформировался состав правовых источников, пересмотрены круг, компетенция и юридические связи субъектов в сфере здравоохранения.
Таким образом, охрана здоровья населения обеспечивается государственной, муниципальной и частной системами здравоохранения.
Государственная система здравоохранения включает в себя органы исполнительной власти в области здравоохранения федерального и регионального (субъектов Федерации) уровней и подчиненные им лечебно-профилактические, научно-исследовательские и образовательные учреждения, фармацевтические предприятия, аптечные учреждения,
санитарно- профилактические учреждения, учреждения судебно-медицинской экспертизы, имущество которых находится в государственной собственности.
К муниципальной системе здравоохранения относятся муниципальные органы управления здравоохранением и находящиеся в муниципальной собственности лечебно-профилактические учреждения, фармацевтические предприятия, аптечные учреждения и др. Муниципальные органы управления здравоохранением несут ответственность за санитарно-гигиеническое образование населения, обеспечение доступности населению гарантированного объема медико-социальной помощи, развитие муниципальной системы здравоохранения на подведомственной территории, осуществляют контроль за качеством оказания медико-социальной и лекарственной помощи предприятиями, учреждениями и организациями государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, а также лицами, занимающимися частной медицинской практикой.
К частной системе здравоохранения относятся лечебно-профилактические и аптечные учреждения, имущество которых находится в частной собственности, а также лица, занимающиеся частной медицинской практикой и частной фармацевтической деятельностью.
Действующее законодательство предусматривает различные виды ответственности за сокрытие должностными лицами любого уровня фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей. Так, КоАП содержит главы, специально посвященные административным правонарушениям, посягающим на здоровье населения (глава 5) и административным правонарушениям в области охраны окружающей природной среды (глава 7). В УК РФ включены глава 25 «Преступления против здоровья населения и общественной нравственности», которая содержит, в частности, ст. 237 «Сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни и здоровья людей», а также глава 26 «Экологические преступления».
В случае причинения вреда здоровью граждан виновные обязаны возместить потерпевшим ущерб в объеме и порядке, установленным законодательством Российской Федерации. Вред, причиненный здоровью граждан в результате загрязнения окружающей природной среды, возмещается государством, юридическим или физическим лицом, причинившим вред. Средства, затраченные на оказание медицинской помощи гражданам, потерпевшим от противоправных действий, взыскиваются с предприятий, учреждений, организаций, ответственных за причиненный вред здоровью граждан, в пользу учреждений государственной или муниципальной системы здравоохранения, понесших расходы, либо в пользу учреждений частной системы здравоохранения, если лечение проводилось в этих учреждениях.
В случае нарушения прав граждан в области охраны здоровья вследствие недобросовестного выполнения медицинскими и фармацевтическими работниками своих профессиональных обязанностей, повлекшего причинение вреда здоровью граждан или их смерть, ущерб возмещается в объеме и порядке, установленным законодательством. Возмещение ущерба не освобождает медицинских и фармацевтических работников от привлечения их к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности.
В обеспечении охраны здоровья, помимо Министерства здравоохранения и социального развития РФ, в разной степени и в пределах своих компетенций принимают участие также такие государственные органы, как департамент Государственного санитарно-эпидемиологического надзора МЗ РФ, Министерство по чрезвычайным ситуациям, Федеральные Фонды социального и обязательного медицинского страхования, а также в пределах своих ведомств органы управления медико-санитарных служб Министерств Обороны, Внутренних дел, Путей сообщения и других. Это государственный сектор.
Организацией медико-социальной помощи населению занимаются также общественные и иные объединения. В странах с рыночной экономикой и развитым гражданским обществом создание общественно-управленческих механизмов участия граждан в формировании правовых механизмов и контроле за соблюдением прав граждан и пациентов в области охраны здоровья, является естественным. На государственном уровне функционирует профсоюз медицинских работников, Российское общество Красного Креста, религиозные организации, а также недавно созданные Ассоциация врачей России, Российский медицинский Союз, Межрегиональная ассоциация медицинских сестер, Общество прав потребителей. В субъектах федерации существуют корпоративные объединения медицинских работников (врачей и медицинских сестер), призванные реально участвовать в управлении здравоохранением. В июне 2003 года на учредительном съезде была создана новая общественная организация «Лига здоровья нации».
2. Основные принципы охраны здоровья граждан
охрана здоровье правовой
Граждане РФ обладают неотъемлемым правом на охрану здоровья. В соответствии с Основами законодательства об охране здоровья и окружающей среды это право обеспечивается охраной окружающей природной среды, созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения, производством и реализацией доброкачественных продуктов питания, представлением населению доступной медико-социальной помощи.
В целях создания возможностей для реализации гражданами этого права государство предпринимает меры: политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера. Государство гарантирует охрану здоровья каждого человека в соответствии с
Конституцией РФ и иными законодательными актами, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ.
Основными принципами охраны здоровья граждан являются (ст.2 Основ):
1) соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;
2) приоритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан;
3) доступность медико-социальной помощи;
4) социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;
5) ответственность органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья.
Охрана здоровья осуществляется независимо от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств. Государство гарантирует гражданам защиту от любых форм дискриминации, связанной с наличием у них каких-либо заболеваний.
Наравне с гражданами РФ правом на охрану здоровья пользуются лица без гражданства, постоянно проживающие на территории РФ, и беженцы. Порядок оказания медицинской помощи иностранным гражданам, лицам без гражданства и беженцам определяется Минздравом РФ и соответствующими органами субъектов РФ.
При заболевании, утрате трудоспособности и в иных случаях граждане имеют право на медико-санитарную помощь, которая включает профилактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и зубопротезную помощь, а также меры социального
характера по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами, включая выплату пособий по временной нетрудоспособности.
Граждане имеют право на бесплатную медицинскую помощь в государственной и муниципальной системах здравоохранения в пределах гарантированного объема в соответствии с программами обязательного медицинского страхования. Дополнительные услуги граждане могут получать на основе программ добровольного медицинского страхования, а также за счет средств юридических лиц, личных сбережений и иных источников, разрешенных законодательством.
Финансирование охраны здоровья осуществляется за счет: бюджетов всех уровней, обязательного и добровольного страхования, целевых фондов, средств хозяйствующих субъектов различных форм собственности, доходов от ценных бумаг и других источников.
Источник
➤ Adblockdetector