Статья на тему «Деятельность классного руководителя по формированию культуры здоровья учащихся».
специалист в области арт-терапии
Деятельность классного руководителя по формированию культуры здоровья учащихся.
Здоровье – понятие комплексное. По определению здоровье – это “состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов”.
Вопросы сохранения здоровья, поднимаются не только медиками, но и экологами в связи с тем, что в настоящее время влияние отрицательных факторов окружающей среды неуклонно возрастает, а адаптационные возможности человека как биологического вида не безграничны.
Для эффективности процесса воспитания культуры здоровья школьников, в работе классного руководителя, необходим системный подход , то есть культура здоровья школьников должна развиваться в целостном интегрированном воспитательном процессе, в котором все компоненты взаимосвязаны.
Основные направления работы по формированию культуры здоровья учащихся.
Воспитание культуры здоровья учащихся является основой профилактики заболеваний и укрепления здоровья детей.
Работа по формированию культуры здоровья в классном коллективе должна вестись в соответствии с принципами здоровьесберегающей педагогики:
— Принцип ненанесения вреда.
— Принцип приоритета заботы о здоровье учащихся и педагогов.
— Принцип триединого представления о здоровье.
— Принцип взаимодействия педагога с учащимися.
— Принцип формирования ответственности учащихся за свое здоровье.
— Принцип контроля за результатами.
В работе классного руководителя должны учитываться школьные факторы, негативно воздействующие на здоровье учащихся:
— Несоблюдение гигиенических требований в организации образовательного процесса.
— Перегруженные учебные программы, несовершенство учебных программ и общеобразовательных технологий, а также интенсификация учебного процесса.
— Недостаток двигательной активности.
— Недостаточная компетентность педагогов в вопросах здоровья и здорового образа жизни.
— Неправильное (нерациональное) питание учащихся.
— Низкий уровень культуры здоровья учащихся, их неграмотность в вопросах здоровья.
— Неблагополучное состояние здоровья педагогов.
Работа по формированию культуры здоровья учащихся в детском коллективе ставят перед классным руководителем следующие задачи:
— Научить детей определять свое состояние и ощущения.
— Сформировать у школьников активную жизненную позицию.
— Сформировать у учащихся представления о своем теле и организме.
— Учить детей укреплять и сохранять свое здоровье.
— Привить школьникам осознание необходимости движений в физическом развитии человека.
— Обучать правилам безопасности при выполнении физических упражнений и различных видов деятельности.
— Привить детям умения оказывать элементарную помощь при травмах.
— Формировать у учащихся представления о том, что полезно и что вредно для организма.
Реализуя задачи по формированию культуры здоровья учащихся, необходимо учитывать возрастными и индивидуальными особенностями детей.
Работа классного руководителя по формирование культуры здоровья школьников включает в себя следующие составляющие:
1. Создание информационно-пропагандистской системы повышения уровня знаний о негативном влиянии факторов риска на здоровье, возможностях его снижения.
Только через текущую, повседневную информацию ученик получает необходимые знания, которые в той или иной степени влияют на поведение, а, следовательно, и на образ жизни. Это тематические классные часы, индивидуальные беседы с классного руководителя с учащимися по теме сохранения здоровья, выступление на классных часах медицинских работников школы. Медицинский работник школы совместно с классным руководителем могут провести беседы по темам: Нужно ли делать прививку от гриппа?; Что такое диспансеризация и для чего её проводят.
2. Второе важное направление формирования культуры здоровья — так называемое «обучение здоровью».
Здоровье учащихся непосредственно зависит от отношения детей к его сохранению и укреплению. Классному руководителю необходимо по знакомить учащихся с пониманием сущности культуры здоровья и здорового образа жизни, обязанностью ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих. Формы проведения могут быть самыми разнообразными: от элементарной беседы до ролевой игры.
3. Меры по снижению распространенности курения и потребления табачных изделий, снижению потребления алкоголя, профилактика наркомании и СПИДА.
Знания в области профилактики вредных привычек и зависимостей, приобретение навыков личной гигиены, полезных привычек необходимы нашим детям. Для решения этих задач классному руководителю можно провести беседы и классные часы на темы: «Курить – здоровью вредить», «Гигиена человека – залог здоровья». Интерес вызывает у учащихся проведение ролевых игры «Суд над алкоголем», «Суд над вредными привычками», или «Суд над наркоманией», на которых моделируются проблемные ситуации, и ребятам предлагается найти оптимальные пути их решения.
4. Побуждение учащихся к физически активному образу жизни, занятиям физической культурой, туризмом и спортом, повышение доступности этих видов оздоровления.
Здесь классному руководителю важно учитывать не только занятия физкультурой в школе, спортивные кружки и спортивные секции, но и необходимо пропагандировать утреннюю гимнастику, пешие прогулки, походы в тренажерные залы или в плавательные бассейны, и другие формы, доступные для массового использования. Стадионы, спортивные площадки, другие простейшие спортивные сооружения могут с успехом стать местами обучения населения, особенно детей и молодежи, навыкам физической культуры. Особую роль в этом плане должны играть летние оздоровительные учреждения.
Важную роль в формировании здорового образа жизни детей играет семья. Здоровье ребенка во многом определяется отношением родителей к его физическому воспитанию. При этом отцы рассматривают физическое развитие в качестве цели воспитания чаще, чем матери, и физическому воспитанию мальчиков оба родителя придают большее значение, чем воспитанию девочек.
Замечено, что дети усваивают образ жизни родителей, их привычки, их отношение к жизни, в том числе к физической культуре. Положительный пример родителей существенно влияет на формирование у детей стремления заниматься физической культурой в свободное время всей семьей.
У детей важно формировать интерес к оздоровлению собственного организма. Чем раньше ребенок получит представление о строении тела человека, узнает о важности закаливания, движения, правильного питания, сна, тем раньше он будет приобщен к здоровому образу жизни. Если же ребенка насильно принуждают заниматься физкультурой и соблюдать правила гигиены, то ребенок быстро теряет интерес к этому. Именно родители формируют у детей потребность в систематических занятиях физической культурой и в здоровом образе жизни. Помочь родителям в этом — задача классного руководителя.
5. Создание психологического комфорта на уроке.
Культура здоровья коллектива складывается: из микроклимата коллектива, комфортности каждого члена этого коллектива, взаимоотношений между учениками, всех проводимых мероприятий, роли каждого учащегося в данном мероприятии . Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление — вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка.
В обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что в конечном итоге приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам. По окончании такого урока ученики покидают класс с хорошим настроением, поскольку в течение этого времени отрицательные факторы практически отсутствовали.
Для того, чтобы взаимодействие классного руководителя и учащихся в воспитания культуры здоровья школьников было эффективным, он должен обладать такими качествами личности как: коммуникативность , увлечённость профессией, общественной активностью, нравственной зрелостью, гуманным отношением к детям, высокой культурой здоровья , требовательностью к себе , так как он является первым примером для своих воспитанников. Особенно важно, чтобы он обладал умением ярко, выразительно, логично изложить свою мысль, уметь убедить, привлечь к себе внимание школьников, быть тактичным, выдержанным, наблюдательным, искренним.
-6. Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни.
Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни.
Наиболее опасным фактором для здоровья человека является его образ жизни. Следовательно, если научить человека со школьных лет ответственно относиться к своему здоровью, то в будущем у него больше шансов жить, не болея.
7. Комплексное использование личностно-ориентированных технологий , учитывающих особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала.
В основу работы классного руководителя по формированию культуры здоровья положены личностно-ориентированные принципы :
ребенок самоценен, учитель не формирует личность, а создает условия для проявлений внутреннего мира ребенка, учитель не ведет, а идет рядом и впереди, он сотрудничает вместе с ребенком, раздумывает вместе с ним над его проблемами, принимает его таким, каким он пришел;
учитель воздерживается от нравственных оценок личности, а дает ребенку возможность самому найти себя и пройти свой путь в поиске истины;
учитель организует работу исходя из гуманистических принципов:
ребенок имеет свои индивидуальные возможности в учебной деятельности;
ребенок учится от другого ребенка, как и от учителя;
ребенок успешен в учении, когда ему хорошо;
ребенок успешен в учении, когда его поддерживают и вдохновляют учитель и родители.
Личностно-ориентированное обучение предполагает использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности.
Эффективность решения задач по воспитанию у школьников потребностей здорового образа жизни можно определить по динамике физического состояния ребенка, по уменьшению заболеваемости, по формированию его умений выстраивать отношения со сверстниками, родителями и другими людьми, по проявлениям сострадания, стремления помочь окружающим, по снижению уровня тревожности и агрессивности, по отношению к собственному здоровью.
Таким образом, систематическая, совместная творческая работа классного руководителя и учащихся по формированию основ культуры здоровья — это одно из важнейших компонентов человеческого благополучия, счастья, одного из неотъемлемых прав человека, она должна способствовать успехам в учебе и повышать уровень общего развития школьников. Лучший способ сделать детей счастливыми — сделать их здоровыми!
Источник
Основные направления работы классного руководителя по формированию ЗОЖ обучающихся
специалист в области арт-терапии
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Югорский государственный университет» (ЮГУ)
НИЖНЕВАРТОВСКИЙ НЕФТЯНОЙ ТЕХНИКУМ
(филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения
высшего образования «Югорский государственный университет»
(ННТ (филиал) ФГБОУ ВО «ЮГУ»)
Основные направления работы классного руководителя по формированию ЗОЖ обучающихся
Подготовил — Кутов А.Х.
Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Однако, на сегодняшний день у обучающихся, как и у населения в целом, преобладает пренебрежительное безответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих. Всё ещё низким остается уровень восприятия проблем здоровья как личностно значимых; обучающиеся не представляют проблему распространения наркомании и ВИЧ-инфекции как социально опасную проблему для жизни общества; недооценивают роль здоровья населения для социально-экономического развития страны и для выживания нации. В целом у обучающихся не развита потребность в ведении здорового образа жизни, не сформирован стиль поведения, обеспечивающий здоровье. Многие подростки имеют неточное и неполное представление о сущности здоровья человека и его аспектах, о факторах, определяющих здоровье, о компонентах здорового образа жизни.
В свою очередь, здоровье творящая среда обеспечивается наличием условий сохранения и укрепления здоровья обучающихся, с одной стороны, и целенаправленным формированием культуры здоровья всех участников образовательного процесса — с другой. Успешно способствует этому воспитательная система группы, которая позволяет, опираясь на воспитательный потенциал образовательного учреждения и окружающую среду, воспитательные программы, в первую очередь программу «Здоровье», определить системообразующие факторы. Основными системообразующими факторами по формированию здорового образа жизни стали спортивно — оздоровительная, ценностно-ориентированная и диагностическая деятельность. Коллективная творческая деятельность преподавателей, обучающихся и родителей направлена на освоение ценностно-мотивационных установок, а также знания, умения, навыки сохранения и укрепления здоровья, организации здорового образа жизни.
Система воспитательного воздействия классного руководителя по сохранению и укреплению здоровья обучающихся в образовательном учреждении осуществляется по следующим направлениям:
1.Формирование здорового образа жизни, культуры здоровья, гигиеническое образование и воспитание обучающихся.
2.Создание здоровьесберегающей образовательной среды.
3.Организация оздоровительной работы.
Организация воспитательной деятельности по формированию здорового образа жизни обучающихся предполагает решение следующих задач:
формирование ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих как к важнейшей социальной ценности;
выработка умений и навыков сохранения и укрепления здоровья, безопасного и ответственного поведения;
закрепление гигиенических навыков и привычек;
приобщение к разумной физической активности;
обучение противостоять разрушительным для здоровья формам поведения.
Реализация этих задач осуществляется классным руководителем с учетом мнений и запросов всех участников учебно-воспитательного процесса, а также результатов мониторинга здоровья.
Четкое функционирование всей системы возможно лишь при постоянном взаимодействии всех участников учебно-воспитательного процесса.
Задача классного руководителя – стать организатором, координатором совместного творчества детей, родителей, педагогов-предметников, медиков, которое бы помогало каждому ребенку осознать здоровье – как самоценность, выбрать здоровый образ жизни, поддерживало и развивало детские инициативы в этой области. Очень важно, чтобы эта работа не была фрагментарной, а имела целостный системный характер .
Для выполнения правила здорового образа жизни проводятся внеклассные мероприятия:
1.Лекция о вреде курения, алкоголизма.
2. Классный час «Мы – за здоровый образ жизни».
3. Беседа «Быть здоровым значит быть красивым»
4.Беседа «Правила поведения в техникуме и на улице»
5.«Твое здоровье в твоих руках»
6.Ситуативный практикум «Наркотики – путь в никуда»
7.Кл. час с презентацией «Чтобы не стать жертвой преступления»
На родительском собраний знакомить с памяткой по сохранению здоровья детей:
Разговаривайте со своим ребенком о необходимости беречь собственное здоровье.
Собственным примером демонстрируйте своему ребенку уважительное отношение к своему здоровью.
Не позволяйте ему выполнять режим дня от случая к случаю.
Если ребенок болен, но протекание болезни позволяет ему делать зарядку и он этого хочет – не препятствуйте ему.
Посещайте вместе с ним спортивные мероприятия.
Бывайте вместе с ним на воздухе, участвуйте в его играх, забавах.
Дарите ребенку подарки, которые будут способствовать сохранению его здоровья.
Не смейтесь над ребенком, если он выполняет какое-то упражнение не так.
Не ждите, что здоровье само придет к вам. Идите навстречу ему вместе со своим ребенком!
В круговороте повседневной жизни мы часто забываем о том, что семья – главная школа воспитания. А мы, педагоги, лишь помогаем родителям в воспитании их детей.
Высказывание о том, что здоровье – основа долгой, счастливой жизни ни у кого не вызывает сомнения. Но жизненный опыт показывает, и каждый может найти множество тому подтверждений, что заботиться о своем здоровье люди обычно начинают только после того, как недуг даст о себе знать. Часто обстоятельства заставляют человека самостоятельно искать путь к выздоровлению или оказывать помощь своим близким в домашних условиях. А ведь можно предотвратить эти заболевания намного раньше в корне, и для этого не потребуется каких-то сверхъестественных усилий. Нужно всего лишь вести здоровый образ жизни.
Источник