Основные показатели физического здоровья детей являются
Показатели здоровья. Физическое развитие как важнейший показатель здоровья детей.
К показателям здоровья населения относятся медико-демографические, показатели заболеваемости и распространения болезней (болезненность), показатели инвалидности и инвалидизации, показатели физического развития населения.
Медико-демографические показатели здоровья:
Показатели естественного движения населения:
Рождаемость – число гождений в год на 1000 человек. Средний показатель рождаемости 20-30 детей на 1000 человек.
Смертность – число умерших в год на 1000 человек. Средний показатель смертности 13-16 на 1000 человек.
Уровень детской смертности в течении первого года жизни.
Естественный прирост населения, а в некоторых странах естественная убыль населения.
Средняя продолжительность жизни.
Показатели механического движения населения – миграция.
Показатели заболеваемости. Для анализа состояния здоровья детских и подростковых коллективов служат следующие показатели:
• общая заболеваемость – распространенность всех болезней общих и хронических;
• индекс здоровья – количество детей и подростков, не обращавшихся в течение года в поликлинику;
• процент длительно и часто болеющих детей;
• частота встречаемости отдельных заболеваний, т. е. их распространенность;
• структура заболеваемости по возрастам:
До 12 лет: 1 место – респираторные заболевания, 2 место – инфекционные болезни, травмы и отравления, 3 место – заболевания ЖКТ.
В подростковом возрасте – преобладают заболевания нервной системы и органов чувств (нарушение остроты зрения).
Заболевания выпускников: 1 место – стоматологические (98% выпускников), 2 место – терапевтические (гастрит, гипертензия, вегетативно-сосудистая дистония и др.) и ортопедические (нарушение осанки), 3 место – нарушение остроты зрения (37-40% выпускников).
Показатели инвалидности. Инвалидность – нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеванием, врожденным дефектом, последствием травм, приводящих к ограничению жизни.
Показатели физического развития.
Физическое развитие – показатель роста и формирования организма. Оно зависит не только от наследственности, но и от социальных условий и образа жизни. Физическое развитие ребенка представляет собой процесс биологического созревания клеток, тканей органов и всего организма в целом. Внешне оно выражается в увеличении размеров частей тела ребенка и изменении функциональной деятельности его органов и систем.
Физическое развитие отражает процессы роста и развития организма и является одним из важнейших показателей здоровья детей. Ускоренные темпы развития называются акселерацией. Существует немало теорий, объясняющих явление акселерации. Считается, что это — результат общей тенденции в биологии современного человека, возникшей под влиянием научно-технического прогресса. Это изменение питания, увеличение активности Солнца, изменение климатических условий, урбанизация, нарушения генетической изоляции (межнациональные браки), излучение бытовой техники и т. п. Акселерация может наблюдаться уже в период внутриутробного развития плода и может продолжаться в процессе всего физического развития ребенка. Есть предположение, что акселерация накладывает свой отпечаток на развитие организма в более старшего возраста, то есть способствует вероятности развития сердечно-сосудистых заболеваний, сахарного диабета и т.д.
На фоне ускорения развития детей и подростков (внутри возрастных групп) наблюдается явление ретардации(замедление) развития. В среднем количество детей с замедленным развитием составляет 13 — 20%. Причина отставания индивидуального развития может быть заложена еще в дородовом периоде (интоксикации, родовые травмы и недоношенность ребенка, пьянство родителей). После рождения замедление развития зависит от многих факторов (заболевания, влияние неблагоприятных условий окружающей и социальной среды, безнадзорность детей и т. д).
Любое заболевание отражается на физическом развитии ребенка, нарушая его. Например, эндокринные нарушения приводят к таким аномалиям развития как гигантизм, акромегалия, нанизм и др. Такие хронические заболевания, как ревматизм, туберкулезная интоксикация тоже оказывают влияние на физическое развитие – отмечается задержка развития. У детей длительно и часто болеющих, наблюдается снижение прибавки массы тела, ослабление тонуса мускулатуры, нарушение осанки. Рахит, кишечные инфекции в раннем возрасте задерживают физическое развитие.
Особое значение ретардация приобретает при поступлении детей в школу, так как недостаточная функциональная зрелость впоследствии неблагоприятно сказывается не только на успеваемости, но и на состоянии здоровья ребенка.
Источник
Показатели здоровья детей и подростков. Группы здоровья
Читайте также:
II. Основные цели и задачи Программы, срок и этапы ее реализации, целевые индикаторы и показатели
III РАСШИРЕНИЕ ГРУППЫ И РАЗВИТИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ
III.2.2) Основные группы и виды преступлений.
L Запрещена перевозка детей на багажнике.
Nbsp; 7 Определение реакций опор для группы Ассура
VI. Меры обеспечения безопасности детей на воде
А) для определения уровня принятия решения в случае, когда другие компании группы не кредитуются в Сбербанке
Абсолютные показатели
Абсолютные показатели вариации
Абсолютные статистические показатели
Основу гигиенической оценки состояния здоровья детей и подростков составляют:
• отсутствие или наличие хронических заболеваний в момент обследования;
• уровень достигнутого физического и психического развития и степень его гармоничности;
• степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям;
• особенности функционирования основных физиологических систем организма.
В настоящее время на основании полученных в последние годы данных о состоянии здоровья детей, его особенностях, сведений о течении заболеваний, а также расширившихся диагностических возможностей определили необходимость внесения определенных изменений и дополнений в существующую методику. В соответствии с Приказом МЗ РФ от 30.12.2003 г. № 621 «О комплексной проверке состояния здоровья детей» не только обращают внимание на отсутствие или наличие заболеваний, но и определяют их донозологические и преморбидные формы.
В соответствии с изложенными критериями здоровья и методологическим подходом к их выявлению дети в зависимости от состояния здоровья могут быть отнесены к следующим группам здоровья:
1-я группа— здоровые дети, имеющие нормальное физическое и психическое развитие, не имеющие анатомических дефектов, функциональных и морфофункциональных отклонений.
Исследования НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ГУ НЦЗД РАМН показали, что наполняемость этой группы здоровья в Российской Федерации не превышает 10 %, а в некоторых регионах страны составляет лишь 3-6 %, что, несомненно, говорит о санитарно-эпидемиологическом неблагополучии в стране.
2-я группа— здоровые, но имеющие функциональные и некоторые морфологические отклонения.
Следует отметить, что за последние 10 лет во всех возрастных группах произошел стремительный рост (в 1,5 раза) числа функциональных нарушений и наполняемость этой группы здоровья возросла в среднем с 20 до 35 %.
3-я группа— больные хроническими заболеваниями в состоянии компенсации со сниженными функциональными возможностями организма.
В РФ отмечается стойкая тенденция к росту числа хронических заболеваний среди детей и подростков. Наполняемость 3-й группы здоровья возрастает у детей в дошкольном возрасте и становится сильно выраженной в школьном возрасте, достигая 70 %.
4-я группа— больные хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации со сниженными функциональными возможностями.
5-я группа— больные хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации со значительно сниженными функциональными возможностями организма, дети-инвалиды.
Дети 5-й группы, как правило, не посещают детские учреждения, поэтому они часто не охвачены массовыми профилактическими медицинскими осмотрами.
Предложенная классификация групп здоровья обращает внимание школьных врачей на детей 2-й группы. Имеющиеся у них незначительные функциональные отклонения в состоянии здоровья приводят к ошибкам в постановке диагноза, им не уделяется достаточного внимания. Вместе с тем неправильно дозированная учебная и физическая нагрузка может привести к перенапряжению функциональных систем организма и развитию патологического состояния.
Для определения группы здоровья детей врачу необходимо:
• Установить наличие или отсутствие хронического заболевания. При этом оценка состояния здоровья проводится на момент обследования. Острые заболевания, прошлые болезни, если они не приобрели хроническую форму, стадия реконвалесценции, вероятность возникновения заболевания, обусловленного наследственностью или условиями жизни, не учитываются. Наличие или отсутствие заболеваний определяется при врачебном осмотре с участием специалистов. Группу здоровья определяет по своей специальности каждый участвующий в осмотре врач, окончательную оценку состояния здоровья на основании заключения специалистов дают педиатр, школьный врач. Оценка состояния здоровья при нескольких заболеваниях у обследуемого проводится по самому тяжелому из них. При одном и том же заболевании дети могут быть отнесены к разным группам в зависимости от тяжести заболевания и функциональных возможностей. Так, ко 2-й группе здоровья относят детей:
— с функциональными и морфологическими изменениями;
— с общей задержкой физического развития без эндокринной патологии;
— со значительным дефицитом или избытком массы тела;
— часто (4 раза и более в год) или длительно (более 25 календарных дней по одному заболеванию) болеющих;
— с функциональным шумом в сердце, тахикардией, экстрасистолией, пониженным артериальным давлением;
— с кариесом 6-8 зубов;
— с доброкачественной протеинурией;
— с увеличением щитовидной железы I-II степени;
— с аллергическими реакциями;
— с миопией слабой степени;
— с гипертрофией миндалин II степени;
— с плоскостопием I степени;
— с пониженным уровнем гемоглобина.
Выделение 3-й и 4-й групп здоровья детей проводят в зависимости от выраженности патологического процесса с учетом функциональных возможностей.
Отличительным и разграничительным признаком отнесения детей к 3-й или 4-й группе является распространение патологического процесса на другие органы и системы при тяжести заболевания, характерной для 3-й группы здоровья.
• Определить функциональное состояние организма при медицинском осмотре по систолическому и диастолическому артериальному давлению, частоте сердечных сокращений, жизненной емкости легких и показателям кистевой динамометрии — мышечной силы рук.
• Определить биологический возраст и гармоничность развития по региональным стандартам физического развития детей.
• Оценить сопротивляемость организма по подверженности заболеваниям — числу острых заболеваний (включая обострение хронических) в течение года, предшествующего осмотру.
Выявленные хронические заболевания, отклонения в функциональном состоянии органов и систем, установленный уровень физического развития сравнивают с оценочными таблицами групп здоровья и на основании этого относят ребенка к той или иной группе здоровья. В дальнейшем школьный врач осуществляет разработку индивидуальных оздоровительных мероприятий в отношении обследованного ребенка.
Основным методом, позволяющим получить показатели, на основании которых дается комплексная оценка состояния здоровья, является профилактический медицинский осмотр. Предусмотрены следующие сроки проведения осмотров: 3 года (перед поступлением в дошкольное общеобразовательное учреждение); 5 лет; 6 (7) лет; 7 (8) лет (по окончании 1-го класса школы); 10 лет (при переходе на предметное обучение); 12 лет; 14-15 лет.
Для оценки здоровья детей используют три группы показателей:
• Медицинские — заболеваемость по обращаемости, индекс здоровья, число часто болеющих детей, общая и детская смертность, физическое развитие, инвалидность.
• Социального благополучия — демографическая ситуация, показатели факторов окружающей среды, образ жизни, уровень медицинского обслуживания.
• Психического благополучия — заболеваемость психическими заболеваниями, частота невротических состояний и психопатий и др.
Дата добавления: 2015-01-29 ; просмотров: 14 ; Нарушение авторских прав
Источник
Здоровье и физическое развитие детей
Нестерова И.А. Здоровье и физическое развитие детей // Энциклопедия Нестеровых
Рассмотрим взаимосвязь здоровья и физического развития детей, которое является одним из ключевых показателей здоровья ребенка. Обоснована необходимость регулярной оценки уровня физического развития ребенка с целью преодоления возможных заболеваний на ранних этапах их возникновения.
Значение физического развития детей
Здоровье и физическое развитие находятся в тесной взаимосвязи. У детей с имеющимися нарушениями здоровья – замедлено или значительно ухудшено физическое развитие. Физическое развитие детей представляется в совокупности морфологических и функциональных признаков организма в их взаимосвязи в детском возрасте. Оно неразрывно связано с воспитанием тяги к здоровому образу жизни.
Проблема здоровья и физического развития детей широко изучена в медицине. Еще в XIX веке русские ученые Ф. Ф. Эрисман и Н. В. Зак установили, что физическое развитие детей и подростков из привилегированных кругов значительно выше по сравнению со сверстниками из семей малообеспеченных.
В период советской власти о здоровье и физическом развитии детей писали такие ученые как: А. Н. Антонова, М. Д. Большакова, М. А. Минкевич, Е. П. Стромская, Л. А. Сысин, Л. Л. Рохлин, В. О. Мочан и др. В настоящее время проблемам детского развития и здоровья большое внимание уделено в трудах таких специалистов как: В. В. Голубев, А.А. Баранов, Н.В. ЕжоваН.П., Шабалови др. [7]
Показатели физического развития детей
Здоровье и физическое развитие детей зависит от того, в какой физической форме и как часто занимается спортом ребенок. Важную роль в оценке здоровья детей выполняют показатели физического развития детей.
Под физическим развитием детей понимают совокупность морфологических и функциональных признаков организма таких как:
рост,
вес,
окружность грудной клетки,
емкость легких,
мышечная сила рук и т. д.
Физическое развитие и ребенка и взрослого напрямую связано с деятельностью систем организма:
сердечно-сосудистой,
дыхательной,
пищеварительной,
опорно-двигательной и др.
Состояние вышеперечисленных систем является показателем физического развития ребенка. Установлено, что, от того, как развит ребенок физически зависит устойчивость организма к неблагоприятным воздействиям среды, сопротивляемость болезням. Таким образом, физическое развитие и здоровье ребенка взаимосвязаны и влияют друг на друга.
Многие ученые-валеологи отмечают, что физическое развитие как категория здоровья, напрямую связано с состоянием сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной, опорно-двигательной и других систем. Это неоспоримо. Однако, нельзя забывать, что от уровня физического развития зависит устойчивость организма к неблагоприятным воздействиям среды, сопротивляемость болезням и соответственно состояние внутренних органов.
Физическое развитие и здоровье ребенка взаимосвязаны и влияют друг на друга. Физическое развитие отражает процессы роста и развития организма и является одним из важнейших показателей здоровья детей.
В настоящее время все больше и больше говорят об акселерации детского организма. Она оказывает непредсказуемое воздействие на здоровье и физическое развитие детей. Акселерация – это ускоренные темпы развития называются организма. В науке уживаются не одна теория акселерации. Считается, что это – результат общей тенденции в биологии современного человека, возникшей под влиянием научно-технического прогресса. Это изменение питания, увеличение активности Солнца, изменение климатических условий, урбанизация, нарушения генетической изоляции (межнациональные браки), излучение бытовой техники и т.п.[4]
Показателями физического развития ребенка чаще всего считаются рост и вес. Они оцениваются путем сравнения величины его роста с нормами, представленными в стандартных таблицах. Такие таблицы периодически составляют на основании массовых обследований детей в определенных регионах, имеющих свои географические, социальные и экономические особенности [6].
Для детского организма характерен быстрый рост и непрерывное развитие. По мнению Н.В. Ежовой[2] в медицинской науке различают ряд периодов детского развития, которые отражены на рисунке ниже.
Периоды жизни ребенка
На физическое развитие ребёнка оказывают влияние множество факторов:
Наследственность, в которой большую роль играют не только гены родителей, но и расовая принадлежность и гены многих поколений предков.
Питание ребёнка, которое обеспечивает физиологические потребности организма. Несбалансированное питание часто приводит к дефициту или избытку определённых веществ, развитию различных заболеваний.
Условия окружающей среды и уход за ребёнком.
Наследственные болезни, наличие некоторых хронических заболеваний, перенесённые тяжелые травмы или инфекционные болезни.
Правильно распределённая физическая нагрузка, двигательная активность ребёнка, его психологическое и эмоциональное состояние [].
Чаще всего рост организма заканчивается к 16 – 18 годам [6].
Физическое развитие – процесс, строго подчинённый определённым биологическим законам.
Один из важнейших законов физического развития детей – чем меньше возраст, тем активнее происходят процессы роста. Исходя из этого, можно утверждать, что самым активным образом организм растетт внутриутробно. За 9 месяцев организм малыша растёт от нескольких клеток до размеров в среднем 49 – 54 см роста и 2,7 – 4 кг веса. За первый месяц жизни ребёнок вырастает примерно на 3 см и прибавляет массу 700 – 1000 г. В среднем к концу первого года ребёнок весит около 10 кг и имеет рост 73 – 76 см. С увеличением возраста уменьшаются прибавки в физическом развитии ребёнка [4].
Другой немаловажный закон роста детского организма – это смена периодов вытяжения и округления. Периоды так называемого вытяжения сменяются периодами округления – каждый период длится около 1,5 – 3 лет. Наиболее ярко выражены периоды округления в возрасте 3 – 5 лет, а периоды вытяжения – в подростковом возрасте [7].
Контроль за показателями физического развития ребенка необходим на каждом этапе развития. Необходимо помнить, что любое заболевание отражается на физическом развитии ребенка, нарушая его.
Оценка физического развития ребенка
Для выявления показателей здоровья и физического развитие детей проводят анализ показателей и расчеты, на выявление различных индексов.
Оценку физического развития проводят путем сравнения индивидуальных показателей ребенка с нормативными. Первым (базовым), а во многих случаях единственным методом оценки физического развития ребенка является проведение антропометрических исследований и оценка полученных данных. При этом используют два основных метода представленных на рисунке.
Методы оценки физического развития детей
Рассмотрим каждый метод оценки здоровья и физического развития детей по отдельности.
Метод ориентировочных расчетов основывается на знании основных закономерностей увеличения массы и длины тела, обводов грудной клетки и головы. Соответствующие нормативные показатели можно рассчитать для ребенка любого возраста. Допустимый интервал отклонений фактических данных от расчетных составляет ± 7% для средних показателей физического развития. Метод дает лишь приблизительную картину о физическом развитии детей и используется педиатрами, как правило, в случае оказания медицинской помощи детям на дому.
Метод антропометрических стандартов является более точным, поскольку индивидуальные антропометрические величины сравнивают с нормативными по возрасту и полу ребенка. Регионарные таблицы стандартов могут быть двух типов:
При использовании таблиц, составленных по методу сигмальных стандартов, сравнение фактических показателей проводится со средней арифметической величиной (М) для данного признака того же возрастно-половой группы, что и у ребенка, которую мы наблюдаем. Полученную разницу выражают в сигма (δ – среднее квадратическое отклонение), определяя степень отклонения индивидуальных данных от их средней величины.
Результаты оцениваются следующим образом: при среднем физическом развитии индивидуальные значения отличаются от возрастных стандартов (М) не более чем на одну сигму в ту или другую сторону.
В зависимости от размеров сигмальных отклонений выделяют 5 групп физического развития. Они представлены на рисунке ниже [3].
Группы физического развития в соответствии с размерами сигмальных отклонений[3].
Рассмотрим пример: Средний рост мальчиков 10-летнего возраста равен 137 см, среднее квадратическое отклонение – 5,2 см, тогда школьник этого возраста, имеющий рост 142 см, получит оценку роста в долях сигмы, равную
142 – 137 / 5,2 = 0,96,
т. е. рост школьника находится в пределах М + 1σ и оценивается как средний, нормальный рост.
Итоговые данные, получаемые по каждому признаку физического развития, в сигмальном выражении могут быть наглядно представлены в виде так называемого антропометрического профиля, который выполняется графически и показывает отличия телосложения данного человека от других лиц. Этот способ широко применяется при динамическом медицинском наблюдении за физическим развитием детей, спортсменов, военнослужащих и других групп населения.
При использовании таблиц, составленных по методу центильних стандартов, необходимо определить центильний интервал, которому соответствует фактическая величина признака, учитывая возраст и пол пациента, и дать оценку. Метод не математизированных и поэтому лучше характеризует вариационные ряды в биологии и в частности в медицине. Он прост в использовании, не требует расчетов, в полной мере позволяет оценить взаимосвязь между различными антропометрическими показателями и поэтому широко используется в мире [7].
В настоящее время, зная пол, возраст ребенка и определив антропометрические характеристики, можно выяснить степень отклонения его физического развития.
Центиль – определенная доля или процент соответствующего признака у детей в зависимости от возраста и пола. Это – количественный показатель физиологических границ данного признака [1].
За средние, или условно нормальные, величины принимаются значения в интервале 25-75 центилей (50% всех детей). Интервал от 10 до 25 центилей характеризует область величин ниже среднего, от 3 до 10 центилей – низких, ниже 3 центилей – очень низких и наоборот, интервал от 75 до 90 центилей – область величин выше среднего, от 90 до 97 центилей – высоких, выше 97 центилей – очень высоких. Выше 75 и ниже 25 центилей лежат пограничные зоны количественных характеристик длины и массы тела, требующие осторожности при оценке риска серьезных отклонений.
Показатели, лежащие за пределами 97-го и 3-го центилей, отражают явную патологию или заболевание.
Каждый результат, полученный при измерении длины или массы тела, может быть помещен в соответствующую область, или «коридор», центильной шкалы, что позволяет оценить физическое развитие ребенка: среднее, выше среднего, высокое, очень высокое, ниже среднего, низкое и очень низкое. Если разность «коридоров» между любыми 2 из 3 показателей не превышает 1, можно говорить о гармоничном развитии. Если эта разность составляет 2 «коридора», развитие следует считать негармоничным, а при 3 и более – дисгармоничным, т.е. свидетельством явного неблагополучия.
При наблюдении и измерении ребёнка педиатр даёт заключение по физическому развитию и рекомендации в случае отклонения от нормы.
Но для адекватной оценки и своевременного корректирования именно вашего ребёнка врач должен быть ознакомлен:
с предыдущим развитием ребёнка,
с перенесёнными заболеваниями,
с наличиями особенностей ребёнка.
Родители должны четко отслеживать физическое развитие ребенка совместно с педиатром. Это необходимо для того, чтобы вовремя предотвратить развитие заболеваний, таких как эндокринные, болезни обмена веществ, болезни сердечно-сосудистой системы и т.д.
Оценка физического развития ребенка происходит в строго регламентированные периоды указанные ниже.
Итак, контроль за физическим развитием ребенка и его оценка крайне важны в современных крайне сложных экологических условиях. Так же нужно подчеркнуть тот факт, что физическое развитие и здоровье ребенка – взаимосвязанные показатели. У здоровых детей адекватные показатели физического развития. Если же у ребенка имеются какие либо заболевания, то они ухудшают показатели физического развития.
Постоянное наблюдение за физическим развитием детей необходимо, оно позволяет выявить на ранних стадиях многие заболевания, ещё до начала жалоб на здоровье ребёнком или его родителями.
Голубев В.В.Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста – М.: Издательский центр «Академия», 2011
Ежова Н.В. Педиатрия – Мн.: Высшая школа, 1999
Жидкова О.И.Медицинская статистика: конспект лекций – М.: Эксмо, 2011
Запруднов А. М., Григорьев К. И. Педиатрия с детскими. – М.: ГЭОТАР- Медиа, 2011
Педиатрия. Национальное руководство. Краткое издание / Под ред. А. А. Баранова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014.
Пищаева М.В. Денисова С.В. Маслова В.Ю.. Основы педиатрии и гигиены детей раннего и дошкольного возраста – Арзамас: АГПИ, 2006.