Меню

Основные концепции здоровья античная адаптационная

Античная и современная концепции здоровья

Античная Современная
Здоровье связывается с внутренним устройством человека и мало затрагивает систему его отношений с окружающим миром. Внутриличностный аспект здоровья — внутренняя согласованность телесных и душевных проявлений человека. Здоровье — гармония и соразмерность телесных и душевных составляющих. Быть здоровым означает неуклонно следовать собственной природе и общей природе вещей. Здоровая жизнь основывается на руководстве разума. Основные душевные качества здорового человека — здравомыслие и самообладание. Обращение к самому себе — необходимое условие здорового и полноценного существования. Внутреннее устройство здорового человека аналогично по строению совершенному устройству мироздания: Космос — порядок и согласованность, первопринцип; в высших сферах – единое благо, в рамках полиса — единый закон, для человека — мудрость и здоровье. Главные принципы – умеренность (соразмерность) и забота о себе (самообладание и самоопределение). Оздоровительные техники:процедуры испытания (самоограничение и обуздание потребностей в различных сферах жизни); — практика самоанализа или “рассуждений о делах” (ежедневные самоотчеты о перипетиях минувшего дня с тщательным разбором собственных поступков и действий); — работа мысли над собой — глубокая рефлексивная практика (самоосмысление) Концептуальная основа: представления об организме как единой, целостной саморегулирующейся системе. Основные компоненты:физиологический (уровень роста, развития и текущее состояние органов и систем организма) — обеспечивает физическую работоспособность и адекватную адаптацию организма к внешним условиям — психологический (состояние психической сферы; включает мотивационно-эмоциональный, мыслительный и нравственно-духовный элементы) — обеспечивает умственную работоспособность и адекватное поведение — поведенческий (внешнее проявление состояния организма на основе жизненной позиции (активной, пассивной, агрессивной) и способностей к общению) — обеспечивает адекватность/ неадекватность поведения во взаимодействии организма с внешней средой (биологическ. и социальн.), умение налаживать межличностные отношения. Здоровый образ жизни – это типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют адаптационные и резервные возможности организма, обеспечивая успешное выполнение социальных и профессиональных функций. Биологические принципы ЗОЖ: — соответствие возрасту, ритмичность и умеренность; — должен б. укрепляющим и энергетически обеспеченным. Социальные принципы – эстетики, нравственности, воли и самоограничений. Поведенческие факторы ЗОЖ: — культивация положительных эмоций, — оптимальная двигательная активность, — рациональное питание, — образ жизни, соответствующий биоритмам, — эффективная организация труд. деятельности, — отказ от вредных привычек. Приобщение к ЗОЖ начинается с формирования мотивации здоровья на возрастном и деятельностном принципах — с раннего детства через оздоровит. деятельность по отношению к себе. Мотивы к ЗОЖ: самосохранения, подчинения этнокультурным требованиям, получения удовольствия от здоровья, возможности самосовершенствования и маневрирования в обществе, достижения максимально возможной комфортности в плане здоровья.

Связь психологии и медицины

Каким образом связаны известные психологические направления с медициной? – Почти все они вышли из практического лечения неврозов.

Как связаны познавательные психические процессы с деятельностью врача? — Знание познавательных процессов непосредственно необходимо лечащему врачу. Зрение – офтальмология, слух – отоларингология и так далее. Психологические знания в работе врача – сфера межличностных отношений, отражение психического состояния в картине болезни, знание картины личности пациента.

Связь психологии с медицинскими науками обусловлена двойственной природой человека (социального и биологического существа). Большинство психических явлений имеет физиологическую обусловленность. Сегодня хорошо известны факты психосоматического и соматопсихического взаимовлияния. Суть в следующем: психическое состояние человека отражается на его физиологическом состоянии, а в определенных ситуациях психические особенности могут способствовать развитию какого-либо заболевания. Хроническое заболевание сказывается на психическом состоянии больного. В современной медицине получили активное развитие методы психотерапевтического воздействия словом.

Читайте также:  Кто создал угмк здоровье

Одна из отраслей психологии – медицинская психология – изучает психологические аспекты гигиены, профилактики, диагностики, лечения, экспертизы и реабилитации больных. Область исследований медицинской психологии – вопросы возникновения, развития и течения болезней, влияние болезней на психику и наоборот. Важнейшая проблема медицинской психологии – взаимодействие психических и соматических процессов, закономерности формирования у больного представления о своем заболевании, изучение динамики осознания своего состояния у больного, использование компенсаторных и защитных механизмов личности в терапевтических целях, изучение психологического воздействия лечебных методов и средств.

Структура медицинской психологии: клиническая психология (патопсихология, нейропсихология, соматопсихология), общая медицинская психология; психопрофилактика и психогигиена; психокоррекция.

Связь психологии и медицины на уровне понятийного аппарата осуществляется через такие термины как здоровье, болезнь, телесная функция.

Здоровье – характеристика целостного развития человека; состояние организма, при котором он в целом и все его органы способны полностью выполнять свои функции. Определение ВОЗ: состояние полного физического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Психическое здоровье – состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества.

Параметры здоровья:

1. Приспособленность к природному окружению — способность не только выживать в биологической среде, но и активно ее преобразовывать

2. Нормальность — соответствие определенным нормам, устоявшимся в рамках конкретной культуры

3. Стрессоустойчивость и стабильность — способность поддерживать функционирование организма и психики на оптимальном уровне, сохраняя постоянство внутренней среды

4. Гармоничная включенность в сообщество людей — приспособленность личности к ее социальному окружению, результат социализации

Болезнь (мед. термин) – состояние организма, характеризующееся повреждением органов и тканей в результате действия патогенных факторов, развертыванием защитных реакций, направленных на ликвидацию повреждений; сопровождается ограничением приспособляемости организма к условиям окружающей среды и снижением или потерей трудоспособности.

Болезнь (психол. термин) – состояние ущербной жизнедеятельности, которое проявляется тягостным самочувствием, временной утратой или стойким ограничением физической дееспособности, направленной, прежде всего, на самосохранение.

Внутренняя картина болезни – отражение в психике больного своей болезни; субъективно-психологическая сторона заболевания; концепция болезни, созданная больным (ощущения, эмоции, познание болезни). Термин Р.А. Лурия. 1944.

Модель ВКБ Гольдшейдера-Лурия. Разработка Лурией ВКБ базировалась на идеях Гольдшейдера. Модель состоит из двух частей: аллопластическая КБ (функциональные и органические патологические изменения в связи с развитием заболевания) и аутопластическая КБ (сумма всех ощущений патологии и интеллектуальное осмысление, сензитивный – совокупность болезненных ощущений и связанных с ними эмоциональных состояний больного, и интеллектуальный – знание о болезни и ее эмоциональная оценка).

Уровни ВКБ: 1 – непосредственно чувственный, 2 – эмоциональный, этап первичного означения, 3 – когнитивный, вторичное означение, 4 – мотивационный, личностный.

Читайте также:  Сценарий спортивного развлечения во второй младшей группе день здоровья

Наиболее распространенными методами исследования внутренней картины болезни являются клиническая беседа и специальные опросники.

Составляющие ВКБ

I уровень – чувственный, непосредственно-чувственный.

Больной испытывает неприятные, дискомфортные ощущения, которые являются отражением в психике соматических или психических нарушений

II уровень – эмоциональный (переживание болезни), этап первичного означения.

Неявные, нечеткие впечатления переходят в перцептивные образы (образы восприятия). Образы внутреннего восприятия вербализуются — означаются определенным словом. Больной называет свои состояния. Найденное означение может влиять на чувственное ощущение человека.

III уровень – рациональная переработка, когнитивный этап, вторичное означение.

Создание концепции болезни, мифы болезни и лечения. Больной создает собственную концепцию болезни: определяет причины болезни, возможные пути течения на основе знаний о собственном теле и болезнях.

IV уровень – мотивационный, личностный.

Больной определяет, что значит для него то или иное заболевание, как оно повлияет на его дальнейшую судьбу. Идет переоценка ценностей, изменение миропонимания, вырабатывается тактика проживания с болезнью.

Источник

Медична соціологія

1. Античная концепция здоровья.

Одним из наиболее ранних определений здоровья считается понятие, выдвинутое греческим философом Алкмеоном в V веке до нашей эры. Он определил здоровье как гармонию или равновесие противоположно направленных сил. Аналогичное определение есть у Платона, который считал, что здоровье, как и красота, требует согласия противоположностей и выражается в соразмерном соотношении душевного и телесного.

Здоровье, в античном понимании, прежде всего ориентировано на внутреннее устройство человека. В гораздо меньшей степени оно связывается с системой отношений индивида с окружающим миром и другими людьми.

Здоровье трактуется как гармония и соразмерность. Здоровое состояние человека базируется на оптимальном соотношении телесных и душевных составляющих. Быть здоровым – значит следовать собственной природе и общей природе вещей. Здоровая жизнь основывается на руководстве разума. Внутренняя согласованность достигается тогда, когда человек, руководствуясь разумом, живет в полном согласии со своей природой, не искажая ее (например, чрезмерной приверженностью к чему-либо) и не противодействуя ей. Основными качествами здорового человека являются здравомыслие и самообладание. В результате этих качеств человек овладевает собственными страстями, стойко переносит лишения и не зависит от внешних обстоятельств. Например, философ Эпиктет говорил: «Раб тот, кто не умеет владеть собой». Необходимым условием здорового существования является обращение к себе. Любые внешние блага, материальные ценности являются преходящими. Известным является высказывание Сократа – «Сколько же есть на свете вещей, без которых можно жить». Здоровый человек – это проявление упорядоченности и согласованности Космоса. Именно поэтому условием здоровья является подчиненность физического существования высшим законам.

Античные принципы здорового существования нашли отражение и в средневековой медицине. Это четко прослеживается в арабской школе врачевания, прежде всего в трактатах Авиценны. Он писал, что здоровье зависит от «уравновешенности человеческой натуры и от пропорциональности ее сложения». Созданный Авиценной канон медицинской науки оказал большое влияние на развитие медицины в средневековой Европе. Следуя заветам античных и арабских врачей, средневековые врачеватели стремились привести своих пациентов к безмятежному, спокойному, уравновешенному существованию, в котором они усматривали эталон здоровья. Слово diaeta, которое часто встречается в трудах средневековых врачей, относится не только к еде, но и обозначает «умеренность в жизни вообще». Соблюдение меры считалось первоосновой здорового существования.

Читайте также:  Статьи для военкомата по здоровью

В целом же, данный подход можно назвать медико-философским осмыслением здоровья.

2. Адаптационная модель здоровой личности.

Этот подход рассматривает здоровье в контексте отношений личности с окружающей средой. Такое представление о здоровье возникает в ХІХ веке. Теоретические предпосылки данного направления лежит в представлениях О. Конта и Э. Дюркгейма, которые любые проявления жизни человека рассматривали как функцию его социальных отношений. В рамках адаптационного направления можно выделить психофизиологический (биологический), эволюционистский и социально-ориентированный подходы к здоровой личности.

С позиций психофизиологического (биологического) подхода уровень здоровья – это оптимум психофизического реагирования на внешние стимулы. Его поддержание обеспечивает целостность и стабильность организма. Биологическое здоровье связано с сохранением постоянства внутренней среды организма в условиях непосредственного и активного контакта с окружающей средой. Данный подход к здоровью отражает понятие гомеостазиса.

Эволюционистский подход рассматривает приспособление на уровне человечества в целом. В частности, Конрад Лоренц рассматривал человечество как живую макросистему, которая приобретает в процессе эволюции новые свойства. Таким образом, здоровым является все, что полезно и целесообразно для выживания вида. Человечество не только приспосабливается к окружающей среде, но и активно ее преобразует. В рамках теории биосферы В.И Вернадского к здоровым видам деятельности человечества можно отнести те, которые упорядочивают среду обитания. Если же социальные институты используют формы деятельности, которые вступают в противоречие с природными закономерностями, это приводит к разрушению и вырождению популяции.

Социальный аспект адаптационной модели здоровья рассматривает его как результат того или иного уровня взаимодействия в обществе. Например, Э. Дюркгейм считал, что условием психического здоровья индивида является его включенность в систему социальных отношений и высокий уровень интеграции социальных связей. Таким образом, здоровье здесь рассматривается со стороны взаимодействия индивида с социальной средой. Здоровая личность – это человек, поведение которого соответствует принятым в обществе нормам и правилам. Таким образом, здоровье в рамках этого направления отождествляется с нормальностью, с нормальным социальным функционированием. Например, нормальный (здоровый) человек, это тот, кто закончит школу, получит образование, создаст семью, будет нормально трудиться и т.д. Таким образом, в рамках данного подхода здоровье является важной социальной предпосылкой нормального функционирования общества.

3. Антропоцентрический эталон здоровья.

Особенно активно данное представление о здоровье развивалось в ХХ веке. В основе антропоцентрического подхода лежит представление о высшем (духовном) предназначении человека. Личность рассматривается как свободно развивающаяся, открытая опыту и ориентированная на высшие достижения индивидуальность. К наиболее устойчивым характеристикам здоровой личности можно отнести следующие:

— самоактуализация – направленность на саморазвитие и раскрытие личностного потенциала;

— полноценное развитие и личностный рост, что предполагает готовность к жизненным переменам, умение активно преодолевать трудности и переходить к более высоким уровням существования;

— открытость опыту, что означает способность принять жизненные неудачи как уроки и не терять доверия к миру при любых невзгодах;

— способность к подлинному диалогу – умение принять другого человека таким, какой он есть и не стараться изменить его;

— свобода в переживании и самовыражении, что является условием творчества;

Источник

Adblock
detector