Работа с людьми с ОВЗ
методическая разработка по теме
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития. Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка.
Об особенностях работы с детьми с ОВЗ хочу вам рассказать, я педагог дополнительного образования МАУ ДО ЦТ «Пирамида», педагог высшей квалификационной категории, работающий с этой категорией людей не первый год.
Целью моей работы является:
1. Создать условия для становления и проявления индивидуальности ребенка и взрослого с ОВЗ.
2. Сформировать коммуникативные навыки, умение, понимать себя и других.
3. Создать условия для развития инициативы и самостоятельности.
4. Обеспечить условия для реализации творческих возможностей и потребностей.
Задачи:
1. Помочь ребенку и взрослому с ОВЗ осмыслить себя как частичку окружающего мира и обрести уверенность в своей значимости;
2. Формировать умения рационально организовывать свою жизнь и деятельность в соответствии с особенностями своего организма;
3. Формировать потребность в сознательном, ответственном и творческом отношении к учебе и делам;
4. Формировать представление о природе, как среде жизнедеятельности человека.
5. Развивать эмоционально-нравственное отношение к окружающей среде и людям.
Практическая работа заключается в том, чтобы по возможности создать ребенку и взрослому с ОВЗ такие условия в ЦТ, чтобы он мог попробовать себя в деле и помочь ему добиться успеха.
Содержание воспитания включает в себя следующие приоритетные направления:
- развитие задатков и способностей растущего человека;
- освоение социокультурного опыта познания и преобразования себя и окружающей действительности;
- формирование нравственной направленности ребенка и взрослого с ОВЗ;
- создание рационального представления о себе, о собственной жизни, о своём социальном и природном окружении;
- развитие творческой активности ребенка и взрослого с ОВЗ.
Организация индивидуального воспитания складывается из форм, методов и приемов, помогающих ребенку стать и быть самим собой. В своей работе я использую следующие методы и приемы взаимодействия педагога и воспитанника.
Способы деятельности педагога
Методы и приемы
Способы самодеятельности ребенка
Методы и приемы
Источник
Особенности организации работы с людьми с ограниченными возможностями
( инвалидами) в клубных учреждениях
Человек с ограниченными возможностями- это человек, утративший полностью или частично способность или возможность осуществлять
самообслуживание, самостоятельно передвигаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.
В настоящее время в стране более 8 миллионов людей с ограниченными возможностями и все они нуждаются в поддержке не только государственных, общественных организаций, но и участия каждого здорового человека.
Люди с ограниченными возможностями делятся на несколько групп:
- по возрасту дети-инвалиды, взрослые
- по происхождению инвалидности: инвалиды с детства, инвалиды труда, войны, общего заболевания
- по степени трудоспособности: нетрудоспособные, трудоспособные
Конституция РФ гарантирует инвалидам равные с другими гражданами права и свободы. На современном этапе это стало одной из важнейших задач государства и его органов здравоохранения, социальной защиты населения, образования, занятости, культуры и спорта.
В Ф.З. «О социальной защите инвалидов РФ» ( 1995 г) в качестве цели государственной политики в отношении инвалидов впервые определена не помощь инвалидам, а обеспечение равных с другими гражданами возможностей реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, принципами и нормами международного права.
( 3 декабря- международный день инвалида)
Инвалиды ( ЛСВ) – одна из наиболее социально незащищенных групп населения, поэтому необходимо содействовать доступности и возможности приобщения к духовной культуре ( посещение музеев, театров, библиотек, клубных учреждений), организации социального участия в процессе досуговой деятельности.
Досуговые занятия инвалидов необходимо рассматривать как важное средство их социальной и духовной реабилитации, как самостоятельную сферу их деятельности, благодаря которой обеспечивается целостное творческое восприятие личности инвалида, активизация ее жизнедеятельного, культурного, физического, умственного потенциала.
Работу с данной категорией населения необходимо проводить совместно с другими государственными и общественными организациями ( социальными партнерами)
- Управление социальной защиты населения – государственное учреждение ( учтены все группы инвалидов, оказывается материальная поддержка) – предоставляют списки, финансируют программы
- Учреждения здравоохранения. Психоневрологические центры- приглашаются для участия в досуговых программах
- Общества инвалидов
- Общественные организации:
Районное отделение Всероссийского общества инвалидов (ВОИ)
Районное отделение всероссийского общества слепых (ВОС)
Районная организация Всероссийского общества глухих (ВОГ)
Районный совет ветеранов войны и труда
Районная организация ветеранов боевых действий
( определяют участников мероприятий, концертных выступлений инвалидов, занимаются приглашением на мероприятия, предоставляют информацию об интересных людях, юбилеях и т.д.)
- Специальные учреждения образования и профтехобразования ( школы для слепых, неслышащих, ПУ для инвалидов- подростков)- совместное проведение мероприятий
- Бюро занятости ( специальные рабочие места) – совместное проведение мероприятий
- Центры реабилитации – организация кружков декоративно-прикладного и самодеятельного творчества
- СМИ ( телетекст). Специальные издательства ( для слепых)- реклама программ, совместное проведение мероприятий
- Управление народного образования ( дети-инвалиды)- организация концертных номеров, участие в акциях милосердия
- Учреждения дополнительного образования ( подготовка концертных номеров, организация выставок декоративно-прикладного творчества)
- Досуговые учреждения ( библиотеки, театры, концертные залы и т.д.)- совместное проведение досуговых программ.
На селе социальными партнерами в организации мероприятий для инвалидов является : сельская администрация, социальный работник, совет ветеранов, школа, детский сад, библиотека, сельская амбулатория, аптека, а также спонсоры, оказывающие финансовую поддержку. Связующим звеном является клубное учреждение.
План мероприятий в рамках декады инвалидов.
Как правило, мы вспоминаем об этих людях только в период декады инвалидов, которая проходит с 1 по 10 декабря. 3 декабря- отмечается международный день инвалида.
В сельской местности мероприятий в рамках декады инвалида проходит не очень много. В основном это клубные посиделки или вечера отдыха за чашкой чая. На такие встречи приглашают главу сельской администрации, представителя управления социальной защиты населения, работника собеса, участкового врача. Они приветствуют людей с ограниченными возможностями, отвечают на наболевшие вопросы, а потом клубные работники предлагают им чаепитие с несложной игровой программой. Иногда клубные работники посещают инвалидов на дому. Они приходят вместе со школьниками, которые помогают почистить снег, наколоть дрова, сходить в магазин за покупками. Инвалиды чувствуют заботу ,и от этого им становится легче на душе.
А вообще можно провести много различных клубных мероприятий для этой категории населения. Но все они могут быть реализованы только на районном уровне. Например такие как;
1. Торжественная церемония открытия декады инвалидов « Спешите делать добро». Приглашаются инвалиды труда, по зрению, инвалиды детства, инвалиды боевых действий. В данном мероприятии участвуют официальные лица( глава администрации, начальник управления социальной защиты населения, начальник отдела социального страхования, главный врач района, представители жилищно-коммунальной сферы, автотранспортного предприятия и т.д.) Они говорят о том, что делается в районе для защиты этой категории населения и что будет сделано в ближайшее время. Выступают и люди с ограниченными возможностями с наказами или словами благодарности. Все выступления чередуются с концертными номерами. Хорошо, если сами инвалиды примут участие в концертной программе
2. Вечер вопросов и ответов « Поможем все вместе». Заранее собираются вопросы от инвалидов. Затем вопросы сортируются по темам и приглашаются специалисты, которые могут дать исчерпывающий ответ на заданные вопросы. Вопросы могут быть на темы пенсионного обеспечения, льгот, здоровья, психологии и т.д.
3. Фестиваль детского самодеятельного творчества инвалидов «Мы вместе». Готовится вместе с управлением социальной защиты населения и управлением народного образования. Собираются заявки от детей для участия в различных номинациях; художественное слово, вокальный жанр, оригинальный жанр, хореография, а также в области декоративно-прикладного творчества
4. Детский праздник «Остров доброты» для детей инвалидов младшего школьного возраста. Праздник может вести Фея, которая научит детей не бояться трудностей, подскажет, как преодолеть все преграды и всем вместе подружиться. В празднике могут принять участие и родители. Самое главное, чтобы праздник был ярким, зрелищным, с элементами театрализации и множеством сказочных персонажей
5. Литературная гостиная « Мой поэтический край». На встречу можно пригласить местных писателей и поэтов, среди которых могут быть и инвалиды. Участники художественной самодеятельности могут исполнить песни на слова местных авторов.
Здесь может быть представлена книжная выставка « Поэтической строкой». Хорошо, если встреча будет проходить за чашкой чая.
6. Вечер отдыха « Давайте восклицать, друг другом восхищаться» для глухонемыхНа вечер можно пригласить участников самодеятельности Нижегородского клуба «Звезда» Всероссийского общества инвалидов. Участникам вечера отдыха можно предложить несложные конкурсные задания, здесь же отметить участников выставки декоративно-прикладного творчества.
7. Районный фестиваль «Спорт для всех». В различных соревнованиях могут принять участие как взрослые и дети. После соревнований провести тожественную церемонию вручения наград ( дипломов и подарков) и устроить вечер отдыха.
8. Благотворительный марафон «Спешите делать добро».В марафоне должны принять участие государственные и общественные учреждения, трудовые коллективы, школьники. Цель марафона- собрать средства на конкретное доброе дело, например, приобретение слуховых аппаратов или инвалидных колясок. Артисты на марафоне выступают тоже бесплатно и призывают откликнуться и пополнить счет марафона.
Источник
IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2017
ОРГАНИЗАЦИЯ КУЛЬТУРНО – ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Также, не следует забывать о духовной сфере человеческой жизни. Ведь именно в области культуры, искусства результаты деятельности человека не связаны напрямую с состоянием его здоровья. В наше время люди с ограниченными возможностями все чаще заявляют о своем высоком духовном и культурном потенциале.
Поэтому так необходимы сейчас усилия общественных организаций, в том числе культурно-досуговых учреждений, направленные на содействие творческой самореализации и личностному росту людей с ограниченными возможностями здоровья, и, прежде всего, молодежи.
При организации досуговой деятельности людей с ограниченными возможностями здоровья в целях их оптимального вхождения в социокультурное пространство и восстановления социокультурных связей, необходимо ориентироваться на наличие специализированной политики государства, учитывающей индивидуальные особенности данной группы населения.
В отношении людей с ограниченными возможностями, культурно-досуговая деятельность, представляет собой процесс создания условий для организации свободного времени, связанный с реализацией их потребностей и интересов, обладающий личностно-развивающим характером, социально-ценностной ориентацией и самореализацией.
Участие в различных видах досуговой деятельности является необходимой областью социализации, самоутверждения и самореализации инвалидов, но ограничено, в связи с недостаточным уровнем развитости и доступности.
При этом важно учитывать, что молодые инвалиды существенно отличаются от инвалидов зрелого возраста, также как инвалид с детства – от человека, ставшего инвалидом, будучи уже взрослым.
Для молодых инвалидов культурно-досуговая деятельность выступает процессом формирования условий для организации свободного времени, связанного с реализацией их потребностей и интересов, обладающего личностно-развивающим характером, социальной ориентацией и самореализацией.
Итак, при организации культурно-досуговой деятельности, направленной на реабилитацию лиц с ограниченными возможностями, следует учитывать:
учет индивидуальных психофизиологических особенностей людей с ограниченными возможностями;
организация культурно-досугового пространства в процессе реабилитации людей с ограниченными возможностями;
Рассмотрим условия, которые способствуют восстановлению социальных и психологических и физических функций инвалидов посредством организации культурно-досуговой деятельности:
Создание щадящих условий (благоприятные условия труда, рациональный режим труда и отдыха; использовать гибкий режим рабочего времени), упрощенного режима;
Использование коррекционно-воспитательной направленности работы специалистов;
Использование методов, средств и приемов, с учетом возможностей молодых инвалидов;
Разделение требований и индивидуализирование обучения, то есть модифицирование рабочей программы (зависит от деятельности учреждения);
Создание особых кружков для молодых инвалидов, с целью повышения уровня развития инвалидов и побуждения интереса к совместной деятельности;
Учет особенностей психического развития, причины трудного поведения при организации коррекционно-воспитательной работы.
К наиболее распространенным формам организации культурно-досуговой деятельности относят:
1. Создание кружков и клубов. Наличие на территории муниципального образования людей с ограниченными способностями объединенных общностью интересов и способных к самостоятельному передвижению или с незначительной посторонней помощью.
2. Кружки прикладного творчества.
3.Кружки художественного самодеятельного творчества, в том числе литературного или творческого объединения со смешением жанров.
4. Клубы выходного дня для родителей детей-инвалидов.
5. Игровые программы (специально подготовленные, с учетом физических и умственных способностей людей с ограниченными возможностями).
6. Организация праздников, концертов.
7. Постановка спектаклей.
8. Организация информационно-просветительских программ.
9. Проведение различных реабилитационных программ, например, арт-терапия, которая включает в себя группу лечебных и коррекционных методов, применяемых специалистами с соответствующей профессиональной подготовкой, на основе одной из экспрессивных модальностей – визуальных искусств, музыки, искусства театра и танца.
Таким образом, организация культурно-досуговой деятельности с инвалидами является важной, но одновременно и трудной задачей современных систем социальной помощи и социального обслуживания. Люди с ограниченными возможностями здоровья, которые посещают организации клубного типа нуждаются во временной или постоянной посторонней помощи в связи с полной или частичной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои основные, жизненные потребности, так как имеются ограничения способности к самообслуживанию. Восстановление способности инвалидов к социальному функционированию, независимому образу жизни призвана помочь система многопрофильной комплексной реабилитации как самостоятельная область научной и практической деятельности, посредством организации культурно-досуговой деятельности.
Интеграция в социокультурное пространство обеспечивается во многом благодаря клубам для инвалидов, где реализуется процесс творческой, физкультурно-оздоровительной реабилитации и организации календарных праздников, конкурсных мероприятий, отдыха для людей с ограниченными возможностями.
Под клубным учреждением понимается социальная организация, основной деятельностью которой является предоставление населению услуг социально-культурного, просветительского, и развлекательного характера, создание условий для занятий любительским художественным творчеством .
За словами Г.П. Щедровицкого, клуб создается для удовлетворения интересов его участников, членство в котором является добровольным, и каждый человек выступает как индивид, поведение и взаимодействие которого с другими людьми определяется его внутренними качествами.
Одним из направлений деятельности клубов для людей с ограниченными возможностями является творческая реабилитация – процесс, способствующий развитию личностного потенциала молодого человека благодаря различным видам художественной деятельности, направленной на приобщение к творчеству, накопление знаний в его различных направлениях; приобретение практических умений и навыков, развитие художественных способностей, речи, моторики, логоритмики, вкуса.
Примером клубной работы могут служить клубы – «Бисероплетение», «Изонить», «Мягкая игрушка», «Тестопластика», «Вышивание», эффективной может быть деятельность клубных объединений, развивающих техническое творчество, а также вокальные, хореографические, театральные способности инвалидов.
Для успешной реабилитационной работы клубов может быть организована кружковая работа, проведение фестивалей творчества, выставки работ.
Целью деятельности клубных объединений является формирование у инвалидов ориентации на совместную творческую деятельность как средства развития, самореализации и интеграции в общество.
Отдых, досуг и восстановление душевных сил, наряду с производственной деятельностью – важные составляющие в жизни каждого человека. Люди с ограниченными возможностями лишены возможности заниматься продуктивной деятельностью. Именно поэтому досуг играет для них огромное значение. От его формы, вида и качества напрямую зависит успех реабилитации и интеграции инвалида в общество.
Наиболее прогрессивным методом социокультурной реабилитации инвалидов, естественной формой изменения эмоционального состояния, является арт-терапия. Арт-терапия – это метод психотерапии, использующий для лечения художественные приемы и творчество, такие как рисование, лепка, музыка, фотография, кинофильмы, книги, актерское мастерство, создание историй и многое другое.
Арт — терапевтические занятия способствуют более ясному, тонкому выражению своих переживаний, проблем, внутренних противоречий, с одной стороны, а также, творческому самовыражению – с другой. В процессе творчества инвалид гораздо ярче и нагляднее может проявить себя, чем в письме или в речи.
Арт-терапевтические произведения способствуют прорыву содержания комплексов в сознание и переживанию сопутствующих им отрицательных эмоций. Это особенно важно для больных, которые не могут «выговориться», потому что выразить свои фантазии в творчестве легче, чем о них рассказать. В процессе творчества ликвидируется или снижается защита, которая есть при вербальном, привычном контакте, поэтому в результате инвалид правильнее и реальнее оценивает свои ощущения окружающего мира. Методы арт-терапии базируются на убеждении, что внутреннее «Я» человека отражается в зрительных образах всякий раз, когда он спонтанно, не особенно задумываясь о своих произведениях, рисует, пишет картину, лепит скульптуру. Причем используются элементарные художественные средства, а для участия в арт-терапии не требуется предыдущего опыта в творческой деятельности.
Итак, мы приводем примеры форм работы для лиц с ограниченными возможностями, которые могут быть использованы как в клубе, так и поза его пределами, как арт-терапия.
Чтение книг помогает человеку с ограниченными возможностями лучше любого психолога. Ведь с помощью литературы можно не спеша рассмотреть и понять сложную жизнь человека, а на художественных примерах найти то, что способно сделать ее интересной, яркой и радостной. Зачастую прочтение биографии известной личности с непростой судьбой возвращает инвалиду веру в свои возможности. А специально подобранная литература помогает снять напряжение и получить удовольствие от жизни.
Изотерапия – это уникальный инструмент, применяемый в психотерапии, педагогике, медицине, культуре, социальной работе и психологии. Рисование помогает инвалидам справиться со своими личностными и психологическими проблемами, а также способствует гармоничному развитию всех человеческих функций.
Рисуя свою проблему, человек оставляет на бумаге все негативные эмоции. Занятие искусством всегда приносит творческое удовлетворение.
Очень распространена в использовании фототерапия – художественное фотографирование.
Созерцание произведений живописи, скульптуры, архитектуры вызывает не только эстетические и познавательные импульсы, но и исцеляющие: возрастает энергетический тонус, улучшается самочувствие, происходит самовосстановление.
Прослушивание спокойных и гармоничных музыкальных произведений способствует снятию напряжения и устранению негативных эмоций у лиц с ограниченными возможностями. Применяться они могут, в качестве самостоятельного средства реабилитации, или как дополнение к другому виду деятельности, например к лепке, рисованию и т.д.
Не менее значимо для инвалидов пение. Оно помогает обогатить их новыми впечатлениями, развить инициативу, самостоятельность и одновременно с этим корректирует имеющиеся недостатки.
Проводя мероприятия, каждый человек имеет возможность взять участие, то есть показать свои способности или просто продемонстрировать стремление к жизни, почувствовать ощущение нужности в социуме.
4. Игровая деятельность с элементами театрализации
Участие в фольклорном фестивале для инвалидов означает расширение коммуникативного пространства, осознание своего единения с другими членами общества. Используемые здесь игровые элементы социокультурных технологий имеют и адаптивное, и лечебно-оздоровительное, и эмоциональное значение.
Хорошие возможности для социальной реабилитации инвалидов дают методики игротерапии, особенно с элементами театрализации: используются игры, способствующие развитию внимания, памяти, наблюдательности. Игровые программы с песнями, танцами, викторинами способствуют активизации участников, межличностному общению, снижению усталости. В народных играх сконцентрирован положительный опыт поколений, динамические процессы жизни. Они развивают целеустремленность, лидерство, дают мышечную разрядку, способствуют приближению к ритмам природы.
В досуговой работе целесообразно использовать тематически выдержанный игровой комплекс, состоящий из конкурсной деятельности. При этом важно, чтобы были учтены психические и физические особенности участников: игра не должна ставить участников в затруднительное положение и вызывать у них неуверенность в своих силах.
Игротерапия на открытых сценических площадках востребована и детьми, и взрослыми. Игра позволяет сбросить напряжение, избавиться от депрессии, побуждает активизироваться физически и умственно в спонтанном выражении, погружает участников в атмосферу эмоционального комфорта. Театрализованные действа на открытых сценических площадках несут раскрепощение и зрителю, и актеру. Нередко зрители становятся актерами. Вовлекаемые в действо люди с ограниченными возможностями здоровья как бы «отыгрывают» болезненные для себя жизненные или психологические ситуации, ищут и приобретают оптимальные жизненные роли.
Полученные инвалидом положительные эмоции через участие в массовых мероприятиях, дадут эффект, если будут проводиться системно, в рамках целевых программ.
5. Лепка из глины
Глинотерапия – эффективный способ реабилитации, сочетающий комплекс медицинских, валеологических, культуроориентированных комплексов, имеющий в своей основе работу с пластическими материалами. Издавна известно о лечебных свойствах глины, обладающей антисептическими, абсорбирующими свойствами.
Практические занятия по изготовлению глиняной игрушки, сочетаются с рассказом об истории возникновения игрушки, сложившихся народных традициях и технике изготовления. Лепка способствует развитию мелкой моторики, координации и согласованности движений рук. Роспись изделия вырабатывает пластичные движения, формирует чувство ритма, объема, пропорций, цвета, воспитывает художественный вкус.
Творческая работа с природными материалами – это важный фактор формирования трудовых навыков, аккуратности, планирования, способствующий развитию воображения, пространственного мышления.
Во время занятий прикладным творчеством люди с ограниченными возможностями здоровья получают массу впечатлений, заряд положительной энергии, делают шаг навстречу самостоятельной и независимой жизни, интеграции в общество. Порой почувствовать себя нужным можно просто создавая что-нибудь собственными руками.
Паркотерапия – одна из инновационных здоровьесберегающих технологий социально-культурной деятельности. В современных условиях на парки культуры ложится не только культурно-досуговая нагрузка, но и весомая рекреативно-оздоровительная нагрузка.
Основываясь на исследованиях современных ученых, выделяют следующие направления этой технологии:
1) Ландшафтотерапия – исцеление происходит благодаря воздействию природной красоты (природы). Неоценимо положительное влияние на психоэмоциональное состояние человека природной среды в целом, так как именно в обстановке естественной природы осуществляется ее комплексное воздействие через все органы чувств. Зеленые насаждения способствуют оздоровлению организма человека. Человек невольно видит в растении, животном или камне «нечто человеческое», и возникает чувство единения с природой, придающее новые творческие и физические силы.
2) Акватерапия, фонтанотерапия – перенос театрализованных программ на водные просторы добавляет зрелищности. Во всех культурах вода почиталась как источник и символ жизни, как носитель информации. Издревле было известно успокаивающее и релаксирующее воздействие неторопливого течения проточной воды.
3) Садовая терапия – один из старейших видов активной терапии, которая практикует физическое и психологическое исцеление человека через общение с растениями. Садовая терапия основывается на взаимодействие человека с природой, специалисты рассматривают этот процесс не только как положительную физическую нагрузку, но и как возможность постоянного сопереживания, соучастия, эмпатии.
7. Ручная работа (вышивание, вязание на спицах или крючком, бисероплетение, собирание пазлов) – это отличный вариант досуга для лежачих инвалидов, при условии, что они на нее способны. Подобное времяпровождение помогает снять стресс, нервное перенапряжение, раздражительность и вместе с этим развить мелкую моторику.
8. Издание газеты.
Потребность в собственном печатном органе возникла давно. Поэтому ребятам очень интересно выпускать небольшими тиражами информационные листки. Например, можно выпустить издание «Наша газета». Также они могут брать участие в различных областных конкурсах. Давно известно, что многие инвалиды даже были победителями. А это стимул для них, который приносит огромный результат.
9. Мастерская тестопластики «Волшебный мир».
Тестопластика сейчас необычайно популярна как вид прикладного искусства. Для инвалидов это еще и способ развития мелкой моторики, что, в свою очередь, способствует улучшению речи.
Культурно-массовая работа – это деятельность, направленная на проведение досуга инвалидов и организацию их отдыха. Культурно-досуговые мероприятия должны проходить интересно. Все праздники обязательно отмечаются большими концертными программами, главные участники которых – инвалиды. Под руководством педагогов готовятся к культурно-досуговым и развлекательным мероприятиям: конкурсам, концертам, вечерам.
Без реализации права на отдых и досуг, жизнь человека с ограниченными возможностями нельзя назвать полноценной. Именно поэтому в последние годы разрабатываются новые методы в социокультурной реабилитации, которые позволяют этой категории людей адаптироваться в обществе.
Таким образом, использование средств культуры и искусства способствует реабилитации инвалидов, ускорению их социальной интеграции и возрастанию их трудовой активности. Одна из задач социокультурной реабилитации заключается в том, чтобы выявить, какие виды деятельности интересуют инвалидов, и по возможности организовать их реализацию. Специфические формы культурного досуга, определяемые существующими социокультурными условиями, оптимизируют процесс профессиональной адаптации людей с ограниченными возможностями здоровья.
Список использованных источников
1.Верещак, В.В. Особенности организации досуга людей с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс]. –http://folkro.ru/userfiles/application_vnd.openxmlformats-officedocument.wordprocessingml.document/54ef1b477f0a8.docx
2.Григорьева, О.Е. Люди с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс]. – https://www.coe.int/ru/web/portal/people-with-disabilities
3.Концепция о социокультурной политике в отношении инвалидов в РФ [Электронный ресурс]. – http://docs.cntd.ru/document/902110985
4. Нагорнова, А.Ю. Организация досуговой деятельности с инвалидами [Электронный ресурс]. –http://studopedia.su/9_63990_organizatsiya-dosugovoy-deyatelnosti-s-invalidami.html
5.Плохова, И.А. Социальная реадаптация людей-инвалидов посредством арт-терапии [Текст]: учебно-методическое пособие / И.А. Плохова, Н.В. Бибикова. – Ульяновск: Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова, 2014. – 69 с.
Источник