Роспотребнадзор
Роспотребнадзор
Федеральный проект «Укрепление общественного здоровья» — ПРЕСС-ЦЕНТР
Федеральный проект «Укрепление общественного здоровья»
Федеральный проект «Укрепление общественного здоровья»
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» Роспотребнадзор реализует проект «Здоровое питание».
Проект является частью федеральной программы «Формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек» («Укрепление общественного здоровья») национального проекта «Демография».
Миссия проекта «Здоровое питание» — улучшение качества жизни и здоровья граждан благодаря обеспечению безопасными и качественными продуктами, а также внедрение норм здорового питания в каждую российскую семью.
Ключевая задача проекта – создать в нашей стране среду, способствующую ведению здорового образа жизни, включая здоровое питание.
Одна из целей федерального проекта – формирование системы научно достоверного информирования населения о принципах правильного питания и постоянного мониторинга пищевой продукции с точки зрения качества, безопасности и полезности.
Чтобы увеличить число людей, осознанно выбирающих здоровый образ жизни, Роспотребнадзор разработал и реализует образовательные программы, обеспечивая граждан базой знаний, которая необходима для формирования бережного отношения к своему организму. Образовательными программами могут воспользоваться люди разных возрастных категорий: дети, подростки, взрослые и пенсионеры. При этом в каждом блоке программ учтены как интересы каждой целевой аудитории, так и национальные особенности питания. Программы построены исключительно на результатах научных исследований и лабораторных испытаний и имеют модульное строение, что позволит гражданам выбирать наиболее интересную для них тему и изучить ее максимально подробно. Разработка программ курировалась лучшими специалистами в области питания.
Питаться правильно — сложно или просто?
Тема здорового питания окружена околонаучными мифами, историями о чудодейственных диетах и суперпродуктах. Однако в основе научного подхода к питанию лежат всего два базовых закона — усвоив их, вы в любой момент сможете контролировать, правильно ли вы питаетесь и что вам необходимо изменить.
Питание в раннем детстве и в школьные годы.
От того, что ребенок ест, с какой частотой и в каком количестве, зависит его здоровье в будущем. Для того чтобы растущий организм успешно справлялся с физическими и эмоциональными нагрузками, необходимо правильно питаться.
Принципы здорового питания во время беременности
В это время стоит задуматься об образе жизни и привычках. И прежде всего это касается питания. Ведь в период беременности и кормления грудью мама – главный источник питательных элементов для ребенка. Правильно подобранный рацион поможет женщине не только вырастить здоровое дитя, но и самой чувствовать себя здоровой и энергичной.
Здоровое питание для лиц с повышенным уровнем активности
Здоровым в медицине называется питание, которое обеспечивает рост, нормальное развитие и жизнедеятельность человека, способствует укреплению его здоровья и профилактике заболеваний.
Как рацион человека должен меняться с годами?
С годами обмен веществ замедляется, снижается физическая активность, а с ней потребность в белках, жирах, углеводах. Однако после 60 лет остается высокой и даже возрастает потребность в минеральных веществах, таких как кальций, магний, калий, железо, и витаминах А, D, Е, В₁₂.
Здоровое питание для работающих в тяжелых и вредных условиях труда
В условиях производственной среды и трудового процесса особенно возрастает значение гигиенических и медико-биологических мероприятий, среди которых важное место отводится оптимизации питания, лечебно-профилактическому питанию.
Дополнительная информация о федеральном проекте «Укрепление общественного здоровья», рекомендации Роспотребнадзора, полезные статьи и интервью экспертов по здоровому питанию уже доступны на портале «Здоровое питание»
Источник
Федеральный проект «Укрепление общественного здоровья»
Здоровье и благополучие человека – основные приоритеты и национальные цели в России. В мае 2018 года, для осуществления прорывного научно-технологического и социально-экономического развития Российской Федерации, увеличения численности населения страны, повышения уровня жизни граждан, обеспечение населения качественной и безопасной пищевой продукцией, а также условий и возможностей для самореализации и раскрытия таланта каждого человека, Президент Российской Федерации подписал Указ № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
С 2019 года в активную фазу реализации вошел национальный проект «Демография», главным приоритетом которого стало сохранение и приумножение населения России. Основные цели проекта – увеличение ожидаемой продолжительности здоровой жизни населения до 78 лет; снижение смертности людей старше трудоспособного возраста, увеличение суммарной рождаемости. Также – увеличение доли граждан, ведущих здоровый образ жизни, систематически занимающихся физической культурой и спортом.
Здоровый образ жизни невозможен без правильного, сбалансированного питания. В рамках национального проекта «Демография», Роспотребнадзор реализует Федеральный проект «Укрепление общественного здоровья» в части здорового питания.
Первым направлением работы Роспотребнадзора является создание системы мониторинга за состоянием питания населения и его качеством. Проводится оценка фактического питания людей: какие продукты потребляют, в каком количестве, сколько раз в день, что едят дети в организованных коллективах, каковы региональные особенности питания и насколько рацион россиян отвечает принципам здорового питания и рекомендациям по потреблению сахара, соли, наличию необходимых микроэлементов и витаминов.
Проведение исследований организовано путем опроса/анкетирования родителей при участии детей и анализа сведений образовательных учреждений, в которых организовано питание детей. В 2019 году исследование стартовало в 5 пилотных регионах и апробировано в 2800 школах. В 2020 году территория исследования школьного питания расширилась и охватила 24 региона Российской Федерации. Суммарно в 2019-2020 году оценка питания обучающихся была проведена в 5083 школах, опрошены 50 098 учеников начальной, средней и старшей школы вместе с родителями. В 2021 году планируется провести исследование в 49 регионах Российской Федерации.
Проводится оценка доступа россиян к отечественным пищевым продуктам, способствующим устранению дефицита микро- и макронутриентов, в том числе путем усиления лабораторного контроля за показателями качества пищевой продукции, представленной на полках магазинов. Согласно утвержденным методикам исследуются 11 групп пищевой продукции, каждая по 10-15 показателям качества и безопасности (витамины, микро- и макроэлементы, соль, сахар, трансизомеры, антибиотики и др.). В 2019-2020 годах, для мониторинга качества пищевых продуктов, дооборудовано 29 испытательных лабораторных центров Роспотребнадзора, приобретено 945 единиц оборудования, внедрено 184 методики исследований, что позволило увеличить количество исследуемых показателей качества на 30% (с 87 до 117).
Осуществлен мониторинг 76 844 торговых точек на предмет изучения доступа россиян к отечественным пищевым продуктам, способствующим устранению дефицита микро- и макронутриентов; отобрано 15 658 образцов пищевой продукции, проведено 590 000 исследований по показателям безопасности и 117 показателям качества.
Система мониторинга позволяет провести детальную оценку фактического питания населения в различных регионах России. На основе полученных аналитических данных будут разработаны региональные и объектовые программы профилактики нарушений здоровья населения, в том числе детского, рекомендаций по коррекции рационов питания, а в дальнейшем, сделают возможной оценку эффективности принимаемых мер, направленных на изменение пищевого поведения населения и продвижение принципов здорового питания.
В 2020 году, одной из ключевых, стала задача, озвученная Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным в послании к Федеральному Собранию Российской Федерации – обеспечить бесплатным горячим качественным и здоровым питанием всех учеников с первого по четвертый класс. Соответствующие изменения были внесены в статью 37 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
В целях обеспечения качественного питания обучающихся, осваивающих программы начального общего образования, Роспотребнадзору было поручено провести внеплановые проверки соответствующих образовательных организаций и их поставщиков пищевых продуктов. По итогам поручения и мониторинга питания школьников, процент обучающихся 1-4 классов, охваченных бесплатным горячим питанием в 2020 учебном году, составил 99-100%.
Территориальными органами Роспотребнадзора ведется активная работа по взаимодействию с родительским сообществом, представителями Общероссийского народного Фронта, Министерствами образования субъектов и уполномоченными по правам ребенка, руководителями управлений образования муниципальных образований.
Роспотребнадзор выпустил «Рекомендации по организации питания для обучающихся общеобразовательных организаций», регламентирующие нормы горячего питания в школах. Разработаны методические рекомендации «Родительский контроль за организацией горячего питания детей в общеобразовательных организациях», позволяющие родителям школьников оценить качество оказываемых услуг питания.
Еще одним важным направлением работы является усовершенствование нормативной базы по вопросам здорового питания, включая совершенствование требований к организованному питанию, в особенности для детей.
Впервые в России понятия «здоровое питание», «качество пищевых продуктов» и «горячее питание», а также принципы здорового питания закреплены на законодательном уровне Федеральным законом от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (ред. от 01.03.2020).
«Мы уточнили и закрепили законодательно определение качества пищевой продукции, разработали новые санитарные правила и нормы (СанПиН), а также санитарно-эпидемиологические правила, направленные на обеспечение здорового, безопасного и физиологически полноценного питания детей. Новые нормы предусматривают уменьшение использования сахара и соли при организации питания детей, сокращение доли кондитерских изделий, а также обязательное включение в меню пищевых продуктов, обогащенных витаминами и минеральными веществами» – А.Ю. Попова, Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главный государственный санитарный врач Российской Федерации.
Чрезвычайно важным направлением работы Роспотребнадзора является просветительская и информационная работа с населением.
В 2019 году создан и развивается портал здоровое-питание.рф, специальные онлайн-проекты школа.здоровое-питание.рф, рецепты.здоровое-питание. рф. а также социальные сети проекта. Охват аудитории портала составил более 42 млн человек, охват социальных сетей порядка 10 млн человек.
На популярной платформе «Здоровье ВКонтакте» запущен сервис – «Дневник питания». На телеканале «Россия 1» стартовала программа «Формула Еды – Лучшее в России», по данным панельных телеизмерений «Mediascope Россия» ставшая лидером по количеству просмотров, охват аудитории составил более 12 млн. просмотров.
Выпущено более 1,5 тысяч публикаций в крупнейших печатных изданиях и более 200 программ на федеральных телеканалах.
Созданы 5 научно-методических центров, разработаны методические рекомендации и образовательные программы для всех групп населения (охват в 2020 году составил 8,7 млн. человек), проводятся открытые уроки для школьников и тематические «горячие линии» Роспотребнадзора. К информационной работе по популяризации принципов здорового питания привлечены ключевые научно-исследовательские институты, связанные с питанием и здоровьем человека; крупнейшие производители и торговые сети; сообщество родителей и учителей; представители экспертного профессионального сообщества и лидеры общественного мнения в области здорового питания и здорового образа жизни.
Стратегическим партнером Роспотребнадзора в реализации проекта является ФГБУН «ФИЦ питания и биотехнологии», совместно с которым разработано научно-методическое обеспечение исследований, которые легли в основу создания системы мониторинга питания, и просветительские программы для населения по вопросам здорового питания.
Суммарный охват аудитории по всем активностям проекта значительно превышает 100 миллионов человек.
Источник
Укрепление общественного здоровья
Источник финансирования: Государственный
Бюджет: 151 740 000 руб.
Год начала: 2019
Год окончания: 2024
Статус проекта: Реализуется
Наименование федерального проекта: Формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек
Краткое наименование регионального проекта: Укрепление общественного здоровья
Срок начала иокончания проекта: 01.01.2019 – 31.12.2024
Куратор регионального проекта: Нелюбов С.А., заместитель Губернатора Новосибирской области
Руководитель регионального проекта: Хальзов К.В., министр здравоохранения Новосибирской области
Администратор регионального проекта: Фомичева М.Л., директор государственного казенного учреждения здравоохранения Новосибирской области «Региональный центр медицинской профилактики»
Связь с государственными программами Российской Федерации и Новосибирской области: Государственная программа «Развитие здравоохранения Новосибирской области», утвержденная постановлением Правительства Новосибирской области от 07.05.2013 № 199-п;
Государственная программа Новосибирской области «Государственная поддержка общественных
инициатив, социально ориентированных некоммерческих организаций и развития институтов
гражданского общества в Новосибирской области на 2015-2020 годы», утвержденная постановлением
Правительства Новосибирской области от 19.01.2015 № 9-п.
Цель: обеспечение к 2024 году увеличения доли граждан, ведущих здоровый образ жизни.
Задача федерального проекта: Формирование среды, способствующей ведению гражданами здорового образа жизни, включая здоровое питание (в том числе ликвидацию микронутриентной недостаточности, сокращение потребления соли и сахара), защиту от табачного дыма, снижение потребления алкоголя. Развитие инфраструктуры общественного здоровья, повышение обеспеченности кадрами в сфере общественного здоровья
Задача федерального проекта: Мотивирование граждан к ведению здорового образа жизни посредством проведения информационнокоммуникационной кампании, а также вовлечения граждан и некоммерческих организаций в мероприятия по укреплению общественного здоровья.
Задача федерального проекта: Разработка и внедрение программ укрепления здоровья на рабочем месте (корпоративных программ укрепления здоровья)
Дополнительная информация:
Региональный проект направлен на достижение цели национального проекта «Демография» по увеличению ожидаемой
продолжительности здоровой жизни до 67 лет, увеличение обращаемости в медицинские организации по вопросам здорового образа жизни, в
том числе увеличение числа лиц, которым рекомендованы индивидуальные планы по здоровому образу жизни, а также на достижение
национальной цели по росту ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет к 2024 году. Кроме того, мероприятия, связанные с
формированием здоровья на производстве, которые в долгосрочной перспективе приведут к снижению случаев временной
нетрудоспособности, дадут свой вклад в снижение бедности населения и повышения их доходов.
Более того, мероприятия, запланированные в рамках данного регионального проекта должны оказать влияние на такие показатели
национального проекта «Демография», как:
— увеличение суммарного коэффициента рождаемости (благодаря мероприятиям по укреплению репродуктивного здоровья);
— доля граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом (благодаря модельным муниципальным и
корпоративным программам).
В рамках регионального проекта объединены меры, направленные на формирование системы мотивации граждан к ведению здорового
образа жизни. Предусматриваемые проектом мероприятия носят комплексный характер и включают разработку мер по дальнейшему
ограничению потребления алкоголя, защите от табачного дыма, ликвидации микронутриентной недостаточности, сокращение потребления
соли и сахара, мониторингу за состоянием питания различных групп населения с применением научных исследований.
Основной задачей регионального проекта является формирование среды, способствующей ведению гражданами Новосибирской области
здорового образа жизни, включая создание на базе регионального центра медицинской профилактики, центров здоровья, отделений (кабинетов)
медицинской профилактики центров общественного здоровья. Центры общественного здоровья должны стать центральным элементов в
координации программ популяционной профилактики, реализуемых с участием представителей муниципальных властей, крупного и среднего
бизнеса, волонтерских движений и НКО, специализирующихся в сфере общественного здоровья и здорового образа жизни.
Информационная поддержка будет осуществляться в рамках ежегодной информационно-коммуникационной кампании с охватом не
менее 75% (не менее 70% в 2021 г.) аудитории граждан Новосибирской области старше 12 лет по основным каналам: телевидение, радио и в
информационно-телекоммуникационной сети «Интернет. В 2022 году будут получены и тиражированы не менее 15 рекламно-информационные
материалы, разработанные Министерством здравоохранения Российской Федерации, содержание которых будет направлено на позитивное
восприятие лицами разных возрастных и социальных групп информации о важности следования принципам здорового образа жизни. При
размещении информационных материалов будут задействованы механизмы таргетинга (география, демография, интересы, сообщества,
путешествия, устройства). Указанные меры позволят лучше понять психологию пользователя и коммуникационно воздействовать на него на
индивидуальном уровне.
Реализация муниципальных программ общественного здоровья вместе с внедрением корпоративных программ позволит максимально
охватить целевую аудиторию трудоспособной части населения Новосибирской области, повысив осведомленность граждан о принципах
здорового образа жизни.
Увеличение доли лиц, приверженных здоровому образу жизни, приведет к снижению заболеваемости и смертности от основных
хронических и неинфекционных заболеваний (ХНИЗ) (сердечно-сосудистых, онкологических) и внешних причин (например, связанных с
потреблением алкоголя) в трудоспособном возрасте. Эффективная профилактика ХНИЗ будет реализована в рамках внедрения популяционной
профилактической модели на базе создаваемых центров общественного здоровья.
1. Выделение наиболее значимых и заметных для общества укрупненных целей и задач, предусмотрев их приоритетное
финансирование и концентрацию иных ресурсов для их достижения
Наиболее значимыми задачами проекта, по которым определено приоритетное финансирование и концентрация других ресурсов, следует
считать мероприятия:
— по разработке и принятию нормативных правовых актов Новосибирской области и методических документов по вопросам ведения
гражданами здорового образа жизни, основанные на рекомендациях Всемирной организации здравоохранения, на Федеральном
законодательстве и нормативных актах Министерства здравоохранения Российской Федерации, включая создание на базе регионального
центра медицинской профилактики, центров здоровья, отделений (кабинетов) медицинской профилактики, центров общественного здоровья;
— по внедрению модели организации и функционирования центров общественного здоровья;
— по внедрению в 100% муниципальных образований Новосибирской области модельных муниципальных программ по укреплению
общественного здоровья;
— направленные на организацию деятельности по увеличению процента населения, обеспеченного доступом к отечественным пищевым
продуктам, способствующим устранению дефицита микро- и макронутриентов;
— по усилению лабораторного контроля за показателями качества пищевой продукции и соответствия ее принципам здорового питания;
— по созданию научно-методических и образовательных центров по вопросам здорового питания в Новосибирской области, на базе
которых, с учетом региональных особенностей во взаимосвязи со структурой питания для различных возрастных групп организованного
населения, будут разработаны рекомендации в целях профилактики возникновения алиментарно-зависимых заболеваний для внедрения среди
населения Новосибирской области;
— по внедрению корпоративных программ, содержащих наилучшие практики по укреплению здоровья работников;
— по проведению ежегодной коммуникационной кампании, пропагандирующей здоровый образ жизни и бережное отношение к здоровью
с охватом не менее 75% (не менее 70% в 2021 г.) аудитории старше 12 лет по основным каналам: телевидение, радио и в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет»;
— по организации и наполнению информационного ресурса, направленного на защиту потребителей от недостоверной информации о
продукции, в том числе не соответствующей принципам здорового питания, и содержащего результаты оценки качества пищевой продукции,
проводимой Роспотребнадзором.
2. Обоснование эффективности, достаточности и необходимости предлагаемых мероприятий
Предложенный вариант реализации регионального проекта в части формирования приверженности принципам здорового образа жизни и
рационального питания является достаточным и эффективным. Население Новосибирской области получит квалифицированную научнообоснованную информацию о здоровом питании, мотивирующие послания, возможность получить навыки для формирования приверженности
здоровому питанию через консультирование, информацию о качестве продуктов и их потенциальном «вреде» с точки зрения содержания
трансжиров, сахара и соли. Доступность отечественных пищевых продуктов для ликвидации дефицита макро- и микронутриентов к 2024 году
достигнет 60%.
Система мониторинга за состоянием питания различных групп населения Новосибирской области, основанная на результатах научных
исследований в области нутрициологии, диетологии и эпидемиологии, рекомендациях ВОЗ, а также связывающая здоровье населения со
структурой питания и качеством пищевой продукции, позволит осуществлять детальную оценку состояния питания населения Новосибирской
области. Полученные аналитические данные обеспечат формирование баз данных для составления рекомендаций по коррекции рационов
питания для Новосибирской области с учетом особенностей питания, и в целом обеспечат формирования пищевого поведения и пищевого
статуса, включая отклонения от принципов здорового питания.
Научно-методические образовательные центры проведут анализ всех воздействующих на человека факторов в Новосибирской области в
увязке с питанием, что позволит выработать адресные рекомендации по здоровому питанию для различных возрастных групп. К концу
реализации проекта планируется достичь охвата около 190 тыс. человек обучением по вопросам здорового и полноценного питания через
разработанные научно-методические образовательные программы в Новосибирской области.
Информационный ресурс будет направлен на защиту потребителей от недостоверной информации о продукции. Ежегодное его
наполнение и последующая поддержка будут способствовать расширению спектра предоставляемой информации о продукции, в том числе не
соответствующей принципам здорового питания, данных, содержащих, в том числе результаты оценки качества пищевой продукции,
проводимой Роспотребнадзором, а также обеспечит расширение круга потребителей, имеющих доступ к информации.
Широкомасштабная информационно-коммуникационная кампания по вопросам здорового питания, направленная на преодоление
избыточного потребления сахара, соли и жира будет проведена в целях формирования приверженности граждан Новосибирской области
принципам здорового питания. Предполагается, что кампанией будет охвачено почти все население Новосибирской области за 2021-2024 годы.
При этом кампании также будут адресными: с выбором наилучших каналов доведения информации до различных возрастных и социальных
групп и соответствующей адаптированной подачей информации.
3. Первоочередная реализация в проекте мероприятий, позволяющих оптимизировать или минимизировать стоимость
последующих мероприятий
Привлечение НКО и волонтерских организаций к внедрению модельных программ по профилактике неинфекционных заболеваний и
основам здорового образа жизни позволит компенсировать кадровый дефицит специалистов по общественному здоровью, увеличить охват
целевой аудитории без дополнительного финансирования и обеспечить вовлечение самых широких групп.
4. Сдерживающие факторы при реализации регионального проекта.
Недостаточная штатная численность сотрудников министерства здравоохранения Новосибирской области и ГКУЗ НСО «Региональный
центр медицинской профилактики», сотрудников Роспотребнадора, научных организаций Роспотребнадзра и ФБУЗ Центры гигиены и
эпидемиологии Роспотребнадора, участвующих в реализации регионального проекта, а также отсутствие в штате указанных ведомств
специалистов по коммуникационным проектам, PR, рекламе, таргетированным механизмам размещения в сети «Интернет», проектных
менеджеров, специалистов по корпоративной среде, специалистов по работе с НКО. Выделение средств в рамках предусмотренного бюджета
на привлечение указанных специалистов и проведение информационно-коммуникационной кампании необходимо для реализации
запланированных в региональном проекте мероприятий в полном объеме. Также необходимо отметить высокую стоимость размещения
рекламных роликов в сети «Интернет», трансляцию передач на теле-, радио-каналах.
Основным фактором риска недостижения целевых показателей при реализации регионального проекта является отсутствие
запланированного федерального финансирования на создание дополнительных центров общественного здоровья.
Основным фактором риска неточной оценки целевого показателя «заболеваемость ожирением» при реализации проекта стоит считать
низкую обращаемость населения по данному заболеванию, а также намеренное занижение значений веса при проведении анкетирования
населения в рамках адресных программ на региональном уровне, особенно со стороны женского населения.
Источник