Меню

Основное назначение проекта формула здоровья профилактика чего

Педагогический проект «Формула здоровья»

Маргарита Склемина
Педагогический проект «Формула здоровья»

Главным богатством человека считается его здоровье. Однако согласно данным Минздрава РФ сегодняшнее состояние здоровья детей вызывает серьезную тревогу. Только 5% -выпускников ДОУ являются практически здоровыми, 40% — дошкольников хронически больны, 50% — имеют физиологические отклонения, до 80% — страдают нервно – психическими расстройствами. Это обусловлено многими факторами. Помимо неблагоприятных климатических особенностей на здоровье детей отрицательно влияют ухудшение экологической обстановки, электронно – лучевое, «метало – звуковое» облучение детей (компьютерные игры, длительное пребывание перед телевизором, просмотр видеофильмов, постоянно звучащая рок – музыка, а также социальная напряженность в обществе и интенсификация процесса обучения.

Одной из основных задач, стоящих перед педагогами, является воспитание здорового подрастающего поколения.

Исходя, из этого возникла необходимость создания проекта направленного, на сохранение и укрепление физического, психического здоровья дошкольников.

Проанализировав диагностики уровня здоровья и психологического благополучия детей, паспорт физического и нервно – психического развития, анализ заболеваемости, оценку физического развития воспитанников за последние 2 года, проведя анкетирование родителей воспитанников, я пришла к выводу, что работа по укреплению здоровья была не достаточно эффективна, поскольку уровень здоровья детей оказался низким.

Возникла проблема в отсутствии целенаправленной системы мероприятий формирования здоровья дошкольников. Поэтому я разработала проект «Формула здоровья».

Целевая группа: дети второй младшей группы, родители воспитанников.

Масштаб проекта: рассчитан на 6 месяцев (март — август)

Цель проекта: улучшение здоровья воспитанников посредством комплексного воздействия здоровьесберегающих факторов на организм ребёнка.

Описание проекта:

1. Изучение методической литературы;

2. Создание перспективного плана на учебный год;

3. Организация конференции с привлечением специалистов (мед. работник, физ. работник, психолог, руководители кружков, воспитатели);

4. Проведение семинара для родителей воспитанников;

5. Разработка системы закаливания;

6. Разработка планов валеологического кружка и ритмической гимнастики;

7. Внедрение здоровьесберегающих технологий (игровой массаж Уманской, ароматерапия, цветотерапия, психогимнастика, гимнастика пробуждения, дыхательная гимнастика Стрельниковой, музыкальная терапия, фототерапия);

8. Создание здоровьесберегающей среды в группе;

9. Организация контроля за соблюдением режимных моментов в ДОУ со стороны педагогов и родителей.

Срок реализации 1 год.

Теоретический и практический материал проекта позволит педагогам ДОУ, родителям воспитанников и детям старшего возраста расширить знания о здоровом образе жизни, воспитывать интерес к оздоровлению собственного организма и улучшить здоровье детей, что является результатом интереса всех участников проекта.

В процессе реализации проекта выходом будут:

3. Открытые занятия в конце года;

4. Диагностика уровня здоровья и психического благополучия детей;

5. Диагностика валеологического воспитания (автор Кулик, Сергиенко);

6. Выставка детских работ;

7. Оценка физического развития детей;

8. Анкетирование среди родителей по итогам проекта «Формула здоровья»

9. Итоговая конференция участников проекта. Обобщенные результаты реализации проекта.

1. Воспитатели группы;

2. Пом. воспитателя;

4. Руководитель валеологического кружка;

5. .Руководитель кружка ритмической гимнастики;

6. .Руководитель физического воспитания;

7. Приглашенные специалисты;

8. Родители воспитанников;

9. Дети старшего возраста в количестве 20 человек.

Финансовое обеспечение: 6 тысяч рублей

Материально — техническое обеспечение:

1. Спортивный инвентарь для статического и динамического развития детей;

2. Аудио – видео аппаратура;

3. Оборудование для закаливающих процедур;

4. Настольно – печатные развивающие игры по валеологии;

5. Методическая и детская литература.

Порядок осуществления руководства и контроля:

• Руководство возлагается на руководителя проекта т. е. воспитателя целевой группы;

• Контроль осуществляется через сравнительные диагностики, уровня здоровья и психологического благополучия детей;

• Анализ заболеваемости детей группы, валеологических знаний, кружка «Ритмика»,

• Оценки физического развития детей, сравнительную оценку антропометрических данных детей группы;

• Анализ анкетирования родителей.

Дальнейшее развитие проекта:

В дальнейшем идеи проекта будут реализовываться, и развиваться в направлении наработки опыта педагогов в системе целенаправленных мероприятий с детьми и их родителями по укреплению физического и психологического здоровья, продолжать расширять здоровьесберегающую среду.

«Воспитатель года — 2016» в МАДОУ «Детский сад №107». Как это было? Очень хочется поделиться с Вами, уважаемые коллеги, пережитыми недавно, а точнее, в феврале, эмоциями и переживаниями! Так уж сложилось,.

Педагогический проект «Неделя здоровья». Введение «Береги здоровье смолоду» — это девиз отражает необходимость укрепления здоровья ребёнка с первых дней его жизни. Растить здоровыми,.

Педагогический проект «Движение + движение=формула здоровья» Формирование у ребёнка представления о здоровье человека средствами двигательной активности. Проектная деятельность «Движение + движение.

Педагогический проект «Книга в детский сад» Педагогический проект «Книга в детский сад» Цель проекта: приобщение детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы. Задачи.

Педагогический проект по физическому развитию в старшей группе «За здоровьем в детский сад». Педагогический проект по физическому развитию в старшей группе «За здоровьем в детский сад». Проект: «За здоровьем в детский сад».

Педагогический проект «Правильное питание — залог здоровья» Проект «Правильное питание залог здоровья» Пояснительная записка Актуализация работы: Одной из основных задач, прописанных в федеральном.

Педагогический проект «Расцветай, наш детский сад!» Вид: познавательный Длительность: долгосрочный (май-сентябрь) Участники проекта: воспитатели, дети, родители воспитанников. Актуальность:.

Педагогический проект «Здоровейка-неболейка» по укреплению здоровья детей посредством игрового массажа Проект «Здоровейка-неболейка» Введение. Физическое развитие-один из основных компонентов общего воспитательного процесса, без которого невозможно.

Проект «Поэт, воспевший Березники» М. В. Воробьева, воспитатель МАДОУ «Детский сад № 60» г. Березники Пермского края Проект «Поэт, воспевший Березники» Технологическая карта.

Источник

Проекты

Статус проекта: проект не получил поддержку

Проект «Формула здоровья»

  • Конкурс Первый конкурс 2021
  • Грантовое направление Охрана здоровья граждан, пропаганда здорового образа жизни
  • Номер заявки 21-1-005676
  • Дата подачи 08.10.2020
  • Запрашиваемая сумма 19 924 126,00 &#8381
  • Cофинансирование 7 800 000,00 &#8381
  • Общая сумма расходов на реализацию проекта 27 724 126,00 &#8381
  • Сроки реализации 01.02.2021 — 02.08.2021
  • Организация АССОЦИАЦИЯ «ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ И ПОМОЩИ «ВЫБОР»
  • ИНН 7728402029
  • ОГРН 1137799021469
Читайте также:  Здоровье после рождения второго ребенка

Краткое описание

Проект «Формула здоровья», это обучающий мотивационный, игровой контент, для проведения общественного ЗОЖ мероприятия с целью:
•Привлечь внимание
•Сформировать интерес
•Мотивировать
•Предоставить возможность попрактиковать
•Обменяться опытом
Команда проекта имеет опыт проведения массовых мероприятий, квалификационные знания в области профилактики здоровья. На основе нашего опыта, мы разработали данный проект, как комплекс практических мероприятий, направленных на обучение и систему поощрений, для формирования ЗОЖ привычек, как индивидуальных, таки и внутри коллективно (в семье). Весь проект направлен на здоровых людей и людей из групп риска, избыточная масса тела, метаболический синдром, повышенный сахар.
Целевая аудитория, молодежь, молодежные коллективы, семьи.
География проекта офлайн город Сочи /онлайн 85 регионов РФ.
Все знают, что есть и как двигаться, но почему-то мало кто эти правила выполняет. Проблема внедрения ЗОЖ в регулярную жизнь, очевидна. Как правило, существующие программы, ориентированы на индивидуальное применение, без учета коллективных (семейных) традиций, в связи с чем возникают трудности с применением правил ЗОЖ, на постоянной основе, из -за чего и происходят срывы, саботаж и низкий процент вовлеченности.
Мы предлагаем провести общественное мероприятие. Практическое обучение, в игровой форме, с системой мотиваций и поощрений, то есть внутри коллективная, (семейная)превентивная ЗОЖ система, учитывающая психологические и физиологические особенности членов коллектива, семьи.
Своим проектом мы планируем привлечь внимание к ЗОЖ движению и дать инструмент неутомительного, повседневного применения, с системой мотивации и контроля результатов. Предоставляем доступный алгоритм действий для любой ЦА, не зависимо от возраста, социального статуса и географии проживания.
Структурно проект состоит из следующих мероприятий:
1. Организационно, подготовительный. Упаковать разработанную технологию в обучающие. мотивационные материалы, Методические рекомендации выработанные на основе опыта команды. Привлечь экспертов, обучить инструкторов.
3. Продвижение проекта. Провести онлайн форумы, с приглашением известных экспертов в области превентивной медицины, известных персон придерживающихся ЗОЖ движению, с целью придать проекту статус всероссийского и экспертного.
4. Старт проекта. Привлечь людей желающих обучаться и продолжить работу ЗОЖ волонтера в рамках проекта «Формула здоровья».
5. Реализация проекта. Организовать и реализовать обучающие мастер классы онлайн/офлайн. В рамках обучающих программ планируем обучить офлайн 300/ онлайн 2500 волонтеров, которые после обучения получат технологию, практические знания и навыки, и смогут все это применить в своем личном коллективе, семье на местах, тем самым продолжат движение и привлекут новых участников в ЗОЖ.
6. Завершение проекта. Провести Конкурс среди волонтеров и оценить эффективность методики (анкетирование участников).

Источник

Проект по ЗОЖ «»Формула здоровья»
проект по зож (1 класс) на тему

В данном проекте учащиеся попробовали вывести формулу здорового образа жизни

Скачать:

Вложение Размер
Проект «Формула здоровья» 82 КБ

Предварительный просмотр:

«Шипаковская основная общеобразовательная школа» — филиал Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Северо-Плетневская средняя общеобразовательная школа»

Выполнили: ученицы 1 класса

«Шипаковская ООШ» — филиала

МАОУ «Северо-Плетневская СОШ»

Шмальц Милена Викторовна,

Колычева Кристина Викторовна

учитель начальных классов

Семенова Людмила Васильевна

О здоровом смысле жизни

Обсудить вопрос должны мы.

Как прожить нам много лет?

Как достичь больших побед?

Стать веселым и успешным,

И красивым быть, конечно!

Здоровье человека – тема, которая актуальна для всех времен и народов, а в 21 веке она становится первостепенной.

Древнеримский поэт Гораций писал: · «Если не бегаешь, пока здоров, придется побегать, когда заболеешь!», а афинский философ Сократ сказал: «Мы живем не для того, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить».

Когда-то ещё древние греки высекли на камне: «Хочешь быть здоровым – бегай, хочешь быть красивым – бегай, хочешь быть умным – бегай». Забота о здоровье – это важнейший труд любого человека. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Понятия «человек», «жизнь», «здоровье» взаимосвязаны и взаимозависимы. Научные данные свидетельствуют о том, что у большинства людей при соблюдении ими гигиенических правил есть возможность жить до 100 лет и более.

В 21 веке здоровье приобретает ценность для человека.

Ученые считают, что здоровый человек – успешный человек в учебе, в обществе, поэтому тема проекта «Формула здоровья».

Здоровье – самое ценное, что у нас есть. На всю жизнь человеку дается только один организм. Если мы будем небрежно обращаться с какими-то предметами, их можно заменить, но заменить свой организм мы не сможем.

Выведение формулы здоровья.

1. Раскрыть понятия «формула» и «здоровье».

2. Изучить из чего состоит здоровье.

3. Вывести формулу здоровья.

Гипотеза: Если мы будем знать формулу здоровья, то можно быть не только здоровыми, но и успешным людьми.

Посетив Шипаковский ФАП и побеседовав с медицинским работником Шипициной Т.А., мы узнали, что в последние годы ребята нашей школы часто болеют простудными заболеваниями, гастритом (панкреатитом), сильно ухудшается зрение и портится осанка. У некоторых школьников по 2 хронических заболевания. Каковы же причины заболеваний учащихся?

1. Малоподвижность. Дети теряют здоровье из-за того, что мало двигаются,

хотя движение им необходимо как воздух

2. Неправильное питание.

4. Перегруженность, т.е. мало отдыхают.

Что делать? Как сохранить и укрепить своё здоровье?

Объект исследования — здоровье, предмет исследования — составляющие здоровья.

Этапы работы над проектом:

1 этап «Подготовительный» (выбор названия проекта, выдвижение гипотезы, подбор материала).

2 этап «Основной» (создание проекта и презентации).

3 этап «Заключительный» (выступление с проектом на классном часе , районном конкурсе детских тематических проектов «Питание и здоровье»).

Срок работы над проектом: 1 месяц (краткосрочный)

Актуальность проекта: Самый драгоценный дар, который человек получил от природы – это здоровье. Какой совершенной не была бы медицина, она не может избавить каждого от болезней. «Здоровье каждому человеку даёт физкультура, закаливание, здоровый образ жизни!» — эти слова принадлежат великому отечественному хирургу, учёному, академику Н. М. Амосову.

Что такое «Формула»?

В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова «формула» — это

1. Краткое и точное словесное выражение, определение.

2. Комбинация математических знаков, выражающая какое-нибудь утверждение.

3. Символическая запись (с помощью химических знаков) химического состава и строения веществ.

Предположим, что «здоровье» — это вещество, тогда мы должны узнать строение этого вещества, то есть его состав. А в конце своей работы мы должны дать краткое и точное определение формулы здоровья.

Что же такое «здоровье»?

Здоровье — состояние любого живого организма, при котором он в целом и все его органы способны полностью выполнять свои функции; отсутствие недуга, болезни.

Ребята 1- 4 классов ответили:

  • Здоровье – это когда ничего не болит;
  • Здоровье – это когда тебе хорошо;
  • Здоровье – это гибкость и стройность;
  • Здоровье – это выносливость;
  • Здоровье – это употребление овощей и фруктов;
  • Здоровье – когда у человека хороший аппетит;
  • Здоровье – это красота;
  • Здоровье – это, занятие спортом;
  • Здоровье – это сила;
  • Здоровье – это когда хорошо спишь;
  • Здоровье – когда просыпаешься утром бодрым и веселым;
  • Здоровье – это правильное питание,
  • и т. д.

С этими ответами ребят согласилась и Татьяна Александровна Шипицина, медицинский работник Шипаковского ФАПа.

Что необходимо для хорошей работы организма, для того, чтобы он был здоровым и не болел? Каков же состав здоровья?

Изучив собранную информацию, мы выяснили:

1 . Двигательная активность – один из основных факторов, который влияет на рост и развитие детского организма, его адаптационные возможности. Исследования, проведённые различными медиками в различные годы показали, что детская активность у большинства детей ниже физиологического минимума. Многочисленными исследованиями учёных доказано, что с поступлением в школу общая двигательная активность ребёнка падает во много раз. В результате у детей снижается жизненный тонус, быстрее наступает утомление. Двигательной активностью в гигиене называют сумму движений, выполняемых человеком в процессе жизнедеятельности.

Двигательная активность детей условно делится на три части, выполняемая:

  • в процессе физического воспитания и во время обучения;
  • в процессе общественно полезной трудовой деятельности;
  • в свободное время.

Наша двигательная активность складывается из ежедневной утренней гимнастики, динамических и музыкальных пауз на уроках, гимнастики для глаз, подвижных игр на переменах, занятий в спортивных и танцевальных кружках, прогулок на свежем воздухе, походов, участия в спортивных мероприятиях, соревнованиях, конкурсах. Гулять каждый день должны 3 часа. И за время прогулки пробежать, пройти, проскакать около 7 км. Иначе дети просто не смогут спокойно сидеть, слушать, вникать, запоминать. А ещё от нехватки сна и прогулок дети начинают чаще простужаться.

Насколько важно движение в человеческой жизни, известно каждому. Но между знанием и практикой часто расстояние бывает больше, чем до Луны. А между тем известно также то, что люди, тренирующие свою мышечную систему, пусть даже совсем небольшой, но обязательно повседневной активностью, гораздо менее подвержены несчастным случаям. Статические данные из практики детских врачей, врачебных комиссий и страховых компаний свидетельствуют о чрезвычайной важности движений в жизни детей. Благотворное влияние физической нагрузки на человеческий организм поистине безгранично. Ведь человек изначально был рассчитан природой на повышенную двигательную активность. Сниженная активность ведёт ко многим нарушениям и преждевременному увяданию организма.

2. После активного дня ребёнку необходим отдых . Самый эффективный и полезный отдых для ребёнка – сон. Спать мы должны не меньше 9,5–10 часов. Если ребёнок регулярно недосыпает, то это приводит к ухудшению деятельности сердечно-сосудистой системы, развитию утомления, снижению работоспособности и сопротивляемости организма.

Почему же сон так важен для детей?

  1. Во сне мозг не бездельничает – он активно сортирует события предшествующего периода, рассортировывает новые знания и умения, упаковывает воспоминания. Он так же формирует новые нейронные пути для последующего обучения.
  2. Недостаток сна ведет к ожирению. Когда мы недосыпаем, у нас нарушается механизм, регулирующий чувства голода и сытости, мы начинаем есть больше необходимого, и набираем избыточный вес. А уж о вреде лишнего веса сегодня не говорит только ленивый.
  3. Гормон роста выделяется только во сне. Поэтому для детей очень важно спать в нужном количестве. В прямом смысле слова дети растут, пока находятся в фазе «медленного» (глубокого) сна.
  4. Недостаток сна напрямую связан с гиперактивностью у детей. Недосып ограничивает нашу способность контролировать свои эмоции.
  5. Сортировка памяти, происходящая во сне, включает еще одну важную функцию — забывание. Когда ребенок учится кататься на велосипеде, он ошибается и падает много раз, прежде чем находит правильный баланс. Именно во сне он «забудет» все неправильные действия, а оставит только те, которые помогли ему удержать равновесие. В следующий раз он «автоматически» воспроизведет нужные действия, чтобы не упасть.
  6. Хронический долгосрочный недосып ведет к повреждению мозга. Исследование снимков МРТ, которые принадлежат здоровым детям и детям с длительной историей апноэ, продемонстрировали наличие симптомов повреждения некоторых участков мозга у детей с хроническим недосыпом.
  7. Потеря координации. Не выспавшийся человек становится неуклюжим.

3 . Правильное питание .

Многие болезни – всего лишь результат неправильного питания. Можно сохранить здоровье, если следить за питанием. Питание школьника должно сбалансированным. Для нашего здоровья важнейшее значение имеет правильное соотношение питательных веществ.

Что такое правильное питание? В чём его секрет?

Рациональное (правильное) питание является одним из основных факторов внешней среды, определяющих нормальное развитие ребёнка. Оно оказывает влияние на жизнедеятельность, рост, состояние здоровья.
Основными принципами организации рационального питания детей являются обеспечение достаточного поступления всех пищевых веществ, необходимых для нормального роста и развития детского организма. Главным строительным материалом для растущего организма является белок.
Источники белка: мясо, рыба, яйца, молоко и молочные продукт.
Жировой компонент питания состоит: из сливочного масла, сметаны, растительных жиров (подсолнечное, кукурузное масло). Растущему организму необходимы и углеводы. Богаты углеводами: сахар, варенье, кондитерские изделия. Основными источниками углеводов должны быть: хлеб, макаронные изделия, овощи и фрукты. Овощи фрукты особенно желательны ребёнку, так как содержат витамины, минеральные соли, пектины, клетчатку, эфирные масла, усиливающих выработку пищеварительных соков, возбуждающих аппетит.

Никогда не унываю
И улыбка на лице,
Потому что принимаю
Витамины А, В, С.
Витамин А – нужен для зрения.
Помни истину простую-
Лучше видит тот,
Кто жуёт морковь сырую
Или сок морковный пьёт.
Витамин В помогает работе сердца.
Очень важно спозаранку
Есть за завтраком овсянку.
Чёрный хлеб полезен нам,
И не только по утрам.
Витамин Д – делает наши ноги и руки крепкими.
Рыбий жир всего полезней,
Хоть противный – надо пить.
Он спасёт от всех болезней,
Без болезней лучше жить.
Витамин С –укрепляет весь организм.
От простуды и ангины
Помогают апельсины,
Ну, а лучше съесть лимон,
Хоть и очень кислый он.
(Л. Зильберг)

Для нормальной работы щитовидной железы в питании школьника должны присутствовать йодированная соль и морские продукты, содержащие йод.

Нельзя забывать о качестве продуктов (их свежести, наличии в продукте искусственных добавок). Употребление некипяченой водопроводной воды должно быть исключено из рациона.

Очень важно соблюдать режим питания. Школьникам рекомендуется 4-х разовое питание. Не допустимы перерывы в питании более 7 часов. Иначе это приведет к ослаблению внимания школьника, вялости, что скажется на его учебе. Кроме того, после длительного перерыва в еде, ребенок, сильно проголодавшись, сразу может съесть большое количество пищи, плохо ее пережевывая. Пища, проглоченная наспех, в большом количестве, плохо переваривается. Желудок в этом случае получает непосильную для него перегрузку. В нашей школе дети получают полноценное двухразовое горячее питание.

Питание школьника должно быть щадящим как по способу приготовления (ограничение жареных блюд), так и по своему химическому составу (ограничение синтетических пищевых добавок, соли, специй и др.).

Нередко дети плохо завтракают перед школой или вовсе отказываются от еды. Это может плохо сказаться на их здоровье. С другой стороны, в этом непростом возрасте насильно решить проблему невозможно, да и не стоит. Как же ребенку получить полноценное питание, которое ему просто необходимо?

Взрослым следует понаблюдать за вкусовыми предпочтениями подростка и постараться предложить школьнику на завтрак что-нибудь полезное и вкусное. Объяснить ему, почему так важно поесть перед школой.

Пища для завтрака не должна быть «тяжелой», перенасыщеной жирами.
Это может быть рыба, вареное яйцо или омлет, котлета, творог, каша. И желательно — какие-нибудь овощи. Можно дополнить меню чаем, какао с молоком или соком.

4. Очень полезно закаливание . Но выполнять закаливающие мероприятия можно только будучи здоровым.

5. Полезно принимать витамины.

6. Большое значение имеет также вакцинация .

В ходе поиска ответов на поставленные в данной работе вопросы мы пришли к выводу, что здоровье — это состояние любого живого организма, при котором он в целом и все его органы способны полностью выполнять свои функции; что здоровье — это отсутствие недуга, болезни. И чтобы быть здоровыми мы должны: отдыхать, правильно питаться и двигаться как можно больше, а не сидеть за компьютером, планшетом или телефоном в наш современный компьютерный век. Наше здоровье в наших руках. Значить коротко ЗДОРОВЬЕ — ЭТО ОТДЫХ, ПРАВИЛЬНОЕ ПИТАНИЕ И ДВИЖЕНИЕ. Получается мы постарались и вывели ФОРМУЛУ ЗДОРОВЬЯ.

ДВИЖЕНИЕ + ПРАВИЛЬНОЕ ПИТАНИЕ + ОТДЫХ = ЗДОРОВЬЕ.

По отдельности эти слагаемые здоровья тоже полезны, но их сумма полезна в тройне, она — необходимое условие долгой и полноценной жизни, отсутствия многих заболеваний.

Мы думаем, что всё, о чём мы говорили во время написания проекта есть и в наших школьных днях. Поэтому укрепить и сохранить своё здоровье мы можем сами. Со своей работой мы выступим на классном часе для своих одноклассников, поделимся формулой здоровья и они тоже будут заботиться о нём. Всё в наших руках. Берегите своё здоровье смолоду.

«Единственная красота, которую я знаю, это здоровье» — Генрих Гейне.

5. http://earth-chronicles.ru/news/2015-06-10-79697 http://earth-chronicles.ru/news/2015-06-10-79697.

6. Н.М. Амосов, Я.А. Бендет. Здоровье человека. М., 2004 Н.М. Амосов, Я.А. Бендет. Здоровье человека. М., 2004 Н.М. Амосов, Я.А. Бендет. Здоровье человека. М., 2004

Источник

Adblock
detector