Факторы риска и факторы здоровья
Фактор риска — общее название факторов, не являющихся непосредственной причиной определенной болезни, но увеличивающих вероятность ее возникновения. К ним относятся условия и особенности образа жизни, а также врожденные или приобретенные свойства организма. Они повышают вероятность возникновения у индивидуума болезни и/или способны неблагоприятно влиять на течение и прогноз имеющегося заболевания.
Обычно выделяют биологические, экологические и социальные факторы риска . Если к ним присовокупить факторы, являющиеся непосредственной причиной болезни, то вместе их называют факторами здоровья. Последние имеют аналогичную классификацию.
Биологические факторы риска обусловлены генетическими и приобретенными в процессе онтогенеза особенностями организма человека. Известно, что некоторые болезни чаще встречаются в определенных национальных и этнических группах. Существует наследственная предрасположенность к заболеванию гипертонической и язвенной болезнью, сахарным диабетом и т. д. Для возникновения и течения многих болезней, в том числе сахарного диабета и ишемической болезни сердца, серьезным фактором риска является ожирение. Существование в организме очагов хронической инфекции (например, хронического тонзиллита) может способствовать заболеванию ревматизмом.
Экологические факторы риска весьма разнообразны. Так, изменения физических и химических свойств атмосферы влияют, например, на развитие бронхолегочных заболеваний. Резкие суточные колебания температуры, атмосферного давления, напряженности магнитных полей ухудшают течение сердечно-сосудистых заболеваний. Ионизирующее излучение является одним из онкогенных факторов. Особенности ионного состава почвы и воды, а следовательно, и продуктов питания растительного и животного происхождения приводят к развитию элементоз — заболеваний, связанных с избытком или недостатков в организме атомов того или иного элемента. Например, недостаток йода в питьевой воде и продуктах питания в районах с низким содержанием йода в почве может способствовать развитию эндемического зоба.
Социальные факторы риска связаны с неблагоприятными жилищными условиями, многообразными стрессовыми ситуации, некоторыми особенностями образа жизни человека (например, гиподинамией). Они являются причиной развития многих заболеваний, особенно сердечно-сосудистой системы. Вредные привычки (например, курение) — фактор риска возникновения бронхолегочных и сердечно-сосудистых заболеваний, употребление алкоголя — развития алкоголизма, болезней печени, сердца и др.
Наиболее неблагоприятно оценивается совокупное воздействие на организм нескольких факторов риска. Например, ожирение, гиподинамия, курение и нарушение углеводного обмена, действуя одновременно, значительно увеличивают риск развития ишемической болезни сердца.
При всей значимости влияния внешней среды роль наследственных факторов для здоровья человека часто оказывается определяющей. Если других факторов риска человек может избежать, то наследственность — его фатум. Условия среды могут лишь изменить потенциал человека в рамках норм реакций, в пределах геномных законов реагирования, но не изменить сам геном.
Морфофункциональная конституция, преобладание тех или иных нервных и психических процессов, степень предрасположенности к тем или иным заболеваниям человека детерминированы его генотипом. В наследственности человека, по-видимому, заложено и такое свойство, как жизненность, которая отражает плодовитость и долголетие особи. Именно этим свойством объясняется так называемый парадокс долгожителей, когда даже при наличии множественных патоморфологических нарушений в органах
и тканях некоторые люди живут долго и имеют высокую работоспособность. Генотип, наследуемый ребенком от родителей, формируется на протяжении жизни многих поколений. На него воздействуют огромное количество факторов среды: физических, химических, биологических, социальных и др.
Их различают по объекту воздействия, при этом в качестве последнего могут выступать:
- ряд предшествующих поколений (особое значение имеет состояние окружающей среды, географические факторы, национальные, религиозные, этнические и семейные обычаи и традиции и т. д.);
- хромосомы будущих родителей (преимущественное значение имеет образ жизни будущих родителей, так как именно он обусловливает положительное или отрицательное влияние на хромосомы половых клеток или зародыша);
- хромосомы зародыша в период его внутриутробного развития (генный аппарат особенно раним на раннем эмбриональном этапе развития, когда генетическая программа реализуется в виде закладки основных функциональных систем организма).
Наиболее часто наследственные нарушения обусловливаются образом жизни будущих родителей. Женщина в период беременности часто подвергается воздействию целого ряда негативных факторов, среди которых можно отметить недостаток двигательной активности, переедание, психические перегрузки социального, профессионального и бытового характера, вредные привычки и т. д. Все это ведет к нарушению нормального развития плода.
Все заболевания, связанные с генетическими факторами, можно условно разделить на три группы:
- наследственные заболевания прямого эффекта, в том числе врожденные, когда ребенок рождается с признаками нарушений (гемофилия, дальтонизм, фенилкетонурия, болезнь Дауна и др.);
- наследственные заболевания, опосредованные воздействием внешних факторов, — некоторые виды нарушений обмена веществ (отдельные виды сахарного диабета, подагра), психические расстройства и др.;
- заболевания, связанные с наследственной предрасположенностью, — атеросклероз, гипертония, ишемическая болезнь сердца, язвенная болезнь, бронхиальная астма и др.
Таким образом, не вызывает сомнения значительная роль наследственных факторов в здоровье человека. В то же время разумный образ жизни может снизить риск их негативного влияния.
Источник
Основной фактор риска нарушения здоровья
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения
Городская поликлиника №1
города Новороссийска
министерства здравоохранения
Краснодарского края
Колл-центр
8 8617 306-303
КОНТАКТ-ЦЕНТР
(по вопросам COVID-19)
8 8617 306-358
- Главная
- Информация для пациентов
- Новости
- Факторы риска для здоровья человека
Факторы риска для здоровья человека
Как известно, к любому заболеванию приводит не только наличие непосредственной причины болезни: вируса, бактерии или нарушения функционирования органа. Немалую роль здесь играют и факторы риска, действующие опосредованно, то есть, создавая неблагоприятный фон, необходимый для появления и развития той или иной болезни.
Факторов риска очень много. Классифицируя неблагоприятные факторы, их можно разделить на: экзогенные (внешние) и эндогенные (внутренние). В свою очередь, и одни и другие можно разделить на неуправляемые и управляемые.
Внешние неуправляемые факторы
В данную категорию входят климатогеографические факторы, влияющие на здоровье человека. Прежде всего, это температура окружающей среды, ведь известно, что заболевания людей живущих на севере, серьезно отличаются от заболеваний у народов, проживающих в тропиках. Кроме того, влияние оказывают стабильность и сбалансированность климатических условий. Но наибольшую опасность для человека представляет проживание в зонах с радиоактивным заражением, а также с серьезным загрязнением окружающей среды.
Внешние управляемые факторы
Еще большую опасность здоровью человека несут управляемые факторы, а именно: плохая экология, особенности питания, условия труда, режим труда и отдыха, а также культура человека.
Данные факторы имеют огромное значение для здоровья, ведь во многом появление и развитие заболеваний зависят от того, где работает человек, не связана ли его профессия с вредным производством (химическим, металлургическим, текстильным, добывающая промышленность и т.д.), не подвергается ли он вредным воздействиям (присутствие электро-магнитного поля, вибрациям, постоянному шуму, длительному простаиванию на ногах или монотонному выполнению однотипных движений). Не менее важен и полноценный отдых, который должен быть не только пассивным, но и активным. Отрегулированный режим сна является еще одним фактором, который может отразиться на здоровье.
К этой категории факторов риска необходимо отнести питание человека, которое должно быть качественным, разнообразным и диетическим. Именно от того, что человек употребляет в пищу, во многом зависит его состояние здоровья. Сюда же можно отнести и вредные привычки, такие как обжорство, увлечение жареной и жирной пищей. Отдельно стоит сказать об алкогольной зависимости, табакокурении и употреблении наркотических препаратов, сюда же можно отнести и чрезмерное употребление медикаментов. Эти факторы неминуемо приводят к серьезнейшим заболеваниям. Отсутствие гигиенических навыков и нежелание следить за собственной гигиеной также является одним из ключевых факторов заражения организма.
Внутренние неуправляемые факторы
Такая категория включает в себя пол человека, его возраст, генетические факторы, например, темперамент и конституцию, наследственную предрасположенность к заболеваниям. Вполне понятно, что предрасположенность к тем или иным заболеваниям во многом зависит от пола человека, а также от его конституционных особенностей, плотного или наоборот, худощавого телосложения. Некоторые заболевания зависят от конкретного возраста человека, однако не требует объяснений тот факт, что с возрастом организм попросту изнашивается, а потому количество заболеваний у людей пожилых существенно увеличивается.
Внутренние управляемые факторы
К этой категории можно отнести ряд факторов, среди которых: общее развитие человека, уровень его интеллекта, эмоциональное и душевное состояние, характер. Но ключевым фактором является, все же, физическая активность. Недостаточная двигательная активность или гипокинезия, сегодня распространена повсеместно и связана она с сидячей работой и недостаточной физической активностью современных людей.
Все эти факторы влияют на образ жизни людей. Установлено также, что образ жизни примерно на 50 %, состояние окружающей среды на 15-20 %, наследственность на 15-20 % и здравоохранение (деятельность его органов и учреждений) на 10 % обусловливают здоровье (индивидуальное и общественное). В последнее время, когда стало понятно, что медицина не может не только предотвратить, но и справиться с обрушившимся на нее обвалом патологии, интерес к здоровому образу жизни привлекает все большее внимание и специалистов, и широкого круга населения.
Сейчас понятнее становится тезис, что болезни современного человека обусловлены, прежде всего, его образом жизни и повседневным поведением. Структура ЗОЖ должна включать следующие факторы: оптимальный двигательный режим; тренировку иммунитета и закаливание; рациональное питание; психофизиологическую регуляцию; психосексуальную и половую культуру; рациональный режим жизни; отсутствие вредных привычек; валеологическое самообразование.
Любой из факторов риска вреден сам по себе, но особенно вредно их сочетание. Поэтому, зная о том, какие существуют факторы риска для здоровья и, стараясь свести их до минимума, каждый из нас может собственными руками продлить себе жизнь и оградить от появления множества неприятных заболеваний.
ГБУЗ «Центр медицинской профилактики» министерства здравоохранения Краснодарского края.
Источник
Факторы риска и типология нарушения психологического здоровья
Основы психологического здоровья составляют полноценное психическое развитие человека на всех этапах онтогенеза, т.е. во все возрастные периоды его общего развития. Психологическое здоровье ребенка и взрослого отличаются совокупностью личностных новообразований, которые еще не появились у ребенка, но должны присутствовать у взрослого, причем отсутствие их у ребенка не должно восприниматься как нарушение. Поскольку психологическое здоровье предполагает наличие динамического равновесия между индивидом и средой, то ключевым критерием становится адаптация ребенка к социуму (И.В.Дубровина).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
faktory_riska_narusheniya_psiholog.zdorovya.doc | 49.5 КБ |
faktory_riska_i_tipologiya_narusheniya_psihologicheskogo_zdorovya.ppt | 342 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Тюльганская средняя общеобразовательная школа №1»
Факторы риска и типология
нарушения психологического здоровья
Выступление на РМО «Психологическое здоровье как условие формирования основных образовательных и воспитательных компетентностей всех участников образовательного процесса»
педагог-психолог Буянова Л.Ю.
Факторы риска и типология нарушения психологического здоровья
Определяя критерии нормы психологического здоровья ребенка, которые могли бы стать основой дифференцирования психологической помощи детям, мы исходим из следующего положения: основы психологического здоровья составляют полноценное психическое развитие человека на всех этапах онтогенеза, т.е. во все возрастные периоды его общего развития (И.В.Дубровина). Психологическое здоровье ребенка и взрослого отличаются совокупностью личностных новообразований, которые еще не появились у ребенка, но должны присутствовать у взрослого, причем отсутствие их у ребенка не должно восприниматься как нарушение. Поскольку психологическое здоровье предполагает наличие динамического равновесия между индивидом и средой, то ключевым критерием становится адаптация ребенка к социуму.
Какие условия приводят к нарушению психологического здоровья младших школьников? Что становится факторами риска? Риск может исходить извне (объективные, или средовые, факторы) и изнутри (субъективные, или индивидуально-личностные, факторы).
Факторы среды как источник риска нарушения психологического здоровья очень значимы именно для младшего школьного возраста, т.к. с началом активной социализации ребенок попадает в особенно тесную зависимость от окружающей обстановки. Неблагоприятные психосоциальные факторы в свою очередь подразделяются на две группы:
- Семейные.
- Связанные с детскими учреждениями.
Первые годы обучения в школе становятся своего рода «лакмусом» для выявления ранних нарушений развития. Тогда выходят на поверхность семейные факторы. Ранние аномалии личностного развития при переходе в школу имеют тенденцию заново активизироваться.
Нередко корни школьных проблем ребенка лежат в одном из ранних возрастных периодов.
Каковы же основные факторы риска нарушения психологического здоровья на разных возрастных этапах развития?
Младенчество (от рождения до года). Главное для младенца – общение с матерью. Дефицит этого общения становится фактором риска, последствия которого могут проявится много позднее. Однако психологическому здоровью младенца вредит и избыточное общение с матерью, приводящие к сверхстимуляции ребенка.
Нарушения взаимодействия младенца с матерью могут привести к формированию таких негативных личностных образований, как тревожная привязанность его к матери и недоверие к окружающему миру (вместо нормальной привязанности и базового доверия). Эти негативные образования имеют устойчивый характер, сохраняясь до младшего школьного возраста и далее, приобретая в процессе взросления ребенка различные формы, в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей.
Ранний возраст (от года до трех лет)
В раннем детском возрасте взаимоотношения с матерью сохраняют свою значимость, однако в этом возрасте начинает формироваться «Я» ребенка. Он постепенно осознаёт себя как отдельную личность, внутренне отделяясь от матери. Итогом развития в раннем детстве должно стать формирование автономности, относительной самостоятельности ребенка, а для этого матери необходимо «отпустить» его на такое расстояние, на которое он сам захочет и сможет отойти. В раннем детстве для становления самостоятельности ребенка очень важно общение с отцом. Отец должен быть физически эмоционально доступен ребенку, поскольку, во-первых, является наглядным примером отношений с матерью как отношений автономных субъектов, во-вторых, выступает прообразом внешнего мира, когда некоторые удаления от матери оказывается не уходом в никуда, а уходом к кому-то, и в-третьих, отец является по своей природе менее тревожным, более психологически устойчивым, нежели мать и может оказаться источником психологической защиты ребенка, его душевного равновесия. Если отец редко бывает рядом с ребёнком, это негативно сказывается на формировании столь важных психологических свойств этого возраста, как самостоятельность и автономность. Недоразвитие этих качеств оборачивается впоследствии трудностями школьной адаптации.
Дошкольный возраст (от трёх до шести лет) столь многогранен и значим для формирования психологического здоровья ребенка. Факторы риска в дошкольном возрасте:
а) Стороны семейной системы в целом, включающей взаимодействие ребенка со всеми близкими в доме. Для многих современных семей характерна ситуация «ребенок-кумир семьи», когда удовлетворение потребностей ребенка преобладает над удовлетворением потребностей остальных членов семьи или даже идёт им в ущерб. Следствием семейного взаимодействия такого типа может стать нарушение эмоциональной децентрации- одного из важнейших новообразований дошкольного возраста. Ребенок, неспособный к эмоциональной децентрации, не может воспринимать и учитывать, в своём поведении состояния, желания и интересы других людей, он воспринимает мир только с позиции собственных желаний и интересов, не умеет обращаться со сверстниками, не понимает требований взрослых.
б) Родительское программирование. Оно может воздействовать на ребенка неоднозначно. С одной стороны, родительское программирование обеспечивает усвоение ребенком нравственной культуры семьи, семейных традиций и ценностей, создаёт предпосылки индивидуальной духовности. А с другой стороны, следствие чрезмерной потребности в явно выражаемой родительской любви, ребенок приучается постоянно адаптировать своё поведение к ожиданиям взрослых, опираясь на их вербальные и невербальные сигналы.
в) Связь с детскими учреждениями. Первая встреча малыша с чужим значимым взрослым- воспитателем — во многом определяет его дальнейшее взаимодействие со всеми значимыми взрослыми.
В детском саду у ребенка может возникнуть серьёзный внутренний конфликт в случае раздоров со сверстниками.
Итак, психологическое здоровье ребенка формируется при жестком взаимодействии внешних и внутренних факторов, причем не только внешние факторы преломляются во внутренние, но и внутренняя сила личности способна модифицировать внешние воздействия. И ещё раз повторим, что для развития психологически здоровой личности безусловно необходим опыт борьбы, приводящий к успеху.
Младший школьный возраст.
Начало обучения в школе — один из значимых моментов в жизни человека, период его качественного изменения, точка перехода к новому состоянию. Многие педагоги и родители недооценивают те качественные изменения, которые происходят в ребенке во время его учения. Гораздо большее внимание уделяется количественным параметрам приобретаемых ребенком знаний и умений. Качественные же изменения особенно значимы, они могут сыграть как позитивную, так негативную роль, могут укрепить психологическое здоровье либо подорвать его. Если пробелы в знаниях можно впоследствии восполнить, то возникшие психологические нарушения могут иметь стойкий характер, трудно поддаваться коррекции.
О.А. Лосева отмечает, что процесс адаптации к учебному заведению может протекать по-разному у детей с различным состоянием здоровья: легким, средним и тяжелым. При легкой адаптации состояние напряженности функциональных систем организма ребенка компенсируется в течение первой четверти. При адаптации средней тяжести нарушение самочувствия и здоровья более выражены и могут наблюдаться в течение первого полугодия. У части детей адаптация проходит тяжело, при этом значительные нарушения состояния здоровья нарастают от начало учебного года к концу.
Адаптированным же чаще всего называют того ребенка, который вписывается в школьную систему норм и требований, кающихся в первую очередь- овладение учебным материалом, и межличностных отношений в классе. М.Р. Битянова отмечает, что «иногда более гуманистически настроенные педагоги добавляют еще один критерий важно, чтобы это приспособление было осуществлено ребенком без серьёзных внутренних потерь, ухудшение самочувствия, настроения, самооценки».
«Адаптация — не только приспособление к успешному функционированию в данной среде (сфера деятельности), но и способность к дальнейшему личностному (сфера самосознания), социальному (сфера общения) развитию» (А.Л. Венгер)
Г.В. Овчарова отмечает, что понятие «школьная адаптация» стало использоваться в последние годы для описания различных проблем и трудностей, возникающих у детей различного возраста в связи с обучением в школе. К таким трудностям автор относит:
- Неприспособленность к предметной стороне учебной деятельности, поскольку у ребенка наблюдаются недостаточно интеллектуальное и психомоторное развитие.
- Неспособность произвольно управлять своим поведением.
- Неспособность принять темп школьной жизни (чаще встречаются у соматически ослабленных детей, детей с задержкой развития, со слабым типом нервной системой).
- Неумение разрешить противоречия между семейным и школьным «мы», т.е. школьный невроз или «фобия школы».
Анализируя перечисленные Р.В. Овчаровой трудности, можно заключить, что решение второй и третей проблем будет зависеть от способностей развития сферы общения.
Из выше сказанного следует, что основные сферы дезадаптации младших школьников – это:
— Трудности в школе — ожидание неудачи, неверие в свои силы, страх наказания;
— Трудности во взаимоотношениях со сверстниками;
— Трудности во взаимоотношениях с родителями – опасение не соответствовать ожиданиям родителей, страх наказания;
— Реальные и ирреальные страхи и другие эмоциональные нарушения (агрессивность, тревожность, замкнутость).
Подростковый возраст (от 10-11 до 15-16 лет). Это важнейший период для становления самостоятельности. Во многом успешность достижения самостоятельности определяется семейными факторами, а точнее тем, как осуществляется процесс отделения подростка от семьи. Под отделением подростка от семьи обычно понимается выстраивание между подростком и его семьей нового типа взаимоотношений, основанного уже не на опеке, а на партнерстве. Как можно было увидеть, влияние внешних средовых факторов на психологическое здоровье снижается от младенчества к подростковому возрасту.
Поэтому влияние этих факторов на взрослого описать достаточно сложно. Психологически здоровый взрослый, как мы уже говорили ранее, должен уметь адекватно адаптироваться к любым факторам риска без ущерба для здоровья. Поэтому обратимся к рассмотрению внутренних факторов. Как мы уже говорили, психологическое здоровье предполагает устойчивость к стрессовым ситуациям, поэтому необходимо обсудить те психологические характеристики, которые обусловливают пониженную устойчивость к стрессу.
Таким образом, практически половина всех младших школьников испытывает трудности адаптации к условиям школы, и это свидетельствует о том, насколько важно в этот период обращать пристальное внимание на психологическое здоровье младших школьников и на особенности психологических процессов, характерных для этого возраста.
Источник