Выступление на педагогическом совете по теме: «Театрализованная деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья, как средство социальной адаптации».
статья по коррекционной педагогике на тему
Театрализованная деятельность является наиболее эффективным средством социальной адаптации детей с ОВЗ, обеспечивающей наилучший контакт со сверстником и взрослым, а также возможность более полного, эмоционального, красочного восприятия и отражения окружающего мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Театрализованная деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья. | 44.37 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА №1637»
111401, г. Москва, ул. 3-я Владимирская, д.12А тел.:(495) 672-02-35
e-mail: 1637@edu.mos.ru тел./факс: (495) 672-01-99
Выступление на педагогическом совете по теме:
детей с ограниченными возможностями здоровья,
как средство социальной адаптации»
учитель-дефектолог Смирнова И.А.
Дети, поступающие в наш детский сад, совершенно разные и по своим личностным характеристикам, умственному и физическому развитию. Большинство имеют нарушение зрения и речи, что негативно влияет на развитие социально-коммуникативной сферы (средств вербальной и невербальной выразительности, воображения, эмоциональности) и требует специальной коррекции.
В соответствии с возможностями детей с ОВЗ определяются методы обучения. В отношении детей с нарушениями зрения наиболее распространенным является словесный метод, который рекомендуется сочетать с практическим методом при объяснении программного материала. В тех случаях, когда программа не может быть освоена из-за тяжести физических, психических нарушений, проектируются индивидуальные коррекционные программы, направленные на социализацию воспитанников и развитие навыков жизненной компетенции.
Одним из важных условий организации процесса воспитания и обучения детей с нарушением зрения является оснащение его специальным оборудованием: для детей, имеющих нарушения зрения, необходимы специальные оптические средства (очки, лупы, линзы и др.); тактильные панели, наборы материалов разной текстуры, которые можно осязать и совершать с ними различные манипуляции. В основе гигиенических мероприятий по охране зрения детей лежит рациональное освещение помещения и рабочего места.
Для организации и проведения коррекционных мероприятий необходимо знать некоторые особенности дидактического материала. При подборе материала для детей с нарушениями зрения надо учитывать его размеры, контрастность цветов; для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата подбирать выраженную, легко ощутимую тактильную поверхность.
Театрализованная деятельность является наиболее эффективным средством социальной адаптации детей с ОВЗ, обеспечивающей наилучший контакт со сверстником и взрослым, а также возможность более полного, эмоционального, красочного восприятия и отражения окружающего мира. Участвуя в театрализованных постановках, музыкальных спектаклях и играх-драматизациях, дети быстрее адаптируются в дошкольной среде. Положительные изменения проявляются у них как в личностном, так и психическом развитии.
Специфические особенности театрализованной деятельности в работе с детей, имеющими нарушения зрения:
- Коррекционная направленность данного вида деятельности основана на возможности проецировать в игровую деятельность социальные связи и личностные взаимоотношения, в которых они не могут принять непосредственного участия в реальных ситуациях.
- Основным объектом такой проекции является кукла. Основное назначение игрушки в детской игре: способствовать обогащению опыта предметно-практических действий с куклами; познанию системы человеческих взаимоотношений в игре через вхождение в образ героя.
- Театрализованная деятельность имеет терапевтическую направленность, помогая данной категории детей в развитии восприятия, образного мышления, речи и способствует социальной адаптации.
Предметно-развивающая среда для театрализованной деятельности включает в себя разнообразные игровые атрибуты для театрализации: игрушки для настольного театра; плоскостные предметы-заместители, театральные куклы, театрализованные костюмы и т.д.
Для настольного театра на начальных этапах используются реалистические резиновые и мягкие игрушки определённого размера, которые ребёнок может удерживать в руках и осуществлять с ними игровые действия, драматизируя потешки, сказки, стишки. Затем в работу вводятся театральные игрушки, имеющие меньшее сходство с натуральными предметами. Для развития моторики и оптико-пространственной координации используются пальчиковые (вязаные и деревянные) и театральные куклы-шарики, которые надевают на один палец. Очень интересен в работе шагающий театр. Только после овладения детьми этими видами театров в процесс обучения детей вводятся традиционные театральные куклы бибабо. Театральная кукла бибабо, управляемая педагогом в качестве «субъекта» коммуникации, который сообщает информацию, оценивает и регулирует поведение детей. Привлечение детей к диалогу с помощью образной игрушки оказывает более эффективным, чем прямое общение, удерживает внимание детей на том, о чём говорит педагог.
Перед тем как перейти от действий с объёмными игрушками к действиям с их плоскостными заместителями, дети играют в настольные игры с опосредованными изображениями фигур. Затем вводятся плоскостные графические изображения. В плоскостном театре дети действуют фигурками-иллюстрациями, которые прикрепляются на стендовый театр. Содержание сюжетов для стендового театра связано с изучаемыми лексическими темами: «Транспорт», «Весна», «Домашние животные» и т.д.
При создании предметно-развивающей среды учитываем комплексность игрушек. Объединяем игрушки в единый тематический комплекс, отражающий определённые жизненные или сказочные события.
Групповые комнаты оснащены магнитофонами, в кабинетах специалистов есть компьютеры. Все эти технические средства используются на занятиях (аудио и видеозаписи сказок, театральные шумы, музыкальное сопровождение). Важным атрибутом креативной игры-драматизации являются костюмы и детали к ним. Мы не являемся сторонниками сложных театральных костюмов. Дети должны иметь возможность быстро и легко надевать и снимать их.
Для определения уровня социально-коммуникативной деятельности детей с нарушениями зрения и речи, используются следующие методики:
«Выбери нужное лицо» (определение уровня умений ребенка определять эмоциональное состояние героя). Методика «Какой Я?» (определение самооценки дошкольника, выделение ведущих качеств, на основе которых строится общение). «Определение понятий» (оценка уровня представлений о предметах и явлениях внешнего мира). Методика «Придумай рассказ» (определение особенностей монологической речи и личностной оценки сюжетной основы повествования).
Проанализировав результаты обследования детей, мы поставили перед собой следующие задачи:
- Развитие зрительного восприятия.
- Формирование действий с игрушками на полисенсорной основе.
- Развитие компенсаторных процессов.
- Развитие оптико-моторной координации.
- Коррекция нарушений развития речи.
- Коррекция и развитие средств общения (речевых и неречевых).
- Формирование умения взаимодействовать со сверстниками, осуществление самоконтроля.
Реализация задач происходила через разные виды театрализованной деятельности:
- игры-драмматизации с использованием разных видов театра (пальчиковый, настольный, плоскостной театр на ковролине, би-ба-бо). Проводя такие игры, мы стимулируем развитие диалогической речи и эмоциональной сферы детей. Дети приобретают социальный опыт взаимоотношений между героями сказки или инсценировки. Ребята учатся согласовывать свои действия с действиями своего партнера: слушать не перебивая; говорить, обращаясь к партнеру, уважительно относиться друг к другу. Это очень важно, т. к. является основой для дальнейшего общения со здоровыми сверстниками, педагогами и взрослыми.
- Игра на музыкальных инструментах. Каждому ребенку в зависимости от двигательных нарушений подбирается свой инструмент.
- Исполнение песен с использованием игрушек (кукол, мягких игрушек).
- Танцы под яркую, эмоциональную музыку разного характера (минорную и мажорную).
- Участие в театрализованных постановках, принимая посильное участие в музыкальных праздниках перед зрителями (родители, дети из других групп), не зависимо от выраженности диагноза (двигательных способностей детей, уровня умственного развития, каждый ребенок исполняет доступную для него роль. Это положительно влияет на реализацию творческих возможностей каждого ребенка. Дети учатся преодолевать тревожность, робость и страх, что повышает у них уровень самооценки. На этом этапе очень важно сформировать у детей уверенность в себе, в свои силы, свои возможности и способности.
В нашем детском саду контакт между детьми с ОВЗ и их здоровыми сверстниками происходит на разных уровнях:
- в кабинете педагога-психолога взаимодействие осуществляется сначала в диадных группах, затем в малых подгруппах;
- совместные праздники на улице («День знаний», «Масленица»);
- участие в коллективных выставках, выполняя работы из природного материала и бросового материала, поделок из бумаги;
- посещение музыкальных занятий и праздников друг друга;
- совместная игровая деятельность в летне-оздоровительный период.
Включение родителей детей с ООП в жизнь группы и дошкольной организации:
- эмоциональная поддержка детей родителями, обсуждение роли, помощь в разучивание роли или стихов, рассказ о своих впечатлениях после праздника;
- присутствие родителей на музыкальных спектаклях и праздниках;
- изготовление родителями костюмов для детей;
- развитие компенсаторных возможностей у детей.
В своей работе мы стремимся использовать любые способности и возможности детей. Дети с ОВЗ декламируют стихотворения, поют, выполняют в танцах доступные им движения. Дети со сложной структурой дефекта исполняют танцы совместно с взрослыми, договаривают слова в конце стихотворной строки.
Педагоги СПДО 2 не разделяют детей по группам здоровья, по уровню двигательных возможностей, и поэтому каждый ребенок, чувствует поддержку взрослого и других детей, испытывает радость и желание участвовать в следующих постановках.
Как показывают наши наблюдения, участие детей в театрализованной деятельности положительно влияет на многие факторы в их развитии:
- знания и умения детей об окружающем мире значительно расширяются и углубляются;
- развиваются психические процессы, такие как память, внимание, восприятие, мышление;
- активизируется собственная речь; обогащается словарный запас;
- активнее и успешнее формируются навыки невербального общения;
- совершенствуется моторика, координация движений, плавность и целенаправленность движений;
- развивается эмоционально-волевая сфера, корректируется поведение;
- формируется самостоятельность и активность;
- большинство детей, впоследствии, с легкостью вступают в контакт со здоровыми сверстниками и взрослыми.
Через театрализованную деятельность происходит всестороннее развитие ребенка, значительно облегчается его социализация и адаптация к условиям жизни в обществе.
Н. В. Верещагина, «Особый ребенок» в детском саду: Практические рекомендации по организации коррекционно – развивающей работы с детьми с множественными нарушениями в развитии. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО — ПРЕСС», 2009. – 160 с.
В. А. Гончарова, Т. А. Колосова, Моторные сказки для самых маленьких: Учебно — методическое пособие. – СПб. : КАРО, 2012. – 128 с. : ил.
Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева, Программа ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта – М. : «Просвещение», 2005. – 278 с.
М. Д. Махнева, Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М. : ТЦ Сфера, 2003. – 128с.
Театрализованные игры в коррекционно – развивающей работе с дошкольниками: Учебно – методическое пособие/ Под ред. Л. Б. Баряевой, И. Г. Вечкановой. – СПб. : КАРО, 2009. – 256с. : ил. ;
Л. М. Шипицына, Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью: Пособие для учителя. – СПб. : Издательство «Союз», 2004. – 336с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В статье рассматривается вопрос о необходимости использования театрализованной деятельности в процессе воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и влиянии этой деятельности на.
Для педагогов и родителей является естественным желание видеть своих детей любознательными, сообразительными, умелыми. Однако нередки случаи, когда у ребенка в процессе воспитания и обучения возникают.
Дети, поступающие в детский сад, совершенно разные и по своим личностным характеристикам, и по умственному, и по физическому развитию. Большинство детей поступало к нам в группу без речи или с т.
Методическая разработка позволит не только своевременно выявить недостатки в физическом, психическом и речевом развитии ребенка, но и помочь в их преодолении. Дидактический материал.
На сегодняшний день одной из актуальных проблем является организация инклюзивного образования детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения, т. к. в последнее время возросло кол.
В проекте сказка приоткрывает для дошкольников с ОВЗ мир тайн и чудес. Одновременно с этим, практически во всех сказках поднимаются самые важные вопросы, которые на занятиях я обязательно проговариваю.
Проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни (ЗОЖ) в последние годы является особенно актуальной в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровь.
Источник
Театрализованная деятельность детей с ОВЗ.
статья на тему
Театрализованная деятельность в школе, на мой взгляд, – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребёнка, воспитания творческой направленности личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Театрализованная деятельность детей с ОВЗ.
В современном мире образовательное учреждение становится местом, где ребенок проходит первые этапы социализации, воспитания и обучения. Успешное прохождение этих этапов является основой для дальнейшего благоприятного развития личности ребенка.
У каждого ребёнка есть потребность в творческой деятельности. В детстве ребёнок ищет возможности реализовать свой потенциал и именно через творчество он может наиболее полно раскрыться как личность. Для ребёнка творить — это не обязательно создавать новое, это скорее – выражать себя. Любое творчество для него — больше процесс, чем результат. В ходе этого процесса он лучше расширяет свой опыт, радуется общению, начинает больше доверять себе. Вот здесь-то и требуются особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать находить связи и зависимости — все то, что в совокупности и составляет творческие способности.
Театрализованная деятельность в школе, на мой взгляд, – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребёнка, воспитания творческой направленности личности.
Искусство входит в жизнь ребёнка естественно, и точно так же, как родная речь даёт ему средства познания, преобразования, выражения своего отношения к миру, межличностного общения. Для детей с особыми возможностями здоровья искусство уже является адекватным языком самоактуализации, в то время как другие виды предметной деятельности еще не способны дать ребенку доступных для этого средств.
Первая и самая главная задача – это социальная адаптация
детей с ограниченными возможностями здоровья. Все годы работы мы стремимся научить детей самому необходимому для выживания в обществе, поскольку неизвестно как в дальнейшем сложится судьба каждого из них. Ведь именно театральное искусство в контексте игры и действия, создания образов, является эффективным условием для коррекции высших психических функций как основы формирования речевой деятельности. Театрализованная деятельность, как модель жизненных ситуаций, как «проба» ощутить себя в той или иной среде, создает, как никакая другая учебная деятельность, благоприятные условия:
-для развития эмоциональной сферы (знакомство с чувствами, настроениями героев, освоение способов их внешнего выражения, осознание причин того или иного настроя);
-для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение способов выразительности речи, дикции);
-для самовыражения и самореализации.
Идея включения основ театрального искусства в коррекционно-развивающий процесс специального образовательного учреждения для детей с особыми образовательными потребностями позволила не только и не столько реализовывать в рамках специального образования вопросы художественного воспитания, формирования основы художественной культуры, сколько активизировать коррекционно-развивающий процесс (развитие, воспитание, обучение и коррекция) средствами искусства, гармонично развивать ребенка с проблемами, расширить возможности его социальной адаптации посредством искусства, участия в общественной и культурной деятельности в микро– и макро – среде.
В своей практике педагогу необходимо использовать такие методы организации детского опыта культуры общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками формирующие у детей из классов КРО коммуникативные способности:
-умение распознавать эмоции других и владеть своими чувствами;
-позитивное отношение к другим людям, даже если они «совсем другие»;
-умение сопереживать — радоваться чужим радостям и огорчаться из-за чужих огорчений;
-умение выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств;
Театрализованную деятельность в психокоррекционной практике следует рассматривать как совокупность методик, построенных на применении этого искусства в своеобразной символической форме. Ее основные функции:
— катарсистическая (очищение, освобождение от негативных состояний);
— регулятивная (снятие нервно-психического напряжения, регуляция психосоматических процессов, моделирование положительного психоэмоционального состояния);
— коммуникативно-рефлексивная (коррекция нарушений общения, формирование адекватного межличностного поведения, самооценки).
Театрализованная деятельность детей с особыми возможностями здоровья недостаточностью включает в себя следующие разделы:
-участие в общешкольных мероприятиях
Принцип коррекционной работы с детьми классов КРО, основанный на театрализованной и концертной деятельности, построен на фундаментальных положениях общей, возрастной и специальной психологии о том, что личность — это целостная психологическая структура, которая формируется в процессе жизни человека на основе усвоения им общественных форм сознания и поведения.
Отметим два механизма психологической коррекции с помощью театрализованной деятельности:
— искусство позволяет в своеобразной символической форме переконструировать негативную ситуацию, используя креативные способности ребенка;
— под воздействием искусства появляется эстетическая реакция, изменяющая действие аффекта, т.е. негативные чувства превращаются в свою противоположность, положительную эмоцию.
Очень важен в арттерапии креативный принцип, т.е. максимальная ориентация детей на творчество, развитие психофизических ощущений, раскрепощение личности. Также учитывается психологическая комфортность, которая предполагает:
— снятие по возможности всех стрессообразующих факторов;
— раскрепощенность, стимулирующую развитие духовного потенциала и творческой активности;
— развитие реальных мотивов (игра и обучение проходят не по принуждению, а радостно, так как театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью);
— преобладание внутренних, личностных мотивов над внешними, ситуативными, исходящими из авторитета взрослого;
— включение во внутренние мотивы мотивации успешности, продвижения вперед.
Театрализованная деятельность способствует развитию:
— психических процессов (восприятия, воображения, мышления, внимания, памяти и др.);
— речи (монолог, диалог);
— творческих способностей (умения перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль);
Театрализованная деятельность помогает формированию следующих умений и навыков детей:
— разыгрывание стихов, сказок, рассказов, мини-сценок;
— владение куклой, игрушкой и всеми доступными видами театра (би-ба-бо, плоскостным, теневым, игрушки, пальчиковым и др.);
— амплификация (обогащение) театрального опыта (знания о театре, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, терминологии);
— изготовление и подбор атрибутов, кукол и игрушек, элементов костюмов.
Театральная и концертная деятельность учит детей с особыми возможностями здоровья ориентироваться в окружающей обстановке, развивают произвольную память и быстроту реакции, умение согласовывать свои действия с партнерами, активизируют мыслительные процессы. Специальные игры развивают воображение и фантазию, готовят детей к действию в сценических условиях, где все является вымыслом.
На занятиях кружка «В мире кукол» дети классов КРО с удовольствием берут в руки персонажа кукольного театра и от его лица рассказывает о своих мыслях. С помощью куклы он может выразить и отрегулировать собственные переживания. Кукла провоцирует детей на ведение диалога, что служит стимулирующим фактором для развития диалогической речи.
Опосредуя с куклами взаимодействие с другими людьми, дети постигают процесс общения со сверстниками. Исполняя роли персонажей с разными характерами, они примеривают на себя различные модели социального поведения. Работа проводилась над тем, чтобы дети передавали настроение, меняли мимику. При работе с детьми, важным аспектом является поощрение участия детей в инсценировках, желания играть роль. Большое внимание я уделяла речи ребенка, правильному произношению слов, построению фраз, старалась обогатить речь. Вместе с детьми мы сочиняли маленькие истории, придумывали диалоги героев. Дети могли самостоятельно сочинить и обыграть какую-либо историю. Таким образом, проходят занятия на начальном этапе воплощения этого большого раздела программы.
При работе с детьми, важным аспектом является поощрение участия детей в инсценировках, желания играть роль. Большое внимание уделялось речи ребенка, правильному произношению слов, построению фраз, старалась обогатить речь. Вместе с детьми мы сочиняли маленькие истории, придумывали диалоги героев. Дети могли самостоятельно сочинить и обыграть какую-либо историю. Таким образом, проходят занятия на начальном этапе воплощения этого большого раздела программы.
Занимаясь с детьми, я старалась вызвать у них положительные эмоции, Думаю, что тем самым, незаметно для себя, дети включались в театральные игры, что помогает ученикам расслабиться, снять напряжение, создает радостную атмосферу.
На выступлениях ребята проявляли творческую самостоятельность и часто вносили в исполнение ролей что-то личное, своеобразное. Исполняя роль, ребенок может не только представлять, но и реально эмоционально переживать поступки изображаемого им персонажа.
Артистические способности детей развивались от выступления к выступлению. Во время обсуждения и пересказа содержания сказки я каждый раз уточняла их ролевое поведение, создавала условия для театрально-игровой деятельности и старалась грамотно организовать работу как с детьми, так и со взрослыми.
Таким образом, сценическое искусство оказывает огромное влияние на сознание, чувства, вкусы, поступки ребёнка. Приобщаясь к прекрасному, он получает возможность свободно развиваться, проявлять свои интересы и способности. Это поможет ему в дальнейшем добиваться поставленных целей, строить межличностные отношения. Классик не ошибался, утверждая, что «вся наша жизнь – театр». На сцене жизни следует выглядеть достойно, и чем раньше мы расскажем об этом ребёнку, тем лучше.
Как показывают наши наблюдения, участие детей в театрализованной деятельности положительно влияет на многие факторы в их развитии:
• знания и умения детей об окружающем мире значительно расширяются и углубляются
• развиваются психические процессы, такие как память, внимание, восприятие, мышление
• активизируется собственная речь
• активнее и успешнее формируются навыки невербального общения
• обогащается словарный запас
• совершенствуется моторика, координация движений, плавность и целенаправленность движений
• развивается эмоционально-волевая сфера
• формируется самостоятельность и активность
Большинство детей, впоследствии, с легкостью вступают в контакт со здоровыми сверстниками и взрослыми. Таким образом, можно сделать вывод, что через театрализованную деятельность происходит всестороннее развитие ребенка, значительно облегчается его социализация и адаптация к условиям жизни в обществе.
Источник