Выделяют три вида здоровья: физическое(соматическое), психологическое и социальное.
Физическое здоровье (соматическое) – важнейший компонент в сложной структуре состояния здоровья человека. Оно обусловливается способностью организма к саморегулированию.
Физическое здоровье – это состояние организма человека, характеризующееся возможностями адаптироваться к различным факторам среды обитания, уровнем физического развития, физической и функциональной подготовленностью организма к выполнению физических нагрузок.
Содержание физического здоровья часто связывается с понятием возраста человека. Биологический возраст отражает функциональную зрелость организма, как его отдельных тканей, органов, систем, так и всего организма в целом.
Степень физического здоровья человека достоверно устанавливает медицина, используя специальные дифференциально-диагностические приемы.
Показатели психического здоровья представлены рядом отечественных авторов (Громбах A.M., 1988; Тхостов А.Ш., 1993; Лебединский В.В., 1994; Карвасарский Б.Д., 1982 и др.)
С учетом жалоб на здоровье самого человека, выделяются четыре группы людей:
ü 1 -я группа — совершенно здоровые люди, жалоб нет;
ü 2-я группа — легкие функциональные нарушения, эпизодические жалобы астено-невротического характера, связанные с конкретными психотравмирующими событиями, напряжение адаптационных механизмов под влиянием отрицательных микро социальных факторов;
ü 3-я группа — лица с доклиническими состояниями и клиническими формами в стадии компенсации, стойкие астеноневротические жалобы вне рамок трудных ситуаций, перенапряжение механизмов адаптации (в анамнезе у таких лиц неблагополучие беременности, родов, диатезы, травмы головы и хронические инфекции);
ü 4-я группа — клинические формы заболевания в стадии субкомпенсации, недостаточность или поломка адаптационных механизмов.
Переход от психологического к социальному уровню условен. На психическое здоровье воздействуют социальные факторы, семья, общение с друзьями и родственниками, работы, досуга, принадлежности к религии и т.п. Только люди со здоровой психикой чувствуют себя активными участниками в социальной системе, а само душевное здоровье принято определять как вовлеченность в общение, в социальное взаимодействие.
Критерии психического здоровья основываются на понятиях «адаптация», «социализация» и «индивидуализация» (Абрамова Г.С., Юдчиц Ю.А.,1998).
Понятие «адаптация » включает способность человека осознанно относиться к функциям своего организма (пищеварения, выделения и др.), а также его способность регулировать свои психические процессы (управлять своими мыслями, чувствами, желаниями). Пределы индивидуальной адаптации существуют, но адаптированный человек может жить в привычных для него геосоциальных условиях.
Социализация определяется по трем критериям, связанным со здоровьем человека.
ü Первый — связан со способностью реагировать на другого человека, как на равного себе. «Другой такой же живой, как и Я».
ü Второй критерий определен как реакция на факт существования определенных норм в отношениях с другими и как стремление следовать им.
ü Третий критерий — то, как человек переживает свою относительную зависимость от других людей. Существует для каждого человека необходимая мера одиночества, и если человек эту меру переступает, то он чувствует себя плохо. Мера одиночества — это своеобразная соотнесенность необходимости в независимости, уединенности от других и своего места среди своего окружения.
Индивидуализация, по К.Г. Юнгу, позволяет описывать становление отношения человека к самому себе. Человек сам создает в психической жизни свои качества, он осознает свою собственную неповторимость как ценность и не позволяет разрушать ее другим людям. Способность признавать и сохранять индивидуальность в себе и других — один из важнейших параметров психического здоровья.
Возможности адаптации, социализации и индивидуализации имеются у каждого человека, степень их реализации зависит от социальной ситуации его развития, идеалов нормативного человека данного общества в данный конкретный момент.
Однако можно заметить и недостаточность этих критериев для полного описания внутренней картины здоровья. Она в частности связана еще и с тем, что любой человек потенциально имеет возможность посмотреть на свою жизнь со стороны и оценить ее (рефлексия). Существенной особенностью рефлексивных переживаний является, то, что они возникают помимо воли и индивидуальных усилий. Они являются предпосылками духовной жизни человека, в которой, в отличие от психической жизни, результатом является переживание жизни как ценности.
Духовное здоровье человека, как подчеркивают многие психологи (Маслоу А., Роджерс К. и др.), проявляется, прежде всего, в связи человека со всем миром. Это может проявляться разнообразно — в религиозности, в чувствах красоты и гармонии, восхищения перед самой жизнью, радости от жизни.
Переживания, в которых осуществляется связь с другими людьми, соответствие конкретному идеалу человека и составляют содержание внутренней картины здоровья как трансцендентального, целостного представления о жизни.
Характеристика здоровых людей (по А. Маслоу):
1) Высшая степень восприятия реальности
2) Более развитая способность принимать себя, других и мир в целом такими, какими они есть на самом деле
3) Повышенная спонтанность, непосредственность
4) Более развитая способность сосредоточиться на проблеме
5) Более выраженная отстраненность и явное стремление к уединению
6) Более выраженная автономность и противостояние приобщению к какой-то одной культуре
7) Большая свежесть восприятия и богатство эмоциональных реакций
8) Более частые прорывы на пик переживаний
9) Более сильное отождествление себя со всем родом человеческим
10) Улучшение в межличностных отношениях
11) Более демократичная структура характера
12) Высокие творческие способности
13) Определенные изменения в системе ценностей
Социальное здоровье находит отражение в следующих характеристиках: адекватное восприятие социальной действительности, интерес к окружающему миру, адаптация к физической и общественной среде, культура потребления, альтруизм, эмпатия, ответственность перед другими, демократизм в поведении.
«Здоровое общество» — это то общество, где минимален уровень «социальных болезней» (Никифоров Г.С., 1999).
Социальное здоровье включает:
· социальную значимость тех или иных заболеваний в силу их распространенности вызываемых ими экономических потерь, тяжести (т.е. угрозы для существования популяции или страха перед такой угрозой);
· влияние общественного устройства на причины возникновения болезней, характер их течения и исходы (т.е. возможности выздоровления или смерти);
· оценку биологического состояния определенной части или всей человеческой популяции на основе интегрированных статистических показателей, составляющих социальную статистику.
Таким образом, перспективными направлениями психологии здоровья являются изучение механизмов здоровья, развитие диагностики здоровья (определение уровней здоровья) и пограничных состояний, отношение системы здравоохранения и профилактики к здоровым клиентам. Практическая задача – создание простых и доступных для самостоятельного применения тестов по определению здоровья и начальных стадий заболеваний, по формированию разнообразных профилактических программ.
Несмотря на то, что проблемы психического здоровья активно изучались отечественными психологами, психология здоровья как отдельная область знаний больше распространена за рубежом, где активнее внедряется в практику медицинских учреждений. В современной России психология здоровья как новое и самостоятельное научное направление проходит стадию своего становления.
Дата добавления: 2015-10-09 ; просмотров: 16680 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Источник
Основные компоненты здоровья соматический физический
Основы здорового образа жизни студента
1. ЗДОРОВЬЕ И ЕГО КОМПОНЕНТЫ
Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни населения, особенно молодежи, являются сегодня актуальной проблемой. Как отмечает А.Г. Сухарев (Здоровье и физ. воспитание детей и подростков,1991 г., с.34), среди современной молодежи можно выделить две взаимно противоположные группы: одна резко ограничивает свою двигательную активность и игнорирует средства физического воспитания, а другая одержима большими спортивными результатами и стремлением использовать для этого максимальные тренировочные и соревновательные нагрузки. Это не способствует укреплению здоровья, гармоничному развитию человека и готовности к разнообразной деятельности. Поэтому необходимо творческое осмысление теоретических и практических основ существующей системы физического воспитания с учетом необходимости укрепления здоровья молодежи.
В ХIХ веке немецкий философ А. Шопенгауэр говорил: «Вообще 9/10 нашего счастья основано на здоровье. При нем все становится источником наслаждения». Формирование здорового образа жизни у молодежи имеет исключительное значение. Молодые люди составляют до 30% населения земного шара. В молодости (16-29 лет) закладывается основа трудовых, нравственных позиций, а также здоровья человека.
Что же такое здоровье?
Известно также определение, принятое Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), в соответствии с которым
По мнению Г.А.Апанасенко (2001) феномен жизни обеспечивается типовыми специализированными структурами, деятельность которых реализуется постоянной циркуляцией потоков пластических веществ, энергии и информации внутри системы, а также между ней и окружающей средой. На основании этого он дает следующее определение здоровью:
В настоящее время принято выделять следующие компоненты здоровья (Петленко В.И. и Давиденко Д.Н., 1998):
В обобщенном и несколько упрощенном виде критериями здоровья являются: для соматического и физического здоровья — я могу; для психического здоровья — я хочу; для нравственного здоровья — я должен.
Источник
IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2017
ПОНЯТИЕ ЗДОРОВЬЯ, ЕГО КОМПОНЕНТЫ
На данный момент есть огромное количество определений понятия «здоровья». Но среди существующих понятий «здоровье», ни одно из определений не описывает его полностью.
В общебиологическом смысле здоровье определяют как гармоничное единство обменных процессов между организмом и окружающей его средой и согласованное течение обменных процессов внутри организма, проявляющееся в оптимальной жизнедеятельности его органов и систем [1, c.5]
В соответствии с данным понятием следует проанализировать трехкомпонентную структуру здоровья, которая включает в себя физическую, психическую и социальную части.
К физическому компоненту здоровья мы относим не только «отсутствие заболеваний и физических дефектов, в том числе и генетических, но и резервные возможности организма, обеспечивающие адаптационные реакции; способность органов и систем органов функционировать в нормальном режиме, адекватно реагировать на воздействие окружающей среды» [7, c.6].
Под психическим здоровьем принято понимать соответствующее данным восприятие окружающего мира, адекватное протекание психических процессов, отсутствие выраженных психических расстройств, наличие функциональных резервов организма, дающих возможность личности справляться с трудностями и стрессовыми ситуациями, а также состояние равновесия человека с окружающим миром, в том числе — с обществом, в котором он живет. Психическое здоровье состоит из следующих компонентов: положительное отношение к себе, оптимальное развитие и самореализация личности, личная автономия, умение адекватно воспринимать окружающий мир и воздействовать на него. Психическое здоровье — это состояние душевного комфорта, обеспечивающее адекватную обстоятельствам поведенческую реакцию.
Одним из компонентов психического здоровье принадлежит нравственное здоровье человека. Это совокупность эмоционально-волевых и мотивационно – потребностных качеств человека, систему ценностей, установок, мотивов поведения в обществе.
Социальная составляющая здоровья – это понимание человеком себя в качестве субъекта определенного пола и способность к взаимодействию с другими людьми.
Образовательные учреждение и страна в начале XX века взяли на себя ответственность за здоровье детей, тем самым убрав данную ответственность с их родителей и с общества в целом; поскольку каждая школа должна была обеспечивать и контролировать ведение здорового образа жизни. Но этого недостаточно, поскольку это проблема общества. К несчастью, за сотню лет ситуация мало в чем изменилась, и осознания ценности здоровья нет ни в нашем обществе, ни в семье. Поэтому образовательные организации не в силах решать эту проблему в одиночку.
При организации учебно-воспитательного процесса в школе педагогу необходимо предпринимать меры по уменьшению негативного воздействия условий, в которых происходит образовательный процесс на здоровье учащихся [4, c.7].
Итак, здоровье необходимо рассматривать вкупе трех компонентов: физического, психического и социального, потому что нельзя выделить самый значимый и основной компонент. Рассматривая существующие школьные факторы риска и статистику заболеваемости среди учащихся, можем сделать вывод о том, что основной задачей в наши дни является здоровьесберегающая педагогика, поскольку в современном образовательном процессе школы необходимо использование здоровьесберегающих технологий.
Результаты проведенной в нашей стране диспансеризации показывают, что за последние годы заболеваемость детей в возрасте до 14 лет возросла в 1,4 раза. Данная проблема очень важна, здоровье учеников, особенно в последние годы, сильно ухудшается, в связи с этим использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе крайне необходимо.
Здоровьесберегающие технологии нельзя рассматривать только как альтернативу всем иным педагогическим технологиям, так как цель любой педагогической (образовательной) технологии — достижение того или иного образовательного результата в образовательном процессе, воспитании, развитии. Здоровьесбережение не должно находиться в качестве главной и единственной цели образовательного процесса, оно должно быть только условием достижения основной цели. Понятие здоровьесбережение относится к качественной характеристике образовательной технологии, показывающей, насколько при реализации этой технологии решается задача сохранения здоровья субъектов образовательного процесса (педагогов, учащихся). С другой стороны, здоровьесбережение может проявляться в качестве приоритета в идеологии и принципах педагогической деятельности. Единственный путь решения проблемы формирования здорового образа жизни — создание системы воспитания ЗОЖ школьников в образовательных учреждениях с активным участием семьи и других социальных институтов. Все меры, направленные на предупреждение употребления алкоголя, табака, наркотиков среди учащейся молодежи и пропаганду ЗОЖ, должны представлять собой не одноразовые мероприятия, а являться главной частью долгосрочных программ, направленных на формирование безопасного и ответственного поведения подрастающего поколения.
Деятельность по организации здоровьесберегающих технологий в школе направлена на формирование культуры здоровья и ЗОЖ и выполяется по нескольким направлениям — диагностическое, коррекционное, консультативное и другие.
Для увеличения эффективности работы нужно привлекать к формированию ЗОЖ специалистов в рамках социально — валеологических служб. Специалисты службы подходят к решению этой проблемы комплексно, то есть работают с детьми, учителями и родителями.
ЗОЖ не занимает первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в наше время. Но необходимо обучить детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, следует личным примером демонстрировать ЗОЖ, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.
Каждое образовательное учреждение должно стать «школой здоровья», а сохранение и укрепление здоровья учащихся должно стать основной функцией образовательного учреждения.
Список литературы:
1. Амосов, Н.М. Раздумья о здоровье / Н.М. Амосов. — М., 2007, 63 с.
2. Брехман, И.И. Валеология — наука о здоровье / И.И. Брехман. — М.: 2000. – С.45.
3. Зайцев, Г.К. Школьная валеология: Педагогические основы обеспечения здоровья учащихся и учителей / Г.К. Зайцев — Спб.: «Детство-пресс», 2011. — 160 с.
4. Крутецкий, В.А. Психология подростка/ В.А. Крутецкий, Н.С. Лукин; М.: «Просвещение», 1995 — 316 с.
5. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. Учебник для студ. вузов. — 9-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2014. — 456 с.
6. Немов, Р.С. Психология. В 3-х кн. Кн.2.: Психология образования: учеб. для студ. высш. пед. учеб. Заведений /Р.С. Немов. — 4-е изд. — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2007. — 606 с.
7. Сенникова, Л.М. Школа здоровья / Л.М. Сенникова // Начальная школа, — 2001. -№11. — с.15-17
8. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие технологии в современной школе./ Н.К. Смирнов. — М.: АКК и ПРО, 2012. — 121 с.
9. Ставцева, В.В. Организация здоровьесберегающего образовательного процесса на уроке: учеб. пособие по курсу «основы медицинских знаний и здорового образа жизни» для студ. пед. спец. вузов/ В.В. Ставцева. 2-е изд. испр. — Белгород: ИП Остащенко А.А., 2011. — 80 с.
10. Тимофеев, С.П. Здоровый образ жизни в современных образовательных учреждениях: методические рекомендации / С.П. Тимофеев, В.В. Луханин, А.Г. Колесников. — Белгород: Белгородский региональный институт ПКППС, 2014. — 336 с.
11. Хрипкова, А.Г. Возрастная физиология и школьная гигиена: пособие для студ. пед. ин-тов. / А.Г. Хрипкова, М.В. Антропова, Д.А. Фарбер. — М.: «Просвещение», 1990 — 319 с.
12. Чарлтон, Э. Основные принципы обучения здоровому образу жизни. // Вопросы психологии, 2007. — №2. — с. 3-14.
Источник