Роль учителя в укреплении здоровья школьников
Уровень цивилизованности и богатства государства будет определяться уровнем богатства и здоровья его граждан. (М.Е.Николаев)
Здоровье — важнейший фактор работоспособности и гармонического развития человеческого, а особенно детского организма. Понятие здоровья в настоящее время рассматривается не только как отсутствие заболевания, болезненного состояния, физического дефекта, но и состояние полного физического, душевного и социального благополучия.
По данным статистики в последние годы происходит резкое ухудшение здоровья детей: увеличение числа хронических заболеваний, сокращение числа здоровых выпускников по окончании школы. Все это заставляет не только задуматься, но и бить тревогу, поскольку через школу проходит все население и на этом этапе социализации личности формируется индивидуальное здоровье детей и всего общества. Малоподвижный образ жизни, перегрузка учебного процесса многими дисциплинами, несбалансированное питание, отсутствие здорового образа жизни во многих семьях, неблагополучная экологическая ситуация являются главными причинами этого.
Ученые отмечают, что первый скачок в увеличении числа детей, страдающих хроническими заболеваниями, происходит в возрасте 7-10 лет. В этом возрасте они чаще подвержены болезням органов дыхания, расстройства обмена веществ, нарушению осанки.
На состояние здоровья ребенка влияют многие факторы. Вот некоторые из них: семейные условия жизни и воспитания, биологические факторы: наследственность, состояние здоровья матери во время беременности, чистота воздуха, воды, почвы и.т.д.
Состояние здоровья учащихся младших классов во многом зависит от уровня медицинского обслуживания: от того, как поставлено выявление предболезненного состояния или болезни на самых ранних стадиях, своевременное лечение, меры по предупреждению заболевания. Огромное значение имеет оздоровительная работа, целенаправленное физическое воспитание (вовлечение всех детей в лыжные прогулки, занятия бегом, туристические походы) закаливание, рациональное общественное питание школьников. Проблема воспитания здорового школьника — проблема общегосударственная, комплексная и наша задача выделить из нее конкретные вопросы, решение которых посильно учителю и в решении которых сам учитель кровно заинтересован. В этой связи уместно привести слова замечательного педагога В.А.Сухомлинского: “Опыт убедил нас в том, что примерно у 85% всех неуспевающих учеников главная причина отставания в учебе — плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание, чаще всего совершенно незаметное и поддающееся излечению только совместными усилиями матери, отца, врача и учителя”. Учителям начальной школы доверены дети того возраста, когда формируется гармонически развитая личность. Упущенное в дошкольном возрасте еще можно исправить в младших классах, но упущенное в начальной школе исправить труднее. Роль учителя здесь особенно велика. “Учитель многое может, и если все, что он может сделать для укрепления здоровья школьников, он осуществляет, дети вырастут такими, какими мы все хотим их видеть — хорошими, умными и здоровыми”. Так высоко оценивает роль учителя известный советский гигиенист профессор С.М.Громбах.
Что же конкретно может сделать учитель начальных классов? Во-первых, гигиенически правильно организовать сам педагогический процесс — это своевременная смена статического напряжения при письме и чтении — физкультпауза, активный отдых на переменах, отдых для глаз. Смена различных видов учебной деятельности школьников, её активизация, умелое использование наглядных средств обучения с учетом требований гигиены — все это способствует положительным эмоциям учащихся. Положительные эмоции облегчают усвоение материала, что в свою очередь уменьшает утомление, стимулирует высшую нервную деятельность ребенка, улучшает психологический климат в классе, предупреждает невротические реакции детей, особенно первоклассников в период их адаптации к школьной жизни. Меры эти непосредственно связаны с педагогическим мастерством учителя. Учитель, опираясь на свои знания в области психологии, медицины, гигиены, осуществляет индивидуальный подход к обучению и воспитанию детей, условия их быта, имея необходимые гигиенические знания, учитель может и должен быть основным “воспитателем здоровья” ребенка.
Во-вторых, учитель принимает посильное участие в обеспечении отвечающего гигиеническим требованиям естественного и искусственного освещения, температурного режима в классе и других факторов внешней среды.
В-третьих, зная индивидуальные особенности детей, постоянно общаясь с ними, учитель может своевременно обнаружить начальные признаки заболевания (вялость или повышенную возбудимость, изменение цвета лица, частый кашель, ухудшение слуха или зрения и.т.п.) и информировать об этом медицинского работника, что содействует раннему и более успешному лечению ребенка.
В-четвертых, учитель оказывает неоценимую помощь медицинским работникам в проведении медосмотров, профилактических мероприятий в контроле над лечением детей, страдающих хроническими заболеваниями и др.
В “Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы” сказано: “Необходимо, чтобы каждый школьник овладел минимумом знаний в области гигиены и медицины, смолоду знал свой организм и умел поддерживать его в порядке”. Все учащиеся в соответствии с возрастом, с соблюдением норм и требований гигиены и охраны здоровья должны участвовать в уборке классов и кабинетов, следить за чистотой и благоустройством школьных дворов, спортивных площадок и т.д.” Участие детей в посильных работах по самообслуживанию важно и с воспитательной точки зрения, оно способствует формированию не только своего здоровья, но и здоровья друзей, класса и семьи.
Учащиеся значительную часть времени проводят дома и чтобы не возникло “воспитательных ножниц” между требованиями школы и семьи, необходим самый тесный контакт с семьей, гигиеническое воспитание родителей.
В 1997 году я начала учить второклассников. В классе было 16 школьников. Из них практически здоровых детей было всего только шесть. И когда они учились в начальных классах, часто болели, пропускали уроки. Из-за этого успеваемость в классе была 70-80%. После первого выпуска в 1999 г. приняла новых первоклассников. В первый класс поступило 13 детей и вместе с ними стали учиться трое учащихся, оставшихся на второй год обучения. По заключению осеннего медосмотра практически здоровых было восемь. Исходя из прошлого опыта с первых же дней учебы вместе с родителями составили план совместной работы по воспитанию здорового ребенка (см. приложение).
Во внеклассной работе даются полезные рекомендации родителям, как сделать воспитание здорового ребенка более радостным с помощью игр, упражнений и движений. Доказано, что подвижные игры и физические упражнения оказывают значительное влияние на нормальный рост и развитие ребенка, на развитие всех органов и тканей, а если эти занятия проводятся на свежем воздухе — то и закаливают организм. Правильно проводимые физические упражнения способствуют развитию таких положительных качеств, как самостоятельность и самообладание, внимание и умение сосредотачиваться, находчивость и мужество, выносливость и пр.
В классах можно показать и проводить совместно с родителями и учениками физические упражнения, подвижные игры, беседы о здоровье. Наукой доказано, что совместные занятия родителей с ребенком являются источником радости, обогащают и оздоравливают семейную жизнь.
Совместные занятия приносят следующие положительные результаты:
— пробуждают у родителей интерес к уровню “двигательной зрелости” детей и способствуют развитию у детей физических данных в соответствии с возрастом и способностями;
— углубляют взаимосвязь родителей и детей;
— предоставляют возможность позаниматься физкультурой за короткий отрезок времени не только ученику, но и взрослому. Родители показывают то или иное упражнение и выполняют большинство из них вместе с ребенком;
— позволяют с пользой проводить то свободное время, которое отец или мать посвящают ребенку, служат взаимообогащению, способствуют всестороннему развитию ребенка.
Во время совместных занятий сами родители развиваются физически, становятся более сильными, ловкими и выносливыми. Такое использование свободного времени полезно для обеих сторон. Ребенок восхищается отцом: какой папа сильный, ловкий, быстрый! Подражает матери в грациозности и координации движений — например при выполнении упражнений, сопровождающихся пением и музыкой.
В сегодняшней круговерти дня это — минуты праздника, однако занятия должны быть не по-праздничному редкими и случайными, а регулярными и ежедневными. Только систематическая забота о здоровье детей может принести желаемые результаты.
В начальных классах можно проводить такие совместные занятия, чтобы родители могли эти же занятия использовать дома, во дворе, на отдыхе, укрепляя здоровье детей. В школе нужно пропагандировать жизненную необходимость регулярных занятий оздоровительным бегом и ходьбой и другими доступными упражнениями, важность соблюдения разумного режима труда и отдыха и рационального питания, личной гигиены и закаливания, физического воспитания и оздоровления детей и подростков.
ПРИЛОЖЕНИЕ
ПЛАН РАБОТЫ
№ | Темы мероприятий | Срок | Ответственные | ||||
1 | а) “Как питаться, чтобы быть здоровым” — беседа. б) спортивные игры | I четв. | Медсестра Вожатые | ||||
2 | а) гигиена приготовления домашних заданий — беседа б) подвижные игры | II четв. | Учитель Родком | ||||
3 | а) утренняя гимнастика б) “Мама, папа, я – спортивная семья” | III четв. Родком | |||||
4 | а) научите ребенка отдыхать – беседа б) подвижные игры на свежем воздухе | IV четв. | Учитель 2 класс | ||||
1 | а) “Растите стройными” — беседа б) “Веселые старты” | I четв. | Учитель Родком | ||||
2 | а) “Беречь глаз – как алмаз” — беседа б) малоподвижные игры | II четв. | Учитель Родком | ||||
3 | а) “Враг номер один” — беседа б) подвижные игры | III четв. | Родитель Вожатый | ||||
4 | а) режим дня – беседа б) турпоход | IV четв. | Учитель Родители | ||||
1 | а) “Как преодолеть двигательный голод” — беседа б) подвижные игры на воздухе | I четв. | Родком Родком | ||||
2 | а) “Что мы знаем о гриппе” — беседа б) малоподвижные игры | II четв. | Родитель Родитель | ||||
3 | а) “Чистота – залог здоровья” — беседа б) эстафета | III четв. | Медсестра Родитель | ||||
4 | а) “Не бояться простуды” — беседа б) утренняя гимнастика | IV четв. | Учитель Родитель | ||||
1 | а) “Чтобы зубы не болели” — беседа б) эстафета | I четв. | Родитель Вожатые | ||||
2 | а) “Первая помощь” — беседа б) “Мама, папа, я – спортивная семья” | II четв. | Медсестра Учитель | ||||
3 | а) утренняя гимнастика б) спортивное соревнование | III четв. | Родитель Вожатые | ||||
4 | а) “Если ребенок не здоров” — беседа б) эстафета | IV четв. | Учитель МАЛОПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ Стул есть, да никак не сесть. Пять стульев сдвигаются в круг, плотно друг к другу, спинками внутрь. Перед стульями становятся 6 человек. Они поворачиваются в одну сторону и по команде руководителя начинают маршировать вокруг стульев. Внезапно руководитель дает свисток. Все играющие должны быстро занять места. Так как стульев всего пять, а играющих шесть, один из них остается без места и выбывает из игры. Одновременно выставляется из круга один стул и игра продолжается. После каждого сигнала число играющих уменьшается. Когда остаются два игрока и один стул, проводится заключительный этап игры. выигрывает тот, кто займет этот стул. Две из трех. На полу ставят три кегли. Двое играющих пляшут вокруг них, держа руки на бедрах или за спиной. По команде “Стоп!” каждый старается схватить две кегли. тот, кому достанется одна, проигрывает. Пропавшая табуретка. На расстоянии 2-3 метра одна от другой ставят две табуретки. На них садятся играющие с завязанными глазами. По команде руководителя они встают, делают вперед 6-8 шагов. После этого каждый должен сделать три полных оборота на месте и вернуться к своей табуретке. Выполнить это задание непросто. Очень часто играющие теряют направление и, возвращаясь, идут совсем не в ту сторону, откуда пришли. Источник Здоровьесберегающая деятельность педагога в учебно – воспитательном процессе |
Вложение | Размер |
---|---|
referat_rabota_zdor_sber_kpk.docx | 40.6 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГУ ЛНР «НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ЛНР»
Отдел методики преподавания
Здоровьесберегающая деятельность педагога
в учебно – воспитательном процессе
Дзюбы Анны Геннадиевны ,
слушателя курсов повышения квалификации учителей начальных классов,
учителя ГОУ ЛНР «Семейкинская средняя общеобразовательная школа-детский сад №31»
Глава 1. Теоретические основы здоровьесберегающего подхода
1.1 Становление здоровьесберегающего подхода
1.2 Здоровый образ жизни
1.3 Характеристика здоровьесберегающих технологий в обучении и воспитании школьников
Глава 2. Анализ отечественного и зарубежного опыта в практике использования здоровьесберегающих технологий в обучении школьников.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Здоровье – не всё,
но всё без здоровья – ничто
Сократ.
В условиях современной природной и социально-экономической ситуации проблема здоровья детей приобретает глобальный характер.
Сохранение укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических задач страны.
Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у учащихся, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в их социальном поведении.
Результаты многочисленных исследований Института возрастной физиологии РАО и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦ ЗД РАМН констатируют в настоящее время следующее: 90% современных детей школьного возраста имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. Из них 50% приходиться на функциональные изменения по органам и системам, то есть те, которые появляются при возникновении неблагоприятных факторов. И по мере устранения этих факторов исчезают. И около 40% — на хронические заболевания, то есть те, которые наследуются, либо возникают в раннем детстве, либо из функциональных нарушений переходят в хронические заболевания. Наблюдается неуклонное снижение числа здоровых детей, поступающих в 1 класс, и возрастание числа тех, кто страдает хронической либо функциональной патологией. Многие научные исследования доказывают, а практика подтверждает, что эффективно начинать учебу в школе могут только здоровые дети. [8]
На сохранение здоровья влияет комплекс различных факторов: биологических, экологических, экономических, социальных и т.п.
На чем сегодня необходимо сосредоточить усилия, чтобы повысить эффективность деятельности школы, учителя по сохранению здоровья учащихся? Как дать качественное образование не в ущерб здоровью ребенка?
Бесспорно, что успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребенок поступил в школу. В дальнейшем сохранение и укрепление здоровья школьников будет зависеть от правильной организации учебного процесса.
В создавшейся обстановке естественным стало активное использование педагогических технологий, нацеленных на охрану здоровья школьников.
Таким образом, целью современной школы можно считать создание такой среды обучающей, воспитывающей, развивающей, которая способствует наиболее полному раскрытию задатков ребенка, обеспечивает ему условия для формирования интереса к учению, максимальной творческой самостоятельности, активности.
В этом и состоит суть педагогической заботы о здоровье ребенка. В.А.Сухомлинский писал: «Забота о человеческом здоровье, тем более о здоровье ребенка -… это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества». [10]
Использование здоровьесберегающих технологий в обучении помогает предупреждению социальных отклонений в образе жизни школьников, в профилактике девиантного поведения, в предупреждении вредных и формировании полезных привычек, повышению качества образовательных услуг.
На основании выявленных противоречий была определена данной работы:«Здоровьесберегающая деятельность педагога в учебно-воспитательном процессе».
Цель : Выявление особенностей здоровьесберегающего обучения младших школьников на уроках и внеурочной работе.
Задачи :
Изучить научно – методическую базу по здоровьесберегающему обучению.
Раскрыть основные характеристики здоровьесберегающих технологий в обучении школьников.
Отобрать наиболее эффективные формы, средства здоровьесберегающего обучения.
Разработать рекомендации по здоровьесбережению детей в начальной школе.
Глава 1 . Теоретические и методологические основы здоровьесберегающего подхода
1.1 Становление здоровьесберегающего подхода.
Эффективность воспитания и обучения детей и подростков зависит от здоровья. Здоровье – важный фактор работоспособности и гармонического развития детского организма.
Ряд философов (Дж. Локк, А. Смит, К. Гельвеций, М.В. Ломоносов, К.Маркс и другие), психологов (Л.С. Выготский, В.М. Бехтерев и другие), ученых-медиков (Н.М. Амосов, И.И Брехман), педагогов (Л.Г. Татарникова, Зайцев, С.В. Попов и другие) пытались решить проблему здоровья, формирование здорового образа жизни у детей. Они разработали и оставили многочисленные труды о сохранении здоровья, продления жизненного потенциала и долголетия. [4]
Таким образом, великие философы – мыслители утверждали, что сам человек главным образом должен думать, заботиться о своем здоровье, о благосостоянии и стремиться поддержать его. От этого зависит человеческое счастье.
В.М.Бехтерев много сил отдал в борьбе за оздоровление общества. С охраной здоровья населения, улучшения условий его жизни, повышением благосостояния, ростом культуры он связал перспективы развития личности и общества. Особое внимание он уделяет сохранению и укреплению детского здоровья. [2]
Проблема здоровья также интересовала многих педагогов. В.А.Сухомлинский утверждал, что забота о здоровье ребенка – это комплекс санитарно-гигиенических норм и правил, а не свод требований к режиму,
питанию, труду и отдыху. Это, прежде всего, забота в гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества.[10]
И.И. Брехман, основоположник науки о здоровье – валеологии, определяет здоровье как способность человека сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров триединого потока сенсорной, вербальной и структурной информации. [4]
Таким образом, из приведенных определений видно, что понятие здоровья отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды и представляет итог процесса взаимодействия человека и среды обитания; само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов.
Существует более 300 определений понятия «здоровье». Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. [6]
1.2 Здоровый образ жизни
Наиболее полно взаимосвязь между образом жизни и здоровьем выражается в понятии «здоровый образ жизни»; это понятие положено в основу валеологии. [4] Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных, семейных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и определяет направленность усилий личности в сохранении и укреплении индивидуального и общественного здоровья.
Согласно заключению экспертов ВОЗ, если принять уровень здоровья за 100%, то состояние здоровья, лишь на 10% зависит от деятельности системы здравоохранения, на 20% от наследственных факторов, на 20% от состояния окружающей среды. А остальные 50% зависят от самого человека, от того образа жизни, который он ведет.
Таким образом, под здоровым образом жизни следует понимать типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма.
Отсюда понятно, насколько важно, начиная с самого раннего возраста, воспитывать у детей активное отношение к собственному здоровью, понимание того, что здоровье – самая величайшая ценность, дарованная человеку природой
По современным представлениям в понятие здорового образа жизни входят следующие составляющие:
— оптимальный двигательный режим (культура движений);
— закаливание организма;
— рациональное питание;
— личная гигиена;
— отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков, наркотических веществ);
— положительные эмоции.
Приведенные характеристики позволяют сделать вывод, что культура здорового образа жизни личности — это часть общей культуры человека, которая отражает его системное и динамическое состояние, обусловленное определенным уровнем специальных знаний, физической культуры, социально-духовных ценностей, приобретенных в результате воспитания и самовоспитания, образования, мотивационно-ценностной ориентации и самообразования, воплощенных в практической жизнедеятельности.
Следующий фактор здорового образа жизни двигательный режим.
Жизнь современного человека, особенно в городах, характеризуется высоким удельным весом гиподинамии. Особенно страдают от гиподинамии школьники. Большую часть своего бодрствования они вынуждены проводить сидя за рабочим столом, просмотр телепередач, компьютерные игры усугубили обездвиженность детей.
Два урока физкультуры в неделю не компенсируют недостаток двигательной активности. В тоже время и не редки случаи низкой эффективности занятий физическими упражнениями.
Перейдем к следующей составляющей здорового образа жизни – проблеме питания.
В последнее десятилетие возрос интерес к проблеме питания, так как правильное питание обеспечивает нормальное течение процессов роста и развития организма, а также сохранения здоровья.
Рассмотрим следующий фактор здорового образа жизни – закаливание. Использование естественных сил природы (солнце, воздух, вода), причем использование разумное, рациональное, приводит к тому, что человек делается закаленным, успешно противостоит неблагоприятным факторам внешней среды – в первую очередь переохлаждению и перегреву.
Закаливание – эффективное средство укрепления здоровья человека. Особенно велика его роль в профилактике простудных заболеваний: закаленные люди, как правило, не простужаются.
Личная гигиена также является одной из важной составляющей здорового образа жизни. Сохранение и укрепление здоровья невозможны без соблюдения правил личной гигиены.
Положительные эмоции являются неотъемлемой частью здорового образа жизни. Для поддержания физического здоровья необходимо психологическое закаливание, суть которого — в радости к жизни.
Известно, что основа работы по совершенствованию своей психики самовнушение. Оно повышает эмоциональный тонус, укрепляет и силу воли.
Говоря о положительных эмоциях, следует помнить, что в педагогике поощрение считается более эффективным рычагом воздействия на ребенка, чем наказание. Учитывая вышеизложенное, напрашивается вывод, что, поощряя ребенка, мы сохраняем и укрепляем его здоровье, и наоборот.
Рассмотрев условия, необходимые для формирования здорового образа жизни сделаем вывод, что молодое поколение наиболее восприимчиво различным обучающим и формирующим воздействиям. Следовательно, здоровый образ жизни формировать, необходимо начиная с детского возраста, тогда забота о собственном здоровье как основной ценности станет естественной формой поведения.[7]
Здоровье населения страны – высшая национальная ценность, и возрождение наций должно начаться именно со здоровья, в первую очередь, детей.
1.3Характеристика здоровьесберегающих технологий в обучении школьников
Под здоровьесберегающими технологиями следует понимать систему мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействие на здоровье.
Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать.
Здоровьесберегающие педагогические технологии должны обеспечить развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством.
Здоровьесберегающая технология, по мнению российского педагога В.Д. Сонькина, — это:
— условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);
— рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
— соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;
-необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим. [3]
Доктор биологических наук, профессор Е.Н. Дзятковская дает такое определение «здоровьесбберегающая технология представляется в виде системы, состоящей из используемой педагогической технологии, педагогических мер по снижению её возможного неблагоприятного воздействия на ребенка и работы по воспитанию культуры здоровья» .
Основными компонентами здоровьесберегающей технологии выступют:
-аксиологический, проявляющийся в осознании учащимися высшей ценности своего здоровья, убежденности в необходимости вести здоровый образ жизни.
-гносеологический, связанный с приобретением необходимых для процесса здоровьесбережения знаний и умений, познанием себя, своихпотенциальных способностей и возможностей, интересом к вопросам собственного здоровья, к изучению литературы по данному вопросу, различных методик по оздоровлению и укреплению организма;
-здоровьесберегающий, включающий систему ценностей и установок, которые формируют систему гигиенических навыков и умений, необходимых для нормального функционирования организма, а также систему упражнений, направленных на совершенствование навыков и умений по уходу за самим собой, одеждой, местом проживания, окружающей средой. Особая роль в этом компоненте отводится соблюдению режима дня, режима питания, чередования труда и отдыха
-эмоционально-волевой, включает в себя проявление психологических механизмов, эмоциональных и волевых. Необходимым условием сохранения здоровья являются положительные эмоции; переживания, благодаря которым у человека закрепляется желание вести здоровый образ жизни;
— экологический, учитывающий то, что человек как биологический вид существует в природной среде, которая обеспечивает человеческую личность определёнными биологическими, экономическими и производственными ресурсами. [9]
Представленные выше компоненты здоровьесберегающей технологии позволяют перейти к рассмотрению ее функциональной составляющей.
В связи с этим можно выделить следующие типы здоровьесберегающих технологий:
— Здоровьесберегающие (профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания)
— Оздоровительные (физическая подготовка, физиотерапия, аромотерапия, закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия, арттерапия)
— Технологии обучения здоровью (включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла)
— Воспитание культуры здоровья .
Таким образом, эффективность позитивного воздействия на здоровье школьников в различных оздоровительных мероприятий определяется не столько качеством используемых приемов и методов, сколько их грамотной встроенностью в общую систему, направленную на благо здоровья учащихся и педагогов и отвечающую единству целей, задач, идеологии.
Следовательно, стратегия реализации здоровьесберегающих образовательных технологий это такая организация образовательного процесса, при котором качественное обучение, развитие и воспитание учащихся происходит без нанесения ущерба их здоровья.
Глава 2 Анализ отечественного и зарубежного опыта в практике использования здоровьесберегающих технологий в обучении школьников .
Демократизация общества дала возможность появлению и внедрению в практику работы школ педагогических идей ведущих ученых современности: Ш.А. Амонашвили, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, В.А. Караковского, Д.Б. Эльконин и других педагогов, которые своей исследовательской деятельностью внесли большой вклад в педагогическую науку и практику. [1]
В нашей стране с 80-90-х годов стал активно изучаться и внедряться лучший зарубежный опыт: опыт Вальдорфской школы, опыт развивающего обучения Марии Монтессори, опыт эстетического и трудового обучения японской школы, дифференцированного обучения американской школ и др.
В раскрытие понятия системы организации учебно-воспитательного процесса как образовательной технологии внесли свой вклад ученые А.М. Арсеньев, С.А. Гильманов, В.И. Загвязинский, В.И. Зверева, А.Н. Леонтьева, В.М. Монахов, Н.В. Нагорнов, Ю.В. Синягин, П.И,Третьяков, Т.И.Шамова и др. [5]
В последние десятилетия теория и практика управления развитием школы настолько обогатились новыми идеями, что стала самостоятельной отраслью знания. Создали и развили эту отрасль «школоведения» В.И. Зверева, В.М. Монахов, М.М. Поташник, П.И. Третьяков, Т.И. Шамова и др.
Обоснование оздоровительной и профилактической работы в образовательных учреждениях мы находим в трудах Н.А. Бернштейна, Н.П. Бехтеревой, А.М. Дерягина, С.П. Летунова, и др. [7]
Анализ психолого-педагогической литературы по этой проблеме подтверждает необходимость ее разработки в целях разрешения возникших противоречий между обострившейся потребностью социума в воспитании здорового поколения и недостаточной разработкой педагогических технологий здоровьесбережения в процессе учебно-воспитательной работы и повседневной бытовой практики.
В отечественной и зарубежной литературе достаточно полно раскрыт вопрос о ценностных началах здоровьесбережения и здорового образа жизни в работах В.А. Бороненко, К.Я. Вазина, П.А. Виноградова, К.А. Романова, С.Г. Серикова. [7]
Обучения детей по системе В.Ф. Базарного показывают снижение показателей заболеваемости детей, улучшение психологического климата в детских и педагогических коллективах, активное приобщение родителей школьников к работе по укреплению здоровья и др., т.е. все признаки, характерные для школ, в которых целенаправленно занимаются здоровьем своих воспитанников. Это позволяет рассматривать технологию Базарного В.Ф. как здоровьесберегающую.
Проанализируем следующую технологию здоровьесбережения — технология саморазвития Марии Монтессори.
Система педагогического воздействия по Марии Монтессори – одна из самых популярных в мире. В основе успешности ее методики, — научный подход к воспитанию, который базируется как на теоретическом знании о развитии ребенка, так и на многолетней экспериментальной работе.
В дальнейшем ее опыт получил практическое применение при воспитании здоровых детей.
Монтессори-педагогические приемы и принципы составления подготовленной среды позволяют учитывать индивидуальные особенности здорового и больного ребенка; они применимы для детей, чье развитие протекает с особенностями.
В Монтессори-группы могут быть успешно интегрированы дети с проблемами опорно-двигательного аппарата, ДЦП, синдром Дауна и др. Это помогает адаптироваться не только таким, но остальным детям,которые учатся принимать в свой коллектив непохожих на себя, проявлять свои лучшие душевные качества. [2]
С введением нового стандарта общего образования ситуация кардинально изменяется, и это направление здоровьесбрегающей работы школы становится одним из центральных. Новый стандарт формулирует цели, ключевые задачи, средства, формы формирования у учащихся культуры здоровья, предусматривающей самостоятельную сознательную регуляцию своих действий, деятельностного поведения в интересах здоровья своего, окружающих людей и социоприродного окружения.
За время работы над данной темой была проделана следующая работа: изучена психолого-педагогическая литература по данному вопросу и опыт передовых учителей, отобраны методы, формы, приемы работы, направленные на реализацию поставленной цели. Разработаны уроки и внеклассные мероприятия по сохранению и укреплению здоровья детей.
В связи с этим в процессе здоровьесбережения в начальной школе можно отметить следующие положительные тенденции в урочной и внеурочной деятельности:
— повышение познавательного интереса к предметам.
— повышение качества знаний;
— повышение уровня организации учащихся;
— улучшение физического и психического здоровья учащихся;
— улучшение физических способностей, отсутствие заболеваний;
— произошло обновление содержания образования;
— пополнилась учебно-методическая база кабинета;
— были составлены рекомендации для учителей. (Приложение № 1 )
Таким образом, можно сделать вывод, что использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения и воспитания младших школьников формирует у них представление о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему, важнейшие коммуникативные навыки, способствуют успешной социальной адаптации, помогают сделать осознанный выбор здорового стиля жизни, повышает качество образовательных результатов.
В заключение вслед за великим гуманистом и педагогом Ж.-Ж. Руссо хочется сказать: «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аллакаева, Л.М. Педагогические основы формирования культуры здоровья школьников / Л.М. Аллакаева — Нижний Новгород , 2004.- 22 стр.
2. Антонова, Л.Н. Психологические основания реализации здоровье-
сберегающих технологий в образовательных учреждения / Л.Н. Антонова. — М.:МГОУ, 2000. – 100 стр.
3. Безруких., М.М., Сонькина, В.Д. ЗОТ в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения / М.М. Безруких, В.Д. Сонькина. — М.: Триада – фарм. 2002.- 346 стр.
4. Брехман, И.И. Введение в валеологию – науку о здоровье / И.И. Брехман. – М.: Наука, 1987. – 368 с.
5. Бычкова, Т.И. Организация учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе на основе здоровьесберегающих технологий / Т.И. Бычкова. — Чебоксары, 2005.- 18 стр.
6. Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии / В.И. Ковалько. – М.:ВАКО, 2007.- 304 стр.
7. Куценко, Г. И., Книга о здоровом образе жизни / Г.И.Куценко. – М.: Профиздат, 1987. – 376 стр.
8. Менчинская, Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в на-
чальной школе / Е.А. Менчинская. — М.: Вентана-Граф, 2008.-112с.
9. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. — М.: АПК и ПРО , 2002. – 121 стр.
10. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям / В.А.Сухомлинский – М.: Просвещение, 1979. – 170 стр.
Памятка учителю по здоровьесбережению младших школьников.
— формировать базу данных о состоянии здоровья учащихся, в системе ее пополнять;
-целенаправленно, системно вести оздоровительную, физкультурно-массовую, профилактическую, коррекционную деятельность с учащимися;
-осуществлять просветительскую, валеологическую деятельность с педагогами родителями учащихся;
-разрабатывать и реализовывать индивидуальные и коллективные программы, направленные на оздоровление детей;
-использовать на уроках оздоровительные двигательные минутки, упражнения для глаз, дыхательную гимнастику;
-применять зрительные тренажеры, зрительно-поисковые стимулы по В.Ф Базарному;
Источник
➤ Adblockdetector