Анализ угроз здоровью современного школьника.
статья по теме
В статье отражена статистическая картина патологий и функциональных расстройств детей школьного возраста, влияние образовательных учреждений на состояние здоровья детей. Проводиться анализ основных факторов риска для здоровья школьников в период обучения. Для более легкого восприятия материала статья сопровождается электронной презентацией
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_ugroz_zdorovyu.doc | 48 КБ |
analiz_ugroz_zdorovyu.pptx | 131.23 КБ |
Предварительный просмотр:
АНАЛИЗ УГРОЗ ЗДОРОВЬЮ СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНИКА.
Зуева Светлана Александровна. Преподаватель анатомии.
Большинство педагогов и родителей под здоровьем, прежде всего, понимают здоровье физическое. ВОЗ под здоровьем понимает не только отсутствие болезней, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Здоровье ребенка — это оптимальный уровень достигнутого развития — физического, нервно — психического, интеллектуального, его соответствие хронологическому возрасту, причем как замедление, так и ускорение развития требуют повышенного внимания со стороны и медиков, и педагогов.
Наиболее значимое ухудшение состояния здоровья детей происходит в возрасте от 7 до 17 лет – на период обучения в различных образовательных учреждениях, где ребенок проводит 70 % своего времени. Именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Президент Д. А. Медведев в ноябре 2008 года был вынужден признать, что «Сегодняшняя статистика здоровья школьников просто ужасающая».
Школа – один из первых социальных институтов, с которым сталкивается ребенок в процессе своего биологического и социального становления. К сожалению, современная школа является фактором, вредящим здоровью ребенка, препятствующим его полноценному развитию.
По данным статистики за последние 10 лет 70 % функциональных расстройств, сформировавшихся в начальных классах, к моменту окончания школы перерастают в хронические заболевания: в 4—5 раз возрастает патология органов зрения, в 3 раза — органов пищеварения и опорно-двигательного аппарата. Серьезное беспокойство вызывает увеличение нервно-психических расстройств (в 2 раза) и заболевания сердечнососудистой системы (в 2,5 раза), что прямо связывается с отсутствием здоровьесберегающей школьной среды. Возрастает инвалидность детей. Особой проблемой в последние годы стали социально-зависимые болезни.
В последние годы удельный вес негативных факторов современной школьной среды на здоровье ребенка становится все более очевидным. По данным Минздравсоцразвития сейчас в России только 10% учащихся старшей школы относится к числу здоровых, 50% имеют хроническую патологию, 40% относятся к группе риска.
По оценкам специалистов факторами риска для здоровья школьников, помимо трудностей социально-экономического характера и ухудшения экологии, является:
Снижение их физической активности.
Гиподинамия отмечается уже в дошкольном возрасте и продолжается в начальной школе. В школе преобладают так называемые «сидячие» занятия — мало предметов, связанных со сменой формы организации урока (целевые прогулки, экскурсии, игры и др.). Дефицит двигательной активности уже в младших классах составляет 35-40%, а среди старшеклассников — 75-85%. 68,2% детей с недостаточной двигательной активностью имеют 100%-ную заболеваемость. Мало двигаются — много болеют. По уровню физической активности детей Россия занимает 20-е место среди европейских стран, а физическая подготовленность современных учащихся почти в два раза хуже, чем у их сверстников в 60-70-е гг. прошлого века.
Существующая система физического воспитания.
Часто уроки физической культуры проводятся формально и неэффективно, имеются случаи их неоправданной теоретизации, что и без того уменьшает низкую динамичность учебного процесса в целом, мало внимания уделяется игровым видам спорта и спортивным мероприятиям. Уроки физического воспитания лишь в малой степени (на 10-18%) компенсируют дефицит движений, что явно недостаточно для профилактики отклонений в состоянии здоровья. Опыт увеличения всех видов физкультурных занятий в школе до 3-5 часов занятий в неделю, по данным Института возрастной физиологии РАО, снижает острую заболеваемость в 3-4 раза, приводит к увеличению уровней физической подготовки и физической работоспособности, уменьшению распространения курения и увеличению функциональных возможностей у школьников разных возрастов.
Стрессовая педагогическая тактика.
По данным специалистов Психологического института РАН возникновение различных видов стрессов у детей, в условиях школьного обучения, связаны с трудностями адаптации конкретного ребенка к школе, как подготовлен ребенок к собственно учебной деятельности, с уровнем готовности ребенка противостоять внешнему давлению, которое неизбежно сопровождает процесс обучения, а так же значительные по объему информационные нагрузки и постоянный дефицит времени. Избыток содержания ведет к трудностям в усвоении программного материала, снижению успеваемости и, как следствие, к ухудшению здоровья детей, особенно начальной школы.
Чрезмерную интенсивность образовательного процесса.
В последние годы прослеживаться зависимость между уровнем школы и здоровьем школьника: чем выше статус образовательного учреждения (гимназия, лицей и т.п.), тем больше возникает проблем со здоровьем. Беспокойство вызывает учебная ситуация в новых типах школ где применяются усложненные варианты учебных программ. Так, 50% гимназистов заканчивают учебный день с признаками сильно — выраженного переутомления, тогда как в общеобразовательной школе эти цифры составляют 20—30%.
Увеличенная учебная нагрузка приводит к снижению времени, необходимого для восстановления сил ученика, а это способствует тому, что утомление, возникающее в процессе учебной деятельности, переходит в переутомление, тормозит умственную активность. По данным Института возрастной физиологии РАО, первоклассники находятся в школе от 3,0 до 5,2 астрономического часа в день. А общая статическая нагрузка (уроки, факультативные занятия, самоподготовку, внешкольные занятия) на средней и старшей ступени, составляет в среднем 9 часов 45 минут. Если к этому добавить время просмотра телевизора -1 час 36 минут, то общая нагрузка старшеклассника в сутки в среднем 11,5 часов.
Раннее начало дошкольного систематического обучения.
Нарушения здоровья, связанные с обучением, начинаются еще в дошкольном периоде и определяются практикой подготовки к школе, которая установилась сейчас повсеместно. В дошкольных учреждениях, в подготовительных классах, различных школах для малышей дети занимаются неспецифической для их возраста деятельностью: читают, пишут, изучают иностранные языки, занимаются прохождением программы первого класса, хотя должны они много гулять и заниматься физическими упражнениями, подвижными играми и творческим развитием. Сотрудники ДОУ проводят выбор обучающих программ преимущественно по конъюнктурным соображениям (следуя за пожеланиями родителей), не учитывая при этом психологических возможностей детей и не проводя соответствующей разъяснительной работы с семьей. Это ведет к тому, что условия для нарушения состояния здоровья создаются еще до поступления в школу, и сегодня 20% первоклассников — дети с пограничными нарушениями. Существующая практика отрицательно сказывается на желании многих детей обучаться. В результате перегрузки информацией и утомлением «дошкольной учебой» у 80% детей снижается мотивации на обучение.
Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников.
Многими образовательными учреждениями не выполняются требования нормативных документов. Эти нарушения начинаются с первого класса и постепенно приобретают характер устойчивой тенденции. Так, в первом классе ставятся отметки, задаются домашние задания, время урока превышает 35 минут, с нарушением гигиенических требований проводятся компьютерные уроки. Не соблюдаются требования базисного учебного плана. Рабочая неделя у старшеклассников — в среднем 50,5 часов. Сравним это с продолжительностью рабочей недели у взрослого человека: она составляет 41 час. Наглядно видно, с какой перегрузкой работают школьники.
Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса .
Высокая наполняемость класса, перегрузка учебного дня и учебной недели, завышенный объем домашних заданий и дополнительных занятий, эмоциональный дискомфорт, игнорирование в школе постановки осмысленного чтения, уверенной речи и т.д., при отсутствии медико-физиологического сопровождения учебного процесса в виде контроля над индивидуальным развитием и динамикой здоровья ребенка, так же являются причиной ухудшения состояния здоровья школьника.
Функциональная неграмотность педагогов в вопросах охраны и укрепления здоровья.
Сегодня учитель не готов к решению задач, связанных с охраной и укреплением здоровья, не осознает важность здоровьесберегающих методик, плохо знает возрастные психофизиологические особенности школьника. Система профессионального образования и система повышения квалификации работников образования не предусматривают подготовки учителей, способных эффективно решать задачи сохранения и укрепления здоровья школьников. Существующий принцип оплаты преподавательского труда заставляет учителя брать на себя непомерную учебную нагрузку, что негативно сказывается на личном здоровье самого педагога, а в ряде случаев — на его отношении к работе, к учащимся и, в конечном итоге, на качестве образования.
Ухудшение качества питания.
Питание является одним из важнейших факторов, определяющих здоровье населения. Недостаточное потребление овощей и фруктов, избыток жира в питании способствуют развитию избыточной массы тела, артериальной гипертензии, анемии, сердечнососудистых заболеваний и рака. В питании детей и подростков дефицит пищевых веществ в суточном рационе значителен: по полноценным белкам — 25%, по энергии — 20%, по витамину А —30%, В —20–30%, С — 50%. При определении суточного потребления основных пищевых ингредиентов в детской популяции установлено низкое потребление белка и высокое потребление подростками углеводов, преимущественно в виде сахара. Питание мальчиков по сравнению с девочками отличается большим потреблением белка, общего жира, насыщенных жирных кислот, крахмала, сахара и более высокой суточной калорийностью пищи.
Формируясь в детском и подростковом возрасте, эти и другие, факторы риска продолжают действовать в зрелом возрасте, внося свой вклад в общее ухудшение здоровья, затрудняют получение хорошего образования, приводят к отрицательным социальным последствиям. Многие из этих факторов являются предотвратимыми. В связи с этим возникла необходимость изменения содержания и структуры образования, использование здоровьесберегающих технологий, направленных на оптимизацию нагрузки учащихся, сохранение и укрепление здоровья школьников. Проблемы охраны и укрепления здоровья подрастающего поколения волнуют сейчас и государство, и общественные организации, и общество в целом.
Настала острая необходимость объединить заинтересованные стороны для создания политики в области сохранения и укрепления здоровья нации, определить вклад образовательных, медицинских учреждений, общественных организаций, семьи, средств массовой информации и др. в процесс формирования у школьников устойчивых стереотипов здорового образа жизни.
Источник
Причины ухудшения здоровья современных школьников
Среди причин ухудшения здоровья современных школьников можно выделить как общие, внешкольные, так и имеющие непосредственное отношение к проблемам образовательного учреждения. Причем в отношении последних существуют две прямо противоположные точки зрения. В первом случае рассматриваются причины, мешающие ребенку адаптироваться к условиям традиционной школы. Во втором — имеются в виду «патологические» особенности самой современной системы организации учебно-воспитательного процесса.
К внешкольным факторам, определяющим состояние здоровья подрастающего поколения относят:
— падение социального благополучия населения и резкое ухудшение экологической обстановки в стране [Алексеев С.В., 1997, АнтроповаМ.В., 1995, Баранов А.А., 1998, Кучма В.Р., 1998, Уланова Л.Н., 2000];
— серьезные недостатки в обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения [Онищенко Г.Г., 1997];
— сокращение объема ассигнований на образование в федеральном бюджете [Новичков В.Б., 1995];
— неудовлетворительное материально-техническое состояние и низкий уровень коммунального благоустройства детских дошкольных и образовательных учреждений [Онищенко Г.Г., 1997];
— низкое качество компьютеров и учебно-методической литературы [Онищенко Г.Г., 1997];
— рост детского травматизма в связи с сокращением возможностей организованного досуга школьников [Мирская Н.Б., 2000];
— сокращение количества детей, направляемых в оздоровительные учреждения [Онищенко Г.Г., 1997];
— деградационные процессы в семейных отношениях [Голод С.И., 1994, Подростковая, 1996], резкое ухудшение материального положения семей [Новичков В.Б., 1995];
— недостатки в системе здравоохранения [Новичков В.Б., 1995];
— несбалансированность питания [Новичков В.Б., 1995 Мирская Н.Б., 2000], обострение проблемы обеспечения населения доброкачественной водой [Онищенко Г.Г., 1997];
— потеря интереса к занятиям физическими упражнениями [Теряева Н.В., 1996, Щеголев В.А., 1993, 1994];
— резкое увеличение табакокурения, потребления алкоголя и наркотиков [Гилинский Я.И., 1994, Гузиков Б.М., 1994, Кураев Г.А., 1996, Медведев В.Г., 1994, Подростковая, 1996], рискованное половое поведение [Кураев Г.А., 1996].
Среди причин, затрудняющих адаптацию ребенка к условиям и требованиям стандартно-нормативной модели образовательного учреждения называют:
— слабую функциональную готовность к школе [Вишневецкая Т.Ю., 1978, Громбах С.М., 1981, Зубкова В.М., 19881], парциальную незрелость некоторых функций [Громбах С.М., 1985, Зубкова В.М., 1988], наследственную отягощенность [Личко А.Е., 1985, Суходолец В., 1988], медлительность мышления [Александровская Э.М., 1988, Кольцова М.М., 1981, Попова Н.М., 1988], соматическую ослабленность и низкий уровень умственной работоспособности [Дубинская И.Д., 1978, Зубкова В.М., 1988, Пратусевич Ю.М., 1985], дисгармоничность в развитии [Громбах С.М., 1985, Зубкова В.М., 1988, Пратусевич Ю.М., 1984], недоразвитие мотивационной сферы [Александровская Э.М., 1988], леворукость [Журова Т.Б., 1996, Чуприков А.П., 1985], половые особенности [Каган В.Е., 1984, Краснушкина Н.А., 1984, Попова Н.М., 1988];
— сложности адаптации при поступлении в первый класс и при переходе в основную школу [Бойнович Н.Н., 1997, Поборский А.Н., 1996, Румянцев А.Г., 1996, Русинова С.И., 1996];
— увеличение объема суммарной учебной нагрузки [Ананьева Н.А., 1994];
— введение в школах в 1988-1989 учебном году пятидневной учебной недели без сокращения программы обучения [Мирская Н.Б., 2000];
— повседневные нарушения гигиенических нормативов дневного отдыха, ночного сна, режима питания, крайне низкий объем дневной и недельной двигательной активности, преобладание статических нагрузок над динамическими в процессе учебной деятельности в школе и дома [Антропова М.В., 1995];
— снижение общей двигательной активности детей и подростков, связанное с перегрузкой учебной деятельностью [Андрюхина Т.В., 1996, Барышников В.Я., 1996, Зайцева Н.К., 1996, Попова Л.А., 1996];
— несоответствие между внешними требованиями и психофизиологическими возможностями и особенностями детей [Акимова М.К., 1995, Захаров А.И., 1982];
— агрессивное отношение к ученикам учителя [Галагузова М.А., 1994, Исаев Д.И., 1984];
— отсутствие возможности посещать столовые в течение учебного дня [Новичков В.Б., 1995];
— избыток углеводного компонента школьного питания при недостатке овощного, фруктового и белкового [Валеологическое, 1999];
— несформированность более чем у половины учащихся элементарных гигиенических навыков [Мирская Н.Б., 2000, Баль Л.В., 1999, Шарова Н.Н., 1999];
— недостаточный учет показателей здоровья учащихся при распределении учебных нагрузок и составлении расписания [Мирская Н.Б., 2000];
— массовое и повсеместное увеличение сети образовательных учреждений инновационного типа, создаваемых, как правило, на базе обычных школ без надлежащей модернизации условий их эксплуатации [Кучма В.Р., 2000, Фуфаева О.А., 2000];
— введение дополнительных предметов и кружков особенно на первом году обучения [Беляшина Н.О., 1999].
Наконец, среди «патологических» особенностей современной школы, не позволяющих решать проблему здоровья детей в принципе, выделяют следующие моменты:
— современная школьная система не отвечает требованиям гигиены и естественнонаучным основам возрастной физиологии [Антропова М.В., 1995, Антропова М.В., 1993, Зелинская Д.И., 1995, Поборский А.Н., 1996];
— традиционная «конструкция школьной жизни», связанная с сидячим образом жизни, отчуждением органов чувств от необходимого сенсорно-стимульного разнообразия, отсутствием свободы в ориентировочно-поисковой деятельности, безнажимной техникой письма, люминесцентным освещением, стандартными столами, подавляет и закрепощает функциональные основы ребенка, приводит к состоянию хронического стресса [Базарный В.Ф., 1995, 1996];
— проблему сохранения здоровья школьников не решить, если не упорядочить объем содержания образования, не снять непосильные программные нагрузки, если не учить детей в соответствии с их природными способностями, а не всех скопом по одной и той же программе и учебному плану [Безруких М., 2000];
— само наше образование (объем учебных программ, противоприродные методики обучения) – вот сегодня причина всех бед, связанных со здоровьем школьников [Целищева Н., 2001];
— «…есть ли вообще смысл охранять здоровье детей России медицинскими средствами, если в стране существует некая «общеобразовательная мясорубка», которая без остановок, наращивая обороты, перемалывает здоровье детей?» [Ткачук Е., 2001].
Таков, далеко не полный, перечень причин ухудшения здоровья современных школьников, обнаруженных многочисленными исследователями. К сожалению, получены они разными авторами, в разное время, в различных природно-климатических и социально-экономических условиях, с использованием различных подходов, на различном контингенте и т.д. Все это затрудняет их сопоставление и тем более определение факторного веса различных причин в общем ухудшении здоровья подрастающего поколения.
Для нас же принципиально важным является тот факт, что многие из них, так или иначе, замыкаются на школу. И проблема эта стара как мир. Ибо о том, что школа основательно подрывает здоровье детей, знали еще в прошлые века. Достаточно вспомнить, например, высказывание великого педагога-просветителя Песталоцци, который еще в далеком 1805 году оповестил мир о том, что при традиционных книжных формах обучения происходит «удушение» развития детей, «убийство» их здоровья [Симонова С., 1999].
На это же указывал и классик природосообразной педагогики Ян Амос Каменский, говоря, что «…совершенно неразумен тот, кто считает необходимым учить детей не в той мере, в какой они могут усваивать, а в какой только он сам желает…» [Целищева Н., 2001]. По сути, за это же критикует педагогов и А. Дистервег, когда пишет, что они «…хотят исправить человеческую Природу, исправить при помощи системы, в которую они втискивают своих питомцев. Это – основная ошибка, основное заблуждение, которое обусловливает все их последующие действия…» [Diesterweg, 1838].
Таким образом, проблема здоровья обучающихся, воспитанников образовательных учреждений явно вырисовывается с появлением классно-урочного стандартно-нормативного подхода в педагогие. Другое дело, что, следуя за научно-техническим прогрессом и постоянно наращивая объем и интенсивность информации, школа все дальше уходила от проблем переносимости детьми этих непомерных нагрузок, превращаясь в «больную школу» [Кумарин В., 2001, Симонова С., 1999].
Источник