Психологическое здоровье: факторы риска нарушения и оптимальные условия для его становления
Статья в рамках Сетевой ГЭП
«Формирование здорового образа жизни подрастающего поколения
через создание единого здоровьесберегающего пространства округа»
Тема экспериментальной работы в ЦПМСС «Ново-Переделкино»:
«Трансдисциплинарный подход в создании
адаптивной среды в образовательном учреждении»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologicheskoe_zdorove.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологическое здоровье: факторы риска нарушения
и оптимальные условия для его становления.
В 1979 году Всемирной Организацией Здравоохранения был введен термин “психическое здоровье”. Его можно определить как “состояние психической деятельности, которому свойственны детерминированность психических явлений, гармоническая взаимосвязь между отражением обстоятельств действительности и отношением индивидуума к ней, адекватность реакций организма на социальные, психологические и физические условия жизнедеятельности, благодаря способности личности контролировать свое поведение, планировать и осуществлять свой жизненный путь в микро- и макросоциальной среде». В отличие от понятия «психическое здоровье» термин «психологическое здоровье» встречается пока не часто. Появление этого термина связано с развитием гуманитарной методологии познания человека. Он назывался в числе базовых понятий новой ветви психологических исследований — гуманистической психологии, альтернативной перенесенному из естественных наук механистическому подходу к человеку.
Сегодня проблема психологического здоровья является актуальной и разрабатывается рядом исследователей (В.А.Ананьев, Б. С. Братусь, И.Н.Гурвич, Н.Г.Гаранян, А. Н. Леонтьев, В.Э. Пахальян, А.М. Степанов, А.Б.Холмогорова и др.). Проблеме психологического здоровья детей посвящены труды И.В.Дубровиной, В.В.Давыдова, О.В.Хухлаевой, Г.С.Никифорова, Д.Б.Эльконина и др.).
Р.Ассаджоли описывал психологическое здоровье как баланс между различными аспектами личности человека; С.Фрайберг — между потребностями индивида и общества; Н.Г.Гаранян, А.Б.Холмогорова — как процесс жизни личности, в котором сбалансированы рефлекторные, рефлексивные, эмоциональные, интеллектуальные, коммуникативные, поведенческие аспекты. Широко распространено понимание психологического здоровья в рамках адаптационного подхода (О.В.Хухлаева, Г.С.Никифоров).
В концепции модернизации системы образования важная роль отводится здоровьесберегающим технологиям, психологическому сопровождению детей в образовательных учреждениях, сохранению и укреплению психического здоровья. Сегодня еще продолжают оставаться вне поля видения и позитивного вмешательства дети, чье состояние можно охарактеризовать как пограничное относительно нормы и квалифицировать как » психически не болен, но психологически уже не здоров».
Психологическое здоровье — состояние, характеризующее процесс и результат нормального развития субъективной реальности в пределах индивидуальной жизни; максима психологического здоровья есть единство жизнеспособности и человечности индивида.
«Психологическое здоровье» характеризует личность в целом (в отличие от «психического здоровья», которое имеет отношение к отдельным психическим процессам и механизмам), находится в непосредственной связи с проявлениями человеческого духа и позволяет выделить собственно психологический аспект проблемы психического здоровья.
Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. Таким образом, с одной стороны, оно является условием адекватного выполнения человеком своих возрастных, социальных и культурных ролей, с другой стороны, обеспечивает человеку возможность непрерывного развития в течение всей его жизни.
Другими словами «ключевым» понятием для описания психологического здоровья является «гармония». И прежде всего, это гармония между различными составляющими самого человека: эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими и т. п. Но это также и гармония между человеком и окружающими людьми, природой. При этом гармония рассматривается не как статическое состояние, а как процесс. Соответственно можно говорить о том, что «психологическое здоровье представляет собой динамическую совокупность психических свойств человека, обеспечивающих гармонию между потребностями индивида и общества, являющихся предпосылкой ориентации личности на выполнение своей жизненной задачи» (О.В.Хухлаева).
При этом психологическое здоровье человека тесно связано со здоровьем физическим, т.к. само использование термина «психологическое здоровье» подчеркивает неразделимость телесного и психического в человеке, необходимость и того, и другого для полноценного функционирования. Более того, в последнее время выделилось такое новое научное направление, как психология здоровья – «наука о психологических причинах здоровья, о методах и средствах его сохранения, укрепления и развития» (В.А.Ананьев).
Следующий момент, который необходимо рассмотреть для содержательного наполнения понятия психологического здоровья, – это взаимосвязь его с духовностью. И.В.Дубровина утверждает, что следует рассмотреть психологическое здоровье с точки зрения богатства развития личности, т.е. включать в психологическое здоровье духовное начало, ориентацию на абсолютные ценности: Истину, Красоту, Добро. Таким образом, если у человека нет этической системы, то невозможно говорить о его психологическом здоровье. И с этим положением можно полностью согласиться.
Поняв, что такое психологическое здоровье, необходимо также обратить внимание на факторы риска нарушения психологического здоровья. Их можно разделить условно на две группы: объективные, или факторы среды, и субъективные, обусловленные индивидуально-личностными особенностями. Под факторами среды (для детей) понимаются семейные неблагоприятные факторы и неблагоприятные факторы, связанные с детскими учреждениями. В свою очередь, семейные неблагоприятные факторы можно подразделить на факторы риска, исходящие от:
- типа детско-родительских отношений (дефицит общения родителей и ребенка, сверхстимуляции ребенка, гиперопека, чередование сверхстимуляции с пустотой отношений, формальное общение и др.),
- семейной системы (взаимодействие по типу «ребенок – кумир семьи», отсутствие одного из родителей или же конфликтные отношения между ними).
В младшем школьном возрасте (от 6–7 до 10 лет) взаимоотношения с родителями начинают опосредоваться школой, т.к. ребенок впервые попадает в ситуацию социально оцениваемой деятельности, получает возможность объективного сравнивания своей деятельности с деятельностью других, что может приводить к значительному снижению самооценки детей. Кроме того, если ребенок воспринимает результаты учебы как единственные критерии собственной ценности, жертвуя при этом воображением, игрой, он приобретает ограниченную идентичность, по Э. Эриксону – «я есть только то, что я могу делать». Появляется возможность формирования чувства неполноценности, которое может негативно повлиять как на актуальную ситуацию ребенка, так и на формирование его жизненного сценария.
Но если рассматривать становление психологического здоровья только с точки зрения факторов риска, возникают вопросы, почему не все дети в неблагоприятных условиях «ломаются», а, наоборот, иногда добиваются жизненных успехов, и почему мы нередко сталкиваемся с детьми, выросшими в комфортной внешней среде, но при этом нуждающимися в той или иной психологической помощи. Поэтому необходимо учитывать оптимальные условия для становления психологического здоровья человека:
- наличие в жизни ребенка трудных ситуаций, вызывающих напряжение соответствующие возрастным и индивидуальным возможностям детей. При этом задача взрослых – не помощь в преодолении трудных ситуаций, а помощь в поиске их смысла и обучающего воздействия;
- наличие у ребенка положительного фона настроения (наличие у учащегося душевного равновесия, т. е. способности в различных ситуациях приходить к состоянию внутреннего покоя, оптимизм и способность самого ребенка быть счастливым). Хорошее настроение повышает эффективность решения человеком тех или иных проблем и преодоления трудных ситуаций;
- наличие постоянной фиксации ребенка на прогрессе, положительных изменениях, которые относятся как к сфере учебной, так и внеучебной деятельности;
- наличие социального интереса (способность интересоваться другими людьми и принимать в них участие).
Но важно то, что выделенные условия можно рассматривать только в вероятностном плане. С большой степенью вероятности ребенок вырастет в таких условиях психологически здоровым, при отсутствии их – с теми или иными нарушениями психологического здоровья.
Таким образом, обобщив все сказанное выше мы получаем «портрет» психологически здорового человека. «Психологически здоровый человек – это прежде всего человек спонтанный и творческий, жизнерадостный и веселый, открытый и познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией. Он полностью принимает самого себя и при этом признает ценность и уникальность окружающих его людей. Такой человек возлагает ответственность за свою жизнь прежде всего на самого себя и извлекает уроки из неблагоприятных ситуаций. Его жизнь наполнена смыслом, хотя он не всегда формулирует его для себя. Он находится в постоянном развитии и, конечно, способствует развитию других людей. Его жизненный путь может быть не совсем легким, а иногда довольно тяжелым, но он прекрасно адаптируется к быстро изменяющимся условиям жизни. И что важно – умеет находиться в ситуации неопределенности, доверяя тому, что будет с ним завтра» (О.В.Хухлаева).
В целом же можно сделать вывод, что психологическое здоровье формируется при взаимодействии внешних и внутренних факторов, причем не только внешние факторы могут преломляться через внутренние, но и внутренние факторы могут модифицировать внешние воздействия. И еще раз необходимо подчеркнуть, что для психологически здоровой личности необходим опыт борьбы, увенчивающейся успехом.
Источник
Психическое здоровье на рабочем месте
Во всем мире более 300 миллионов человек страдает от депрессии – ведущей причины инвалидности, а некоторые из этих людей также страдают от симптомов тревожности. Согласно недавнему исследованию, выполненному под руководством ВОЗ, по оценкам снижение производительности труда, связанное с депрессией и тревожными расстройствами, ежегодно обходится глобальной экономике в 1 триллион долларов CША.
Хорошо известным фактором риска развития нарушений психического здоровья является безработица, тогда как возвращение к трудовой деятельности или ее начало является защитным фактором. Неблагоприятные условия труда могут привести к нарушениям физического и психического здоровья, злоупотреблению алкоголем или психоактивными веществами, прогулам и снижению производительности.
Создание условий труда, способствующих сохранению психического здоровья и благоприятных для людей с нарушениями психического здоровья, скорее всего, позволит снизить число прогулов, повысить производительность труда, что, в свою очередь, даст экономическую отдачу.
Факторы риска, связанные с трудовой деятельностью
С условиями труда могут быть связаны многие факторы риска нарушений психического здоровья. Большинство факторов риска связаны со взаимодействием таких аспектов, как тип трудовой деятельности, организационные условия и отношения с руководством, навыки и компетенции работников, имеющиеся на предприятии меры поддержки работников в выполнении ими своих трудовых обязанностей.
Например, у работника могут быть необходимые навыки для выполнения задачи, но не хватать ресурсов, чтобы сделать то, что от него требуется, или же на предприятии может иметь место неблагоприятный стиль действий руководства и негативные организационные практики.
Примеры факторов риска для психического здоровья:
- ненадлежащие меры гигиены труда и охраны здоровья работников;
- ограниченное участие в принятии решений;
- слабый контроль над своей областью работы;
- низкий уровень поддержки работников;
- негибкие часы работы;
- нечеткие задачи или организационные цели.
Риск может быть также связан с характером деятельности, например с выполнением работником обязанностей, не соответствующих его компетенции, или непрерывно высокая нагрузка. Для некоторых видов деятельности может быть характерен более высокий риск для работника (например, работа ликвидатора последствий катастроф или гуманитарного работника), что может приводить к негативному воздействию на психическое здоровье и симптомам психических расстройств или же провоцировать злоупотребление алкоголем или психоактивными веществами. Риск может быть повышенным, если отсутствует сплоченность внутри коллектива или нет социальной поддержки.
Притеснения и психологическое насилие (также принимающая форму групповой травли) – частые причины стресса, связанного с трудовой деятельностью, которые создают риск для здоровья работников. С ними могут быть связаны как физические, так и психологические проблемы. Все это создает экономические издержки для работодателей, поскольку производительность труда снижается и возрастает текучесть кадров. Это также может негативно отражаться на семейной и социальной жизни работников.
Создание здоровой обстановки на месте работы
Как было продемонстрировано системой мониторинга ЕС в сфере психического здоровья EU Mental Health Compass, важным элементом в создании здоровых условий труда является разработка на государственном уровне соответствующего законодательства, стратегий и политики.
Здоровую обстановку на рабочем месте можно описать как такую обстановку, в которой работники и руководители активно участвуют в формировании условий труда посредством сохранения и защиты здоровья, безопасности и благополучия всех работников. В руководстве Всемирного экономического форума рекомендовано действовать по трем направлениям:
- обеспечивать охрану психического здоровья посредством сокращения факторов риска, связанных с трудовой деятельностью;
- укреплять психическое здоровье посредством развития позитивных аспектов труда и сильных сторон работников;
- решать проблемы с психическим здоровьем, какими бы ни были их причины.
В руководстве подчеркивается ряд шагов, которые могут предпринять организации для создания здоровой обстановки на рабочем месте, таких как:
- изучение обстановки на рабочем месте и того, каким образом она может быть адаптирована в целях укрепления психического здоровья отдельных сотрудников;
- изучение опыта и мотивации лидеров и работников организации, которые приняли какие-либо меры по улучшению условий работы;
- отказ от практики “изобретения велосипеда” и использование положительного опыта других компаний;
- изучение потребностей отдельных работников и возможностей их привлечения к формированию более благоприятной для психического здоровья политики внутри предприятия;
- распространение информации об источниках возможной поддержки и о том, где можно получить помощь.
К мероприятиям и образцам передовой практики, направленным на защиту психического здоровья на рабочем месте, относятся:
- внедрение и обеспечение исполнения политики и практики в области гигиены труда и охраны здоровья работников, включая выявление случаев стресса, злоупотребления психоактивными веществами и болезней и предоставление ресурсов для решения этих проблем;
- информирование работников об имеющихся видах помощи;
- привлечение работников к процессу принятия решений, создания у них чувства сопричастности и участия в управления процессами; внедрение мер по организации труда, способствующих нормальному балансу между работой и личной жизнью;
- реализация программ по карьерному развитию работников;
- признание и вознаграждение вклада работников.
Мероприятия в области психического здоровья следует реализовывать в рамках комплексной стратегии по охране здоровья и благополучия, охватывающей профилактику, раннее выявление проблем, оказание помощи и реабилитацию. Службы охраны здоровья на предприятии или специалисты здравоохранения могут помочь организациям в реализации таких мероприятий, если есть такая возможность; но даже если такой возможности нет, в рабочие процессы может быть внесен ряд изменений, которые позволят сохранить и укрепить психическое здоровье работников. Ключом к успеху является вовлечение заинтересованных сторон и самих работников на всех уровнях к действиям по охране и укреплении здоровья и оказания поддержки, а также к мониторингу их эффективности.
Оказание поддержки людям с психическими расстройствами на рабочем месте
Организации несут ответственность за оказание поддержки людям с психическими расстройствами с тем, чтобы они могли либо продолжать работать, либо могли вернуться к трудовой деятельности. По данным исследований, безработица, особенно долгосрочная, может иметь разрушительные последствия для психического здоровья.
Многие из перечисленных выше инициатив могут помочь людям с психическими расстройствами. В частности, гибкие часы работы, пересмотр организации трудового процесса, борьба с негативными проявлениями на месте работы и общение с руководством, построенное на принципах благожелательности и доверия, – все это может помочь людям с психическими расстройствами в возвращении к работе или продолжении трудовой деятельности.
Было доказано, что обеспечение доступа к основанным на принципах доказательной медицины видам лечения позволяет преодолеть депрессию и другие нарушения психического здоровья. Ввиду стигматизации психических расстройств работодателям необходимо обеспечить наличие у работников ощущения, что их поддерживают и что они могут обращаться за помощью в том, чтобы продолжать работу или вернуться к работе, а также что им предоставляется достаточный объем ресурсов для исполнения ими своих обязанностей.
В статье 27 Конвенции ООН о правах инвалидов (КПИ) содержится набор глобальных имеющих обязательную юридическую силу правовых принципов в области защиты прав инвалидов (в том числе психосоциальных инвалидов). Там признается, что каждый человек с инвалидностью имеет право на ведение трудовой деятельности, на такое же отношение, как и к другим людям, не должен быть объектом дискриминации, а также должен получать поддержку на месте работы.
Источник