Шпаргалки к экзаменам и зачётам
студентам и школьникам
Основы медицинских знаний — ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЯ
ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЯ
Первый этап — младенческий и преддошкольный возраст (от рождения до 3 лет). В этом возрасте у детей доминируют простейшие биологические потребности в пище, питье, кислороде, сне и др. Их удовлетворение в значительной степени зависит от того, как в этот период жизни ребенка за ним ухаживает его мать. Забота о беспомощном ребенке носит преимущественно гигиенический характер.
Второй этап — дошкольный и младший школьный возраст (3-10 лет). В этот период жизни у человека актуализируются (становятся доминирующими) сложнейшие биологические потребности в игре и подражании (они составляют основу другой еще более сложной биологической потребности в саморазвитии), а также дополнительные потребности в свободе и вооруженности (опытности). Соответственно, основными средствами формирования личности в этот возрастной период ребенка должны являться примеры нравственно обусловленного поведения людей (или сказочных героев), вызывающие у него подражательные действия, а также игры и творческие акты, связанные с примерным поведением. Причем, непременным условием правильного воспитания ребенка должна быть свобода выбора им объекта подражания, игрового действия, вида и содержания творческой активности.
Третий этап — подростковый возраст (10-15 лет). В этом возрасте доминирующее значение сохраняют дополнительные потребности в свободе и вооруженности и актуализируются идеальные потребности в самопознании и поиске смысла. Важно отметить, что указанные идеальные потребности тесно связаны между собой: только благодаря активному самопознанию (познанию своих индивидуальных особенностей) у подростка формируется смысловая сфера (правильное понимание) собственной жизнедеятельности. Средствами удовлетворения идеальных потребностей должны стать: 1) различные виды продуктивной творческой деятельности, связанной с укреплением организма, регуляцией психики, формированием сексуальности и нравственного отношения к жизни; 2) общение со сверстниками (в том числе, противоположного пола); 3) различного рода испытания и тестирования, позволяющие подростку провести самоанализ и самооценку, определить свою «особенность», «уникальность» (непохожесть на других людей); 4) смыслотворческие акты, направленные на понимание им сущности жизни и ее отдельных проявлений. Важно подчеркнуть, что процесс формирования здоровой личности в этом возрасте будет проходить правильно только в том случае, если все указанные выше процессы станут осуществляться у подростка на добровольной основе.
Четвертый этап — юный и зрелый возраст (15 лет и старше). В юношеском возрасте у человека актуализируются социальные потребности в самовыражении, самоутверждении, самосовершенствовании, которые интегрируются в более сложную социальную потребность в самоопределении. Социальные потребности остаются доминирующими у человека и во взрослом состоянии (до тех пор, пока он занимается общественно полезной деятельностью). Социальные потребности «вырастают» из соответствующих биологических потребностей: потребность в самовыражении — из потребности в подражании, потребность в самоутверждении — из потребности в игре, потребность в самосовершенствовании — из потребности в саморазвитии. В свою очередь дополнительные потребности в этот период также преобразуются в потребности более высокого порядка: саморегуляции деятельности и креативности (творческой активности). Средствами удовлетворения указанных потребностей являются различные виды образовательной, культурной и практической деятельности, связанные с самоопределением человека в профессии, браке, культурных увлечениях, других сферах жизни. Чтобы процесс формирования здоровья шел нормально, эти деятельности должны строиться на творческой основе, при обязательном праве человека на выбор содержания, способов реализации и оценки результатов исполняемой деятельности.
Итак, на каждом этапе развития человека актуализируются разные потребности. Актуализирующиеся у человека в процессе его роста и развития потребности являются базовыми (основными) его свойствами и составляют «ядро» его личности. Это значит, что они проявляются одновременно во всех сферах его деятельности.
Источник
ГЛАВА 2. ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЯ
В жизни человека различают несколько периодов: дородовый, период новорождённости, грудного возраста, детский (раннее, первое, второе детство), подростковый, юношеский и зрелый возраст.
Формирование здоровья возможно и необходимо в каждом периоде, поскольку каждый из них неповторим. Если в каком-то более раннем периоде эти возможности упущены, то это обязательно отразится на потенциале здоровья человека в последующие возрастные периоды. Упущенное трудно, а иногда и невозможно наверстать.
Дородовый период
О здоровье ребенка надо думать задолго до его рождения. При этом многое, если не все зависит от родителей. Прежде всего, играет значение состояние их здоровья, наличие вредных привычек. Особенно это касается матери. Для нормального вынашивания ребенка необходимо нормальное функционирование всех систем организма матери и благоприятный акушерский анамнез (нормально сформированные детородные органы; отсутствие острых и хронических гинекологических заболеваний).
Появление на свет ребенка должно быть желательным для обоих родителей. Хорошо также, когда родители знают свое генеалогическое дерево. В сомнительных случаях желательно воспользоваться услугами генетической консультации. Это поможет предупредить рождение ребенка с тяжелым наследственным заболеванием.
Внутриутробное развитие ребенка является очень ответственным в смысле будущих последствий для его здоровья. Особенно это касается самого момента зачатия и первых 3-4 месяцев развития плода в утробе матери, так как в течение этого времени идет дифференциация и закладка органов. Всякие негативные внешние и внутренние факторы могут изменить нормальное течение этих процессов, что отразится на здоровье ребенка.
Питание беременной женщины должно быть полноценным с наличием необходимого количества питательных веществ, макро- микроэлементов и витаминов. Она должна также избегать опасности заражения вирусными и другими заболеваниями.
Беременная женщина должна постоянно находится под наблюдением врача и выполнять все его назначения. Окружающие должны создать ей максимально благоприятную психологическую обстановку.
Соблюдение всех перечисленных моментов – условия, необходимые для того, чтобы ребенок родился здоровым.
Период новорожденности и грудной возраст
После рождения начинается новый этап жизни ребенка – период новорожденности (от рождения до 10 дней) и грудной возраст.
Для того чтобы активно и грамотно формировать здоровье ребенка в этом возрасте родители должны иметь представление об анатомо-физиологических особенностях детей грудного возраста, режиме дня, правильном питании, гигиеническом уходе, особенностях физического, психического, сенсорного и творческого развития. Они должны также иметь необходимый минимум медицинских знаний, чтобы суметь заметить какие-либо отклонения в здоровье своего ребенка. Например, они должны знать первые проявления такого заболевания как рахит. А еще, лучше, если они будут знать, как предупредить это заболевание. Родители должны знать, что за детьми данного возраста необходимо постоянное наблюдение медицинских работников.
Раннее и первое детство
В возрасте раннего детства продолжается формирование здорового ребенка. В этот период уже появляется возможность привить ему первые навыки здорового образа жизни. Известно, что все начинается с детства и болезни, которые затем переходят в хронические, продолжая преследовать человека в дальнейшей жизни, и навыки здорового образа жизни, которые легче всего приобретаются в детстве. Это сделать будет легко тогда, когда родители сами исповедуют здоровый образ жизни. Здесь очень важен личный пример.
Чтобы привить навыки здорового образа жизни ребенку, в том числе и занятиями физической культурой, родители должны знать анатомо-физиологические особенности детей этого возраста. Известно, что на первом году жизни ребенок растет очень быстро – не по дням, а по часам. Быстрый рост продолжается и в последующие возрастные периоды. В связи с этим возникают анатомо-физиологические особенности организма, а значит и его возможности. Физические, психические и другие нагрузки должны соответствовать возможностям организма ребенка.
С 2-х лет ребенку можно уже прививать гигиенические навыки по уходу за зубами, а затем и телом.
Очень важно ребенка в возрасте от одного года до 3-х лет уберечь от травм и несчастных случаев, отравлений. Данный возраст самый опасный в смысле получения травм. Это связано с тем, что дети хотят познать мир, а опыта нет.
Дети этого возраста также должны наблюдаться врачом. В 2 года надо обязательно показать ребенка окулисту.
В процессе формирования здоровья детей большое значение имеет психологический климат в семье и детском учреждении. Ребенок всегда должен ощущать разумную ласку родителей и душевное отношение к нему окружающих его людей.
К 4-х летнему возрасту количество навыков, формирующих здоровье, значительно увеличивается, а к 7-летнему возрасту основными навыками ребенок уже должен владеть.
Полноценное питание, физическое, психическое, умственное развитие ребенка, с выработанными у него здоровье формирующими навыками, позволят ему легко адаптироваться в начальной школе.
Второе детство
Второе детство – это школьный возраст от 7 до 12 лет. На этом этапе жизни ребенка родителям и учителям школы необходимо обратить самое серьезное внимание на то, чтобы обучение в школе не подрывало его здоровье.
Особенно трудным бывает для детей период адаптации в первом классе. Если не обратить на это самое серьезное внимание и не предпринять соответствующих мер, то адаптация в школе может резко снизить потенциал здоровья ребенка и даже вызвать заболевание. Это особенно касается тех детей, биологический возраст которых не соответствует паспортному. В школе дети начинают испытывать гиподинамию (недостаток движений, вследствие чего у них быстро возникает позо-статическое утомление, которое может способствовать возникновению нарушений со стороны опорно-двигательного аппарата). Перенапряжение зрительного анализатора может привести к нарушению зрения.
Очень важно, чтобы не только дома, но и в школе для ребенка был благоприятный психологический климат. В противном случае могут возникать неврозоподобные заболевания. Для того чтобы дети этого возраста росли здоровыми, им не достаточно тех занятий физической культурой, которыми они занимаются на уроках физкультуры.
Рациональное и сбалансированное питание, оптимальная двигательная активность, рациональная организация учебного процесса и некоторые другие составляющие здорового образа жизни позволят не только сохранить, но и формировать здоровье детей. В этом случае и успеваемость у них будет хорошей.
Источник
ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЯ.
Первый этап — младенческий и преддошкольный возраст (от рождения до 3 лет). В этом возрасте у детей доминируют простейшие биологические потребности в пище, питье, кислороде, сне и др. Их удовлетворение в значительной степени зависит от того, как в этот период жизни ребенка за ним ухаживает его мать. Забота о беспомощном ребенке носит преимущественно гигиенический характер.
Второй этап — дошкольный и младший школьный возраст (3-10 лет). В этот период жизни у человека актуализируются (становятся доминирующими) сложнейшие биологические потребности в игре и подражании (они составляют основу другой еще более сложной биологической потребности в саморазвитии), а также дополнительные потребности в свободе и вооруженности (опытности). Соответственно, основными средствами формирования личности в этот возрастной период ребенка должны являться примеры нравственно обусловленного поведения людей (или сказочных героев), вызывающие у него подражательные действия, а также игры и творческие акты, связанные с примерным поведением. Причем, непременным условием правильного воспитания ребенка должна быть свобода выбора им объекта подражания, игрового действия, вида и содержания творческой активности.
Третий этап — подростковый возраст (10-15 лет). В этом возрасте доминирующее значение сохраняют дополнительные потребности в свободе и вооруженности и актуализируются идеальные потребности в самопознании и поиске смысла. Важно отметить, что указанные идеальные потребности тесно связаны между собой: только благодаря активному самопознанию (познанию своих индивидуальных особенностей) у подростка формируется смысловая сфера (правильное понимание) собственной жизнедеятельности. Средствами удовлетворения идеальных потребностей должны стать: 1) различные виды продуктивной творческой деятельности, связанной с укреплением организма, регуляцией психики, формированием сексуальности и нравственного отношения к жизни; 2) общение со сверстниками (в том числе, противоположного пола); 3) различного рода испытания и тестирования, позволяющие подростку провести самоанализ и самооценку, определить свою «особенность», «уникальность» (непохожесть на других людей); 4) смыслотворческие акты, направленные на понимание им сущности жизни и ее отдельных проявлений. Важно подчеркнуть, что процесс формирования здоровой личности в этом возрасте будет проходить правильно только в том случае, если все указанные выше процессы станут осуществляться у подростка на добровольной основе.
Четвертый этап — юный и зрелый возраст (15 лет и старше). В юношеском возрасте у человека актуализируются социальные потребности в самовыражении, самоутверждении, самосовершенствовании, которые интегрируются в более сложную социальную потребность в самоопределении. Социальные потребности остаются доминирующими у человека и во взрослом состоянии (до тех пор, пока он занимается общественно полезной деятельностью). Социальные потребности «вырастают» из соответствующих биологических потребностей: потребность в самовыражении — из потребности в подражании, потребность в самоутверждении — из потребности в игре, потребность в самосовершенствовании — из потребности в саморазвитии. В свою очередь дополнительные потребности в этот период также преобразуются в потребности более высокого порядка: саморегуляции деятельности и креативности (творческой активности). Средствами удовлетворения указанных потребностей являются различные виды образовательной, культурной и практической деятельности, связанные с самоопределением человека в профессии, браке, культурных увлечениях, других сферах жизни. Чтобы процесс формирования здоровья шел нормально, эти деятельности должны строиться на творческой основе, при обязательном праве человека на выбор содержания, способов реализации и оценки результатов исполняемой деятельности.
Итак, на каждом этапе развития человека актуализируются разные потребности. Актуализирующиеся у человека в процессе его роста и развития потребности являются базовыми (основными) его свойствами и составляют «ядро» его личности. Это значит, что они проявляются одновременно во всех сферах его деятельности.
Источник