Меню

Основная направленность дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья

Дошкольное образование детей с ограниченными возможностями.
статья (подготовительная группа)

В этой статье вы узнаете о Дошкольных учреждениях специального назначения, о принципах комплектования и образовательном процессе. А также о характерных признаках советской системы специального образования

Скачать:

Вложение Размер
sovremennoe_doshkolnoe_obrazovanie_detey_s_ogranichennymi_vozmozhnostyami.docx 20.8 КБ

Предварительный просмотр:

Современное дошкольное образование детей с ограниченными возможностями

1. Законодательная и нормативная база

2. Виды дошкольных учреждений

3. Образовательное учреждение «Начальная школа — детский сад «

4. Дошкольные учреждения компенсирующего вида

5. Группы кратковременного пребывания

6. Образовательные учреждения для детей, нуждающихся в помощи

7. Учреждения санаторного типа

8. Дошкольные отделения при специальных школах

9. Психолого-медико-педагогическая комиссия

1. Законодательную и нормативную базу современного дошкольного образования детей с ограниченными возможностями составляют:

  • Закон РФ «Об образовании»;
  • Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» — введение новых государственных принципов российского образования, новая типология образовательных учреждений, изменения некоторых организационно-правовых аспектов специального образования.

Дошкольные образовательные учреждения в своей деятельности руководствуются Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении (ДОУ), утв. Постановлением Правительства РФ от 01.07.95 № 677.

Постановления Правительства РФ, инструктивные письма Министерства образования и науки РФ регулируют отдельные вопросы функционирования дошкольных учреждений системы специального образования.

2. Дети с отклонениями в развитии воспитываются в дошкольных образовательных учреждениях и в учреждениях «Начальная школа — детский сад» следующих видов:

• компенсирующего — обучение детей с теми или иными отклонениями в развитии;

  • комбинированного — группы для нормально развивающихся детей и группы компенсирующего вида;
  • общеразвивающего — в условиях интегрированного (совместно с нормально развивающимися детьми) обучения при обязательной коррекционной поддержке ребенка с отклонениями в развитии. Широкое распространение интегрированного обучения в детских садах общеразвивающего вида в современных условиях не представляется возможным из-за отсутствия необходимой для этого материально-технической базы, кадрового обеспечения и др.

Специалисты считают, что модели интеграции сегодня могут быть реализованы в общеразвивающих группах детских садов комбинированного вида и в центрах развития ребенка, где легче создать соответствующие условия. Кроме того, существуют:

  • группы кратковременного пребывания — для дошкольников с отклонениями в развитии, которые воспитываются в домашних условиях;
  • образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи;
  • оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа — для детей, нуждающихся в длительном лечении;
  • учреждения дополнительного образования — центры дополнительного образования, детские оздоровительные центры различного профиля и др.

3. Наиболее приемлемая организационная форма для обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии, которые особенно тяжело переживают трудности перехода к школьному обучению, — образовательное учреждение «Начальная школа — детский сад».

Основная его цель — осуществление образовательного процесса путем обеспечения:

  • преемственности между дошкольным и начальным образованием;
  • оптимальных условий для охраны и укрепления здоровья;
  • физического и психического развития детей.

4. Большинство детей с отклонениями в развитии воспитываются в детских садах компенсирующего вида и в компенсирующих группах детских садов комбинированного вида (как отмечает Ю.В. Морозова). Обучение и воспитание в этих учреждениях осуществляется в соответствии с действующими коррекционно-развивающими программами для каждой категории детей с отклонениями в развитии.

Наполняемость групп зависит от вида нарушений и возраста. По возрасту — две возрастные группы:

По видам нарушений:

  • с тяжелыми нарушениями речи — до 6 и 10 чел. (т. е. для первой группы — до 6 чел., для второй — до 10 чел.);
  • для часто болеющих — до 10 и 15 чел.;
  • со сложными (комплексными) дефектами — до 5 чел. для обеих возрастных групп;
  • с иными отклонениями в развитии — до 10 и 15 чел. (соответственно) и т. п.

5. Группы кратковременного пребывания предназначены для дошкольников с отклонениями в развитии, которые воспитываются в основном в домашних условиях.

В этих группах осуществляется:

  • психолого-педагогическая помощь детям;
  • консультативно-методическая поддержка родителей;
  • социальная адаптация детей;
  • формирование предпосылок учебной деятельности.

Занятия проводятся индивидуально или подгруппами (2—3 ребенка) в присутствии родителей в удобное для них время. Продолжительность занятий — 5 часов в неделю.

6. Образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, — центры:

  • диагностики и консультирования;
  • психолого-медико-социального сопровождения;
  • психолого-педагогической реабилитации и коррекции и др. Обслуживают разные возрастные категории — от 3 до 18 лет. В этих центрах находятся дети:
  • с высокой степенью педагогической запущенности;
  • с нарушениями эмоционально-волевой сферы;
  • подвергшиеся насилию;
  • вынужденные покинуть семью;
  • из семей беженцев, вынужденных переселенцев.

Основные направления деятельности данных учреждений по отношению к дошкольникам:

  • диагностика уровня психофизического развития и отклонений в поведении;
  • образование детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, с состоянием соматического и психического здоровья;
  • организация коррекционно-развиваюшего и компенсирующего обучения;
  • психокоррекционная и психопрофилактическая работа;
  • проведение комплекса лечебно-оздоровительных мероприятий.

7. Оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа:

  • санаторные школы-интернаты;
  • санаторно-лесные школы;
  • санаторные детские дома для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Предназначены для детей, которые нуждаются в длительном лечении.

8. Дошкольные отделения (группы) при специальных (коррекционных) школах и школах-интернатах создаются для детей с выраженными отклонениями в развитии.

Образовательные программы в этих отделениях, как отмечает Ю.В. Морозова, рассчитаны на 1—2 года, в течение которых у ребенка формируются предпосылки учебной деятельности в необходимой коррекционно-развивающей среде.

9. Постоянно действующие психолого-медико-педагогические комиссии (ПМПК) осуществляют комплектование дошкольных образовательных учреждений специального назначения, а также решают вопросы перевода и направления ребенка в то или иное учреждение (группу).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные возможности для получения дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.Предметно.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья».

здоровья в дошкольном учреждении.На сегодняшний день поиск форм и технологий для развития познавательных возможностей очень актуален и своевременен. В ДОУ для детей с особыми образовательными потребно.

Преемственность детского сада и школы особенно важно при организации комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. В Концепции непрерывного о.

Количество детей с тем или иным видом инвалидности продолжает расти. А это значит, что тысячи семей в стране нуждаются в поддержке. Поддерживать инклюзивное образование &nd.

Правильно — организованная коррекционно- развивающая среда- залог успешного получения образования.

Положение об организации инклюзивного образования.

Источник

Организация дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Проблемы и решения

Ольга Аруева
Организация дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Проблемы и решения

В последнее время прослеживается тенденция к увеличению количества детей с ограниченными возможностями здоровья. Федеральный закон определяет обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как физических лиц, имеющих недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтверждённые заключением психолого-медико-педагогической комиссии и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Для того, чтобы в дальнейшем жизнь таких детей была полноценной, необходимо обеспечить оптимальные условия для их успешной интеграции в среду здоровых сверстников уже в дошкольном учреждении. Создание этих условий задача сложная, требующая комплексного подхода. Для её решения мы не должны принуждать детей с ОВЗ адаптироваться под имеющиеся условия, а должны быть готовы изменить систему образования, спроектировать новые формы организации образовательного пространства. Именно поэтому стал актуален вопрос об осуществлении инклюзивного образования.

В законе «Об образовании в Российской Федерации»от 1 сентября 2013 года вводится следующее определение: «Инклюзивное образование — обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей».

Как только в детском саду появляются дети с ОВЗ, это сразу нацеливает образовательную организацию на создание для такого ребёнка специальных образовательных условий. Это не только пандусы, поручни и какие-то другие архитектурно-планировочные вещи. К специальным образовательнымусловиям следует отнести:

• обучение педагогов, их подготовка к работе с детьми c ОВЗ;

• изменения в образовательной программе, то есть возникновение определённого раздела в основной образовательной программе, который ФГОС определяет как «коррекционная работа/инклюзивное образование».

Однако, есть некоторые проблемы внедрения инклюзивного образования

1. Недостаточная подготовка педагогов дошкольного образования к работе с детьми с ОВЗ.

Сегодня педагогические вузы в своих программах уделяют недостаточное внимание образованию детей с ОВЗ. Студенты не изучают методы и приемы работы с такими детьми в дошкольных учреждениях. Сюда же можно отнести отсутствие психологичесой готовности принять ребенка с ОВЗ в обычной группе детского сада. Необходимо провести соответствующую работу по повышению квалификации педагогических кадров, по воспитанию у взрослых непредвзятого отношения к «особенному» ребенку, способности принять его на равных с остальными членами детского коллектива. Также остро стоит вопрос нехватки специалистов (дефектологов, сурдологов и т. д.).

2. Отсутствие адаптированных основных образовательных программ дошкольного образования.

Сегодня в дошкольных организациях используются различные программы. Но для ребёнка с ОЗВ ни одна из этих программ не подходит. Её следует адаптировать. Здесь же можно отметить отсутствие необходимой методической литературы. В ДОУ обязательно должна быть литература коррекционного вида.

3. Проблема финансирования.

К сожалению, многие сады с трудом могут позволить себе организацию инклюзивных групп, как раз потому, что есть необходимость в приобретении дополнительных средств обучения, специального оборудования к которому относятся и специальные кресла с подлокотниками, специальные столы, корректоры осанки и тактильные панели.

4. Немаловажной проблемой является отношение родителей как нормально развивающихся детей, так и родителей детей с ОВЗ к внедрению инклюзивного образования в ДОУ.

Со стороны родителей «особых» детей зачастую возникает ситуация, когда они перестают реально соотносить возможности особого ребенка и перспективы его развития, и просто перекладывают ответственность за воспитание ребенка на специалистов. Эту проблему нужно решать в тесной взаимосвязи родителей, воспитателей и специалистов ДОУ.

Родители же обычных детей не всегда готовы принять детей с особыми образовательными потребностями, они боятся, что нахождение в группе ребенка с ОВЗ может навредить их собственным детям. А ведь не для кого ни секрет, что отношение детей к особенным детям в большей степени зависит от отношения взрослых к ним. Поэтому обязательно необходимо проводить работу с родителями, направленную на повышение уровня компетентности по вопросам инклюзивного образования, на включение родителей в жизнь ДОУ.

Но не смотря на все проблемы, зарубежный и отечественный опыт показывает, что создание инклюзивных детских садов способствует социальной адаптации детей с ОВЗ с самого раннего возраста, развитию их самостоятельности и независимости, и, что немаловажно, подталкивает современное общество к изменению отношения к ним, учит здоровых детей видеть в других людях равных себе независимо от их особенностей, быть более толерантными и прививает уважение к людям с ограниченными возможностями.

В 2016 году наш детский сад «Колокольчик» принял участие в программе «Доступная среда». По этой программе мы получили оборудование для работы с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ. В состав оборудования входят полностью укомплектованные кабинеты психолога и логопеда, а также сенсорная комната. Наша материальная база позволяет организовать работу с особенными детьми на особом уровне, согласно всем требованиям федерального стандарта. С сентября 2017 года мы планируем принимать на базе нашего детского сада детей с ОВЗ со всего Усть-Удинского района.

Источник

Читайте также:  Stranded deep как восполнить здоровье
Adblock
detector