Организация работы по сохранению и укреплению здоровья школьников
материал по физкультуре на тему
Предметом острой общественной тревоги стало отмечающееся
в последнее время резкое ухудшение физического здоровья детей.
Здоровье детей школьного возраста, как и других групп населения, зависит от таких факторов, как состояние окружающей среды, здоровье родителей и наследственность, условия жизни и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении. Значимыми факторами, формирующими здоровье детей, является система воспитания и обучения, включая физическое воспитание.
Не остается в стороне и наша школа, поэтому всему педагогическому коллективу необходимо уделять особое внимание вопросам укрепления здоровья и физического развития учащихся.
Для этого мной в 2010г. была разработана программа «Здоровье» для нашего образовательного учреждения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_raboty_po_sokhraneniyu_i_ukrepleniyu_zdorovya_shkolnikov.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация работы по сохранению и укреплению здоровья школьников
Предметом острой общественной тревоги стало отмечающееся
в последнее время резкое ухудшение физического здоровья детей.
Здоровье детей школьного возраста, как и других групп населения, зависит от таких факторов, как состояние окружающей среды, здоровье родителей и наследственность, условия жизни и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении . Значимыми факторами, формирующими здоровье детей, является система воспитания и обучения, включая физическое воспитание.
Не остается в стороне и наша школа, поэтому всему педагогическому коллективу необходимо уделять особое внимание вопросам укрепления здоровья и физического развития учащихся.
Для этого мной в 2010г. была разработана программа «Здоровье» для нашего образовательного учреждения
Основные положения Программы «Здоровье»:
1. Программа призвана реализовать основные положения Декларации Прав Ребенка, направленные на защиту здоровья и получение полноценного образования.
2. Программа является подтверждением особого статуса детства как периода, не зависящего от социальных, политических, национальных, конфессиональных и других отличий.
3. Программа находится в числе приоритетных направлений деятельности органов власти, служит основой сотрудничества образования и здравоохранения, общественности, школы и родителей.
Цель программы «Здоровье».
Формирование у школьников знаний о здоровом образе жизни и привитиенавыков ответственного отношения к нему, профилактика вредных привычек.
Основные задачи и содержание работы в школе по реализации программы «Здоровье»
1. Продемонстрировать многогранную природу здоровья.
2. Содействовать сохранению здоровья каждого школьника.
3. Сформировать основания для критического мышления по отношению к знаниям, навыкам и практическим действиям, направленным на сохранение здоровья.
4. Обеспечить учащихся необходимой информацией для формирования собственных стратегий и технологий, позволяющих сохранять и укреплять здоровье.
5. Создать методические и технологические основания для моделирования различных видов деятельности, направленных на укрепление здоровья в школе, а также на изменение всего уклада школы с пользой для здоровья каждого школьника и работника школы.
6. Расширить и разнообразить взаимодействия школы, родителей и общества в контексте укрепления здоровья.
В программу периодически вносятся дополнения и изменения, поэтому ( всем работникам МКОУ просмотреть программу)
Основными средствами обучения, которыми я пользуюсь на уроке физической культуры, являются физические упражнения. Они формируют двигательные умения и навыки, способствуют развитию двигательного аппарата, улучшают кровообращение и обмен веществ, благотворно влияют на дыхание. Важное значение имеет подбор упражнений и методика их проведения.
По результатам ежегодных медицинских осмотров детей выявлены следующие заболевания: плоскостопие, нарушение осанки, миопия, кариес. В связи с этим, на занятиях применяю комплексы ОРУ на месте и в движении; упражнения по профилактике плоскостопия, для формирования правильной осанки, дыхательные упражнения, оздоровительный бег и др.
Развитие физических качеств: силы, выносливости, быстроты, координации напрямую связаны с показателями здоровья. Почему я останавливаюсь на проблеме здоровья? Физическая культура — единственный предмет в системе школьного обучения, способный эффективно решать проблему оздоровления. Уровень познавательного интереса моих учащихся можно определить как достаточный. Вместе с тем, следует отметить, что его приходится постоянно поддерживать, в том числе такими средствами, как:
1) трансляция актуальных сведений о здоровье, способах его сохранения и улучшения , основах ЗОЖ; (раскрыть понятие)
2) привлечение учащихся к поиску полезной информации об известных спортсменах, тренерах, оздоровляющих и развивающих возможностях того или иного вида спорта (это написание докладов);
3) вовлечение в активную двигательную деятельность, систематические занятия спортом;
4) привлечение к организации спортивных состязаний внутри школы и участию в них;
Особое внимание уделяю слабо подготовленным ученикам, облегчаю условия выполнения упражнения, стремлюсь вселить надежду и уверенность в них. К ученикам с хорошей физической подготовкой предъявляю повышенные требования при выполнении заданий и частично усложняю упражнения. К тем ученикам, которые не проявляют интереса к физической культуре, также подхожу индивидуально. Стараюсь выявить причины в беседе с ними, родителями, их товарищами и дать отдельные поручения по учебной или внеклассной работе.
Хочу обратить внимание всех учителей на то, как сидят за партами наши ученики во время урока. (правила поведения и т.д.)
Источник
Организация деятельности школы по созданию условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся.
статья по зож по теме
Совершенно справедливо в народе говорят, что девять десятых счастья человека зависит от его здоровья.
В настоящее время необходимость изменения приоритетов в образовательном процессе, не только выдвигает на первый план традиционную задачу повышения качества образования, но и требует в первую очередь педагогических усилий для решения проблем адаптации и сохранения здоровья учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizaciya_deyatelnosti_shkoly_po_sozdaniyu_usloviy_dlya_sohraneniya_i_ukrepleniya_zdorovya_uchashchihsya.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация деятельности школы по созданию условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся.
Российский учитель XXI века только в том случае выполнит свою ответственную миссию, если его педагогическими приоритетами станут духовность, здоровье и творчество.
Совершенно справедливо в народе говорят, что девять десятых счастья человека зависит от его здоровья.
В настоящее время необходимость изменения приоритетов в образовательном процессе, не только выдвигает на первый план традиционную задачу повышения качества образования, но и требует в первую очередь педагогических усилий для решения проблем адаптации и сохранения здоровья учащихся.
Качество здоровья подрастающего поколения — важный показатель качества жизни общества и государства.
Так, например, за последние 5 лет первичная заболеваемость детей увеличилась в среднем по стране на 12%, подростков — на 35%. В России сейчас лишь менее 10% выпускников школ могут считаться здоровыми.
Ежегодный медицинский осмотр учащихся нашей школы показывает, что в среднем 74 % имеют 2-ю группу здоровья, 25,2 % — 3-ю, 4-ю группы здоровья. Основные отклонения в здоровье — это:
- нарушение опорно-двигательного аппарата,
- нарушение органов зрения,
- заболевания желудочно-кишечного тракта,
- вегетососудистая дистония.
Причиной резкого снижения уровня здоровья детей дошкольного и младшего школьного возраста являются:
— падение уровня жизни, социальные потрясения, неблагоприятная экологическая обстановка в России;
— ухудшение состояние здоровья матерей;
— дефицит двигательной активности;
— недостаточная квалификация педагогов в вопросах охраны здоровья и физической активности, а порой просто нежелание уделять этим вопросам внимание;
— массовая безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
— частичное разрушение служб врачебного контроля;
Одним из перспективных направлений развития образования является разработка методик обучения, способствующих не только решению образовательных задач, воспитанию личностных качеств и гармоничному физическому развитию, но и развитию индивидуальности учащихся.
Средства физического воспитания являются важным звеном в системе образования.
Важность оптимизации физического воспитания в начальной школе трудно переоценить, поскольку в данном возрасте закладывается фундамент всего дальнейшего образования.
В настоящее время существует большое количество методик физического воспитания детей, основанных на различных методологических подходах особенно в начальной школе. Однако они требуют изменения организации не только уроков физической культуры, но и всего учебно-воспитательного процесса в школе.
Учитывая недостаточную материально-техническую обеспеченность большинства школ города, недостаток квалифицированных кадров и характер финансирования школьного образования, оптимизация физического воспитания младших школьников на данный момент возможна в основном в рамках действующих организационно-методических условий обучения.
Таким образом, существует противоречие между современными условиями и требованиями к организации и содержанию физического воспитания учащихся младших классов. Здоровье подрастающего человека — это проблема не только социальная, но и нравственная. Ребенок сам должен уметь быть не только здоровым, но и воспитывать в будущем здоровых детей.
Приобщение школьников к проблеме сохранения своего здоровья это, прежде всего процесс социализации — воспитания. Это сознание высокого уровня душевного комфорта, который закладывается с детства на всю жизнь. Для формирования душевного комфорта необходимы знания о законах развития своего организма, его взаимодействии с социальными факторами.
Школа же сегодня должна и может стать важнейшим звеном социализации подрастающего поколения. Через школу проходит все население, и на данном этапе социализации личности формируется как индивидуальное здоровье, так и здоровье всего общества.
Необходимо совместными усилиями родителей, педагогов, специалистов имеющих подготовку по основам валеологии формировать у детей понятие здорового образа жизни, воспитывать соответствующие навыки и привычки, что будет способствовать эффективности мер социальной защиты здоровья детей.
Для решения задачи сохранения здоровья учащихся в нашей школе №2 реализуется программа «Школа, содействующая сохранению здоровья».
Всё это заставило нас внести конкретные изменения в УВП, охватывающие урочную и внеурочную деятельность, и определить для себя основным направлением формирование, сохранение и укрепление здоровья учащихся, обеспечение правильного физического и психического развития, повышение качества образования в целом.
Для установления причин, влияющих на отклонения в здоровье учащихся, нами был разработаны и проведены мониторинги, позволяющие изучить уровень мотивации к учению, адаптации к школе. Данные мониторингов позволили сделать вывод о том, что главными причинами, ухудшающими психофизическое состояние школьников, являются:
- большая недельная нагрузка,
- неудовлетворительная организация просветительской деятельности профилактической направленности,
- двигательный дефицит.
В соответствии с полученными результатами деятельность школы направлена:
- на формирование у обучающихся и их родителей здорового образа жизни;
- создание здоровой и безопасной среды (микроклимат, освещенность, соответствующая мебель, технические средства, современное оборудование нашей школьной столовой позволяет организация здоровое питания);
- совершенствование материально-технической базы для физического развития и воспитания;
- совершенствование психической поддержки школьников, профилактику девиантных форм поведения;
- внедрение здоровьесберегающих компонентов в образовательный процесс через современные педагогические технологии.
В школе организована работа по следующим направлениям:
- профилактика утомляемости школьников, охрана зрения, опорно-двигательного аппарата;
- работа с обучающимися и их родителями по формированию здорового образа жизни;
- проведение дней и уроков здоровья;
- спортивные мероприятия;
- ПРОГРАММА « Спасибо, нет», отказ от негативных привычек;
- лечебно-профилактические мероприятия по укреплению здоровья школьников;
- проведение общей утренней гимнастики;
- летнее оздоровление в школьном лагере.
Для достижения поставленной цели — создание условий, содействующих сохранению и укреплению физического, психического и социального здоровья школьников — важное значение имеет повышение уровня профессионализма педагогов в области оздоровительных технологий, на протяжении несколько лет в школе проводятся семинары для учителей, педсоветы:
- семинар по теме «Организация работы с детьми группы риска: формы работы, содержание, диагностика, ведение документации»,
- педсоветы
- теоретический семинар «Актуальные проблемы развития здоровья и профилактики значимых заболеваний среди детей».
С целью создания педагогических и социально-психологических условий, позволяющих учащимся успешно учиться, функционировать и развиваться в новой системе школьных отношений, действует программа «Преемственность».
Разработана и внедрена в учебный процесс программа «Одарённые дети», основной целью которой является создание условий для развития познавательных интересов наиболее одарённых детей, расширения их кругозора.
Данная работа дает положительные результаты.
Учащиеся в полной мере реализуют свой интеллектуальный и творческий потенциал, эрудицию и навыки коммуникативной культуры, толерантность в поведении: активное участие принимают в городских, областных олимпиадах.
Создание разнообразной школьной среды не исчерпывается только уроком. Педагогический коллектив успешно решает данную проблему через введение спецкурсов, направленных на формирование потребности в здоровом образе жизни. Это курс «Человек в глобальной экосистеме» (9-й классы), «Экология современного человека» (10 — 11-й классы), «Уроки здоровья» (в 1- 11х классах).
Одним из условий сохранения здоровья является ЗОЖ и занятием спортом.
Что есть в школе №2 ?
- Новый современный спортзал с раздевалками и душевыми.
- Тренажёрный зал.
- Спортивный стадион с футбольным полем и беговыми дорожками.
- 3 спортивные игровые площадки .
- Зал для игры в настольный теннис.
- Зал для лечебной физкультуры.
В соответствии с состоянием здоровья, физическим развитием, уровнем общей физической подготовленности, все дети в школе разделены на три медицинские группы — основную, подготовительную и специальную.
В школе организованы занятия по лечебной физкультуре. К средствам ЛФК относятся физические упражнения, подвижные игры, закаливание. ЛФК посещают учащиеся со 2 по 11 класс.
Большое внимание в целях укрепления здоровья уделяется внеурочным и внеклассным формам работы. В школе постоянно работают спортивные секции и кружки: баскетбола, волейбола, футбола, шахмат, лыжи.
80 % учащихся занимаются в кружках и секциях.
Не менее значимой является психологическая служба. И хотя в штате школы нет психолога, мы активно сотрудничаем с Городским Центром Диагностики и консультирования.
Это позволяет нам владеть психологической ситуацией в школе, определять перспективы развития, стратегию и тактику взаимодействия между учителями, учащимися и родителями.
Большое внимание уделяется профилактической работе с учащимися и их родителями. В школе создана и успешно реализуется программа «Спасибо, нет!» профилактики вредных привычек и содействия здоровому образу жизни. В различных формах учащиеся получают информацию о вреде табакокурения, наркомании, правонарушений, о безопасном поведении в лифте, на воде, на дороге. В школе регулярно проводятся конкурсы, отражающие вредные привычки и методы борьбы с ними. Индивидуальная работа проводится с учащимися, состоящими на внутришкольном учете: беседы, лекции, работа со специалистами.
В основе массовой внеклассной работы лежат такие активные формы обучения:
- экскурсии,
- «Круглый стол с острыми углами»,
- акции «Нет наркотикам!»,
- викторины, познавательные игры.
Работа с родителями:
- родительские собрания: «Приоритет семьи в воспитании ребёнка», «Семья и школа — партнёры в воспитании ребёнка»;
- спортивные мероприятия «Папа, мама, я — спортивная семья».
- Индивидуальные консультации по вопросам развития ребёнка.
Чтобы получить представления о реальных знаниях школьников, мы предложили им написать сочинения на тему «Что такое здоровье?»
Любое мероприятие в школе носит положительный эмоциональный характер, в результате дети получают положительный эмоциональный заряд, который благоприятно сказывается не только на дальнейшей воспитательной работе, но и на состоянии ребёнка в целом. Таким образом, система внеурочной занятости детей, складывающаяся в нашем образовательном учреждении, направлена на то, чтобы школьная жизнь стала для них интересной, полезной.
В этом году наши ученики сдавали нормы ГТЗО. На школьном этапе приняло участие 354человека. 79 из них (22,3%) участвовали в городском этапе, 34% превысили нормативы, получив отличную оценку. И это только начало.
Достойное участие и победы в конкурсах разного уровня вселяют в нас уверенность в том, что реализация здоровьесберегающих технологий приносит свои плоды в деле укрепления и сохранения здоровья учащихся и педагогов.
Учащийся в образовательном учреждении находится солидную часть своей жизни, то понятно, сколь значимо влияние школы на его здоровье.
А сохранение здоровья обучающихся детей — главный критерий качества образования.
Источник