Меню

Основные характеристики культуры здоровья

Основные характеристики культуры здоровья

Библиографическая ссылка на статью:
Бичева И.Б. Культура здоровья личности: научно-теоретический контекст // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 9 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2016/09/16491 (дата обращения: 31.05.2021).

Социальная направленность государственной политики в области образования, в том числе дошкольного, главным приоритетом определяет сохранение и укрепление здоровья педагогов и воспитанников, поскольку здоровье – это базовая ценность и необходимое условие полноценного «физического, духовного и социального благополучия личности, а не только отсутствие болезней и физических дефектов» [1].Важнейшей качественной характеристикой здоровой личности научным сообществом признается культура здоровья, как одно из основных направлений становления культуры современной личности. В настоящее время среди ученых отсутствует единая точка зрения на определение понятия «культура здоровья». Это связано с различными аспектами исследований в области философии, психологии, социологии, валеологии, медицины, педагогики и других научных сфер деятельности, развивающих концепции здоровья с позиций аксиологического, акмеологического, системного, культурологического, социокультурного и других подходов. Выделим наиболее значимые для нашего исследования позиции.

Прежде всего, культура здоровья рассматривается как значимая характеристика и одна из составляющих культуры общества и личности, определяющая социализацию и социальную успешность личности в процессе жизнедеятельности (З.И. Колычева); формирующая «совокупность знаний, ценностей, норм, идеалов, установок, связанных с представлениями о здоровье как ценности, выполняющих регулятивно-ориентирующие функции в отношении тех видов деятельности, которые обеспечивают формирование, поддержание и укрепление здоровья» (И.М. Быховская), а также «информированность в области здоровьесбережения» и практико-ориентированную потребность личности к ведению здорового образа жизни, проявлению заботы о своем здоровье и здоровье окружающих (Л.Н. Волошина).Во многих исследованиях, как отмечает Маджуга (2005), встречается понятие «валеологическая культура личности», что рассматривается как синоним понятию «культура здоровья личности», поскольку валеология – наука, изучающая индивидуальное здоровье человека, пути его обеспечения, формирования и сохранения в конкретных условиях жизнедеятельности.

Д. Алхасовым введено понятие «ортобиотическая кулура здоровья». Наука «Ортобиотика» изучает здоровье человека, прежде всего, способы самосбережения, самосохранения и укрепления здоровья, построенные на рациональном и разумном образе жизни и осознании самоценности собственной жизни. Ученым выделены методы, формирующие ортобиотическую культуру здоровья учащихся: физические, направленные на укрепление двигательной и физической подготовленности, повышение работоспособности; психофизические, обеспечивающие процессы саморегуляции организма; биоэнергетические, основанные на особенностях управления биологическими процессами, являющимися основой функционирования здоровой личности; моделирование, определяющее разработку и осуществление психических моделей жизненных ситуаций и возможностей корректировки собственных действий; образные, синтезирующие двигательные образцы с целью творческого самовыражения [2].

Важным аспектом рассматриваемой проблемы является положение о деятельностном характере формирования культуры здоровья личности, так как именно осознанные действия и отношения к своему здоровью, здоровью других людей и ведению здорового образа жизни определяют качество индивидуального и общественного здоровья (З.И. Тюмасева). Деятельно-практическое отношение к характеристикам здоровья, двигательным навыкам в соответствии с принятыми ценностями, нормами, идеалами, образцами актуализируют содержание, смыслы, направленность и объективность валеологических представлений и ориентаций, обеспечивая контроль, ограничение и «дисциплинирование» (М. Фуко) тела человека в социальной практике, целенаправленно формируя показатели здоровья.

Исследователями выделяются интегративные характеристики культуры здоровья личности, включающие: ценностный, интеллектуальный, когнитивный, мотивационный, эмоциональный, личностный, смысловой, действенно-практический, волевой и другие компоненты (О.А. Ахвердов, В.Н. Ирхин, В.А. Магин, В.В. Кожанов, З.И. Колычева, К. К. Платонов, др.). Различные компоненты культуры здоровья личности выполняют особые функции (аксиологическую, коммуникативную, восстанавливающую, творческую, диагностическую, другие), а содержательно увязываются с развитием валеологического сознания, валеологической образованностью, валеологическими знаниями и умениями физического и психического саморазвития; валеологически направленным мировоззрением и мышлением; развитием мотивационной сферы личности, эмпатии, рефлексии, культуры чувств; достижением необходимого уровня здоровья.

По мнению О.Л. Трещевой, важными составляющими культуры здоровья личности являются: наличие позитивных целей и ценностей; осмысленность отношения к своему здоровью, природе и обществу; организация здорового образа жизни. Комплекс данных характеристик позволяет учитывать индивидуальные особенности организма и регулировать различные состояния человека; разрабатывать и воплощать здоровьесохраняющие и развивающие программы с целью достижения гармоничного единства всех компонентов здоровья и целостного развития личности.

Таким образом, культура здоровья личности характеризуется как поликомпонентное личностное образование, включенное в единую систему общей культуры человека; выражающее эмоциональное и ценностное отношение человека к своему индивидуальному здоровью, здоровью другого человека и здоровью всего общества; направленное на процесс освоения валеологического опыта и реализации потребности к осуществлению здорового образа жизни. Определяя понятие «культура здоровья», учеными отмечается целостность, практическая ориентация системы валеологических знаний и умений, связанных с физическим и психическим саморазвитием, совокупностью норм и ценностей, отражающих представления о культуре здоровья. Осмысленность и осознанность научных знаний о здоровье и его ценности в жизни конкретной личности приводят к эмоциональным переживаниям; формируют личностные позиции, являющиеся «мерой ценностно-смыслового отражения действительности» (Мильруд 1990); развивают уверенность и готовность целенаправленно следовать по пути здоровьесбережания, здоровьеформирования, здоровьясовершенствоваания и здоровьетворчества. С.Н. Горбушина отмечает, что «феномен культуры здоровья, включающий исторически закрепленную человечеством программу организации безопасной жизнедеятельности и преемственности воспитания здорового поколения, содержит в себе бесконечное множество смыслов и значений здорового образа жизни, в диалоге с которыми человек самоорганизует собственную деятельность, поведение и общение в русле безопасности жизни, охраны и укрепления здоровья» [3, с. 47].

Читайте также:  Вред компьютерной томографии для здоровья взрослого

Культуру здоровья и здоровый образ жизни важно рассматривать как категории целенаправленного воспитательного, мировоззренческо-преобразующего воздействия на формирование развивающейся личности. Данный контекст основывается на идее здоровья человека как гармоничной и открытой биоэнергоинформационной системы, взаимодействующей с различными факторами окружающей среды, преобразование которых оказывает неизбежное влияние на человека. Мировоззренческий аспект обосновывает «культуру здоровья» как «непрерывно трансформирующуюся систему знаний, ценностно-смысловых установок, мотивационно-волевого опыта личности и ее практической деятельности, направленной на познание, развитие, совершенствование индивидуального здоровья, необходимого для качественной жизни, продуктивного долголетия, радостного выполнения обязанностей, которые возлагает на человека жизнь» [2]. Культура здоровья с точки зрения составной части мировоззренческой позиции человека складывается из культуры «отношения к собственному телу, к своему социальному окружению, значимым другим, семье, профессии, к миру и жизни в целом»; проявляется как «здоровьтворящее мышление и здоровьесберегающее, здоровьеформирующее поведение» [2].

Проведенный научно-теоретический анализ совершенно очевидно показывает, преобразование социальной сферы деятельности необходимо начинать с воспитания культуры здоровья личности как возможности противостояния негативным факторам современного мира и достижения высокого уровня здоровья. Поэтому мы рассматриваем культуру здоровья личности как системообразующий и жизнеобеспечивающий компонент здоровья и важнейшую качественную характеристику уровня развития, воспитания и оздоровления личности. Дошкольное образование становится в этих условиях важнейшим ресурсом формирования жизненно важных мотивов, представлений, навыков в области культуры здоровья и здорового образа жизни в единой системе субъект-субъектного взаимодействия: «воспитанники-педагоги-родители-социальное окружение», что актуализирует поиск инновационных способов подготовки будущих педагогов 7.

Источник

Культура здоровья

Культура здоровья (англ. — Сulutre of health) — важнейшая составляющая общечеловеческой культуры, трансдисциплинарная отрасль знания, которая решает теоретические и практические задачи гармоничного развития духовных, психических и физических сил человека духовного.

Термин предложил в 1968 году профессор В. А. Скумин. С тех пор предоженное понятие прочно вошло в научную и научно-популярную литературу, в повседневную речь.

Содержание

Определение понятия [ править | править код ]

По мнению В. А. Скумина, культуру здоровья следует рассматривать как неотъемлемую составляющую культуры духовно-моральной, культуры труда и отдыха, культуры личности и культуры взаимоотношений. Как любая культура, культура здоровья представляет собой совокупность достижений человечества в таких сферах, как наука, образование, воспитание, идеология, искусство, литература и пр. Культура здоровья — это социальная наследственность, она аккумулирует творческую деятельность в сфере здоровья, определяет систему ценностей и приоритетов каждого человека и всего человеческого сообщества. [1]

В научном исследовании, посвящённом анализу современных подходов к изучению феномена культуры здоровья, на Восьмой Международной научно-практической интернет-конференции «Научный потенциал 2012» приведено определение культуры здоровья, данное В. А. Скуминым в 1995 году:

Культура здоровья — фундаментальная наука о человеке и его здоровье, интегральная отрасль знания, которая разрабатывает и решает теоретические и практические задачи гармоничного развития духовных, психических и физических сил человека, его оптимальной биосоциальной адаптации к среде обитания. [2]

Как утверждают в научной работе, опубликованной в 2012 году, теоретики культуры здоровья проф. О. В. Верхорубова и проф. Н. А. Лобанова: [3]

В соответствии с концепцией учения о культуре здоровья, предложенной В. А. Скуминым [4] духовная, психическая, физическая культура определяет состояние здоровья человека. А здоровье — духовное, психическое, физическое — служит предпосылкой достижения более высокого уровня культуры.

Суть Учения Скумина о культуре здоровья, раскрывается, в частности, в статье (2009 год) по обоснованию мировоззренческого аспекта воспитания культуры здоровья у студентов специальной медицинской группы университета: [5]

Читайте также:  Квн по теме здоровье название команды

Русский профессор В. Скумин настаивает на том, что культуру здоровья следует рассматривать как неотъемлемую составляющую культуры духовно-моральной, культуры труда и отдыха, культуры личности и культуры взаимоотношений. По мысли учёного, культура здоровья — это не только механическая связь двух понятий, но синтез, создающий новое качество, новое особое содержание. Она рассматривается им как интегральная отрасль знания, которая разрабатывает и решает теоретические и практические задачи гармонического развития духовных, психических, физических сил человека, формирования оптимальной биосоциальной среды, которая обеспечивает высший уровень жизнетворчества. Таким образом, В. Скумин не только подчёркивает то, что культура здоровья — это отдельное самостоятельное понятие, создающее новое содержание, но и раскрывает её задачу, состоящую прежде всего в развитии духовных, психических, физических сил человека.

Гимн «К Здоровью через Культуру»

Основы Учения Скумина о Культуре Здоровья [ править | править код ]

Концепция Учения [ править | править код ]

Мир через Культуру! Мир — Гармония всего сущего, Культура — почитание Света. Достижение иерархической гармонии духовного, психического, физического начал в каждом человеке, в семье, в обществе; обучение искусству оздоровляющего взаимодействия с миром через приумножение света огней жизни; воспитание качеств, необходимых для устроителей Державы Света Солнечной системы, составляют предназначение Учения — достояния и движущей идеи эволюции духовного этноса.

Основой Учения о Культуре Здоровья являются три устоя: Живая Этика, Рериховское культурное наследие, синтез всех достижений в познании жизни. Учение как интегральная отрасль общечеловеческого знания, последовательно разрабатывает актуальные аспекты гармоничного формирования духовных, психических и физических сил индивидуальности, обеспечения наивысшего уровня жизнетворчества, общинного созидания оптимальной среды обитания духовного этноса в Солнечном космопространстве.

Реализуется идея Учения путём обоснования, внедрения и применения наилучших достижений духовной, психической, физической культуры, воспитания духовно-здорового стиля жизни как эталона природного поведения человека духовного; преображения всех сфер его деятельности на основе Учения о Культуре Здоровья. Освоение Учения в конкретных жизненных условиях помогает сохранять, восстанавливать, приумножать индивидуальное и общинное духовнопсихофизическое здоровье.

Идея Учения привлекает к себе, объединяет, устремляет к наивысшей цели солнечно-духовные сознания независимо от этнической, политической, религиозной принадлежности их носителей. Люди, принимающие идею, мыслят в эволюционном ритме Новой Эпохи. Претворяющие её в действительность, обретают самое ценное — жизнь, наполненную здоровыми, светлыми делами, им сопутствует успех в осуществлении благородных начинаний, в общинном устроении Державы Света Солнечной системы.

Альтернатива хаосу и разложению в мире — преображение жизни на основе Учения о Культуре Здоровья. Это поле труда для всех, кто стремится к самопознанию и совершенствованию через сотрудничество с одухотворёнными творческими силами природы, общества, Космоса; кто добивается победы над нообиосоциальным хаосом и его порождениями; кто осознаёт потребность участия в оздоровлении жизни. Преобразим ареал обитания в храм прекрасно-сияющий. Здоровье через Культуру!

Опираясь на концепцию В. А. Скумина (2002) [6] , профессор О. В. Верхорубова (2013) определила основные cоставляющие культуры здоровья человека:

  1. Культура здорового образа жизни. Использование составляющих здорового образа жизни: рациональная организация трудовой (учебной) деятельности; правильно организованный режим труда и отдыха; рациональное питание; соблюдение правил личной и общественной гигиены; закаливание; сексуальная культура; рациональное планирование семьи; отсутствие вредных привычек.
  2. Культура использования опыта, накопленного человечеством. Это стремление и умение сделать лучшие достижения мирового опыта в области здоровья тела и духа личным достоянием в самосовершенствовании, наградой за которое будет не только физическое здоровье, но и ясность ума.
  3. Культура познания самого себя. Это умения определять свой уровень физического развития, физической и функциональной подготовленности; применять рекомендации для восстановления и релаксации организма с помощью традиционных и нетрадиционных методов оздоровления.
  4. Культура учета общественных отношений и экологии, природной и социальной среды. Это понимание и осознание здоровья и здорового образа жизни как личной и общественной ценности. Это понимание того, что здоровье является глобальной проблемой современности, а дальнейшая эволюция возможна только в здоровой природной и социальной среде.
  5. Культура установления согласованности и гармонии в триедином естестве: теле, уме и эмоциях Правильное соотношение и согласованная работа тела, ума и эмоций. Желательно, чтобы их соотношение было равноценным.
  6. Культура общения с «врачевателями» При посещении врача не следует перекладывать заботу о здоровье на плечи доктора. Лучше обратиться с просьбой: «Доктор, что ещё я могу сделать для своего здоровья?»
  7. Культура реализации генетического потенциала организма. Это овладение теорией и практикой оптимизации жизнедеятельности, направленной на адекватную реализацию генетического потенциала организма и развития его резервных возможностей.
  8. Культура физическая и культура занятий современными видами спорта. Это стремление составлять индивидуальные программы в целях физического самосовершенствования личности, в соответствии с интересами и потребностями личности.
  9. Культура включения в исследовательскую деятельность. Это включение в исследовательскую деятельность в области развития здоровьесберегающих педагогических технологий, развитие отношений сотрудничества. [7]
Читайте также:  Укрепление здоровья младших школьников по средствам физических упражнений

Ноопсихофизические комплексы культуры здоровья [ править | править код ]

Ноопсихофизические Комплексы Культуры Здоровья (НПФК) — система упражнений, способствующих самопознанию и самосовершенствованию, гармонизации духовных, психических и физических качеств человека. Двенадцать НПФК разработаны были в русле практического применением и развития оздоровительных идей Агни Йоги и Рерихизма профессором В. А. Скуминым и обнародованы в конце XX — начале XXI веков. [8] [9]

Герб «К Здоровью через Культуру». Репродукция картины Виктора Скумина

Культура здоровья в научном, музыкальном, литературном и художественном творчестве [ править | править код ]

  • Формирование культуры здоровья на уроке иностранного языка в средней школе — Евразийская ассоциация здоровья
  • Российская государственная библиотека: Скумин Виктор Андреевич. search.rsl.ru. Проверено 25 Marcn 2016.Архивировано из первоисточника 18 мая 2012.
  • Российская национальная библиотека: Виктор Скумин. Архивировано из первоисточника 1 февраля 2016.
  • Инесса Степаненко.МУЗЫКАЛЬНАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ИЗБРАННЫХ СТРАНИЦ УЧЕНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ. .proza.ru.
  • Библиотека Культуры Здоровья. biblmdkz.ru.
  • Поэзия Культуры Здоровья. kult-zdor.ru.
  • Притчи Культуры Здоровья. kult-zdor.ru. Проверено 9 апреля 2019.
  • Учение Скумина о Культуре Здоровья: Видеотека. kult-zdor.ru. Проверено 5 декабря 2018.
  • Библиотека культуры здоровья. ЦНБ Харьковского национального университета имени Василия Каразина. Проверено 28 августа 2018.

Скумин (слева) и Ауновская (справа), Подмосковье, 1981

См. также [ править | править код ]

Хасан Гулиев, Скумин В. А., Аркадий Филатов, Зулькарный Соттаев (слева направо)

Примечания [ править | править код ]

  1. ↑Культура здоровья. washzdrav.com.
  2. Мойсеюк. В.. П.Современные подходы к изучению феномена культуры здоровья (укр.) . Восьмая Международная научно-практическая интернет-конференция «Научный потенциал 2012». Проверено 12 сентября 2017.Архивировано из первоисточника 3 октября 2012.
  3. ↑ Верхорубова О. В., Лобанова Н. А. Многообразие определений феномена «культура здоровья» как показатель его многогранности в педагогическом образовании // Вестник Томского государственного педагогического университета : Научный журнал. — Томск: 2012. — № 5.
  4. В. А. Скумин.Культура здоровья: избранные лекции. — Чебоксары: К Здоровью через Культуру, 2002. — 264 с. (см. ISBN )
  5. Грибок Н. М.Сущностная характеристика культуры здоровья студентов специальной медицинской группы. sportpedagogy.org.ua (2009). Проверено 1 апреля 2019.
  6. Скумин В. А.Культура здоровья: избранные лекции. — Чебоксары: К Здоровью через Культуру, 2002. — 264 с. — ISBN 5-88167-019-1. (см. ISBN )
  7. О. В. Верхорубова.Спецкурс «Нетрадиционные методы оздоровления будущего учителя» как средство формирования Культуры Здоровья у студентов. cyberleninka.ru. Проверено 15 марта 2019.
  8. ↑Скумин В. А. Ноопсихофизические комплексы культуры здоровья — biblmdkz.ru
  9. ↑Скумин В. А. Практика огненной трансмутации: пятый Солнечный ноопсихофизический Комплекс Культуры Здоровья (5СНПФК)

Основная литература [ править | править код ]

  1. Скумин В. А., Бобина Л. А.Концепция учения о культуре здоровья. Учебное пособие. — Чебоксары: Международное общественное Движение «К Здоровью через Культуру», 2012. — 36 с. — ISBN 978-5-88167-037-5. (см. ISBN )
  1. Скумин В. А., Бобина Л. А.Духовная основа учения о культуре здоровья. Учебное пособие. — Чебоксары: Международное общественное Движение «К Здоровью через Культуру», 2012. — 52 с. — ISBN 978-5-88167-038-2. (см. ISBN )
  1. Скумин В. А., Бобина. Л. А.Научная основа учения о культуре здоровья. Учебное пособие. — Чебоксары: Международное общественное Движение «К Здоровью через Культуру», 2012. — 48 с. — ISBN 978-5-88167-040-5. (см. ISBN )
  1. Скумин В. А., Бобина Л. А.Праздники культуры здоровья. Учебное пособие. — Чебоксары: Международное общественное Движение «К Здоровью через Культуру», 2013. — 52 с. — ISBN 978-5-88167-042-9. (см. ISBN )

Источник

Adblock
detector