Организация оздоровительно-развивающей работы с ослабленными детьми
Анна Вольхина
Организация оздоровительно-развивающей работы с ослабленными детьми
Цель: познакомить родителей с основными принципами организации оздоровительно-развивающей работы с ослабленными детьми
Пл ан:
1)Основные условия эффективности достижения комплексности оздоровительно-развивающей работы с ослабленными детьми
2)Целостная модель и приоритеты оздоровительно-развивающей работы с ослабленными детьми
а)приоритетность развивающих форм оздоровительно-развивающей работы
б)необходимость развития двигательной активности на основе преобладания циклических упражнений
в)формирование у детей навыков рационального дыхания и правильной осанки
г)использование системы эффективного закаливания
д)организация оздоровительного режима с учетом состояния здоровья ослабленного ребенка
е)применение психо-гигиенческих и психо-профилактических средств
3) Виды специальных мер закаливания
-хождение по мокрым дорожкам;
-умывание лица и рук прохладной водой;
4)Проведение гимнастики после дневного сна
5)Проведение упражнений для профилактики простудных заболеваний и ангины
6)Дыхательная гимнастика по М. Стрельниковой
10)Регулярность проведения прогулок
Содержание работы по укреплению и здоровью детей
1)Выполнение режима дня в соответствии сезону и возрасту
2)Утренняя гимнастика в соответствии комплекса упражнений гимнастики возрасту детей
3)Соответствие внешнего вида детей гигиеническим требованиям сезона
4)Использование физминуток на занятии:
-снижают ли усталость,мышечное напряжение
Работа с родителями по ознакомлению с результатами физического развития детей и пропаганде здорового образа жизни
1)наличие наглядно-стендовой информации в группе
2)эстетичность оформления информации
3)наличие информации о физических показателях, по которым можно следить за правильным развитием ребенка
4)наличие и доступность для ознакомления родителей с информацией по листам здоровья детей Проект «Движение+движен
Дошкольный возраст- один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребёнка, формируется личность человека.
В период от трех до семи лет ребенок интенсивно растет и развивается, движения становятся его потребностью.
Одной из основных задач, стоящих перед педагогами ДОУ и родитеями, является воспитание здорового подрастающего поколения. Для решения этой задачи в дошкольном учреждении имеется физкультурный зал, спортивная площадка, групповые уголки здоровья.
Детский сад работает по единому плану физкультурно-оздоровительной работы, включающему совместную деятельность медицинского персонала, инструктора по ФИЗО, воспитателей, специалистов, родителей. К сожалению, неорганизованные дети (то есть не посещающие дошкольное учреждение) и дети-инвалиды лишены возможности регулярно заниматься физическими упражнениями.
В последнее время мы действительно наблюдаем снижение уровня здоровья, увеличение количества ослабленных детей, подверженных быстрому утомлению, увеличение количеств неорганизованных детей, а также детей-инвалидов и семей, находящихся в социально опасном положении, дети в которых тоже не посещают дошкольные учреждения.
Анализ этих данных способствовал поиску новых форм организации педагогического процесса, оказывающего положительное влияние на физическое и психическое состояние неорганизованных детей микрорайона, детей-инвалидов и детей из семей, находящихся в социально опасном положении.
В результате был разработан проект «Движение+движение=формула здоровья», который поможет организовать дополнительную секционную работу на детских тренажёрах, направленную на удовлетворение естественной потребности в движении неорганизованных детей микрорайона, детей инвалидов и детей из семей, находящихся в социально опасном положении.
Цели и задачи проекта.
Цель: создание тренажерного центра «Движение+движение=формула здоровья».
1) Приобщать детей к здоровому образу жизни через удовлетворение их естественных потребностей в движении, познании в общени
2) Расширить возможности участия детей, в том числе и детей-инвалидов, в совместных спортивно-массовых мероприятиях, проводимых спортивным клубом по месту жительства
3) Укрепить материально-техническую базу для реализации намеченных планов
Организация работы с детьми раннего возраста Сообщение: «Организация работы с детьми раннего возраста»Сегодня отмечается высокий уровень соматических заболеваний у детей, тенденция.
Современные здоровьесберегающие технологии в ДОУ «Принципы организации оздоровительно-развивающей работы с детьми» СОВРЕМЕННЫЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОУ Современные здоровьесберегающие технологии используемые в системе дошкольного образования.
Опыт работы «Организация работы в группе общеразвивающей направленности с детьми ОВЗ» Ребенок получает дошкольное образование по общеобразовательной комплексной программе на основе индивидуального психолого — педагогического.
Организация работы с детьми различных репрезентативных систем С детьми различных репрезентативных систем стоит работать в нескольких режимах: рассказывать, показывать, проигрывать. Очень важно делать.
Организация работы со слабомотивированными детьми Организация эффективной работы со слабомотивированными детьми Что такое слабомотивированный ребенок? Это ребенок, который потерял интерес.
Программа физкультурно-оздоровительная работа с ослабленными детьми «Здоровье» часть 1 Программа физкультурно-оздоровительная работа с ослабленными детьми «Здоровье» часть 1Цель: Сохранение и укрепление здоровья детей, формирование.
Программа физкультурно-оздоровительная работа с ослабленными детьми «Здоровье» часть 2 Программа физкультурно-оздоровительная работа с ослабленными детьми «Здоровье» часть 2На зарядку – становись!Физическое воспитание дошкольников.
Программа коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с нарушениями внимания Программа коррекционно – развивающей работы с детьми дошкольного возраста с нарушениями внимания Пояснительная записка Предмет коррекции:.
Организация психолого-педагогической и коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ в технике песочной и сказочной терапии Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение Школа №1373 Совместная деятельность воспитателей. Интеграция областей: речевое.
Источник
Доклад на тему « Формы работы с детьми с ослабленным здоровьем»
Доклад на тему « Формы работы с детьми с ослабленным здоровьем»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mou_shamordinskaya_osnovnaya_obshcheobrazovatelnaya_shkola.doc | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
— МБОУ Шамординская основная общеобразовательная школа
Доклад на тему « Формы работы с детьми с ослабленным здоровьем»
Подготовила учитель физической культуры высшей категории:
Жизнь в ХХΙ веке ставит перед нами много проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья. Особенно эта проблема стоит в образовательной сфере.
На фоне экономической и социальной напряжённости в стране, на фоне небывалого роста болезней « цивилизации», чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления.
Нужно постоянно помнить о том, что сейчас идеально здоровых детей немного. 60% детей имеют функциональные отклонения и только 10%детей в школу приходят здоровыми.
Не следует также забывать, что самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.
Поэтому мы считаем, что проблема оздоровления детей не кампания одного дня деятельности и одного человека, а целенаправленная систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения.
Существуют различные формы оздоровления детей. Это обеспечение здорового ритма жизни ( организация микроклимата, учёт лунного календаря, учёт биоритмов, учёт астрологического прогноза );
2.Физические упражнения : утренняя гимнастика, подвижные и динамические игры, профилактическая гимнастика( дыхательная, звуковая, улучшение осанки, плоскостопие, зрение), спортивные игры, занятия в спортивных секциях, пешие прогулки.
3.Свето- воздушные ванны : проветривание помещений, занятия на свежем воздухе, обеспечение температурного режима и чистоты воздуха.
4.Активный отдых :развлечения, праздники, дни здоровья .
5.Арома- и фитотерапия: ароматизация помещений, фитопитание, аромаподушки.
6. Диетотерапия: рациональное питание, индивидуальное меню (аллергия, хронические заболевания)
7. Свето –и цветотерапия: обеспечениесветового режима, цветовое и световое сопровождение среды учебного процесса.
8. Музтерапия : музсопровождение режимных моментов, музоформление фона занятий, хоровое пение.
9.Аутотренинг и психогимнастика: игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, игры-тренинги на подавление отрицательных эмоций, коррекция поведения.
10. Спецзакаливание: босоножье, игровой массаж, дыхательная гимнастика.
11. Физиотерапия: люстра Чижевского, тубус- кварц.
12 Пропаганда ЗОЖ : эколого-валеологический театр, переодическая печать, курс лекций, бесед, спецзанятия по ОБЖ.
Мы считаем, что главное место в оздоровлении детей в школе принадлежит физическому воспитанию. Физическое восиптание в нашей школе неразрывно связано с общими задачами воспитания. Физкультура и спорт служат всестороннему развитию учащихся.
Мы называем физкультурой всё, что способствует укреплению здоровья. Это и режим дня, и гигиенические привычки, и занятия утренней гимнастикой, и игры на свежем воздухе, и Урок физкультуры, и занятия спортом.
Правильная постановка физической культуры в семье, в школе способствует подготовке физически здоровых, гармонически развитых, дисциплинированных, трудолюбивых и жизнерадостных людей.
Занятия физической культурой положительно воздействуют на все системы и органы человека.
Ежедневные выполнения физических упражнений предотвращает многие заболевания у детей. Разнообразные физические упражнения необходимы для нормального роста, развития и жизнедеятельности организма. Они оказывают огромное влияние на дыхательную систему, увеличивается объём грудной клетки, увеличивается ЖЁЛ, улучшается работа сердца. Уделяю огромное внимание на дыхание при выполнении физических упражнений. Ритм дыхания должен соответствовать ритму движений. Вдох необходимо производить во время расширяющих движений грудную клетку, а выдох выполнять при сжимании грудной клетки.
Физические упражнения оказывают большое влияние на развитие костно-мышечной системы человека. Регулярные занятия увеличивают объём и силу мышц, делают тело человека красивее, стройнее, формируют правильную осанку. Неправильная осанка нарушает работу различных органов и систем, приводит к различным заболеваниям. Именно по этому очень важно следить за правильной осанкой при различных положениях и движениях тела. (комплексы для правильной осанки ).
Использую различные упражнения для укрепления стопы, чтобы не было плоскостопия.
Кроме раздела гимнастика все учебные занятия проходят на свежем воздухе. Большое внимание отвожу различным играм как индивидуальным так и коллективным. Действительно, нигде не раскрывается ребёнок так, как в играх. Здесь кроме личных интересов, ребёнок сам не подозревая развивает свои физические и моральные качества. Игры использую на уроках, подвижных переменах , во всех внеклассных мероприятиях.
Особенно полезны лыжные прогулки, походы. Походы « в природу» полезная штука во всех отношениях: чистый воздух, физическая нагрузка, здоровая еда, познание окружаюего. Реализуя задачу укрепление здоровья учащихся используем все средства и методы физического воспитания урочные так и все формы внеклассной работы.
Используем в оздоровлении детей другие формы оздоровления :диетотерапия -дети получают рациональное питание , соки, фиточай.
Спецзакаливание в начальных классах –это – «босоножье», дыхательная гимнастика.
Музтерапия -прослушивание спецмузыки , как общеукрепляющей, так относительно заболеваний
Психогимнастика является разновидностью психотерапии и аутотренинга. Это метод самовоздействия на организм.
Метод релаксации использут учителя начальных классов так как у маленьких деток слабые мышцы и удержание
Положения тела приводит к напряжению мышц. Поэтому необходимо их расслабление ( метод положения лёжа и расслабления )
И расслаблено всё тело,
И расслаблено всё тело.
Будто мы лежим на травке…
На зелёной мягкой травке…
Греет солнышко сейчас…
Руки тёплые у нас…
Губы чуть приоткрываются.
Всё чудесно расслабляется…
Нам понятно, что такое
Этот приём можно применять раздельно либо в комплексе, в зависимости от индивидуальных особенностей.
В старших классах использую метод пропаганда ЗОЖ и на элективных курсах в 9классе в программе « Молодость и Здоровье» изучаем упражнения на расслабление. Это упражнения метод удобного положения, -поза фараона, упражнение дыхание «по кругу», сочетание образного представления с движением. Упражнения на расслабление помогают нам отдохнуть, успокоиться, сосредоточиться, чтобы с новыми силами и светлой головой снова приступить к занятиям.
В настоящее время подавляющее большинство людей страдает от стрессов и депрессий, поэтому на элективном курсе изучаем как обуздать гнев и справиться с озлобленностью, как преодолеть чувство вины, как справиться с депрессиями, как справиться со стрессом.
Это необходимо, чтобы активизировать свою энергию и повысить интерес к жизни.
Источник
Работа с ослабленными и часто болеющими детьми
статья
Оздоровительно — воспитательная работа с ослабленными и часто болеющими детьми дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ozdorovitelno.docx | 27.65 КБ |
Предварительный просмотр:
ОЗДОРОВИТЕЛЬНО — ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ОСЛАБЛЕННЫМИ И ЧАСТО БОЛЕЮЩИМИ ДЕТЬМИ
1. Проблема здоровья, отклонений в состоянии здоровья.
2. Средства оздоровления детей: дыхательная гимнастика.
3. Методика обучения детей дыхательным упражнениям.
Заключение.
Введение
Проблема здоровья детей в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях актуальна, своевременна и достаточно сложна, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества.
Отечественной системой дошкольного образования накоплен ценный опыт оздоровительной работы, однако ухудшение здоровья дошкольников и современные социальные условия диктуют новые подходы к формированию здорового образа жизни детей. В настоящее время перед дошкольными учреждениями стоит много проблем: преобладание аспекта на интеллектуальное развитие детей, жесткая регламентация режима дня и отсутствие такового в семье; перегруженность групп; отсутствие должной материально-технической базы и другие.
Вследствие увеличивается количество ослабленных и часто болеющих детей. Поэтому в дошкольном учреждении должна проводиться оздоровительно-воспитательная работа, одним из средств которой является дыхательная гимнастика.
Цель работы — рассмотрение особенностей оздоровительно-воспитательной работы с ослабленными и часто болеющими детьми (на примере дыхательной гимнастики).
Задачи работы:
1. Определить сущность понятия «здоровье» и отклонений в состоянии здоровья;
2. Изучить методику обучения детей дыхательной гимнастике и дыхательным упражнениям как средству оздоровления;
3. Разработать занятие по физическому воспитанию с элементами дыхательной гимнастики для детей младшего дошкольного возраста.
1. Проблема здоровья, отклонений в состоянии здоровья.
История отечественного и зарубежного образования свидетельствует, что проблема здоровья подрастающего поколения возникла с момента появления человеческого общества и на последующих этапах его развития рассматривалась по-разному.
В Древней Греции выделялись особые системы воспитания: спартанская и афинская. В условиях сурового военного строя жизни земельной аристократии воспитание в Спарте носило ярко выраженный военно-физический характер. Идеалом был выносливый и мужественный воин. Воспитание в Афинах предполагало интеллектуальное развитие и развитие культуры тела. В трудах Сократа и Аристотеля содержатся воззрения на необходимость формирования физической культуры тела.
По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезни или физических дефектов.
В настоящее время принято выделить несколько компонентов (видов) здоровья:
1. Соматическое здоровье — текущее состояние органов и систем организма человека, — основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития, опосредованная базовыми потребностями, доминирующими на различных этапах онтогенетического развития. Эти потребности, во-первых, являются пусковым механизмом развития человека, а во-вторых, обеспечивают индивидуализацию этого процесса.
2. Физическое здоровье — уровень роста и развития органов и систем организма, — основу которого составляют морфофизиологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.
3. Психическое здоровье — состояние психической сферы, — основу которого составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию. Такое состояние обусловлено как биологическими, так и социальными потребностями, в также возможностями их удовлетворения.
4. Нравственное здоровье — комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы жизнедеятельности, — основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, так как оно связано с общечеловеческими истинами добра, любви и красоты [2, 58].
С понятием «здоровье» тесно связано понятие здорового образа жизни, под которым следует понимать такое поведение человека, которое направлено на сохранение и укрепление здоровья и базируется на гигиенических нормах, требованиях и правилах. Образ жизни — это своего рода система взглядов, которая складывается у человека в процессе жизни под влиянием различных факторов на проблему здоровья.
В нашей стране за последние годы предприняты разные попытки дифференциации уровней состояния здоровья детей (В.Ю. Альбицкий с соавт., И.И. Пуртов, Ю.Е. Вельтищев и др.). Наиболее признанной является градация уровней здоровья, предложенная С.М. Громбахом. Он выделил пять групп здоровья и четыре его основных критерия. Это уровень физического развития и степень его гармоничности, степень резистентности, уровень функционального состояния, наличие или отсутствие хронических заболеваний и врожденных пороков развития.
В отечественной медицине часто болеющими считаются: дети до 1 года, если случаи острых респираторных заболеваний (ОРЗ) — 4 и более в год; дети от 1 до 3 лет — 6 и более ОРЗ в год; дети от 3 до 5 лет — 5 и более ОРЗ в год; дети старше 5 лет — 4 и более ОРЗ в год. Нередко ребенок болеет не только часто, но и длительно (более 10-14 дней одно ОРЗ). Длительно болеющие дети также могут быть отнесены к категории часто болеющих.
У часто болеющих детей может быть какой-то один, но длительно существующий симптом, например, постоянный кашель или подкашливание, постоянные выделения из носа, при этом температура может быть нормальной. Если же у ребенка постоянно повышена температура, но при этом нет симптомов ОРЗ, это часто является признаком хронических инфекций, и требует детального медицинского обследования.
Таким образом, понятие здоровья отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды и представляет итог процесса взаимодействия человека и среды обитания; само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов.
2. Средства оздоровления детей: дыхательная гимнастика
Упражнения на развитие дыхания играют важную роль в системе оздоровления дошкольников. Особенно это эффективно в работе с часто болеющими детьми, с детьми, имеющими различные речевые нарушения, а также нарушения дыхания.
Периферические органы слуха, дыхания, голоса, артикуляции неразрывно связаны и взаимодействуют между собой под контролем центральной нервной системы. Нарушением функции речевого дыхания считается: подъем грудной клетки вверх и втягивание живота на вдохе; слишком большой вдох; учащенность дыхания; укороченность выдоха; неумение делать незаметный добор воздуха; неправильная осанка.
Суть методик по восстановлению и развитию этой функции — в осознанном управлении всеми фазами акта дыхания через тренировку дыхательных мышц и регулировку работы дыхательного центра.
Основными задачами дыхательных упражнений на оздоровительных занятиях являются:
— укрепление физиологического дыхания детей (без речи);
— формирование правильного речевого дыхания (короткий вдох — длинный выдох);
— тренировка силы вдоха и выдоха;
— развитие продолжительного выдоха.
Работа над дыханием может проводиться как отдельный этап занятия, также может быть и самостоятельным видом деятельности.
Особенностью работы над дыханием является постепенное и индивидуальное увеличение нагрузки под контролем педагога. Часть упражнений выполняется под счет, часть — под музыку. При разучивании упражнения педагог вначале показывает его полностью, сопровождая показ пояснением, затем предлагает повторить упражнение вместе с ним, контролируя движение каждого ребенка и направляя движения рук, головы, туловища.
В ДОУ занятия по физическому воспитанию могут включать упражнения дыхательной гимнастики Б. Толкачева, К. Бутейко, М.А. Лазарева и А. Стрельниковой.
Б.С. Толкачевым предложен метод борьбы с острыми респираторными заболеваниями. Метод оздоровления помимо дыхательной гимнастики включает бег на свежем воздухе, закаливающие процедуры и прочие гигиенические мероприятия.
Метод, предложенный Б. С. Толкачевым, включает в себя два основных момента: «гимнастика выжиманием» и самомассаж грудной клетки. «Гимнастика выжиманием» — физические приемы, суть которых заключается в сжатии с большой силой грудной клетки в области нижних (свободных) ребер и диафрагмы. Методика обеспечивает очищение бронхов и бронхиол (т. е. бронхов более мелкого порядка) от накопившегося в них секрета. В связи с этим описанные ниже приемы и называют выжиманием.
Например, дыхательное упражнение «Волки» (по Б. Толкачеву): дети, стоя, чуть прогнувшись в пояснице, слегка прижав полусогнутые руки к груди, на выдохе предельно долго тянут звук «у — у — у — у. ».
Принцип гимнастики А.Н. Стрельниковой — короткий и резкий вдох носом в сочетании с движениями, сжимающими грудную клетку. Это вызывает общую физиологическую реакцию всего организма, обеспечивающую широкий спектр позитивного воздействия. При выполнении упражнений необходимо соблюдать определенные правила:
— вдох — громкий, короткий, активный (шумно на всю комнату шмыгать носом, как бы нюхая);
— выдох — абсолютно пассивный, уходит через нос или через рот; о выдохе думать запрещено, он должен сам уходить после каждого вдоха;
— каждое упражнение должно разучиваться детьми до автоматизма (около месяца).
В дыхательной гимнастике А.Н. Стрельниковой короткие шумные вдохи носом делаются одновременно с движениями: хватаем — нюхаем, кланяемся — нюхаем, поворачиваемся — нюхаем. В комплекс дыхательной гимнастики по А.Н. Стрельниковой включаются следующие упражнения: «Ладошки», «Насос», «Большой маятник», «Перекаты» и другие.
Например, упражнение «Насос» («Накачиваем шины»):
По шоссе летят машины —
Все торопятся, гудят.
Мы накачиваем шины,
Дышим много раз подряд.
Дети стоят, слегка ссутулившись, голова без напряжения слегка опущена вниз (смотреть себе под ноги), руки находятся перед собой кистями к коленям, слегка согнуты в локтях и абсолютно расслаблены.
На счет «раз» слегка кланяемся вниз — руки, выпрямляясь, легким движением тянутся к полу, голова опущена — вдох (в конечной точке поклона). Опускается вниз верхняя часть туловища, то есть наклон осуществляется за счет скругленной спины, ноги прямые.
«Два» — выпрямились, но не полностью, то есть спина неровная и прямая, слегка наклонена, как ссутулилась, — выдох ушел пассивно.
На занятиях можно использовать следующие дыхательные упражнения:
«Воздушный шар»
И.п.: лежа на спине, туловище расслаблено, глаза закрыты, ладони на животе.
Сделать медленный плавный вдох без каких-либо усилий; живот медленно поднимается вверх и раздувается, как круглый шар. Сделать медленный плавный выдох; живот медленно втягивается.
«Дует ветер-ветерок»
И.п.: лежа, сидя, стоя, туловище расслаблено.
Сделать полный вдох, выпячивая живот и грудную клетку; задержать дыхание на 3-4 сек.; сквозь зажатые губы с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми выдохами.
«Задуй свечу»
И.п.: основная стойка, руки перед грудью, ладони сведены вместе, тыльной стороной вниз.
Ребенок дует на ладоши, представляя, что держит именинный торт, на котором стоят свечи. Глубокий вдох носом и, надув щеки, выполнить продолжительный выдох, вытянув губы трубочкой.
«Тихо — громко»
И.п.: основная стойка.
Вдох всегда делать носом. Выдох — поочередно, то тихий продолжительный, то с силой, со звуком.
«Мы считаем»
И.п.: основная стойка.
Выполнять упражнение согласно строкам стихотворения.
Один, два, три, четыре, пять!
Все умеем мы считать.
Отдыхать умеем тоже —
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше
И легко-легко подышим.
«Здравствуй, солнышко!»
И.п. — ноги на ширине плеч, руки за спиной опущены вниз.
Медленно поднять руки вверх — вдох; опуская руки вниз, отводя их за спину, — медленный плавный выдох.
«Хлопушка»
И.п. — ноги на ширине плеч, руки разведены в стороны.
Глубоко вдохнуть, наклониться вперед, хлопнуть ладонями по коленям — выдох, вернуться в и.п, — вдох.
«Вертолет»
И.п. — ноги на ширине плеч, руки в стороны. Глубоко вдохнуть, не меняя положения рук, повернуться вправо — выдохнуть; и.п. — вдохнуть. То же — влево.
«Грибок»
И.п. — глубокий присед, руками обхватив колени (грибок маленький).
Медленно выпрямиться, разводя руки в стороны, немного отводя голову назад, — вдох (грибок вырос).
Таким образом, на занятиях оздоровительной направленности можно использовать различные дыхательные упражнения. Целесообразно их проводить в стихотворной игровой форме. Эффективность этих упражнений заключается в том, что осуществляется полноценный дренаж бронхов, очищается слизистая дыхательных путей, укрепляется дыхательная мускулатура в целом. Кроме кислородного питания с помощью дыхания происходит и энергетическая подпитка организма. Вместе с тем правильное дыхание регулирует состояние нервной системы человека, а тем более ребенка младшего дошкольного возраста.
Педагог, объясняя выполнение определенного дыхательного упражнения, показывает его, а в дальнейшем корректирует выполнение его детьми. Вместе с тем название самого упражнения («Накачиваем шины», «Задуй свечу»), эмоционально представленное педагогом, способствует тому, что дети в своем воображении рисуют то, что им предстоит выразить дыханием, руками, плечами и т.п. И поэтому достигается благоприятный оздоровительный эффект от проведения данных упражнений на физкультурных занятиях.
3. Методика обучения детей дыхательным упражнениям (конспект)
Учебно-тренировочное занятие, включающее дыхательные упражнения для детей младшего дошкольного возраста.
Программные задачи:
1. Учить детей выполнять повороты переступанием на месте.
2. Закреплять умения лазать по гимнастической стенке (высота — до 1,5 м); прокатывать мяч с горки с попаданием в предметы.
3. Совершенствовать умения подпрыгивать на месте; прыгать из обруча в обруч; ходить и бегать по ограниченной площади.
Оборудование:
− шнур длиной 10 м — 2 шт.;
− мячи — по количеству детей;
− дуга, кегля, доска с кубом (горка) для катания мяча — по 3 шт.;
− обручи — 15 шт.;
− стенка гимнастическая;
− игрушки: собачка, заяц, лиса, медведь, клоун.
Ход занятия
Содержание движений Методические рекомендации Дозировка
Вводная часть
Перестроение в колонну.
Ходьба в колонне по одному:
— обычная, руки произвольно;
— на носках руки у плеч;
— на пятках, движение выпрямленными вперед руками вверх, вниз;
— с высоким подниманием колен, руки за спиной;
— мелким шагом, руки на поясе Шнуры положены параллельно на расстоянии 20-25 см. Общая дозировка части — до 1,5 мин.
Бег между шнурами мелким и широким шагом Шнуры быстро убрать
Бег за инструктором в колонне друг за другом, пробегая быстро 10-20 м В чередовании с ходьбой 2 раза
Дыхательные упражнения. В ходьбе.
Дети самостоятельно берут мячи и строятся в круг для ОРУ 2 раза
Основная часть
ОРУ (с мячами)
1. И.п. — сидя на полу, ноги вместе, руки с мячом на ногах. Поднять руки над головой, выпрямить их вверх, принять и.п. 4-6 раз
2. И.п. — сидя на полу, мяч в руках. Поворот вправо, дотронуться мячом пола с правой стороны. То же в левую сторону. 4-5 раз в каждую сторону
3. И.п. — стоя на коленях, руки с мячом за головой. Сесть на пятки, выпрямить руки с мячом вперед, вернуться в и.п. 4-6 раз
4. И.п. — лежа на спине, руки с мячом перед грудью. Поочередное сгибание ног, доставая коленками мяч В чередовании с отдыхом 4-8 движений 2-4 раза
5. И.п. — сидя на полу на пятках.
Прокатить мяч вокруг себя в правую, а затем в левую сторону одной рукой, стараться не терять мяч 2 раза в каждую сторону
Упражнение на расслабление мышц ног — «потрясем ножками». Упражнение выполня¬ется стоя 2-3 раза
ОВД
1. Катание мяча с горки с попаданием в предмет Поточно по трое 3-4 раза
2. Прыжки из обруча в обруч с последующим лазанием по гим¬настической стенке Поточно по трое. Дети выполняют прыжки на двух ногах через 5 обручей, затем взбираются на высоту до 1,5 м, которая обозначена ориентиром (ленточ¬кой, погремушкой).
Воспитатель оказы¬вает помощь в стра¬ховке детей во время лазания 3-4 раза
Подвижная игра «Вороны и собачка» С подпрыгиваниями на месте.
Роль вороны может выполнять ребенок 2-3 раза
Дыхательная гимнастика «Домик» 2 раза
Заключительная часть
Пальчиковая гимнастика «Лошадка» Дети строятся в колонну, идут по залу за инструктором и останавливаются по его сигналу 2 раза
Повороты с переступанием на месте 2 раза в каждую сторону
Заключение
Важное место в физическом воспитании детей дошкольного возраста занимают дыхательные упражнения, так как в настоящее время в связи со значительным количеством респираторных заболеваний, аллергией дыхательных путей, поэтому эта работа приобретает особую значимость и как профилактическая мера, и как средство полноценного развития детей, перенесших легочные заболевания.
Нами рассмотрены методики, позволяющие приучать детей правильному носовому дыханию, предложенными следующими авторами: А.Н. Стрельниковой, М.Л. Лазарева и др.
Дыхательные упражнения можно проводить: во время занятий (для снятия напряжения и усталости), физкультминутках, гимнастике пробуждения, индивидуальные занятия с дидактическим материалом. Для воспитателей и родителей можно оформить тематические папки-передвижки, включающие материал об актуальности обучения детей носовому дыханию, комплексов дыхательной гимнастики и др. для дальнейшего использования в работе с детьми дошкольного возраста.
Использование дыхательной гимнастики, как средство оздоровления в работе с детьми дошкольного возраста по физическому воспитанию создает возможность уменьшения заболеваний дыхательной системы. Только при совместном овладении педагогами и родителями элементов дыхательной гимнастики дает положительный результат в оздоровлении ребенка не только на физическое развитие, но и на резистентность (иммунитет) организма в целом. Важным условием применения дыхательной гимнастики является варьирование комплексов по дыхательной гимнастике; правильное сочетание в разных частях физкультурного занятия и в режимных моментах; совместное сотрудничество с педагогами и родителями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Главной задачей профилактического направления в медицине является борьба за снижение заболеваемости.
«ПРАВИЛЬНОЕ ДЫХАНИЕ С ДЕТСТВА»В последнее время заметна тенденция к ухудшению состояния здоровья детей. Уровень заболеваемости детей в дошкольном возрасте очень высок. Первое место в структуре з.
Данная статья посвящена аспктам физического воспитания ослабленных и часто болеющих детей.
Таблица поможет педагогу правильно и рационально распределить материал для физзанятий с дошкольниками ослабленными и часто болеющими.
Оздоровительно — воспитательная работа с ослабленными и часто болеющими детьми дошкольного возраста.
laquo;Правильное дыхание с детства».
Часто болеющими называют детей, которые переносят ОРВИ более 6 раз в год в возрасте 1–3 года, более 5 раз в возрасте 4–5 лет, более 4 раз в 6–7 лет.Как выявлять и.
Источник