Меню

Основные принципы охраны здоровья детей

Статья 7. Приоритет охраны здоровья детей

ГАРАНТ:

Статья 7 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2012 г.

Статья 7 . Приоритет охраны здоровья детей

1. Государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей.

2. Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи.

3. Медицинские организации, общественные объединения и иные организации обязаны признавать и соблюдать права детей в сфере охраны здоровья.

4. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в соответствии со своими полномочиями разрабатывают и реализуют программы, направленные на профилактику, раннее выявление и лечение заболеваний, снижение материнской и младенческой смертности, формирование у детей и их родителей мотивации к здоровому образу жизни, и принимают соответствующие меры по организации обеспечения детей лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями.

5. Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии со своими полномочиями создают и развивают медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь детям, с учетом обеспечения благоприятных условий для пребывания в них детей, в том числе детей-инвалидов, и возможности пребывания с ними родителей и (или) иных членов семьи, а также социальную инфраструктуру, ориентированную на организованный отдых, оздоровление детей и восстановление их здоровья.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 7 настоящего Федерального закона

Источник

Основные принципы охраны здоровья

Основные идеи

Согласно действующему законодательству, для поддержания состояния физического, психического, а также социального благополучия, гражданам требуется как самостоятельно следить за собственным здоровьем (ведение здорового образа жизни — неотъемлемая часть которого отказ от злоупотребления алкогольными напитками, табаком и наркотическими веществами), так и осуществление целого комплекса мер в рамках системы охраны здоровья граждан.

Для этих целей законодатель разработал ряд принципов — т.е. основных идей, предазначенных для регулирования отношений в сфере охраны здоровья людей. Принципы охраны здоровья граждан РФ содержатся в ФЗ №323 от 21 ноября 2011 года. Подробнее принципы охраны здоровья населения будут рассмотрены ниже.

Соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий

Согласно действующему законодательству, государство обязано обеспечивать людям, проживающим на его территории, охрану их здоровья. При этом не имеет значение их пол, возраст, социальное положение, религиозные взгляды и иные факторы. При наличии у гражданина какого-либо заболевания, государство обязано гарантировать ему защиту от любых дискриминаций — в противном случае виновные лица могут быть подвергнуты как административной, так и уголовной ответственности (в зависимости от обстоятельств). Если говорить о лицах, страдающих различными психическими заболеваниями и признанными недееспособными, то к дискриминации это ни коим образом не относится — в первую очередь данная мера введена для защиты самого больного.

Кроме того, в мероприятия по охране здоровья населения должно включаться решение следующих вопросов:

  • снижение мертворождаемости и детских смертей;
  • обеспечение здорового и полноценного развития детей;
  • улучшение гигиены внешней среды и санитарно-гигиенической обстановки на производстве;
  • предупреждение различных болезней и борьбы с ними;
  • создание специальных условий, при которых возможно надлежащее обеспечение необходимой медицинской помощью и уходом.

Приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи

При оказании данного вида помощи лицу — его интересы должны быть приоритетны, также:

  • к нему обязаны относиться вежливо и гуманно, соблюдая этические и моральные нормы;
  • при оказании медицинской помощи должно учитываться состояние больного и его физические особенности;
  • по возможности необходимо соблюдать культурные и религиозные традиции гражданина, которому предоставляется медицинская помощь (но, учитывая то, что РФ — многонациональная страна и традиции у разных народов отличаются, а, порой, могут и навредить — это не является обязательным условием — все зависит от конкретной ситуации);
  • обеспечение надлежащего ухода (ведь достаточно часто от качественного ухода зависит выздоровление);
  • при нахождении лица в медицинском учреждении, его пребывание должно быть комфортным;
  • медицинские организации должны быть оборудованы с учетом действующих санитарно-гигиенических норм;
  • в зависимости от состояния больного, должны быть созданы условия, которые бы давали возможность посещать его родным и близким, но, одновременно с этим, это не должно отражаться на сотрудниках больницы и других пациентах.

Приоритет охраны здоровья детей

Забота о детях (лиц, не достигших 18-летнего возраста), в том числе их психическом, физическом, а также социальном благополучии, обязанность не только государства, но и общества. Это связано с тем, что организм ребенка только формируется и упущения в этой области (как психические, так и физические) могут нанести непоправимый вред его здоровью и, как следствие, отразиться на его дальнейшей судьбе. В частности, данные положения закреплены в Конвенции о правах ребенка.

С целью сохранения здоровья ребенка уполномоченными органами разрабатываются и внедряются специализированные программы, включающие в себя ряд мероприятий, направленных на выявление, лечение и профилактику различных заболеваний у детского населения. В данные программы входит — обеспечение необходимыми лекарственными препаратами и медицинским изделиями.

Для охраны здоровья ребенка, государством создаются специализированные лечебные учреждения — поликлиники, санатории и т. д.

Социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья

В случае, если гражданин по тем или иным причинам утратил здоровье, государство обязано оказать лицу поддержку для его восстановления. Для этих целей государством создаются специальные службы, оказывающие помощь в реабилитации.

Кроме того, лицо, утратившее здоровье, имеет право получать пособие, которое может быть временным либо постоянным — в зависимости от того, какое заболевание у него было выявлено.

В качестве примера можно привести назначение пособия по беременности и родам, когда потеря трудоспособности является временной.

Ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья

Государственные органы (естественно только в пределах своей компетенции) несут ответственность за надлежащее обеспечение гарантий в области охраны здоровья людей. В случае выявления нарушений, виновные (это могут быть должностные лица либо уполномоченные органы) привлекаются к ответственности — она может быть, как гражданская и уголовная, так и административная. Если в результате действий (либо, напротив, бездействий), гражданину был причинен вред, то он в полном объеме подлежит возмещению. Но, даже если вред был возмещен, это не освобождает виновных от привлечения их к ответственности.

  • за причинение смерти по неосторожности (либо причинение здоровью пациента тяжкого вреда);
  • заражение инфекциями;
  • отказ от оказания помощи (неоказание);
  • халатность.

В этом случае, возбуждается уголовное дело, а объем наказания определяет суд, с учетом всех обстоятельств. Максимальный размер наказания — 5 лет лишения свободы. Кроме того, виновное лицо может быть лишено права осуществлять некоторые виды деятельности либо занимать определенные должности.

Важно знать, что существуют специальные организации, предоставляющие юридическую помощь на безвозмездной основе определенным категориям лиц (перечень которых также установлен законодательно, к ним относятся — инвалид 1 и 2 группы, ветераны войны, малоимущие, дети-инвалиды, дети-сироты, пенсионеры по возрасту, недееспособные лица и их представители). В каждом городе находится такая государственная консультация, юрист которой оказывает помощь вышеперечисленным категориям.

Читайте также:  Сопоставьте состояние здоровья обучающегося с номером варианта по русскому языку состояние здоровья

Доступность и качество медицинской помощи

Медицинская помощь должна быть доступна — это связано с тем, что она может потребоваться гражданину в любой момент, а также с тем, что существуют люди, обладающие ограниченными возможностями, которым достаточно проблематично добираться до медицинского учреждения без посторонней помощи. С целью обеспечения доступности, законодательством разработан ряд правил, к которым относятся:

  • возможность выбора медицинского учреждения, которое будет оказывать помощь (важно знать, что закон дает возможность не только выбрать учреждение, но и лечащего врача);
  • стандарты медицинской помощи, разрабатываемые Минздравом России по т.н. нозологическим формам (определенным болезням). В случае, если сотрудниками медицинской организации они не соблюдаются, то контролирующая организация (Росздравнадзор, страховая медицинская компания), уполномочена привлечь виновных к ответственности.

Помимо доступности, медицинская помощь должна быть оказана качественно. С этой целью установлены требования к квалификации работников медицинских учреждений. Штат сотрудников учреждения также должен быть сформирован с учетом количества лиц, в них обращающихся.

Недопустимость отказа в оказании медицинской помощи

Как уже было сказано, правом на получение медицинской помощи обладают все категории граждан нашей страны. Отказ в предоставлении необходимой человеку помощи либо взимание платы за услуги, которые должны быть бесплатными, не допускается.

В связи с тем, что отказ в помощи может не только нанести непоправимый вред здоровью, но и повлечь смерть лица, законодательство предусматривает привлечение виновных лиц к уголовной ответственности по ст. 124 УК РФ. Если неоказание мед. помощи уполномоченными лицами повлекло за собой вред здоровью средней тяжести, то виновным грозит наказание в виде — штрафа, обязательных работ, исправительных работ, ареста. В случае, когда отказ в предоставлении помощи повлек тяжкий вред здоровью или смерть, то в качестве наказания обвиняемый может получить — принудительные работы либо лишение свободы. При назначении наказания судом учитываются все обстоятельства дела, а также наличие судимостей у виновного. Также возможно привлечение к гражданской ответственности (одно не исключает другое).

Необходимо знать, что граждане, в рамках специализированной программы, вправе получить следующие виды бесплатной медицинской помощи:

Приоритет профилактики в сфере охраны здоровья

Благодаря профилактике можно предотвратить появление множества заболеваний. Именно поэтому профилактике уделяется немаловажная роль. С целью профилактики, проводятся следующие мероприятия:

  • разработка и внедрение программ, направленных на формирование здорового образа жизни у людей (в т. ч. программ, направленных на снижение употребления гражданами табачных изделий и алкоголя, чрезмерное употребление которых может повлечь за собой ряд негативных последствий не только для физического, но и для психического здоровья);
  • проведение профилактических мероприятий;

В качестве примера таких мероприятий можно привести — прививки и карантин.

· проведение мед. осмотров и диспансеризаций.

Для прохождения диспансеризации гражданин может обратиться в медицинское учреждение, в котором он обслуживается. Как правило, на диспансеризации пациент проходит осмотр у врачей (терапевт, гинеколог, офтальмолог, ЛОР, невролог, хирург) и сдает анализы.

Соблюдение врачебной тайны

Важным вопросом при обращении в медицинское учреждение является соблюдение тайны, т.е. неразглашение сведений не только о факте обращения к врачу, но и информации о заболеваниях, а также другой, полученной в больнице (к примеру, персональные данные — контакты больного). Разглашение подобных сведений о гражданине может негативно отразиться на нем — именно поэтому эта информация строго охраняется законодательством (даже если это данные о наличии у лица венерических заболеваний. Но, если лицо, воспользовавшись тем, что данные сведения не подлежат разглашению заразило другое лицо венерическим заболеванием, то уже оно будет привлечено к уголовной ответственности).

Но в некоторых случаях врачебная тайна может быть разглашена, в частности:

  • если гражданин сам даст на это свое письменное разрешение (для обследования, научных исследований, публикации в научных журналах, учебного процесса);
  • в иных, предусмотренных законом случаях.

К иным случаям относятся:

  • случай, когда требуется осуществить обследование и/или лечение лица, которое не может, в силу своего состояния, изъявить волю;
  • если существует угроза распространения инфекций либо отравлений, имеющих массовый характер;
  • когда эти сведения запрашивают следственные органы в связи с расследованием уголовного дела;
  • при оказании помощи лицу, не достигшему совершеннолетия;
  • когда лицо обращается в лечебное учреждение с травмами, которые могли быть получены в результате противоправных действий;
  • если данную информацию запрашивает военкомат;
  • при расследовании несчастных случаев;
  • для отчета по обязательному соц. страхованию;
  • для проведения контроля в отношении качества, а также безопасности медицинской деятельности.

В остальных случаях разглашение сведений считается незаконным и виновные привлекаются к ответственности (дисциплинарной, административной, гражданско-правовой либо уголовной).

Вышеперечисленные принципы важно знать не только медицинским работникам, работающим в данной сфере, но и гражданам, которые, в случае их несоблюдения, вправе направить соответствующую жалобу в контрольно-надзорный орган.

Источник

ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ — комплекс государственных и общественных социально-экономических и медицинских мероприятий, направленных на охрану и укрепление здоровья детей и подростков.

Программой Коммунистической партии Советского Союза одной из важнейших выдвинута задача «. обеспечить воспитание, начиная с самого раннего детского возраста, физически крепкого молодого поколения с гармоническим развитием физических и духовных сил» (КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК, изд. 8, т. 8, с. 269). Важная роль в этом принадлежит детским учреждениям и подростковым кабинетам поликлиник, в к-рых мед. наблюдение за детьми осуществляется врачами и медсестрами.

Содержание

История

В дореволюционной России в конце 19 в. в гимназиях была введена должность школьного врача, в обязанности к-рого входило лечение учащихся и персонала учебных заведений, а также контроль за соблюдением гиг. условий обучения и физическим воспитанием учащихся. В ряде крупных городов России возникли организации врачей городских училищ, главной обязанностью к-рых являлось осуществление надзора за сан. состоянием учебных заведений и принятие мер, направленных на предупреждение возникновения и распространения инф. болезней.

Сразу после свершения Великой Октябрьской социалистической революции Советское государство взяло на себя ответственность за охрану здоровья детей и подростков. Был принят ряд законов, предусматривающих развитие сети детских леч.-проф, учреждений. Декретами Советского правительства было провозглашено всеобщее начальное бесплатное образование, введено бесплатное питание детей в возрасте до 15 лет, запрещен труд детей до 14 лет и ограничена продолжительность рабочего дня подростков до 4 час. в сутки с сохранением полной заработной платы. Большинство декретов было подписано В. И. Лениным (см. Законодательство о здравоохранении, Здравоохранение). Проводилась большая работа в области охраны здоровья детей (см. Охрана материнства и детства).

В конце 1917 г. при Комиссариате по народному просвещению для наблюдения за врачебно-санитарным состоянием школ и за физическим и умственным развитием детей создается Главный школьно-санитарный совет с исполнительным органом — отделом школьной санитарии и гигиены, руководство к-рым было возложено на В. М. Бонч-Бруевич (Величкину). Отдел занимался вопросами мед. наблюдения за детьми старше 3 лет, внедрения физкультуры, привития сан.-гиг. навыков школьникам. Этот отдел в 1918 г. был передан в Наркомздрав РСФСР (в связи с образованием последнего) и переименован в отдел охраны здоровья детей и подростков.

Читайте также:  Вредны ли электронные сигареты для здоровья мнение врачей с жидкостью

В 1921 г. введено в действие подписанное В. И. Лениным положение СНК об охране здоровья детей и подростков. Для осуществления задач по О. з. д. и п. создавались детские профилактические амбулатории, позднее преобразованные в детские амбулатории, а затем в детские поликлиники; в 1924 г. были учреждены должности врачей по охране здоровья подростков, развернута сеть профессиональных консультаций.

Организация службы охраны здоровья подрастающего поколения развивалась не только в леч.-проф, направлении, но и санитарно-эпидемиологическом. Для борьбы с инф. заболеваемостью в Наркомздраве РСФСР создается сан.-эпид, секция; в изданном в 1922 г. декрете СНК РСФСР «О санитарных органах Республики» СЭС вменялось в обязанность проводить мероприятия по охране здоровья детей. Развернувшееся строительство школ и детских учреждений потребовало введения в 1935 г. должности госсанинспек-торов по школьной гигиене в составе Государственной санитарной инспекции.

Задачи здравоохранения по оздоровлению детей и подростков были определены Всероссийским совещанием работников охраны здоровья детей и подростков в марте 1936 г. Детские леч.-проф, амбулатории были преобразованы в детские поликлиники, в 1938 г. утверждается положение о работе врача-педиатра в учебно-воспитательных учреждениях, по к-рому в обязанность врача входило углубленное изучение состояния здоровья учащихся школ и воспитанников детских садов, проведение оздоровительных мероприятий и осуществление сан. контроля за содержанием школ и дошкольных учреждений.

В организации и становлении системы О. з. д. и п. большую роль сыграли видные ученые и врачи — Д. Д. Бекарюков (см.), М. Д. Большакова, Л. Н. Заглухинская, П. М. Ивановский, А. А. Кисель, М. И. Корсунская, Н. В. Мананникова, В. И. Молчанов, А.-В. Молъков, О. Д. Соколова-Пономарева, Г. Н. Сперанский, М. А. Шустова и др.

В тяжелые годы Великой Отечественной войны Коммунистическая партия и Советское правительство неустанно проявляли заботу о детях.

В послевоенные годы продолжалось расширение сети детских и подростковых учреждений, дальнейшее повышение качества медпомощи. К концу первой послевоенной пятилетки (1946—1950) число детских леч.-проф, учреждений превысило довоенный уровень.

За время существования нашего государства приняты постановления Коммунистической партии и Советского правительства, предусматривающие мероприятия по улучшению работы школ, дошкольных учреждений и учебных заведений системы профтехобразования, строго регламентирующие учебу, труд, отдых, воспитание и полноценное развитие детей и подростков. Право на образование и охрану здоровья детей закреплено Конституцией СССР и Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении (см. Коммунистическая партия Советского Союза).

Новым проявлением заботы о здоровье детей и подростков явилось постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» (1981), опубликованное вскоре после окончания работы XXVI съезда КПСС. В одиннадцатой и двенадцатой пятилетках будет обеспечено всемерное развитие сети детских садов и яслей, школ и групп с продленным днем, пионерских лагерей и других детских учреждений.

Охрана здоровья детей

Успехи социально-экономического развития СССР дали возможность направить огромные средства на развитие народного образования и здравоохранения, и в первую очередь на охрану здоровья женщин и детей. Государство несет до 80% расходов по содержанию детей в учебно-воспитательных учреждениях.

В СССР создана сеть детских санаториев (см. Санаторий, санаторий детский), а также санаториев, домов отдыха и пансионатов для родителей с детьми, в к-рых ежегодно лечится и отдыхает св. 1,5 млн. школьников. Кроме того, ежегодно более 12 млн. школьников отдыхает в пионерских лагерях (см.), ок. 20 млн. школьников принимает участие в различных спортивных соревнованиях, ок. 2 млн. занимается в детско-юношеских спортивных школах и несколько десятков тысяч — в спортивно-технических школах. По месту жительства детей только за 1976—1979 гг. построено ок. 11 тыс. спортивных площадок, создано более 1 тыс. физкультурно-спортивных клубов и ок. 9 тыс. спортивных групп.

Детям, находящимся на воспитании в детских учреждениях и обучающимся в школах, обеспечиваются необходимые условия для сохранения и укрепления здоровья и для гиг. воспитания. Учебно-трудовая нагрузка, а также примерный режим занятий детей* определяются по согласованию с М3 СССР. Контроль за охраной здоровья детей и проведение оздоровительных мероприятий в детских учреждениях и школах осуществляют органы и учреждения здравоохранения совместно с органами и учреждениями народного образования при участии общественных организаций.

Профилактическая направленность — ведущий принцип советского здравоохранения — нашла свое наибольшее отражение в организации медпомощи детям. Первостепенное значение имеет активное привлечение трудящихся к мероприятиям органов здравоохранения, что является отличительной чертой системы О. з. д. и п.

В постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему улучшению народного здравоохранения» (1977) намечены конкретные меры повышения уровня медпомощи детям и подросткам.

Ведущее место в организации медпомощи детям занимают поликлиники, к-рые проводят мероприятия по раннему выявлению и своевременному лечению заболевших детей. Оказание поликлинической помощи детям в СССР построено по системе единого педиатра, к-рая обеспечивает непрерывное врачебное наблюдение за каждым ребенком до 14 лет включительно. Количество детских поликлиник с каждым годом увеличивается, улучшается их оснащение диагностической и леч. аппаратурой, ведется строительство крупных поликлиник на 600—800 посещений в смену. Для консультаций и лечения привлекаются специалисты узкого профиля. Основной принцип работы детских поликлиник — сплошная диспансеризация детского населения обслуживаемой территории. Медпомощь детям в дошкольных учреждениях осуществляется в городах детскими поликлиниками, в сельской местности — районными и участковыми б-цами из расчета 250 детей ясельного возраста или 700 детей дошкольного возраста на одного врача-педиатра в городах и соответственно 350 и 1000 детей — в сельской местности. Детскими поликлиниками обеспечивается медпомощь школьникам (на одного врача 2500 учащихся). В нек-рых школах развернуты физиотерапевтические, зубоврачебные и логопедические кабинеты.

Руководство работой по оказанию медпомощи в детских дошкольных учреждениях и школах осуществляют школьно-дошкольные отделения детских поликлиник, которые организуются в поликлиниках, где более 9 врачей работает в школах и дошкольных учреждениях; их основной задачей является организация леч.-проф, и сан.-гиг. мероприятий, способствующих сохранению и укреплению здоровья, улучшению физического развития, успешному обучению и воспитанию детей. С этой целью обеспечивается наблюдение за состоянием здоровья детей в яслях-садах и школах путем проведения углубленных медосмотров с участием специалистов разного профиля и последующего диспансерного наблюдения за детьми, у к-рых выявлены отклонения в состоянии здоровья; контроль за физическим воспитанием и профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата у детей; внедрение в жизнь школы и детских дошкольных учреждений гиг. рекомендаций по режиму учебных занятий и контроль за сан.-гиг. условиями; организация рационального режима и полноценного питания; проведение противоэпидемических мероприятий; оказание консультативной помощи школьникам старших классов в вопросах выбора профессии; проведение сан.-просвет. работы среди учащихся, учителей и родителей, включая проблемы полового воспитания.

Важное место в деятельности школьно-дошкольных отделений поликлиник отводится вопросам диспансеризации (см.), преемственности в работе, особенно в наблюдении за больными и ослабленными детьми, организации оздоровления детей в пионерских лагерях, санаториях, загородных дачах детских учреждений. Отделения являются методическими центрами, что позволяет правильно организовать, систематически контролировать и направлять работу врачей школ и детских учреждений, участковых педиатров, врачей-специалистов поликлиники, глубже анализировать и рационально планировать мероприятия по дальнейшему улучшению качества медпомощи и оздоровительной работы, осуществлять повышение квалификации педиатров р-на, изучать и распространять передовой опыт их деятельности.

Читайте также:  Сообщение духовная составляющая здоровья

Охрана здоровья подростков

Охрана здоровья подростков в СССР является одной из важнейших государственных задач. Медпомощь подросткам (от 15 до 17 лет включительно) оказывают поликлиники для взрослых и сеть специальных подростковых кабинетов поликлиник и кабинетов, организованных в составе МСЧ (1 врач и 1 медсестра на 1500 подростков и на фельдшерских здравпунктах 1 фельдшер на 500 подростков). Число подростковых кабинетов ежегодно увеличивается, улучшается их укомплектованность врачебными кадрами. В ряде городов организованы специальные терапевтические отделения для подростков. В период зимних и летних каникул большинство учреждений отдыха предоставляется молодежи; кроме того, св. 2 млн. старшеклассников ежегодно укрепляют свое здоровье в спортивно-оздоровительных, туристских лагерях, в лагерях труда и отдыха и других учреждениях.

Основными задачами мед.-сан. обеспечения подростков являются систематическое наблюдение за их здоровьем и физическим развитием (проведение ежегодных углубленных медосмотров), организация и проведение своевременных леч.-проф. мероприятий по укреплению их здоровья. Профилактические медосмотры позволяют обеспечить динамическое наблюдение за состоянием здоровья подростков.

Актуальное направление в медицине — проф. ориентация подростков; она предусматривает рекомендации по будущей трудовой деятельности с учетом функц, возможностей подростка. Подростковый врач обеспечивает систематический учет работающих подростков, учащихся ПТУ, учащихся старших классов школ в возрасте 15 — 17 лет включительно, студентов техникумов и училищ, проводит ежегодные периодические медосмотры подростков р-на; он осуществляет связь со специализированными отделениями, диспансерами, СЭС, директорами школ, общественными организациями по вопросам охраны здоровья и труда подростков, принимает участие в работе по определению проф. пригодности работающих подростков и проф. ориентации учащихся 8—10 классов школ, изучает условия и режим труда, учебы и быта подростков на производстве, в учебных заведениях, в общежитиях и дома с целью разработки предложений по их улучшению.

Особое внимание обращается на изучение и анализ общей заболеваемости и заболеваемости с временной утратой трудоспособности; проведение диспансеризации и учет эффективности леч.-проф. мероприятий; отбор больных на сан.-кур. лечение, диетическое питание; перевод подростка на другую работу и т. д. Осуществляется врачебный контроль за подростками, занимающимися физкультурой и спортом. Врачи подросткового кабинета оказывают медпомощь учащимся ПТУ, техникумов и училищ, проживающим в общежитиях.

Специализированную помощь подросткам оказывают врачи соответствующего профиля, а медпомощь на дому — участковые врачи поликлиник.

Санитарный надзор за детскими и подростковыми учреждениями. Основными задачами работы СЭС в области гигиены детей и подростков являются: осуществление за детскими и подростковыми учреждениями предупредительного и текущего санитарного надзора (см.) с целью улучшения условий воспитания и обучения детей, условий труда, быта и учебы подростков; анализ сан. состояния учреждений для детей и подростков; разработка оздоровительных мероприятий на основе действующих сан.-гиг. и сан.-эпид, правил и норм.

Врач СЭС принимает участие в решении вопроса о предоставлении земельных участков под строительство детских и подростковых учреждений; проектировании, строительстве, реконструкции и вводе в эксплуатацию вновь выстроенных, капитально переоборудованных и реконструированных учреждений; производстве одежды, обуви и других предметов детского обихода, школьной и детской мебели, учебно-наглядных пособий, детских игрушек и оборудования для детских и подростковых учреждений.

Важным разделом работы по О. з. д. и п. также являются: разработка проектов решений партийных и советских органов и проектов приказов органов здравоохранения по вопросам охраны здоровья детей и подростков; составление годовых и перспективных планов профилактических и санитарно-оздоровительных мероприятий по дальнейшему улучшению сан. состояния детских и подростковых учреждений обслуживаемой территории; проведение совместно с органами здравоохранения, об-вом Красного Креста и Красного Полумесяца, органами народного образования и другими общественными организациями смотров сан. состояния, режима воспитания, питания, физической подготовки и т. п. в учреждениях для детей и подростков; участие в пропаганде гиг. знаний среди родителей, учащихся и персонала детских и подростковых учреждений. Эта работа осуществляется гл. обр. врачами по гигиене детей и подростков СЭС, работающими в тесном контакте с врачами подростковых кабинетов и детских поликлиник. Врачи подростковых кабинетов особое внимание обращают на текущий сан. надзор за режимом и условиями учебных занятий и труда подростков на производстве, в училище, техникуме, общежитии, контроль за питанием, проведение мероприятий по борьбе с гельминтами и профилактических прививок, сан.-просвет. деятельность.

Основные направления научных исследований по охране здоровья детей и подростков

Насущные проблемы охраны здоровья детей и подростков помогают решать научные ин-ты педиатрического и гиг. профиля (см. Научно-исследовательские институты) и кафедры педиатрии мед. ин-тов и ин-тов усовершенствования врачей. Ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени ин-т педиатрии АМН СССР, выполняющий функции головного научного учреждения по этой проблеме, играет большую роль в разработке научно-методических и организационных вопросов.

Научные коллективы изучают особенности развития детского организма, разрабатывают методы профилактики и лечения различных заболеваний, решают проблемы совершенствования организационных форм оказания поликлинической и стационарной помощи детям, занимается изучением проблем профилактической работы со здоровым ребенком, его питания, физического воспитания, закаливания, адаптации, развития высшей нервной деятельности и пр. (см. Педиатрия) .

В решении общегосударственных задач охраны здоровья детей и подростков большая роль принадлежит гиг. науке, создание и развитие к-рой стало возможным только после Великой Октябрьской социалистической революции. Головным учреждением по данной проблеме является Научно-исследовательский ин-т гигиены детей и подростков, созданный в Москве в 1959 г. Гигиенисты решают проблемы профилактической медицины, основными задачами к-рой являются изучение и разработка конкретных гиг. рекомендаций по созданию оптимальных условий обучения и воспитания подрастающего поколения, сохранению и укреплению его здоровья, обеспечению благоприятного и гармоничного развития детского организма. Значительное количество исследований посвящено изучению физического развития детей и подростков с точки зрения процесса акцелерации, в к-рых подчеркивается взаимосвязь физического развития с состоянием здоровья, с заболеваемостью, с влиянием социальных и генетических факторов, раскрываются причины и следствия ускорения роста и развития детского организма (см. Акцелерация, Физическое развитие).

Научно-исследовательские учреждения гиг. профиля занимаются изучением взаимодействия развивающегося организма и факторов окружающей среды, разработкой гиг. нормативов, способствующих успешному формированию и развитию детского и подросткового организма и укреплению здоровья подрастающего поколения (см. Гигиена детей и подростков).

Здравоохранение СССР и других социалистических стран перешло к новому, более высокому этапу профилактики, целью к-рого является предупреждение отклонений от оптимального уровня развития морфол. и функц, свойств растущего организма.

Достигнутые успехи в охране здоровья детей и подростков стали возможными в условиях социалистического строя, где забота о детях является одной из важнейших функций государства.

Библиография: Клиника заболеваний, физиология и гигиена в подростковом возрасте, под ред. Г. Н. Сердюковской и др., с. 451, М., 1978; Минх А. А. и СердюковскаяГ. Н. Социальногигиенические проблемы воспитания подрастающего поколения, в кн.: Общество и здоровье человека, с. 266, М., 1973; Сердюковская Г. Н. Гигиена детства — важнейшее звено охраны и укрепления здоровья детей, в кн.: Охрана здоровья детей, в. 7, с. 3, М., 1979; 60 лет советского здравоохранения, главн. ред, Б. В. Петровский, с. 121 и др., М., 1977.

Источник

Adblock
detector