Меню

Организация школ здоровья приказ

Приказ Минздравсоцразвития России от 19.08.2009 N 597н (ред. от 30.09.2015) «Об организации деятельности центров здоровья по формированию здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака» (вместе с «Требованиями к организации деятельности центров здоровья для взрослого населения по формированию здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака») (Зарегистрировано в Минюсте России 25.09.2009 N 14871)

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

от 19 августа 2009 г. N 597н

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ЦЕНТРОВ ЗДОРОВЬЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

У ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ВКЛЮЧАЯ СОКРАЩЕНИЕ

ПОТРЕБЛЕНИЯ АЛКОГОЛЯ И ТАБАКА

В соответствии с пунктами 5.2.100.1 и 5.2.101 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 321 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст. 2898; 2005, N 2, ст. 162; 2006, N 19, ст. 2080; 2008, N 11, ст. 1036; N 15, ст. 1555; N 23, ст. 2713; N 42, ст. 4825; N 46, ст. 5337; N 48, ст. 5618; 2009, N 2, ст. 244; N 3, ст. 378; N 6, ст. 738; N 12, ст. 1427; N 12, ст. 1434), и в целях реализации комплекса мер, направленных на формирование здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, приказываю:

требования к организации деятельности центров здоровья для взрослого населения по формированию здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака согласно приложению N 1;

учетную форму N 025-ЦЗ/у — «Карта центра здоровья» согласно приложению N 2;

учетную форму N 002-ЦЗ/у — «Карта здорового образа жизни» согласно приложению N 3;

отчетную форму отраслевого статистического наблюдения N 68 «Сведения о деятельности центра здоровья» (месячная, годовая) согласно приложению N 4;

рекомендуемые штатные нормативы медицинского и иного персонала центра здоровья согласно приложению N 5;

требования к организации деятельности центров здоровья для детей по формированию здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака, согласно приложению N 6;

учетную форму N 025-ЦЗ/у-2 «Карта центра здоровья ребенка» согласно приложению N 7;

учетную форму N 002-ЦЗ/у-2 «Карта здорового образа жизни ребенка» согласно приложению N 8;

стандарт оснащения оборудованием центра здоровья для взрослого населения по формированию здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака, согласно приложению N 9.

2. Рекомендовать руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации:

организовать центры здоровья в срок до 1 декабря 2009 года;

организовать центры здоровья для детей в срок до 1 декабря 2010 года;

координировать и обеспечивать деятельность центров здоровья по реализации мероприятий по здоровому образу жизни.

3. Признать утратившим силу абзац 4 п. 1 и приложение N 3 к Приказу от 10 июня 2009 года N 302н (зарегистрирован Минюстом России 18 июня 2009 г. N 14111).

4. Контроль за исполнением настоящего Приказа оставляю за собой.

и социального развития

от 19.08.2009 N 597н

К ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРОВ ЗДОРОВЬЯ

ДЛЯ ВЗРОСЛОГО НАСЕЛЕНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА

ЖИЗНИ У ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ВКЛЮЧАЯ СОКРАЩЕНИЕ

ПОТРЕБЛЕНИЯ АЛКОГОЛЯ И ТАБАКА

Исключены. — Приказ Минздрава России от 30.09.2015 N 683н.

и социального развития

от ___________ N _____

и социального развития

от ___________ N _____

и социального развития

от ______________ N ______

и социального развития

от ______________ N ______

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ШТАТНЫЕ НОРМАТИВЫ

МЕДИЦИНСКОГО И ИНОГО ПЕРСОНАЛА ЦЕНТРА ЗДОРОВЬЯ

Исключены. — Приказ Минздрава России от 30.09.2015 N 683н.

и социального развития

от 19 августа 2009 г. N 597н

К ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРОВ ЗДОРОВЬЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ

ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ГРАЖДАН

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ВКЛЮЧАЯ СОКРАЩЕНИЕ

ПОТРЕБЛЕНИЯ АЛКОГОЛЯ И ТАБАКА

1. Настоящие Требования регулируют вопросы, связанные с организацией деятельности центров здоровья для детей в целях реализации мероприятий по формированию здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака.

2. Формирование здорового образа жизни у детей — это комплекс мероприятий, направленных на сохранение здоровья, пропаганду здорового образа жизни, мотивирование к личной ответственности за свое здоровье, разработку индивидуальных подходов по формированию здорового образа у детей, борьбу с факторами риска развития заболеваний, просвещение и информирование детского населения о вреде употребления табака и злоупотребления алкоголем, предотвращение социально значимых заболеваний среди детского населения (далее — Мероприятия).

3. Центры здоровья для детей создаются на функциональной основе на базе амбулаторно-поликлинических отделений в учреждениях здравоохранения субъектов Российской Федерации и учреждениях здравоохранения муниципальных образований педиатрического профиля (далее — ЛПУ).

4. Центр здоровья для детей оснащается в соответствии с перечнем оборудования, закупаемого для учреждений здравоохранения субъектов Российской Федерации и учреждений здравоохранения муниципальных образований в целях реализации мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни у детей, включая сокращение потребления алкоголя и табака (приложение N 2 к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16 марта 2010 г. N 152н).

Читайте также:  Здоровье строение внутренних органов

5. Структура центра здоровья для детей утверждается руководителем ЛПУ, на базе которого организован центр здоровья для детей.

6. В структуру центра здоровья для детей рекомендуется включать:

кабинеты врачей-педиатров, прошедших тематическое усовершенствование по вопросам формирования здорового образа жизни и медицинской профилактики, кабинет гигиениста стоматологического, кабинет психолога, кабинет тестирования на аппаратно-программном комплексе; кабинеты инструментального и лабораторного обследования , кабинет (зал) лечебной физкультуры, кабинеты санитарного просвещения для детей разных возрастных групп, игровую комнату.

В кабинете инструментального и лабораторного обследования проводится обследование на установленном оборудовании.

7. Центр здоровья для детей возглавляет заведующий, назначаемый и освобождаемый от должности руководителем ЛПУ, в составе которого организован центр здоровья для детей.

8. Работа центра здоровья для детей осуществляется по 2-сменному графику в часы работы ЛПУ.

9. Функциями центров здоровья являются:

информирование родителей и детей о вредных и опасных для здоровья факторах и привычках;

работа по формированию у населения принципов «ответственного родительства»;

обучение родителей и детей гигиеническим навыкам, включающее мотивирование их к отказу от вредных привычек;

внедрение современных медико-профилактических технологий в деятельность учреждений здравоохранения субъектов Российской Федерации и учреждений здравоохранения муниципальных образований педиатрического профиля в зоне ответственности центра;

обучение медицинских специалистов, родителей и детей эффективным методам профилактики заболеваний с учетом возрастных особенностей детского возраста;

динамическое наблюдение за детьми группы риска развития неинфекционных заболеваний;

оценка функциональных и адаптивных резервов организма детей с учетом возрастных особенностей, прогноз состояния здоровья ребенка в будущем;

консультирование по сохранению и укреплению здоровья детей, включая рекомендации по коррекции питания, двигательной активности, занятиям физкультурой и спортом, режиму сна, условиям быта, труда (учебы) и отдыха с учетом возрастных особенностей;

разработка индивидуальных рекомендаций сохранения здоровья, в том числе с учетом физиологических особенностей детского возраста;

осуществление мониторинга реализации мероприятий по формированию здорового образа жизни среди детского населения региона, анализ факторов риска развития заболеваний у детей.

10. Центр здоровья для детей осуществляет взаимодействие по вопросам реализации Мероприятий с кабинетами здорового ребенка ЛПУ по месту жительства детей и отделениями организации медицинской помощи детям в образовательных учреждениях.

11. Центр здоровья для детей оказывает медицинские услуги: детям впервые обратившимся в отчетном году для проведения комплексного обследования; детям, у которых решение о посещении центра здоровья принято родителями (или другим законным представителем) самостоятельно; детям (подросткам) самостоятельно обратившимся в центр здоровья для детей; детям, направленным медицинскими работниками образовательных учреждений, детям I группы здоровья (практически здоровые) и II группы (с риском развития хронической патологии и функциональными нарушениями) здоровья, направленным ЛПУ; детям, находящимся под наблюдением в центре здоровья для детей.

12. При организации деятельности центра здоровья для детей предусматриваются выездные формы работы по формированию здорового образа жизни для детей, проживающих в зоне ответственности центра.

13. На ребенка, обратившегося (направленного) в центр здоровья для детей, заполняется учетная форма N 025-ЦЗ/у-2 «Карта центра здоровья ребенка» (приложение N 7 к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 19 августа 2009 г. N 597н) (далее — Карта), проводится его тестирование на аппаратно-программном комплексе, обследование на установленном оборудовании, результаты которых вносятся в Карту, после чего ребенок направляется к врачу-педиатру.

14. В центре здоровья для детей проводится комплексное обследование, включающее: измерение роста и веса, тестирование на аппаратно-программном комплексе для скрининг-оценки уровня психофизиологического и соматического здоровья, функциональных и адаптивных резервов организма, определение глюкозы в крови, комплексную, детальную оценку функций дыхательной системы, оценку состояния гигиены полости рта.

После проведения комплексного обследования ребенок осматривается врачом-педиатром центра здоровья для детей.

Центр здоровья для детей осуществляет: обучение и создание мотивации по вопросам грудного вскармливания и ухода за детьми раннего возраста, проведения профилактических прививок; обучение гигиеническим навыкам, выявлению факторов риска по развитию заболеваний, в том числе социально значимых, с последующим осуществлением профилактических мероприятий по предупреждению и снижению заболеваемости, профилактике инвалидности; контроль за организацией рационального питания детей всех возрастных групп, в том числе детей, воспитывающихся и обучающихся в образовательных учреждениях; работу по мотивированию детей и их родителей к отказу от вредных привычек, включающая помощь по отказу от потребления алкоголя и табака; работу по повышению квалификации в области здорового образа жизни врачей первичного звена здравоохранения.

15. Врач-педиатр на основании результатов тестирования на аппаратно-программном комплексе и обследования на установленном оборудовании проводит оценку функциональных и адаптивных резервов организма ребенка, определяет наиболее вероятные факторы риска, с учетом возрастных особенностей составляет ребенку индивидуальный план по здоровому образу жизни.

При необходимости врач-педиатр рекомендует ребенку (родителям ребенка или другим законным представителям) динамическое наблюдение в центре здоровья для детей с проведением повторных исследований в соответствии с выявленными факторами риска или наблюдение в кабинетах здорового ребенка ЛПУ, посещение занятий в соответствующих школах здоровья, лечебно-физкультурных кабинетах и врачебно-физкультурных диспансерах по программам, разработанным в центре здоровья для детей.

Читайте также:  Особенности здоровья детей раннего возраста

16. В случае если в процессе обследования в центре здоровья выявляется подозрение на какое-либо заболевание, врач-педиатр центра здоровья для детей направляет ребенка в ЛПУ к соответствующему врачу-специалисту для определения дальнейшей тактики его наблюдения и лечения.

17. Сведения о детях, у которых выявлено подозрение на заболевание и которым необходимо дальнейшее обследование, передаются врачу-педиатру участковому по месту жительства ребенка (по месту прикрепления).

18. По окончании случая первичного обращения в центр здоровья для детей, включающего комплексное обследование, на каждого ребенка заполняется учетная форма N 002-ЦЗ/у-2 «Карта здорового образа жизни ребенка» (приложение N 8 к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 19 августа 2009 г. N 597н), которая по желанию ребенка (родителей ребенка или других законных представителей) выдается на руки.

19. Ведение учетно-отчетной документации осуществляется организационно-методическим отделом ЛПУ, на базе которого организован центр здоровья для детей, или иным структурным подразделением, на которое возложены соответствующие функции.

20. На каждого обратившегося в центр здоровья для детей заполняется учетная форма N 025-12/у «Талон амбулаторного пациента», утвержденная Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22 ноября 2004 г. N 255 (зарегистрирован Минюстом России 14 декабря 2004 г. N 6188) (далее — Талон).

В графе «Код услуги» Талона указывается код комплексного обследования или код посещения врача-педиатра, других специалистов, или коды отдельных исследований и услуг.

21. По окончании обследования ребенка и его осмотра врачом-педиатром заполненные Талоны передаются в соответствующее подразделение ЛПУ для дальнейшего формирования реестров счетов для оплаты по программе обязательного медицинского страхования в соответствии с территориальными программами государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

22. По истечении отчетного периода (месяца, года) центром здоровья для детей составляется отчетная форма N 68 «Сведения о деятельности центра здоровья» (ежемесячная — нарастающим итогом, годовая) (приложение N 4 к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 19 августа 2009 г. N 597н), которая представляется 10-го числа следующего за отчетным месяца в орган управления здравоохранением субъекта Российской Федерации. Орган управления здравоохранением субъекта Российской Федерации представляет в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации сводную форму по всем центрам здоровья 20-го числа месяца, следующего за отчетным.

Источник

Приложение N 1. Положение о Школе здоровья

и социальной защиты населения

от 5 февраля 2014 г. N 227

Положение
о Школе здоровья

Школа здоровья — это совокупность средств и методов индивидуального и группового воздействия на пациентов и население, направленная на повышение уровня их знаний, информированности и практических навыков по профилактике заболеваний и повышения качества жизни, сохранение здоровья.

Школа здоровья является медицинской профилактической услугой, оказываемой пациентам или лицам с факторами риска в первичном звене здравоохранения, организационной формой профилактического группового консультирования (гигиенического обучения и воспитания — по МКБ-10 в классе XXI, Z70 — 76).

Школа здоровья включена в отраслевой классификатор «Сложные и комплексные медицинские услуги» (приказ Министерства здравоохранения РФ N 268 от 16.07.2001 г. «О введении в действие отраслевого классификатора «Сложные и комплексные медицинские услуги»).

ГАРАНТ:

Приказом Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2012 г. N 411 названный приказ Министерства здравоохранения РФ N 268 от 16 июля 2001 г. признан утратившим силу с 26 апреля 2012 г.

1. Общие положения

1.1. Школа здоровья создается на базе амбулаторно-поликлинического отделения (учреждения), в том числе центра (кабинета, отделения) медицинской профилактики, центра здоровья, дневного стационара или специализированного (терапевтического, кардиологического, эндокринологического, пульмонологического) отделения стационара учреждения здравоохранения, санатория-профилактория, санатория.

1.2. Школа здоровья организуется приказом главного врача учреждения здравоохранения для каждого вида Школ здоровья в рамках штатного расписания. В приказе утверждается руководитель Школы здоровья, порядок и формы направления пациентов на обучение, график проведения Школы здоровья на год, помещение, где будут проходить занятия и перечень необходимого оборудования. В приказе также утверждается расчет заработной платы сотрудников Школы здоровья.

1.3. Руководство Школой здоровья осуществляет врач или медицинская сестра, имеющая специальность «управление сестринской деятельностью» и необходимую специализацию, в том числе по гигиеническому обучению и воспитанию населения.

1.4. Обязанности руководителя Школы здоровья:

— обеспечение регулярной деятельности Школы здоровья;

— контроль уровня знаний, приобретенных пациентами в Школе здоровья;

— оценка организации и качества обучения в Школе здоровья;

— координация деятельности со специалистами других подразделений;

— ежегодное представление отчета о работе Школы.

1.5. Работа Школы здоровья осуществляется в соответствии с настоящим Положением (приложение N 1).

1.6. Пациенты направляются на занятия в Школу здоровья лечащим врачом, врачом центра здоровья или специалистами любого профиля.

Читайте также:  Наказание должностного лица за причинение вреда здоровью

1.7. Учет работы и отчетность по работе Школ здоровья проводятся в соответствии с перечнем учетно-отчетной документации (приложение N 2).

1.8. Наполняемость группы пациентов максимально 8 — 10 человек.

1.9. Каждая Школа здоровья работает по программе, утвержденной главным врачом медицинской организации области.

1.10. Продолжительность занятий не должна превышать 1 — 2 академических часов (45 — 90 минут). На каждое занятие представляется соответствующая разработка.

1.11. При выборе формы проведения занятия (популярная лекция, лекция-диалог, деловая игра, тренинг) учитывается возраст и уровень подготовки слушателей. В Школе здоровья должен использоваться цикловой метод обучения, а занятия строиться по принципу «от простого к сложному». Предпочтительно обучение пациентов совместно с членами их семьи, имеющих возможность определять образ жизни пациента.

1.12. Организационные модели Школы здоровья включают две схемы:

схема N 1 — обучение пациентов на всех занятиях курса проводит один специалист;

схема N 2 — обучение пациентов проводится различными специалистами в зависимости от их наличия и квалификации.

В соответствии с тематикой Школы здоровья и конкретного занятия могут принимать участие участковый (семейный) врач, кардиолог, диетолог, врач или инструктор по ЛФК, пульмонолог, эндокринолог, акушер-гинеколог, психотерапевт или психолог и др.

2. Цели Школ здоровья

2.1. Повышение информированности пациентов о заболевании и факторах риска развития заболеваний и осложнений.

2.2. Повышение ответственности пациента за сохранение здоровья.

2.3. Формирование рационального и активного отношения пациента к здоровью, мотивации к оздоровлению, приверженности к лечению.

2.4. Формирование умений и навыков по самоконтролю и самопомощи в неотложных ситуациях.

2.5. Формирование у пациентов навыков и умений по снижению неблагоприятного выявления на здоровье поведенческих, управляемых факторов риска.

3. Задачи Школ здоровья

3.1. В доступной популярной форме информирование населения о причинах и механизмах развития заболеваний.

3.2. Ознакомление населения с различными факторами риска (неуправляемыми, частично управляемыми, управляемыми) и их ролью в формировании заболеваний.

3.3. Формирование рационального и активного отношения человека к здоровью, мотивации к оздоровлению.

3.4. Повышение ответственности человека за сохранение своего здоровья.

3.5. Формирование у населения навыков и умения по снижению неблагоприятного влияния на здоровье поведенческих, управляемых факторов риска (питание, двигательная активность, управление стрессом, отказ от вредных привычек и др.).

3.6. Повышения взаимопонимания и сотрудничества между врачом и пациентом и всеми членами его семьи в вопросах профилактики заболеваний.

3.7. Ориентирование населения на успех в укреплении здоровья только через формирование здорового образа жизни.

4. Оснащенность Школ здоровья

Занятия в Школе должны проводиться в отдельном, специально-оборудованном для данных целей помещении, площадь учебного помещения должна быть в расчете 4 м2 на 1 место.

Оборудование помещения, где проводятся занятия в Школе должно обеспечить возможность реализации основных целей обучения, а также возможность демонстрации материала. Оборудование может быть условно разделено на обязательное и дополнительное (желательное).

4.1. Обязательное оборудование Школы здоровья:

— стол и стулья в достаточном количестве;

— проектор (мультимедиа или оверхед), компьютер, экран;

— раздаточно-демонстрационный # материал (дневники, памятки, буклеты, плакаты и др.).

4.2. Дополнительное (желательное) оборудование Школы:

— принтер, ксерокс, программное обеспечение для создания и обновления базы данных на прошедших обучение пациентов;

— аудио- и видеоаппаратура, аудио- и видеоматериалы;

— тренажеры, зал для занятий лечебной и оздоровительной физкультурой.

4.3. Обязательное оснащение в зависимости от профиля Школы здоровья:

— Школа для пациентов с артериальной гипертонией: тонометры (не менее 5 штук, желательно автоматические), фонендоскопы (при наличии механических или полуавтоматических тонометров), напольные весы, ростомер, сантиметр для измерения окружности талии, препараты для лечения гипертонического криза и приступа стенокардии.

— Школа здоровья для больных с бронхиальной астмой: пикфлоуметры (не менее 5 штук), мундштуки (загубники) картонные одноразовые, различные формы доставки лекарственных препаратов — дозированные аэрозольные ингаляторы, порошковые ингаляторы, спейсер, небулайзер.

— Школа здоровья для пациентов с сахарным диабетом II типа: визуальные тест-полоски для определения сахара в крови и/или глюкометр с тест-полосками, скарификаторы (ланцеты) автоматические одноразовые стерильные, салфетки спиртовые для инъекций одноразовые, ватные шарики; тонометры — не менее 5 штук, желательно автоматические, фонендоскопы (при наличии механических или полуавтоматических тонометров); напольные весы, ростомер, сантиметр для измерения окружности талии; продукты (или упаковки от продуктов), содержащие легкоусвояемые углеводы (кусочки сахара, сладкие напитки, фруктовые соки), препараты, содержащие глюкагон.

— Школа психологической подготовки к рождению ребенка: кукла, набор пеленок, мультимедийные устройства, брошюры, плакаты, листовки для раздачи будущим родителям.

— Школа для желающих бросить курить: газоанализатор окиси углерода в выдыхаемом воздухе с определением карбоксигемоглобина или смокелайзер, загубники картонные одноразовые.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Источник

Adblock
detector