Меню

Организация психолого педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья

Организация психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе
статья по психологии на тему

Статья посвящена психолого‐педагогическому сопровождению детей с ОВЗ в условиях введения федерального государственного образова- тельного стандарта. Психолого‐медико‐педагогический консилиум – то звено, которое реализует комплексное сопровождение ребенка с ОВЗ. Наряду с командой профессиональных специалистов службы сопровождения, особую роль в этом процессе играет педагог-психолог. Результатом психолого-педагогического сопровождения в инклюзивном образовании ребенка с особыми образовательными потребностями должна стать максимальная социальная адаптация, а в дальнейшем – профессиональная и трудовая адаптация детей с ОВЗ и детей — инвалидов.

Скачать:

Вложение Размер
model_soprovozhdeniya_detey_s_ovz_97-2003.doc 62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Организация психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе

Шилкина Раиса Михайловна-

Киселёвский городской округ,

Аннотация: статья посвящена психолого ‐ педагогическому сопровождению детей с ОВЗ в условиях введения федерального государственного образова- тельного стандарта. Психолого ‐ медико ‐ педагогический консилиум – то звено, которое реализует комплексное сопровождение ребенка с ОВЗ. Наряду с командой профессиональных специалистов службы сопровождения, особую роль в этом процессе играет педагог-психолог. Результатом психолого-педагогического сопровождения в инклюзивном образовании ребенка с особыми образовательными потребностями должна стать максимальная социальная адаптация, а в дальнейшем – профессиональная и трудовая адаптация детей с ОВЗ и детей — инвалидов.

Ключевые слова: Ключевые слова: ФГОС ДО, ограниченные возможности здоровья, психолого ‐ педагогическое сопровождение, психолого ‐ медико ‐

педагогический консилиум, взаимодействие с семьей, ребенок с ОВЗ.

Organization of psycho-pedagogical support of children with disabilities in secondary school

Shilkina Raisa Mikhailovna-

the highest category

Kiselevsky urban district

Abstract: the article is devoted to psychological ‐ pedagogical support of children with special needs in the conditions of introduction of Federal state educational standard. Psychological ‐ medical ‐ pedagogical consultation – the link, which implements the comprehensive support of a child with disabilities. Along with a team of professionals escort services, a special role in this process is the teacher-psychologist. The result of psycho-pedagogical assistance in inclusive education of children with special educational needs should be the maximum social adaptation, and in the future – professional and labor adaptation of children with disabilities and children with disabilities.

Key words : Key words: GEF TO, disabilities, psycho-educational support, psychological ‐ medical ‐ pedagogical consultation, interaction with family, child with disabilities.

В настоящее время в России определяется модель инклюзивной практики обучения, при которой дети с особыми образовательными потребностями включаются в общеобразовательный процесс, но не стихийно, а при создании в образовательной организации специальной программы сопровождения.

С момента перехода на ФГОС нового поколения для преодоления трудностей в обучении, коррекции недостатков в физическом и психическом развитии обучающихся с ОВЗ разработана Программа коррекционной работы. Эта Программа предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса. Одним из наиболее важных требований к условиям реализации коррекционной программы по оказанию помощи детям с ОВЗ является психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса.

Эффективная реализация включения особого ребенка в среду образовательного учреждения представляется практически невозможной без специального психолого-педагогического сопровождения как инклюзивного процесса.

Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ (особыми образовательными потребностями) рассматривается как комплексная технология психолого-педагогической поддержки и помощи ребенку и родителям в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны специалистов разного профиля, действующих координировано.

Психолого-педагогическое сопровождение , в соответствии с подходом М.Р. Битяновой (1998), определяется как целостная системно организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и психологического развития ребенка в школьной среде.

В то же время, следует отметить, что само понятие «сопровождение» следует рассматривать не только в отношении деятельности психолога образования или педагога, но и других специалистов — логопедов, дефектологов, социальных работников, педагогов в структуре образовательных организаций. Таким образом, это понятие может быть в наиболее широком смысле транслировано образовательной среде в целом.

Цель сопровождения — создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для детей с трудностями в обучении (в соответствии с их возрастными индивидуально-типологическими особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья), способствующие успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме.

Реализация цели включает в себя выполнение следующих задач:

— координация деятельности педагогов и специалистов образовательного учреждения при организации образовательного процесса детей с ОВЗ;

— психолого-педагогическая поддержка всех участников инклюзивного обучения (детей с ОВЗ и их сверстников, родителей и педагогов);

— создание оптимального уровня психологического комфорта в образовательном учреждении через развитие толерантности детей, педагогов, родителей.

По классификации, предложенной В.А. Лапшиным и Б.П. Пузановым, к основным категориям «детей с особыми образовательными потребностями» относятся:

1. дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);

2. дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);

3. дети с нарушением речи (логопаты);

4. дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;

5. дети с умственной отсталостью;

6. дети с задержкой психического развития;

7. дети с нарушением поведения и общения;

8. дети с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая РАС;

9. дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).

Процесс сопровождения осуществляется службой сопровождения — это объединение специалистов разного профиля в единую команду, объединяющую учителей, учителей-дефектологов, педагогов-психологов, социальных педагогов, представителей родительского актива и администрации школы.

Организационной структурой службы сопровождения ребенка с ОВЗ в общеобразовательном учреждении является психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк). ПМПк является структурным подразделением образовательного учреждения, регулирующим процесс сопровождения и обеспечивающим комплексность процесса сопровождения.

В МБОУ «СОШ № 28» Киселевского городского округа, командой специалистов организована работа с учителями и родителями с целью изучения ожиданий относительно дальнейшего продвижения детей, вовлечения их в реализацию единой развивающей программы и гармонизации внутрисемейных межличностных отношений.

На разных уровнях (ступенях) образования задачи психолого-педагогического сопровождения различны.

  • определение готовности к обучению в школе,
  • содействие процессу адаптации к обучению школе,
  • формирование познавательной и учебной мотивации,
  • развитие познавательных процессов (памяти, внимания, мышления, воображения),
  • формирование межличностных взаимоотношений в детском коллективе,
  • поддержка в формировании «умения учиться» (УУД), развитии творческих способностей,
  • формирование ЗБОЖ.
  • сопровождение процесса адаптация к новым условиям обучения,
  • поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития,
  • помощь в решении личностных проблем и проблем социализации, формировании жизненных навыков,
  • формирование ЗБОЖ,
  • помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками,
  • профилактика аддиктивного и девиантного поведения,
  • помощь в предпрофильном и профессиональном самоопределении,
  • психологическая подготовка выпускников к ОГЭ и ЕГЭ.

Все, вышесказанное, позволяет выстроить определенную модель психолого — педагогического сопровождения детей с ОВЗ, характеризующуюся следующими принципами:

1) системность – реализуется в процессе оказания психолого-педагогической помощи в разных направлениях: детям, учителям, родителям (оказывается в реальной ситуации обучения ребенка, выявляет имеющиеся сложности, возможности школьника, его сильные стороны, определяющие обходные пути в обучении и с учетом всех составляющих определяется, моделируется система психолого- педагогического сопровождения);

2) комплексность – проявляется в том, что педагогом, психологом, родителями оказывается ребенку комплексная помощь, охватывающая все сферы его деятельности (познавательную, эмоционально-волевую, двигательную; оптимизируются социальные связи и отношения), помогающая отследить успешность обучения и наладить межличностные связи;

3) интегративность – предусматривает интеграцию различных методов (психотерапевтических и психолого-педагогических), методик, подходов, дидактических и психотерапевтических приемов (охватывает не только образовательную среду, но и микросоциальную);

4) приоритет особых потребностей ребенка – выявление причин учебных затруднений ребенка. Знание и учѐт его особых потребностей для использования их в качестве обходных путей (нуждаются в специальных условиях организации образовательного процесса);

5) непрерывность – отражает необходимость ранней диагностики его возможностей и способностей, осуществления психолого-педагогического сопровождения на протяжении всего периода обучения, т.е. на всех ступенях образования. Педагог-психолог является членом ПМПк и участвует в его работе (пишет представление на ребенка по результатам диагностических исследований, участвует в разработке рекомендаций, коррекционной части программы…).

Педагог-психолог в системе сопровождения ребенка с ОВЗ в общеобразовательном учреждении осуществляет свою деятельность со всеми участниками образовательного процесса: обучающимися с ОВЗ, нормативно развивающимися детьми, педагогами, специалистами сопровождения,

Ключевыми направлениями работы педагога – психолога с детьми, имеющими ОВЗ, является диагностическая, коррекционная и развивающая работа; профилактическая и консультативная и поддерживающая работа с педагогами, школьниками и родителями.

Диагностическое направление деятельности педагога-психолога включает в себя первичное обследование, углубленное, систематическое этапное наблюдение за динамикой развития ребенка в процессе обучения и коррекционной работы. Составляется индивидуальная карта ребенка. Педагог-психолог выполняет задачи по определению актуального уровня развития ребенка и зоны ближайшего развития. Выявляет особенности эмоционально-волевой сферы, личностных характеристик ребенка, особенности его межличностных взаимодействий со сверстниками, родителями и другими взрослыми.

Наиболее важной задачей является разработка индивидуально-ориентированных программ психологической помощи в соответствии с индивидуально — психологическими особенностями ребенка или группы детей.

Основными направлениями коррекционно-развивающей работы педагога-психолога с детьми с ОВЗ, находящимися в условиях образовательной интеграции, являются:

∙ развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков;

∙ развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций;

∙ формирование произвольной регуляции деятельности и поведения; формирование и развитие социальных навыков и социализации.

∙ развитие социальной компетентности, навыков общения с окружающими.

Консультативно — просветительское и профилактическое направление деятельности педагога-психолога обеспечивает оказание обучающимся, педагогам и родителям помощи в воспитании и обучении ребенка с ОВЗ.

Психолог разрабатывает рекомендации в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья, проводит мероприятия, способствующие повышению профессиональной компетентности педагогов, включению родителей в решение коррекционно-воспитательных задач.

Научная и педагогическая практика на протяжении столетий показали важность среды, окружающей «особого ребенка».

Для ребенка с ограниченными возможностями здоровья детский коллектив является самым мощным ресурсом развития.. Большую роль в этом процессе играет педагог-психолог.

Помощь детям с ОВЗ требует и психологической поддержки их семей. Педагогу — психологу во взаимодействии с детьми и их родителями важно создать атмосферу психологического комфорта, окружить их вниманием и заботой, обеспечить эмоционально значимое общение, организовать комплексную социально — педагогическую помощь, направленную на стимуляцию их личностного развития и социализации. Важно выявить способности детей и создать условия для их успешной реализации.

Дети с инвалидностью и ОВЗ участвуют во внеурочной деятельности: в слетах и международных конференциях, в составе делегаций представляют свою школу. Принимают участие в олимпиадах, научных конференциях и занимают призовые места. Есть достижения в творчестве, спорте.

Таким образом, в своей деятельности педагог-психолог учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся, выявляет особенности интеллектуального развития, личностных и поведенческих реакций. Проводит групповые и индивидуальные занятия, направленные на нормализацию эмоционально-волевой сферы, формирование продуктивных способов мыслительной деятельности, а также на профилактику возможных отклонений межличностных отношений; оказывает методическую помощь учителям; развивает психолого — педагогическую компетентность педагогов и родителей.

Главное в инклюзивном образовании ребенка с особыми образовательными потребностями – это получение им образовательного и социального опыта вместе со сверстниками.

Основным критерием эффективности включающего образования должна стать максимальная социальная адаптация, а в дальнейшем – профессиональная и трудовая адаптация детей с ОВЗ и детей — инвалидов.

  1. Боровая Л.П. Социально-психологическая помощь семьям, имеющих тяжело больных детей / Л.П. Боровая // Социально-педагогическая работа. — 1998. — №6. — С.57 — 64.
  2. Инструктивное письмо Министерства образования Российской Федера- ции от 27.03.2000 г. № 27 / 901 – 6 «О психолого ‐ медико ‐ педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения».
  3. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. М.: «ВАКО»,2004. – 296 с.
  4. Малер А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями. Книга для родителей / А.Р. Малер. — М.: Дело, 1996. — 328 с.
  5. Психолого-педагогическое обеспечение национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», Под ред , М.2010
  6. Смирнова Е.Р. Толерантность как принцип отношения к детям с ограниченными возможностями / Е.Р. Смирнова // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. — 1997. — №2. — С.51-56.
  7. Хухлаева психологическая служба, М,2008
  8. Интернет-портал «Сеть Исследовательских Лабораторий “Школа для всех”»

Источник

Читайте также:  Что важнее знания или здоровье
Adblock
detector