Меню

Основные характеристики психического развития лиц с ограниченными возможностями здоровья

Психические особенности человека с ограниченными возможностями здоровья

В наши дни каждый имеет право на свою индивидуальность. Однако, стереотипы, навязываемые обществом диктуют те правила поведения, которых следует придерживаться современному человеку. Возникновение страха отсталости от социальных новшеств зачастую приводит к принятию этих правил. Все проблемы психологического характера коренятся в нас самих. Только мы являемся носителями этих проблем с одной стороны, с другой – мы есть их регуляторы. Особенности нашего характера и темперамента могут как помогать, так и препятствовать нормальному распределению и регуляции психической энергии. Люди – независимые по природе своей существа. Они ограничены разве только религиозной, божественной зависимостью не более того. Есть только две вещи, которые мы не в силах изменить – дату рождения и смерти. Все остальное подвластно нашему сознательному контролю.

Часто случается так, что человек самостоятельно испытывает потребность в зависимости различного рода. Здесь важно понимать, о каком виде зависимости идёт речь. Поскольку все наши психические особенности родом из детства, уклад жизни, ценности и нравы коренятся от предыдущих поколений, то мы, как продолжатели рода являемся носителями этих особенностей. Если помните, мы наследуем 50% генов наших родителей и не важно каких. В том числе такие изменения способны отражаться на темпераменте личности. Хорошо, если к примеру, по вашей родовой линии имеются те гены, с помощью которых раскрывается весь внутренний потенциал и вы успешно реализовываете его в жизни. Однако, бывает и так, что вы невольно шагая по стопам предков, посвящаете всего себя тем делам, которые не приносят жизненного удовлетворения. Особенности психики не позволяют почувствовать того, что в мире на самом деле, прекрасного больше, чем чего-либо ужасного, пугающего нас. В связи с этим, такая личность оказывается легко внушаемой, с потребностью постоянного переживания негативных эмоций. Проблемой нашего общества психологического характера является по большей части то, что у нас интровертов больше, чем экстравертов. В том случае если бы оказалось все наоборот и экстраверты доминировали по численности в социуме, то психологи вообще не были востребованы на трудовом рынке!

Психические особенности человека с ограниченными возможностями здоровья по большей степени определяются его жизненным опытом и воздействием окружающей среды на него, как бы мы этого не хотели. Всячески стараясь стать независимым, он ещё больше попадает в ловушку этой зависимости потому что там, где личность приобретает эту мнимую «независимость», его реальная зависимость при этом увеличивается в разы. Причем виды такой зависимости могут быть совершенно разными. Основываясь на данных социологических исследований, приведённых и уже описанных в книги ранее, нужно отметить, что в подавляющей степени среди прочих прослеживается потребность в коммуникации. Однако, учитывая социальное взаимодействие лиц данной категории с окружающей реальностью, мы наблюдаем определённые недоработки в этой области. Прежде всего, такие недоработки проявляются в построении межличностного контакта, что весьма пагубно отражается на личности с определёнными физическими дефектами. Зачастую, мы имеем дело с отражением той реальности, которую бы каждый из нас хотел видеть. Проще говоря, мы желаем видеть именно то, что сами хотим видеть. Особенности такого поведения не требует колоссального расхода психических ресурсов и поэтому столь часто реализуются людьми в социальном взаимодействии. Прослеживается и такая особенность, что человек любой ценой жаждет постичь истину по причине тяги к определённому виду знаний. Опять же здесь главная роль отводиться генетической предрасположенности личности. Если потребность в саморазвитии высока, то зависимость от внешних, окружающих нас источников снижается, и мы всё больше и больше становимся независимыми.

Самый опасный враг человека – это он сам. Только индивид самостоятельно принимает для себя решения остаться им или превратиться в личность. Блуждая в поиске таких решений, мы автоматически ступаем на тот путь, где от нас требуются минимальные усилия для обретения счастья, нашей личностной состоятельности. Парадокс заключается именно в том, что минимально вкладываясь в себя, мы хотим получить максимальную отдачу от других окружающих. Вместо выработки собственных качеств, которые помогали бы двигаться дальше, мы ждем, когда для нас проявят эти качества и в этом наблюдается большая ошибка людей с ограниченными возможностями здоровья. Оперируя своей особенностью, мы сознательно отказываемся от ответственности за собственную жизнь! Мы идём по пути общества потребителей, в котором каждый пытается извлечь собственную выгоду, ничего при этом не производя. Это касается абсолютно всех жизненных сфер, в которых человек может пребывать. Все достижения в определённых областях личностного развития рассматриваются человеком, как величайший подвиг, за который ожидается получение социального одобрения. По большей степени человеком совершаются те или иные действия и поступки вовсе не потому что он сам хочет чего-либо достичь в жизни, а по той причине, по которой бы общество воспринимало его как состоятельной и полноценной личностью. В связи с этим, так или иначе мы опять же упираемся в реактивность, а наша с вами задача вырабатывать как можно больше проактивных качеств, поскольку это единственный путь к психическому и физическому благополучию. Рисуя рамки собственных ограничений в своём воображении, личность мгновенно попадает под зависимость окружающих. Такой человек не только позволяет другим управлять собственной жизнью в широком смысле, но и отдаётся высшим, божественным силам, тем самым снимая с себя ответственность за свои действия, перекладывая его на бога. В определённых случаях это даже хорошо, потому что там, где мы бессильны, всевышнему подвластно, однако когда речь идёт о тех ситуациях, на которые может повлиять человек с целью собственного повышения качества жизни, он начинает пасовать перед ними. Личность буквально одолевает чувство страха перед грядущими переменами и в мозге автоматически срабатывает защитная реакция. Что можно с этим сделать? Наконец, как избавиться от этого чувства, сознательно меняя собственную жизнь к лучшему?

Читайте также:  Кокосовое масло опасен для здоровья

Для того чтобы в полную меру дать ответы на поставленные вопросы, предлагаю ознакомиться с некоторыми вспомогательными методами личностного роста, которые применимы к людям с ограниченными возможностями здоровья.

Метод верования. Как вы уже догадываетесь, в основе данного метода лежит вера. Прежде всего, под этим подразумевается представления, отражающую веру человека в существования сверхъестественных сил, которые помогают личности обрести душевное спокойствие и успешно справиться с различными препятствиями и затруднениями на жизненном пути. Говоря по правде, такая методика применяется по большей степени в том случае, когда человек не находит какой-либо другой возможности высвободится от внутреннего душевного дискомфорта. Таким образом, метод успешно может реализовываться также и в качестве психической саморегуляции людей с различными физическими нарушениями в развитии, в том числе с заболеванием Детского Церебрального Паралича.

Метод компенсации. Широко применяется людьми с различными дефектами в развитии. С помощью данной методики осуществляется выработка резервных возможностей человека в случае отсутствия или частичной утраты навыков самореализации. Таким образом, любой физический порог личности имеет смысл рассматривать не только в качестве несения грехов за своих предков, как это имеет место быть с точки зрения методики верования, но также и с позиции открытия для себя новых возможностей, благодаря которым индивидуум социализируясь, интегрируясь в различные сообщества, становиться полноценной личностью.

Метод сравнения. Данная методика реализуется путём сопоставления самого себя с другими людьми. Здесь важно понимать, что по факту, мы проводим анализ собственных возможностей и способностей, притом одновременно сравнивая их с возможностями и способностями других лиц, у которых наблюдается более сложные виды и формы заболеваний. В результате, основываясь на проанализированных различиях между вами и теми, кто обречён на худшее физическое состояния – это та разница, на которую вы ощущаете своё превосходство как на физическом, так и на психологическом уровне.

Метод индивидуализации. Если в методике сравнения акцент ставится на сопоставлении совокупности личностных возможностей и способностей с возможностями и способностями других людей, то в данном методе, напротив, упор делается на проявлении отдельных характерных качеств человека. Проще говоря, основа методики заключается в работе по принципу: «сделай себя сам». Метод индивидуализации оказывается наиболее перспективным в своём применении для интровертов, поскольку свойственная им внутренняя замкнутость порождает борьбу с собственными препятствиями в жизни, что в конечном счёте, отражается на уверенности исключительно в свои силы и полагании только на внутренние способности и возможности, которые человек может использовать для реализации собственного развития. Однако, следует учесть, что сама по себе методика является энергозатратной и по степени выраженности требует максимального расхода психических ресурсов по сравнению с другими. В том случае, если поставив перед собой цель, человек идёт к её достижению, руководствуясь данной методикой, то становятся неизбежны определённые преграды на пути к этой цели. Будьте к этому готовы, поскольку это всё представляет из себя естественный процесс. Выражаясь научным языком, следует заключить, что при выборе данной методики личного развития с целью достижения определённой жизненной задачи, мы так или иначе сталкиваемся с фрустрацией.

В современном обществе принято считать, что фрустрация – это плохо. Однако, на самом деле это не более, чем психологическая установка, которую в силу характерных особенностей человек сам себе задаёт. Более того, для эффективной реализации ваших целей в жизни, фрустрацию следует рассматривать не в негативном, а позитивном ключе. Например, всякое препятствие в жизни только усиливает характер человека, тем самым наделяя его той внутренней психической энергией, с которой он способен найти выход даже из самой экстремальной, сложной и отчасти неразрешимой ситуации.

Подводя итоги статьи на данную проблематику, мы приходим к некоторым заключениям. Я уверен в том, что полноценно ознакомившись с этим разделом, вы отметили для себя свою отправную точку, которая поможет вам найти себя и двигаться в нужном направлении на протяжении всей жизни. Далее затронем не менее насущные, в некоторой степени острые вопросы, которые как правило, не останутся без ответов. Поговорим о двойственности миров, в которых могут пребывать не только все населяющие нашу землю, но и люди с ограниченными возможностями здоровья. Не отрывайтесь, впереди много нового и интересного!

Источник

Характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья
статья

Психолого-педагогическая характеристика детей с ОВЗ

Скачать:

Вложение Размер
harakteristika_detey_s_ogranichennymi_vozmozhnostyami_zdorovya.docx 26.21 КБ

Предварительный просмотр:

Характеристика детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья

Дети с ограниченными возможностями (ОВЗ) — это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. В данную группу можно отнести как детей-инвалидов, так и не признанных инвалидами, но при наличии ограничений жизнедеятельности.

Понятие «дети с ограниченными возможностями» охватывает категорию лиц, жизнедеятельность которых характеризуется какими-либо ограничениями или отсутствием способности осуществлять деятельность способом или в рамках, считающихся нормальными для человека данного возраста.

Группа детей с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется прежде всего тем, что в нее входят дети с различными нарушениями: нарушение слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития.

Дети с органическим поражением ЦНС составляют самую представительную группу среди детей с ОВЗ. У таких детей нарушены все стороны развития: мотивационно-потребностная, социально-эмоциональная, моторно- двигательная, познавательная деятельность (восприятие, память, мышление и речь). Последствия поражения ЦНС выражаются в задержке сроков возникновения и качественном своеобразии всех видов детской деятельности, и особенно ведущей деятельности раннего возраста — предметно-игровой.

Итак, дети с ОВЗ — это определенная группа детей, требующая особого внимания и подхода к воспитанию.

Характеристика детей с ОВЗ зависит от многих показателей, из которых определяющим является сам дефект. Ведь именно от него зависит дальнейшая практическая деятельность индивидуума.

Л. С. Выготский отмечает необходимость включать детей с ограниченными возможностями здоровья в различную социально значимую деятельность, направленную на формирование детского опыта. Он же вводит понятие «структура дефекта».

Первичное нарушение, например, нарушение слуха или зрения влечёт за собой вторичные отклонения в развитии. При разной первичной причине многие вторичные отклонения в младенческом, раннем, дошкольном возрастах могут иметь сходное проявление.

Вторичное отклонение носит системный характер, и изменяет всю структуру психического развития ребенка.

В целом нарушений развития может быть множество, в связи с чем выделяются различные категории детей с ограниченными возможностями.

Различают следующие категории детей с нарушениями в развитии:

  • дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие);
  • дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
  • дети с нарушением речи;
  • дети с нарушением интеллекта (с интеллектуальной недостаточностью);
  • дети с задержкой психического развития (ЗПР);
  • дети с нарушением опорно-двигательного аппарата (ДЦП);
  • дети с нарушением эмоционально-волевой сферы;
  • дети с множественными нарушениями (сочетание двух, трех и более нарушений).

Дадим психолого-педагогическую характеристику детей с ОВЗ. Такие дети имеют следующие особенности:

1. У детей наблюдается низкий уровень развития восприятия. Это проявляется в необходимости более длительного времени для приема и переработки сенсорной информации, недостаточно знаний этих детей об окружающем мире.

2. Недостаточно сформированы пространственные представления, дети с ОВЗ часто не могут осуществлять полноценный анализ формы, установить симметричность, тождественность частей конструируемых фигур, расположить конструкцию на плоскости, соединить ее в единое целое.

3. Внимание неустойчивое, рассеянное, дети с трудом переключаются с одной деятельности на другую. Недостатки организации внимания обуславливаются слабым развитием интеллектуальной активности детей, несовершенством навыков и умений самоконтроля, недостаточным развитием чувства ответственности и интереса к учению.

4. Память ограничена в объеме, преобладает кратковременная над долговременной, механическая над логической, наглядная над словесной.

5. Снижена познавательная активность, отмечается замедленный темп переработки информации.

6. Мышление — наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое.

7. Снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми.

8. Игровая деятельность не сформирована. Сюжеты игры обычны, способы общения и сами игровые роли бедны.

9. Речь — имеются нарушения речевых функций, либо все компоненты языковой системы не сформированы.

10. Наблюдается низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости, вследствие возникновения у детей явлений психомоторной расторможенности.

11. Наблюдается несформированность произвольного поведения по типу психической неустойчивости, расторможенность влечений, учебной мотивации.

Вследствие этого у детей проявляется недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности. Возникают трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы, определения путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности, умение работать в определенном темпе).

Можно отметить следующие типичные затруднения (общие проблемы) у детей с ОВЗ:

  • отсутствует мотивация к познавательной деятельности, ограниченны представления об окружающем мире;
  • темп выполнения заданий очень низкий;
  • нуждается в постоянной помощи взрослого;
  • низкий уровень свойств внимания (устойчивость, концентрация, переключение);
  • низкий уровень развития речи, мышления;
  • трудности в понимании инструкций;
  • инфантилизм;
  • нарушение координации движений;
  • низкая самооценка;
  • повышенная тревожность. Многие дети с ОВЗ отличаются повышенной впечатлительностью (тревожностью): болезненно реагируют на тон голоса, отмечается малейшее изменение в настроении;
  • высокий уровень психомышечного напряжения;
  • низкий уровень развития мелкой и крупной моторики;
  • для большинства таких детей характерна повышенная утомляемость. Они быстро становятся вялыми или раздражительными, плаксивыми, с трудом сосредотачиваются на задании. При неудачах быстро утрачивают интерес, отказываются от выполнения задания. У некоторых детей в результате утомления возникает двигательное беспокойство; у других детей отмечается повышенная возбудимость, беспокойство, склонность к вспышкам раздражительности, упрямству.

Рассмотрим некоторые психологические характеристики развития детей с ограниченными возможностями.

1. Дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР).

Особенности речевого развития детей с ТНР оказывают влияние на формирование личности ребенка, на формирование всех психических процессов. Дети имеют ряд психолого-педагогических особенностей, затрудняющих их социальную адаптацию и требующих целенаправленной коррекции имеющихся нарушений.

Особенности речевой деятельности отражаются на формировании у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сфер. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительной сохранности смысловой памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. У детей низкая мнемическая активность может сочетаться с задержкой в формировании других психических процессов. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития проявляется в специфических особенностях мышления. Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными по возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

2. Дети с соматическими заболеваниями — не имеющие видимых дефектов, имеющие сохранный интеллект и с первого взгляда ничем не отличающиеся от остальных. У таких детей слабо развита познавательная сфера, отмечается недоразвитие личности, интеллектуальная пассивность, ограниченный объем принятой информации, низкая способность к обобщениям, быстрая потеря интереса к занятиям.

3. Дети с интеллектуальной недостаточностью.

Среди детей раннего возраста, имеющих психическую патологию развития, наиболее многочисленную группу составляют дети интеллектуальной недостаточностью.

Развитие ребенка с интеллектуальной недостаточностью с первых дней жизни отличается от развития нормальных детей. У них отмечаются задержки в физическом развитии, общая психологическая инертность, снижен интерес к окружающему миру, заметно недоразвитие артикуляционного аппарата и фонематического слуха. По-иному у них складываются соотношения в развитии наглядно- действенного и словесно-логического мышления. Многие такие дети начинают говорить только к 4-5 годам. Речь такого ребенка не выполняет своей основной функции — коммуникативной.

4. Дети с задержкой психического развитии (ЗПР).

Внимание этих детей характеризуется неустойчивостью, отмечаются периодические его колебания, неравномерная работоспособность. Трудно собрать, сконцентрировать внимание детей, удержать на протяжении той или иной деятельности. Очевидна недостаточная целенаправленность деятельности, дети действуют импульсивно, часто отвлекаются.

Установлено, что многие из детей испытывают трудности и в процессе восприятия (зрительного, слухового, тактильного). Снижена скорость выполнения перцептивных операций. Память детей с задержкой психического развития также отличается качественным своеобразием. Характерны неточность воспроизведения и быстрая потеря информации. В наибольшей степени страдает вербальная память.

Значительное своеобразие отмечается в развитии их мыслительной деятельности. Отставание отмечается уже на уровне наглядных форм мышления, возникают трудности в формировании сферы образов- представлений. Исследователи подчеркивают сложность создания целого из частей и выделения частей из целого, трудности в пространственном оперировании образами.

У детей с ЗПР отмечается выраженная тревожность по отношению к взрослому, от которого они зависят. Такая тревожность имеет тенденцию с возрастом прогрессировать.

Дети склонны преимущественно к конфликтному или избегающему способу взаимодействия. Дети с ЗПР предпочитают контактировать с детьми более младшего возраста, в силу того, что коллектив сверстников, с которыми они могут контактировать, устанавливать взаимоотношения, вызывает у них тревогу. У них преобладают ситуативно-деловые формы общения, основывающиеся на предметно-практических операциях. У детей с ЗПР, выявлена сниженная потребность в общении. В процессе общения дошкольников с ЗПР на первый план выдвигается недостаточная сформированность его мотивационной основы. Потребность в игре у этих детей резко снижена.

5. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Детский церебральный паралич — болезнь, развивающаяся вследствие поражения головного мозга — внутриутробно, при родах или в период новорожденности, характеризуется двигательными расстройствами, а также нарушениями психоречевых функций.

Для большинства детей с ДЦП характерна задержка психического развития по типу так называемого психического инфантилизма. Под психическим инфантилизмом понимается незрелость эмоционально-волевой сферы личности ребенка. Это объясняется замедленным формированием высших структур мозга (лобные отделы головного мозга), связанных с волевой деятельностью. Интеллект ребенка может соответствовать возрастным нормам, при этом эмоциональная сфера остается несформированной.

При психическом инфантилизме отмечаются следующие особенности поведения: в своих действиях дети руководствуются в первую очередь эмоцией удовольствия, они эгоцентричны, не способны продуктивно работать в коллективе, соотносить свои желания с интересами окружающих, во всем их поведении присутствует элемент «детскости». Признаки незрелости эмоционально-волевой сферы могут сохраняться и в старшем школьном возрасте. Они будут проявляться в повышенном интересе к игровой деятельности, высокой внушаемости, неспособности к волевому усилию над собой. Такое поведение часто сопровождается эмоциональной нестабильностью, двигательной расторможенностью, быстрой утомляемостью. Несмотря на перечисленные особенности поведения, эмоционально-волевые нарушения могут проявлять себя по-разному. Это может быть и повышенная возбудимость. Дети этого типа беспокойны, суетливы, раздражительны, склонны к проявлению немотивированной агрессии. Для них характерны резкие перепады настроения: они то, чрезмерно веселы, то вдруг начинают капризничать, кажутся усталыми и раздражительными.

Особенности нарушения познавательной деятельности при ДЦП:

1) Неравномерный характер нарушений отдельных психических функций.

2) Выраженность астенических проявлений — повышенная утомляемость, истощаемость всех психических процессов, что также связано с органическим поражением ЦНС.

3) Сниженный запас знаний и представлений об окружающем мире. Прежде всего, отмечается недостаточность пространственных и временных представлений.

6. Дети с расстройствами раннего детского аутизма.

Аутизм — нарушение нормального хода мышления под влиянием болезни, психотропных или иных средств, уход человека от реальности в мир фантазий и грез. В наиболее яркой форме он обнаруживается у детей дошкольного возраста и у больных шизофренией.

Основными признаками РДА при всех его клинических вариантах являются:

  • полное отсутствие потребности в контактах с окружающими, или же недостаточная потребность в них;
  • обособленность от окружающего мира;
  • слабость эмоциональной реакции по отношению к близким, даже к матери, возможно, полное безразличие к ним (аффективная блокада);
  • дети, страдающие аутизмом, очень часто чувствительны к слабым раздражителям. Например, они нередко не переносят тиканье часов, шум бытовых приборов, капанье воды из водопроводного крана;
  • однообразное поведение со склонностью к стереотипным, примитивным движениям, например, раскачивание туловищем или головой, подпрыгивание на носках и пр.);
  • речевые нарушения при РДА разнообразны. В более тяжелых формах РДА наблюдается мутизм (полная утрата речи), у некоторых больных отмечается повышенный вербализм — ребенок постоянно произносит понравившиеся ему слова или слоги;
  • характерным для детей-аутистов является такое зрительное поведение, при котором проявляется непереносимость взгляда в глаза, «бегающий взгляд» или взгляд мимо.

Сложность и своеобразие психики ребенка с проблемами в развитии требует тщательного методологического подхода к процессу психологической помощи.

Чрезвычайно важен принцип личностного подхода к ребенку с проблемами в развитии. В процессе психологической помощи не учитывается какая-то отдельная функция или изолированное психическое явление, например низкий уровень интеллекта, а личность в целом со всеми ее индивидуальными особенностями.

Таким образом, в целом можно выделить три основные группы детей с ограниченными возможностями здоровья:

1. Дети с двигательными нарушениями.

2. Дети с интеллектуальными нарушениями.

3. Дети с нарушениями восприятия (зрительного, слухового).

Таким образом, дети с ограниченными возможностями – это дети, которые имеют какие-либо отклонения от нормального физического или психического развития, препятствующие общему развитию.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В статье рассматривается вопрос о необходимости использования театрализованной деятельности в процессе воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и влиянии этой деятельности на.

Создание специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные возможности для получения дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.Предметно.

характеристика особенностей развития детей с ОВЗ.

07.12.2015 года на базе территориального отделения «Южное Бутово» ГБУ ГППЦ ДОгМ состоялся мастер-класс и выступление для сотрудников центра по теме: » Использование наглядности и ди.

На сегодняшний день одной из актуальных проблем является организация инклюзивного образования детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения, т. к. в последнее время возросло кол.

В данной презентации освещена краткая информация о детях с ОВЗ: определение, классификация, причины появления детей с ОВЗ, факторы влияющие на развитие, особые образовательные потребности детей .

Ограничения или возможности использования современных технологий в работе с детьми с ОВЗ.

Источник

Adblock
detector