Основные факторы, определяющие содержание ппфп.
Двигательную деятельность человека, его трудовую активность определяют такие компоненты, как мышечная сила, выносливость, быстрота, координация движений, способность к концентрированному и устойчивому вниманию, реакции выбора и другие психофизические качества.
Общепринято, что все эти составляющие так же, как и профессиональные свойства личности, в определенных условиях и пределах, тренируемы.
Содержание ППФП опирается на психофизиологическое тождество трудового процесса и физической культуры и спорта.
— формы труда специалистов данного профиля
— условия и характер труда
— режим труда и отдыха
— особенности динамики работоспособности специалистов в процессе труда и специфика их профессионального утомления и заболеваемости.
Основные формы труда:
Разделение труда носит условный характер.
Условия труда влияют на подбор средств ФК и спорта для достижения высокой работоспособности и трудовой активности человека, а, следовательно, определяют конкретное содержание ППФП специалистов профессии.
Характер труда – также определяет содержание ППФП, ибо для того, чтобы правильно подобрать и применить средства физической культуры и спорта, важно знать, с какой физической и эмоциональной нагрузкой работает специалист.
Режим труда влияет на выбор средств ФК, чтобы поддерживать и повышать необходимый уровень жизнедеятельности и работоспособности. Рациональным режимом труда и отдыха на любом предприятии считается такой режим, который оптимально сочетает эффективность труда, индивидуальную производительность, работоспособность и здоровье трудящихся.
Динамика работоспособности – интегральный фактор, определяющий конкретное содержание ППФП студентов. Чтобы смоделировать отдельные элементы процесса труда подбором физических упражнений, необходимо знать особенности динамики работоспособности специалистов при выполнении различных видов профессиональных работ.
— индивидуальность (пол, возраст, здоровье)
Различия в физической и специальной подготовленности разных людей играют роль в профессиональном обучении и переподготовке. Успешность обучения и подготовки каждого человека к профессиональной деятельности зависит от его физиологической и психологической пригодности к данному виду труда, т. е от способностей.
Подбор средств ППФП производится с учетом особенностей учебного процесса на каждом факультете и специфики будущей профессиональной деятельности студентов.
— прикладные физические упражнения и отдельные элементы различных видов спорта
— прикладные виды спорта
— оздоровительные силы природы
При подборе отдельных прикладных физических упражнений важно, чтобы их психофизиологическое воздействие соответствовало формируемым физическим и специальным качествам.
Профессиональные заболевания
При малоподвижном труде, риск профессиональных заболеваний увеличивается.
Существуют четыре негативно влияющих фактора:
Происходят такие нарушения в организме, как учащение в ЧСС (частоты сердечных сокращений), повышение АД (артериального давления), снижение массы и объема сердечной мышцы, нарушение нервно-эмоционального характера, появляется раздражительность, эмоциональная неустойчивость.
Постоянное ограничение активности может привести к:
— ухудшению доставки О2 к сердечной мышце, к головному мозгу
— увеличению энергостоимости работы, атрофия мышц
— увеличение жировых отложений, массы тела
— отеки нижних конечностей
Длительное пребывание в позе сидя может стать причиной отклонений в здоровье. При расслабленных мышцах живота появляется угроза заболеваний половой сферы, травм поясницы.
Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.
Источник
3. Факторы, определяющие содержание ппфп
Методика подбора средств ППФП
Двигательную деятельность человека, его трудовую активность определяют такие компоненты, как мышечная сила» выносливость, быстрота, координация движений, способность к концентрированному и устойчивому вниманию, реакция выбора и другие психофизические качества. Общепризнанно, что все эти составляющие так же, как и профессиональные свойства личности, в определенных условиях и пределах тренируемы. Психофизиологическое понятие «трудовая деятельность» по психофизическим компонентам аналогично понятию «спорт». Так же сходны и принципиальные требования и условия их совершенствования.
Итак, конкретное содержание ППФП опирается на психофизиологическое тождество трудового процесса и физической культуры и спорта. Благодаря именно этому тождеству на занятиях физической культурой и спортом можно моделировать отдельные элементы трудовых процессов.
Основные факторы, определяющие конкретное содержание ППФП:
• формы (виды) труда специалистов данного профиля;
• условия и характер труда;
• режим труда и отдыха;
• особенности динамики работоспособности специалистов в процессе труда и специфика их профессионального утомления и заболеваемости.
Формы (виды) труда. Основные формы труда – физический и умственный. Разделение труда на «физический» и «умственный» носит условный характер. Однако такое разделение необходимо, ибо с его помощью легче изучать динамику работоспособности специалистов в течение рабочего дня, а также подобрать средства физической культуры и спорта в целях подготовки студентов к предстоящей работе по профессии.
Условия труда (продолжительность рабочего времени, комфортность производственной сферы) влияют на подбор средств физической культуры и спорта для достижения высокой работоспособности и трудовой активности человека, следовательно, определяют конкретное содержание ППФП специалистов в определенной профессии.
Характер труда также определяет содержание ППФП, ибо для того, чтобы правильно подобрать и применить средства физической культуры и спорта, важно знать, с какой физической и эмоциональной нагрузкой работает специалист, как велика зона его передвижения и т.д. Следует учитывать, что характер труда специалистов одного и того же профиля может быть разным даже при работе в одних и тех же условиях, если они выполняют неодинаковые виды профессиональных работ и служебных функций. В таких случаях у специалистов совершенно разные психофизические нагрузки, поэтому нужны разные прикладные знания, умения и навыки, разнонаправленные рекомендации по применению средств физической культуры и спорта в режиме труда и отдыха.
Режим труда и отдыха влияет на выбор средств физической культуры, чтобы поддерживать и повышать необходимый уровень жизнедеятельности и работоспособности. Рациональным режимом труда и Отдыха на любом предприятии считается такой режим, который оптимально сочетает эффективность труда, индивидуальную производительность, работоспособность и здоровье трудящихся.
При разработке соответствующих разделов ППФП необходимо знать и учитывать организационную структуру и особенности производственного процесса, а также проводить совместный анализ рабочего и внерабочего времени, поскольку между основным трудом и деятельностью человека в свободное время существует объективная связь.
Динамика работоспособности специалистов в процессе труда — интегральный фактор, определяющий конкретное содержание ППФП студентов. Чтобы смоделировать отдельные элементы процесса труда путем подбора физических упражнений, необходимо знать особенности динамики работоспособности специалистов при выполнении различных видов профессиональных работ. Для этого нужно построить «кривую работоспособности на основе фиксированных изменений технико-экономических и психофизиологических показателей. Через определенные отрезки времени замеряют те или иные показатели исполнителя, а также психофизиологические показатели пульса, кровяного давления, мышечной силы, тремора, частоты дыхания, показатели внимания, скорости, психические реакции и др. «Кривая» работоспособности определяется и для одной рабочей смены, и для рабочей недели (месяца), и для годичного периода работы. Она может служить началом в разработке рекомендаций по направленному применению средств физической культуры как в процессе ППФП, так и в режиме труда и отдыха.
К дополнительным факторам относятся индивидуальные особенности будущих специалистов, а также географо-климатические условия региона, где предстоит работать и жить выпускнику.
Различия в физической и специальной подготовленности разных людей играют роль в профессиональном обучении и переподготовке. Успешность обучения и подготовки каждого человека к профессиональной деятельности зависит от его физиологической и психологической пригодности к данному виду труда, т.е. от способностей. Способности – устойчивые свойства личности, однако они в процессе воспитания меняются. Поэтому совершенствовать их путем целенаправленной тренировки необходимо с учетом индивидуальных особенностей, следовательно, усилия студентов и время для освоения отдельных разделов ППФП к избранной специальности у каждого свои.
Важно знать и о некоторых возрастных изменениях реакции организма человека на психофизиологические нагрузки в процессе труда. Наиболее продуктивный возраст от 20 до 40 лет. В этот период у людей меньше утомляемость в процессе труда и быстрое восстановление после значительного утомления. За этой общей характеристикой стоят вполне конкретные возрастные изменения отдельных функций. Так, временная реакция на световые, звуковые, комбинированные сигналы у нетренированных людей укорачивается и стабилизируется к концу студенческого возраста, а впоследствии (особенно после 40 лет) удлиняется по мере старения организма. Но под влиянием специальной тренировки эта реакция может быть стабилизирована и даже отчасти повышена.
Итак, изучение факторов, влияющих на жизнедеятельность специалиста в сфере труда, психофизических процессов, сопровождающих различные виды профессиональной деятельности, позволяет выявить тот объем и перечень необходимых прикладных знаний, умений и навыков, физических и специальных качеств, которые обеспечивают надежность и успешность профессиональной деятельности.
Подбор средств ППФП производится с учетом особенностей учебного процесса на каждом факультете и Специфики будущей профессиональной деятельности студентов. Средства ППФП можно объединить в следующие группы:
• прикладные физические упражнения и отдельные элементы различных видов спорта; .
• прикладные виды спорта (их целостное применение);
• оздоровительные силы природы и гигиенические факторы;
• вспомогательные средства, обеспечивающие качество учебного процесса по разделу ППФП.
При подборе отдельных прикладных физических упражнений важно, чтобы их психофизиологическое воздействие соответствовало формируемым физическим и специальным качествам.
При акцентированном воспитании физических качеств в содержании учебных занятий обычно увеличивается объем специальных упражнений и устанавливаются соответствующие учебные нормативы. Такой подбор упражнений и элементов из различных видов спорта чаще всего производится опытным путем по принципу соответствия их особенностям профессиональных качеств и умений. Известный кардиохирург и активный популяризатор двигательной активности академик Н.М. Амосов считает, что взаимодействие всех жизненно важных систем организма лучше всего проявляется через выносливость. Основа выносливости — хорошо функционирующий механизм кислородного обеспечения, положительно влияющий на центральную нервную систему, которая более четко координирует работу физиологических систем, тем самым, повышая общую и профессиональную работоспособность, улучшая самочувствие.
В большинстве отечественных исследований по определению содержания ППФП отмечается ведущая роль общей выносливости в обеспечении высокой профессиональной работоспособности. При подборе отдельных прикладных упражнений следует уделить особое внимание упражнениям «на выносливость».
Уровень квалификации спортсменов накладывает отпечаток на состояние их физического развития, и функциональную подготовленность. Например, мастера спорта по гимнастике значительно точнее воспринимают характеристики движений, чем гимнасты III разряда. Мастера даже в нетренированном состоянии точнее оценивают длительность и амплитуду движений, чем спортсмены III разряда, находящиеся в состоянии спортивной формы, футболисты-разрядники имеют более развитое периферическое зрение, чем представители других видов спорта. Немаловажен и опосредованный прикладной опыт занятий отдельными видами спорта. Так, штангист никогда не станет «тянуть» вес вверх путем разгибания спины, что часто наблюдается в быту, так как при этом создается колоссальная нагрузка на межпозвоночные диски.
Каждый вид спорта способствует совершенствованию определенных физических и психических качеств. Такие виды спорта считаются профессионально-прикладными. Элементы состязательности, сопряженные с повышенными физическими и психическими нагрузками, позволяют широко использовать спорт в процессе совершенствования профессионально-прикладной физической подготовки студентов. Однако занятия прикладными видами спорта не единственный метод для решения всего комплекса вопросов ППФП студентов из-за недостаточной избирательности и неполного охвата задач этой подготовки будущего специалиста к любой конкретной профессии.
Оздоровительные силы природы и гигиенические факторы — обязательные средства ППФП студентов, особенно для воспитания специальных прикладных качеств, обеспечивающих продуктивную работу в различных географо-климатических условиях. С помощью специально организованных занятий можно достичь повышенной устойчивости организма к холоду, жаре, солнечной радиации, резким колебаниям температуры воздуха. Это обучение приемам закаливания организма и выполнения гигиенических мероприятий, а также мероприятия по ускорению восстановительных процессов в организме (специальные водные процедуры, различные бани и др.).
Вспомогательные средства ППФП, обеспечивающие ее эффективность, это различные тренажеры, специальные технические приспособления, с помощью которых можно моделировать отдельные условия и характер будущего профессионального труда. Следует различать тренажеры, применяемые на занятиях по учебной дисциплине «Физическая культура», и профессиональные тренажеры. Принципиальное назначение первых в том, что с их помощью закладываются функциональные основы, расширяется диапазон двигательных умений, способствующих быстрому освоению профессиональных действий, умений и навыков. В профессиональных же тренажерах отрабатываются именно профессиональные действия и умения в облегченных или усложненных условиях, а это является уже задачей не кафедры физического воспитания, а выпускающих кафедр высшего учебного заведения.
Вопросы для коллективного обсуждения:
Влияние современной технизации труда и быта на жизнедеятельность человека.
Источник
2. Факторы, определяющие содержание ппфп
Содержание ППФП студентов различных вузов определяется рядом факторов, обусловленных структурой и развитием современного производства, а также определяют требования к личности специалиста, прежде всего — требования к его физической и психической подготовленности, которые, в свою очередь, обусловливаются факторами, тесно связанными со спецификой профессиональной деятельности.
Основными факторами, от которых зависит ППФП студентов различных вузов, являются сфера деятельности, содержание и условия труда, психофизиологические особенности деятельности специалиста. Существенное значение для конкретного содержания ППФП работников промышленного производства имеют такие типовые показатели работы, как сфера деятельности и вид труда.
Исключительно важным фактором, определяющим содержание ППФП, являются условия труда, в которых протекает производственная деятельность (где производится работа- в помещении, на открытом воздухе, на высоте, под водой, в каком микроклимате, режиме труда и отдыха, каковы границы зон рабочего места, основные виды профессиональной вредности).
Определенные условия трудовой деятельности требуют развития соответствующих специальных физических и психических качеств. Например, работа на открытом воздухе при низкой и высокой температуре, резких ее колебаниях требует выносливости и устойчивости организма к холоду, теплу, резким колебаниям температурных воздействий, общей выносливости, хорошего состояния сердечнососудистой системы, системы терморегуляции.
Психофизиологические особенности профессиональной деятельности также во многом определяют направленность ППФП. Ими являются прием, хранение и переработка производственной информации, принятие решений, моторные действия, нагрузка на отдельные физиологические органы и системы, утомляемость и динамика работоспособности, психологические трудности, возникающие во время работы и др. Изучение этих особенностей позволяет выявить необходимые для успешной работы сенсорные, умственные, двигательные, волевые навыки, физические и психические качества.
Важную информацию для определения направленности ППФП дает изучение действия нагрузки на отдельные органы и физиологические системы организма по субъективным данным, а также по данным специальных исследований, измерений психологических показателей в процессе работы. Критерием здесь является устойчивость физиологических функций в течение рабочего дня.
Названные факторы, определяющие содержание ППФП, являются объективными по своей природе и тесно связаны между собой. Поэтому полное представление о значении и содержании ППФП работника конкретной профессии дают только учет и анализ всей их совокупности. Такая работа проводится в форме составления специальной профессиограммы. В качестве примеров приведем психофизические особенности профессиональной деятельности некоторых специальностей.
Специальность «Промышленная теплоэнергетика»(специализации: промышленная оргтехника, промышленные теплоэнергетические установки и теплоэнергоснабжение). Работа инженера-промтеплоэнергетика связана с проектированием, исследованием промышленных котельных, тепловых сетей, газовых, газопечных, теплосиловых и теплоиспользуемых установок и аппаратуры на предприятиях различных отраслей промышленности. Она проходит иногда в различных неблагоприятных микроклиматических условиях: при высокой температуре, интенсивном излучении, большой влажности, запыленности, загазованности воздуха. В процессе ремонта, ликвидации аварий инженер-теплоэнергетик нередко
подолгу вынужден работать в специальной теплозащитной одежде, противогазе, респираторе, спускаться и подниматься на большую высоту.
Специфика труда инженера-промтеплоэнергетика обусловливает такие требования к нему, как наличие хороших навыков в лазании, спусках, подъемах, преодолении различных препятствий; высокого уровня функциональных возможностей и надежности сердечно-сосудистой, дыхательной систем и системы терморегуляции. Специалист должен быть физически развитым, обладать общей, статической и силовой выносливостью, быть ловким и выносливым, устойчивым к избыточному теплу и теплоизлучениям, перепадам температуры, влиянию химически вредных веществ.
Инженер-механик выполняет самые разнообразные функции: занимается разработкой и исследованием технологических процессов механической обработки деталей и сборки машин, проектированием и эксплуатацией металлообрабатывающего оборудования. Как и от других специалистов, работа на машиностроительных заводах в должности мастера, технолога, начальника смены, механика цеха, контрольного мастера требует наблюдательности, внимания, организаторских и педагогических способностей и навыков, большой целеустремленности, энергичности, контактности и умения ладить с людьми.
Специфические требования к физической и психологической подготовленности предъявляются к специалистам, работающим в должности инженера-конструктора, исследователя в проектно-конструкторских бюро, лабораториях завода, специализированных технологических и конструкторских организациях. Эти специалисты многие часы проводят у кульмана, станка, работают с тонкими инструментами, чертежными принадлежностями. Все это требует от них остроты зрения, точности глазомера, хорошего слуха, высокой тактильной и кинестетической чувствительности. Необходимы также большая общая выносливость к разнообразной динамической работе, устойчивость к гиподинамии, статическая выносливость мышц рук, туловища, спины; высокая координация и точность движений рук, быстрая и точная реакция слежения, хорошо развитое пространственное мышление, чувство формы, скорости, умение концентрировать внимание, наглядно-действенное мышление. Требуются также навыки в точности переноски и передвижении небольших грузов.
Специальность «Подъемно-транспортные машины и оборудование». Представители этой специальности работают в основном на машиностроительных заводах, в конструкторских бюро и цехах предприятий подъемно-транспортного оборудования, в речных и морских портах в должности мастера цеха, участка, инженера-исследователя. Работа часто проводится на открытом воздухе, на высоте, в неблагоприятных метеорологических условиях.
Особенности содержания и условий труда требуют от инженера-механика рассматриваемой специальности навыков в лазании, работы на большой высоте, хорошего функционального состояния вестибулярного аппарата, вестибулярной устойчивости, статической и силовой выносливости мышц рук, ног, спины, умения точно согласовывать движения рук и ног, хорошей реакции на движущийся объект, выносливости и устойчивости к воздействиям различных неблагоприятных метеорологических факторов (высокой и низкой температуры, сквозняков). Кроме того, он должен обладать хорошим чувством пространства, скорости, движения, высоты, широким полем зрения, способностью одновременно воспринимать несколько объектов.
Специальность «Машины и технология литейного производства». Основной профиль работы — эксплуатация литейных машин и оборудования, разработка технологических процессов изготовления отливок. Инженеры этой специальности работают главным образом в литейных цехах, нередко в условиях повышенной температуры и загазованности воздуха.
Инженер-литейщик должен обладать крепким здоровьем. Повышенные требования предъявляются к функциональному состоянию его сердечно-сосудистой, дыхательной систем, системы терморегуляции, опорно-двигательного аппарата. Очень важны такие качества, как сила, общая и силовая выносливость, быстрота и точность моторной реакции, четкая координация движений, выносливость и устойчивость к высокой температуре, сквознякам, воздействию вредных литейных газов. Необходимо также тонко различать цвета, быстро восстанавливать зрительную способность после внезапного изменения яркости освещения (например, при рассматривании расплавленного металла), обладать чувством формы, уметь распределять внимание.
Специальность «Автомобили и автомобильное хозяйство». Инженеры этой специальности в основном обеспечивают техническую эксплуатацию и ремонт автомобилей на автобазах, в автобусных и таксомоторных парках, на авторемонтных заводах, станциях технического обслуживания автомобилей.
Специфические требования к подготовленности инженеров данного профиля определяются необходимостью самому хорошо знать автомобиль любой марки и уметь в нужный момент испытать его. Для этих специалистов важны хорошее состояние зрения, органов движения, вестибулярного аппарата, центральной нервной системы, высокий уровень сенсомоторной координации, правильность и скорость простых и сложных реакций на быстро меняющуюся обстановку, хорошая согласованность и точность движений рук и ног, подвижность в суставах. Важное значение имеет также способность определять расстояние и скорость движения на глаз, глубинное зрение, объем, распределение внимания на значительное количество объектов, умение быстро и правильно принимать решения в различных вариативных критических ситуациях, способность сосредоточиться на продолжительное время, восприимчивость информации, собранность, уверенность.
Инженеры автоматизированных систем управления, программисты.
Основной профиль работы инженеров данной группы специальностей связан с разработкой, проектированием, производством и эксплуатацией различной вычислительной техники, устройств промышленной электроники, радиоаппаратуры широкого назначения. При этом в деятельности инженера часто имеют место макетирование, монтаж-сборка, ремонт, наладка, регулирование электронной и радиоаппаратуры, работа на ЭВМ и другие операции, для выполнения которых используются мелкие и микроскопические детали, тонкие инструменты, высокочувствительные приборы. Такая работа отличается также большим зрительным и умственным напряжением, длительной гиподинамией, вынужденной позой сидя, монотонность труда.
Инженеры рассматриваемых специальностей должны обладать острым зрением, отличным цветовосприятием, поскольку в схемах и при маркировке применяемых ими деталей часто используются цветовые обозначения. По цвету отличаются и соединительные провода. Для качественной работы необходимы подвижность основных нервных процессов, высокий уровень тактильной и кинестетической чувствительности пальцев рук. Требуются также большая ловкость, хорошая координация и точность движений рук, пальцев, подвижность их суставов, навыки и умения быстро и сноровисто манипулировать небольшими предметами, статическая выносливость мышц спины, туловища. Важны способность к продолжительной умственной работе, устойчивость к гиподинамии, умение сосредоточиться, хорошая память, системное мышление.
Инженеры-экономисты, менеджеры. Особенностями трудовой деятельности инженера-экономиста являются: продолжительное нахождение в малоподвижной позе (в основном сидя), монотонность операций, необходимость воспринимать через зрительный анализатор и перерабатывать огромное количество информации, выполнять большое количество мелких ручных операций, что связано с использованием клавишной и кнопочной вычислительной техники. Специфика такого труда является причиной ряда заболеваний (болезни сердца, кровеносных сосудов, нарушение обмена веществ, рабочая миопия, обусловленная постоянным напряжением органов зрения, нарушение осанки и др.). Поэтому инженеру-экономисту особенно необходимы занятия физическими упражнениями, обеспечивающими хорошее состояние центральной нервной, сердечно-сосудистой систем, пальцев рук. Ему необходимы статическая выносливость мышц спины, туловища, живота, шеи, большая точность движений рук и пальцев. Требуется также умение быстро перерабатывать информацию, выносливость к продолжительной однообразной умственной работе, устойчивость внимания.
На основе полученной информации формулируются задачи ППФП, отбираются наиболее эффективные средства, методы, формы их реализации.
Источник