Меню

Организация охраны здоровья здоровых

Организация охраны здоровья здоровых

Тарасов Е.А. Научный консультант редакции журнала

Многие уже забыли, что в 2003 году Минздравом России была утверждена Концепция охраны здоровья здоровых в Российской Федерации. Что понимают под охраной здоровья здоровых и целесообразно ли выделение ее в отдельный вид профилактики рассказывается в представленной публикации.

Анализ состояния проблемы охраны здоровья здоровых в Российской Федерации доказывает ее безусловную актуальность как фактора национальной безопасности и стратегической цели отечественного здравоохранения. Данная проблема возникла в результате критически низкого уровня состояния популяционного здоровья и особенно усилилась в связи с разразившимся демографическим кризисом, наряду с прогрессирующей нехваткой сил и средств для обеспечения необходимого объема и качества медицинской помощи все более возрастающему потоку больных людей.

Ожидание высокой эффективности охраны здоровья здоровых в Российской Федерации основано на международном опыте внедрения профилактических программ и разработок, экономический эффект которых по данным ВОЗ достигает соотношения 1:8.

Экономическая целесообразность определяется также методологией оздоровительных мероприятий, основанной на преимущественном применении немедикаментозных технологий и ограничении приема лекарств.

Потребность в разработке Концепции здоровья здоровых в Российской Федерации (далее – Концепция) была вызвана также низким уровнем развития культуры здоровья у населения и сохраняющимся в обществе потребительским отношением к здоровью. Нет личной ответственности в части его сохранения и укрепления, у каждого конкретного индивида низки гигиенические навыки. Остается высоким уровень загрязнения окружающей природной среды. Медленно улучшается санитарное состояние городов и населенных пунктов, их благоустройство.

Неудовлетворительно выполняются мероприятия, направленные на охрану здоровья работающих граждан. Не налажено полноценное обеспечение населения доброкачественными пищевыми продуктами и питьевой водой.

В последние 25-30 лет прогрессируют социально зависимые и профессионально обусловленные дефекты здоровья населения (дизадаптивные синдромы, социально-экологическое утомление и переутомление, стрессогенные заболевания).

Недостаточное внимание уделяется развитию системы общественного здравоохранения, физической культуры и спорта, образованию в области формирования культуры здоровья.

Идея создания массовой рациональной системы оздоровления с выходом на индивидуальное самосознание, на образ жизни, на оперативный контроль за резервами здоровья, на формирование экономической ценности здоровья, на систему самооздоровления и эффективного применения здоровьесберегающих технологий до сих пор находится вне фокуса государственной политической доминанты.

Таким образом, потребность в охране здоровья здоровых в Российской Федерации определяется следующими основными обстоятельствами:

— необходимостью создания основ устойчивого экономического и духовного развития России, обеспечения высокого качества жизни народа, укрепления и развития генофонда нации;

— необходимостью обеспечения здоровой, активной и творческой жизни населения как основной задачи государственной социальной политики;

— признанием роли здоровья населения как стратегического потенциала, фактора национальной безопасности, стабильности и благополучия общества;

— необходимостью ориентации на здоровье как социальное свойство личности, обеспечивающее в условиях рыночной экономики конкурентоспособность, благополучие семьи, профессиональное долголетие, обеспеченную старость;

— приданием здоровью полисистемного свойства, включающего: человека развивающегося, как источника интеллектуальных ресурсов нации; экономику как структуру реализации благополучия нации; экологию как совокупность необходимых физических и химических условий окружающей среды; социальную политику как механизм регуляции приоритетов охраны здоровья здорового человека;

— необходимостью формирования культуры здоровья, раскрытия механизмов сохранения, формирования и укрепления здоровья в процессе индивидуального развития и реализации потенциала человека с учетом генетических, физиологических, психологических, интеллектуальных, генеративных функций.

Охрана и укрепление здоровья здоровых проводится в отношении граждан Российской Федерации, как абсолютно здоровых (5-7%), так и имеющих 1-2 заболевания в состоянии стойкой ремиссии (55-70%).

Читайте также:  Вывод по неделе здоровья

Из числа последних наиболее многочисленна часть населения, имеющая дизадаптационные явления, состояние хронической усталости, явления утомления и переутомления, снижение умственной и физической работоспособности. Названные состояния при продолжающемся воздействии физических и социальных факторов с высокой вероятностью приводят к обострению основного заболевания, развитию сопутствующих. Концепция должна была концентрировать и развивать указанные направления деятельности по охране и укреплению здоровья здорового населения, определяет основные направления развития экспресс-диагностики уровней здоровья, пути сохранения и увеличения функциональных резервов человека, принципы создания индивидуальных и популяционных систем оздоровительных технологий.

Целью Концепции охраны здоровья здорового человека в Российской Федерации было провозглашено создание системы формирования, активного сохранения, восстановления и укрепления здоровья людей, реализации потенциала здоровья для ведения активной производственной, социальной и личной жизни направленных на снижение преждевременной смертности, заболеваемости, инвалидизации населения, увеличение средней продолжительности и качества жизни, улучшение демографической ситуации в стране.

Исходя их цели были разработаны следующие задачи:

— разработка перспективных и увеличение объема существующих оздоровительных мероприятий по укреплению здоровья и профилактике заболеваний;

— укрепление, сохранение здоровья, сокращение сроков восстановления здоровья (сниженных функциональных резервов) путем внедрения в практику здравоохранения современных методов экспресс

— диагностики и комплексных оздоровительных технологий с использованием всего арсенала немедикаментозных средств;

— развитие и сохранение трудового потенциала страны, реализация человеком своих способностей, формирование и сохранение профессионального здоровья, профессионального долголетия;

— увеличение продолжительности жизни населения за счет поддержания резервов здоровья И здоровьесберегающих технологий, путем сокращения заболеваемости и травматизма, предупреждения преждевременной и предотвратимой смертности, в первую очередь, в трудоспособных и детских возрастах;

— определение способностей, индивидуальности, формирование личности человека, мотивации к труду и здоровому образу жизни, уверенности в своем здоровье для достижения высоких результатов;

— обеспечение межведомственного и многоуровневого подходов в вопросах повышения качества жизни, улучшения условий труда, быта и отдыха населения, формирования здорового образа жизни.

Для успешной реализации Концепции было предложено руководствоваться следующими принципами:

— доступность мероприятий по экспресс-оценке состояния здоровья и оздоровлению населения вне зависимости от социального статуса граждан, уровня их доходов и места жительства;

— приоритет оздоровительных и профилактических мер в области общественного здравоохранения;

— непрерывность оздоровительных мероприятий в течение всей жизни человека; ответственность человека за свое здоровье и здоровье своих близких;

— реализация внутренней гармонии физического, психического, духовного состояния человека, а также гармонии с экологической и социальной средой;

— направленность на количественную оценку резервных возможностей организма и их коррекцию для реализации человеком потенциала здоровья;

— консолидация действий органов исполнительной власти всех уровней, организаций и граждан по формированию и реализации комплексных программ охраны здоровья здорового человека;

— многоуровневый подход к организации оздоровительных и профилактических мероприятий с учетом как общих потребностей населения страны в целом, так и специфических особенностей населения различных регионов, отдельных социальных, профессиональных и возрастных групп;

— единство всей системы охраны здоровья независимо от территориальных и ведомственных разграничений;

— единство медико-профилактической, оздоровительной и экономической эффективности системы охраны и укрепления здоровья здоровых.

Основные направления деятельности в области охраны здоровья здорового человека

Стратегия в области охраны здоровья здорового человека предусматривает право человека на здоровье, системное развитие здравоохранения, развитие межотраслевого сотрудничества в формировании и реализации потенциала здоровья человека.

Ключевой проблемой для всех направлений охраны здоровья является формирование культуры здоровья, повышение престижности здоровья, самосознание ценности здоровья как фактора жизнестойкости, активного долголетия.

Читайте также:  Как у него здоровье у бориса моисеева

Наиболее приоритетным направлением является повышение уровня психофизического состояния здоровья, поддержание оптимальной работоспособности, качества жизни населения и достижения индивидуумом генетически детерминированной продолжительности жизни, обеспечивающего в конечном итоге:

— потребность к более здоровому образу жизни;

— культурный, социальный и экономический мотив к сохранению и укреплению здоровья;

— взаимодействие граждан с работодателями, страховыми компаниями и государственными структурами.

Приоритетными направлениями деятельности при охране здоровья здоровых являются:

— создание всеми доступными информационными, административными, финансовыми, правовыми средствами социально нравственной доминанты в индивидуальном, коллективном сознании на ценность здоровья как национальную черту, как на личную ответственность перед собой, семьей и государством. Объектом воздействия является индивидуальное сознание, особенности ведущих черт личности, моральные ценности, групповые пристрастия, здоровые мотивы и потребности, родительская любовь, стремление к самодостаточности, здоровый эгоцентризм, традиции, обычаи, ритуалы, привычки, патриотический менталитет в образе жизни цивилизованной страны;

— поддержание творческой и трудовой активности как нормативной силы общества;

— организация культуры образа жизни для воспроизводства здоровья;

— поддержание социального статуса семьи как источника сохранения генофонда;

— приоритетность в сохранении профессионализма как результат здоровья;

— создание программ «здоровье нации» путем приоритетов страховой, налоговой политики, экономического регулирования финансового обеспечения образования, медицины, культуры.

— придание здоровью ценности человека в достижении экономических целей, поставленных работодателями. Здоровый человек как экономическая единица — это высокая работоспособность, психическая выносливость, социальная устремленность к исполнению профессиональных обязанностей. Здоровье — это природная база профессионального долголетия, которая напрямую зависит от соответствия культуры образа жизни требованиям профессии, от уровня научно-обоснованных норм труда, поддерживающих психофизиологический потенциал и способности к конкретному виду труда.

Основное содержание экономической политики — работодатель и наемный рабочий в равной степени несут ответственность за здоровье, только работодатель больше за общественное здоровье, а наемный рабочий — за индивидуальное.

В области восстановительной и профилактической медицины:

Субъектом становится преимущественно не больной, а здоровый человек. В условиях рыночной экономики восстановительная и профилактическая медицина приобретает статус производственной отрасли, т.е. ее функция — воспроизводство трудового ресурса нации, развития здоровья, профессионального долголетия, безопасности труда, уменьшения потока больных. В случае снижения функциональных резервов приоритетными становятся: ранняя диагностика текущего состояния и уровней здоровья, комплексное и эффективное оздоровление и полное восстановление трудоспособности человека.

Концепция была направлена на все слои населения и включала следующие приоритеты:

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ: НОВОРОЖДЕННЫХ, ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО И ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, что обеспечит им более здоровое начало жизни. Риск развития врожденных аномалий у детей на четверть обусловлены генетическими отклонениями и условиями среды, важным фактором становится злоупотребление матери алкоголем и наркотиками. Основными причинами смерти детей первого года жизни являются отдельные состояния, возникающие в перинатальном периоде и врожденные аномалии. Среди детей старше 1 года — болезни органов дыхания, в т.ч. пневмонии, внешние причины. Смерть от внешних причин во многом зависит от социального статуса семьи, образа жизни родителей. Кроме того, от образа жизни зависит потенциальная опасность ВИЧ-инфицирования и наркотической зависимости новорожденного.

ЗДОРОВЬЕ МОЛОДЕЖИ. Молодежь должна быть более здоровой и лучше подготовлена к тому, чтобы выполнять свои обязанности в обществе. Необходимо учитывать, что в подростковом возрасте закладывается отношение к питанию, физкультуре, курению, формируется образ жизни, сексуальное поведение и одновременно проявляются факторы риска хронических заболеваний старшего возраста. Резко изменяется структура угроз здоровью, включающих алкоголь и наркотики, правонарушения, групповое насилие и нежелательную беременность. Особого внимания заслуживает репродуктивное здоровье женщин и качество потомства, для достижения которого наиболее значимо: грамотное планирование семьи, включая предотвращение нежелательной беременности, обеспечение безопасного материнства, профилактика детской инвалидности.

Читайте также:  Что составляет здоровье человека ответы

УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ РАБОТОСПОСОБНОГО НАСЕЛЕНИЯ. Значительное и устойчивое сокращение числа травм, случаев инвалидности и смерти в результате несчастных случаев и актов насилия, отравлений и травм, основных неинфекционных заболеваний (болезни системы кровообращения, болезни органов дыхания, болезни органов пищеварения). Именно в этом возрасте разница в смертности российского населения и населения развитых стран максимальна.

СОХРАНЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ В ПОЖИЛОМ ВОЗРАСТЕ. Люди в возрасте старше 60 лет должны иметь возможность полностью реализовать имеющийся у них потенциал в отношении собственного здоровья и выполнять активную социальную роль в обществе. Для пожилых людей особую значимость представляет увеличение сроков жизни, свободной от инвалидности, в таком состоянии здоровья, которое позволяет сохранять независимость, самоуважение и свое место в обществе.

Важным направлением является совершенствование законодательства Российской Федерации. Законодательного обеспечения требует экономическая стратегия, способствующая развитию программ укрепления здоровья и профилактики заболеваний. Законодательством должно также предусматриваться создание благоприятных экономических условий для организаций, реализующих программы укрепления здоровья и профилактики заболеваний среди работников, а также для инвесторов, направляющих свои средства на улучшение социальных условий и состояния окружающей среды, способствующих здоровому образу жизни.

Необходимо принятие решений о проведении структурных и организационных преобразований в системе здравоохранения с целью проведения предупредительных мероприятий, направленных на охрану здоровья населения и профилактику заболеваний. В этой связи приоритетным направлением является создание соответствующей службы в системе здравоохранения, включая все необходимые ее составляющие: структуру профильных организаций и подразделений, табель оснащения, ресурсные обеспечения, подготовку кадров, порядок финансирования, взаимодействия со страховыми компаниями, преемственность с другими службами и организациями. Основным социальным механизмом, обеспечивающим успех охраны здоровья является нормативно-правовая база в области охраны здоровья. Созидательная суть законов, норм, прав регламентирующих, охрану здоровья работающих граждан, основывается на принципах медицины труда и сводится к формированию у работодателя отношения к здоровью работника как экономическому механизму повышения результативности и качества труда, снижению затрат на лечение и штрафы за нарушение стандартов охраны здоровья, которые должны предусматривать:

— стандарты к профессиональному здоровью работника (в первую очередь, для профессий с особо вредными условиями, для опасных профессий);

— стандарты, нормативы к условиям труда, средствам труда, среде обитания, регулирующие взаимоотношения наемного работника с работодателями;

— закон, определяющий правовые взаимодействия работодателя для любого вида собственности и работника в случае утраты здоровья, полученного увечья, болезни, в том числе экологически обусловленной;

— отбор лиц, работающих во вредных и опасных профессиях, нормативный уровень их обеспечения техническими средствами защиты, жизнеобеспечения, спасения.

Как видно, Концепция должна была стать основой для разработки комплекса мероприятий в области охраны и укрепления здоровья здорового населения, предусматривающих объединение усилий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федераций, органов местного самоуправления, организаций и самих граждан. Однако этого из-за ряда объективных и субъективных причин не произошло. Тем не менее, многие принципы и подходы, содержащиеся в Концепции, начинают находить свое практическое воплощение в настоящее время в рамках реализации профилактической направленности деятельности Минздравсоцразвития России, территориальных органов управления и учреждений здравоохранения.

Источник

Adblock
detector