Меню

Основные отклонения состояния здоровья

Медицинские интернет-конференции

Резюме

Статья посвящена исследованию оппозиции норма/патология применительно к языковому выражению особенностей функционирования организма человека. В центре внимания — положительные и отрицательные номинации, характеризующие здоровье/нездоровье и расположенные на двух флангах единой градационной цепочки показателей самочувствия человека.

Ключевые слова

Статья

Норма и патология: к вопросу репрезентации здорового и болезненного

состояния человека

ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. Разумовского Минздрава РФ

Кафедра русской и классической филологии

Понятие нормы относится практически ко всем аспектам картины мира: естественным родам, выведенным культурам, артефактам, природным или социальным явлениям, поведению людей в быту и в профессиональной деятельности. Понятие нормы широко используется в языке медицины, изучающей организм человека и механизмы его функционирования.

В этой связи норму можно рассматривать как оппозицию норма/система и норма/аномалия. Это обусловлено семантикой слова «норма»: 1) норма как образец, стандарт, эталон; 2) норма как общепринятый естественный порядок организации, распространенный обычай.

Между нормой-эталоном и нормой — усредненным стандартом существуют существенные различия: первая задаётся теоретически, к ней следует только стремиться, вторая выводится из среднестатистических показателей реальной действительности. Эталонная норма носит умозрительный, абстрактный характер. Стандартная норма, напротив, четко прописана и ограничена конкретными рамками.

Большое значение имеет данное противопоставление и функционирования организма человека и протекания в нем различных процессов. В этой связи можно наблюдать движение от нормы-эталона к норме-предписанию и наоборот.

Сближению нормы-эталона и нормы-стандарта способствуют положительный генетический фонд, благоприятные экологические, социальные и профессиональные условия, высокий уровень жизни, комфортный быт, возможность получения своевременной и качественной врачебной и профилактической помощи.

Наличие нормы — эталона остается важным типологическим ориентиром, а наличие стандартной нормы — показателем относительно здорового состояния организма.

В аспекте норма/аномалия (норма/патология) на норму следует смотреть как на центральную и наиболее важную точку отсчета нормального (естественного) функционирования организма, по отношению к которой выстраивается цепочка показателей здоровья/нездоровья человека:

меньше нормы ← норма (соответствующий норме) →больше нормы.

Для центральной части цепочки (зоны нормы) характерно понятие «точка отсчета», которое является универсальным. В каждом социуме и у каждого индивида данного социума существует представление о нормальном порядке вещей, об «усередненной ситуации» в той или иной сфере деятельности. В нашем случае это «усередненное состояние работы человеческого организма». «Точка отсчета» — грань, переходя которую тот или иной предмет (человек) или явление (болезнь, заболевание) попадает в понимание людей в разряд плохих, нетипичных, вредных, опасных или наоборот — удовлетворительных, нормальных, хороших, очень хороших, отменных, прекрасных, положительно отличительных. Точка отсчета в медицине совпадает с точкой отсчета, принятой и в данном социуме, и в данной профессии.

В понятии нормы выделяют три компонента: 1) отношение к заведенному порядку вещей, 2) отношение к понятию должного (деонтологические нормы). 3) отношение к системе ценностей.

Точка отсчета в большинстве случаев языкового выражения не получает. В срединной части цепочки окажутся лишь немногие номинации, такие, как нормальный, обычный, средний, стандартный,в пределах нормы, в норме, близко к норме, имеющие конкретную область приложения к психофизическому состоянию человека. Стандарт (норматив) воспринимается как закон, предписание и не вызывает особого интереса и эмоций, т.е. срединная часть цепочки словесно представлена сравнительно бедно. Нормальное здоровье (естественное состояние человеческого организма) можно сравнить с аксиомой -т.е. с теоремой, которую не требуется доказать. Здоровый человек ни на что не жалуется, не разговаривает на темы, связанные с болезнями, не любит общаться с больными, заранее не задумывается о том, что его здоровье может пошатнуться, расстроиться, ухудшиться, что возможны ситуации, когда придется говорить о потере трудоспособности, о полной неподвижности, о необходимости оказания тяжелобольному ежедневного специального ухода.

Читайте также:  Кто охраняет наше здоровье

Больной человек психологически перестраивается. Он, напротив, обеспокоен либо возникшим общим непривычным состоянием организма, либо появившейся болью в какой-либо области тела, всяческими попытками устранить нарастающий дискомфорт,

боль. Прежде всего, больного волнует нарушение привычного уклада жизни, возникшая временная нетрудоспособность, боязнь обращения к врачам, неосведомленность о своем диагнозе, ожидание назначения курса лечения, длительность этого курса и материальные затраты, необходимые для эффективного восстановления организма. Человек ищет причины болезней и не задумывается над тем, почему он здоров. Существует группа пациентов, которая ну занимается профилактикой, не любит обращаться к врачам, порой затягивая лечение весьма опасных заболеваний.

Весь возможный спектр отклонений от нормы в языке будет сосредоточен не в центре, а по двум флангам градационной цепочки. Например: ничтожно малый -миниатюрный — крошечный — малюсенький — маленькийнормальный большой — большущий — громадный — огромный — гигантский — грандиозный -колоссальный — неимоверный.

Употребление оценочных определений продиктовано отношением «норма — не норма

(отклонение от нормы)».

Концепт «Здоровье» в русском языке имеет ряд значений. 1) нормальное состояние организма, при котором правильно действуют все его органы (Вредно для здоровья. Забота о здоровье. Укреплять здоровье. Потерять здоровье. Поднять тост за чьё-либо здоровье. Здоровье детей. 2) Самочувствие, то или иное состояние организма (Жаловаться ни здоровье. Слабое здоровье. Могучее здоровье. Спросить о здоровье детей. Состояние здоровья. О Ваше здоровье! За Ваше здоровье!).

Здоровье в русском языке имеет как положительные, так и отрицательные характеристики: 1) сильное здоровье, хорошее здоровье, стабильное здоровье, прекрасное здоровье. превосходное здоровье, завидное здоровье, отменное здоровье, невиданное здоровье, богатырское здоровье, здоров как бык: 2) слабое здоровье. нестабильное здоровье, подорванное здоровье, никудышное здоровье,

Здоровье вступает в оппозицию здоровье/болезнь (Без болезни и здоровью не рад. Психиатрия не является ни здоровьем, ни болезнью) и здоровье/нездоровье (Он жаловался на нездоровье. Она ушла с работы из-за нездоровья. Ему не хотелось даже быть здоровым, потому что исчезало само представление о здоровье, да и о нездоровье тоже. Здоровому и нездоровье здорово, а нездоровому и здоровье нездорово.

Анализ оценок относящихся к психофизическим параметрам человека позволяет обнаружить вариативность понятия нормы. Выделяются следующие виды норм: видовая норма, норма пропорции, норма ожидания и ситуативная норма (норма пригодности).

Несоответствие по размеру может быть определено и через аппозицию перебор/ недобор. Норма и аномалия не разделены глухой стеной. Если рассматривать понятие «нормы» безотносительно к характеру отклонений, то оно варьируется по следующим основным признакам: 1) возможность/невозможность отклонений (абсолютность/относительность норм), 2) социальность/естественность («рукотворные»/«нерукотворные» нормы), 3) позитивность/негативность (рекомендательные/запретительные правила), 4) растяжимость (вариативность) /стандартность (среднестатистические/точные нормы), 5) диахронность/синхронность (закономерность развития/правила функционирования), 6) престижность / непрестижность (для социальных норм).

В русском языке самым употребительным словом, подчеркивающим патологические изменения в состоянии здоровья является прилагательное «болезненный».

Причем, оно употребляется как при появлении самых первых едва заметных признаков ухудшения состояния здоровья человека, так и при констатации запущенных, хронических, многолетних патологий. Приведем примеры: 1) У Вас болезненный вид. У нее появился болезненный румянец. У Ивана Ивановича болезненное выражение лица. 2) У Петровых болезненный ребенок. Он болезненный с рождения. Болезненным он стал после операции. Болезненным он себя считает с пятидесяти лет.

В речи часто встречаются краткие прилагательные: болезнен, болезненна, болезненно, болезненны, а также наречие «болезненно».

Слово «болезненный» относится к русскому литературному языку, в живой разговорной речи в связи с заболеваниями человека достаточно часто используются другие прилагательные: Слабый ребенок: Немощный старик: Хилое здоровье; Слабосильный подросток; Новобранец был хилого телосложения. Более низкую частоту использования имеют выражения «плохо растет», «слабо развивается», «чахлый» (обычно о растениях, реже — о человеке).

Читайте также:  Рецепты долголетия здоровья кэмпбелл

Специалист в области лечебного дела профессионально вынужден воспринимать реальный мир по линии «врач-пациент» и, прежде всего, замечать не плюсы, а минусы в состоянии здоровья человека, хорошо разбираться в малейших отклонениях от нормы и

подвергать анализу любые патологические явления. Аномалии как любое нарушение или малейший сбой в работе организма могут проявляться по-разному: 1) неожиданно возникшие и вяло текущие, 2) временные и постоянные, 3) статичные и динамичные, 4) ярко выраженные и едва проступающие, 5) дискомфортные и опасные, 6) легко поддающиеся лечению и требующие длительного лечения. 7) излечимые и смертельные. Любой сбой в нормальном состоянии организма заставляет врача думать и действовать, так как речь идет о самом ценном — жизни и здоровье человека.

Специалист в области лечебного дела никогда не выступает в роли простого наблюдателя. Он со всей профессиональной ответственностью дает оценку общей ситуации и состоянию здоровья конкретного человека. В медицинском дискурсе распространенной является оценка по трем основаниям: 1) типичный/нетипичный; 2) важный/неважный; 3) хорошо/плохо. Все эти оценочные основания находят отражение в оказании своевременной эффективной помощи больному.

Источник

Основные отклонения состояния здоровья

Автор: Ибатуллина Елена Тихоновна

Организация: МБУ «СШ Барс» ЗМР РТ

Населенный пункт: Республика Татарстан, г. Заинск

В подростковом возрасте происходит интенсивное развитие организма, которое чутко способствует повышению успеваемости в школе. реагирует на благоприятные факторы для здоровья так и неблагоприятные факторы (на занятиях физической культурой). Регулярные занятия спортом и физическими упражнениями в сочетании с четкими соблюдениями режима дня являются надежным профилактическим средством против травм и многих заболеваний (сердечнососудистая система, опорно-двигательный аппарат), способствуют мобилизации жизненно-важных функций организма, двигательных способностей (выносливости, силы, ловкости, гибкости, быстроты), воспитанию силы воли, энергичности, собранности, уверенности в себе. Правильно организованный режим

Физические упражнения являются действенным средством предупреждения нарушений осанки: сутулость, асимметрия плеч и лопаток, а так же сколиозов (заболевание позвоночника, вызванные слабостью мышц спины и длительным пребыванием тела в физиологически неудобных положениях). Слабость мышц спины, неправильная осанка способствуют раннему появлению остеохондроза, неблагоприятному положению внутренних органов грудной и брюшной полости (снижается функции). У школьников с нарушением осанки, как правило, ослаблены опорно-двигательный аппарат и мышцы, не эластичные связки, снижены амортизационные способности нижних конечностей и что особенно важно для позвоночника. У таких детей очень высока степень риска получить тяжелые травмы при прыжках в длину, высоту, упражнения на снарядах и т.д.

При правильной осанке позвоночник имеет физиологические изгибы лордоза (изгиб вперед) и кифоза (изгиб назад) в грудном и крестцовом отделах. При осмотре со спины позвоночник в норме должен быть прямым. Даже незаметное искривление следует расценивать как отклонение от нормы.

Читайте также:  Физический ущерб здоровью что это

Школьникам с выраженными нарушениями осанки не рекомендуется заниматься теми видами спорта, которые оказывают большую нагрузку на позвоночник: легкая атлетика, прыжки, акробатика, гимнастика. Дополнительные нагрузки рекомендуется чередовать с интенсивными физкультминутками. Учителя и родители должны следить за тем, чтобы учителя не горбились, не опускали голову во время работы за партой, старались держать спину прямо, чтобы не выпирали лопатки. Правильную осанку необходимо и сохранять дома, сидя за столом во время еды, во время выполнения домашних заданий.

Детям с нарушениями осанки полезно спать на ровной и жесткой постели на спине или животе. Отдыхать в течение дня — лежа, чтобы не создавать нагрузку на позвоночник. Рекомендуется специальные физические упражнения, массаж, плавание.

На формирование неправильной осанки большое влияние оказывает состояние нижних конечностей, в частности плоскостопие. Уплощение свода стопы (продольного или поперечного) вызывает болезненные симптомы: быстрая утомляемость и боли в ногах при ходьбе и стоянии. Плоскостопие встречается у школьников чрезвычайно часто. Для предупреждения развития плоскостопия у школьников надо соблюдать следующие профилактические меры:

  1. Не носить тесную обувь, обувь на высоком каблуке, на плоской подошве. Оптимальная высота каблучка 3-4 см.
  2. Для уменьшения деформации свода стопы пользоваться супинаторами.
  3. Выполнять общеразвивающие и специальные упражнения на нижние конечности.

Доказано, что между избыточной массой тела и показателями заболеваемости и смертности существует прямая зависимость. Отклонения в состоянии здоровья, вызванные неправильным питанием, являются основной причиной многих патологических заболеваний: сердечнососудистых, тяжелые формы нарушения обмена веществ, сахарного диабета, гипертонии, ожирение печени. Эти заболевания врачи называют «Спутниками ожирения».

Ожирение является одним из факторов риска получения травм. Сотрясение мозга, переломы костей — часто регистрируются у школьников с избыточной массой тела, при случайном падение в спортивной зале, на беговой дорожке. Это объясняется тем, что у этих школьников нарушена координация движений, не прочные связки. Кроме возможных болезней, избыток массы тела приводит к перегрузке и изнашиванию организма: сердечнососудистая система, суставы. Возникает возможность варикозного расширения вен, тромбозам, затрудненному дыханию, образованию грыж. Ожирение – это следствие нарушения обмена веществ с образованием избыточной массы тела за счет накопления жира. Родителям, учителям, медицинским работникам нужно строго следить за массой тела школьников, предрасположенных к ожирению.

Физическая культура и спорт несут большое значение в жизнедеятельности человека. Именно в детском возрасте развиваются двигательные навыки, так необходимые для здорового развития. Семья и школа должны быть едины во взглядах и действиях, направленных на профилактику и коррекцию отклонений в физическом развитии школьников. И родители и учителя должны поощрять физкультурную самодеятельность детей, заботится о всестороннем развитии детей, повышении спортивного мастерства. Важно чтобы родители были примером для детей, участвовали во всех мероприятиях физкультурной направленности. Дети должны получать удовольствие от того чем они занимаются, дать им возможность определить чего они хотят, лишь немного направив их. Школьнику дается возможность почувствовать себя весело, свободно, расковано, без заторможенности, без болезней. В этих условиях крепнет тело, растет взаимная симпатия и приобретается первый социальный жизненный опыт.

Источник

Adblock
detector