Основные факторы риска для здоровья детей дошкольного возраста
Оболенская Наталья Валерьевна
Структурное подразделение МКОУ «Свердловская СОШ»-«Детский сад села Свердловское»,
Свердловская область, Артинский район, с.Свердловское
Статья «Факторы, влияющие на здоровье дошкольников в условиях ДОО»
«Здоровье – это состояние жизнедеятельности, соответствующее биологическому возрасту ребенка, гармоничного единства физических и интеллектуальных характеристик, формирования адаптационных и компенсаторных реакций в процессе роста».
Детское население подвергается воздействию различных факторов окружающей среды, многие из которых рассматриваются как факторы риска развития неблагоприятных изменений в организме.
Дошкольный возраст – один из критических периодов в жизни ребенка. В это время активно формируется высшая нервная деятельность, происходит нарастание подвижности и силы нервных процессов, что способно привести к истощению малыша. Родители и воспитатели часто отмечают смену настроения крохи, повышенную раздражительность, быструю утомляемость и невнимательность. У дошкольников нередко проявляются признаки невротических реакций: они то и дело крутят волосы, грызут ногти, совершают беспорядочные движения – подпрыгивают и покачиваются, долгое время не засыпают.
В этом возрасте происходит «глубинная» перестройка обмена веществ, из-за чего малыш чаще подвергается влиянию детских инфекций. Дошкольный период отличается повышенным риском формирования и проявления хронических заболеваний и всевозможных аллергических реакций, особенно у часто болеющих детей.
Причины катастрофического состояния здоровья детей являются следующие:
- раннее начало систематического обучения без учета ведущего вида деятельности;
- недостаточная подготовка педагогов в вопросах развития и охраны здоровья детей;
- перенасыщение образовательного процесса;
- стрессовые последствия авторитарной педагогики;
- несоответствие некоторых программ и методик обучения возрастным особенностям детей;
- несоблюдение элементарных физиолого-гигиенических требований к организации образовательного процесса;
- недостатки в системе физического воспитания.
Определение «собственное здоровье» в отношении детей дошкольного возраста учеными не рассматривалась. Учитывая умозаключения ученых относительно понятия «здоровье», определено, что собственное здоровье дошкольников — это оптимальное состояние организма, которое характеризуется гармоничной сформированностью физической, психической, духовной и социальной составляющих здоровья, зависит от образа жизни ребенка, его отношение к окружающему миру.
Факторы, способствующие формированию здоровья, его сохранению и укреплению необходимо учитывать при построении педагогического процесса, цель которого — научить детей управлять своим здоровьем. Ученые рассматривают различные подходы к изучению этого вопроса.
Акцентируя внимание на развитии личности, В. Солоухин, в свою очередь, связывает состояние здоровья человека с уровнем ее внутренней культуры. Он считает, что культурный человек не может позволить себе болеть, поэтому высокий уровень заболеваемости населения, по его мнению, является показателем низкого уровня культуры людей. Таким образом, подчеркивается роль личности в управлении собственным здоровьем.
Здоровую личность необходимо воспитывать с самого рождения, особенно активизируя педагогическое воздействие в период дошкольного детства. Ведь, во-первых, важные сенситивные периоды развития человека приходятся именно на дошкольный возраст; во-вторых, у детей нет субъективных причин для заболеваний; в-третьих, по данным психологов, в дошкольном возрасте в процессе активной детской деятельности реально воспитать сознательное, бережное отношение к собственному здоровью.
В России сегодня здоровьесберегающая функция ДОО закреплена законодательно и активно поддерживается государством: Закон 273 от 29 декабря 2012 г. ФЗ «Об образовании в РФ», который вступил в силу с 1 сентября 2013 года, статья 41 — Охрана здоровья обучающихся.
Второй важный документ – это ФГОС дошкольного образования.
Цель ФГОС ДО – воспитать социализированного индивида, который выйдет в общество и легко там адаптируется, легко найдет свое место в жизни, со всеми договорится. Поэтому во время образовательного процесса важно сформировать компетентности у ребенка (ребенок любознательный, активный, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения и пр.).
Принципы во ФГОС ДО – совместное сотрудничество детей и взрослых и признание ребенка полноценным субъектом образовательного процесса (партнерская деятельность). Воспитатель обязана поставить ребенка в центр процесса и установить с ним партнерские взаимоотношения. Введен термин «образовательные отношения» со всеми субъектами образовательного процесса – родители, дети, педагоги ДОО.
В программах воспитания и обучения в дошкольных организациях физической культуре, организации оздоровительной работы с детьми уделяется большое внимание. В ряде детских организациях работу по физическому воспитанию ведут организаторы физической подготовки. Но в большинстве дошкольных организациях занятия по физической культуре по-прежнему проводят воспитатели.
Поэтому воспитатель должен стать квалифицированным специалистом в деле, которым ему предстоит заниматься, а, следовательно, освоить теорию и методику физического воспитания дошкольников. Система физического воспитания в дошкольных организациях строится с учётом возрастных и психологических особенностей детей. Целью физического воспитания в ДОО является формирование у детей основ здорового образа жизни. В процессе физического воспитания осуществляются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. Среди оздоровительных задач особое место занимает охрана жизни и укрепление здоровья детей, их всестороннее физическое развитие, совершенствование функций организма, повышение активности и общей работоспособности.
Образовательные задачи предусматривают формирование у детей двигательных умений и навыков, развитие физических качеств; получение элементарных знаний о своем организме; роли физических упражнений в его жизнедеятельности, способах укрепления собственного здоровья. Воспитательные задачи направлены на разностороннее развитие детей (умственное, нравственное, эстетическое, трудовое), формирование у них интереса и потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями.
Общее ухудшение состояния здоровья современных детей от самого рождения вызвало настоятельную потребность в усилении внимания ученых и педагогов-практиков к проблеме сохранения, укрепления и восстановления здоровья детей, а также формирование у них ценностного отношения к собственному здоровью, начиная с дошкольного возраста.
Приоритетной ценностью среди всех возрастных групп населения является здоровье, которое, по мнению ученых, интегрирует четыре составляющие: физическую, психическую, социальную и духовную. Они взаимосвязаны и находятся в состоянии равновесия между условиями среды и адаптационными возможностями организма.
Ценностное отношение к собственному здоровью относится к сфере духовного здоровья, которое совершенствуется в комплексе с физическим, психическим и социальным.
Основными факторами, которые влияют на формирование здоровья человека, является наличие знаний о здоровье, мотивации к здоровому образу жизни, и собственно образ жизни. Активность человека является важным условием сохранения и укрепления здоровья.
Источник
Основные факторы риска для здоровья детей дошкольного возраста
Влияние некоторых факторов риска на состояние здоровья детей дошкольного возраста
Федорук Ксения Романовна,
кандидат педагогических наук, доцент Приднестровского государственного университета им. Т. Г. Шевченко, г. Тирасполь.
Одной из самых значимых медицинских проблем на современном этапе является проблема, посвященная охране и укреплению здоровья детей, начиная с раннего дошкольного возраста [1, 2, 3, 4]. На сегодняшний день этой проблеме придается особое значение в связи с прогрессирующим ростом хронических заболеваний, увеличивающимся количеством нервно-психических болезней, числом социально дезадаптированных детей и инвалидов [3]. Сложившаяся ситуация не оставляет сомнений в том, что нарушение состояния здоровья детей в данной возрастной группе приведет к ухудшению состояния здоровья детей в других возрастных группах и в дальнейшем скажется на здоровье будущих поколений [2, 3, 4].
Так, по результатам углубленных медицинских осмотров детей в г. Тирасполе за 2012-2013г. видно, что уже на дошкольном этапе у значительной части обследованных детей (60%) выявлены множественные функциональные нарушения. Общая заболеваемость среди воспитанников дошкольных учреждений в 2013 году по сравнению с 2012 годом увеличилась на 3,3%. Отмечены негативные тенденции роста следующих классов заболеваний: болезней органов дыхания, уха и сосцевидного отростка, костно-мышечной системы и соединительной ткани, нервной системы, а также психических расстройств и расстройств поведения. В общей структуре заболеваемости детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения г. Тирасполя, первое место занимают заболевания органов дыхания — 80,61%, на втором месте находятся инфекционные и паразитарные заболевания – 5,82%, на третьем месте – болезни органов пищеварения – 2,67%.
Медицинская наука не может повлиять на социально-экономическое благополучие общества, но она может проанализировать и оказать свое влияние на разнообразный спектр факторов, оказывающих риск на здоровье детей. Сложность проблемы анализа заключается в том, число факторов риска увеличивается с каждым годом и спектр их влияния на детский организм достаточно широк. На сегодняшний день их насчитывают около 3000 [3]. Не являясь основной причиной болезни, они могут приводить к функциональному отклонению роста и развития детского организма.
К основным факторам риска можно отнести:
· несоблюдение правил здорового образа жизни (курение, употребление алкоголя, наркотиков родителями), нерациональное питание, наличие стрессовых ситуаций, постоянного психоэмоционального напряжения, гиподинамии, неблагоприятных материально-бытовых условий, психологического климата в семье и т. д.);
· неудовлетворительное состояние окружающей среды (загрязнение воздуха вредными веществами, воды, почвы, повышение радиационных, магнитных и других излучений, условия проживания, образ жизни);
· отягощенная наследственность (наследственная предрасположенность к заболеваниям, наличие генетического риска);
· недостаточно эффективная работа здравоохранения (низкое качество, труднодоступность и несвоевременность оказания медицинской помощи).
· социальное и экономическое положение общества [3].
К факторам, которые непосредственно определяют здоровье детей, можно отнести, например, влияние окружающей среды, в то время как к факторам, опосредованно оказывающим влияние на здоровье детей, можно отнести профессиональную деятельность родителей, их социальный статус, генетическую предрасположенность к заболеваниям и т.д.
Риск для здоровья может реализоваться в виде неблагоприятного течения острого заболевания с переходом в хроническое течение, в рецидив болезни, в инвалидизацию ребенка, в риск летального исхода. В подавляющем большинстве случаев имеет место комбинация видов риска, с преобладанием одного из них.
На показатели здоровья детей дошкольного возраста могут оказывать влияние и отдельные факторы риска:
1) факторы риска в период беременности и родов: возраст родителей к моменту рождения ребенка, наличие у них хронических заболеваний, острых заболеваний у будущей матери, прием в период беременности токсичных препаратов, наличие психических травм, различных осложнений во время беременности и родов и пр.;
2) факторы риска в период раннего детства: недостаточная или избыточная масса тела при рождении, вид вскармливания, наличие заболеваний в течение первого года жизни и пр.;
3) факторы риска, которые отражают различные условия и образ жизни детей: условия проживания, уровень образования родителей и их доход, вредные привычки родителей, численность и состав семьи, психологическая обстановка в семье, выполнение родителями профилактических и лечебных мероприятий и пр.
Если влияние экологических, медико-социальных факторов, наследственной предрасположенности не всегда реализуются в виде клинических проявлений, то действие таких факторов как патология беременности, родов и т.п. практически всегда приводит к различным функциональным изменениям.
Социальные факторы и факторы окружающей среды действуют на организм ребенка не каждый сам по себе в отдельности, а во взаимодействии с другими факторами, например, наследственными. Таким образом, заболеваемость детей зависит как от среды, в которой они находятся, так и от отягощенной наследственности, а также от законов роста и развития.
Для каждого возрастного периода возможно преобладание тех или других факторов риска, что определяет необходимость дальнейшего дифференцированного подхода к оценке роли и вклада отдельных факторов в развитие заболеваний у детей.
Итак, здоровье детей дошкольного возраста зависит от комплексного влияния различных по своему характеру, направленности и силе факторов. Изучение факторов осложняется тем, что они, взаимодействуя друг с другом, меняются во времени и их влияние на уровень показателей здоровья детей далеко не одинаков.
Таким образом, в результате анализа литературы удалось установить значительную актуальность изучения факторов риска, влияющих на развитие той или иной патологии у детей.
Знание различных факторов риска, оказывающих влияние на развитие болезней у детей, позволит более эффективно планировать и осуществлять профилактические и оздоровительные мероприятия в деле охраны здоровья детей дошкольного возраста. Этого можно добиться, если попытаться реализовать комплекс мероприятий, направленных на: подготовку будущих родителей к рождению здоровых детей, работу с семьями по пропаганде здорового образа жизни, вовлечению родителей в процесс оздоровления детей, создание и внедрение оздоровительных программ в детских дошкольных образовательных учреждениях и т.д.
1. Баранов А.А. Здоровье российских детей // Педагогика. — 1999. — №8. — C. 41-44.
2. Баранов А.А. Состояние здоровья детей и подростков в современных условиях: проблемы, пути решения // Российский педиатрический журнал — 1998.-№1.- С.5-8.
3. Вельтищев Ю.Е. Концепции риска болезни и безопасности здоровья ребенка. Лекция 2 // Российский вестник перинатологии и педиатрии. Приложение к журналу.-1994.-83 с.
4. Пучнина О.Н. Медико-социальное исследование заболеваемости детей раннего возраста и пути ее профилактики в современных условиях // Автореф. дисс. канд. мед. наук. Рязань, 2003.-24 с.
Поступила в редакцию 12.05.2014 г.
Источник