Приложение N 4. Правила организации деятельности детской поликлиники (отделения)
Приложение N 4
к Порядку оказания
педиатрической помощи,
утвержденному приказом
Министерства здравоохранения
и социального развития РФ
от 16 апреля 2012 г. N 366н
Правила
организации деятельности детской поликлиники (отделения)
1. Настоящие Правила устанавливают порядок организации деятельности детской поликлиники (отделения) в медицинских организациях.
2. Детская поликлиника (отделение) (далее — Поликлиника) является самостоятельной медицинской организацией или структурным подразделением медицинской организации для осуществления профилактической, консультативной, диагностической и лечебной помощи детям, не предусматривающей круглосуточного медицинского наблюдения и лечения.
3. Руководство Поликлиникой, созданной как самостоятельная медицинская организация, осуществляет главный врач, а руководство Поликлиникой, созданной как структурное подразделение медицинской организации, осуществляет заместитель главного врача медицинской организации (заведующий отделением).
4. На должность главного врача Поликлиники назначается специалист, соответствующий Квалификационным требованиям к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 7 июля 2009 г. N 415н (зарегистрирован Минюстом России 9 июля 2009 г., регистрационный N 14292), по специальности «педиатрия», «лечебное дело» или «организация здравоохранения и общественное здоровье», имеющий стаж работы по данной специальности не менее 5 лет в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 23 июля 2010 г. N 541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» (зарегистрирован Минюстом России 25 августа 2010 г., регистрационный N 18247).
5. На должность заведующего отделением Поликлиники назначается специалист, соответствующий Квалификационным требованиям к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 7 июля 2009 г. N 415н (зарегистрирован Минюстом России 9 июля 2009 г., регистрационный N 14292), по специальности «педиатрия», имеющий стаж работы по данной специальности не менее 5 лет в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 23 июля 2010 г. N 541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» (зарегистрирован Минюстом России 25 августа 2010 г., регистрационный N 18247).
6. Штатная численность медицинского и иного персонала, стандарт оснащения Поликлиники определяются с учетом объема проводимой лечебно-профилактической работы, численности обслуживаемого детского населения и устанавливаются руководителем медицинской организации.
Рекомендуемые штатные нормативы медицинского персонала и стандарт оснащения Поликлиники предусмотрены приложениями N 5-6 к Порядку оказания педиатрической помощи, утвержденному настоящим приказом.
7. В структуре Поликлиники рекомендуется предусматривать:
информационно-аналитическое отделение, включающее регистратуру, организационно-методический кабинет (кабинет медицинской статистики);
лечебно-профилактическое отделение (педиатрическое), включающее: кабинеты врачей-педиатров участковых, кабинет здорового ребенка, прививочный кабинет, процедурную;
дневной стационар, включающий помещение для приема детей, палаты для размещения детей, помещение для медицинского персонала, санитарную комнату, туалет для медицинского персонала, туалет для детей и их родителей, комнату для отдыха родителей;
консультативно-диагностическое отделение, включающее кабинеты врачей-специалистов, кабинет функциональной диагностики, кабинет лучевой диагностики, лабораторию;
отделение неотложной медицинской помощи;
отделение восстановительной медицины;
отделение медико-социальной помощи;
отделение организации медицинской помощи детям в образовательных учреждениях;
кабинет охраны зрения;
физиотерапевтическое отделение (кабинет);
кабинет лечебной физкультуры;
централизованное стерилизационное отделение.
Поликлиника должна предусматривать также группу помещений, включающую колясочную, помещение для приема вызовов на дом, приемно-смотровой фильтр-бокс с отдельным входом.
8. Поликлиника осуществляет следующие функции:
оказание профилактической, консультативно-диагностической и лечебной помощи прикрепленному детскому населению;
осуществление патронажа беременных врачом-педиатром участковым;
осуществление первичного патронажа новорожденных и детей до года жизни;
проведение аудиологического скрининга новорожденным и детям первого года жизни, не прошедшим обследование на нарушение слуха в родовспомогательном учреждении;
обеспечение передачи информации о новорожденных и детях первого года жизни с нарушениями слуха, выявленных при проведении аудиологического скрининга, в центр (кабинет) реабилитации слуха, направление детей с нарушениями слуха в центр (кабинет) реабилитации для диагностики;
проведение профилактических осмотров детей, в том числе в образовательных учреждениях;
организация рационального питания детей до 3 лет, а также детей, воспитывающихся и обучающихся в образовательных учреждениях;
организация санитарно-гигиенического воспитания и обучения детей и их родителей (законных представителей);
проведение санитарно-просветительной работы с детьми и родителями (законными представителями) по вопросам своевременного выявления и лечения детских болезней и формирования здорового образа жизни;
проведение медицинских осмотров учащихся образовательных учреждений перед началом и в период прохождения производственной практики в организациях, работники которых подлежат предварительным и периодическим медицинским осмотрам;
наблюдение за детьми, занимающимися физической культурой и спортом;
организация и проведение иммунопрофилактики инфекционных болезней;
проведение профилактических мероприятий по предупреждению и снижению заболеваемости, выявлению ранних и скрытых форм заболеваний, социально значимых заболеваний, в том числе гепатитов В и С, ВИЧ-инфекции, туберкулеза, выявлению факторов риска заболеваний, инвалидности, смертности детей;
организация и проведение противоэпидемических и профилактических мероприятий в очагах инфекционных заболеваний;
направление при наличии медицинских показаний детей на консультации к врачам-специалистам по специальностям, предусмотренным Номенклатурой специальностей специалистов с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 23 апреля 2009 г. N 210н (зарегистрирован Минюстом России 5 июня 2009 г., регистрационный N 14032), с изменениями, внесенными приказом Минздравсоцразвития России от 9 февраля 2011 г. N 94н (зарегистрирован Минюстом России 16 марта 2011 г., регистрационный N 20144);
направление детей при наличии медицинских показаний на стационарное обследование и лечение в медицинские организации;
организация диагностической и лечебной работы на дому;
организация диспансерного наблюдения за детьми с хроническими заболеваниями, детьми-инвалидами, их своевременное оздоровление;
организация работы по охране репродуктивного здоровья детского населения;
организация выполнения индивидуальных программ реабилитации детей-инвалидов;
проведение экспертизы временной нетрудоспособности родителей (законных представителей) заболевших детей и работающих детей;
ГАРАНТ:
См. Порядок проведения экспертизы временной нетрудоспособности, утвержденный приказом Минздрава России от 23 августа 2016 г. N 625н
обеспечение при наличии медицинских показаний направления детей на медико-социальную экспертизу для установления инвалидности;
осуществление медико-социальной и психологической помощи детям и семьям, имеющим детей;
организация медико-социальной подготовки детей к поступлению в образовательные учреждения;
организация медицинского обеспечения детей в учреждениях отдыха и оздоровления;
внедрение новых профилактических, диагностических и лечебных технологий в педиатрическую практику;
подготовка медицинской документации при передаче медицинского наблюдения за детьми в городскую (районную) поликлинику по достижении ими совершеннолетия;
проведение клинико-эпидемиологического анализа уровня и структуры заболеваемости детей в районе обслуживания;
проведение анализа основных медико-статистических показателей заболеваемости, инвалидности и смертности у детей обслуживаемой территории;
обеспечение ведения учетной и отчетной документации, представление отчетов о деятельности Поликлиники в установленном порядке.
9. Для обеспечения своей деятельности Поликлиника использует возможности всех лечебно-диагностических и вспомогательных подразделений медицинской организации, в составе которой она организована.
Источник
Организация работы детской поликлиники
Детская поликлиника (отделение) – это (далее — Поликлиника) самостоятельная медицинская организация (или структурное подразделение медицинской организации), осуществляющее профилактическую, консультативную, диагностическую и лечебную помощь детям, не предусматривающую круглосуточное медицинское наблюдение и лечение (приказ МЗ РФ от 16.04.2012г. № 366н «Об утверждении Порядка оказания педиатрической помощи»).
Руководство Поликлиникой, как самостоятельной медицинской организацией, осуществляет главный врач; а руководство Поликлиникой, созданной как структурное подразделение медицинской организации, осуществляет заместитель главного врача медицинской организации (заведующий отделением).
Функции детской поликлиники:
Детская поликлиника осуществляет:
— оказание профилактической, консультативно-диагностической и лечебной помощи прикрепленному детскому населению;
— осуществление патронажа беременных врачом-педиатром участковым;
— осуществление первичного патронажа новорожденных и детей до года жизни.
— проведение аудиологического скрининга новорожденным и детям первого года жизни, не прошедшим обследование на нарушение слуха в родовспомогательном учреждении;
— обеспечение передачи информации о новорожденных и детях первого года жизни с нарушениями слуха, выявленных при проведении аудиологического скрининга, в центр (кабинет) реабилитации слуха, направление детей с нарушениями слуха в центр (кабинет) реабилитации для диагностики;
— проведение профилактических осмотров детей, в том числе в образовательных учреждениях;
— организация рационального питания детей до 3 лет, а также детей, воспитывающихся и обучающихся в образовательных учреждениях;
— организация санитарно-гигиенического воспитания и обучения детей и их родителей (законных представителей);
— проведение санитарно-просветительной работы с детьми и родителями (законными представителями) по вопросам своевременного выявления и лечения детских болезней и формирования здорового образа жизни;
— проведение медицинских осмотров учащихся образовательных учреждений перед началом и в период прохождения производственной практики в организациях, работники которых подлежат предварительным и периодическим медицинским осмотрам;
— наблюдение за детьми, занимающимися физической культурой и спортом;
— организация и проведение иммунопрофилактики инфекционных болезней;
— проведение профилактических мероприятий по предупреждению и снижению заболеваемости, выявлению ранних и скрытых форм заболеваний, социально значимых заболеваний, в том числе гепатитов B и C, ВИЧ-инфекции, туберкулеза, выявлению факторов риска заболеваний, инвалидности, смертности детей;
— организация и проведение противоэпидемических и профилактических мероприятий в очагах инфекционных заболеваний;
— направление при наличии медицинских показаний детей на консультации к врачам-специалистам;
— направление детей при наличии медицинских показаний на стационарное обследование и лечение в медицинские организации;
— организация диагностической и лечебной работы на дому;
— организация диспансерного наблюдения за детьми с хроническими заболеваниями, детьми-инвалидами, их своевременное оздоровление (см. приложение 7, 9);
— организация работы по охране репродуктивного здоровья детского населения;
— организация выполнения индивидуальных программ реабилитации детей-инвалидов;
— проведение экспертизы временной нетрудоспособности родителей (законных представителей) заболевших детей и работающих детей;
— обеспечение при наличии медицинских показаний направления детей на медико-социальную экспертизу для установления инвалидности;
— осуществление медико-социальной и психологической помощи детям и семьям, имеющим детей;
— организация медико-социальной подготовки детей к поступлению в образовательные учреждения;
— организация медицинского обеспечения детей в учреждениях отдыха и оздоровления;
— внедрение новых профилактических, диагностических и лечебных технологий в педиатрическую практику;
— подготовка медицинской документации при передаче медицинского наблюдения за детьми в городскую (районную) поликлинику по достижении ими совершеннолетия;
— проведение клинико-эпидемиологического анализа уровня и структуры заболеваемости детей в районе обслуживания;
— проведение анализа основных медико-статистических показателей заболеваемости, инвалидности и смертности у детей обслуживаемой территории;
— обеспечение ведения учетной и отчетной документации, представление отчетов о деятельности Поликлиники в установленном порядке.
На первом году жизни ребенка осматривают: невролог и хирург по 3 раза – в 1, 3 и 12 месяцев; ортопед — 2 раза в 1 и 12 мес.; офтальмолог 1 раз — в 12 мес.; стоматолог 2 раза – в 9 и 12 мес.; оториноларинголог 1 раз – в 12 мес.);
Рекомендуемая структура детской поликлиники в соответствии с приказом Минздравасоцразвития РФ от 16 апреля 2012 г. N 366н.:
· информационно-аналитическое отделение, включающее регистратуру, организационно-методический кабинет (кабинет медицинской статистики);
· лечебно-профилактическое отделение (педиатрическое), включающее: кабинеты врачей-педиатров участковых, кабинет здорового ребенка, прививочный кабинет, процедурную;
· дневной стационар, включающий помещение для приема детей, палаты для размещения детей, помещение для медицинского персонала, санитарную комнату, туалет для медицинского персонала, туалет для детей и их родителей, комнату для отдыха родителей;
· консультативно-диагностическое отделение, включающее кабинеты врачей-специалистов, кабинет функциональной диагностики, кабинет лучевой диагностики, лабораторию;
· отделение неотложной медицинской помощи;
· отделение восстановительной медицины;
· отделение медико-социальной помощи;
· отделение организации медицинской помощи детям в образовательных учреждениях;
· кабинет охраны зрения;
· физиотерапевтическое отделение (кабинет);
· кабинет лечебной физкультуры;
· централизованное стерилизационное отделение.
Поликлиника должна предусматривать также группу помещений, включающую колясочную, помещение для приема вызовов на дом, приемно-смотровой фильтр — бокс с отдельным входом.
Штатная численность медицинского персонала устанавливается исходя из объема проводимой лечебно-диагностической работы и численности обслуживаемого детского населения с учетом рекомендуемых штатных нормативов – 1 врач на 800 прикрепленного детского населения (1 медсестра на 1 врача-педиатра участкового).
В поликлинике проводится прием в основном здоровых детей (в фиксированные дни здорового ребенка) и детей, страдающих хроническими заболеваниями. Больные с острыми инфекционными заболеваниями обслуживаются на дому. Для предотвращения их распространения предусмотрен фильтр. Медсестра фильтра осматривает ребенка, и при подозрении на острое инфекционное заболевание переводит его в закрытый бокс, где ребенка осматривает дежурный врач. Здоровые дети проходят на прием к врачу.
Работа участкового педиатра организуется в соответствии с Правилами организации деятельности Кабинета врача- педиатра участкового и Положением об участковом враче-педиатре детской городской поликлиники.
Функциями участковых педиатров являются:динамическое наблюдение за состоянием здоровья, физическим и нервно-психическим развитием детей; профилактика заболеваний и травматизма среди детей; своевременная и качественная диагностика с целью выявления преморбидных состояний и ранних форм заболеваний; лечение больных детей в поликлинике и на дому; отбор детей, нуждающихся в лечении у врачей «узких» специальностей, госпитализации, санаторно-курортном лечении; профилактическая и лечебная работа в детских организованных коллективах.
Важным разделом работы с детьми является диспансерный метод.
На I этапе диспансеризации проводится профилактический медицинский осмотр детей, распределение детей по группам здоровья, нозологии. При этом ориентируется на показатели физического и нервно-психического развития, функциональное состояние основных систем и органов, резистентность и реактивность организма и на наличие хронической патологии. На основании профилактических медицинских осмотров проводится комплексная оценка состояния здоровья детей основанная на 4-х базовых критериях и предусматривается распределение детей на 5 групп здоровья в соответствии с приказом Минздрава РФ от 30. 12. 2003 г. № 621 «О комплексной оценке состояния здоровья детей»(см. приложение 5).
На II этапе – проводится динамическое наблюдение и оздоровление и оценка эффективности.
Социальная правовая защита детей реализуетсячерез отделение медико-социальной помощи. Особое внимание уделяется детям из социально неблагополучных семей. В Паспорте педиатрического участка (ф. 30-4 пед.) заполняется раздел «Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации».
При решении проблем сохранения и укрепления здоровья поликлиника организует и координирует межведомственное взаимодействие с учреждениями образования (школами, профессиональными училищами, профессиональными колледжами и др.), социальной защиты, обеспечения правопорядка, военными комиссариатами и др.
Источник