«Понятие о психологическом здоровье»
специалист в области арт-терапии
« Понятие о психологическом здоровье »
В последние годы состояние здоровья населения России вызывает обоснованную общественную тревогу. У нас наблюдается кризис физического, психического и нравственного здоровья практически всех возрастных групп очень высока заболеваемость, смертность, сократилась продолжительность жизни, снижается доля трудоспособного населения, наблюдается рост преступности, наркомании, алкоголизма, числа самоубийств. Снизился уровень репродуктивного здоровья, что проявляется резким падением рождаемости, увеличением числа разводов, неполных и неблагополучных семей. Причины такой ситуации в России многообразны. Отчасти она обусловлена социально-экономической депрессией, отчасти — изменением ритма и образа жизни современного человека характера питания, низкой двигательной активностью, информационными и психоэмоциональными перегрузками. Первичная профилактика этих заболеваний может быть осуществлена только посредством воспитания осознанного отношения к своему здоровью, формирования навыков и привычек здорового образа жизни.
Современная психология обладает целым арсеналом техник и технологий психологического консультирования, психологической терапии, психологической коррекции, психологической диагностики. Именно этот круг вопросов и относится, на мой взгляд, к сфере не медицины, а психологии. Такая постановка проблемы является принципиальной, так как обозначает совершенно другой подход к оказанию помощи не пациенту, а клиенту, которому нужно помочь сформировать мотивацию, желание измениться, решить свою проблему, помочь найти пути, наиболее отвечающие эффективному саморазвитию личности и др.
Общее понятие о психологическом здоровье .
Термин «психологическое здоровье» был введен 1979 г. Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ). Психологическое здоровье рассматривается как состояние душевного благополучия, отсутствие болезненных психических явлений.
Но здоровье – это не просто отсутствие болезни, это полное физическое и духовное благополучие. В психологическую литературу понятие психологического здоровья стало входить сравнительно недавно. В ряде работ оно соотносится с переживанием психологического комфорта или психологического дискомфорта. А. Маслоу писал о двух составляющих психологического здоровья. Это, во-первых, стремление людей быть «всем, чем они могут», развивать весь свой потенциал через самоактуализацию, во-вторых, стремление к гуманистическим ценностям. А. Эллис дополнил критерии следующими: интерес к самому себе, общественный интерес, самоконтроль, принятие самого себя, ответственность за свои эмоциональные нарушения. Понятие психологическое здоровье подразумевает такое важнейшее свойство человека как стрессоустойчивость – т.е. способность к преодолению стрессовых ситуаций, жизненных трудностей без ущерба для общего здоровья.
Описание психологического здоровья невозможно без понятия «гармония» т.е. своеобразного баланса между различными частями «Я» человека (физическим, эмоциональным, интеллектуальным, коммуникативным аспектом человека). Это гармония между человеком и всем, что его окружает: природой, окружающими людьми и т.д. то есть жизнь в непрерывном развитии и постоянном изменении. Психологическое здоровье неразрывно связано с духовностью человека, т.е. стремление к постижению смысла собственной жизни. Духовность предполагает, с одной стороны гармоническое взаимодействие с миром, с другой – ориентация человека на постижении смысла жизни, стремление к самосовершенствованию, ориентацию человека на постижении смысла жизни, на его самоактуализацию.
Выделяют три уровня психологического здоровья:
— Креативный, высший уровень психологического здоровья бывает у людей с устойчивой адаптацией к среде, наличием резерва сил для преодоления стрессовых ситуаций и активным творческим отношением к действительности, наличием созидательной позиции, они успешно ориентируются в этом мире потому, что хорошо усвоили и приняли его законы.
— Адаптивный, средний уровень, проявляют люди в целом адаптированные к социуму, однако имеющие повышенные тревожность, притязательность, законы жизни в основном понятны, но выполнение некоторых вызывает трудности. Таких людей можно отнести к группе риска, поскольку они не имеют запаса прочности психологического здоровья.
— Дезадаптивный, низший уровень психологического здоровья наблюдается у людей с нарушением баланса процессов: — поведение при разрешении конфликта характеризуется, прежде всего, стремлением человека приспособиться к внешним обстоятельствам в ущерб своим желаниям и возможностям. Неконструктивность его проявляется в негибкости стиля поведения, попытках полностью соответствовать требованиям окружающих. — поведение, наоборот, характеризуется активно-наступательной позицией, стремлением подчинить окружение своим потребностям. Это, когда человек в любой монастырь идет со своей молитвой. Их девиз: «Нам все равно как, лишь бы по-нашему».
Таким образом, психологическое здоровье можно рассматривать как динамическую совокупность психических свойств человека, обеспечивающих гармонию между потребностями индивида и общества. Теоретико-методологические основания психологического здоровья личности.
Активность человека как сложной живой системы регулируется на разных уровнях, которые взаимосвязаны между собой. В этой связи выделяются следующие наиболее общие уровни биологический, психологический, социальный. На каждом уровне, здоровье человека имеет свои особенности и специфические детерминанты. Отвлечемся в настоящий момент от особенностей здоровья человека, связанного с биологическими нарушениями, т.к. здесь епархия медицины. Хотя многие болезни имеют биологическую основу, тем не менее они связаны с психической напряженностью, тревогой, стрессами и др. например, ишемическая болезнь сердца, язва желудка и др. психосоматические нарушения. Уделю особое внимание анализу психологического здоровья. Долгие годы психическое здоровье человека рассматривалось только в рамках медицинской науки. Психиатрией изучены основные тенденции и особенности протекания и лечения психических болезней шизофрении, эпилепсии, маниакально-депрессивного психоза, психопатий и др. невропатологией- психические расстройства при различных неврозах и других патологических нарушениях функционирования нервной системы, которая считала и продолжает рассматривать их как духовные приложения к телесным срывам, либо как следствие несовершенства мира.
Начало другого подхода к пониманию к пониманию психологического здоровья, как известно, было положено З. Фрейдом, который понимал многие психические нарушения как следствие внутриличностных конфликтов, которые тревожат даже здоровых людей. Он полагал, что весь спектр негативных эмоциональных переживаний: депрессия, тревожность и др. есть субъективная сторона этих конфликтов, возникающих при рассогласовании целей, которые ставит перед собой человек, и средств их достижения. Следствием этого в последние десятилетия психическое здоровье(понятия психическое здоровье и психологическое здоровье, понимается как синонимы) человека стало предметом исследования и других наук о человеке и обществе, и, прежде всего, психологии. Психологическое здоровье человека связано с особенностями личности, интегрирующий все аспекты внутреннего мира человека и способы его внешних проявлений в единое целое. Психологическое здоровье является важной составляющей социального самочувствия человека, с одной стороны, и его жизненных сил, с другой. Многие проблемы, возникающие у человека, не являются показателем психического нездоровья. Они могут быть решены другим,не медицинским путем; это- улучшение памяти, внимания, мышления, формирование необходимого уровня коммуникаций, самопрезентаций стремление к реализации своих возможностей решение внутриличностных и межличностных конфликтов, освобождение от тревожности, стрессов, фрустраций, различного рода психических зависимостей и др.
Концепция позитивного психического здоровья
С развитием психологии возникли новые представления о психическом здоровье. Так, по мнению М. Джеход, в структуру входят такие компоненты, как положительное отношение к себе оптимальное развитие, рост и самоактуализация личности психическая интеграция аутентичность, конгруэнтность,личная автономия,реалистическое восприятие окружающих, умение адекватно воздействовать на других людей и др. Понятие психическое здоровье индивида широко используется в гуманистическом направлении психологи, в рамках которого была предложена новая концепция позитивного психического здоровья. Портрет психологически здорового человека Описание качеств, присущих взрослым, психологически здоровым людям, можно найти у представителей гуманистического направления психологии (А.Маслоу; К. Роджерс). А. Маслоу в своей работе «Психология бытия и Дальние пределы человеческой психики» отмечает, что патологические нарушения психического здоровья неврозы и психозы, есть следствие ошибочного, неверного развития личности. Психически здоровые индивидуумы это люди зрелые, с высокой степенью самоактуализации, имеющие реальные жизненные достижения и развившие свои личностные возможности.
По его мнению, показателями психического здоровья являются полнота, богатство развития личности, ее потенций и стремление к гуманистическим ценностям наличие и развитие таких качеств как принятие других, автономность, спонтанность, интенциональность, альтруизм, креативность и др. А. Маслоу выделил следующие характеристики, свойственные людям, которым удалось самоактуализироваться в жизни:
— ориентация на реальность;
— принятие себя и окружающих такими, какие они есть;
— центрированность на проблеме, а не на себе;
— автономность и независимость;
— способность к близким отношениям с людьми;
Источник
Тема 3. Психологическое здоровье человека и психологическая помощь
Психологическое здоровье, его структура, критерии нарушений
Здоровье — это нормальное состояние правильно функционирующего, неповрежденного организма” или “правильная, нормальная деятельность организма” [“Толковый словарь русского языка”, с. 187]. Термин «психологическое здоровье» был введен И. В.Дубровиной. Что включает в себя понятие психологического здоровья?
Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. Таким образом, с одной стороны, оно является условием адекватного выполнения человеком своих возрастных, социальных и культурных ролей (ребенка или взрослого, учителя или менеджера, россиянина или австралийца и т. п.), с другой стороны, обеспечивает человеку возможность непрерывного развития в течение всей его жизни.
Однако если психологическое здоровье — необходимое условие полноценного функционирования, то насколько оно взаимосвязано с физическим здоровьем? Здесь нужно отметить, что само использование термина «психологическое здоровье» подчеркивает неразделимость телесного и психического в человеке, необходимость и того, и другого для полноценного функционирования. Более того, в последнее время выделилось такое новое научное направление, как психология здоровья — «наука о психологических причинах здоровья, о методах и средствах его сохранения, укрепления и развития» (В.А.Ананьев). В рамках этого направления подробно изучается влияние психических факторов на сохранение здоровья и на появление болезни. И само здоровье рассматривается не как самоцель, а как условие для самовоплощения человека на Земле, выполнения им своей индивидуальной миссии. Поэтому, опираясь на положения психологии здоровья, можно предположить, что именно психологическое здоровье является предпосылкой здоровья физического. То есть если исключить влияние генетических факторов или катастроф, стихийных бедствий и т. п., то психологически здоровый человек, вероятнее всего, будет здоров и физически. Взаимосвязь между психическим и соматическим была известна в медицине еще с древности: «Неправильно лечить глаза без головы, голову без тела, так же как тело без души» (Сократ). В настоящее время существует довольно разработанное направление — психосоматическая медицина, которая рассматривает механизмы влияния психики на телесные функции, систематизирует психосоматические расстройства, определяет методы их профилактики и лечения. Можно наблюдать тенденцию расширения спектра психосоматических заболеваний, т. е. по мере развития науки обнаруживается психическая обусловленность все большего количества заболеваний. В качестве примеров заболеваний, развившихся на основе психической предрасположенности, можно привести расстройства сердечно-сосудистой системы (вегето-сосудистая дистония, нарушение ритма сердца), расстройства желудочно-кишечного тракта (язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки), псевдоневрологические расстройства (психическая гипертензия, психогенная головная боль) и т. п. Есть исследования, в которых заявляется о некоторой психической обусловленности онкологических заболеваний. А в качестве позитивного примера — влияния психического фактора не на появление болезни, а на полноценное функционирование человека — можно привести результаты исследований Джюэтта, изучавшего психологические характеристики людей, благополучно доживших до 80-90 лет. Оказалось, что все они обладали оптимизмом, эмоциональным спокойствием, способностью радоваться, самодостаточностью и умением адаптироваться к сложным жизненным обстоятельствам, что полностью вписывается в «портрет» психологически здорового человека, который приводится многими исследователями.
Действительно, если составить обобщенный «портрет» психологически здорового человека, то можно получить следующее. Психологически здоровый человек – это, прежде всего, человек спонтанный и творческий, жизнерадостный и веселый, открытый и познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией. Он полностью принимает самого себя и при этом признает ценность и уникальность окружающих его людей. Такой человек возлагает ответственность за свою жизнь, прежде всего на самого себя и извлекает уроки из неблагоприятных ситуаций. Его жизнь наполнена смыслом, хотя он не всегда формулирует его для себя. Он находится в постоянном развитии и, конечно, способствует развитию других людей. Его жизненный путь может быть не совсем легким, а иногда довольно тяжелым, но он прекрасно адаптируется к быстро изменяющимся условиям жизни. И что важно — умеет находиться в ситуации неопределенности, доверяя тому, что будет с ним завтра. Таким образом, можно сказать, что «ключевым» словом для описания психологического здоровья является слово «гармония», или «баланс». И прежде всего это гармония между различными составляющими самого человека: эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими и т. п. Но это также и гармония между человеком и окружающими людьми, природой, космосом. При этом гармония рассматривается не как статическое состояние, а как процесс.
Соответственно можно говорить о том, что психологическое здоровье представляет собой динамическую совокупность психических свойств человека, обеспечивающих гармонию между потребностями индивида и общества, являющихся предпосылкой ориентации личности на выполнение своей жизненной задачи. Жизненную задачу при этом можно рассматривать как то, что необходимо сделать для окружающих именно конкретному человеку с его способностями и возможностями. Выполняя жизненную задачу, человек чувствует себя счастливым, в противном случае — глубоко несчастным.
Если согласиться с тем, что «ключевым» словом для описания психологического здоровья является слово «гармония», то в качестве центральной характеристики психологически здорового человека можно назвать саморегулируемость, т. е. возможность адекватного приспособления как к благоприятным, так и к неблагоприятным условиям, воздействиям. Здесь следует акцентировать внимание на возможных трудностях адаптации именно к благоприятной ситуации. Традиционно считается, что к ним-то человек всегда готов и они не потребуют особого напряжения. Однако, вспомнив урок известной сказки об испытании «медными трубами», можно понаблюдать за людьми, быстро достигшими социального и экономического успеха: они нередко платят за это существенными нарушениями психологического здоровья. Если же говорить об адаптации к трудным ситуациям, то необходимо уметь не только противостоять им, но и использовать их для самоизменения, для роста и развития. И ввиду особой важности этой способности рассмотрим ее подробно несколько позднее. Пока же сделаем вывод, что основная функция психологического здоровья — это поддержание активного динамического баланса между человеком и окружающей средой в ситуациях, требующих мобилизации ресурсов личности.
Анализ литературы позволяют утверждать, что психологическое здоровье можно описать как систему, включающую аксиологический, инструментальный и потребностно-мотивационный компоненты (В. И. Слободчиков):
1. Аксиологический компонент содержательно представлен ценностями собственного «Я» человека и ценностями «Я» других людей. Ему соответствует как абсолютное принятие самого себя при достаточно полном знании себя, так и принятие других людей вне зависимости от пола, возраста, культурных особенностей и т. п. Безусловной предпосылкой этого является личностная целостность, а также умение принять самые разные стороны, вступая с ними в диалог. Кроме того, необходимыми качествами являются умение разглядеть в каждом из окружающих различные стороны личности и дать возможность другому человеку быть самим собой в его собственной целостности.
2. Инструментальный компонент предполагает владение человеком рефлексией как средством самопознания, способностью концентрировать свое сознание на себе, своем внутреннем мире и своем месте во взаимоотношениях с другими. Ему соответствует умение человека понимать и описывать свои эмоциональные состояния и состояния других людей, возможность свободного и открытого проявления чувств без причинения вреда другим, осознание причин и последствий, как своего поведения, так и поведения окружающих.
3. Потребностно-мотивационный компонент определяет наличие у человека потребности в саморазвитии. Это означает, что человек становится субъектом своей жизнедеятельности, имеет внутренний источник активности, выступающий двигателем его развития. Он полностью принимает ответственность за свое развитие и становится «автором собственной биографии».
Подводя итоги рассмотрению выделенных нами компонентов психологического здоровья — положительных самоотношения и отношения к другим людям, личностной рефлексии и потребности в саморазвитии, — необходимо остановиться на их взаимосвязи или, точнее сказать, динамическом взаимодействии. Как известно, для развития позитивной, а не невротической рефлексии необходимо наличие у человека положительного самоотношения. В свою очередь саморазвитие человека способствует изменению самоотношения. А личностная рефлексия является механизмом саморазвития. Соответственно можно сделать вывод, что самоотношение, рефлексия и саморазвитие взаимообусловливают друг друга, находятся в постоянном взаимодействии.
Выделение компонентов психологического здоровья позволяет определить следующие задачи психологического консультирования и коррекции:
обучение положительному самоотношению и принятию других;
обучение рефлексивным умениям;
формирование потребности в саморазвитии.
Таким образом, можно увидеть, что в психологическом консультировании и коррекции основной акцент делается на обучении, на предоставлении человеку возможности изменений, а не на принудительном изменении в соответствии с той или иной теоретической моделью.
Для определения форм психологической помощи и поддержки необходимо обратиться к рассмотрению проблемы нормы, а затем критериев психологического здоровья.
Проблема нормы далека сегодня от однозначного решения. Однако именно разделение понятий психологического и психического здоровья, как нам представляется, поможет в какой-то степени определиться в понимании нормы.
Психи́ческое здоро́вье — согласно определению Всемирной организации здравоохранения, это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества.
Всемирная организация здравоохранения выделяет следующие критерии психического здоровья
осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я».
чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях.
критичность к себе и своей собственной психической продукции (деятельности) и ее результатам.
соответствие психических реакций (адекватность) силе и частоте средовых воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям.
способность самоуправления поведением в соответствии с социальными нормами, правилами, законами.
способность планировать собственную жизнедеятельность и реализовывать эти планы.
способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств
Для психического здоровья правомерно за норму принимать отсутствие патологии, отсутствие симптомов, мешающих адаптации человека в обществе. Для психологического здоровья норма — это, наоборот, присутствие определенных личностных характеристик, позволяющих не только адаптироваться к обществу, но и, развиваясь самому, содействовать его развитию. Норма — это некий образ, который служит ориентиром для организации педагогических условий ее достижения. Следует также отметить, что альтернатива норме в случае психического здоровья — это болезнь. Альтернатива норме в случае психологического здоровья — отнюдь не болезнь, а отсутствие возможности развития в процессе жизнедеятельности, неспособность к выполнению своей жизненной задачи.
Проблема нормы во многом смыкается с проблемой критерия в психологического здоровья. Но мы все-таки остановимся на критериях особо. Сейчас к определению психологического здоровья часто предлагается уровневый подход, однако при определении уровней используются различные основания. Так, М. С. Роговин основывается на сохранности функций внешней и внутренней регуляции.
Б. С. Братусь выделяет как высший уровень личностно-смысловое или личностное здоровье, уровень индивидуально-психологического здоровья — способность строить адекватные способы смысловых устремлений и уровень психофизиологического здоровья как особенности нейрофизиологической организации психической деятельности.
Источник