МБОУ гимназия №3
Пролетарск Ростовская область
Основные уровни, модели и критерии здоровья
Понятие здоровья можно рассматривать в трех уровнях:
- Общественный уровень — характеризует состояние здоровья большого контингента населения, например города, страны или всего народонаселения Земли.
- Групповой уровень — обусловлен спецификой жизнедеятельности людей, составляющих семью или коллектив, т. е. людей, объединенных профессиональной принадлежностью или условиями совместного проживания.
- Индивидуальный уровень — на этом уровне человек рассматривается как индивидуум, этот уровень определяется генетическими особенностями данного человека, образом жизни и т. п.
Каждый из рассмотренных уровней здоровья тесно связан с двумя остальными.
По современным представлениям здоровье на 50 % зависит от образа жизни, на 20-25 % — от наследственности, на 20-25 % — от действия факторов окружающей среды (включая профессиональную среду) и лишь на 5-10 % от уровня развития здравоохранения. Эти цифры очень приблизительны и недостаточно обоснованы, они базируются на экспертных оценках. На наш взгляд, роль наследственности следовало бы увеличить за счет роли образа жизни, поскольку известно, что при благоприятной генетической базе порой даже очень нездоровый образ жизни долго не приводит к серьезным заболеваниям. На бытовом уровне человеку свойственно придавать преувеличенное значение медицине и лекарствам, возлагая ответственность за свое здоровье на медицину, и недооценивать значение своих вредных привычек и образа жизни. В то же время следует иметь в виду, что человек сам отвечает за свое здоровье, медицина лишь иногда способна исправить ошибки человека в отношении к своему здоровью.
В последние десятилетия, особенно на постсоветском пространстве, в послеперестроечный период общее настроение людей таково, что им свойственно преувеличивать значение экологического неблагополучия как причины болезней. Причиной этого является изменение отношения к экологической информации, значительно большая открытость и прозрачность в данной сфере. Огромную роль сыграла в этом вопросе чернобыльская катастрофа, повлиявшая на сознание миллионов людей. Все это демонстрирует роль психологического фактора в формировании отношения к данной проблеме; разумное, взвешенное отношение к возможным причинам своих болезней у людей встречается далеко не всегда.
Возвращаясь к определению ВОЗ, следует еще раз обратить внимание, что в преамбуле устава ВОЗ здоровье определяется как состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только как отсутствие заболеваний или патологических состояний. Это определение, как уже говорилось, имеет несколько идеализированный характер и описывает состояние, которого следует стремиться достигнуть. Оно не предоставляет ни критериев, ни методов оценки здоровья. В то же время можно выделить ряд признаков, характеризующих состояние здоровья.
Можно сказать, что если человек здоров, то выполняются следующие условия:
- Основные функции организма на различных уровнях организации (целостный организм, органный, тканевой, клеточный, субклеточный) характеризуются динамическим равновесием в пределах статистических норм, выявленных в результате соответствующих медико-биологических исследований.
- Поддерживается динамическое равновесие организма и его функций в конкретных условиях внешней среды.
- Человек полностью социально адаптирован, способен к выполнению своих социальных функций и развитию.
- Организм способен приспосабливаться к постоянно изменяющимся условиям внешней среды, способен поддерживать гомеостаз и обеспечивать разностороннюю деятельность.
- Признаки болезни или болезненного состояния отсутствуют.
- Имеет место физическое и психологическое благополучие человека.
Помимо этих важных данных, необходимо сказать о так называемых различных концептуальных моделях здоровья (Хижняк М. И., Нагорная А. М., 1995). В каждой концептуальной модели понятие здоровья наполняется новым содержанием.
Рассмотрим и прокомментируем эти модели:
- Медицинская, или функциональная модель здоровья. Эта модель находится на вооружении у практической медицины. Здоровьем в данном случае считается отсутствие болезни, выявляемой объективными методами. Врач в результате медицинского осмотра и инструментального обследования либо ставит диагноз (указывает название болезни), либо делает заключение, что пациент «практически здоров» (т. е. не наблюдается явных признаков какой-либо болезни). Инициатором для взаимодействия врача и пациента, как правило, является сам пациент, предъявляющий те или иные жалобы. Очень часто, несмотря на наличие большого количества жалоб, врач не находит болезненных изменений в организме. В таком случае пациент часто обращается к другому врачу. Хорошо известно, что несмотря на убежденность врачей в отсутствии заболевания и разъяснение этого пациентам, некоторые пациенты не чувствуют себя лучше
Наоборот, многие люди, явно страдающие хроническими заболеваниями, часто не обращаются к врачу, пока симптомы не слишком их беспокоят. Иными словами, не следует забывать, что здоровье — это еще и то, что человек чувствует (насколько здоровым он сам себя ощущает). Отсюда становятся понятными ограничения функциональной модели здоровья. - Биологическая модель здоровья — основана на представлении о том, что здоровым считается человеческий индивид, у которого не выявлено отклонений от определенного биологического показателя (нормы). Нужно отметить, что большинство биологических и иных наук практически стоят на службе у медицины, и их достижения быстро внедряются для лучшего понимания сути заболеваний и разработки способов их раннего выявления и эффективного лечения. Сегодня существует огромное количество инвазивных и неинвазивных методов исследований, позволяющих довольно точно определить степень повреждения различных органов и систем, характер нарушений обмена веществ, накопления в организме токсических компонентов и т. д. Современная молекулярная генетика позволяет с абсолютной точностью указать наличие в организме дефектных генов или каких-то вариантов генов и генных констелляций (сочетаний), имеющих отношение к определенным видам заболеваний. В самом грубом варианте у больного берут какие-то анализы и сопоставляют их результаты с нормативными показателями, в самом тонком и изощренном — результаты детального изучения органов и систем больного (в том числе на молекулярном уровне) сопоставляются со всей имеющейся мировой информацией о том или ином заболевании, его признаками и характеристиками, причем часто с привлечением консультаций лучших специалистов, например по Интернету, в он-лайновом режиме. К недостаткам такой модели относятся сложность в установлении норм биологического здоровья (порой неясно, где кончается норма и начинается патология) и недостаток наших знаний о многих заболеваниях, несмотря на весь прогресс медицины. Нетрудно видеть также, что эта модель — самая затратная и дорогостоящая при ее практической реализации.
- Биосоциальная модель здоровья — рассматривает комплекс биологических и социальных признаков здоровья в их единстве, причем социальным признакам придается первостепенное значение. При этом имеется в виду, что человека нельзя рассматривать только как биологический объект. Человек — существо социальное, характеризующееся интеграцией в обществе, связями с другими людьми, социальными функциями и т. д. С этих позиций особенно важным становится психическое здоровье человека, его психологическая устойчивость, поведение человека как элемент его социальной интеграции. В настоящее время имеется ряд международно-признанных инструментов (опросников, шкал, тестов), позволяющих оценить социальный и психологический аспект здоровья человека.
- Ценностная модель здоровья — предусматривает оценку значимости здоровья для человека и общества. Преобладание тех или иных ценностей влияет на процесс принятия решений в обществе и семье. Например, если семья рассматривает здоровье как ведущую ценность, то в этой семье, очевидно, много внимания будет уделяться здоровому образу жизни, здоровому питанию, будут систематически тратиться определенные средства на оздоровление
В обществе же, в котором преобладают другие ценности, люди, как правило, предпочитают не задумываться о состоянии здоровья до тех пор, пока не потребуется срочное медицинское вмешательство. Здесь мы вновь сталкиваемся с психологическим аспектом восприятия ценностей высокого порядка. - Интегральная модель здоровья — по идее она должна включать всю сумму факторов: медицинских, биологических, социальных, личностных и т. д. По сути, это больше философская, чем практическая модель. Тем не менее, возможно, будут разработаны критерии, которые позволят объединить очень большое число параметров, отражающих все возможные измерения здоровья, и интегрировать их в единую модель, имеющую в том числе и некую числовую оценку.
На этом мы вплотную подходим к проблеме измерения (оценки уровня) здоровья. Несмотря на всю сложность и неоднозначность самого понятия здоровья, на самом деле существует множество подходов и приемов, позволяющих его измерить и выразить количественно. Последнее имеет большое значение для наблюдения за динамикой здоровья, оценки его связи с изменениями качества окружающей среды, что интересует нас в первую очередь.
Copyright © 2015 МБОУ гимназия №3 Пролетарск Ростовская область
Источник
X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2018
ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, что такое «здоровье»? Педагоги, психологи, социологи определили понятие «здоровья» как синтетическую категорию, включающую в себя: физиологическую, нравственную, интеллектуальную и психическую составляющие. Работники физической культуры и спорта, лечебной физической культуры рассматривают «здоровье» как структуру человека в целом, функционирование его органов и систем, отсутствие жалоб и болезненных ощущений, в качестве главного критерия здоровья индивида. Одним из основных показателей оптимального состояния человеческого организма является его адаптационные способности и возможности. Ритм жизни современного человека выдвигает высокие требования к трудовой, социальной, общественной деятельности, при этом, высокие информационные, коммуникативные нагрузки на психику человека оказывают крайне негативное влияние на его организм. Здоровый человек, прежде всего тот, кто адекватно, без болезненных ощущений приспосабливается к изменениям в окружающей среде, способен в новых условиях полноценно выполнять функции, связанные с выполнениями его профессиональных и социальных функций.
Проблема здоровья актуализировалась для человека в конце XIX–XXвеков. Это связано с развитием промышленности, технологических процессов производства, что привело к сокращению доли физического труда человека в производстве до 90% в сравнении с первой половиной XIX века, а также, с кардинальными изменениями окружающей среды. Наверное, можно говорить о том, что ее негативное воздействие проявилось раньше по сравнению с другими глобальными проблемами.
XX век отличителен многими открытиями в области медицины, физиологии, биологии то есть наук. которые изучают человека. С одной стороны, научно-технических прогресс, образование, просвещение, позволили бороться с рядом ранее считавшихся неизлечимыми болезней и предупреждать их. Например, исследования Павлова, благодаря которым физиолог производил свои знаменитые опыты с собаками, известен каждому школьнику. Ученый смог не только исследовать состав пищеварительных соков, чем заложил основы современной физиологии, но и сделать важные выводы относительно работы центральной нервной системы. Именно поэтому метод Павлова в психологии не менее важен, чем в области физиологии и медицины. Опираясь на открытое им понятие условного рефлекса, ученый смог объяснить сложнейшие процессы, происходящие в коре головного мозга человека.
С другой стороны, изменился весь образ жизни человека — что создало новые опасности для его здоровья. Если в прошлые века миллионы жизней уносили инфекции, эпидемии, то сегодня это, главным образом, сердечно—сосудистые, нервно-психические, злокачественные, обменные, аллергические, иммунодефицитные заболевания.
Что же изменилось в образе жизни человека? С моей точки зрения, ключевыми моментами являются повсеместная автоматизация и «перепотребление».
Говоря об автоматизации, следует отметить, что она вызвала сокращение ручного труда, что привело к снижению физической активности (гиподинамии) — важному компоненту проблемы хронических заболеваний, значение которого постоянно возрастает. Около 60% населения не получают рекомендуемый в виде 30-минутной ежесуточной нагрузки средней интенсивности , а доля лиц, не проявляющих в течение недели вообще никакой физической активности, достигает 28%. Риск развития заболеваний сердца и сосудов увеличивается почти в полтора раза у людей, ведущих пассивный образ жизни. Снижение двигательной активности молодого поколения с большей долей вероятности приведет к росту сердечно-сосудистых заболеваний в будущем. Ученые пришли к выводу, что еженедельная двигательная нагрузка для молодежи равна 8-12 часам при пульсометрии 140-150 ударов в минуту; для людей старшего поколения эта нагрузка составляет 4-6 часов при пульсометрии 120-130 уд/мин. Подчеркиваю, это норма для оптимального течения метаболических процессов в организме человека. Относительный риск коронарной болезни сердца, связанный с отсутствием физической активности, сопоставим с рисками, которые наблюдаются при высоком уровне холестерина, повышенном кровяном давлении и курении сигарет. Менее активные люди имеют на 30-50% больший риск развития такой болезни как гипертония.
Как известно, физическое развитие человека продолжается до 20-25 лет. Этот период является очень важным жизненным этапом молодого человека. Его планы выстраиваются такими что как правило, после окончания средней школы, продолжается обучение в университете. От состояния здоровья человека, его физического развития зависят не только долголетие, реализация жизненных планов, но выполнение социальных функций. Необходимо учитывать ритм современной жизни, скорость информационного потока в современном обществе, возросшие в первой половине 21-го века. Роль информации сегодня является определяющей, выдвигающей высокие требования не только к интеллектуальному и профессиональному уровню сотрудника, но и к его физическому и функциональному состоянию. Исследования показывают, что информационное влияние, оказываемое на человека, в этот период, в несколько раз превышает его двигательную деятельность. Поэтому крайне необходимо соблюдать правильный суточный режим с целью оптимизации соотношения между интеллектуальной и физической нагрузками. Для студентов в этом возрасте полезен здоровый семи, восьми, часовой сон и ежедневное потребление 2400-2800 калорий, для сравнения, калорийность питания детей раннего школьного возраста, когда внешнее воздействие информации не столь объемное, составляет 2000-2300 ежедневно, а оптимальная продолжительность сна не менее 9 часов.
Что касается «перепотребления», являющегося итогом расточительности и нерационального использования имеющихся земельных и продовольственных ресурсов, компенсировать возникший дефицит возможно при условии потери качества продукта.
Численность людей на планете ежегодно возрастает, и, соответственно, растут потребности человечества в целом. Для удовлетворения своих биологических нужд, необходимо кардинально изменить отношение к имеющемуся земельному и природному фонду нашей планеты. В погоне за решением продовольственных задач, земле практически не предоставляется полноценных отдых, как следствие, состав почвы изменяется и возникают весомые проблемы, такие как: эрозия, подкисление, разрушение структуры, деградация минеральной основы и т.д. Например, на юге Китая урожай с одних земель собирают три раза в год, добавляя в землю химикаты, чтобы восполнить запас необходимых ей витаминов и минералов. Из моего полугодового пребывания там, на личном опыте убедился: этих мер недостаточно, и производимая на таких землях сельхозпродукция является низкого качества. При приготовлении еды из таких сельхозпродуктов для человеческого организма, требуется различные пищевые добавки и специи, повышающие ее калорийность. Адаптированность к ним, а также, климатическими условиями стран Азии объясняется тот факт, что население в этих регионах предпочитают разнообразие в пище.
Всего полвека назад для того, чтобы поддерживать жизнедеятельность организма в тонусе и насытить его полезными витаминами, минералами, белками, жирами и углеводами, человеку достаточно было употреблять по 500 грамм фруктов ежедневно. Изменения, произошедшие в окружающей среде и природе, а также, в образе жизни человека, изложенные выше, привели к тому, что сегодня нам следует употреблять уже 60 килограммов фруктов ежедневно, для полного восстановления баланса в организме. Именно этим объясняют специалисты и диетологи появление ГМО и полуфабрикатов в нашей жизни. Но чрезмерное злоупотребление продуктами такой категории ухудшают здоровье людей, создавая предпосылки для патологий хронических заболеваний
Генетически модифицированные организмы (ГМО)— это растения, животные и микроорганизмы, чей генетический материал дезоксирибонуклеиновая кислота (ДНК) был целенаправленно изменен, в отличие от случайных, естественных и искусственных мутаций,путем внесения одного или нескольких фрагментов генома другого организма.Многие диетологи опасаются популярности ГМО в наше время:«Сейчас мы едим совсем не то же самое, что ели 20 лет назад. Почти 80% продуктов в супермаркетах содержат ГМО, созданные в лабораториях. А ведь три с лишним миллиарда лет эволюции обходились без такого вмешательства! Сегодня же над продуктами совершаются абсолютно новые и радикальные эксперименты». Они советуют стараться не употреблять их, а питаться только здоровой, растительной пищей.
Существуют и биологические добавки на основе натурального, экологического продукта, получаемые путем высокоэффективных, высокотехнологичных процессов из натуральных растительных и животных продуктов, что значительно повышает их ценность и способствует хорошему усвоению организмом. В составе таких добавок находятся вещества, оптимальное соотношение которых позволяет применять их целенаправленно для профилактики и терапии различных заболеваний. Вышеназванные проблемы заставили человечество, с целью сохранения и улучшения здоровья, обратить внимание на натуральные продукты, их качество и биологический состав. На законодательном уровне многие страны заставили производителей сельхозпродукции и торговые сети маркировать продукцию специальными знаками, информирующими о его натуральности, энергетической и биологической ценности
Находясь под положительным впечатлением от длительной поездки в Китай, отмечу, что большинство людей там достаточно трудолюбивы, энергичны, ведущие активный образ жизни. Удивительным образом сочетающих достижения современных производственных технологий, автоматизации и оптимальным двигательным суточным режимом, позволяющим активно противостоять главной угрозе человечества – гиподинамии. При этом, восточная культура питания и кулинария позволяет восполнять запас полезных веществ в организме, как правило, из щелочной группы продовольствия, фрукты и овощи, что является одним из факторов их активного образа жизни, оптимистичности и жизнелюбия.
Данные примеры наглядно отражают то, что в наше время нельзя забывать о собственном здоровье, нужно систематически заниматься физическими упражнениями, физической культурой, вести здоровый образ жизни. Именно это является фундаментом успешной карьеры, реализуя актуальный и сегодня принцип гармоничного развития человека, в котором прекрасно все: и лицо, и одежда, и душа, и мысли (А.П. Чехов).
1.Всемирная организация здравоохранения. Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний: Карманное пособие по оценке и снижению риска сердечно-сосудистых заболеваний/ Всемирная организация здравоохранения 2007 – 22 с.
2. Реймерс Н. Ф. Охрана природы и окружающей человека среды / Просвещение, 1992 — 320 с.
3. Менхин Ю. В., Менхин А. В. Оздоровительная гимнастика:теория и методика /Менхин Ю. В. 2002 – 220 с.
4. Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Ценности физической культуры в здоровом стиле жизни / Бальсевич В.К. 1994 – 25 с.
5. Артбаронов Р.А. Системная концепция индивидуального здоровья с позиции практической медицины /Артбаронов Р.А.2005 — 79 с.
6. Вальков В.Ф., Казеев К.Ш., Колесников С.И. Экология почв: Учебное пособие для студентов вузов. Часть 3. Загрязнение почв / УПЛ РГУ 2004 — 54 с.
7. Чехов А.П. Дядя Ваня / Чехов А.П. 1897 – 87 с.
Источник