Работа в школе по формированию здорового образа жизни
статья по зож
Статья «Работа в школе по формированию здорового образа жизни»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_zozh.docx | 18.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа в школе по формированию здорового образа жизни
Абсолютным условием реализации всех заложенных в человеке возможностей является здоровье. Уровень здоровья в значительной степени зависит от того образа жизни, который ведет человек, поэтому главные задачи педагогов — обучать детей принципам здорового образа жизни, создавать условия для сохранения и укрепления их здоровья. По данным исследований, около 90% детей имеют отклонения в физическом и психическом здоровье. Таким образом, решение задач охраны здоровья учеников – объективная необходимость.
Основными задачами охраны и укрепления здоровья обучающихся являются:
— воспитание потребности в здоровом образе жизни;
— создание условий для реализации потребности в двигательной активности в повседневной жизни;
— выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности и реализация их через систему спортивно-оздоровительной работы.
Традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянно стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней.
В МБОУ СОШ № 1 города Новый Уренгой (ЯНАО) в целях повышения эффективности оздоровительной и профилактической работы с обучающимися реализуется программа «Здоровье». Ее цель – беречь, укреплять, защищать, развивать здоровье; ее реализация требует каждодневных усилий, личной ответственности и учителя, и ученика. Работа по данной программе опирается на ценностные ориентиры и проявляется в соблюдении здорового образа жизни. Понятие «здоровье» в педагогике связывается с успешностью человека в современном мире, с его участием в улучшении жизни, с активной гражданской позицией и по отношению к общественным проблемам, и сфере личного здоровья.
Практически все учителя школы используют здоровьесберегающие технологии или отдельные их элементы. Смысл здоровьесберегающей деятельности состоит в том, чтобы учитывать неизбежные факторы, ослаблять действие корректируемых факторов, действие которых можно регулировать, устранять устранимые факторы.
Широкое распространение получила технология дифференцированного обучения , предполагающая выделение в классах групп обучающихся в соответствии с уровнем их интеллектуального развития. Внутриклассная уровневая дифференциация содействует формированию у учеников положительной «Я-концепции».
Накапливается опыт использования тестов при проверке знаний обучающихся, как правило, применяются тестовые задания разноуровневого характера. Такой подход способствует формированию положительных познавательных мотивов у детей, снижению у них уровня тревожности.
На уроках физкультуры учителя активно используют такие здоровьесберегающие технологии, как Биоритмизация учебного процесса с учетом проживания в условиях Крайнего Севера и Личностно-ориентированные с игровой направленностью.
Очень популярна в нашей школе Педагогика сотрудничества , являющаяся источником прогрессивных идей и в той или иной мере входящей во многие современные педагогические технологии как их часть. Основным содержанием новых отношений является отмена принуждения как негуманного и не дающего результата средства.
Одной из важных задач по реализации здоровьесберегающих технологий является максимально возможное использование активных, творческих методов обучения. Их применение снижает риск появления у школьников переутомления, способствует более гармоничному развитию личности. Устойчивая работоспособность характерна до середины урока, этот момент учителя учитывают при планировании уроков. Во время уроков обязательно чередуются различные виды деятельности и их последовательность, включаются динамические паузы, разгрузочные игры, физкультминутки.
Также в школе используются технологии активизации учебного процесса на основе последних научно-технических разработок . Данная технология основана на использовании мультимедийных средств предоставления информации, управления ею посредством интерактивных средств. Кроме того, интерактивная доска, являющаяся основной составляющей системы, позволяет работать без меловой доски и тряпки, что снижает запыленность воздуха.
Для контроля за состоянием здоровья обучающихся проводятся углубленные медицинские осмотры, на которых осуществляется выявление детей, страдающих хроническими заболеваниями. Обучающиеся, страдающие хроническими заболеваниями, имеют возможность заниматься физкультурой в специальных группах.
Одно из важнейших направлений деятельности образовательного учреждения по сохранению здоровья школьников – это обеспечение необходимых санитарно-гигиенических условий внутришкольной среды. Соблюдение гигиенических норм имеет приоритетное значение. Особое внимание обращается на воздушно-тепловой режим школьных помещений и их освещенности, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья школьников. Ежегодно проводятся смотры учебных кабинетов с учётом контроля соблюдения санитарно-гигиенических норм: освещения, проветривания, озеленения, эстетики оформления.
Важным фактором является учебно–просветительская работа по формированию сознательного и ответственного отношения к своему здоровью. Как ни странно, в наш информационный век школьники обладают достаточно скудными знаниями о возможностях своего организма, способах поддержания здоровья (чаще всего под здоровым образом жизни они понимают отсутствие вредных привычек). Это одна из главных причин поведения обучающихся, не соответствующего принципам здорового образа жизни. Поэтому воспитательная работа построена так, чтобы фокусировать внимание обучающихся на приоритетных факторах риска и условиях образа жизни, влияющих на здоровье. Формы организации могут быть самыми разнообразными: это и уроки, и игры, и конференции, и круглые столы, и занятия школы здоровья, а также все формы активного детского отдыха: экскурсии, встречи, вечера.
Таким образом, в основе деятельности МБОУ СОШ № 1 по формированию здорового образа жизни лежит позитивная концепция здоровья, которая подразумевает развитие у обучающихся способности к общению, самовыражению, творчеству, а также к изменению себя и своего окружения в лучшую сторону. У всех участников образовательного процесса формируется позитивное отношение к жизни, ценностное отношение к своему собственному здоровью.
Источник
Тема:Организация учебно-воспитательной работы школы по формированию здорового образа жизни учащихся.
статья (7 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_.zdorovyy_obraz_zhizni.docx | 41.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровье – неоценимое счастье в жизни каждого человека и человечества. Широкое международное признание получило определение здоровья данное Всемирной организацией здоровья.
Здоровье – это состояние полного душевного, физического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических факторов.
Сохранение здоровья детей является самой высокой социальной и гуманитарной целью современного общества. Дети, сегодня сидящие за партой, уже в ближайшее время будут определять благосостояние страны, накапливать ее потенциал в экономической, научной и культурной сферах. Это придает актуальность проблеме сохранения здоровья молодежи и особое значение приобретает работа школы по формированию понимания ценности здоровья и здорового образа жизни.
«Организация учебно-воспитательной работы школы по формированию здорового образа жизни и укреплению здоровья учащихся» Здоровая личность — это здоровый образ жизни, способ бытия человека в мире. Назначение школы — обучать здоровью, вырабатывать единый подход к решению вопросов сохранения здоровья, основанный на научном обосновании оздоровительного воспитательно- образовательного процесса с учётом личностных, психофизиологических, конституциональных, половых и возрастных особенностей обучающихся, экологической обстановки, в которой находится школа. Целью нашего образовательного учреждения является формирование потребности к здоровому образу жизни и механизмов стрессоустойчивого поведения школьников как основы здорового жизненно стиля, способной эффективно преодолевать жизненные трудности. Для достижения этого целевого ориентира мы создаем в школе условия, необходимые для сохранения и укрепления здоровья учащихся. Для обеспечения эффективной интеграции здоровье сберегающих технологий педагогическим коллективом школы были намечены и решены ряд обязательных задач: 1. Включение проблемы заботы о здоровье учащихся и педагогов в число приоритетных задач школы. 2. Принятие ответственности каждого участника образовательного процесса за решение вопросов здоровье сбережения. 3. Обеспечение соблюдения требований СанПиНов к санитарно — гигиеническим условиям в школе и организации образовательного процесса. 4. Проведение профилактической работы. 5. Обеспечение благоприятного (педагогического и психологического) воздействия каждого учителя на своих учеников во время проведения уроков, с максимальной индивидуализацией этого процесса. 6. Обеспечение необходимого уровня грамотности школьников, их родителей и педагогов по вопросам здоровья. 7. Соблюдение принципов валеологии. Хочется заметить, что только при комплексном и взаимосвязанном решении приведённых выше задач возможно создание единого здоровье сберегающего образовательного пространства в школе и как результат этого — достижение улучшения состояния здоровья школьников. В решении проблемы сохранения и укрепления здоровья детей широкое участие принимают медицинские работники школы. Их работа по данному направлению строится на результатах исследования состояния здоровья детей и включает в себя: » организацию и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением противоэпидемиологических мероприятий; » диспансеризацию детей; » организацию рационального питания; » организация витаминизированного питания; » профилактику загрязнения воздуха; » просветительскую работу. Результаты исследования состояния здоровья детей свидетельствуют: 1. Регулярность проведения диспансеризации, диагностика своевременной медицинской коррекции выявленных отклонений в состоянии здоровья воспитанников, позволило в течение двух лет уменьшить количество детей состоящих на диспансерном учёте. 2. Медицинское обеспечение детей школьного возраста имеет ввиду контроль за состоянием здоровья на основе правильной организации первичной профилактики и оздоровления, иммунопрофилактики, привитие гигиенических навыков, что позволило снизить процент заболеваемости острыми инфекционными заболеваниями. 3. Сведения с определением общих показателей состояния здоровья воспитанников дают нам картину снижения структуры заболеваемости. Безусловно, на улучшение здоровье детей оказали влияние такие факторы, как рациональная организация учебного процесса, физкультурно-оздоровительной работы, полноценное питание, медицинская профилактика и динамическое наблюдение за состоянием здоровья. 4. Питание представляет собой один из ключевых факторов, определяющих не только качество жизни, но и условия роста и развития обучающегося. Учитывая сказанное, на основе ежемесячного учёта полноценного питания воспитанников установлено выполнение натуральных норм продуктов питания на 100 % в течение последних двух лет. 5.На основании данных о состоянии здоровья и физического развития, обучающиеся распределяются для занятий физическими упражнениями на основную и специальную медицинские группы. Учащиеся 1-4 классов посещают занятия лечебной физкультуры. Анализ комплектования медицинских групп показал увеличение специальной группы, что связано, прежде всего, с увеличением количества детей имеющих врождённую патологию. 6. Здоровье сберегающая активность педколлектива, организация досуга, спортивная двигательная активность, пропаганда здорового образа жизни, явились важнейшими факторами противостоящими вовлечению обучающихся в зависимость от курения, алкоголя, психотропных веществ. Хотя в целом, такой показатель, как динамика заболеваемости учащихся, на наш взгляд, вполне благоприятный, однако мы понимаем, что необходимо и далее координировать работу по здоровье сбережению воспитанников, ведь именно проблемы со здоровьем остаются главной причиной пропусков учащимися учебных занятий в течение года.
Здоровье подрастающего человека – это проблема не только социальная, но и нравственная. Ребенок сам должен уметь быть не только здоровым, но и воспитывать в будущем здоровых детей.
Приобщение школьников к проблеме сохранение своего здоровья это прежде всего процесс социализации – воспитания. Это сознание высокого уровня душевного комфорта, который закладывается с детства на всю жизнь. Для формирования душевного комфорта необходимы знания о законах развития своего организма, его взаимодействии с социальными факторами.
Школа же сегодня должна и может стать важнейшим звеном социализации подрастающего поколения. Через школу проходят все население, и на данном этапе социализации личности формируется как индивидуальное, так и здоровье всего общества.
Формирование культуры здоровья начинается с семьи, с самого рождения человека, и даже раньше. Работа с родителями по сохранению и укреплению здоровья детей – важный фактор образовательной политики. Образование родителей в области здоровья через всевозможные взаимосвязи образования и семьи – первостепенная задача.
Чтобы сохранить здоровье детей необходимо сотрудничество с родителями. Проведены такие родительские собрания «Режим дня в жизни школьника», «Эмоциональное состояние взрослого и ребенка. Что стоит за ним», «Причины и последствия детской агрессии». На собраниях провожу анкетирования, даю памятки, вместе с родителями анализируем ситуации.
Учителю необходимо сформировать у ребенка потребность быть здоровым, научить его этому, организованно помочь в сохранении и формировании здоровья. В идеальном приближении школьник должен быть личностью духовно, физически и социально здоровой, способной управлять своим здоровьем и укреплять его. Основным критерием эффективности работы должно стать состояние физического, психологического, эмоционального и социального благополучия учащихся.
В начале учебного года перед собой я ставлю цель: сохранение и укрепление здоровья, поэтому я провожу целенаправленную работу с учащимися по формированию здорового образа жизни и повторение правил безопасного поведения на улице, в школе и дома.
В течение года были проведены различные классные часы, которые включали в себя беседы, викторины. Дети посещают в спортивных состязаниях. Все это направлено на укрепление и формирование духовного образа жизни.
Например, беседа «Зачем нужно быть здоровым?» ребята выводили свои правила по ЗОЖ., высказывали свое мнение, разбирали ситуации, отвечали на вопросы. Большое внимание уделяю беседам о вреде курения, как никотин влияет на растущий организм, на внимание и память ребенка, так же , проводились спортивные состязания в классе и в школе: «перестрелка», спортивные старты, игры на свежем воздухе. Все это развивает физическую активность, мышление, смекалку, воображение. Наш касс старается участвовать во всех мероприятиях и поучает призовые места. Традиционными стали спортивные соревнования по пионерболу, баскетболу, волейболу и мероприятия: «Зарница», «Тропа к генералу», «Папа, мама и я – спортивная семья» и т.д. Все это развивает физическую активность, мышление, смекалку, воображение. Многократно посещали спортивные мероприятия районного, республиканского уровня.
Ученики моего класса собственными силами создали в классе уголок здоровья. Поставили памятники о здоровом образе жизни. Регулярно обновляют свежей информацией стенку здоровья.
Здоровье – это единственная драгоценность, ради которой действительно не стоит жалеть времени и сил. Здоровый человек – это счастливый человек. Мы стараемся, чтобы это изречение как можно раньше было осознанно ребенком.
Часто организуем походы, экскурсии в природу. После таких мероприятий класс становится более сплоченным, дружным.
Каждый год едим в Дубъязскую горно-лыжную базу. Если это чисто спортивное мероприятие, а поездка Иске Казан важна в формировании духовно-нравственных качеств. После трудного учебного года ребята отдыхают на природе. И каждый год с нетерпением ждут эту поездку.
На родительских собраниях постоянно ведутся беседы по укреплению здоровья (о профилактике гриппа, ведение правильного режима дня, о пользе витаминов в зимнее время), так же повторяются правила поведения в школе и дома.
Таким образом, успешная работы по сохранению и укреплению здоровья, по формированию здорового образа жизни даёт положительный результат – учащиеся реже болеют, меньше пропускают занятия, хорошо работают на уроках. Поэтому в дальнейшем буду продолжать работу с обучающимися и родителями по формированию ЗОЖ.
Источник