Основные направления сестринской деятельности по охране здоровья новорожденного.
Сестринский персонал впервые сталкивается с новорожденным ребенком уже в роддоме, где непосредственно в родах акушерка проводит первичный туалет новорожденного
Через 2 ч после рождения ребенка переводят в отделение для новорожденных — в роддоме, где практикуется раздельное пребывание родильницы и новорожденного, или вместе матерью (в роддомах совместного содержания матери и ребенка) — в послеродовую палату. С этого момента наблюдает и заботится о новорожденном медицинская сестра детского отделения.
При поступлении ребенка в палату медицинская сестра сверяет текст медальона с информацией на браслетах и на медицинской карте новорожденного, регистрирует его в журнале отделения. В детском отделении родильного дома новорожденные находятся под постоянным наблюдением медицинского персонала. Наблюдая за ребенком, медицинская сестра обращает внимание на характер его крика, цвет кожных покровов, состояние пуповинного остатка (его обработкой занимается педиатр-неонатолог), следит за отхождением мекония, мочи.
В обязанности медицинской сестры детского отделения входят также проведение утреннего и текущего туалета, подмывание новорожденного, измерение его температуры, контроль за температурой в палате (она должна составлять + 21 – 22 0 С), ежедневное измерение массы тела ребенка.
При раздельном пребывании мамы и новорожденного медицинская сестра приносит ребенка на кормление, помогает маме правильно прикладывать его к груди.
В случае совместного пребывания в палате мамы и новорожденного в первые сутки после родов медицинская сестра сама заботится о ребенке, а в последующие дни наблюдает за ребенком, консультирует маму по вопросам ухода за новорожденным, уделяя внимание проблемам ухода за кожей и ее складками, проведению гигиенических мероприятий; наблюдает и консультирует по вопросам вскармливания, безопасности, а в случае необходимости — обучает маму всем необходимым действиям.
После выписки из родильного дома новорожденный поступает под наблюдение участкового педиатра (врача-неонатолога или семейного врача) и работающей с ним медицинской сестры. В течение первого-второго рабочего дня медицинская сестра вместе с врачом выполняет первичный патронаж новорожденного, целями которого являются оценка состояния ребенка, проведение необходимых мероприятий (в частности, обработка пупочной ранки) и консультирование по ряду вопросов, касающихся охраны здоровья не только ребенка, но и матери.
Медицинская сестра во время первичного патронажа проверяет правильность пеленания ребенка, его кормления, дает рекомендации по содержанию белья и кроватки ребенка, правилам проведения утреннего туалета и купания.
При осуществлении повторных патронажей (всего в течение периода новорожденности медицинская сестра выполняет не менее 4 посещений ребенка) необходимо обращать особое внимание на контроль за питанием ребенка, следить за правильностью прикладывания ребенка к груди, проводить контрольное кормление, о результатах которого следует докладывать врачу. Целями контрольного кормления являются определение достаточности высасываемого ребенком молока, уточнение правильности техники прикладывания новорожденного к груди. Контрольное кормление проводится несколько раз, в разное время суток, в обычные часы кормления, лучше в привычной для мамы и ребенка обстановке, т.е. в домашних условиях. Результаты контрольных кормлений могут послужить основанием для принятия врачом решения введении докорма, поэтому к нему нужно подойти очень внимательно. В случае необходимости медицинская сестра должна обучить маму технике кормления грудью. Правильному прикладыванию ребенка к груди, возможным положениям ребенка у груди мама должна быть обучена в первые дни его жизни, еще в роддоме. В дальнейшем медицинская сестра может осуществлять поддержку грудного вскармливания, включающего мотивацию мамы и ее окружения к кормлению ребенка грудью, профилактику затруднений при вскармливании грудью, обучение правильному уходу за молочными железами, организацию режима и адекватного питания кормящей женщины и т.д.
Не менее важным направлением сестринской деятельности остается наблюдение за общим состоянием ребенка, в частности за состоянием пупочной ранки, кожи и ее складок. Несмотря на то что обработка пупочной ранки является прерогативой врача, медицинская сестра во время патронажей должна осмотреть ее, обратить внимание на состояние кожи вокруг пупочного кольца и в случае появления покраснения, сукровичного или гнойного отделяемого либо корочек в пупочной ранке — сообщить об этом врачу. Кроме того, медицинская сестра может и должна обучить маму и ее окружение уходу за кожей, подмыванию ребенка, проведению гигиенической воздушной ванны, утреннего туалета, проконсультировать по выбору одежды для ребенка.
При осуществлении сестринской деятельности следует уделять внимание и консультированию родителей по вопросам безопасности ребенка:
ü безопасное положение ребенка в кроватке — на животе, на боку;
ü безопасность при проведении гигиенической ванны;
ü безопасность при нахождении на пеленальном столике (ребенка нельзя оставлять одного даже в таком раннем возрасте);
ü соблюдение мер инфекционной безопасности;
ü соблюдение осторожности при нахождении ребенка на руках у взрослого (необходимо поддерживать головку ребенка рукой);
ü безопасность при кормлении ночью;
ü соблюдение температурного режима в помещении, где находится новорожденный.
Помимо решения этих вопросов, медицинская сестра должна содействовать стимуляции окружения ребенка к общению с ним (говорить с новорожденным во время бодрствования — при переодевании, во время проведения гигиенических ванн и т.д.), что будет способствовать успешному социальному развитию малыша.
Гигиеническая ванна.
Цель: — соблюдение гигиены тела; — обеспечение универсальной потребности ребенка «быть чистым»; — формирование навыков чистоплотности; — закаливание ребенка. Оснащение: — ванночка для купания, — пеленка для ванны, — кувшин для воды, — водный термометр, — махровая или фланелевая рукавичка, — детское мыло, | |
— большое махровое полотенце,
— чистый набор для пеленания или одежда, расположенные на пеленальном столе,
— стерильное растительное масло,
— дезинфицирующий раствор и ветошь,
— мешок для грязного белья.
Обязательные условия: не купать сразу после кормления; при купании обеспечить в комнате температуру 22 – 24 0 С; определять температуру воды для купания только с помощью термометра (не допускать определение температуры воды путем погружения локтя в воду).
Источник
Сестринское дело в педиатрии – охрана здоровья детей и подростков
Предмет, место общественного здравоохранения и здоровья. Правовые основы организации охраны здоровья детей и подростков. Юридическая ответственность медицинских работников. Задачи и обязанности медицинской сестры дошкольного и школьного учреждения.
Подобные документы
Изучение влияния факторов внешней среды на гигиену детей и подростков. Показатели оценки состояния здоровья, факторы формирования здоровья детей и подростков. Медицинский контроль за состоянием здоровья детей, методика антропометрических измерения.
реферат, добавлен 16.12.2018
Оценка профессионального риска нарушений репродуктивного здоровья основных специальностей медицинских работников и здоровья их детей для разработки системы профилактических мероприятий по сохранению и укреплению здоровья медперсонала и их детей.
автореферат, добавлен 23.01.2018
Система медицинского мониторинга и скрининговой диагностики донозологических нарушений индивидуального здоровья детей и подростков г. Ставрополя. Региональные особенности индивидуального здоровья, уровня адаптационных возможностей детей и подростков.
автореферат, добавлен 06.08.2018
Исследование проблемы охраны и укрепления здоровья детей дошкольного возраста. Рассмотрение тенденция роста ряда заболеваний у дошкольников. Оценка влияния медицинской науки на факторы, оказывающие риск на здоровье детей. Профилактика детского здоровья.
статья, добавлен 25.03.2018
Методы исследования и оценки состояния здоровья детей и подростков, оценки физического развития и воспитания. Гигиенические основы учебно-воспитательного процесса в детских учреждениях. Диагностика здоровья и готовности детей к обучению в школе.
реферат, добавлен 18.02.2010
Сохранение репродуктивного здоровья детей и подростков как одна из самых актуальных задач здравоохранения. Анализ гинекологической заболеваемости пациентов в различные возрастные периоды. Меры профилактики с целью сохранения их репродуктивного здоровья.
статья, добавлен 19.04.2018
Роль психического здоровья. Охрана психического здоровья детей и подростков. Борьба со стигматизацией и дискриминацией. Предупреждение самоубийств. Обеспечение доступа к качественной помощи. Информационные системы по вопросам психического здоровья.
статья, добавлен 16.02.2014
Общие понятия права на охрану здоровья в Российской Федерации. Понятие обязательного медицинского страхования, права и обязанности субъектов. Основные правовые принципы охраны здоровья населения. Права медицинских работников и пути их реализации.
курсовая работа, добавлен 30.04.2015
Сколиоз, его проявления и классификация. Факторы риска, приводящие к нарушению осанки у детей и подростков. Обнаружение, диагностика и лечение сколиоза. Роль медицинской сестры в профилактике нарушения осанки у детей дошкольного и школьного возраста.
курсовая работа, добавлен 29.09.2019
Необходимость дальнейшего поиска путей оптимизации медицинского обеспечения вследствие ухудшения показателей здоровья детского населения. Показатели распространенности всех заболеваний у подростков Украины за 1999–2004 гг. Охрана здоровья подростков.
статья, добавлен 20.08.2013
Источник
Охрана здоровья детей и подростков
Охрана здоровья детей и подростков, сестринское дело в педиатрии – программа дополнительного профессионального образования (ДПО)
Цикл повышения квалификации (ПК) специалистов со средним медицинским образованием
Охрана здоровья детей и подростков, сестринское дело в педиатрии
Дополнительная профессиональная образовательная программа Охрана здоровья детей и подростков по специальности сестринское дело в педиатрии составлена на основании нового ФГОС образовательного стандарта и предназначена для повышения квалификации специалистов со средним медицинским образованием по специальности «Лечебное дело», «Акушерское дело», «Сестринское дело», «Сестринское дело в педиатрии» а также имеющих специализацию по программе «Охрана здоровья детей и подростков»
Категория слушателей по сестринскому делу в педиатрии:
фельдшер школ, школ-интернатов, здравпунктов при ССУЗ; медицинская сестра, старшая медицинская сестра, медицинская сестра палатная (постовая), медицинская сестра процедурной, медицинская сестра перевязочной, медицинская сестра участковая, медицинская сестра приемного отделения, медицинская сестра патронажная, заведующий кабинетом медицинской профилактики – медицинская сестра, медицинская сестра школ, школ-интернатов, здравпунктов при ССУЗ; медицинская сестра учреждений образования, социальной защиты, медицинская сестра детских соматических отделений, акушерки роддомов, отделений и женских консультаций, фельдшерско-акушерских пунктов, здравпунктов, смотровых кабинетов
Цель реализации обучения охране здоровья детей и подростков по сестринскому делу в педиатрии:
совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для выполнения профессиональной деятельности, и (или) повышения профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации
Программа Охрана здоровья детей и подростков составлена с учетом требований, изложенных в приказах Минздрава России от 5 июня 1998 г. № 186 «О повышении квалификации специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием», Приказа Минздравсоцразвития России от 23 июля 2010 г. № 541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», Минздрава России от 3 августа 2012 г. № 66н «Об утверждении порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным программам», Министерства здравоохранения РФ от 20 декабря 2012 г. № 1183н «Об утверждении номенклатуры должностей медицинских и фармацевтических работников»
Учебный план обучение медицинских сестер педиатрии, акушерок и фельдшеров включает разделы, соответствующие виду профессиональной деятельности специалиста и рассматривающие вопросы диспансеризации здоровых детей и детей после перенесенного заболевания в условиях детского образовательного учреждения; проведения реабилитационных и профилактических мероприятий по предупреждению различных заболеваний у детей; организации комплексной оценки здоровья и питания детей; учета, хранения, использования лекарственных средств; осуществления мероприятий по соблюдению санитарно-гигиенического режима, правил асептики и антисептики, условий стерилизации инструментов и материалов; предупреждения постинъекционных осложнений, гемоконтактных инфекций
Фельдшер – обучение охрана здоровья детей, сестринское дело в педиатрии
Должностные обязанности. Осуществляет оказание лечебно-профилактической и санитарно-профилактической помощи, первой неотложной медицинской помощи при острых заболеваниях и несчастных случаях. Диагностирует типичные случаи наиболее часто встречающихся заболеваний и назначает лечение, используя при этом современные методы терапии и профилактики заболеваний, выписывает рецепты. Оказывает доврачебную помощь, ассистирует врачу при операциях и сложных процедурах, принимает нормальные роды. Осуществляет текущий санитарный надзор, организует и проводит противоэпидемические мероприятия. Организует и проводит диспансерное наблюдение за различными группами населения (дети; подростки; беременные женщины; участники и инвалиды войн; пациенты, перенесшие острые заболевания; пациенты, страдающие хроническими заболеваниями). Организует и проводит профилактические прививки детям и взрослым. Осуществляет экспертизу временной нетрудоспособности. Обеспечивает хранение, учет и списание лекарственных препаратов, соблюдение правил приема лекарственных препаратов пациентами. Ведет медицинскую учетно-отчетную документацию. Проводит санитарно-просветительную работу среди больных и их родственников по укреплению здоровья и профилактике заболеваний, пропаганде здорового образа жизни
Должен знать: законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере здравоохранения; структуру, основные аспекты деятельности медицинских организаций; статистику состояния здоровья обслуживаемого населения; правила эксплуатации медицинского инструмента и оборудования, медицинскую этику; психологию профессионального общения; основы диспансеризации; основы медицины катастроф: основы трудового законодательства; правила внутреннего трудового распорядка; правила по охране труда и пожарной безопасности
Требования к квалификации. Среднее профессиональное образование по специальности “Лечебное дело” и сертификат специалиста по специальности “Лечебное дело” без предъявления требований к стажу работы.
Медицинская сестра педиатрическая – обучение сестринское дело в педиатрии, охрана здоровья детей и подростков
Должностные обязанности. Оказывает доврачебную медицинскую помощь, осуществляет забор биологических материалов для лабораторных исследовании. Осуществляет уход за больными в медицинской организации и на дому. Осуществляет стерилизацию медицинских инструментов, перевязочных средств и предметов ухода за больными. Ассистирует при проведении врачом лечебно-диагностических манипуляций и малых операции в амбулаторных и стационарных условиях. Проводит подготовку пациентов к различного рода исследованиям, процедурам, операциям, к амбулаторному приему врача. Обеспечивает выполнение врачебных назначений. Осуществляет учет, хранение, использование лекарственных средств и этилового спирта. Ведет персональный учет, информационную (компьютерную) базу данных состояния здоровья обслуживаемого населения. Руководит деятельностью младшего медицинского персонала. Ведет медицинскую документацию. Проводит санитарно-просветительную работу среди больных и их родственников по укреплению здоровья и профилактике заболеваний, пропаганде здорового образа жизни. Осуществляет сбор и утилизацию медицинских отходов. Осуществляет мероприятия по соблюдению санитарного и гигиенического режима, правил асептики и антисептики, условий стерилизации инструментов и материалов, предупреждению постинъекционных осложнений, гепатита. ВИЧ-инфекции
Должен знать:
законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере здравоохранения;
теоретические основы сестринского дела; основы лечебно-диагностического процесса, профилактики заболеваний, пропаганды здорового образа жизни; правила эксплуатации медицинского инструментария и оборудования;
статистические показатели, характеризующие состояние здоровья населения и деятельность медицинских организаций;
правила сбора, хранения и удаления отходов медицинских организаций; основы функционирования бюджетно-страховой медицины и добровольного медицинского страхования;
основы валеологии и санологии;
основы диспансеризации, социальную значимость заболеваний;
основы медицины катастроф;
правила ведения учетно-отчетной документации структурного подразделения, основные виды медицинской документации;
психологию профессионального общения;
основы трудового законодательства;
правила внутреннего трудового распорядка;
правила по охране груда и пожарной безопасности.
Требования к квалификации. Среднее профессиональное образование по специальности “Лечебное дело”, “Акушерское дело”, “Сестринское дело”, “Сестринское дело в педиатрии”, “Общая практика”
Старшая медицинская сестра – среднее профессиональное образование (повышенный уровень) по специальности “Лечебное дело”, “Акушерское дело”, “Сестринское дело”, “Общая практика”, “Сестринское дело в педиатрии” без предъявления требований к стажу работы
Трудоемкость обучения: от 36 до 504 часов, от 1 недели до 3 месяцев
Режим занятий: 6 часов в день
Форма обучения: очно-заочная или заочная, с применением дистанционных образовательных технологий (ДОТ) и электронного обучения (ЭО)
Источник