ОСАГО и ОСГОП: кто заплатит за здоровье пассажира?
Довольно долго пассажиры общественного транспорта, пострадавшие в дорожном происшествии, оставались один на один с проблемой восстановления подорванного здоровья. Да, в нашей стране уже давно действует система обязательного автострахования, позволяющая компенсировать такие расходы, но до недавнего времени выплаты по этой страховке были просто смешными. Все изменилось после очередного этапа реформирования обязательного автострахования: государство не только значительно увеличило лимит ответственности страховщиков по случаям вреда здоровью либо жизни, но и изменило порядок расчета размера выплаты.
Кроме того, сегодня пассажиры общественного транспорта вправе рассчитывать на возмещение по договору ОСГОП, ведь любая фирма, занимающаяся перевозкой людей, должна оформить полис обязательного страхования ответственности. Собственно говоря, перевозчиков обязали приобретать полисы ОСГОП еще в 2012 году, но пассажиры до сих пор довольно слабо осведомлены о возможности получения компенсации по этой страховке.
Всё и сразу
Получается, что сегодня у пассажира общественного транспорта есть возможность выбора вида страхования, в рамках которого будет осуществлена выплата за вред здоровью. У наиболее пытливых автолюбителей и пешеходов может возникнуть вопрос: а можно ли одновременно получить выплату по обеим упомянутым страховкам? Сосуществование этих видов страховых услуг продолжается сравнительно недолго, потому вряд ли удастся легко найти ответ на этот вопрос в интернете.
Примечательно, что этот вопрос ставит в тупик даже некоторых опытных выплатников, имеющих солидный стаж работы в сфере автострахования. Потому стоит поискать ответ в действующем законодательстве, в частности, в одном из основополагающих документов – Гражданском кодексе. Однако для начала нужно разобраться, когда пострадавший пассажир коммерческого транспорта вправе получить выплату по «автогражданке», а когда может обратиться за возмещением по обязательной страховке ответственности перевозчика.
Купить ОСАГО онлайн – удобный заказ и сравнение цен
Обязательная автостраховка
Введенная государством система страхования ответственности автовладельцев существует больше десяти лет. Именно поэтому большинство граждан четкое знает, когда нужно обращаться за выплатой по этой страховке. Возмещение ущерба имуществу или вреда здоровью ложится на плечи виновника аварии, а вернее на его страховщика. Выплату по этой страховке в части возмещения за травмы может получить любой гражданин, не являющийся виновником ДТП.
Кстати, существующая судебная практика показывает, что если пострадавший пассажир ехал не в машине виновника дорожного происшествия, то он может получить выплату сразу по двум полисам ОСАГО : своего водителя и автомобилиста, виноватого в аварии. Конечно, на первый взгляд это несколько странно. Однако не стоит забывать, что автотранспортное средство является источником повышенной опасности. Соответственно, его владелец должен возмещать вред здоровью своих пассажиров даже если дорожное происшествие произошло вследствие действий другого водителя (судебная практика ).
Ответственность фирмы-перевозчика
В случае с выплатой по ОСГОП все еще более запутанно. В соответствующем законе сказано, что страховщик возмещает вред здоровью либо жизни пассажира в случаях, когда тот пострадал в процессе перевозки. При этом под страховым событием подразумевается возникновение обязательств фирмы-перевозчика по возмещению вреда пострадавшему. Следует заметить, что ни в одном законодательном акте нет перечня событий, при наступлении которых у транспортной компании возникает обязательство по возмещению вреда жизни либо здоровью пассажира.
Правда, исходя из сложившейся практики, позиции государства и здравого смысла можно с уверенность заявить, что пострадавший гражданин в любом случае вправе рассчитывать на возмещение. Исключение составляют травмы, полученные вследствие воздействия радиации, военных действий, армейских маневров и гражданских волнений. Как показывает практика, государство обязывает страховщиков возмещать ущерб, даже если причиной травмы стала террористическая атака. Другими словами, у страховых компаний практически нет возможности отказать пассажиру в компенсации ущерба. Конечно в том случае, если страховщик не сможет доказать, что потерпевший гражданин целенаправленно содействовал наступлению страхового события.
Буква закона
К сожалению, в Гражданском кодексе, а именно в его 59 главе, ничего не сказано о возможности одновременного получения выплаты по «автогражданке» и по ОСГОП. Однако из статьи 1072 следует, что в случае недостаточности страховой суммы для возмещения вреда здоровью пострадавшего виновник происшествия возмещает разницу между страховой суммой и реальным размером ущерба. Из этого можно сделать вывод, что теоретически пострадавший пассажир общественного транспорта может получить выплату одновременно по обеим страховкам.
Для подтверждения данного предположения можно было бы обратиться к существующей судебной практике. Однако пока не было подобных прецедентов, получивших широкую огласку. Вероятнее всего, пострадавшие пассажиры просто не задумывались о возможности получения выплаты одновременно по ОСАГО и по ОСГОП. Это вполне понятно, ведь даже не самая существенная травма, как правило, сопровождается шоком. В таком состоянии человек в первую очередь стремится получить скорейшую медицинскую помощь, а не думает о финансовой стороне вопроса. Если обратиться к отзывам о Ингосстрахе и других крупных фирмах, становится очевидно, что пострадавший начинает размышлять о размере выплаты лишь при отсутствии возможности оплатить лечение.
Ответ очевиден
Порой даже некоторые юристы не слишком внимательно изучают раздел документа, содержащий трактовки используемых определений. Тем удивительнее, что ответ на вопрос, можно ли получить возмещение по обеим страховкам, кроется в главе «Общие положения» действующей редакции закона «Об ОСАГО». А конкретно в определении понятия «потерпевший». В соответствии с этим документом, потерпевшим не может быть гражданин, обратившийся за возмещением по ОСГОП. Кроме того, в шестой статье того же законодательного акта прямо сказано, что к страховым событиям по «автогражданке» не относятся случаи причинения вреда жизни либо здоровья пассажиров, если такой ущерб подлежит возмещению в рамках договора страхования ответственности перевозчика.
Однако нельзя забывать, что в документах ГИБДД может быть не указан факт осуществления перевозчиком коммерческого рейса. Следовательно, страховщик, к которому обратился за выплатой по ОСАГО травмированный пассажир, не всегда имеет возможность достоверно установить, есть ли у кого-либо из участников аварии полис ОСГОП. Вполне возможно, что травмированный пассажир может попытаться скрыть факт наличия у перевозившей его транспортной компании договора ОСГОП. Теоретически такой пострадавший может получить выплату и по страховке ответственности перевозчика, и по «автогражданке».
Правда, на деле такой вариант практически невозможен. Отечественные автостраховщики, особенно специализирующиеся на КАСКО , давно наладили эффективный механизм взаимодействия, позволяющий выявлять противозаконные попытки получения выплаты по страховке. Если говорить о страховании ответственности транспортной фирмы, то частью такого механизма является обмен информацией между страховыми компаниями, входящими в Национальный союз страховщиков ответственности. Для проверки наличия договора ОСГОП у конкретного транспортного предприятия страховщику достаточно направить соответствующий запрос в НССО. Если же каким-то невероятным образом травмированный гражданин сумеет получить возмещение по обеим страховкам, то его ждут серьезные неприятности. Обманутый автостраховщик непременно потребует у травмированного пассажира возврата перечисленных денег. При этом в отдельных случаях действия пострадавшего гражданина могут быть квалифицированы как страховое мошенничество.
Источник
Как получить выплату за вред здоровью в ДТП по ОСАГО? Таблица и расчёт
Законодатель, как вы наверняка знаете, гарантирует возмещение не только имущественного, но и личного вреда при попадании в ДТП. Таковым является ущерб, причиненный здоровью и жизни пострадавших при столкновении автомобилей. Порядок получения выплаты за ущерб здоровью по ОСАГО определен законодательством об автогражданке довольно четко и ясно. Обязанность по его возмещению возлагается на страховщика, продавшего полис виновнику происшествия – получить деньги в порядке прямого возмещения, то есть обратившись в свою страховую, нельзя. Как компенсируется вред здоровью по ОСАГО и как получить выплату возмещения, а также таблицу увечий и пример расчета рассмотрим в этой статье.
Как возмещается ущерб здоровью по ОСАГО в 2021 году?
В дорожном происшествии вред может быть причинен не только автомобилям и иному имуществу сторон, но и здоровью/жизни водителей. Он также подлежит возмещению за счет страховки ОСАГО – жизнь и здоровье пострадавшей стороны также застрахованы, но предельная сумма выше, чем при порче имущества и составляет 500 тысяч рублей.
Вообще, страховое возмещение по здоровью для потерпевшего в пределах указанной суммы, согласно ст. 1085 ГК, п. 2 ст. 12 ФЗ № 40, покрывает 2 основных статей расходов:
- по ОСАГО покрываются в первую очередь покрываются понесенные на восстановление здоровья пострадавшего расходы,
- выплата также должна быть за утраченный в результате попадания в ДТП заработок.
Так, в числе таких расходов на поправку после ДТП признается совокупность затрат на:
- лечение и приобретение лекарств для восстановления причиненного вреда здоровью;
- специальное питание;
- реабилитационные мероприятия и сторонний уход;
- санаторно-курортное лечение;
- протезирование, профессиональную переквалификацию и иные расходы, связанные с восстановлением пострадавшего в ДТП.
Утраченный заработок – вторая составляющая выплаты по ОСАГО за вред здоровью. Согласно п. 4.3 Правил ОСАГО, она рассчитывается как процент от среднемесячного заработка пострадавшей стороны, получаемый до увечья, и равный степени утраты пострадавшей стороной профессиональной, а при ее отсутствии общей трудоспособности.
- Степень утраты профессиональной трудоспособности определяется как возможность продолжать выполнять профессиональную деятельность, предшествующую ДТП, того же содержания и в том же объеме, выраженная в процентах от 10 до 100%. Определяется по Правилам, утвержденным Постановлением Минтруда №56 от 18.07.2001.
- Степень утраты общей трудоспособности определяется также в процентном соотношении, но зависит от тяжести полученной в происшествии травмы. Определяется в соответствии с Таблицей Приказа Минздрава №194Н от 24.04.2008.
Так, например, тяжелая черепно-мозговая травма может повлечь от 40 до 60% утраты общей трудоспособности, и именно на такую долю от среднего дохода до увечья может претендовать пострадавший от страховой компании в качестве возмещения утраченного заработка.
Если бы не одно «но»!
Правила расчета выплаты
Дело в том, что Постановлением Правительства №1164 утверждены Правила расчета страховки и таблица выплат по ОСАГО за вред здоровью. И по ним расчет суммы страховки по здоровью несколько отличается от базовых правил, которые определены ФЗ №40.
Изначально расчет страховой выплаты осуществляется именно по этому порядку, который определяет сумму выплаты как процентное отношение к максимальной страховой сумме, определенное в зависимости от тяжести причиненного пострадавшему в ДТП ущерба. Каждая травма при этом имеет свое процентное отношение в таблице.
Например, перелом носа в ДТП, требующий операции, позволяет претендовать на 10% от суммы возмещения, то есть 50 тысяч рублей (500 000*10%), а удаление части легкого – на 40%, то есть на 200 тысяч рублей. Если получены различные повреждения здоровья, рассматриваемые в таблице как самостоятельные травмы, процентные выражения суммируются, вплоть до того, пока не достигнут 100%.
Таблица вреда здоровью
В таблице ниже, актуальной на 2021 год, мы приведем перечень некоторых распространенных увечий, которые можно получить в результате ДТП и соответствующие им процентные значения, при помощи которых можно самостоятельно рассчитать предварительную сумму выплаты по ОСАГО.