7.Здоровье населения, методы его изучения и оценки. Значение данных о здоровье населения для решения задач в области здравоохранения
Здоровье (health) является состоянием полного физического, духовного и социального благо¬получия, а не только отсутствием болезней и физических дефек¬тов».
В медико-социальных исследованиях при оценке здоровья целесообразно выделять четыре уровня:
первый уровень — здоровье отдельного человека — индиви¬дуальное здоровье;
второй уровень — здоровье социальных и этнических групп — групповое здоровье;
третий уровень — здоровье населения административных территорий — региональное здоровье;
четвертый уровень — здоровье популяции, общества в це¬лом — общественное здоровье.
Методы медико-социальных исследований: 1) исторический; 2) динамического наблюдения и описания; 3) санитарно-статистический; 4) медико-социологического анализа; 5) экспертных оценок; 6) системного анализа и моделирования; 7) организационного эксперимента; 8) планово-нормативный и др.
Индиви¬дуальное здоровье — отсутствие выявленных расстройств и заболеваний, а на популяционном уровне — процесс снижения уровня смертности, заболеваемости и инвалидности, а также повышение ощущае¬мого уровня здоровья. Общественное здоровье следует рассматривать как ресурс национальной без¬опасности, средство, позволяющее людям жить благополуч¬ной, продуктивной и качественной жизнью.
Для оценки индивидуального здоровья используется ряд весьма условных показателей: ресурсы здоровья, потенциал здоровья и баланс здоровья. Ресурсы здоровья — это морфофункциональные и психоло¬гические возможности организма изменять баланс здоровья в положительную сторону. Повышение ресурсов здоровья обес¬печивается всеми мерами здорового образа жизни (питание, физические нагрузки и т. д.). Потенциал здоровья — это совокупность способностей ин¬дивидуума адекватно реагировать на воздействие внешних факторов. Баланс здоровья — выраженное состояние равновесия меж¬ду потенциалом здоровья и действующими на него факто¬рами.
Обычно в зависимости от наличия острых или хронических заболеваний и степени их компенсации вы¬деляют 5 групп здоровья.
Для количественной оценки группового, регионального и общественного здоровья у нас в стране традиционно принято использовать следующие индикаторы: 1. Демографические показатели. 2. Заболеваемость. 3. Инвалидность. 4. Физическое развитие.
Здоровье людей — качество социальное, в связи с чем для оценки об¬щественного здоровья ВОЗ рекомендует следующие показа¬тели: Отчисление валового национального продукта на здра¬воохранение. Доступность первичной медико-социальной помощи. Охват населения медицинской помощью. Уровень иммунизации населения. Степень обследования беременных квалифицированным персоналом. Состояние питания детей. Уровень детской смертности. Средняя продолжительность предстоящей жизни. Гигиеническая грамотность населения.
При изучении общественного здоровья факторы, его опре¬деляющие, принято объединять в следующие группы:
1) социально-экономические факторы (условия труда, жи¬лищные условия, материальное благосостояние и т. д.);
2) социально-биологические факторы (возраст родителей, пол, течение антенатального периода и т. д.);
3) экологические и природно-климатические факторы (за¬грязнение среды обитания, среднегодовая температура, уровень солнечной радиации и т. д.);
4) организационные или медицинские факторы (уровень, ка¬чество и доступность медико-социальной помощи и т. д.).
способствующих распространению данного явле¬ния на данной территории, и разработки практических реко¬мендаций по его оптимизации. Использование эпидемиологи¬ческих методов в разных областях здравоохранения на боль¬шихпопуляциях позволяет выделить различные составляю¬щие эпидемиологии: клиническую эпидемиологию, экологи¬ческую эпидемиологию, эпидемиологию неинфекционных за¬болеваний, эпидемиологию инфекционных заболеваний, фармакоэпидемиологию и т. д.
Источник
Группы оценки здоровья населения.
план-конспект занятия на тему
Группы оценки здоровья населения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Группы оценки здоровья населения. | 19.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Группы оценки здоровья населения.
Группы здоровья взрослого населения
I группа – граждане, у которых не установлены хронические неинфекционные заболевания (патологические состояния), являющиеся основной причиной инвалидности и преждевременной смертности; отсутствуют факторы риска указанных хронических неинфекционных заболеваний или имеются указанные факторы риска при низком или среднем суммарном сердечно-сосудистом риске, и которые не нуждаются в диспансерном наблюдении по поводу других заболеваний (состояний).
Таким гражданам проводится краткое профилактическое консультирование, коррекция факторов риска врачом-терапевтом, врачом (фельдшером) отделения (кабинета) медицинской профилактики или центра здоровья.
II группа — граждане, у которых не установлены хронические неинфекционные заболевания (патологические состояния), являющиеся основной причиной инвалидности и преждевременной смертности, имеются факторы риска указанных хронических неинфекционных заболеваний и высокий или очень высокий суммарный сердечно-сосудистый риск, которые не нуждаются в диспансерном наблюдении по поводу других заболеваний (состояний).
Таким гражданам проводится коррекция факторов риска хронических неинфекционных заболеваний в отделении (кабинете) медицинской профилактики или центре здоровья, при необходимости — назначение лекарственных препаратов для медицинского применения в целях фармакологической коррекции факторов риска проводится врачом-терапевтом. Подлежат диспансерному наблюдению у врача (фельдшера) отделения (кабинета) медицинской профилактики.
III группа – граждане с заболеваниями, требующими диспансерного наблюдения или оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи, а также граждане с подозрением на заболевание, требующее дополнительного обследования (При завершении обследования группа здоровья гражданина может измениться).
Такие граждане подлежат диспансерному наблюдению врачом-терапевтом, другими врачами-специалистами с проведением лечебных, реабилитационных и профилактических мероприятий. Гражданам, имеющим факторы риска хронических неинфекционных заболеваний, проводится их коррекция в отделении (кабинете) медицинской профилактики или центре здоровья.
Группы здоровья детей
I группа — здоровые дети, физически и психически нормально развивающиеся, без функциональных отклонений. Дети этой группы за период наблюдения могут редко болеть, но в момент обследования должны быть здоровы, сопротивляемость организма должна быть высокой. По сути — первая группа здоровья объединяет в себе абсолютно здоровых малышей, но дети с этой группой здоровья встречаются очень редко, буквально единицы. За свои годы практики я пару раз только выставляла эту группу здоровья.
II группа — здоровые дети, но имеющие функциональные и некоторые морфологические отклонения, со сниженной сопротивляемостью к заболеваниям. Такие дети не должны иметь хронических заболеваний, но могут более 4 раз в год перенести острые заболевания.
Вторая группа имеет несколько подгрупп, а вся группа включает здоровых детей, но с некоторыми нюансами. Группа «А» включает в себя здоровых малышей, но либо имеется отягощенная наследственность, либо мамина беременность и роды проходили с осложнениями. Группа «Б» включает деток часто болеющих, с некоторыми функциональными отклонениями с возможным риском развития хронических болезней.
Остальные группы включают в себя больных детей с различными заболеваниями по своей тяжести. Такие детки обязательно стоят на диспансеризации у конкретных специалистов. Для них разрабатываются специальные программы по оздоровлению и лечению. Так к третьей группе относят малышей с пороками развития в стадии компенсации, если пороки в стадии субкомпенсации то такие детки уже относятся к четвертой группе здоровья, а стадия декомпенсации – пятая группа здоровья.
III группа — дети с хроническими заболеваниями в состоянии компенсации (то есть в состоянии без обострения, никак себя не проявляющие). Эта группа объединяет детей с врожденной патологией или хроническими заболеваниями, при которых могут быть редкие и не тяжело протекающие обострения основного заболевания. Сопротивляемость организма у таких детей несколько снижена. К таким болезням, при которых поставят 3 группу, относят – хронические гастрит или дуоденит, ЖДВП, хронический бронхит, пиелонефрит, анемия, ожирение, заикание, плоскостопие и аденоиды.
IV группа — дети с хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации. В эту группу входят дети с врожденной патологией или хроническими заболеваниями, при которых после обострения основного заболевания длительно нарушаются общее состояние и самочувствие. Сопротивляемость организма у детей резко снижена. Это эпилепсия, гипертоническая болезнь, тиреотоксикоз, прогрессирующий сколиоз.
V группа — дети с хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации. Это дети с тяжелой инвалидностью, которые не ходят, онкологические больные и другие тяжелые состояния. Дети этой группы имеют тяжелые пороки развития или хронические заболевания со значительно сниженными функциональными возможностями. Такие дети обычно не посещают детские и подростковые учреждения общего профиля и часто имеют инвалидность.
2. Критерии определения групп инвалидности
Итак, признание лица инвалидом осуществляется при проведении МСЭ исходя из комплексной оценки состояния его здоровья и степени ограничения жизнедеятельности в соответствии с классификациями и критериями, утверждаемыми Министерством социальной защиты населения РФ и Министерством здравоохранения РФ.
В зависимости от степени нарушения функций организма и ограничения жизнедеятельности лицу, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности, а лицу в возрасте до 18 лет — категория «ребенок — инвалид».
При проведении МСЭ проводится комплексная оценка по следующим направлениям:
- Клиническая диагностика, которая включает:
- Клиническую форму основных и сопутствующих заболевания;
- Осложнения;
- Стадии патологического процесса;
- Течение заболевания;
- Характер нарушения функций;
- Степень нарушения функций;
- Клинический прогноз (благоприятный, неблагоприятный, сомнительный)
- Психологическую диагностику
- Социальную диагностику
- Оценка социально-бытового статуса, профессионально-трудового и социально-бытового статусов: семейное положение, жилищно-бытовые условия, материальное положение, социально-бытовые взаимоотношения, возможность выполнения бытовой деятельности и её зависимость от технических и бытовых средств.
- Оценка профессионально-трудового статуса; уровень образования (общего и профессионального), основная профессия и квалификация, профессиональный маршрут и стаж, соответствие психофизиологических требований, предъявляемых профессией к состоянию здоровья, профессия в которой работает сейчас, условия и характер труда, сохранность профессиональных навыков и знаний, способность к приобретению знаний, овладению навыками.
Результаты детального анализа по указанным разделам должны быть отражены в медико-экспертизном заключении с указанием следующих позиций:
- Развернутый клинико-функциональный диагноз
- Оценка социально-бытового статуса (сохранение или нарушение)
- Оценка профессионально-трудового статуса (сохранение или нарушение);
- Психологический диагноз
- ОЖД с указанием категорий и степеней
- Реабилитационный прогноз,
- Группа, причины, сроки
- Потребность в мерах социальной помощи или защиты.
Наличие неблагоприятного клинического и реабилитационного прогноза или сомнительного прогноза с тенденцией к неблагоприятному даже на фоне временно сохраненных функций организма и состояния жизнедеятельности, могут быть основанием для определения группы инвалидности.
Критерием для определения I группы инвалидности является социальная недостаточность, требующая социальной защиты или помощи, вследствие нарушения здоровья со стойким значительно выраженным расстройством функций организма, обусловленным заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящим к резко выраженному ограничению одной из следующих категорий жизнедеятельности либо их сочетанию:
- способности к самообслуживанию третьей степени;
- способности к передвижению третьей степени;
- способности к ориентации третьей степени;
- способности к общению третьей степени;
- способности контроля за своим поведением третьей степени.
Критерием для установления II группы инвалидности является социальная недостаточность, требующая социальной защиты или помощи, вследствие нарушения здоровья со стойким выраженным расстройством функций организма, обусловленным заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к выраженному ограничению одной из следующих категорий жизнедеятельности либо их сочетанию:
- способности к самообслуживанию второй степени;
- способности к передвижению второй степени;
- способности к трудовой деятельности третьей, второй степеней;
- способности к обучению третьей, второй степеней;
- способности к ориентации второй степени;
- способности к общению второй степени;
- способности контроля за своим поведением второй степени.
Ограничение способности к обучению второй и третьей степеней может быть основанием для установления II группы инвалидности при сочетании с ограничением одной или нескольких других категорий жизнедеятельности за исключением учащихся, у которых ограничение только способности к обучению второй, третьей степеней может обусловить необходимость установления II группы инвалидности.
Критерием для определения III группы инвалидности является социальная недостаточность, требующая социальной защиты или помощи, вследствие нарушения здоровья со стойким незначительно или умеренно выраженным расстройством функций организма, обусловленным заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к нерезко или умеренно выраженному ограничению одной из следующих категорий жизнедеятельности или их сочетанию:
- способности к самообслуживанию первой степени;
- способности к передвижению первой степени;
- способности к обучению первой степени;
- способности к трудовой деятельности первой степени;
- способности к ориентации первой степени;
- способности к общению первой степени.
Ограничение способности к общению первой степени и способности к обучению первой степени может быть основанием для установления III группы инвалидности преимущественно при их сочетании с ограничением одной или нескольких других категорий жизнедеятельности.
Критериями установления инвалидности без срока переосвидетельствования являются: невозможность устранения или уменьшения социальной недостаточности инвалида вследствие длительного ограничения его жизнедеятельности (при сроках наблюдения не менее 5 лет), вызванного нарушением здоровья со стойкими необратимыми морфологическими изменениями и нарушениями функций органов и систем организма; неэффективность реабилитационных мероприятий, что приводит к необходимости долговременной (постоянной) социальной защиты; другие критерии, предусмотренные действующим законодательством.
Инвалидность I группы устанавливается на 2 года, II и III групп — на 1 год.
В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничений жизнедеятельности лицу в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок — инвалид» на срок один год, два года или до достижения им возраста 18 лет.
Источник