Меню

Основные показатели популяционного здоровья относятся

Основные показатели популяционного здоровья относятся

Главным понятием экологии человека является здоровье . По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия. Следует различать здоровье конкретного человека и здоровье человеческой популяции (популяционное здоровье).

Здоровье конкретного человека формируется индивидуально в условиях общества на основе наследственных факторов и образа жизни, который ведет отдельный человек.

Здоровье человека — это функциональное состояние его организма, обеспечивающее продолжительность жизни, физическую и умственную работоспособность, самочувствие и способность воспроизводства здорового потомства.

Здоровье человеческой популяции (населения) — популяционное здоровье — понятие статистическое, характеризующееся комплексом показателей, среди которых особое значение имеют следующие:

Здоровье населения отражает систему материальных и духовных отношений, существующих в обществе, а потому зависит от условий труда, обучения и быта, качества окружающей среды, материальной обеспеченности, уровня развития здравоохранения и других факторов. Многообразные факторы, влияющие на здоровье людей (доля влияния указана в скобках), ученые объединяют в четыре группы:

Тысячи человек
Возрастно-половая структура населения России (на 1 января 1997 г.)
(по Российскому статистическому ежегоднику, 1997)

Чаще всего в научных исследованиях измеряют не количество здоровья, а величину его потери. И здоровье, в нашем бытовом понимании, определяется, по сути дела, как отсутствие болезни. В этом есть определенное нарушение очень важного методологического принципа познания окружающего мира, согласно которому нельзя доверять определениям, основанным на отрицании каких-либо явлений, качеств, свойств. В последние годы в науке появились интересные исследования, в которых определяется уровень здоровья, а не процент заболеваемости.

Ученые считают, что средняя видовая продолжительность жизни человека составляет 110-115 и даже 120-140 лет. Однако в действительности — в результате воздействия многих биологических и социально-экологических факторов — она значительно ниже, хотя и имеет тенденцию к повышению.

Существует много подтверждений тому, что в Древнем Риме и Древней Греции средняя продолжительность жизни составляла всего 25 лет. В средние века она поднялась примерно до 30 лет. В России на рубеже XIX и XX вв. она составляла 32 года. В наши дни по мере развития цивилизации средняя продолжительность жизни возрастает, прежде всего благодаря снижению младенческой и детской смертности.

Человеческий организм — это сложная, многокомпонентная, открытая для окружающей среды биологическая система. Без окружающей среды человек существовать не может: для построения и восполнения постоянно разрушающихся элементов организма, создания необходимых резервов нужны вода, химические элементы, питательные вещества, определенные параметры физических факторов, например, температуры, давления, радиационного фона и др. Изменения в окружающей среде требуют от биологических систем приспособлений, соответствующих воздействиям, так как без этого условия организм не способен выжить, воспроизвести полноценное потомство, сохранить и развить здоровье существующего и будущих поколений людей, сохранить генофонд, выполнить социально-трудовую деятельность при максимальной продолжительности активной жизни.

Человек живет в условиях постоянно меняющейся среды. Все проявления жизни обусловлены взаимодействием между внутренними силами организма и внешним влиянием окружающей среды.

Чтобы понять взаимодействие в системе «человек — окружающая среда», необходимо иметь представление о тех механизмах, которые обеспечивают его гармоническое единство с окружающей средой, и о возможностях их нарушения в условиях воздействия неблагоприятных экологических факторов.

Источник

4. Показатели популяционного здоровья

Под термином «общественное (популяционное) здоровье» понимают состояние здоровья контингентов людей (организации, населенного пункта, региона, страны и т.п.). Для оценки популяционного здоровья используют медицинские и демографические показатели:

— ожидаемая продолжительность жизни,

— инвалидизация и др.

(эти показатели рассчитываются на 1000, 10000, 100000 населения)

— физическое развитие детей и подростков.

2. Основы микробиологии, эпидемиологии и иммунологии

5. Основные понятия эпидемиологии и микробиологии

Значимым фактором окружающей среды является микромир, представленный разнообразными микроорганизмами: бактерии, грибы, вирусы, простейшие (например, плазмодии, лямблии), лептоспиры и др. Некоторые микроорганизмы при взаимодействии с организмом человека вызывают заболевания, определяемые как инфекционные болезни.

Инфекционные болезни имеют ряд особенностей.

Причиной их возникновения является инфекционный агент — патогенный микроорганизм.

Заразительность — легко распространяются в человеческом сообществе.

Протекают циклично, т.е. проходят через определенные фазы: инкубационный период, период предвестников заболевания, период разгара заболевания, период выздоровления.

Имеют определенный механизм передачи, включающий путь передачи и факторы передачи.

Оставляют после себя невосприимчивость к повторному заболеванию — иммунитет.

Наука, изучающая процесс распространения инфекционных болезней в человеческом обществе,а также разрабатывающая меры профилактики и борьбы с ними, называется эпидемиологией.

Процесс распространения инфекционного заболевания называют эпидемическим процессом. В нем выделяют следующие звенья:

Читайте также:  Флешмоб по здоровью для сотрудников доу

а) источник инфекции;

б) механизм передачи инфекции (пути и факторы передачи);

в) восприимчивый организм (коллектив).

Источником инфекции может быть больной человек или носитель болезнетворного микроорганизма. При ряде заболеваний источником инфекции могут быть животные: бешенство — волки, лисы, собаки, кошки; чума — суслики, пситтакоз, птичий грипп — птицы, и др.

Пути передачи возможны следующие:

а) воздушно-капельный/пылевой – например, грипп, ОРВИ, туберкулез, корь, ветряная оспа, коклюш; факторами передачи являются капельки слюны, слизи, выделяющиеся при чихании и кашле, пыль;

б) фекально-оральный – например, при дизентерии, вирусном гепатите А, брюшном тифе; факторы передачи — продукты питания ( часто молочные), вода, грязные руки;

в) контактный, в том числе гемоконтактный – например, при многих инфекциях, передающихся половым путем (ИППП), чесотке, когда инфекция передается при непосредственном контакте, либо факторами передачи могут быть предметы быта, ухода, игрушки, одежда;

г) трансмиссивный – т.е. в передаче инфекции участвуют кровососущие насекомые: малярия — комары, сыпной тиф — вши, клещевой энцефалит — клещи;

д) вертикальный (от матери к плоду).

Восприимчивый организм (коллектив) – третье звено эпидемической цепи. Известно, что инфекционное заболевание развивается не у каждого человека, получившего возбудитель, а только у восприимчивого, т.е. в том случае, когда победителем в процессе взаимодействия оказывается болезнетворный микроорганизм.

Источник

4. Показатели популяционного здоровья

Для характеристики популяционного здоровья не используют _____ населения.

В XXI веке разница в продолжительности жизни мужчин и женщин составляет __ лет:?

Показателем (степенью) постарения населения является увеличение количества лиц в возрасте старше ____ лет:?

Средняя продолжительность жизни в РФ (лет):

Детская смертность является показателем ________ здоровья:

Показатель рождаемости относится к группе показателей _________ здоровья

Популяционное здоровье характеризуется как _____________, длительно проживающего (-их) на определенной территории

1. совокупное состояние всего населения

*2. соотношение здоровых и больных в каждой возрастной группе

3. совокупное состояние лиц детородного возраста

4. соотношения количества трудоспособного и нетрудоспособного населения

Число новорожденных в РФ на 1 000 человек населения в конце XX века:…?

Прирост населения определяется количеством новорожденных:?

1. на 1 000 человек работающего населения

3. на число людей, проживающих на данной территории

4.на число трудоспособного населения

Для определения уровня детской смертности необходимо иметь сведения о…?

1. количестве родившихся в предыдущий период

2. количестве родившихся в обследуемый период

3. уровне смертности детей до одного месяца

*4. уровне смертности детей до одного года

К общим медико-демографическим показателям оценки состояния здоровья населения не относится

*1. уровень общей культуры человека

2. соотношение числа мужчин и женщин в популяции

3. уровень детской смертности

4. уровень рождаемости

При вычислении показателей рождаемости учитывают число родившихся за год…

3. девочек и мальчиков

Показатель средней продолжительности жизни…

*1.ожидаемая продолжительность предстоящей жизни населения

2. уровень прироста населения

3. средний возраст населения

4. показатель постарения населения

Показатель младенческой смертности относится к группе показателей _______ здоровья

Основы микробиологии, эпидемиологии и иммунологии

5. Основные понятия эпидемологии и микробиологии

Взаимодействие возбудителя заболевания с восприимчивым организмом называется…

1. защитной реакцией организма

2. началом заболевания

*3. инфекционным процессом

4. эпидемическим процессом

Отдельные острые заболевания, не связанные друг с другом:

Под эпидемическим процессом кроме возбудителя понимают:

1. невосприимчивый организм

2. восприимчивый организм

*3. восприимчивый организм, факторы передачи возбудителя

4. факторы передачи возбудителя

Уровень заболевания инфекционной болезнью, распространившейся в нескольких странах, оценивается как:

1. эндемическая заболеваемость

4. спорадическая заболеваемость

Для какого заболевания наступила пандемия:

Специфичность инфекционного процесса определяет _________ инфекционного заболевания:

1. механизм заражения

2. естественный переносчик возбудителя

3. естественный резервуар возбудителя

Спорадическая заболеваемость — это…

1. групповая вспышка неизвестных заболеваний

2. заболевания, не принимающие заметного распространения среди населения

3. массовая заболеваемость населения, распространяющаяся на обширные территории за короткое время

*4. единичные, не связанные между собой случаи инфекционных заболеваний

Этиологическая классификация составляется с учетом _______ возбудителя

1. места проникновения

3. места локализации

4. путей пердачи

Источниками инфекции могут быть…

*1. больные люди и животные

Зоонозы – это инфекционные болезни, которые поражают…

1. людей и животных

*2. только животных

1. заболевание, не получившее широкого распространения среди населения

*2. глобальное распространение заболеваемости среди населения

3. групповая вспышка неизвестного заболевания

4. массовая заболеваемость населения, распространенная на общую территорию государства за короткое время

При антропонозах эпидемическая опасность источника инфекции не зависит от…

Читайте также:  Количество групп здоровья для оценки состояния здоровья детей тест

1. дозы выделяющегося возбудителя

2. вирулентности возбудителя

*3. пола восприимчивого организма

4. степени резистентности человека

Конкретную форму проявления … процесса, отражающую стадию его развития и имеющую характерные нозологические признаки называют заразным заболеванием

Источник

Государственное учреждение «Минский городской центр гигиены и эпидемиологии»

Для слабовидящих

Переводчик

Главное меню

Для сотрудников

Опрос

Анкетирование

Занятие №1 — Основы здорового образа жизни

Здоровье – состояние полного физического, психического духовного и социального благополучия.

Виды здоровья:

Соматическое (я могу)- это текущее состоян6ие органов и систем органов в организме человека. Основу его составляет генетическая программа индивидуального развития. Оно зависит от того, как функционирует организм от его морфологических и функциональных показателей.

Физическое здоровье – уровень роста и развития органов и систем организма. Основой его являются резервы организма. Физическое здоровье характеризуют по совокупности антропометрических, физиологических и биохимических показателей, которые изменяются в соответствии с природно-климатическими условиями, возрастом, полом, средой обитания и обучения. Человеку необходимо знать, как должны функционировать органы, чтобы понять, здоров он или в его организме что-то не так.

Психическое здоровье (я хочу) – это состояние психической сферы. Его основу составляет общий душевный комфорт, обеспечивающий адекватные поведенческие реакции, характер, тип высшей нервной деятельности. Психическое здоровье зависит от того, насколько хорошо мы разбираемся в своих чувствах, умеем делиться ими с другими людьми. Важно, чтобы человек понимал, какие чувства являются нормальными :добро, любовь, красота, сопережевание.

Нравственное здоровье (я должен) – это система мотивационных ценностей, установок, норм поведения индивидуума в обществе. Нравственное здоровье зависит от того, что мы относим к жизненным ценностям, что для нас имеет наибольшее значение. Оно является стержнем нашего образа жизни.

Индивидуальное здоровье зависит от того, как мы воспринимаем себя как личность, в каком направлении ее в себе развиваем, чего надеемся достичь в личной и общественной жизни( в семье, профессиональной деятельности).

Популяционное здоровье – это здоровье населения какого-либо региона, республики. Оно определяется по ряду демографических показателей (рождаемость, смертность, средняя продолжительность жизни) и социально-медицинских(общая, инфекционная онкологическая заболеваемость, частота заболеваемости).

Репродуктивное здоровье – это функциональное состояние репродуктивных органов.

Здоровье – состояние, имеющее границы.

Количество здоровья определяется уровнем функционального состояния систем организма и суммой их резерва.

Резервы здоровья – максимальное количество физиологических возможностей органов и систем органов.

  • Устойчивая иммунная система
  • Рост и развитие организма
  • Резервы здоровья – максимальные возможности организма
  • Отсутствие заболеваний
  • Уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок

Промежуточное (или третье) состояние человека — это состояние между здоровьем и болезнью. Поэтому оно сочетает признаки здоровья и болезни. Третье состояние характеризуется следующими симптомами: неврастенией, потерей аппетита, головными болями, общей слабостью, сухостою кожи. По мнению некоторых исследователей, в третьем состоянии находится 75-80% населения.

Группы людей, находящихся в третьем состоянии:

Люди, регулярно потребляющие наркогенные вещества (алкоголь, наркотики, никотин), отнимающие у них здоровье и творческий потенциал.

Люди с ограниченной двигательной активностью (работники умственного труда).

Лица, работающие на химических производствах (нефтехимических, шинных, лакокрасочных, свинцово-цинковых, алюминиевых, кислотных).

Группа людей третьего состояния, формирующаяся в результате неправильного питания (углеводно-жирового, голодания, авитаминоза).

Факторы обеспечения здоровья

Эксперты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в 80-х годах 20-го века определили ориентировочное соотношение различных факторов, которые оказывают определенное влияние на здоровье современного человека, выделив в качестве основных четыре производные. Какие же это факторы?

Образ жизни-50-55% Рациональная организация жизнедеятельности, оседлый образ жизни, адекватная двигательная активность, социальный и психологический комфорт, полноценное и рациональное питание, отсутствие вредных привычек.

Окружающая среда 20-25% Хорошие бытовые и производственные условия, благоприятные климатические и природные условия, экологически благоприятная среда обитания.

Наследственность (генетика) -15-20% Здоровая наследственность, отсутствие факторов возникновения заболеваний

Медицинское обеспечение -10-15% Медицинский скрининг, высокий уровень профилактических мероприятий, своевременная и полноценная медицинская помощь.

Образ жизни и его компоненты

Образ жизни— это сознательно совершаемые человеком действия, составляющие привычный уклад его повседневного поведения.

Формирование образа жизни

Экономическая категория или уровень жизни — понятие, характеризующее размер и структуру материальных и духовных потребностей людей, т.е. количественную, поддающуюся измерению, сторону условий жизни.

Показатели уровня жизни:

  • размер внутреннего валового продукта
  • размеры реальных доходов населения и их потребление
  • обеспеченность жильем
  • доступность медицинской помощи
  • продолжительность свободного и рабочего времени,
  • структура доходов и расходов
  • показатели здоровья населения и демографических процессов и др.

Социологическая категория или качество жизни — понятие, характеризующее качественную сторону жизни.

Читайте также:  Сквален от сибирского здоровья

Показатели качества жизни:

  • уровень комфорта,
  • удовлетворенность работой,
  • качество образования,
  • качество медицинского обслуживания,
  • качество жилищных условий,
  • качество питания и др.

Социально — психологическая категория или стиль жизни -это относительно устойчивый стереотип поведения, привычек, межличностных отношений индивида, формирующийся в процессе его социализации и свойственный социальной группе, к которой он принадлежит.

Показатели стиля жизни:

  • ценностные ориентации,
  • отношения с окружающими,
  • привычки
  • мотивации

Социально -экономическая категория или уклад жизни — понятие, характеризующее порядок общественной жизни, быта, культуры, в рамках которой происходит жизнедеятельность людей.

Показатели уклада жизни:

  • семейные традиции
  • культурные традиции
  • национальные традиции

В своей повседневной жизни человеку приходится выполнять значительную часть обязанностей и действий, направленных на решение целого ряда задач:

  1. Обеспечение жизнедеятельности, для чего необходимо дышать, питаться, спать, поддерживать температуру своего тела.
  2. Выполнение профессиональных обязанностей требует соблюдения целого ряда условий в организации учебы, работы, отдыха.
  3. Поддержание социально-культурного статуса, множественных межличностных контактов, духовное развитие.
  4. Выполнение своих семейно-бытовых функций по обеспечению жизни семьи и воспитанию детей.
  5. Забота о своем здоровье, в том числе необходимая двигательная активность, выполнение гигиенических требований, отказ от вредных привычек.

Исходя из необходимости решать в повседневной жизни указанные задачи, можно выделить следующие основные компоненты образа жизни:

1.Двигательная активность. Движение является основным условием обеспечения жизни. Организм устроен таким образом, что деятельность всех его систем подчиняется двигательной деятельности. Это касается не только мышечной системы (которая при регулярных занятиях физкультурой оказывается хорошо развитой и придает внешнюю привлекательность, но и сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной, нервной и всех других систем. Кроме того, достаточная двигательная активность обеспечивает поддержание на высоком уровне иммунитета, что позволяет человеку успешно противостоять инфекционным заболеваниям. При высоком уровне физической подготовленности у человека выше не только физическая, но и умственная работоспособность, поэтому при выполнении интеллектуальной работы утомление у него наступает позднее.

2.Обеспечение психического здоровья. Современному человеку приходится выдерживать большие психологические нагрузки. Они связаны со многими обстоятельствами: с учебой, с взаимоотношениями с другими людьми, с необходимостью выполнять определенные обязанности в семье и обществе, со стрессовыми обстоятельствами, с необходимостью реагировать на неприятные или неожиданные ситуации. Неумение адекватно вести себя в этих ситуациях нарушает психическое состояние человека. Поэтому так важно владеть теми приемами, которые помогают каждому человеку разумно вести себя в ситуации, провоцирующей психическое напряжение.

3.Рациональное питание. Питание позволяет человеку получать вещества, необходимые для построения клеток его тела, для поддержания жизненных функций и выполнения повседневных дел.

4.Закаливание и тренировка иммунитета.

5.Четкий режим жизни. Любая нагрузка (включая мышечные, психические, умственные и даже прием пищи) должна чередоваться с последующим периодом отдыха, обеспечивающим необходимое восстановление резервов организма. В режиме человека должны быть все стороны его жизнедеятельности : учеба, сон, занятие своим здоровьем и досуг, выполнение своих обязанностей в семье и свободное время, время на самоподготовку(выполнение домашних заданий) и встречи с друзьями. Только при выполнении этих условий жизнь человека будет насыщенной интересными и важными делами, в ней найдется место для регулярных занятий своим здоровьем, и он не будет испытывать постоянное чувство недостатка времени.

6.Психосексуальная жизнь. Является неотъемлемой частью жизнедеятельности человека. Значение этого фактора образа жизни, восприятие его и отношение к нему в различные возрастные периоды меняется, тем не менее сказывается на всем протяжении жизни. В связи с этим умение весим рациональную психосексуальную жизнь( и речь идет не только о непосредственно о половом акте, а о всем многообразии взаимоотношений женщины и мужчины) играет важную роль в обеспечении здоровья человека.

7.Отказ от вредных привычек.

8.Выполнение гигиенических требований. Для обеспечения хорошего здоровья человеку необходимо поддерживать чистоту своего тела. Это касается кожи, волос, полости рта, дыхательного аппарата, половых органов, то есть всех тех частей тела, которые контактируют с внешней средой. Следует обеспечивать и определенные требования к условиям своей жизни: быта, одежды, питания.

9.Умение предупреждать опасные ситуации и правильно вести себя при их возникновении. Находясь в постоянном контакте с окружающей средой и с другими людьми, человек порой оказывается в таких ситуациях, которые грозят не только его здоровью, но и жизни. В быту, на улице, в транспорте, на природе, в отношениях с опасными людьми, животными мы испытываем на себе множество неблагоприятных воздействий. Поэтому очень важно каждому человеку знать, как предупредить их возникновение и каким образом вести себя в самой опасной ситуации.

Источник

Adblock
detector