Меню

Основные компоненты здоровья обучающихся

Условия охраны здоровья обучающихся

Условия охраны здоровья обучающихся

в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

в МКОУ «Верх Мильтюшинская СОШ имени Н.З.Фисенко»

В соответствии со статьей 41 главы 4 Федерального закона от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ (в ред. от 28.06.2014) «Об образовании в Российской Федерации» МКОУ «Верх Мильтюшинская имени Н.З.Фисенко» создаёт условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья учащихся. Основные направления охраны здоровья:

• оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья;

• организация питания учащихся;

• определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул;

• пропаганда и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда;

• организация и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления учащихся, для занятия ими физической культурой и спортом;

• прохождение учащимися в соответствии с законодательством Российской Федерации периодических медицинских осмотров и диспансеризации;

• профилактика и запрещение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ;

• обеспечение безопасности учащихся во время пребывания в школе;

• профилактика несчастных случаев с учащимися во время пребывания в школе;

• проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий.

? обучение педагогических работников навыкам оказания первой помощи.

Оказание первичной медико-санитарной помощи .

Первичная медико-санитарная помощь учащимся оказывается в соответствии со статьёй 54 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации (Минздрав России) от 5 ноября 2013 г. № 822н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях». Организация охраны здоровья несовершеннолетних в период обучения и воспитания (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения медицинских осмотров и диспансеризации) осуществляется школой. Оказание первичной медико-санитарной помощи детям и подросткам, проведение медицинских осмотров и диспансеризации осуществляется Верх-Мильтюшихинская участковой больницей .

Организации питания учащихся .

Организация питания обучающихся осуществляется согласно приказу образовательной организации от «01» сентября 2016 г. № 17-од «Об организации питания в школе для обучающихся из многодетных и малоимущих семей» и приказу образовательной организации от «01» сентября 2016 г. № 18-од «Об организации питания в школе для обучающихся с ОВЗ».

При организации питания школа руководствуется СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования». В школе в соответствии с установленными требованиями СанПиН созданы следующие условия для организации питания учащихся:

• предусмотрены производственные помещения для хранения, приготовления пищи, полностью оснащённые необходимым оборудованием (торговотехнологическим, холодильным, весоизмерительным), инвентарём;

• предусмотрены помещения для приёма пищи, снабжённые соответствующей мебелью;

• разработан и утверждён порядок питания учащихся (режим работы столовой, время перемен для принятия пищи).

В соответствии с приказом Минздравсоцразвития Росси: № 213н, Минобрнауки России № 178 от 11 марта 2012 г. «Об утверждении методических рекомендаций по организации питания обучающихся и воспитанников образовательных учреждений» администрация школы обеспечивает принятие организационно-управленческих решений, направленных на обеспечение горячим питанием учащихся, принципов и санитарно-гигиенических основ здорового питания, ведение консультационной и разъяснительной работы с их родителями.

Определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул.

На основании пунктов 15—17 приказа Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1015 (с последующими изменениями) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» приказа Минобрнауки РФ от 22 декабря 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», от 17 декабря 2010г. № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» школа создаёт условия для реализации общеобразовательных программ. Образовательная деятельность по общеобразовательным программам, в том числе адаптированным основным образовательным программам, организуется в соответствии с расписанием учебных занятий. Учебный год в школе начинается 1 сентября и заканчивается в соответствии с учебным планом. В процессе освоения общеобразовательных программ учащимся предоставляются каникулы. Сроки начала и окончания каникул определяются в соответствии с учебным планом. Организация внеурочной деятельности в образовательном учреждении в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения осуществляется в соответствии с письмом Минобрнауки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».

Пропаганда и обучение навыкам здорового образа жизни, организацию и создание условий для профилактики заболеваний, и оздоровления учащихся, для занятия ими физической культурой и спортом.

На основании Указа Президента РФ от 01 июня 2012 г. № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012—2017 годы» и письма Минобрнауки РФ от 13 мая 2013 г. № ИР-352/09 «Об утверждении программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях» определены основные направления воспитания и социализации обучающихся школы. Приоритетным является здоровьесберегающее воспитание, включающее в себя формирование у учащихся культуры здорового образа жизни, ценностных представлений о физическом здоровье, о ценности духовного и нравственного здоровья; формирование у них навыков сохранения собственного здоровья, овладения здоровьесберегающими технологиями в процессе обучения во внеурочное время; формирование представлений о ценности занятий физической культурой и спортом, понимания влияния этой деятельности на развитие личности человека, на процесс обучения и взрослую жизнь. На уроках физкультуры предусмотрена оптимальная физическая нагрузка для учащихся различных групп здоровья, что находит отражение в учебной программе. В школе организованы кружки спортивной направленности: «Баскетбол», «Легкая атлетика», «Футбол» и др. В плане работы школы запланированы дни здоровья, участие школьных спортивных команд во внутришкольных, районных и областных спортивных мероприятиях. На уроках систематически проводятся динамические паузы (физкультминутки) для снижения нервно-эмоционального напряжения, утомления зрительного анализатора, и.т.д. Профилактическая работа по вопросам здорового и безопасного образа жизни осуществляется в сотрудничестве с медицинским персоналом Верх-Мильтюшихинская участковой больницей , представителями правоохранительных органов, учреждениями культуры. В библиотеке школы имеется в наличии литература по безопасности дорожного движения. Библиотечный фонд периодически пополняется литературой по вопросам здоровья, здоровьесбережения, ведения здорового образа жизни, занятий физической культурой и массовым спортом, организации подвижных игр, выбора оптимальной двигательной нагрузки. В рамках воспитательной работы проводятся конкурсы и викторины на тему: «Я за здоровый образ жизни».

Читайте также:  Вредна ли махорка для здоровья

Прохождение учащимися периодических медицинских осмотров

В соответствии со статьями 14, 54 и 97 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах Охраны здоровья граждан в Российской Федерации», утверждён приказ Министерства здравоохранения РФ от 21 декабря 2012 г. № 1346 н «О Порядке прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательные учреждения и в период обучения в них» в школе установлен порядок и правила прохождения обучающихся медицинских осмотров.

Профилактика и запрещение курения, употребления

алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива,

наркотических средств и психотропных веществ .

Классными руководителями на классных часах и родительских собраниях проводятся беседы по профилактике употребления наркотических средств и психотропных веществ, с привлечением сотрудников инспекции по делам несовершеннолетних и нарколога Черепановского района. Школьным социальным педагогом в течение года проводится диагностика факторов риска приобщения к наркотическим средствам и психотропных веществ учащихся старших классов; диагностика выявления склонности к различным формам девиантного поведения. Проводятся профилактические психологические игры, направленные на профилактику употребления наркотических средств и психотропных веществ.

Система обеспечения безопасности учащихся

во время пребывания в школе .

Формируется и достигается комплексная безопасность школы в процессе реализаций следующих направлений:

• работа по антитеррористической защищённости и противодействию терроризму и экстремизму (Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (в ред. от 28.06.2014); приказ Минобрнауки России от 4 июня 2008 г. № 170 «О комплексе мер по противодействию терроризму в сфере образования и науки» (в ред. от 23.07.2008); приказ Федерального агентства по образованию от 11 ноября 2009 г. № 2013 «О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений»);

• работа по обеспечению охраны образовательного учреждения (Постановление Правительства РФ от 14 августа 1992 г.№ 587 «Вопросы частной детективной и охранной деятельности»; Постановление Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 г. № 589 «Об утверждении Положения о вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации»);

• Информационная безопасность (письмо Минздравсоцразвития РФ от 17 сентября 2008 г. № 01/10237-8-32 «О мерах, направленных на нераспространение информации, наносящей вред здоровью, нравственному и духовному развитию детей и подростков»);

• Пожарная безопасность (Федеральный закон РФ от 21 декабря 1994 года № 63-ФЗ «О пожарной безопасности», Федеральный закон РФ от 11 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);

• Электробезопасность (Правила устройства электроустановок (ПУЭ) и Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей (ПТЭЭП).

В школе созданы условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья:

— 26.09.2016 г. утверждены Паспорт доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг в сфере образования и План мероприятий (дорожная карта) МБОУ СОШ № 178 по повышению значений показателей доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нём услуг в сфере образования на 2016-2030 годы

— официальный сайта школы адаптирован для лиц с нарушением зрения (слабовидящих);

— инвалидам обеспечивается помощь, необходимая для получения в доступной для них форме информации о правилах предоставления услуги, в том числе об оформлении необходимых для получения услуги документов, о совершении ими других необходимых для получения услуги действий;

— проводиться инструктирование сотрудников, предоставляющих услуги населению, для работы с инвалидами, по вопросам, связанным с обеспечением доступности для них объектов и услуг;

— в школе имеются сотрудники, на которых возложено оказание помощи детям с ОВЗ при предоставлении им услуг;

Профилактика несчастных случаев с учащимися во время

пребывания в школе

Профилактика несчастных случаев с учащимися во время пребывания в школе, проводится через реализацию Плана мероприятий по профилактике несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации. Расследование и учёт несчастных случаев с учащимися во время пребывания в ОУ, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти.

Проведение санитарно-противоэпидемических и

Санитарно-противоэпидемические и профилактические мероприятия проводятся в соответствии с требованиями Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиол

Источник

Основные компоненты здоровья

В настоящее время выделяют несколько компонентов здоровья

1. Соматическое здоровье — текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития.

2. Физическое здоровье — уровень роста и развития органов и систем организма. Основу его составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.

3. Психическое здоровье связано с личностью и зависит от развития эмоционально-волевой и мотивационно-потребностной сфер, от развития самосознания и от осознания ценности для личности собственного здоровья и здорового образа жизни. Психическое здоровье — это состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию.

Оно относится к разуму, интеллекту, эмоциям (психологическое благополучие, уровни тревоги и депрессии, контроль эмоций и поведения, познавательные функции).

4. Нравственное здоровье — комплекс эмоционально-волевых и мотивационно-потребностных свойств личности, система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственное здоровье связано с общечеловеческими понятиями добра, любви, красоты и определяет духовность человека.

Интересный, с нашей точки зрения, подход к рассмотрению проблемы здоровья, к формированию его культуры предложил В. М Розин. Он понимает и трактует здоровье как феномен культуры, как фактор социальной эволюции. По определению автора «здоровье не является естественным феноменом, это социальный артефакт, неразрывно связанный с социальными и медицинскими технологиями. Но осознается этот артефакт обычно в превращенной форме (как естественный феномен), последнее объясняется необходимостью оправдать медицинские технологии «природой человека»».

Рассматривая здоровье как философскую проблему, как феномен культуры В. М Розин предлагает два основных дискурса здоровья — медицинский и духовно-экологический. Представление о дискурсах сегодня является достаточно распространенным в философии и социологии, но разные авторы вкладывают в это понятие разное содержание. В философии и социологии дискурс — это сложная совокупность языковых практик, участвующих в формировании представлений о том объекте, который они подразумевают. Для автора дискурс — это, во-первых, указание на определенный подход к изучению, во-вторых, выражение в языке интересующего исследователя явления, в-третьих, дискурс позволяет понять, как исследователь считает возможным влиять на рассматриваемое им явление.

Читайте также:  Пивные дрожжи для здоровья кожи

Лауреат Нобелевской премии мыслитель и миссионер А. Швейцер предостерегал: «Культура, развивающая лишь материальную сторону без соответствующего прогресса духовного, подобна кораблю, который, лишившись рулевого управления, теряет маневренность и неудержимо мчится навстречу катастрофе».

Несомненно, что решение глобальных проблем состоит пе в отказе от научно-технического развития, а в придании ему гуманистического измерения, что включает в себя гуманистические ориентиры и ценности (Б.С. Гершунский). Реальные потребности нашего времени вызывают настоятельную необходимость пересмотра технократической парадигмы (Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская). А единственной альтернативой может стать гуманистическая парадигма, объявляющая человека высшей ценностью на земле и решающая проблемы взаимоотношения человека с природой, с обществом, с другим человеком на основе общечеловеческих ценностей.

Проблема соотношения этих двух парадигм требует взвешенного подхода и не может быть решена однозначно с позиции какой либо одной парадигмы.

Технократическая идеология также необходима, как и гуманистическая. Следует не противопоставлять их, а видеть каким образом они, дополняя друг друга, способствуют решению многообразных глобальных проблем современности.

Осмысление проблемы здоровья человека в контексте глобальных проблем современности вводит нас в более широкую проблему культуры. Нынешняя ситуация характеризуется тем, что противоречия развития культуры приобрели общечеловеческие масштабы, вылились в глобальный кризис культуры, относительно которого все отдельные глобальные проблемы современности предстают как его выражение Следовательно, создавая условия для осознания студентами значения здоровья для полноценной и счастливой жизни, формируя у них ориентацию на сохранение здоровья, мы тем самым способствуем и преодолению кризиса культуры.

Это особенно важно в современных условиях переоценки ценностей, когда здоровье должно занять первое место в иерархии потребностей человека.

Особенно это относится к молодежи, которая, пока еще здорова, о здоровье думает мало (нет потребности в его сохранении и укреплении) и лишь потом, растратив его, начинает ощущать выраженную потребность в нем. Отсюда понятно, насколько важно, начиная с самого раннего возраста, воспитывать у детей активное отношение к собственному здоровью, понимание того, что здоровье — самая величайшая ценность, дарованная человеку природой. Только тогда взрослый человек будет иметь возможность устранять появляющуюся вследствие кризиса культуры исчерпанность возможностей развития человечества.

Актуальность для человечества поиска способов сохранения здоровья выдвигает эту проблематику на центральное место не только в медицинской, но и в педагогической науке. Это можно объяснить тем, что педагогическая наука разрабатывает способы приобщения учащихся, студентов к ценности «здоровье» как форме культуры. Ориентация учащейся молодежи на культуру здоровья осуществляется в процессе образования, поскольку оно располагает возможностями устранять негативные тенденции в духовной позиции человека, общества. Образование, благодаря тому, что «оно общечеловечно», приобщая учащихся, студентов к ценностям, транслирует культуру, которая становится одним из ведущих путей обретения человеком своей сущности (В.А. Конев) В далекие времена наши предки были в значительной степени беззащитны перед различными заболеваниями в силу своего незнания, в силу слабого развития науки и такое положение дел иногда спасали различные табу.

В настоящее время современный человек знает несоизмеримо больше своих предшественников о природе, собственном организме, болезнях, факторах риска здоровья, живет в гораздо лучших условиях. Но, несмотря на это, уровень заболеваемости является весьма высоким, причем довольно часто люди болеют теми болезнями, для профилактики которых не нужны вакцины, сыворотки и специальные лекарства, а достаточно вести определенный образ жизни. Такую ситуацию И.И. Брехман объясняет тем, что «очень часто люди не знают, что они способны сделать с самим собой, какими огромными резервами физического и психического здоровья обладают, сумей они сохранить и задействовать их, вплоть до увеличения продолжительности активной и счастливой жизни». Автор указывает, что, несмотря на общую грамотность, люди многого просто не знают, а если и знают, то не следуют правилам здоровой жизни. Он пишет: «Для здоровья нужны такие знания, которые стали бы бытием».

В последнее время появилось много публикаций о роли культуры в развитии человека, о связи культуры и здоровья. Культура — исторически определённый уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Культура — это все то, чего достигло человечество в материальном и духовном плане за время своего существования, это отношение к самому себе, свойственное только человеку, это не только сумма знаний, но и поведение, сумма нравственных начал. Ядро культуры составляют общечеловеческие цели и ценности, а также исторически сложившиеся способы их восприятия и достижения, но, выступая как всеобщее явление, культура воспринимается, осваивается и воспроизводится каждым человеком индивидуально, обусловливая его становление как личности.

В. Солоухин проблему связи культуры и здоровья рассматривает следующим образом: «. культурный человек не может позволить себе болеть; следовательно, высокий уровень заболеваемости населения, в особенности такими хроническими заболеваниями как атеросклероз, ишемическая болезнь сердца, диабет и др., рост числа лиц с избыточной массой тела, а также курящих, употребляющих алкоголь, является показателем низкого уровня их культуры».

Культура здоровья — важнейшая составляющая общей системы культуры. В современном мире она приобретает ведущее значение среди глобальных проблем современности, определяющих будущее человечества. Это обусловлено тем, что эволюция возможна только в здоровом обществе, которая, как утверждают учёные, осуществляется в настоящее время и будет далее проходить в рамках теории культурного освоения мира. Как и культура, культура здоровья представляет собой совокупность достижений человечества в разнообразных сферах: идеологии, образовании и воспитании, науке, искусстве, литературе и т.д. Вместе с тем, культура здоровья имеет свою привилегию, прежде всего, в том, что она вбирает в себя многие области человекознания, синтез достижений которых привел к возникновению междисциплинарной отрасли науки, практики и образования, получившей название валеологии.

С позиции современных научных представлений, по мнению Г.И. Иванова (2003), под культурой здоровья следует понимать степень совершенства, достигаемую в овладении теорией и практикой оптимизации жизнедеятелыюсти человека, направленной на адекватную реализацию его генетического потенциала, укрепление и развитие резервных возможностей организма, с одной стороны, и оздоровление окружающей его биосоциальной среды, с другой, что в конечном итоге будет способствовать успешному выполнению функций индивида и прогрессу человечества в целом, Рассматривая культуру здоровья в целом можно выделить культуру здоровья личности и культуру здоровья общества.

Читайте также:  Преступления против здоровья преступления дипломы

Культура здоровья личности — это потребность и способность индивида к максимальной самореализации в качестве социально — и индивидуально значимого субъекта на основе использования средств, отпущенных природой и преобразованных в соответствии с этими целями и принципами культуросообразности в пределах их нормального функционирования.

Культура здоровья общества — совокупность ценностей и норм, реализуемых посредством соответствующей деятельности, которые обеспечивают необходимые предпосылки и условия (экономические, социальные, мировоззренческие и пр.) для формирования этой потребности личности и возможности её реализации (Н.И. Резанова).

Как уже говорилось выше, несмотря на многочисленные знания в области здоровья, мы не используем эти знания, неправильно относимся к себе. Это отношение человека к своему здоровью свидетельствует о том, что необходимо различать понятие ценности здоровья как объективного явления и как его отражения в сознании субъекта, «как ценности сознания».

Ценность здоровья не перестает быть таковой, если она осознается человеком. Здоровье — это та вершина, на которую человек должен подняться сам. Большинство людей, как показывает практика, ценность здоровья осознают только тогда, когда оно почти утрачено или находится под серьезной угрозой.

Академик Н.М. Амосов отмечал: «В большинстве болезней виновата не природа, не общество, а только сам человек. Чаще всего он болеет от лени и жадности, но иногда и от неразумности. Чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные, которые нельзя заменить ничем. Человек столь совершенен, что вернуть здоровье можно почти с любой точки его упадка. Только необходимые усилия возрастают по мере старости и углубления болезней».

При ценностном подходе к индивидуальному (личностному) и коллективному (групповому) здоровью встают серьезные задачи по воспитанию положительной мотивации, формированию позитивных моральных и эстетических стимулов его укрепления. Как полагают В.В. Милашевич и Е. В, Краснов, «обучению здоровью для желающих — первая цель. Воспитание общей культуры здоровья — цель более глобальная», В соответствии с критериями эпидемиологии можно констатировать в современной России, на фоне проводимых рыночных реформ, необъявленную эпидемию основных неинфекционных заболеваний и преждевременной смертности. Масштабы и скорость нарастания этой эпидемии свидетельствуют однозначно: остановить этот негативный процесс с помощью совершенствования только лечебных мер невозможно. Поэтому актуальность профилактики основных неинфекционных заболеваний многократно возрастает (Т.В. Карасева, Т.В. Гиголаева).

В контексте общей охраны здоровья нации следует рассматривать и проблему профессионального здоровья учителя. В центре внимания в настоящее время должны быть здоровые мать, отец, ребенок, педагог, здоровый образ жизни и деятельности.

Результаты многолетних исследований (Л.М. Митина) показали, что резкое ухудшение здоровья учащихся во многом определяется невротизирующей средой обитания, создаваемой, помимо прочих, и учителями.

Не секрет, что профессия учителя относится к разряду стрессогенных, требующих больших резервов самообладания и саморегуляции, В условиях постоянного стресса у человека могут возникать профессиональные заболевания. Неудивительно, что учителя, как профессиональная группа, отличаются низкими показателями здоровья, И эти показатели снижаются по мере увеличения стажа работы в школе.

На состояние здоровья, несомненно, оказывает влияние множество факторов, но эксперты ВОЗ в 1980-х годах выделили четыре основных группы факторов, формирующих здоровье человека, и определили их соотношение, В 1994 году в Федеральных концепциях «К здоровой России» и «Охрана здоровья населения» Межведомственной комиссией Совета безопасности РФ по охране здоровья населения это соотношение было определено для жителей нашей страны следующим образом (в скобках данные ВОЗ):

состояние внешней среды 20-25% (20%);

биологические факторы 15-20% (20%);

медицинское обеспечение 10-15% (7-8%);

условия и образ жизни 50-55% (52-53%),

Как видно из приведенных данных экспертов ВОЗ и России в общей структуре факторов, формирующих здоровье, главную роль играет образ жизни. Образ жизни включает в себя четыре категории: экономическую — «уровень жизни, социологическую — «качество жизни», социально-психологическую — «стиль жизни» и социально-экономическую — «уклад жизни», П, Лисицын рассматривает: качество жизни — это «восприятие индивидами их положения в жизни в контексте культуры и системы ценностей, в которых они живут и в соответствии с их собственными целями, ожиданиями, стандартами и заботами»; уровень жизни — количественная характеристика размера и структуры материальных и духовных ценностей; уклад жизни — временной регламент явлений общественной жизни (труда, отдыха и т, д,), в рамках которого проходит жизнедеятельность людей; стиль жизни — индивидуальные особенности поведения, Поведение человека направлено на удовлетворение потребностей. При более или менее одинаковом уровне потребностей, характерном для данного общества, каждая личность характеризуется своим, индивидуальным способом их удовлетворения, поэтому поведение людей разное и зависит в первую очередь от воспитания.

Научно-технические разработки принесли в общество много полезного и нужного: электричество, радио, телевидение, компьютер, Интернет, современный транспорт и пр. Современная медицина избавила человечество от многих инфекционных заболеваний. Однако, вместе с тем, возникли и негативные явления: уменьшение двигательной активности, увеличение нервно-психического напряжения, химическое загрязнение объектов окружающей среды и так далее. Все это привело к существенным изменениям в стиле и укладе жизни человека Образ жизни большинства населения нашей страны характеризуется гиподинамией и гипокинезией, перееданием, загруженностью лишней и ненужной информацией, психоэмоциональным перенапряжением, злоупотреблением лекарственными препаратами, что приводит к развитию так называемых «болезней цивилизации».

С нашей точки зрения увеличение средней продолжительности жизни населения в настоящее время нужно связывать не с успехами медицины как таковой, а с улучшением условий жизни и труда, рационализацией образа жизни населения.

В образе жизни человека проявляется борьба между биологическим (желанием получить удовольствие) и социальным (разумом, моралью). В зависимости от преобладания тех или иных тенденций человек формирует свой индивидуальный образ жизни.

Образ жизни — это определенный способ деятельности в материальной и духовной сферах. Наиболее полно взаимосвязь между образом жизни и здоровьем выражается в понятии «здоровый образ жизни».

Здоровый образ жизни — это часть всего образа жизни личности, который не является результатом стечения благоприятных для индивида обстоятельств. он является функцией личного выбора человека, его активного и ответственного отношения к собственной жизни как к феномену, по природе своей общественному.

Таким образом, здоровый образ жизни можно выразить как жизнедеятельность индивида, способствующая сохранению и укреплению здоровья.

Источник

Adblock
detector