Занятия оригами для развития детей с ограниченными возможностями здоровья
Лейсан Сайфитдинова
Занятия оригами для развития детей с ограниченными возможностями здоровья
Основным фактором, обуславливающим успешную социальную адаптацию и реабилитацию детей с ограниченными возможностями здоровья (детей с ОВЗ, является правильная организованная коррекционно-развивающая работа.
Образование детей с ОВЗ предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей равные с обычными детьми возможности. Среди современных средств и направлений все ярче заявляет о себе достаточно перспективное направление – оригами.
Оригами («сложенная бумага») — древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Кроме развития мелкой моторики рук, точных движений пальцев, оригами имеет множество и других достоинств, играющих большую роль в развитии ребенка с ОВЗ. Доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекают детей. Они овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, такими, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.
Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат. Имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса. Также складывание фигурок из бумаги стимулирует и развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания. Искусство оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д., то есть одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами. Также активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий). Оригами совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда, способствует созданию игровых ситуаций. Сложив из бумаги маски животных, дети включаются в игру-драматизацию по знакомой сказке, становятся сказочными героями. Занятия оригами развивают коммуникативные навыки детей, что особо важно, учитывая психологические особенности детей с ОВЗ.
Оригами — это такой вид деятельности, в котором задействованы обе руки, без доминирования какой-либо одной. Именно поэтому складывание способствует повышению активности как левого, так и правого полушарий головного мозга. Это является благоприятной почвой для развития обеих половин мозга и для выработки стратегий взаимодействия полушарий. Существует несколько видов оригами.
1. Простое оригами — стиль оригами, целью которого является облегчение занятий неопытным оригамистам, а также людям с ограниченными двигательными навыками. При создании моделей в данной технике ищется минимальный набор складок, который бы отражал основные черты складываемой фигурки (рис. 1).
Рисунок 1. Простое оригами.
2. Модульное оригами– это разновидность оригами, в котором целая фигура собирается из многих одинаковых частей (модулей). Каждый модуль складывается по правилам классического оригами из одного листа бумаги, а затем модули соединяются путём вкладывания их друг в друга, появляющаяся при этом сила трения не даёт конструкции распасться (рис. 2)
Рисунок 2. Модульное оригами.
3. Складывание по развёртке (рис. 3) — один из видов диаграмм оригами, представляющий собой чертёж, на котором изображены все складки готовой модели.
Рисунок 3. Складывание по развёртке
4. Мокрое складывание (рис. 4) — техника складывания, в которой используется смоченная водой бумага для придания фигуркам плавности линий, выразительности, а также жесткости.
Рисунок 4. Мокрое складывание
На занятиях обычно используют простое оригами, наиболее доступное для детей.
Обучение технике оригами или ее элементов рекомендуется проводить с детьми, начиная со средней группы детского сада (4-5 лет, используя поэтапный показ изготовления поделок, объясняя последовательность их выполнения, обследования готового образца.
Большинство фигур оригами на этапе дошкольного обучения складываются одинаково, то есть имеют одну основу. Эту основу называют «базовыми формами оригами». Для старших дошкольников доступны такие простые базовые формы, как треугольник, книга, дверь, воздушный змей,а также более сложные: блин, двойной треугольник, двойной квадрат (приложение 1).
Важно создавать условия и для свободной самостоятельной деятельности детей. В этом случае огромное значение имеет организация условий пространства. Идеальными можно считать условия, при которых в доступном для детей, хорошо освещенном месте находилось бы все необходимое для изготовления поделок.
Очень важно регулярно просматривать вместе с детьми все то, что им удалось сделать. При этом нужно демонстрировать искреннюю заинтересованность, положительно оценивать творческую инициативу каждого ребенка независимо от полученного результата.
Изготовленные поделки (оригамушки) дети могут дарить другим людям, украшать ими комнату и т. д. – таким образом, использование оригами самое разнообразное.
Деятельность оригами имеет огромный развивающий потенциал для детей. Систематические занятия с детьми оригами – гарантия их всестороннего развития, в том числе и подготовки руки к письму.
В приложении 2 представлены схемы изготовления некоторых поделок по технике оригами.
Игры с мячом и природным материалом во время летней прогулки с детьми с ограниченными возможностями здоровья Прогулки на свежем воздухе необходимы ребенку для нормального развития. Во-первых, растущий организм ребенка нуждается в свежем воздухе.
Воспитание у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья Цель: воспитывать у детей старшего дошкольного возраста толерантное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья. Ход занятия.
Дидактическая игра «Загадочный слоник» как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья Дидактическая игра «Загадочный слоник» как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Уважаемые коллеги! Представляю.
Использование пособия «Сундучок с тканями» как средство сенсорного развития в работе с детьми с ограниченными возможностями Использование пособия «Сундучок с тканями» как средство сенсорного развития в работе с детьми с ограниченными возможностями Назначение Занятие.
Консультация для педагогов «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья» «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья» Слайд №2 Теоретически каждый ребенок в нашей.
Консультация для родителей «Если в группе, которую посещает ваш ребенок, есть дети с ограниченными возможностями здоровья» Термин «дети с ОВЗ в детских садах» появился недавно. Это правовое понятие ввёл принятый в 2012 году и вступивший в силу 1 сентября 2013.
Маскотерапия в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья Добрый день, уважаемые коллеги! Вашему вниманию я представляю опыт работы арт-терапевтической направленности с использованием элементов.
Мастер-класс по созданию игры для развития тактильно-двигательного восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровья Цель: • развивать тактильные ощущения ребенка; • побуждать выполнять двухступенчатую словесную инструкцию; • формировать умение брать предмет,.
Описание опыта работы «Социальное воспитание детей с ограниченными возможностями» Описание опыта работы по теме: «Социальное воспитание детей с ограниченными возможностями» Когда мы говорим, что знаем о проблемах родителей.
Развивающее пособие «Сюжетный коврик» в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья Развивающее пособие «Сюжетный коврик» в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья Сенсорное воспитание, развитие моторики и.
Источник
Использование техники оригами для коррекционно-логопедической работы с детьми ОВЗ
Екатерина Юрова
Использование техники оригами для коррекционно-логопедической работы с детьми ОВЗ
В современных условиях коррекционного воздействия возникает необходимость поиска наиболее эффективных средств обучения детей с нарушениями речи. Известно, что использование в логопедической практике разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у них познавательную активность, повышает эффективность коррекционной деятельности.
Актуальность выбора такой конструктивной техники как оригами для развития речи ребенка обусловлена потребностями и интересами детей дошкольного возраста.
Оригами («ори» — складывать, «гами» — бумага) — японское искусство складывания из бумаги, пользуется популярностью, благодаря своим занимательным и развивающим возможностям. В процессе складывания фигур дети знакомятся с основными геометрическими понятиями, одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами. Оригами способствует концентрации внимания, имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения. Оригами стимулирует развитие речи, памяти и активизирует мыслительные процессы.
Развитие мелкой моторики пальцев рук — один из аспектов развития ребёнка дошкольного возраста. Развивая мелкую моторику и координацию руки, мы влияем на речевое развитие ребёнка. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе.
Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет детей сосредоточиться на процессе изготовления.
Большое внимание на занятиях отводится игровым мотивациям. Фигурки создаются в игре и для игры. А игра, как известно, в дошкольном возрасте — главный вид деятельности ребёнка. На своих занятиях с детьми мы решили совместить использование создание фигурок в техники оригами и проговаривание стихов, потешек, речевок пальчиковой гимнастики. В процессе складывания фигурки, ребенок проговаривает стишок в соответствии с темой фигурки (например, оригами-фигурка медвежонок делается под стих пальчиковой гимнастики «Шел медведь к своей берлоге»).
В течение недели разучиваем речевой материал по теме (знакомые стихи, потешки или пальчиковую гимнастику, учимся складывать фигурку в технике оригами. А в конце недели совмещаем складывание уже знакомой фигурки и одновременное проговаривание уже изученного материала.
Структура еженедельной работыне всегда повторяется одинаково: на некоторые фигуры у нас получается наложить пальчиковую гимнастику и несколько игр (например «один – много», «назови ласково», а на другие – накладываются целые рассказы.
В течение таких занятий мы одновременно захватываем развитие и мелкой моторики пальцев и развитие речевой зоны, внимания, сосредоточенности и памяти, так как необходимо запомнить последовательность действий и слов. Дети учатся продумывать каждый свой шаг, анализировать, сравнивать результат с образцом, заниматься самостоятельно.
Очень эффективно использование оригами для выработки правильного речевого выдоха. Под воздействием воздушной струи, сделанные на занятиях наши фигурки могут «оживать» и развивают воображение детей, например бабочка может «лететь», а цветочек «качаться» на ветру.
Помимо стихов и речевок мы на занятиях используем сказки-оригами.
При создании фигурки мы одновременно со складыванием придумываем сказку о фигурке, которую делали накануне.
После того, как дети освоили процесс складывания фигурок, мы решили попробовать использовать созданные нами фигурки в театрализованной деятельности. В нашей группе мы создали театр оригами. Целью создания такого театра стало развитие творческих способностей и художественного вкуса детей с помощью фигурок оригами в театрализованной деятельности, и конечно же развитие речи, речевой активности дошкольников. Самодельные фигурки-оригами помогают ребёнку рассказать историю, сообщить о значимых проблемах, переживаниях, то есть придумать собственную сказку, исходя из своего жизненного опыта. Дети очень любят играть с поделками, обыгрывая знакомые сказки, события, стихи. Ребенок вступает в диалог, описывает этапы работы, делится впечатлениями, инсценирует знакомые произведения и сочиняет новые.
Благодаря всему этому речь детей становится более связанной, появляются сложные предложения. Дети свободно вступают в диалоги со взрослыми и сверстниками.
Хочется выделить, что несомненными достоинствами оригами следует считать:
— доступность бумаги как материала, простота ее обработки;
— оригами не требует больших материальных затрат;
— абсолютная безопасность занятий оригами, даже для самых маленьких.
Подводя итог проделанной нами работы, ещё раз хочется отметить, что занятия оригами для коррекционно-логопедической работы с детьми ОВЗ способствуют не только развитию тонких движений пальцев рук, но и улучшают внимание, память, мышление, воображение, речь и творческие способности. Дети ведут настоящий творческий поиск, могут сами изобретать новые фигурки и создавать весёлые игровые ситуации.
Использование элементов логопедической ритмики в работе с детьми с ОВЗ «Использование элементов логопедической ритмики в работе с детьми с ОВЗ» Составила: учитель-логопед МБДОУ «Детский сад № 66 «Белочка» Синдицкая.
План-конспект занятия по аппликации с элементами оригами «Пусть небо будет голубым!» с детьми старшей логопедической группы Уважаемые коллеги,предлагаю вашему вниманию материал продуктивной деятельности к лексической теме «9 МАЯ — ДЕНЬ ПОБЕДЫ!».С этой темой мы.
Интегрированное коррекционно-развивающее занятие с детьми подготовительной логопедической группы «Лесные истории» Лексическая тема: «Подготовка диких животных к зиме» (с участием родителей) Коррекционно-развивающие задачи: -уточнить и закрепить знания.
Использование игрового дидактического пособия «Звуковой экран» в логопедической работе с детьми Хочу познакомить коллег с пособием, которое является большим подспорьем в логопедической работе. Пособие «Звуковой экран» представляет собой.
Использование игровых приёмов в логопедической работе с детьми с ОНР (Из опыта работы учителя – логопеда МБДОУ детский сад № 3 г. Славянска-на-Кубани М. В. Феняк) С каждым годом в процессе работы приходится.
Использование ребусов в логопедической работе с детьми Ребус – это загадка-шутка, в которой слово или фраза зашифрованы комбинацией рисунков, фигур, букв, цифр, нот и других знаков. Слово «ребус».
Источник