Показатели общественного здоровья.
В настоящее время различают здоровье населения (общественное здоровье) и здоровье индивида (индивидуальное здоровье).
Индивидуальное здоровье — здоровье отдельного человека. Его оценивают по персональному самочувствию, наличию или отсутствию заболеваний, физическому состоянию и т. д.
Групповое здоровье — здоровье отдельных сообществ людей: возрастных, профессиональных и т. д.
Общественное здоровье отражает здоровье индивидуумов, из которых состоит общество, но не является суммой здоровья индивидуумов. Даже ВОЗ до сих пор не предложило краткого и емкого определения общественного здоровья. «Общественное здоровье — такое состояние общества, которое обеспечивает условия для активного продуктивного образа жизни, не стесненного физическими и психическими заболеваниями, т. е. это то, без чего общество не может создавать материальные и духовные ценности, это и есть богатство общества» (Ю. П.Лисицин).
Потенциал общественного здоровья — мера количества и качества здоровья людей и его резервов, накопленных обществом.
Индекс общественного здоровья — соотношение здорового и нездорового образа жизни населения.
Эксперты ВОЗ при выработке стратегии «здоровье для всех в XXI веке» выбрали такие показатели общественного здоровья: % ВВП, идущий на здравоохранение; доступность первичной медико-санитарной помощи; обеспеченность населения безопасным водоснабжением; % лиц, подвергнутых иммунизации от инфекционных болезней; состояние питания детей, в частности, % детей, родившихся с низкой массой тела (
Для оценки состояния здоровья населения используют три группы показателей:
II. Социального благополучия — демографическая ситуация, показатели факторов окружающей среды, образ жизни, уровень медицинской помощи.
III. Психического благополучия — заболеваемость психическими
расстройствами, частота невротических состояний и психопатий и др.
К медицинским показателям здоровья населения относятся: медико-демографические, заболеваемости и распространения болезней (болезненность), инвалидности и инвалидизации, физического развития населения.
Медико-демографические показатели, в свою очередь, разделяются на показатели естественного движения населения: рождаемость, смертность, естественный прирост населения, среднюю продолжительность предстоящей жизни, брачность,
плодовитость — и показатели механического движения населения (миграция населения): эмиграцию, иммиграцию.
Показатели естественного движения населения. Рождаемость и смертность населения исчисляется на основе регистрации каждого случая рождения и смерти в отделах записи актов гражданского состояния (ЗАГС). Рождение и смерть регистрируются на специальных бланках «Акт о рождении», «Акт о смерти», которые, в свою очередь, составляются на основании «Справки о рождении» и «Врачебном свидетельстве о смерти».
Показатель (коэффициент) рождаемости — число рождений в год, приходящихся на 1000 чел.:
Средний показатель рождаемости — 20-30 детей на 1000 чел.
Показатель (коэффициент) общей смертности — число умерших в год на 1000 чел.:
Средний показатель смертности 13. 16 умерших на 1000 чел. Если смертность в старческом возрасте является следствием физиологического процесса старения, то смертность детей есть явление патологическое.
Детская смертность является показателем социального неблагополучия, неблагополучия здоровья населения.
Уровни детской смертности в течение 1-го года жизни также неравномерны: наиболее высокая смертность приходится на 1-й месяц жизни, а в 1-м месяце — на 1-ю неделю.
Особое внимание уделяется следующим показателям детской смертности (на 1000 чел.):
Термин «перинатальная смертность» означает смертность вокруг родов. Различают антанатальную смертность (до родов), интранатальную смертность (в родах), постнатальную смертность (после родов), неонатальную (в течение 1-го месяца жизни) и раннюю неонатальную (в течение 1-й недели жизни) смертности. Антанатальная и интранатальная смертности составляют мертворождаемость.
Основными причинами перинатальной смертности являются родовые травмы, врожденная аномалия развития, асфиксия и т. д. На уровень перинатальной смертности влияют следующие факторы: социально-биологические (возраст матери, ее состояние во время беременности, наличие абортов в анамнезе, число предыдущих родов и т. д.), социально-экономические (условия труда беременной, материальное положение, семейное положение, уровень и качество медицинской помощи беременным и новорожденным).
На показатели детской смертности, как показали исследования, влияют следующие группы факторов: социально-экономические и определяемый ими образ жизни, политика в области здравоохранения, охрана здоровья женщин и детей, специфические методы борьбы с детской смертностью, следующие из ее медико-социальных причин.
Младенческая смертность является важнейшим показателем здоровья населения (смертность детей в возрасте до 1 года, рассчитываемая на 1000 рожденных живыми в течение одного года). Она определяет большую половину детской смертности, влияет на все демографические показатели. Низкий показатель младенческой смертности составляет 5. 15 детей на 1000 чел. населения, средний — 16. 30, высокий — 30. 60 и более.
Естественный прирост населения — разность между рождаемостью и смертностью населения из расчета на 1000 чел. населения. В настоящее время в странах Европы наблюдается снижение естественного прироста населения за счет снижения рождаемости.
Средняя продолжительность предстоящей жизни — число лет, которое в среднем предстоит прожить данному поколению родившихся или числу сверстников определенного возраста, если предположить, что на всем протяжении их жизни смертность будет такой же, как в год исчисления. Как следует из определения, этот показатель рассчитывается по данным возрастной смертности с применением специальных таблиц смертности и статистических методик исчисления. В настоящее время высоким показателем считается 65. 75 лет и более, средним 50. 65 лет и низким 40. 50 лет.
Показателем постарения населения является доля лиц 60 лет и старше. Высоким постарением населения считается, если такая возрастная категория составляет 20% населения и более, умеренным постарением — 5. 10%, низким — 3. 5%.
Показатели механического движения населения. Механическое движение населения — передвижение (миграция) отдельных групп людей из одного района в другой или за пределы страны. К сожалению, за последние годы в пределах отечества вследствие социально-экономической нестабильности, межнациональных конфликтов миграционные процессы приняли стихийный характер, стали все более распространенными. Механическое движение населения оказывает большое влияние на санитарное состояние общества. Вследствие передвижения значительных масс людей создается возможность распространения инфекций. Мигранты являются одним из основных объектов социальной работы.
Показатели заболеваемости. Различают собственно заболеваемость — вновь возникшее заболевание в данном году и распространенность заболевания (болезненность) — заболевания, вновь возникшие в данном году и перешедшие из предыдущего года на данный момент. Виды заболеваемости следующие: общая заболеваемость, заболеваемость с временной утратой трудоспособности, инфекционная заболеваемость и т. д. Заболеваемость населения показывает уровень, частоту, распространенность всех болезней вместе взятых и каждой в отдельности среди населения в целом и его отдельных группах по возрасту, полу, профессии и т. д.
Показатели заболеваемости определяются соответствующей цифрой на 1000, 10000 или 100 000 чел. населения.
Заболеваемость имеет важнейшее значение в изучении состояния здоровья населения. Заболеваемость изучается на основании анализа медицинской документации амбулаторно-поликлинических и стационарных учреждений: листков нетрудоспособности; карт больных, выбывших из стационара; статистических талонов для регистрации уточненных диагнозов; экстренных извещений об инфекционных заболеваниях; свидетельств о смерти и т. д. Изучение заболеваемости включает в себя также количественную (уровень заболеваемости), качественную (структуру заболеваемости) и индивидуальную (кратность перенесенных за год заболеваний) оценку. Существуют методы изучения заболеваемости по данным обращаемости, по данным медицинских осмотров и причинам смерти.
В настоящее время происходит преобразование структуры смертности и заболеваемости: если в прошлом наиболее распространенными заболеваниями были инфекционные (именно они составляли главную причину смертности населения), то сейчас преобладают неинфекционные, т. е. хронически протекающие заболевания — сердечно-сосудистые, онкологические, травмы, нейропсихические, эндокринные заболевания. Это связано с достижениями медицины в борьбе с массовыми инфекционными заболеваниями: вакцинацией, мерами по охране труда и внешней среды (ликвидация природных очагов малярии, чумы и т. д.), санитарным просвещением и т. д.
На первом месте по причинам смерти стоят сердечно-сосудистые заболевания, затем онкологические заболевания, и, наконец, травмы. В нашей стране сердечно-сосудистые заболевания занимают первое место среди причин инвалидности.
Изменению характера заболеваемости способствует быстрое изменение образа жизни, приводящее к нарушению адаптации человека в окружающей среде. Возникла теория болезней цивилизации. Хронические неэпидемические болезни возникают потому, что цивилизация (в частности, урбанизация) приводит к бурному нарастанию темпов жизни, вырывает человека из привычных для него условий жизни, к которым он приспосабливался в течение многих поколений, и человек остается беззащитным перед темпами и ритмами современной жизни. В результате биологические ритмы человека, его способности к адаптации перестают соответствовать ритмам социальным, т. е. современные заболевания, например сердечно-сосудистые, сторонники теории болезней цивилизации рассматривают как выражение неприспособленности к среде существования. Одна из важнейших задач социального работника — совершенствование медико-социальной адаптации, иными словами, косвенным образом деятельность социальных работников способствует снижению заболеваемости хроническими неэпидемическими заболеваниями.
Показатели инвалидности. Инвалидность — нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, врожденными дефектами, последствиями травм, приводящих к ограничению жизнедеятельности. Показатели инвалидности выявляются путем регистрации данных медико-социальной экспертизы.
Показатели физического развития. Физическое развитие — показатель роста и формирования организма — зависит не только от наследственности, но и от социальных условий. Физическое развитие обследуемых выявляется путем антропометрических и физиометрических измерений роста, массы тела, окружности грудной клетки, мышечной силы, отложений жира, уровня артериального давления, жизненной емкости легких. На основании полученных данных устанавливают стандарты физического развития для каждой возрастно-половой группы. Стандарты служат для индивидуальной оценки физического развития, которая проводится на медицинских осмотрах.
Уровень физического развития тесно связан с климатогеографическими условиями и различными этническими группами, для чего создаются местные стандарты. Массовые из года в год повторяющиеся медицинские наблюдения позволяют судить об изменениях физического развития, а следовательно, и об изменениях здоровья населения.
Ускоренные темпы физического развития называются акселерацией. Акселерация наблюдается уже в период внутриутробного развития плода. В дальнейшем продолжается ускорение темпов роста массы тела, раннее половое созревание, раннее окостенение скелета. Акселерация накладывает свой отпечаток на развитие организма более старшего возраста, на проявление заболеваний в старшем возрасте. Есть предположение, что акселерация способствует вероятности развития сердечно-сосудистых заболеваний, сахарного диабета и т. д.
Источник
Основы безопасности жизнедеятельности
10 класс
Урок 26
Медицинское обеспечение индивидуального и общественного здоровья
Вопросы для обсуждения
• подходы к пониманию сущности здоровья;
• медицинское обеспечение индивидуального и общественного здоровья;
• социальная обусловленность здоровья человека в среде обитания.
Ключевые понятия темы:
медицина; здоровье; индивидуальное здоровье человека; общественное здоровье; социальное здоровье человека; сфера здравоохранения; санитарное просвещение.
Осознание истинных ценностей жизни человеком включает, помимо прочего, отношение к здоровью. Человек соотносит понятие «здоровье» с такими понятиями, как «жизнь», «мечты», «болезнь», «смерть». «Здоровье» и «болезнь» — основные понятия медицины, решающей проблемы восстановления и укрепления здоровья людей, содействия их активной жизнедеятельности.
Медицина — это система научных знаний и практической деятельности специалистов по укреплению и сохранению здоровья общества и человека, продлению его жизни, предупреждению и лечению болезней. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), созданная 7 апреля 1948 г., координирует охрану здоровья населения в различных государствах мира. В Уставе ВОЗ говорится, что здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней или физических дефектов.
Существует целый ряд научных подходов к определению индивидуального здоровья человека:
• это функциональное состояние нормальной работы организма как биологической системы (биология) при отсутствии болезней, хорошем самочувствии (медицина);
• это состояние равновесия организма с окружающей средой, способность приспосабливаться к её изменениям, что отражают постоянные величины нормального состояния организма: температура тела, давление крови, частота сердечных сокращений — пульс (экология);
• это состояние полного физического, духовного, умственного и социального благополучия (валеология).
Теория безопасности жизнедеятельности опирается на междисциплинарный подход, определяющий индивидуальное здоровье человека как состояние нормы функционирования организма, обеспечивающее отсутствие болезней и благополучие жизнедеятельности в среде обитания.
Ещё древние философы и врачи пытались изучить здоровье человека через его природу, поведение, образ жизни и образ мыслей. Гиппократ («отец медицины», V в. до н. э.) считал, что какова деятельность человека, таков и он сам, его природа и его болезни. «Здоровье — это состояние морального, психического и физического благополучия, которое даёт человеку возможность стойко, не теряя самообладания, переносить любые жизненные невзгоды» (греческий философ Перикл, V в. до н. э.). На всех этапах развития человеческого общества жизнь людей протекала в противоборстве с болезнями, что нашло отражение в поиске средств лечения и развитии народной и научной медицины.
Народная медицина — это совокупность накопленных пародом эмпирических сведений о целительных средствах и гигиенических навыках, помогающих в предупреждении заболеваний, в их лечении, в сохранении и укреплении здоровья.
Научная медицина взяла из тысячелетнего народного опыта всё ценное как основу современного научно обоснованного высокотехнологичного медицинского обеспечения здоровья человека и общества.
Медицинское обеспечение здоровья человека и общества — это система мероприятий многоотраслевой сферы здравоохранения по профилактике заболеваний, выявлению и лечению болезной, контролю за соблюдением санитарно-гигиенической культуры на производстве, в учреждениях образования и культуры.
Медицинское обеспечение индивидуального и общественного здоровья является обязанностью государства, которое гарантирует бесплатное и качественное оказание своевременной медицинской помощи каждому в течение всей жизни и предоставление платных медицинских услуг по желанию человека. Медицина, как и любая социальная профессиональная сфера деятельности, имеет свой кодекс чести — свою медицинскую этику.
Медицинская этика — это совокупность нравственных норм профессиональной деятельности медицинских работников. Основные вопросы врачебной этики обозначены российским врачом Н. А. Семашко: отношение врачей к больным, отношение врачей к обществу, отношения врачей между собой. Вопросы медицинской этики отражены в ряде международных документов. Главным остаётся принцип Гиппократа «Не навреди!».
Огромный вклад в развитие научной медицины XX в. внесли русские медики, врачи-исследователи С. П. Боткин и Ф. Ф. Эрисман, которые доказали связь массовых заболеваний рабочих с неблагоприятными условиями труда и быта: постоянные материальные лишения, плохое питание и антисанитарные условия жилищ изнуряют человека физически и психически, снижают его иммунитет, увеличивают восприимчивость к болезням. Исследования доказали социальную обусловленность здоровья населения.
Под социальной обусловленностью здоровья понимают его зависимость от условий и культуры жизнедеятельности человека и общества (населения). Не менее значимым является и влияние на здоровье природных условий среды обитания человека. Климатогеографические и экологические факторы среды обитания влияют как на индивидуальное, так и на общественное здоровье — популяционное (здоровье общественных и демографических групп населения: взрослых, детей, школьников и др.).
Общественное здоровье — это комплексная усреднённая характеристика состояния здоровья и жизнеспособности населения в показателях заболеваемости, продолжительности жизни, рождаемости и смертности и др.
Социальная медицина — направление (отрасль) научной медицины, изучает социальную обусловленность здоровья населения, социальные функции и задачи системы здравоохранения в целом по медицинскому обеспечению индивидуального и общественного здоровья.
Социальное здоровье человека — это комплексная оценка объективных данных и субъективных ощущений человеком благополучия условий жизнедеятельности в социальной среде: на работе, на отдыхе, дома, их соответствия нормам санитарно-гигиенической культуры конкретного общества.
Объективные показатели социального здоровья включают комплекс данных, отражающих соответствие принятым в обществе нормам и правилам организации условий жизни человека: его труда, отдыха, питания, жилья, учёбы, воспитания, образования (СанПиН). Социальное здоровье человека тесно связано с нравственным здоровьем — духовным миром (мыслями и чувствами), взглядами, нормами поведения, общения, ценностями в жизни человека. Социальное здоровье рассматривается п качестве аспекта (части) общего потенциала здоровья человека как биосоциальной системы.
Здоровье — это гармоничное единство биологических и социальных качеств, данных от рождения и приобретённых. Болезнь — нарушение этой гармонии (равновесия). Путь исторического развития научной клинической медицины (медицины болезней) — от трактата Гиппократа «О здоровом образе жизни» и его сочинений «Сборник Гиппократа» о методах врачебной помощи больному до массового обучения молодёжи в современных медицинских образовательных учреждениях. Современная медицина — многоотраслевая наука, включающая в себя клиническую медицину (лечение болезней), профилактическую медицину, восстановительную, санологию, гигиену и др.
Сфера здравоохранения осуществляет медицинское обеспечение здоровья в обществе через деятельность учреждений медицинского профиля: научно-исследовательских институтов, лечебных учреждений, служб санитарно-эпидемиологического надзора (СЭС), аптек, центров экстренной медицинской помощи, учреждений медицинского образования и санитарного просвещения граждан.
Состояние здоровья населения России (общественное или социальное здоровье) оценивают по демографическим, социально-экономическим, медицинским аспектам и по специальным опросам.
Психологическая и социальная незрелость подростков приводит к серьёзным проблемам со здоровьем. Нарушения здоровья в дошкольном возрасте приводят к тому, что уже у первоклассников отмечаются функциональные нарушения, а немалая часть из них нейрофизиологически не готовы к обучению и освоению учебных программ. Постоянно возрастающая техногенная нагрузка на окружающую среду превратила центральную часть территории нашей страны в зону повышенного экологического риска.
Установлено, что у детей в благополучных семьях нервно- психические расстройства, выраженные заболевания органов пищеварения, ЛОР-заболевания встречаются намного реже, чем в неблагополучных семьях.
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации совместно с Министерством здравоохранения реализуют программы оздоровления населения: диспансеризацию, первичную профилактику заболеваний, санитарное просвещение.
Санитарное просвещение — это система мероприятий по распространению санитарно-гигиенических знаний, формированию санитарно-гигиенической культуры населения. Это необходимая часть культуры здоровья и безопасности, культуры здорового образа жизни.
Вопросы и задания
1. Как вы понимаете определение понятия «здоровье», сформулированное Всемирной организацией здравоохранения?
2. Назовите основные направления медицинского обеспечения здоровья человека и общества.
3. Назовите основные показатели общественного здоровья.
4. Как отражена стратегия медицинского обеспечения в Конституции Российской Федерации?
5. Выясните, какие социальные структуры контролируют соблюдение СанПиНов в организациях, в школах.
6. Узнайте на сайте Министерства здравоохранения Российской Федерации, какие прививки должны быть сделаны учащемуся общеобразовательной школы.
Темы учебного исследования
1. Демография и здоровье населения в России.
2. Великие врачи и учёные Древнего мира: Гиппократ, Гален, Авиценна.
3. Влияние природной среды на здоровье населения.
4. Связь между биологическим и социальным возрастом человека.
5. Физическая культура в школе: «за» и «против».
Источник