Почему человеку нельзя грызть ногти и заусенцы? Укажите две причины.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) Человек может заразиться паразитическими червями, так как под ногтями находится большое количество глистов.
2) В ротовой полости человека находится большое количество болезнетворных микроорганизмов. Через заусеницы в кровь попадают болезнетворные бактерии, вызывающие инфекционные заболевания.
Пользуясь таблицей «Влияние табакокурения на здоровье человека» и знаниями из области биологии, ответьте на следующие вопросы.
Влияние табакокурения на здоровье человека
с курением
Ежегодная
тыс. человек
Средний срок
связанный с данным
заболеванием, лет
% курящих
в России
Снижение смертности
связанных с курением,
за последние 5 лет, %
в Европе
в среднем
в России
Ишемическая
сердца
700
45−47
48
25
5
Инсульт
300
50−55
12
Туберкулёз
15
50−57
3
Рак лёгких
900
60−62
95
1) Какое из заболеваний связано с курением в большей степени, чем остальные заболевания?
2) Можно ли на основании данных таблицы сделать вывод о том, что табакокурение — одна из основных причин смертности от туберкулёза (ответ поясните)?
3) Почему табакокурение способствует развитию болезней сердца?
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
2) Нет. Согласно данным таблицы, среди умерших от туберкулеза только 3% курильщиков.
3) Никотин вызывает сужение кровеносных сосудов сердечной мышцы. В результате чего она не получает необходимого кислорода и питательных веществ, что провоцирует развитие болезней сердца.
Источник
ОГЭ. Биология. Раздел «Человек и его здоровье». Лернер Г.И.
Цель пособия — помочь учащимся в кратчайшие сроки подготовиться к успешной сдаче ОГЭ по теме «Человек и его здоровье». Теоретический материал изложен в краткой, доступной форме. Каждая тема сопровождается примерами тестовых заданий, позволяющими контролировать свои знания и степень подготовленности к аттестационному экзамену. Практические задания соответствуют формату ОГЭ. В конце пособия приводятся ответы к тестам, которые помогут школьникам проверить себя и восполнить имеющиеся пробелы.
СОДЕРЖАНИЕ От автора 4 ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ 1. Ткани 7 2. Строение и функции опорно-двигательной системы 11 3. Внутренняя среда организма. Состав и функции крови 16 4. Строение и функции системы органов кровообращения. 23 5. Строение и функции дыхательной системы 29 6. Строение и функции пищеварительной системы 34 7. Обмен веществ в организме 41 8. Строение и функции выделительной системы 46 9. Нервная система. Общий план строения. Функции 50 10. Строение и функции спинного мозга 53 11. Строение и функции головного мозга 55 12. Строение и функции вегетативной нервной системы 60 13. Высшая нервная деятельность 63 14. Органы чувств (анализаторы). Строение и функции органов зрения 69 15. Орган слуха и равновесия 72 16. Обонятельный и вкусовой анализаторы 75 17. Кожа, ее строение и функции 76 18. Эндокринная система. Железы внутренней секреции 78 Ответы к примерам заданий 87
Одним из самых важных и интересных в школьной биологии является раздел «Человек и его здоровье». Знания и навыки, полученные при изучении материала, в полной мере подготовят школьника к реальной жизни. Научат не только понимать и объяснять анатомию и физиологию тела человека, но и знать, как предохранить себя от распространенных инфекционных заболеваний; а также умению оказать первую помощь пострадавшему. В пособие включены материалы раздела «Человек и его здоровье» по основным темам школьного курса: «Строение и функции систем органов тела человека», «Высшая нервная деятельность», «Строение и функции органов чувств», «Эндокринная система, железы внутренней секреции».
О том, как читать книги в форматах pdf , djvu — см. раздел » Программы; архиваторы; форматы pdf, djvu и др. «
Источник
—>Сайт учителя биологии и географии Лотоцкой Е. Г. —>
—> —>Меню сайта —>
—> —> Категории раздела —>
—> —> Вход —>
—> —> Поиск —>
—>Календарь —>
—>
« Июнь 2021 »
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
—>
—> —> Друзья сайта —>
—> —> Наш опрос —>
—> —> Статистика —>
Блок 4.Человек и его здоровье
Опора и движение. Опорно-двигательный аппарат
Опорно-двигательный аппарат человека состоит из двух частей: пассивной (скелет) и активной (мышцы).
Он выполняет следующие основные функции:
1) опорная — поддержание всех других систем и органов, сохранение формы тела;
2) двигательная — передвижение в пространстве тела и его частей;
3) защитная — ограничивая внутренние полости, предохраняет от внешних воздействий расположенные в них внутренние органы.
Основными структурными единицами опорно-двигательной системы являются кости и мышцы.
Состав и строение кости
Структурной основой кости является костная ткань. В её состав входят органические вещества, придающие костям упругость, и неорганичес . Читать дальше »
Блок 4.Человек и его здоровье
Органы чувств, их роль в жизни человека
Анализатор
Каждый вид информации, доступный человеку, поступает в его центральную нервную систему через соответствующий анализатор. Что же такое анализатор? Это система, обеспечивающая восприятие какого-либо вида информации (зрительной, слуховой, обонятельной, вкусовой и др.); доставку этой информации по нервным путям в мозг; анализ этой информации в соответствующих структурах мозга и создание ощущения.
Таким образом, каждый анализатор состоит из органа, воспринимающего раздражитель (например, глаз для зрительного анализатора), и тех структур мозга, где этот вид информации обрабатывается (верхние бугры четверохолмия среднего мозга, зрительные ядра таламуса и затылочная доля кор . Читать дальше »
Блок 4.Человек и его здоровье
Психология и поведение человека. Высшая нервная деятельность
Высшей нервной деятельностью (ВНД)называют сложный и взаимосвязанный набор нервных процессов, лежащих в основе поведения человека. Она обеспечивает выбор правильного варианта поведения из нескольких возможных и даёт возможность человеку быстро и успешно приспосабливаться к постоянно изменяющимся условиям существования. Этот термин был введён в науку академиком Иваном Петровичем Павловым (1849-1936), считавшим его равнозначным понятию «психическая деятельность». В основе ВНД лежат сложные электрические и химические процессы, происходящие в клетках головного мозга. Получая информацию через органы чувств, мозг обеспечивает взаимодействие организма с окружающей средой и поддерживает постоянство внутренней среды в организме.
Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни
Здоровье — состояние живого организма, при котором организм в целом и все органы способны полностью выполнять свои функции; отсутствие недуга, болезни
Уровни здоровья в медико-социальных исследованиях • Индивидуальное здоровье — здоровье отдельного человека • Групповое здоровье — здоровье социальных и этнических групп • Региональное здоровье — здоровье населения административных территорий • Общественное здоровье — здоровье популяции, общества в целом
Социальные факторы, влияющие на здоровье • Отчисление . Читать дальше »
Блок 4. Человек и его здоровье
Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни (продолжение)
Правильное питание
Здоровье человека в значительной степени зависит от того, насколько правильно он питается. Пища должна быть разнообразной по составу для того, чтобы удовлетворять все потребности человека. Желательно, чтобы еда имела приятный запах и вкус, привлекательно выглядела. В этом случае выделяется больше пищеварительных соков и пища лучше и быстрее переваривается и всасывается.
Лучше питаться 3—4 раза в сутки, причём большую часть пищи употреблять в первой половине дня — за завтраком и обедом и не переедать на ночь. Помните, что есть продукты, которые нельзя употреблять в больших количествах: жирная пища, острые приправы, алкоголь и др.
Пища не должна быть очень горячей, так как температура выше 50—53 °С может повредить слизистые о . Читать дальше »
Блок 4. Человек и его здоровье
Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни (продолжение)
Влияние алкоголя на организм человека
Алкоголь пагубно влияет на все органы и системы человека, это не подлежит сомнению. Если у человека изначально какой-то орган работал недостаточно хорошо, алкоголь спровоцирует его на ухудшение. Наиболее пагубно алкоголь влияет на мозг, сердечно-сосудистую и пищеварительную системы человека.
Различают две стадии воздействия алкоголя на организм. Первая – это всасывание или резорбция, вторая – это выведение или элиминация. Время всасывания считается от начала приема алкоголя до достижения его максимальной концентрации в крови. Этот период у разных людей неодинаков и может составлять от 2 до 6 часов. Период выведения начинается после того, как концентрация алкоголя в крови достигнет показателя свыше 90%. 2-10% алкоголя выделяется из органи . Читать дальше »
Первая помощь при травмах опорно-двигательной системы
Относительно небольшие повреждения тканей, происходящие без нарушения целостности кожи, называют ушибами. При лёгких ушибах возникают небольшие кровоизлияния в ткани, но при сильных ударах могут пострадать даже внутренние органы: почки, селезёнка, печень, мозг. Особенно внимательно нужно следить за пострадавшим при ушибе головы. Если такой человек терял сознание, испытывал приступы рвоты, то речь идёт о сотрясении мозга и больного надо доставить в медицинское учреждение на носилках.
При ударах и больших нагрузках может произойти растяжение связок или даже их разрыв. При более сильном воздействии на сустав может случиться вывих — суставная головка выходит из суставной в . Читать дальше »
Блок 5. Взаимосвязи организмов и окружающей среды
Влияние экологических факторов на организмы
Абиотические факторы – это комплекс условий неорганической среды, влияющих на организмы. Рельеф и климат обусловливают большое разнообразие абиотических факторов. Биотические факторы – это совокупность влияний одних организмов на другие в процессе их жизнедеятельности (опыление растений, затенение верхними ярусами нижних, поедание одних особей другими). В широком смысле это внутри- и межвидовые отношения организмов. Антропогенные факторы – это все влияния человека на окружающую среду, живых организмов.
Воздействие биотических факторов можно разделить на три группы: 1. Топическое (влияние живых организмов на основе совместного обитания) 2. Трофическое (влияние на основе цепей питания) 3. Генеративное . Читать дальше »
Блок 5. Взаимосвязи организмов и окружающей среды
Экосистемная организация живой природы
Биогеоценоз – это совокупность растений, животных, бактерий, грибов и условий окружающей среды на какой-либо конкретной территории; это многовидовая надорганизменная биосистема. Биогеоценоз – это совокупность на известном протяжении земной поверхности однородных природных явлений (атмосферы, горной породы, растительности, животного мира и мира микроорганизмов, почвы и гидрологических условий), имеющая свою, особую специфику взаимодействий слагающих компонентов и определенный тип обмена веществ и энергии их между собой. (По В.Н. Сукачеву, 1964)
Биогеоценоз = биосистема
Термин «экосистема» введен английским ботаником А. Тенсли (1935)
Биогеоценоз ≈ Экосистема
Термином «биогеоценоз . Читать дальше »
Блок 5. Взаимосвязи организмов и окружающей среды
Биосфера – глобальная экосистема
Термин «биосфера» в научную литературу введен в 1875 г. австрийским ученым-геологом Эдуардом Зюссом. К биосфере он отнес все то пространство атмосферы, гидросферы и литосферы (твердой оболочки Земли), где встречаются живые организмы.
(Вернадский) Под биосферой понимается все пространство (оболочка Земли), где существует или когда-либо существовала жизнь, то есть где встречаются живые организмы или продукты их жизнедеятельности. При этом в понятие биосферы включается преобразующая деятельность организмов не только в границах распространения жизни в настоящее время, но и в прошлом.
В. И. Вернадский не только сконкретизировал и очертил границы жизни в биосфере, но, самое главное, всесторонне раскрыл роль живых организмов в процессах планетарного масштаба. Он показал, ч . Читать дальше »