Меню

Организация питания школа здоровья

организация полноценного здорового питания школьников.
проект по зож (2 класс) по теме

Цель работы:воспитание культуры питания среди школьников и их родителей; формированние навыковправильного, здорового питания, ответсвенности за свое здоровье. работа расчитана на детей 2-3 классов.

Скачать:

Вложение Размер
organizatsiya_polnotsennogo_zdorovogo_pitaniya_shkolnikov.doc 52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Организация полноценного здорового питания школьников.

Здоровье детей любом обществе, в любых экономических и политических условиях является актуальной проблемой и предметом первоочередной важности, так как этот фактор в значительной степени определяет будущее страны, генофонд нации.

Школа и общество – сообщающиеся сосуды: изменения в обществе обязательно отражаются в жизни школы, в приоритетах, требованиях к ученику, структуре и содержании образования. Нестабильность жизни в России за последнее столетие сделала историю реформ отечественного образования бурной и противоречивой. Но одно всегда оставалось неизменным – ведущая роль школы в решении проблем охраны и укрепления здоровья детей, создании нормальных условий для их роста и развития. Одна из главных задач школы сегодня – помочь детям осознать ценность здоровья и значение здорового образа жизни для современного человека, сформировать ответственное отношение к собственному здоровью. Для этого школьники должны узнать и, главное, принять для себя основные принципы здорового образа жизни, а это возможно только в результате серьезной кропотливой совместной работы педагогов, родителей и самого ребенка.
Для многих школьников беспорядочное питание, к сожалению, довольно обычно. Еда на ходу чем придется, не отвечает их потребностям, связанным с возрастными особенностями, условиями труда и климата. Школьники часто нарушают правила питания: одни привычно переедают, другие недоедают из эстетических соображений – для сохранения стройной фигуры . Число учащихся, питающихся в школьных столовых, по России снизилось до 30%. Хронически беспорядочное питание в этом возрасте оказывает отрицательное воздействие на рост, скелетообразование. Регулярность питания, в сочетании с его своевременностью, является важнейшим элементом формирования деятельности органов пищеварения. Для определенной части детей полноценный школьный обед является единственным за весь день сбалансированным по составу приемом пищи.

Отсутствие должного внимания к школьному питанию привело к появлению нового понятия «школьный гастрит», которое неразрывно связано с полным отсутствием или низким качеством школьного питания.

Характерными примерами несоблюдения принципов рационального питания являются одностороннее питание, однообразный ассортимент продуктов, частое предпочтение школьной столовой других видов питания (буфеты, киоски, использование преимущественно кондитерских, хлебобулочных изделий), частые пропуски детьми завтраков и обедов в школе из-за нехватки времени, отсутствия денег. В домашних условиях характер питания детей и родителей также часто не соответствует принципам здорового питания. Мало употребляется свежих овощей, фруктов, молочных продуктов. При этом выраженность всех нарушений в питании нарастает с увеличением возраста школьников. Недостаток белка, микроэлементов и витаминов выявляется, как правило, у детей часто болеющих, имеющих дефицит массы тела, недостаточное физическое развитие, низкорослость, отстающих в учебе, что указывает на необходимость улучшения фактического питания детей. Таким образом, сегодняшняя ситуация с состоянием питания школьников вызывает тревогу по целому ряду причин.

Во-первых , часть детей страдает от неполноценности рациона питания, причем в наиболее острых случаях это приводит к замедлению физического и функционального развития. Хотя доля таких детей сравнительно невелика, каждый подобный случай требует пристального внимания со стороны органов образования, здравоохранения и социальной защиты.

Во-вторых, дети и, видимо, их родители, не демонстрируют грамотного, сознательного отношения к режиму питания. Между тем, нарушение принципов рационального питания – верный путь к развитию многочисленных форм желудочно-кишечных заболеваний.

В-третьих, многие дети (видимо, согласуя свои действия с мнением родителей) избегают пользоваться услугами школьных столовых. Это также нарушает рациональный режим питания, учитывая, что учащиеся старших классов проводят в школе по 7-9 часов ежедневно. Все перечисленные факторы формируют группу риска развития желудочно-кишечных и иных заболеваний, негативно сказываются на состоянии здоровья подрастающего поколения .

Данная проблема существует и в нашей школе . Но одно дело — знать о проблеме, а другое — прилагать усилия к ее разумному решению. Вместе с родителями нашего класса ведется работа по пропаганде здорового полноценного питания среди школьников. Где запланировали: изучение знаний, привычек и других факторов, определяющих пищевое поведение и выбор пищи у детей ; разработку учебно-методических материалов по обучению учащихся знаниям о здоровом питании и оценке их эффективности.

Цель: воспитание культуры питания среди младших школьников и их родителей; формирование навыков правильного, здорового питания; увеличение охвата учащихся нашего класса горячим питанием в школе.

Задачи: формирование у детей ответственности за свое здоровье; формирование ответственности за обеспечение учащихся питанием, соответствующим возрастным физиологическим потребностям в пищевых веществах и энергии, принципам сбалансированного питания.

Прогнозируемый результат: осознание учащимися и родителями необходимости сохранения здоровья через навыки правильного питания повышение качества и безопасности питания ; увеличение охвата горячим питанием учащихся в классе до 100 процентов.

Практическая значимость работы. Увеличение охвата учащихся горячим питанием; улучшение состояния здоровья детей.

Этапы подготовки родительского собрания

постановка цели: выявление проблемы, противоречий.

обобщение результатов: анализ анкет, выводы. Приглашение на собрание родителей. Подготовка рекомендаций и необходимой информации для родителей.

методика проведения собрания

Вступительное слово классного руководителя

Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мы с вами собрались обсудить вопрос, касающийся каждого из нас, — это питание наших детей.

. Организм ребенка расходует много энергии, которая необходима для работы сердца, желудка, печени и других органов, для поддержания постоянной температуры тела. Учебные занятия, чтение, просмотр телевизионных передач, также требуют расхода энергии. Особенно с большими энергетическими затратами связаны подвижные игры, занятия физкультурой и спортом. Чтобы всегда пополнять энергию, необходимую для работы, для жизни, человек должен регулярно питаться.

Какие же основные ошибки в питании допускают дети?

Во-первых , полезным пищевым продуктам они предпочитают менее полезные, но наиболее ими любимые, такие как мороженое, конфеты, пирожные, пончики, чипсы, кока-колу и прочие сладости.

Во-вторых , многие уходят в школу, не покушав, вообще без завтрака, ограничиваясь лишь стаканом чая. Это вредно отражается на общем состоянии и учебе. Бывает и так, что весь день ходят полуголодные, а на ночь наедаются до отвала.

В-третьих , если школьники предоставлены сами себе, не контролируются взрослыми, то едят всухомятку, не соблюдают определенного режима питания.

Наиболее распространенные заблуждения родителей

Полдня дети проводят в школе. Рацион школьников (горячие завтраки и обеды) разрабатывают специалисты Института питания Российской Академии медицинских наук в сотрудничестве с рядом государственных органов. Но покупки, что ребенок делает сам, напрямую зависят от того, знает ли он, почему нельзя увлекаться «лакомствами», реклама которых заполонила телеэфир и которыми набиты карманы его друзей. Коллективный фактор очень важен, потому что дети стремятся не отставать от приятелей и не слишком от них отличаться. Значит, нужно вести беседы не только с ребенком, но и с родителями его друзей и координировать совместные усилия. Иногда случается, что взрослые вольно или невольно оказываются под обаянием мифов о том, кто виноват в неправильном питании их детей.

Рациональное питание учащихся младших классов.

Рациональное питание — один из основных факторов, ответственных за здоровье человека. Для детей школьного возраста это имеет особое значение в связи с особенностями роста и развития в этот период, а также в связи с интенсивной учебной нагрузкой. Организация рационального питания учащихся является одним из ключевых факторов поддержания их здоровья и эффективности обучения в школе. Рабочий день нашего школьника начинается в 8 утра. Заканчивается в 13 часов. Его школьные будни требуют активной мозговой работы и напряжения. Энергетическая подпитка на перемене — и опять в класс. И очень важно, чтобы «подпитка» состояла из вкусной и здоровой пищи.

Многие родители и дома сталкиваются с проблемами в организации питания детей, т. к. дети зачастую предпочитают употреблять продукты, использование которых необходимо ограничивать.

К сожалению, в нашей стране выросло целое поколение, отдающее предпочтение газированным напиткам, чипсам, кириешкам, а не натуральной, здоровой пище. Обилие красивой рекламы, добавки усилителей вкуса, цвета, аромата в эти продукты делают их чрезвычайно привлекательными для детей . Но ведь это приводит к развитию различных патологий, аллергических заболеваний.

Чрезвычайно актуальным является для нас решение вопроса формирования культуры питания ребенка, чтобы он с детства был пропитан пониманием, что здоровье — это основа интересной, продуктивной жизни, а основа здоровья — это правильное питание. И, конечно, необходимо формировать у детей правильные ориентиры на выбор продуктов питания, на организацию процесса питания в целом. детей и подростков является одним из важнейших факторов сохранения их здоровья.
Система организации питания в нашей школы ставит перед собой следующие задачи

Организация рационального сбалансированного питания :

  • обеспечить учащихся полноценным горячим питанием;
  • следить за калорийностью и сбалансированностью питания;
  • прививать учащимся навыки здорового образа жизни;
  • развивать здоровые привычки и формировать потребность в здоровом образе жизни;
  • формировать культуру питания и навыки самообслуживания;
  • добиться охвата горячим питанием 100% учащихся класса.

Большое значение в школе уделяется тому, чтобы питание, получаемое школьниками, было разнообразным, калорийным и содержало необходимое количество витаминов и минеральных веществ.

В нашей столовой питание детей организовано по цикличному меню в строгом соответствии с ГОСТами и с учетом физиологической потребности детей в биологически ценных веществах, в результате чего рационы сбалансированы по основным пищевым ингредиентам.

Для решения этих задач школой задействован целый ряд сотрудников, которые систематически решают данные задачи. Прежде всего, это работники столовой. На их ответственности находится вопрос приготовления вкусной и приготовленной в соответствии со всеми технологиями пищи. В обязанности работников пищеблока входит выполнение всех норм хранения и реализации продуктов, а также выполнение всех санитарно-гигиенических норм. Для контроля над работой пищеблока создана бракеражная комиссия.

Учитывается возраст и особенности нагрузки школьников. При построении рационов питания в столовой учитывается также состояние здоровья школьников.

Большое значение имеет эстетический вид приготовляемых блюд, поэтому работники столовой уделяют этому огромное внимание. Наша столовая радует нас каждый день разнообразием блюд.

Обсуждение результатов анкет детей ( анкетирование проводится заранее).

Итог собрания ( о необходимости полноценного питания уч-ся в школе.)

Источник

Роль школьного сбалансированного горячего питания в сохранении здоровья подрастающего поколения
статья по теме

Почему именно в школах следует принимать меры по улучшению питания?

  • Качественное питание укрепляет способность к учению и здоровье детей. Поскольку питание влияет на интеллектуальное развитие и способность к учению, здоровое питание является необходимым условием хорошей успеваемости в школе.
  • Школы играют жизненно важную роль, содействуя качественному питанию детей и предоставляя возможность для оказания им помощи. Часто школы более эффективно, квалифицированно, беспристрастно содействуют охране здоровья и здоровому питанию, чем какое-либо другое учреждение.
  • Мы знаем, как улучшить здоровье и самочувствие путем оказания помощи через школы. Тщательно составленные и внедренные учебные программы по медико-санитарному просвещению могут предотвратить формирование у детей вредных для здоровья форм поведения, касающихся, в том числе, питания, которые могут привести к заболеваниям, прослеживается улучшение посещаемости занятий и успеваемости.
  • Школы могут оказывать экономически эффективную помощь в области питания. Школьные здравоохранительные программы, обеспечивающие безопасные и недорогие услуги в этой области, представляют собой один из наиболее рентабельных видов инвестиций государства на здравоохранение.
  • Просвещение и здоровое питание для девочек положительно влияет на здоровье членов семьи. Самым важным фактором, влияющим на здоровье и качество питания ребенка, является уровень образования его матери.
  • Здоровое питание уменьшает опасность возникновения проблем со здоровьем, наиболее характерных для настоящего времени. Просвещение в области питания оказывает существенное влияние на формирование полезных для здоровья привычек в этой области, что, в свою очередь, ведет к уменьшению опасности возникновения болезней, связанных с питанием.
  • Образование и хорошее питание укрепляют экономику. Люди, имеющие полноценное питание и хорошее образование, работают с большей производительностью и, следовательно, повышают свое собственное материальное благосостояние и вносят больший вклад в национальную экономику.

Скачать:

Вложение Размер
vystuplenie_rol_shkolnogo_pitaniya.doc 49.5 КБ
rol_pitaniya.ppt 2.98 МБ

Предварительный просмотр:

« Роль школьного сбалансированного горячего питания
в сохранении здоровья подрастающего поколения »

«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний и вера в свои силы»

Результаты широкого эпидемиологического мониторинга состояния здоровья школьников позволяют сделать вывод о том, что сегодня две трети детей в возрасте 14 лет имеют хронические заболевания, до 80% выпускников школ из-за этого получают ограничения в выборе профессии. Здоровье и уровень физического развития свыше 40% допризывников не соответствуют требованиям, предъявляемым армейской службой.

Установлено, что одной из причин возникновения различных «школьных» болезней (задержка роста, анемия, кариес, болезни желудочно-кишечного тракта) более чем у 30% от общей численности детей является неудовлетворительное качество питания, организованного в школе.

Таким образом, совершенствование системы питания в общеобразовательных учреждениях напрямую связано с сохранением здоровья нации и задачами улучшения демографической ситуации в стране.

Организация питания в школах с учетом применения современных технологий обеспечивает ряд таких преимуществ, как снижение себестоимости и повышение качества питания обучающихся.

На реализацию проектов по совершенствованию организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях в федеральном бюджете на 2008 и 2009 годы было предусмотрено ежегодно выделять по 500 млн. руб. Эти средства были направлены на приобретение для пищеблоков общеобразовательных учреждений современного оборудования, позволяющего внедрить технологии приготовления пищи, максимально сохраняющие ее полезные и питательные свойства. Реализация этих мер позволяет сделать питание школьников более качественным, сбалансированным и доступным по цене.

Еда является одной из главных жизненных потребностей. Она дает нам: достаточно питательных веществ, необходимых для поддержания состояния тканей тела (белки, железо, кальций), энергию для физической активности (углеводы, жиры) и питательные вещества, необходимые для регулирования происходящих в организме процессов (витамины и минеральные соли).

Недостаток энергии или питательных веществ может вызвать заболевания, такие как белковое или энергетическое голодание, авитаминоз, дефицит минеральных солей.

Поскольку привычки в питании развиваются в раннем возрасте, важно начать воспитание по проблемам питания до того, как закрепились поведение и взгляды. Школа играет важную роль в развитии у детей способности критически относиться к выбору пищи в моменты, когда у них есть для этого возможность.

Положительное отношение к здоровому питанию, уважение к привычкам в питании среди окружающих и развитие навыков, необходимых для принятия решений, являются для преподавателей более важными аспектами образования по вопросам питания. Результатом негативного подхода может стать убежденность детей в том, что здоровое питание никогда не может быть вкусным и доставлять удовольствие, поэтому образование по проблемам питания и привитие навыков здорового питания должны стать частью школьной программы образования по проблемам здорового образа жизни. Преподаваемые темы, используемые материалы должны быть представлены в плане работы школы.

Область питания широка и включает в себя широкий круг тем. Основными предметами являются: питание и здоровье; привычки в питании; наличие и доступность пищевых продуктов; производство пищевых продуктов; качество пищи и ее приготовление дома .

Традиционно проблемы питания преподаются в курсе биологии (переваривание, питательные вещества, функции пищи), географии (производство и распределение пищевых продуктов, продовольственная ситуация в мире, системы питания в различных странах), истории (привычки в питании в прошлом и настоящем), а также домашней экономики и домоводства (приготовление пищи, гигиена, информация о пищевых продуктах).

Очень важным моментом в формировании привычки здорового питания проводится через изучение в начальной школе Программы «Разговор о правильном питании», разработанной специалистами Института возрастной физиологии Российской Академии Образования при помощи компании «Nestle» позволяет сформировать у учащихся и их родителей правильное отношение к своему здоровью и его укреплению и сохранению посредством изучения правил здорового питания.

В Программу входят 15 тем, которые расширятся нашими педагогами на занятиях и во внеурочное время. Дети осваивают программу в игре, разгадывая ребусы, загадки, отвечая на вопросы.

Изучение программы находит свое отражение в творчестве ребят: рисунки, поделки, театрализованные представления. В ходе изучения курса повышается уровень образованности и воспитанности учащихся в вопросах здорового питания.

Программа по проблемам питания, наряду с общими вопросами питания, должна учитывать интересы возрастных групп и взгляды родителей. Родителей можно привлекать к проведению уроков, экскурсий, семейных мероприятий, приготовлению полезных для здоровья закусок и блюд, к помощи в организации процесса питания в школе или к планированию меню.

Практика организации питания в школе убеждают нас в преимуществе школьных столовых. С другой стороны, приготовление пищи в таких условиях требует наличия значительного штата персонала в таких столовых, они должны быть оснащены полным оборудованием для обработки сырья, приготовления пищи, её раздачи, сбора и мытья посуды.

Система организации питания в школе ставит перед собой следующие задачи:
— обеспечить учащимся полноценное горячее питание;
— следить за калорийностью и сбалансированностью питания;
— прививать учащимся навыки здорового образа жизни;
— развивать здоровые привычки и формировать потребность в здоровом образе жизни;
— формировать культуру питания и навыки самообслуживания;

Для решения этих задач школой задействован целый ряд сотрудников, которые систематически решают данные задачи. Прежде всего, это работники столовой. На их ответственности находится вопрос приготовления вкусной и приготовленной в соответствии со всеми технологиями пищи. Кроме того, в обязанности работников пищеблока входит выполнения всех норм хранения и реализации продуктов, а также выполнение всех санитарно-гигиенических норм.

Для контроля над работой пищеблока созданы две комиссии, работающие каждая по своему плану и выполняющие разные функции. Прежде всего, это бракеражная комиссия. В её обязанности входит контроль за поступающей сырой и готовой продукцией, за условиями хранения полученных продуктов, их реализацией согласно срокам. В школе ведутся два бракеражных журнала: бракераж сырой и бракераж готовой продукции, журналы выдачи готовых порций, распределения не выданных порций и журнал предварительных заказов. Кроме того, бракеражная комиссия играет роль активного связующего звена между предприятием питания и столовой школы.

Для того чтобы все учащиеся получали питание горячим, работа школьной столовой организована по строгому графику, соблюдение которого контролируется комиссией.

Совсем иной функции у комиссии по контролю за организацией и качеством питания. Среди членов комиссий кроме администрации школы, учителей есть члены общешкольного родительского комитета и члены ученического совета. Деятельность данной комиссии имеет своей задачей организовать питание таким образом, чтобы выполнялись все требования санитарии и гигиены, а также требования, предъявляемые к питанию школьников различного возраста. Кроме того, данная комиссия является связующим звеном между школьно-базовым комбинатом питания и школьной администрацией. В задачи данной комиссии входит также выявление причин неполного питания всех учащихся, пропаганда здорового образа жизни, работа технологического оборудования и его исправность. Их совместная работа позволяет контролировать организацию питания в школе, его качество, вносить необходимые коррективы.

Соблюдение норм хранения продуктов и калорийности питания контролируется медицинским работником школы ежедневно. Кроме того, ведется санитарный журнал о допуске работников в столовой к работе. Ежемесячно ведется оформление документации и отчет за безналичные средства перед отделом питания.

Для лучшего понимания важности организации правильного питания в школе организуются выступления на Педагогическом совете, Совете школы, родительских и ученических собраниях, школьной газете и настенной печати.

Почему именно в школах следует принимать меры по улучшению питания?

Качественное питание укрепляет способность к учению и здоровье детей. Поскольку питание влияет на интеллектуальное развитие и способность к учению, здоровое питание является необходимым условием хорошей успеваемости в школе.

Школы играют жизненно важную роль, содействуя качественному питанию детей и предоставляя возможность для оказания им помощи . Часто школы более эффективно, квалифицированно, беспристрастно содействуют охране здоровья и здоровому питанию, чем какое-либо другое учреждение.

Мы знаем, как улучшить здоровье и самочувствие путем оказания помощи через школы. Тщательно составленные и внедренные учебные программы по медико-санитарному просвещению могут предотвратить формирование у детей вредных для здоровья форм поведения, касающихся, в том числе, питания, которые могут привести к заболеваниям, прослеживается улучшение посещаемости занятий и успеваемости.

Школы могут оказывать экономически эффективную помощь в области питания. Школьные здравоохранительные программы, обеспечивающие безопасные и недорогие услуги в этой области, представляют собой один из наиболее рентабельных видов инвестиций государства на здравоохранение.

Просвещение и здоровое питание для девочек положительно влияет на здоровье членов семьи. Самым важным фактором, влияющим на здоровье и качество питания ребенка, является уровень образования его матери.

Здоровое питание уменьшает опасность возникновения проблем со здоровьем, наиболее характерных для настоящего времени. Просвещение в области питания оказывает существенное влияние на формирование полезных для здоровья привычек в этой области, что, в свою очередь, ведет к уменьшению опасности возникновения болезней, связанных с питанием.

Образование и хорошее питание укрепляют экономику. Люди, имеющие полноценное питание и хорошее образование, работают с большей производительностью и, следовательно, повышают свое собственное материальное благосостояние и вносят больший вклад в национальную экономику.

Учитель начальных классов, заместитель директора по ВР Холина Ю.В.

Источник

Читайте также:  Междисциплинарные связи психологии здоровья
Adblock
detector