Направления, основные мероприятия и параметры приоритетного национального проекта «Здоровье» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов (протокол N 2 от 21 декабря 2005 г.)
Приоритетный национальный проект «Здоровье» включает в себя направления: «Развитие первичной медико-санитарной помощи» и «Обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью».
По направлению «Развитие первичной медико-санитарной помощи» основными показателями являются: повышение доступности и качества первичной медико-санитарной помощи, в том числе:
повышение уровня квалификации врачей участковой службы (увеличение количества врачей, прошедших подготовку, на 13848); снижение коэффициента совместительства в учреждениях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, до 1,1; сокращение сроков ожидания диагностических исследований в поликлиниках до одной недели; обновление парка санитарного автотранспорта службы скорой медицинской помощи на 12120 машин; снижение числа заразившихся ВИЧ-инфекцией не менее чем на 1000 человек в год; снижение заболеваемости — гепатитом В не менее чем в 3 раза, краснухой не менее чем в 10 раз, гриппом в период эпидемии и снижение выраженности его проявления у заболевших; ликвидация врожденной краснухи; раннее выявление наследственных болезней не менее чем у 250 детей; снижение материнской смертности до 29 на 100 тысяч родившихся живыми, младенческой смертности до 10,6 на 1000 родившихся живыми; снижение частоты обострений и осложнений хронических заболеваний не менее чем на 30% и снижение временной нетрудоспособности не менее чем на 20%.
Основные мероприятия по направлению:
1. Дополнительная подготовка в 2006 — 2007 годах 13848 врачей, в том числе по 1500 врачей общей практики ежегодно. На эти цели предусматривается 0,5 млрд. рублей.
На 2006 год предусмотрено 0,2 млрд. рублей для подготовки 6318 врачей.
2. Повышение уровня оплаты труда врачей — терапевтов участковых и врачей — педиатров участковых, врачей общей практики (семейных врачей) и медицинских сестер участковых врачей — терапевтов участковых, медицинских сестер участковых врачей — педиатров участковых, медицинских сестер врачей общей практики (семейной медицины) путем осуществления ежемесячных денежных выплат врачам в размере 10 тыс. рублей и медицинским сестрам — 5,0 тыс. рублей за выполнение ими государственного задания по оказанию медицинской помощи. На эти цели на два года предусматривается 30,5 млрд. рублей. В 2006 году в федеральном бюджете предусмотрено 12,8 млрд. рублей для выплат 56145 врачам и 59433 медицинским сестрам.
С июля 2006 года будет осуществляться повышение уровня оплаты труда медицинским работникам фельдшерско-акушерских пунктов (52168 человек) и службы скорой медицинской помощи (105754 человека). На осуществление денежных выплат указанным специалистам в 2006 году предусматривается около 4,7 млрд. рублей.
3. Оснащение муниципальных учреждений здравоохранения диагностическим оборудованием и службы скорой медицинской помощи санитарным автотранспортом.
Организуется централизованная закупка диагностического оборудования для оснащения не менее 11024 муниципальных поликлиник и не менее 12120 машин скорой медицинской помощи, в том числе 480 реанимобилей и реанимобилей с кювезами.
На эти цели предусматривается 29,7 млрд. рублей на закупку диагностического оборудования и 7,5 млрд. рублей — санитарного автотранспорта, в том числе в 2006 году предусмотрено 14,3 млрд. рублей на оснащение 5512 поликлиник и 3,7 млрд. рублей на закупку 6060 машин скорой помощи.
4. Проведение мероприятий по профилактике, выявлению и лечению ВИЧ-инфицированных.
Правительством Российской Федерации определяется перечень лиц, подлежащих обязательному обследованию на ВИЧ-инфекцию. За два года будет обследовано 40 млн. человек и пролечено 30 тыс. ВИЧ-инфицированных. Будут проведены мероприятия по профилактике ВИЧ-инфекции, гепатитов В и С в наиболее социально-уязвимых группах населения. На эти цели на два года предусматривается 10,8 млрд. рублей, в том числе в 2006 году — 3,1 млрд. рублей, из них 1,6 млрд. рублей на лечение 15 тыс. ВИЧ-инфицированных и инфицированных вирусом гепатита С.
5. Проведение дополнительной иммунизации в рамках Национального календаря профилактических прививок. За два года предусматривается провести иммунизацию 25 млн. человек против гепатита В, 15 млн. человек против краснухи, 300 тыс. ослабленных детей против полиомиелита, 44 млн. человек против гриппа.
Организуется централизованная закупка вакцин для субъектов Российской Федерации, исходя из численности лиц, входящих в группы риска. Вакцинация против гриппа включается в Национальный календарь профилактических прививок,
На эти цели предусматривается 10,3 млрд. рублей, в том числе в 2006 году — 4,2 млрд. рублей для закупки вакцины: против гриппа, гепатита В — 30 млн. доз, краснухи — 5 млн. доз, гриппа — 22 млн. доз, полиомиелита — 450 тыс. доз инактивированной вакцины для ослабленных детей.
6. Обследование новорожденных детей на галактеземию, муковисцидоз и адреногенитальный синдром (расширение неонатального скрининга).
Организуется централизованная закупка тест-систем и медицинского оборудования для оснащения медико-генетических консультаций и обучение медицинских работников специальным методикам проведения скрининга.
Обследование новорожденных детей в 2006 г. проводится в наиболее подготовленных субъектах Российской Федерации. Всего на обследование в течение двух лет 2 млн. 300 тыс. новорожденных предусматривается 0,9 млрд. рублей.
На 2006 г. на эти цели предусмотрено 0,4 млрд. рублей на обследование 1 млн. новорожденных.
7. Проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан, проведение дополнительных медицинских осмотров работников, занятых на производствах с вредными и (или) опасными производственными факторами.
Программы дополнительной диспансеризации направлены на предупреждение и раннее выявление заболеваний, в том числе сердечно-сосудистых.
На эти цели в бюджете ФОМС предусматриваются 6,0 млрд. рублей, в том числе на 2006 год — 2,0 млрд. рублей, которые ФОМС направит в территориальные фонды обязательного медицинского страхования на оплату медицинской помощи, оказываемой поликлиниками в соответствии с договорами. По дополнительным программам диспансеризации, разрабатываемым Минздравсоцразвития России для различных групп населения, будут обследованы 12 млн. человек, в том числе в 2006 году — 4 млн. человек.
Порядок финансирования указанных расходов утверждается Правительством Российской Федерации.
В бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2006 год предусматривается 1,9 млрд. рублей на оплату диспансеризации граждан, работающих в отраслях с вредными и опасными производственными факторами, будет обследовано 3568 тыс. человек.
8. Оплата медицинской помощи, оказываемой государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения женщинам в период беременности и родов.
Беременным женщинам будет выдаваться «родовый сертификат» — учетный документ для оплаты медицинской помощи, оказываемой женщинам женскими консультациями в период беременности и родильными домами в период родов.
На эти цели на два года предусматривается 21,8 млрд. рублей на оплату 1500 тыс. «родовых сертификатов» в год. В бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2006 г. предусмотрено 10,5 млрд. рублей, из расчета 7,0 тыс. рублей на беременную женщину.
9. Дополнительная оплата первичной медико-санитарной помощи, оказываемой работающим гражданам и неработающим пенсионерам.
В бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2006 год предусматривается 7,0 млрд. рублей на эти цели, исходя из численности работающих граждан (55068 тыс. человек) и объема медицинской помощи.
В бюджете ФОМС предусмотрено 6,4 млрд. рублей на дополнительную оплату медицинской помощи, оказываемой неработающим пенсионерам, исходя из их численности — 30170 тыс. человек и объема медицинской помощи.
Целью направления «Обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью» является повышение обеспеченности населения высокотехнологичной медицинской помощью к 2008 году до 45%.
Основные мероприятия по направлению:
1. Строительство 15 новых центров высоких медицинских технологий в субъектах Российской Федерации. С учетом потребности населения планируется создание центров по следующим направлениям: сердечно-сосудистой хирургии, травматологии, ортопедии и эндопротезированию, эндокринологии, нейрохирургии, трансплантологии и репродуктивным технологиям.
На эти цели предусматривается 32,0 млрд. рублей, в том числе в 2006 году — 12,6 млрд. рублей на строительство 8 таких центров в Республике Башкортостан, Чувашской Республике, Краснодарском, Красноярском, Хабаровском краях, Астраханской, Пензенской, Тюменской областях и ввод в эксплуатацию 4 центров.
2. Увеличение к 2008 году в 4 раза объема высокотехнологичной медицинской помощи, закупаемой за счет средств федерального бюджета, у существующих федеральных специализированных медицинских организаций и вновь создаваемых центров высоких медицинских технологий. За два года будет пролечено 298 тыс. человек с применением высокотехнологичной медицинской помощи, на эти цели предусматривается дополнительно 16,1 млрд. рублей.
Наряду с совершенствованием механизма оплаты такой помощи путем формирования государственного задания конкретному федеральному центру на эти виды медицинской помощи, модернизируется порядок ее предоставления, в том числе введение листов ожидания.
В 2006 году предусматривается дополнительно выделить 4,1 млрд. рублей на оплату высокотехнологичной медицинской помощи на лечение 128 тыс. человек.
I. Направления реализации приоритетного национального проекта «Здоровье»
Источник
Основные приоритеты национального проекта «Здоровье»
Нацпроект «Здоровье» является одним из 4-х приоритетов социально-экономической политики государства, объявленным в 2005 г. Провозглашение приоритетов, которыми признаны здоровье, образование, жилье и сельское хозяйство, свидетельствует о том, что человек, качество и условия его жизни определяют сегодня цель и содержание государственной деятельности. С точки зрения развития экономики это свидетельствует о том, что решение таких задач на данном этапе и необходимо и возможно. С точки зрения экономтеории приоритетные национальные проекты демонстрируют реализацию принципа выборности в экономике.
Нацпроект «Здоровье» выделяет из общеотраслевых задач и проблем такие, которые во-первых, невозможно решить без господдержки; во-вторых — требуют координации межотраслевых связей; в-третьих, несут новизну и эффект масштаба общесоциального, общенационального значения.
К целям нацпроекта «Здоровье» отнесены следующие:
— укрепление здоровья населения;
— повышение доступности и качества медицинской помощи;
— укрепление первичного звена системы здравоохранения;
— усиление значимости и действенности профилактических мер как в структуре факторов здоровья, так и в оценке результативности труда врача;
— обеспечение отрасли высокотехнологичными средствами оказания медицинской помощи;
Осуществление нацпроекта «Здоровье» ориентировано на 20 лет (до 2025 г.), поэтапно, через целевые программы и подпрограммы. С 2007 г. такие целевые программы должны составляться на срок от 3-х до 6-и лет. Все нацпроекты начали реализовываться с января 2006 г.
На первом заседании Совета по реализации приоритетных национальных проектов (7 декабря 2005 г.), В.В. Путиным было отмечено, что проекты не подменяют плановые работы и в гораздо больших масштабах, чем заявлено в проектах. На все проекты запланировано порядка 800 млр. руб., а на их реализацию около 180 млр.руб. Эти суммы также только дополняют плановое финансирование отраслей. В последующем, в кризисный для экономики период, в 2009 году на правительственном уровне было объявлено, что сокращение бюджета не затронет финансирования нацпроекта «Здоровье».
Для создания экономических условий реализации приоритетов нацпроекта «Здоровье» с 2007 года правительством обозначен переход на одноканальное финансирование. Такое финансирование предполагает использование в бюджетных отчислениях подушевого принципа, экономически позволяющего строить оплату труда в медицине за качество, за результат, включая профилактику, связь больницы и поликлиники.
На этапе обсуждения нацпроекта «Здоровье» в 2005 г. поставлены вопросы о правовом обеспечении реформ в здравоохранении, и необходимости законов «Об обязательном медицинском страховании» и «О государственных гарантиях медицинской помощи в Российской Федерации».
План общего социально-экономического развития на 2008 г. до текущего 2010 г., выделил 5 целей Правительства РФ, имеющих отношение к реализации приоритетов здравоохранения:
1. Улучшение демографической ситуации и положения семей с детьми, а также детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Данная цель требует создания благоприятных условий для рождаемости и воспитания детей. Здесь уже работают положения о материнском капитале, о помощи учреждениям родовспомогательной деятельности.
2. Повышение благосостояния населения, снижения бедности и неравенства по денежным доходам населения. В данном направлении (в 2006 г.) отработан «пилотный» проект по повышению заработной платы врачам (на 10 тыс.руб.) и медсестрам (на 5 тыс.руб.). Результатом ожидалось привлечение специалистов в первичное звено (и это состоялось) и увеличение их численности с 0,2% от числа выпусков примерно до 10% уже в 2006 г.
3. Повышение качества и доступности медпомощи, лекарственного обеспечения, особенно для малоимущих групп населения, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия.
В реализации 3-й цели — повышение качества и доступности медпомощи — основной рычаг экономического свойства, это повышение эффективности функционирования системы здравоохранения.
В соответствии с решениями Президента и Правительства РФ в этом направлении предусматривается:
— завершение на основе стандартизации отработки финансирования, в 1-ю очередь стационарных медучреждений с ориентацией на конечный результат с поэтапным переходом на преимущественно одноканальное финансирование;
— определение источников и порядка финансирования такого перехода в пилотных территориях;
— отработка механизма взаимодействия всей линейки исполнительной власти в управлении здравоохранением.
4. Повышение эффективности системы социальной защиты и социального обслуживания, в 1-ю очередь — пожилых граждан и инвалидов.
5. Содействие продуктивной занятости населения, обеспечение защиты прав граждан в области труда.
Подводя итог, можно сказать, что в экономическом плане приоритетными в осуществлении нацпроекта «Здоровье» на период до 2010 г. выступали меры повышения качества медуслуг и касаются следующего:
— ориентации на конечный результат медпомощи, обеспеченный поэтапным переходом медучреждений на одноканальное финансирование в системе ОМС;
— финансирование стационарной помощи на основе стандартов по качеству оказанной помощи;
— финансирование амбулаторно-поликлинической помощи по подушевому принципу;
— реформирование оплаты труда по конечному результату, для чего необходимо обеспечить учет объемов медпомощи и оценка ее качества.
Все вышеуказанное касается основных социально-экономических вопросов реформирования отрасли, выделенных в нацпроекте «Здоровье».
Есть и еще группа вопросов, возникших в связи с реализацией такого проекта и касающихся отсутствия сегодня в РФ системы первичной подготовки, переподготовки, повышения квалификации кадров в области правового, организационного обеспечения охраны здоровья населения и реализации комплексных социально-экономических программ, проектов и реформ.
Это обстоятельство с новых позиций доказывает необходимость экономической составляющей в подготовке специалистов-медиков для профессионального решения ими вопросов рационального использования ресурсов отрасли, заинтересованности в потребительском и экономическом результате своего труда.
Источник