Тезисы к конференции. Роль медицинской сестры в проведении школ здоровья. Лущай С.Я., Максимова Г.А., Марач Л.С.
статья по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Лущай, Максимова, Марач Роль медицинской сестры в проведении школ здоровья | 20.3 КБ |
Предварительный просмотр:
РОЛЬ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В ПРОВЕДЕНИИ ШКОЛ ЗДОРОВЬЯ
С.Я. Лущай, Г.А. Максимова, Л.С. Марач (г. Тюмень)
ГАПОУ ТО «Тюменский медицинский колледж»
Лучшее, что можно сделать для людей-
это научить их самим себе помогать.
При оказании медицинской помощи пациентам с хроническими заболеваниями, требующими длительного ухода и наблюдения, роль сестринского персонала становится особенно значимой.
Одной из форм профилактической работы с пациентами, требующими длительного наблюдения, являются школы здоровья.
Школы здоровья – школы для обучения пациентов и лиц с факторами риска. Это организованная форма обучения целевых групп населения (например, больных и членов их семей, лиц с факторами риска и др.) по приоритетным для данной группы проблемам укрепления и сохранения здоровья. Школы предполагают наличие унифицированных программ подготовки преподавателей и обучаемых, соответствующего информационного и методического обеспечения.
Участие медицинской сестры в проведении школ здоровья трудно переоценить. Считается, что медицинская сестра может гораздо легче наладить контакт с пациентом, чем врач, что сказывается на восприятии информации.
Медицинская сестра проводит обучение в школах здоровья индивидуально и группами по 2-3 человека. В дальнейшем обучение проводит врач, преподнося более глубокие знания. Такое сочетание индивидуальных и групповых методик делают эту форму обучения наиболее удобной и наименее дорогой с экономической точки зрения.
Время информационных школ прошло и в обучении пациентов следует применять интерактивные формы взаимодействия. Поэтому, учитывая потребность в школах здоровья, мы готовим студентов базового уровня на практических занятиях по ПМ 02, МДК 02.01. раздел «Сестринский уход в терапии» к проведению школ по ишемической болезни сердца, артериальной гипертонии, сахарному диабету, бронхиальной астме, заболеваниям щитовидной железы, ХОБЛ.
Например, в школе здоровья для пациентов с ИБС мы предлагаем следующую тематику и содержание занятий со студентами:
- Что надо знать пациенту об ишемической болезни сердца. В этой теме студент дает информацию о заболевании, рассказывает правила измерения АД, определение свойств пульса, отеков, подсчета частоты дыхательных движений. «Пациенты» в парах измеряют эти показатели друг у друга.
- Особенности питания при ИБС. Определяют индекс массы тела, используя пирамиду здорового питания, составляют примерное меню.
- Курение и ИБС. Акцентируют внимание на преимуществах отказа от курения.
- Стресс и здоровье. Рассматривают заповеди преодоления стресса.
- Физическая активность и здоровье. Совместно с «пациентами» выполняют комплекс физических упражнений при ИБС.
При проведении занятий по другим темам, мы разнообразим методику проведения, учитывая особенности заболевания.
Данная проблема актуальна и для слушателей ДПО циклов первичной медико-профилактической помощи и первичной медико-санитарной помощи населению, медицины общей практики, охраны здоровья работников сельского населения, охраны здоровья работников промышленных и других предприятий. Учитывая, что данная категория слушателей является профессионалами, школы здоровья проходят в форме мастер-класса. Преподаватели на данных циклах проводят мастер-классы, во время которых знакомят слушателей с методикой их проведения, рассказывают и, что еще более важно, показывают, как применить на практике новую технологию или процедуру, манипуляцию, обучают медицинских работников практическим навыкам.
В ходе мастер-класса участники изучают разработки по теме мастер-класса, участвуют в обсуждении полученных результатов, задают вопросы, получают консультации, предлагают для обсуждения собственные проблемы, высказывают свои предложения по решению обсуждаемых проблем.
На итоговой аттестации слушатели представляют проекты самостоятельно разработанных школ здоровья в форме мастер-классов по актуальным проблемам профилактики хронических заболеваний.
Здоровье человека на 50% определяется образом жизни, поэтому формирование у населения навыков здорового образа жизни, ответственного отношения к собственному здоровью, в том числе и через школы здоровья, является важным звеном в решении данной задачи.
- Вдовина Л.Д., Марач Л.С., Максимова Г.А. Инновационные формы и методы повышения квалификации сестринского персонала. Методические рекомендации.- Тюмень: ГАОУ СПО ТО «ТМК», ОПК №2, 2012.
2. Рунова Г.Е., Гурова О.Ю. Роль медицинской сестры в лечении сахарного диабета // Главная медицинская сестра.- 2014. № 11. С. 21-26.
3. О.В. Васильев, И.П. Королева, Е.А. Лаврова, О.Б. Алуф Школы здоровья для пациентов – одна из мер вторичной и первичной профилактики // Медицинская сестра.- 2013. № 4. С.8-12.
Источник
Роль сестринского персонала в работе школ здоровья
Работа медицинских сестёр, направленная на изменение отношения пациентов к своему здоровью, является весьма востребованной. В связи с этим особое значение приобретают и обучающие функции сестринского персонала в области пропаганды медицинских знаний и гигиенического воспитания для формирования у населения культуры здоровья.
Чрезвычайно ответственной частью самостоятельной работы медицинской сестры является ведение “школ для пациентов”, страдающих такими социально значимыми заболеваниями, как бронхиальная астма, сахарный диабет, артериальная гипертензия. Эти заболевания, инвалидизирующие больных и дающие смертельные осложнения, являются в то же время потенциально контролируемыми. Однако полноценный контроль за симптомами можно осуществить только при условии сознательного участия больного, который должен обладать определенным объемом информации о своей болезни, методах и перспективах ее лечения. Но самое главное – пациент должен быть готов выполнять рекомендации врача. Именно низкая мотивация пациентов, непонимание ими своего состояния часто сводят на нет все усилия врача.
Целью любой “школы для пациентов” является стабилизация течения заболевания, улучшение качества жизни, снижение количества осложнений и, как следствие, уменьшение затрат на лечение больного. В задачи медицинской сестры, ведущей “школу”, входит разъяснение в доступной форме этиопатогенеза заболевания и его осложнений, возможностей немедикаментозного и медикаментозного лечения, обучение методам самоконтроля за своим состоянием, приемам оказания самопомощи при его ухудшении. Обучение в школе проходит в форме чередующихся теоретических и практических занятий, на которых медицинская сестра играет роль наставника. Работа современной медицинской сестры требует наличия не только профессиональных навыков, но и организаторских способностей и возможностей ведения аналитической деятельности, т. е. выполнения функций менеджера.
Школа материнства —форма санитарно-просветительной работы, заключающаяся в коллективном обучении беременных женщин и молодых матерей правилам ухода за ребенком и его воспитания; проводится в женской консультации, родильном доме, детской поликлинике по специальной программе.
Направления работы «Школы материнства»
Психологическая подготовка к материнству, дородовая подготовка. Психология беременности и родов. Обучение методам саморегуляции, оптимизации своего психического и эмоционального состояния. Обучение навыкам дыхания и релаксации в родах. Обучение взаимодействию с ребенком. Информирование женщин об особенностях психического развития ребенка. Психологические аспекты грудного вскармливания и ухода за новорожденным ребенком. Формирование доминанты на грудное вскармливание. Увеличение роли отца в уходе за ребенком и поддержке грудного вскармливания. Правовая защищенность беременных женщин и социальная поддержка после рождения ребенка.
Дата добавления: 2017-10-09 ; просмотров: 17669 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Источник
Роль медицинской сестры в процессе обучения пациентов в школах здоровья (фтизиатрическая практика)
В статье предоставлены результаты проведённой работы по важности открытия в ЛПУ Школы для больных туберкулёзом, проведённого путём опроса и анкетирования медицинских сестёр и пациентов диспансера. Подчёркнуто, что самым лучшим средством безопасности для медицинского работника и пациента является — грамотные действия всех участников процесса.
Role of the nurse in the course of training of patients at schools of health (ftiziatrichesky practice)
В современных условиях возрастает роль активного сотрудничества медицинского работника и пациента в вопросах обучения здоровому образу жизни, управления хроническим заболеванием, улучшения качества и продолжительности жизни. Обучение пациентов в Школах здоровья вошло в стандарты оказания медицинской помощи пациентам с различной патологией.
В этих условиях возрастает роль сестринского персонала в вопросах обучения пациентов здоровому образу жизни, профилактики заболеваний (первичной, вторичной, третичной). Большинство хронических заболеваний в настоящее время сложно излечить, но можно реально контролировать и обеспечивать профилактику осложнений, что может существенно продлить жизнь больных и повысить ее качество. Однако успешно контролировать хроническое заболевание, даже с максимальным использованием арсенала современной медицины, но без активного участия пациента, не представляется возможным [6].
Школа для пациентов — это совокупность средств и методов индивидуального и группового воздействия на пациентов и население, направленная на повышение уровня их знаний, информированности и практических навыков по рациональному лечению заболевания, профилактике осложнений и повышению качества жизни.
Цель таких Школ — повышение мотивации и улучшения выполнения пациентами врачебных рекомендаций, формирование партнерских отношений с врачом в лечении, реабилитации и профилактике, их взаимовыгодное сотрудничество. При посещении этих школ у пациентов формируется ответственность за сохранение своего здоровья, рациональное и активное отношение к здоровью, мотивация к оздоровлению, соблюдению режима лечения.
В работе Школ особое место уделяется профессиональным обязанностям медицинских сестер, современным сестринским технологиям, применяем в организации и проведении занятий.
Обучение в Школе здоровья определяется как помощь пациентам в приобретении и поддержании навыков, необходимых им для максимального управления их жизнью в условиях хронического заболевания, либо в определенные периоды жизни. Это лечебно-образовательный процесс, являющийся полноправной областью здравоохранения, составной и непрерывной частью ведения пациентов. Обучение сориентировано на пациента, создано для помощи пациентам и их семьям в понимании своего заболевания/ состояния, эффективном лечении, ведении здорового образа жизни, обучении уходу за собой, сотрудничестве с медицинским персоналом. Все это, в конечном счете, ведет к улучшению качества жизни пациента [9].
Источник
РОЛЬ СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА В РАБОТЕ ШКОЛ ЗДОРОВЬЯ
ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ: Освоить со студентами навыки и умения по работе в школе здоровье
Составить план работы школы «Здоровье»
Подготовить план занятия в школе «Здоровье»
Подготовить доклад «Моя работа в школе здоровье»
Подготовить памятку про школу «Здоровье»
Политику здравоохранения по организации школ «Здоровье»
Основные виды школ «Здоровье»
Структуру школ «Здоровье»
Функциональные обязанности медицинских сестер работающих в школах «Здоровье»
12.1.ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ТЕМЫ:
Структура школы здоровья, функциональные обязанности медицинской сестры школы здоровья, план работы школы
Любая школа «Здоровья» начинает свою работу именно с организации. Существует структура: график, должностные инструкции, договора, план, помещения, оснащение (рисунок 5).
Рис. 5 Примерный график работы школ здоровья
№ п/п | Наименование школы здоровья | Рассматриваемые вопросы | Ответственный за работу школы | Место проведения | Режим работы школы |
1. | По АГ (артериальной гипертензии) | Основы представления об АГ, его причинах и факторах риска, об осложнениях, немедикаментозных и медикаментозных методах лечения. | Заведующая РКЦ О.П.Корнеева Т.299-68-38 | Кабинет 607 Начало 18.00 | Каждый вторник месяца |
2. | ИБС (ишемическая болезнь сердца) | Понятие об ишемическом заболевании сердца, факторы риска и ее причины. | Заведующая РКЦ О.П.Корнеева Т.299-68-38 | Кабинет 607 начало 18.00 | Каждый четверг месяца |
3. | ХСН (хроническая сердечная недостаточность) | Контроль за течением ХСН, методы самопомощи, регулярный контакт со специалистами для своевременной коррекции состояния. | Заведующая РКЦ О.П.Корнеева Т.299-68-38 | Кабинет 607 начало 18.00 | Каждый понедельник месяца |
4. | Перенесших инсульт | Контроль медикаментозной терапии, направленной на снижение уровня факторов риска повторного инсульта, ранняя физическая реабилитация. | Заведующая РКЦ О.П.Корнеева Т.299-68-38 | Кабинет 607 Начало 15.00 | 1 и 2 четверг |
5. | Борьба с курением | Отрицательное влияние никотина на организм человека | Заведующая РКЦ О.П.Корнеева Т.299-68-38 | Кабинет 607 Начало 18.00 | 2 и 3 четверг |
6. | Бронхиальная астма (для взрослых) | Повышение базовых знаний о болезни, соблюдение противоаллергических и профилактических режимов. | Заведующая 2 терап. отд. С.М.Бекеш 299-68-39 | Кабинет 321А Начало 9.00 | 2 и 4 четверг |
7. | Школа третьего возраста | Здоровый образ жизни пожилого человека, часто встречающиеся заболевания, особенности медицинского ухода и реабилитации. | Врач отделения дневного пребывания 299-68-39 | Кабинет 210-212 Начало 11.00 | Ежедневно |
8. | Психопрофилактическая подготовка беременных к родам | В программу школ молодых матерей включены вопросы профилактики послеродовых гнойно-септических инфекций родильниц и новорожденных, соблюдения правил личной гигиены и гигиены кормления, с практическим показом правил ухода. | Зав. женской консультацией В.М.Трасковский 344-15-42 | Кабинет 321А Начало 14.00 | 1 и 2 пятница месяца |
9. | Школа для беременных (в педиатрическом отделении и в женской консультации) | Беседы по профилактике инфекционных осложнений родильниц и новорожденных, по правилам ухода за новорожденными в домашних условиях, по соблюдению правил личной гигиены и гигиены кормления, а также план занятий с беременными и родильницами | Зав. женской консультациеВ.М.Трасковский 344-15-42 Заведующая педиатрическим отделением С.Н.Пригун 344-15-41 | Кабинет 321А Начало 14.00 | Каждый вторник месяца |
10. | Школа по подготовке детей в организованные коллективы | Мероприятия по снижению показателей нетрудоспособности по уходу за больными детьми, а также с целью гигиены, по мерам специфической и неспецифической профилактике инфекционных заболеваний, для уменьшения числа часто и длительно болеющих детей. | Заведующая педиатрическим отделением С.Н.Пригун 344-15-41 | Кабинет 321А Начало 18.00 | 1 и 4 вторник месяца |
Работа медицинской сестры в школе здоровья требует высокого профессионализма, грамотности и эрудиции. Содержательную часть работы в школе здоровья (рисунок 6) можно представить следующим образом: медицинская сестра изучает потребности обслуживаемого населения оздоровительных мероприятиях и разрабатывает программу этих мероприятий; медицинская сестра проводит первичную и вторичную профилактики: а) формирование здорового образа жизни: повышение знаний населения о влиянии эндогенных и экзогенных факторов на здоровье; санитарно-гигиеническое воспитание, куда входит обучение навыкам личной гигиены, рационального питания (режим питания, набор продуктов, методы приготовления пищи), ухода за жилищем привлечение к занятиям оздоровительной физкультурой, спортом, туризмом, борьбе свредными привычками (курением, злоулотреблением алкоголем, наркоманией);
б) проведение мероприятий по предупреждению травматизма (специфическая профилактика ДТП, бытового травматизма);
в) проведение программ профилактики: предупреждение развития заболеваний социального характера, инфекционных и других заболеваний;
г) общеоздоровительные мероприятия: реабилитация пациентов перенесших острые заболевания; медицинская сестра проводит вторичную профилактику:
а) целевое санитарно-гигиеническое воспитание: создание тематических школ здоровья (для пациентов и их родственников):
повышение информированности пациентов о заболевании и факторах риска его развития, возникновения обострений и осложнений;
повышение ответственности пациента за сохранение своего здоровья;
формирование рационального отношения пациента к заболеванию мотивации к оздоровлению, приверженности к лечению и выполнению рекомендаций врача; формирование у пациентов умений и навыков по самоконтролю за состоянием здоровья, оказанию первой доврачебной помощи в случаях обострений; формирование у пациентов навыков и умений по снижению неблагоприятного влияния на их здоровье поведенческих факторов риска (питание, двигательная активность, управление стрессом, отказ от вредных привычек и др); формирование у пациентов практических навыков по анализу факторов, влияющих на здоровье, и обучение пациентов составлению плана индивидуального оздоровления; б) медико-психологическая адаптация к изменению состояния здоровья (адаптация инвалидов); в) информирование врача о необходимости проведения немедицинских мероприятий по коррекции модифицируемых факторов риска. Оценка работы школ здоровья достаточно сложна, критерии ее окончательно не разработаны однако в организационно-методическом письме «Организация школ здоровья для пациентов с артериальной гипертонией в первичном звене здравоохранения» от 2 августа 2002 года приведены некоторые индикаторы комплексной оценки качества профилактической медицинской помощи в рамках работы школы. Приказом 3 РФ Ю490 «Об организации деятельности медицинской сестры участковой» от 21 июня 2006 года утверждена учетная форма 039/у-’-06 «дневник учета работы медицинской сестры участковой» с приложением инструкции по ее заполнению.
проведения занятий Школы здоровья «Бронхиальная астма
№ п/п | Тема занятия | Время проведения | Средства для проведения |
1. Май 2012 (каждый вторник месяца 14.00 – 15.00) | Теория Понятие о бронхиальной астме Факторы предрасполагающие и провоцирующие приступ БА Клиника БА Классификация БА Практическая часть: Вопросы – ответы Обучение методике дыхательных упражнений для пациентов с БА | 30- 45 минут /теория/ 15- 30 минут /практика/ | Иметь при себе блокнот, ручка. Памятки для пациентов о БА Схема дыхательных упражнений Таблица «Строение органов дыхания |
2. Сентябрь 2012 (каждый вторник месяца 14.00 – 15.00) | Теория Течение БА в периоде между приступами Методы лечения БА Медикаментозное лечение вне обострения Способы самоконтроля. Практическая часть: Коррекция ошибок в методике дыхательных упражнений Вопросы- ответы. | 30- 45минут /теория/ 15- 30 минут /практика/ | Иметь при себе блокнот, ручка. Иллюстрация препаратов для лечения Аэрозольные баллончики,спрейсы Бланки плана действия при БД Памятки о БА |
Ответственная за проведение заведующаяотделением терапии
Школы здоровья «Бронхиальная астма»: Бекеш С.М.
Медсестра Гусар Э.В.
Школы «Здоровья» существую в поликлиниках они тесно сотрудничают с кабинетами медицинской профилактики и центрамиздоровья.Это позволяет эффективно проводить оздоровительные мероприятия, медикаментозную и немедикаментозною коррекцию факторов риска, обеспечивают памятками, осуществляют диспансерное наблюдение лиц, имеющих высокий риск развития хронического неинфекционного заболевания и его осложнений, направление при необходимости лиц с высоким риском развития хронического неинфекционного заболевания на консультацию к врачу-специалисту; повышают квалификацию врачей и работников со средним медицинским образованием.
ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ
Что входит в понятие школа «Здоровье»? Какая структура школы «Здоровье»? Какие функциональные обязанности медицинской сестры школы «Здоровье»? Как составить план работы школы? Какая роль медицинских сестер в школах «Здоровье»? К какому структурному подразделению относится школа «Здоровье»? Кому предоставляются данные о работе школ «Здоровье»? Как правильно составить памятку?
ЗАДАЧА
В пример приведена задача с применением метода «Сестринский процесс». Составьте задачу по данной теме, применяя метод «Сестринский процесс».
Госпитализирована в инфекционное отделение девушка 18 лет, работник рынка с диагнозом острый гастроэнтероколит. Пациентка больна третий день. Пациентка предъявляет жалобы на частый, жидкий стул ( 4 — 6 раз в день), урчание боли в животе, озноб, слабость. Выделение каловых масс происходит каждые 2-3часа, наиболее часто стул ночью. Из за чего не высыпается. Старается поменьше пить, есть.
Объективно: Кожные покровы бледные, сухие. Зев чистый, дыхание везикулярное, хрипов нет. Под глазами темные круги. Температура 36,7 0 , пульс 69 уд. В мин.,АД 100 / 70 мм рт.ст.,чсс 18 в мин. Живот напряжен, болезнен в области пупка.
Назначено лечение: изотонический раствор натрия хлорида 9% -400,0 в/в капельно, раствор глюкозы 5 % — 100,0 в/в капельно, кордиамин в/м 1 раз в день, витамины В1, В6 1 раз в день чередовать,витамин В 12, 1,0 – в/м ё раз в день, мезим форте 1таб -3 раза в день во время еды,обильное питьё.
Решаем задачу с применением метода « Сестринский процесс ».
Обследование пациентки. Нам известно из анамнеза, что девушке 18 лет и она работает на рынке и болеет третий день.
Физиологическое обследование: общий осмотр, измерение температуры тела, пульса, артериального давления.
Лабораторные исследования: после осмотра и назначения лечения врачом.
Нарушенные потребности: спать, есть, отдыхать, общаться с друзьями, ходить на работу, поддержание в норме кратность стула.
Проблемы пациентки: жидкий стул,боли в животе,слабость,озноб.
Потенциальные: риск возникновения обезвоживания организма, ухудшение состояния, связанное с развитием осложнений.
План ухода за пациенткой.Приоритетные проблемы пациентки:жидкий стул, боли, урчание в животе.Краткосрочные цели:воспаление потери жидкости,нормализовать кратность стула,частое дробное питание,соблюдение мероприятий по личной гигиене,позвонить родственникам сказать что нужно принести пациентке,создать удобные условия в стационар своевременно выполнять назначения врача,заполнение медицинской документации.Долгосрочные:стремиться к быстрому выздоровлению пациентки,объяснить девушке после выписки из стационара для полного восстановления придерживаться диеты,соблюдать санитарно-гигиенические правила.
№ | П Л А Н | М О Т И В А Ц И Я | |
1. | Физический и психологический покой обеспечить пациентке | 1 | Успокоить пациентку тем самым улучшить её состояние. |
2. | Обеспечение проведения назначений врача | 2 | Для восстановления водно-солевого баланса в организме |
3. | Обеспечить прием лекарственных средств | 3 | Для улучшения самочувствия пациентки и быстрого выздоровления |
4. | Обеспечить приём обильного питья | 4 | Восполнение потери жидкости в организме |
5. | Контролируем кратность, окрас стула. | 5 | Для своевременного распознавания возможных осложнений и оказания помощи. |
6. | Обеспечить индивидуальным судном и отгородить пациентку ширмой | 6 | Для комфортного нахождения в палате |
7. | Обеспечить дробное питание пациентки | 7 | Для нормализации консистенции стула. |
8. | Наблюдение за внешним видом и самочувствием пациентки | 8 | Контроль состояния пациентки |
9. | Измерение температуры тела 2 раза в день | 9 | Для предупреждения возможных осложнений состояния |
10. | Обеспечить гигиенический уход за кожей в области ануса | 10 | Профилактика воспалительных процессов на коже |
11. | Обеспечит смену нательного и постельного белья | 11 | Соблюдение мероприятий личной гигиены |
12. | Объясним пациентке цель обследования, лечения и кратность наблюдения | 12 | Для получения от пациентки информированного согласия |
Выполнение плана: Независимая категория – осуществление ухода, согласно плана. Зависимая категория – выполнение назначений врача. Взаимозависимая категория – привлечение родителей девушки. Временная потребность – быстрое выполнение назначений врача, которые улучшат состояние девушки. Постоянная потребность – выполнение назначений врача и посещение родителей. Реабилитирующая потребность –после проведенного лечения в стационаре, выполнение рекомендаций врача. Методы ухода – для обеспечения ежедневных жизненно важных потребностей.Эффективность деятельности:Самооценка: медсестра удовлетворена своей работой. Она выполнила все назначения врача, своевременный и правильный уход за пациенткой.Мнение пациентки и родителей: Девушка и её родители остались довольны обслуживанием и питанием в стационаре.Мнение администрации: медсестра выполнила все назначения грамотно в соответствии с существующими стандартами. Соблюдала этику и деонтологии.
ИСТОЧНИКИ
Нормативно-правовые акты
· Приказ Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 № 543н «Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению».
· Отраслевая программа развития сестринского дела Российской Федерации.
· Волков С.Р., Волкова М.М. Здоровый человек и его окружение: Учебник. – М.: Авторская академия, 2012.
· Волков С.Р., Волкова М.М. Проведение профилактических мероприятий. Здоровый человек и его окружение. Руководство к практическим занятиям: Учебное пособие. – М.: Авторская академия, 2011.
· Волков С.Р., Волкова М.М. Здоровый человек и его окружение:
Учебник. – М.: ОАО «Издательство «Медицина», 2005.
· Руководство по первичной медико-санитарной помощи/ Под ред. И.Н.
Денисова, А.А. Баранова – М., ГЭОТАР-Медиа, 2007.
· Руководство по медицинской профилактике/ Под ред. Р.Г. Оганова–
М. ГЭОТАР-Медиа, 2007.
· http://dezsredstva.ru/ — методические указания к дезинфицирующим средствам, нормативные документы;
· http://www.consultant.ru/- нормативные документы;
· http://www.recipe.ru/ — нормативные документы;
· www.med-pravo.ru – нормативные документы.
· www.rosmedlib. ru – медицинская студенческая библиотека
Заключение
Основы профилактики необходимы медицинской сестре с ряда позиций:общего гуманитарного образования; профессиональной подготовки специалиста по проблемам сохранения и развития здоровья каждого человека, индивидуума, личности и общества целом, донозологической диагностики; фундаментальной базовой медико-биологической подготовки будущего специалиста, необходимой для знания нормативов эталонного уровня – параметров функционирования здорового организма для оценки оценки степени отклонений в диагностике патологических (нозологических) состояний формирования тактики и определения направлений и объемов превентивных лечебных воздействий;для формирования стратегических целей направлений и рекомендаций в стадии реабилитации; для определения стратегии и тактики собственного поведения студента-медик будущего специалиста. Считаем, что наши методические разработки смогут сформировать у студентов целостное представление осестринском обеспечении профилактических мероприятий.
Приложение
НАБОРТЕКСТА
Шрифт
2. первая строка — отступ по левому краю
Источник